15818

SQL Server 2005. Программирование на T-SQL

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

SQL Server 2005. Программирование на TSQL Программирование на TSQL Синтаксис и соглашения TSQL. Правила формирования идентификаторов Все объекты в SQL Server имеют имена идентификаторы. Примерами объектов являются таблицы представления хранимые процедуры и т.д. Идентификато

Русский

2013-06-18

78.5 KB

20 чел.

SQL Server 2005. Программирование на T-SQL

Программирование на T-SQL

 

Синтаксис и соглашения T-SQL. Правила формирования идентификаторов

Все объекты в SQL Server имеют имена (идентификаторы). Примерами объектов являются таблицы, представления, хранимые процедуры и т.д. Идентификаторы могут включать до 128 символов, в частности, буквы, символы _ @ $ # и цифры. Первый символ всегда должен быть буквенным. Для переменных и временных таблиц используются специальные схемы именования. Имя объекта не может содержать пробелов и совпадать с зарезервированным ключевым словом SQL Server, независимо от используемого регистра символов. Путем заключения идентификаторов в квадратные скобки, в именах объектов можно использовать запрещенные символы.

 Завершение инструкции. Стандарт ANSI SQL требует помещения в конце каждой инструкции точки с запятой. В то же время при программировании на языке T-SQL точка с запятой не обязательна.

 Комментарии
Язык T-SQL допускает использование комментариев двух стилей: ANCI и языка С. Первый из них начинается с двух дефисов и заканчивается в конце строки:

 -- Это однострочный комментарий стиля ANSI

 Также комментарии стиля ANSI могут вставляться в конце строки инструкции:

 SELECT CityName – извлекаемые столбцы FROM City – исходная таблица WHERE IdCity = 1; -- ограничение на строки

 Редактор SQL может применять и удалять комментарии во всех выделенных строках. Для этого нужно выбрать соответствующие команды в меню Правка или на панели инструментов .

 Комментарии стиля языка С начинаются с косой черты и звездочки (/*) и заканчиваются теми же символами в обратной последовательности. Этот тип комментариев лучше использовать для комментирования блоков строк, таких как заголовки или большие тестовые запросы.

 /*Пример
многострочного
комментария
*/

 Одним из главных достоинств комментариев стиля С является то, что многострочные запросы в них можно выполнять, даже не раскомментируя.

 Пакеты T-SQL

Запросом называют одну инструкцию T-SQL, а пакетом — их набор. Вся последовательность инструкций пакета отправляется серверу из клиентских приложений как одна цельная единица.
SQL Server рассматривает весь пакет как рабочую единицу. Наличие ошибки хотя бы в одной инструкции приведет к невозможности выполнения всего пакета. В то же время грамматический разбор не проверяет имена объектов и схем, так как сама схема может измениться в процессе выполнения инструкции.

 Файл сценария SQL и окно анализатора запросов (Query Analyzer) может содержать несколько пакетов. В данном случае все пакеты разделяют ключевые слова терминаторов. По умолчанию этим ключевым словом является GO, и оно должно быть единственным в строке. Все другие символы (даже комментарии) нейтрализуют разделитель пакета.

Отладка T-SQL

 Когда редактор SQL обнаруживает ошибку, он отображает ее характер и номер строки в пакете. Дважды щелкнув на ошибке, можно сразу же переместиться к соответствующей строке.

 В утилиту Management Studio версии SQL Server 2005 не включен отладчик языка T-SQL, — он присутствует в пакете Visual Studio.
SQL Server предлагает несколько команд, облегчающих отладку пакетов. В частности, команда PRINT отправляет сообщение без генерации результирующего набора данных. Команду PRINT можно использовать для отслеживания хода выполнения пакета. Когда анализатор запросов находится в режиме сетки, выполните следующий пакет:

 SELECT CityName FROM City WHERE IdCity = 1;

PRINT 'Контрольная точка';

 Результирующий набор данных отобразится в сетке и будет состоять из одной строки. В то же время во вкладке «Сообщения» отобразится следующий результат:

 (строк обработано: 1) Контрольная точка

 Переменные
Переменные T-SQL создаются с помощью команды DECLARE, имеющей следующий синтаксис:

 DECLARE @Имя_Переменной Тип_Данных [, @Имя_Переменной Тип_Данных, …]

 Все имена локальных переменных должны начинаться символом @. Например, для объявления локальной переменной UStr, которая хранит до 16 символов Unicode, можно использовать следующую инструкцию:

 DECLARE @UStr varchar(16)

 Используемые для переменных типы данных в точности совпадают с существующими в таблицах. В одной команде DECLARE через запятую может быть перечислено несколько переменных. В частности в следующем примере создаются две целочисленные переменные a и b:

 DECLARE
@a
int, @b int

 Область определения переменных (т.е. срок их жизни) распространяется только на текущий пакет. По умолчанию только что созданные переменные содержат пустые значения NULL и до включения в выражения должны быть инициализированы.

