15834

Выбор ПО для автоматизации управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выбор ПО для автоматизации управления Вступление Современная жизнь состоит из альтернатив. Мы постоянно чтото выбираем. Это относится и к нашему быту и к профессиональной деятельности. В простых ситуациях мы даже не задумываемся что выбрать и как это сделать в сложн...

Русский

2013-06-18

97.5 KB

0 чел.

Выбор ПО для автоматизации управления

Вступление

Современная жизнь состоит из альтернатив. Мы постоянно что-то выбираем. Это относится и к нашему быту, и к профессиональной деятельности. В простых ситуациях мы даже не задумываемся, что выбрать и как это сделать, в сложных – мы выстраиваем целые системы принятия решений и разрабатываем для этого математический аппарат.

Думаю, Вы согласитесь со мной, что выбор программного обеспечения (ПО) для автоматизации управления предприятием или, более точно, для поддержки Информационной Системы Управления (ИСУ) - задача не совсем простая даже для небольших предприятий. И дело здесь даже не в сложности объекта выбора как такового, а большей частью, в том, что от этого объекта могут сильно зависеть результаты деятельности Вашего предприятия.

В прессе, в Интернет и другой литературе Вы можете найти множество материалов и статей, посвященных данной тематике, но, несмотря на все это, опыт общения с основной массой наших потенциальных клиентов показывает, что пробелы в этой области еще довольно значительны.

Эта статья родилась на основе реальных проектов, как моих, так и совместных с коллегами, а также прочитанных мною семинаров, посвященных решению задачи выбора. Естественно, что в рамках короткой статьи обсудить все проблемы, связанные с процессом выбора ПО для ИСУ сложно, поэтому остановимся на ПРОЦЕДУРЕ выбора программного обеспечения для автоматизации управления предприятием. Т.е. рассмотрим работы, которые, по-нашему мнению, должны быть выполнены на этом проекте и выскажем наши рекомендации по проведению этих работ.

Зачем это надо? В настоящее время стоимость программных продуктов и их внедрения довольно высока. Если же рассмотреть все остальные затраты, связанные с процессом автоматизации, то суммы получатся еще больше. Исходя из этого, руководители должны быть уверены, что деньги на автоматизацию будут потрачены не зря. Т.е. в результате, мы получаем объективный, обоснованный со всех точек зрения выбор. Кроме того, решается вопрос оптимального использования бюджетов, выделенных на автоматизацию.

Будем считать, что предприятию действительно необходимо проводить выбор ПО для автоматизации, что существующие проблемы могут и должны быть решены путем автоматизации, и что имеющееся ПО непригодно для дальнейшего использования. Это важно, так как очень часто руководители считают, что купив и внедрив программу, они смогут решить свои проблемы. Думаю, вы согласитесь, что почти бессмысленно, например, покупать и внедрять ПО для бюджетирования, если сам процесс бюджетирования, как таковой, отсутствует на предприятии.

Рассмотрим процесс выбора, как некоторый проект. Все работы по этому проекту можно разделить на три фазы: планирование выбора, подготовка выбора, осуществление выбора.

Во время первой фазы осуществляется детальное планирование всех ресурсов, формирование проектной группы (на базе инициативной группы или под руководством инициатора проекта), распределение ролей.

Во время второй фазы формируются цели внедрения и требования к ПО, разрабатываются критерии сравнения, определяется класс ПО.

И на последней фазе вы определяете требования к поставщикам и изучаете их возможности, организовываете презентации ПО, разрабатываете и осуществляете запросы на коммерческое предложение, проводите анализ поступивших коммерческих предложений.

Результатом первой фазы является расширенный план работ по выбору, который включает в себя и уточненные рамки проекта (бюджетные и временные). Результатом второй фазы – выбранный программный продукт или несколько продуктов одного класса. И результатом работ последней фазы – коммерческое предложение от поставщика (поставщиков).

Рассмотрим состав работ по этим фазам более подробно.

Планирование выбора.