 Задание значений переменных

В настоящее время в языке SQL предусмотрены два способа задания значения переменной — для этой цели можно использовать оператор SELECT или SET. С точки зрения выполняемых функций эти операторы действуют почти одинаково, не считая того, что оператор SELECT позволяет получить исходное присваиваемое значение из таблицы, указанной в операторе SELECT.
Оператор SET обычно используется для задания значений переменных в такой форме, какая более часто встречается в процедурных языках. В качестве типичных примеров применения этого оператора можно указать следующие:

 SET @a = 1;

SET @b = @a * 1.5

 Обратите внимание на то, что во всех этих операторах непосредственно осуществляются операции присваивания, в которых используются либо явно заданные значения, либо другие переменные. С помощью оператора SET невозможно присвоить переменной значение, полученное с помощью запроса; запрос должен быть выполнен отдельно и только после этого полученный результат может быть присвоен с помощью оператора SET. Например, попытка выполнения такого оператора вызывает ошибку:

 DECLARE @c int

SET @c = COUNT(*) FROM City

SELECT @c

 а следующий оператор выполняется вполне успешно:

 DECLARE @c int

SET @c = (SELECT COUNT(*) FROM City)

SELECT @c

 Оператор SELECT обычно используется для присваивания значений переменным, если источником информации, которая должна быть сохранена в переменной, является запрос. Например, действия, осуществляемые в приведенном выше коде, гораздо чаще реализуются с помощью оператора SELECT:

 DECLARE @c int

SELECT @c = COUNT(*) FROM City

SELECT @c

 Обратите внимание на то, что данный код немного понятнее (в частности, он более лаконичен, хотя и выполняет те же действия).
Таким образом, можно, сформулировать следующее общепринятое соглашение по использованию того и другого оператора.

 Оператор SET используется, если должна быть выполнена простая операция присваивания значения переменной, т.е. если присваиваемое значение уже задано явно в форме определенного значения или в виде какой-то другой переменной.

 Оператор SELECT применяется, если присваивание значения переменной должно быть основано на запросе.

 Использование переменных в запросах SQL
Одним из полезных свойств языка T-SQL является то, что переменные могут использоваться в запросах без необходимости создания сложных динамических строк, встраивающих переменные в программный код. Динамический SQL продолжает свое существование, но одиночное значение можно изменить проще — с помощью переменной.
Везде, где в запросе может использоваться выражение, может использоваться и переменная. В следующем примере продемонстрировано использование переменной в предложении WHERE:

 DECLARE @IdProd int;

SET @IdProd = 1;

SELECT [Description] FROM Product WHERE IdProd = @IdProd;

 Глобальные системные переменные 

В SQL Server имеется более тридцати глобальных переменных, не имеющих параметров, которые определяются и поддерживаются системой. Все глобальные переменные имеют префикс в виде двух символов @. Вы можете извлечь значение любой из них с помощью простого запроса SELECT, как в следующем примере:

 SELECT @@CONNECTIONS

  Здесь используется глобальная переменная @@CONNECTIONS для извлечения количества подключений к SQL Server со времени запуска программы.

 Среди наиболее часто применяемых системных переменных можно отметить следующие:

 @@ERROR - Содержит номер ошибки, возникшей при выполнении последнего оператора T-SQL в текущем соединении. Если ошибка не обнаружена, содержит 0. Значение этой системной переменной переустанавливается после выполнения каждого очередного оператора. Если требуется сохранить содержащееся в ней значение, то это значение следует переносить в локальную переменную сразу же после выполнения оператора, для которого должен быть сохранен код ошибки.