Бюджет

Одним из факторов, ограничивающим наши желания и возможности, являются деньги, точнее уровень финансирования, необходимый для удовлетворения желаний и реализации возможностей. Поэтому, прежде всего, определитесь с бюджетом проекта автоматизации. На этом этапе нет необходимости делать детальный бюджет. Достаточно будет определиться с порядком сумм, выделяемых на автоматизацию. В общем случае, бюджет, выделяемый на такой проект, может зависеть от:

  •  финансового состояния предприятия;
  •  уровня использования информационных технологий в бизнесе компании или, другими словами, зависимости результатов бизнеса от использования ИТ;
  •  целей проведения автоматизации;
  •  желания и понимания руководства и собственников;
  •  ожидаемого эффекта от проекта;

Однако будьте готовы к тому, что на проведение проекта комплексной автоматизации необходимо будет потратить 1-5% от годового оборота Вашего предприятия, а в некоторых случаях и больше.

Встречаются ситуации, когда говорят, что мы сначала определимся с программой, а там будем говорить о деньгах. Естественно, что такой подход имеет право на жизнь, но только в одном случае, когда финансовые возможности Вашего предприятия просто безграничны, никто не планирует заранее их использование и никто не оценивает эффективность их использования. Согласитесь, такое бывает не слишком часто. Когда Вы отправляетесь за покупками в магазин или выбираете бытовую технику, или покупаете автомобиль, то для себя Вы устанавливаете некоторые ценовые рамки покупки, т.е. ограничиваете свои потребности возможностями. Так почему, когда речь идет о ПО, не определить точно такие же рамки.

Полезно будет провести распределение суммы бюджета по статьям. Это можно сделать в процентном выражении, так как точной суммы пока еще нет.

Очень часто график платежей не равномерный, а имеет некоторые пики по единовременным выплатам. Это может создавать дополнительные сложности с финансированием работ и покупок. Поэтому согласуйте с руководством максимально возможные суммы для единовременных выплат и при переговорах с поставщиками постарайтесь сгладить эти пики.

Люди

На данном этапе необходимо определить ключевых сотрудников и других участников проекта, которые будут работать вместе с Вами во время проведения выбора. Если проект масштабный, то необходимо будет создавать некую виртуальную структуру – проектную группу, со своей администрацией и исполнителями, которая будет осуществлять не только работы по выбору, но и впоследствии участвовать во внедрении и сопровождении программного обеспечения.

Определите, кто будет готовить решение, а кто принимать решение. Выясните, что необходимо руководству для принятия решения. Достаточно ли будет только Ваших рекомендаций или потребуется составление развернутого отчета с детальной сравнительной характеристикой программ.

Выделите сотрудников, которые будут принимать участие в презентациях программных продуктов. Проведите собрание с проектной группой и проинформируйте ее участников о новом проекте, его основных этапах и работах, конечном результате. Такая работа позволит немного сгладить сопротивление сотрудников будущим переменам.

Зафиксируйте эти назначения. Для этого необходимо издать приказ по предприятию, в котором будут отражены как назначения, так и цели. В дальнейшем такой приказ окажет Вам ощутимую поддержку при проведении работ.

Время

Следующий шаг – это планирование временных рамок проекта.

Учитывайте при планировании загрузку сотрудников текущей работой и календарь руководства.

Четко распланируйте сроки выбора, принятия решения и начала внедренческого проекта.

Главное, постарайтесь не допускать, чтобы проект “поплыл”. Добивайтесь соблюдения сроков, для этого используйте метод ключевых точек (вех) по проекту, протоколируйте все совещания и собрания. Обращайте внимание на исполнительскую дисциплину, как рядовых сотрудников, так и РУКОВОДСТВА.

Понятно, что все сотрудники и особенно руководители – люди занятые, но добивайтесь признания важности и значимости этого проекта (здесь Вам немного поможет изданный приказ, о котором мы говорили немного выше). Это создаст соответствующую психологическую атмосферу и настрой, позволит “приучить” людей к порядку. Такой опыт будет полезен и даже очень пригодится Вам на проекте внедрения. Помните, что увеличение сроков проекта – это снижение эффективности вложенных средств.

Осуществление выбора

После того, как все спланировано, Вы готовы приступить к основным работам – выбору ПО.

Исполнителем работ уже будет проектная группа. Хочу заострить Ваше внимание на том, что ограничивающим фактором во время выбора ПО, является также бюджет проекта автоматизации. Отсюда вывод – сопоставляйте требования и возможности.

Разработка целей

Не просто ВАЖНО, а жизненно необходимо в самом начале определиться с целями внедрения. Они, как правило, совпадают с целями бизнеса компании, по крайней мере, должны совпадать. На их основе и под их влиянием будут разрабатываться требования к ПО, определяться этапы внедрения, точнее очередность и логические рамки этапов.

Вы должны для себя ответить на вопрос, с какой целью Вы ввязываетесь в это сложное, но важное дело – внедрение ПО для автоматизации управления? Если Вы не можете сформулировать цель, то, скорее всего, автоматизация будет проводиться ради автоматизации. Некоторые сдвиги в лучшую сторону в работе предприятия будут, но эффект от внедрения будет крайне низким.

Цели могут быть разные. Однако стоит заметить, что чем более четко определена цель, тем проще будет отследить достижение этих целей при выполнении внедренческого проекта. В некоторых случаях для этого потребуется разработать критерии и необходимые условия достижения целей.

Еще один важный момент, касающийся целей – это несогласованность таковых на разных уровнях управленческой иерархии предприятия. Согласитесь, финансовый директор поставит другие цели и будет пытаться решить другие проблемы, нежели главный бухгалтер.

Критерии повышения эффективности

Кроме целей внедрения, Вы также должны определить критерии повышения эффективности работы предприятия, некоторая их часть будет напрямую зависеть от поставленных целей, а другая нет. Т.е. Вы должны определить - за счет чего после проведения автоматизации Ваше предприятие будет работать лучше и за счет чего окупятся затраты на проект внедрения ПО.

Автоматизация управления повышает потенциал предприятия, она позволяет достичь нематериального эффекта, связанного с увеличением стратегического преимущества, как-то, повышение прозрачности учета и инвестиционной привлекательности, снижение барьеров для выхода на международный рынок. И это надо понимать и иметь ввиду при обосновании своего выбора. Часть этих критериев будут качественными, а часть - количественными. Всегда можно оценить, что было до и стало после проекта. Хотя однозначную связь установить трудно.

Для примера я приведу некоторую статистику. Хотя она и собрана на примере западных компаний, но с некоторой степенью вероятности может быть использована и на отечественных предприятиях:

  •  Снижение транспортно-заготовительных расходов -60%
  •  Сокращение производственного цикла по заказным изделиям -50%
  •  Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции -45%
  •  Уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) -40%
  •  Снижение производственного брака -35%
  •  Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат -30%
  •  Сокращение производственного цикла по базовым изделиям -30%
  •  Уменьшение складских площадей -25%
  •  Увеличение оборачиваемости средств в расчетах - 30%
  •  Увеличение оборачиваемости ТМЗ - 65%
  •  Увеличение количества поставок точно в срок - 80%

Функциональные требования к системе

Следующий этап - разработка функциональных требований к системе. Это один из основных этапов, потому, что именно здесь Вы излагаете свои соображения по поводу того, ЧТО должна делать система, и в некоторых случаях, КАК система должна ЭТО делать.

Вы можете сформулировать свои требования с различным уровнем детализации. Однако необходимо быть уверенным, что выбранный Вами уровень позволит выявить отличия между различными программными продуктами и оценить применимость того или иного ПО в Вашей компании.

Можно остановиться на уровне, описывающем группы функций, выполняемых подразделениями компании, например, управление расчетами с дебиторами, кредиторами, управление продажами и т.п., а можно описать не только требования по наличию тех или иных функций, но и требования по их реализации, например, начисление комиссионных торговым агентам должно производиться только после полной оплаты товара клиентом.

От выбранного Вами уровня детализации будет зависеть и перечень работ по формированию требований и их объемы. Ниже я привожу наиболее общие работы, необходимые для формирования функциональных требований к ПО.