  •  @@IDENTITY - Содержит последнее идентификационное значение, вставленное в базу данных в результате выполнения последнего оператора INSERT. Если в последнем операторе INSERT не произошла выработка идентификационного значения, системная переменная @@IDENTITY содержит NULL. Это утверждение остается справедливым, даже если отсутствие идентификационного значения было вызвано аварийным завершением при выполнении оператора. А если с помощью одного оператора осуществляется несколько операций вставки, этой системной переменной присваивается только последнее идентификационное значение.
  •  @@ROWCOUNT - Одна из наиболее широко используемых системных переменных. Возвращает информацию о количестве строк, затронутых последним оператором. Обычно применяется для контроля ошибок, отличных от тех, которые относятся к категории ошибок этапа прогона программы. Например, если в программе обнаруживается, что после вызова на выполнение оператора DELETE с конструкцией WHERE количество затронутых строк равно нулю, то можно сделать вывод, что произошло нечто непредвиденное. После этого сообщение об ошибке может быть активизировано вручную.

! Следует отметить, что с версии SQL Server 2000 глобальные переменные принято называть функциями. Название глобальные сбивало пользователей с толку, позволяя думать, что область действия таких переменных шире, чем у локальных. Глобальным переменным часто ошибочно приписывалась возможность хранить информацию, независимо от того, включена она в пакет либо нет, что, естественно, не соответствовало действительности.

 Средства управления потоком команд. Программные конструкции

В языке T-SQL предусмотрена большая часть классических процедурных средств управления ходом выполнения программы, в т.ч. условная конструкция и циклы.

 Оператор IF. . . ELSE

 Операторы IF. . .ELSE действуют в языке T-SQL в основном так же, как и в любых других языках программирования. Общий синтаксис этого оператора имеет следующий вид:

 IF Логическое выражение SQL инструкция I BEGIN Блок SQL инструкций END [ELSE SQL инструкция | BEGIN Блок SQL инструкций END]

 В качестве логического выражения может быть задано практически любое выражение, результат вычисления которого приводит к возврату булева значения.

 Следует учитывать, что выполняемым по условию считается только тот оператор, который непосредственно следует за оператором IF (ближайшим к нему). Вместо одного оператора можно предусмотреть выполнение по условию нескольких операторов, объединив их в блок кода с помощью конструкции BEGIN…END.

 В приведенном ниже примере условие IF не выполняется, что предотвращает выполнение следующего за ним оператора.

 IF 1 = 0

PRINT 'Первая строка'

PRINT 'Вторая строка'

 Необязательная команда ELSE позволяет задать инструкцию, которая будет выполнена в случае, если условие IF не будет выполнено. Подобно IF, оператор ELSE управляет только непосредственно следующей за ним командой или блоком кода заключенным между BEGIN…END.

 Несмотря на то, что оператор IF выглядит ограниченным, его предложение условия может включать в себя мощные функции, подобно предложению WHERE. В частности это выражения IF EXISTS().

 Выражение IF EXISTS() использует в качестве условия наличие какой-либо строки, возвращенной инструкцией SELECT. Так как ищутся любые строки, список столбцов в инструкции SELECT можно заменить звездочкой. Этот метод работает быстрее, чем проверка условия @@ROWCOUNT>0, потому что не требуется подсчет общего количества строк. Как только хотя бы одна строка удовлетворяет условию IF EXISTS(), запрос может продолжать выполнение.

 В следующем примере выражение IF EXISTS используется для проверки наличия у клиента с кодом 1 каких-либо заказов перед удалением его из базы. Если по данному клиенту есть информация хотя бы по одному заказу, удаление не производится.

 IF EXISTS(SELECT * FROM [Order] WHERE IdCust = 1)
PRINT 'Невозможно удалить клиента поскольку в базе имеются связанные с ним записи'
ELSE
BEGIN
DELETE Customer
WHERE IdCust = 1
PRINT 'Удаление произведено успешно'
END

 Операторы WHILE, BREAK и CONTINUE

Оператор WHILE в языке SQL действует во многом так же, как и в других языках, с которыми обычно приходится работать программисту. По сути, в этом операторе до начала каждого прохода по циклу проверяется некоторое условие. Если перед очередным проходом по циклу проверка условия приводит к получению значения TRUE, осуществляется проход по циклу, в противном случае выполнение оператора завершается.

 Оператор WHILE имеет следующий синтаксис:

 WHILE Логическое выражение SQL инструкция I [BEGIN [BREAK] Блок SQL инструкций [CONTINUE] END]

 Безусловно, с помощью оператора WHILE можно обеспечить выполнение в цикле только одного оператора (по аналогии с тем, как обычно используется оператор IF), но на практике конструкции WHILE, за которыми не следует блок BEGIN. . .END, соответствующий полному формату оператора, встречаются редко.