Вначале опишите то, что есть в настоящий момент, как функционируют те или иные отделы, как выполняются различные операции в этих подразделениях. Т.е. проведите обследование деятельности предприятия. Определите проблемы, обобщите их, определите значимость этих проблем и наметьте пути решения. Важно разделить проблемы и задачи, которые могут быть решены путем внедрения системы автоматизации и те, которые требуют других методов, например, изменения учетной политики и т.п. Кроме этого, определите, насколько реализация тех или иных требований к ПО влияет на достижение целей проекта. Например, если главной целью проекта является сокращение сроков разработки и выпуска новой продукции, то реализация в ПО функций интеграции с системой “Клиент-Банк” будет малозначимой.

Следующий этап - планирование изменений. Здесь важно согласовать планы по решению задач и проблем, и планы по развитию компании. На практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда планы по развитию бизнеса коренным образом изменяли требования к системе или значительно их расширяли. Например, планы по развитию сети филиалов дополнят требования к функциональности необходимостью поддержки консолидации данных, поддержки корпоративной структуры, наличием функций распределения и пополнения региональных складов и т.п.

Полет фантазии и мысли – вещь полезная, однако не увлекайтесь чрезмерно, помните, что у Вас существует бюджет, а добавление новых требований влечет за собой, иногда, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ удорожание всего проекта. Выделите обязательные требования и опциональные, в зависимости от значимости и влияния их реализации на работу компании.

И последнее, при необходимости, опишите модель в формальном виде. Для этого существуют стандарты на описание бизнес-процессов – IDEF0, документооборота – DFD, технологических процессов и потоков работ – IDEF3. Это не так быстро происходит, как может показаться на первый взгляд. При декомпозиции процессов, объем работ по их описанию увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому необходимо определиться с уровнем детализации при описании. В общем случае, уровень детализации должен быть достаточным для того, чтобы модель отвечала на поставленные Вами вопросы. Если Вы уже определили уровень влияния проблем на достижение целей проекта, то более подробно опишите наиболее значимые работы и процессы.

Вы должны быть готовы к тому, что на этапе моделирования столкнетесь с проблемами, которые, условно, можно разбить на следующие группы:

  •  связанные со слабой теоретической подготовкой персонала и недостатком информационных материалов по методологии моделирования;
  •  связанные с получением информации от сотрудников отделов и служб предприятия;
  •  связанные с отображением собранной информации в модели.

Технические требования к ПО

Разработкой требований к операционной системе, серверам и рабочим станциям, авторизации доступа и защите данных, каналам передачи данных, серверам БД и приложений, средствам разработки, а также правил интеграции с существующими программами, могут заниматься сотрудники подразделения ИТ (отдела АСУ, АСУП и т.п.). Хочется обратить еще раз Ваше внимание на соотношение требований и возможностей. Например, при разработке требований к каналам передачи данных необходимо учитывать стоимость передаваемой информации и ее влияние на оперативность принятия решений.

С другой стороны, необходимо помнить, что со стороны ПО также существуют некоторые требования. Например, ограниченное количество СУБД, поддерживаемых системой, использование только определенной аппаратной платформы и сетевой ОС, определенная конфигурация сервера в зависимости от количества пользователей и т.п.

На основании этого Вы можете использовать уровень удовлетворения техническим требованиям, как критерий при сравнении ПО. Особенно это будет полезным, когда вы не планируете значительных вложений в развитие технической базы, т.е. хотите сохранить ее, как есть.

Другие требования к ПО

Я более подробно остановился на формировании функциональных и технических требований к ПО, но не стоит забывать, что существует еще целый ряд требований, не менее важных, например, эргономические требования, наличие демонстрационных и обучающих материалов, требования к локализации и сертификации, и т.п.

Критерии сравнения

Один из самых важных этапов. Здесь есть два момента, на которых хочется остановиться подробнее.

Момент первый – структурированность информации по критериям сравнения. Старайтесь разработать критерии таким образом, чтобы была возможность получить количественную характеристику степени удовлетворения ПО тому или иному критерию. Это позволит избежать субъективизма при оценке и сравнении.