 Оператор BREAK позволяет немедленно выйти из цикла, не ожидая того, как будет выполнен проход до конца цикла и произойдет повторная проверка условного выражения.

 Оператор CONTINUE позволяет прервать отдельную итерацию цикла. Кратко можно описать действие оператора CONTINUE так, что он обеспечивает переход в начало цикла WHILE. Сразу после обнаружения оператора CONTINUE в цикле, независимо от того, где он находится, происходит переход в начало цикла и повторное вычисление условного выражения (а если значение этого выражения больше не равно TRUE, осуществляется выход из цикла).

 Следующий короткий сценарий демонстрирует использование оператора WHILE для создания цикла:

 DECLARE @Temp int; SET @Temp = 0; WHILE @Temp < 3 BEGIN PRINT @Temp; SET @Temp = @Temp + 1; END

 Здесь в цикле целочисленная переменная @Temp увеличивается с 0 до 3 и на каждой итерации ее значение выводится на экран.

 Оператор RETURN 


Оператор RETURN используется для останова выполнения пакета, а следовательно, хранимой процедуры и триггера (рассматриваются в следующих лабораторных занятиях).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67026. Формула професійного успіху (рольова гра «Зустріч у шкільному центрі зайнятості») 236.5 KB
  Ви мабуть замислювались над питанням, що робить людину успішною у наш стрімкий час. Одним із показників успішності є вибір професії. Я вважаю, що саме вибір професії – тяжкий та відповідальний крок у житті кожної людини – знайти своє місце у майбутній долі.
67027. Літературний вечір «Украдене щастя» (інсценізація однойменної драми Івана Франка) 64 KB
  Мета: розкрити глибину філософського змісту драми Івана Франка «Украдене щастя»; розвивати вміння аналізувати художній твір, творчі здібності учнів, навички акторської майстерності; виховувати любов до українського слова, традицій рідного краю.
67028. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 645.5 KB
  Корпоративная культура может играть решающую роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение целей, но также может стать тормозом ее дальнейшего развития, поэтому особую актуальность в настоящее время приобрел вопрос возможности воздействия на процессы формирования, поддержания или изменения корпоративной культуры...
67029. Шкільний проект духовно – морального виховання 256.5 KB
  Вічним джерелом цієї проблеми є нестримне прагнення кожної людини визначитись з основами своєї діяльностіпоказати те чому завдячує людинароблячи той чи інший крок у своєму житті. Невідємною ланкою духовності людини є її культура. Поняття культура нерозривно повязане з усіма видами діяльності людини: політичнимекономічним правовим релігійним етичним художнім тощо.
67030. Путь к гармонии 100 KB
  Оборудование: мини-проекты толковый словарь правила Шаги к успеху и гармонии эмоциональный термометр индикаторы настроения ступенчатая шкала Этапы пути к гармонии. А чтобы достигнуть всего этого человек прежде всего должен находиться в гармонии с самим собой.
67031. Не руйнуй гармонії земної 107.5 KB
  Глобальною проблемою стали кислотні дощі, які гублять рослинність, знищують життя в прісних водах, це і негативні наслідки науково-технічної революції, неконтрольоване зростання населення Землі, кількість якого вже перевищила критичну межу, дедалі більше забруднення атмосфери, гідросфери.
67032. Що таке гендерна рівність? Всі ми – різні, але всі ми – однакові 4.19 MB
  Мета: ознайомити дітей з поняттями “гендер”, “гендерна рівність” та основами гендерно-правового законодавства України. Формувати в учнів інтерес до навчання з даної теми. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність та толерантне ставлення один до одного, бажання приносити користь у суспільстві.
67033. Я люблю географію 100.5 KB
  Організаційний момент Сьогодні між командами змагання Нехай образ не буде серед вас Бо переможцем або переможеним Сьогодні може бути хтось із вас. За кожну правильну відповідь команда отримує 1 бал а за музичний конкурс 2 бали. 1 раунд Географічний лікбез командам прпонується однакове завдання: необхідно на слух правильно написати географічну...
67034. Географічна гра «Щасливий випадок» 69 KB
  Мета гри – дає можливість перевірити рівень засвоєних знань,виявити вміння застосовувати набуті знання, розвивати інтерес і пізнавальну діяльність учнів,сприяє розвитку навичок спілкування між підлітками. В грі приймають участь 2 команди по 5-6 учнів в кожній.