Момент второй – назначение каждому критерию весовых коэффициентов для проведения средневзвешенной оценки. Естественно, можно разработать общий для всех компаний перечень критериев сравнения. И в большинстве случаев и применяется такой список. Самое важное - определить, насколько тот или иной критерий ЗНАЧИМ для ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ, насколько удовлетворение программного обеспечения тому или иному критерию позволит Вам достичь главного – ЦЕЛЕЙ проекта.

Ниже я приведу несколько общих критериев, применяемых при сравнении ПО:

  •  Совокупная стоимость владения;
  •  Функциональная полнота;
  •  Масштабируемость;
  •  Технологичность;
  •  Инвариантность по отношению к бизнесу;
  •  Перспективы развития;

Каждый из критериев состоит из ряда показателей, на основании которых он и рассчитывается. Несколько слов о приведенных примерах.

Масштабируемость. Можно рассматривать функциональную масштабируемость, т.е. возможность при необходимости приобрести или активировать дополнительные модули, которые не требуются на начальных этапах проекта по автоматизации, и масштабируемость по мощности, т.е. способности системы нормально функционировать и оперативно реагировать на действия пользователя при увеличении количества пользователей, количества обрабатываемых документов, росте объема существующих данных.

Технологичность. Это такие показатели как интегрированность (использование всеми модулями одной базы данных, однократный ввод данных и т.п.), интегрируемость (возможность автоматического, полуавтоматического и ручного обмена данными с существующими приложениями), открытость системы (возможность модификации функциональности ПО с помощью встроенных или внешних средств разработки, путем изменения исходных кодов функций и процедур, ядра системы, интерфейсных форм, структуры и модели данных и т.п.)

Инвариантность по отношению к бизнесу. Возможность поддержки программным обеспечением разных видов бизнеса. Например, производства продуктов питания и оказания автотранспортных услуг. Этот критерий особенно важен для корпоративных структур с диверсифицированными видами деятельности.

Перспективы развития. Важно выяснить планы разработчиков в отношении развития и модификации ПО. Были случаи, когда проекты по дальнейшей разработке и поддержке программного обеспечения просто прекращались разработчиками и клиенты оставались один-на-один со своими проблемами по развитию проектов автоматизации.

На остальных критериях я не буду подробно останавливаться, так как совокупная стоимость владения достаточно детально описана в учебниках и литературе по финансам, а расчет функциональной полноты заслуживает большего внимания и достоин отдельной статьи.

Завершение выбора

Итак, все приготовления закончены, модель работы построена, требования сформированы. Можно приступать к самому интересному и не менее сложному этапу – выбору.

Хоть рынок систем для автоматизации не так и велик, но программ на нем представлено довольно много. Если почитать рекламные материалы разработчиков и поставщиков различных систем, то складывается впечатление, что все программы делают одно и то же, и лишь немного отличаются одна от другой, в основном стоимостью. И у потенциальных покупателей возникает законный вопрос, а зачем покупать и внедрять большую и дорогую систему, если вот есть маленькая и более дешевая, которая делает все то же самое.

Действительно, описать все возможности ПО в рекламном буклете - задача трудная. Кроме того, встречаются разработчики, гордо именующие свое детище ERP-системой, только потому, что это слово модное и им бы хотелось разработать такую систему. Конкуренция на этом рынке довольно высокая и недобросовестная конкуренция, как и везде имеет место быть.

Как же разобраться во всем этом многообразии? Запрашивать демонстрационную версию и детальное описание программ, конечно можно, но только в случае, когда Вам не жаль своего времени и времени своих сотрудников на изучение тысяч страниц технической документации, на инсталляцию демонстрационных версий и попыток разобраться в их логике, а также на ответы назойливым сотрудникам отделов продаж поставщиков. Мы все же предполагаем, что целью этого проекта является выбор ПО для автоматизации управления, а не удовлетворение праздного интереса служащих предприятия к рынку ПО для автоматизации управления (для этого есть другие методы и средства).

Определение класса системы

Поэтому, для начала, определите необходимый Вам класс системы. Выбор определенного класса позволит значительно сократить затраты всех видов ресурсов и избежать таких казусов, как участие в конкурсе, например, 1С (и ей подобных) и R/3, что случалось на практике. О классификации программного обеспечения написано много статей и я не буду здесь их цитировать. Естественно, что нельзя определить четкую границу между классами, но выбрать необходимый класс для ориентира, конечно, можно.

Проанализируйте типы задач, решаемых системами одного класса, их основные функциональные возможности, основные стоимостные и временные характеристики проектов по внедрению этих систем. Сопоставьте эти данные с Вашими требованиями и выберите необходимый класс. Существует довольно четкая зависимость между классом ПО, его возможностями и уровнем стоимости. Если в результате анализа Вы получите, что под Ваш бюджет попадает один класс, а под требования – другой, то, явно, необходимо что-то менять. Или умерить аппетит по требованиям или выделять больший бюджет.

Когда эта работа будет завершена, то из тех же отчетов о классификации Вы получите перечень основных, а в случае средних и крупных систем, практически, полный перечень представителей данного класса.

Возможности поставщика

Правильно выбранное программное обеспечение само по себе еще не является залогом успешного проекта. Необходимо еще выбрать поставщика этого ПО. В большинстве случаев поставщиком одного и того же программного обеспечения являются 1-2, реже 3 компании (речь идет о системах для средних и крупных предприятий). Так что выбор не особенно широк. В такой ситуации этот этап приобретает еще большую значимость.

Здесь мы перечислим самые важные моменты, которые необходимо учесть. Они касаются знания поставщиком предметной области вашего бизнеса, модели расчета стоимости проекта, возможностей проведения бизнес-тренингов, возможностей по сопровождению и поддержке ПО, организации и управлению проектом внедрения.

Система управления, точнее ПО ее поддерживающее - довольно сложный инструмент. Эффективность его использования напрямую связана с пониманием пользователем тех алгоритмов, моделей и принципов управления, которые в него заложены. Из нашего опыта следует, что не достаточно показать конечному пользователю “на какие кнопки жать”, а желательно, даже необходимо, прочитать ряд тренингов. Например, по методологиям управления MRPII/ERP, стандартам моделирования бизнес-процессов и т.п. Естественно, что можно заказать такие или подобные тренинги и у сторонней компании, но эффект будет гораздо большим, если их проведет поставщик системы с привязкой к своему ПО.

Важно также быть уверенным в знании специалистами поставщика предметной области Вашего бизнеса. Часто компании, выполнивших основную массу своих проектов на небольших торговых предприятиях, стремятся получить проект автоматизации управления на среднем или даже крупном производственном предприятии. Естественно, есть некоторый процент вероятности, что у них получится внедрить более сложную систему на более крупном предприятии, но в большинстве случаев просто переносятся те же методики управления проектами (если они вообще существовали) и организации бизнеса, которые были использованы на небольших проектах. Поэтому постарайтесь встретиться не только с представителями отдела продаж, но и с консультантами, которые потенциально будут работать на Вашем проекте. Постарайтесь узнать, насколько хорошо они знают Вашу предметную область, разбираются в тонкостях и специфике Вашей деятельности, понимают и воспринимают разработанные Вами требования.

Не менее важным фактором, влияющим на успех проекта, является и умение (теоретические знания и опыт) поставщика организовать проект по внедрению ПО и управлять этим проектом. Обычно, существуют стандартные методики внедрения, но не лишним будет поинтересоваться у поставщика:

  •  Наличием в штате менеджеров проектов и перечнем проведенных ими проектов и решенных задач;
  •  Разработанными шаблонами проектной корреспонденции;
  •  Системой организации планирования и отчетности на проекте;
  •  Системой принятия решений при выявлении проблем во время выполнения проекта;
  •  Планируемым распределением ролей между участниками проектной группы;

Согласитесь, что после внедрения ПО, деятельность Вашего предприятия будет существенно зависеть от нормальной работы системы. Поэтому большое значение приобретает качество сопровождения и поддержки поставщиком внедренного ПО. Косвенными показателями уровня качества поддержки могут выступать:

  •  Наличие у поставщика документарно-описанной политики по поддержке клиентов;
  •  Тщательность проработки контракта на сопровождение и техническую поддержку;
  •  Наличие отдельного подразделения, занимающегося техническим сопровождением;
  •  Наличие специальных каналов связи (выделенные телефонные номера, адрес электронной почты, сайт, страницы в Интернет, посвященные поддержке);
  •  Наличие специализированного ПО для автоматизации процесса приема и обработки проблем, возникающих у клиентов.

При правильной организации как проекта по внедрению, так и по сопровождению, нет ничего страшного в том, что поставщик не находится в Вашем городе, регионе. Главное, чтобы быстро и качественно решались Ваши проблемы, а для этого поставщику совсем не обязательно находиться “под боком”, даже напротив, поскольку стабильная работа системы не требует постоянного присутствия поставщика.

И последнее, на рынке сложилось несколько систем оплаты работ поставщиков. Первая – повременная. Суть ее состоит в том, что после определенного временного промежутка Вам выставляют счет за работу консультантов. Основной недостаток – непонятно, сколько будет стоить весь проект. Вторая модель– бюджетная - приобретает все большую популярность. Ее суть в том, чтобы в самом начале проекта как можно более точно оценить трудозатраты и определить временные и финансовые рамки проекта. Преимущества налицо. Вы всегда знаете, когда и за что должна осуществляться оплата, сколько стоят работы по каждому этапу и во сколько Вам обойдется весь проект.

Еще один момент, который часто наблюдается в реальной жизни – демпинг поставщиков. Обычно его применяют начинающие компании, чтобы выйти и закрепиться на рынке. Будьте уверены, что качество и количество услуг будет соответствующее цене. Вы, наверное, с опаской отнесетесь к предложению купить исправный и не очень подержанный “600-й Мерседес” за 5-7 тыс. долл. Так и здесь. Как говорят англичане – мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи.

Запрос на предложение

После завершения работ по всем вышеперечисленным этапам, Вы всё знаете о том, какими должны быть система и ее поставщик, но беда в том, что об этом пока не знают потенциальные поставщики.

Существует довольно много схем и правил организации конкурсов и тендеров, и Вы можете ими воспользоваться. Но как быть, если Ваше предприятие не планирует проведение полномасштабного тендера, а всего лишь необходимо отобрать 3-4 поставщика для участия в конкурсе. Рынок услуг по автоматизации управления и консультированию в области информационных технологий - растущий и перспективный, что влечет за собой появление на нем массы фирм, декларирующих выполнение работ по автоматизации. На практике же, качество их услуг довольно низкое.

Чтобы оценить серьезность намерений и профессионализм потенциальных поставщиков, я предлагаю воспользоваться следующей схемой, которая доказала свою жизнеспособность, пройдя проверку на практике.

Во-первых, составьте и разошлите информационное письмо о том, что Ваше предприятие планирует начать проект по автоматизации. В нем кратко опишите условия участия в проекте и запросите краткую информацию о поставщиках.

Во-вторых, нет надобности в передаче всем потенциальным поставщикам результатов Вашей работы. Достаточно будет сформировать и направить откликнувшимся на Ваше информационное письмо компаниям некоторый документ, который я бы назвал “Запрос на предложение”. В нем кратко опишите свое предприятие, цели проекта, требования к системе и поставщику, критерии сравнения и т.п.

В-третьих, сформулируйте критерии для сравнения предложений, проведите анализ поступивших документов и выберите 3-4-х поставщиков.

Будьте уверены, что Ваше время, потраченное на эту процедуру, не пропадет зря. Как показывает практика, на каждом следующем этапе потенциальных конкурсантов становится все меньше, и остаются только те, кто действительно не просто заинтересован в выполнении Вашего проекта, но и могут выполнить его на должном, качественном уровне.

Сценарий презентации

Правильно разработав требования к презентации и сценарий ее проведения можно достичь как ощутимого эффекта от ее проведения, так и экономии временных, а иногда и финансовых ресурсов компании.

Вот несколько советов, которые помогут Вам получить максимальный эффект от презентации программного продукта. В них нет ничего необычного, но часто об этом просто не думают или забывают.

Создайте для поставщика комфортные условия – сэкономьте свое время и концентрацию внимания слушателей. Хотя докладчики сами должны заботиться о работоспособности аппаратуры, используемой в процессе презентации, и предусмотреть разные неприятные ситуации, но постарайтесь и Вы, чтобы в это время электрики, случайно, не начали ремонт проводки, чтобы удлинитель для подключения компьютера и проектора был достаточно длинным, если помещение достаточно большое, а слушателей много - чтобы присутствовал нормально работающий микрофон и т.п.

Постарайтесь разбить презентацию на несколько частей – пленарную и секционную. Во время первой части могут присутствовать все заинтересованные сотрудники, чтобы познакомиться с идеологией системы, ее основными возможностями и преимуществами. Во время второй части организуйте группы по функциональным направлениям – финансы, логистика, производство и т.п.

Обязательно пригласите на презентацию первых руководителей Вашего предприятия или организуйте небольшую презентацию специально для них.

Хочу заметить, что на презентации, какой бы длительной она не была (всегда есть ограничения по свободному времени сотрудников и эффективному усвоению материала), невозможно полностью показать все возможности ПО, поэтому перешлите поставщику наиболее интересующие Вас темы и вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить на презентации.

Эффектно построенная презентация, красивые слайды и пламенные речи докладчиков производят впечатление. Но очень часто на презентациях можно услышать только то, какая система хорошая, как много предприятий в мире ее используют, как хорошо она решает все задачи на предприятии и очень мало - о ее возможностях необходимых, именно, Вам. Как следует из нашей практики, наиболее эффективным является сочетание слайдов где описываются основные функциональные возможности, идеология построения системы и демонстрация работы “живой” системы.

Роль консалтинга

Еще один вопрос, который может возникнуть, как в самом начале проекта, так и на любой его фазе - осуществлять все работы своими силами или привлекать внешних консультантов? Вопрос важный и ответы на него не так просты и однозначны.

Привлечение консультантов (речь идет о специалистах с соответствующей квалификацией и опытом работы, а не о называющих себя консультантами) может увеличить первоначальные финансовые затраты на проект по выбору, но при этом значительно сокращается время на проведение работ и повышается качество их выполнения, а значит снижается риск их повторного выполнения, риск ошибок при принятии решений. Чтобы меня не обвинили в рекламе услуг консалтинговых компаний, я не буду перечислять здесь все преимущества от пользования таковыми. Хочу только подчеркнуть один важный момент.

Часто под видом консалтинга Вам попытаются продать свою систему. Особенно это касается компаний, которые продвигают один единственный программный продукт. Подумайте, что произойдет, если они увидят, что их программа не очень сильно подходит для Вашего предприятия? Порекомендуют вам обратиться к их конкурентам или составят требования к системе таким образом, чтобы их ПО удовлетворяло этим требованиям? Вопрос не совсем риторический. Особенно, если учесть, что стоимость своих услуг по консалтингу они могут значительно снизить в надежде вернуть утраченное за счет продажи и внедрения своего ПО.

Немного лучше ситуация с формированием требований к ПО менеджмент-консалтинговыми компаниями. Естественно, в том случае, когда они не “работают” на определенного поставщика. Но здесь возникает другая проблема. Такие компании при построении бизнес-модели и формировании требований к системе не учитывают, в большинстве случаев, влияние информационных технологий и, в частности, программного обеспечения для автоматизации управления на бизнес компании и на бизнес-модель, соответственно, что, согласитесь, существует в реальной жизни.

Заключение

Вам может показаться, что все это слишком сложно и можно сделать проще. Конечно, можно. Все зависит от Вашего желания, умения, характеристик Вашего предприятия, от сложности и масштабности проекта. Кажется, что здесь много бюрократизма, писанины и лишних работ, что избыточность информации очень велика. Может и так. Однако, результаты проведенных работ могут быть востребованы и далее, например, в процессе детального обследования предприятия и выработки решения.

На самом деле, все это может служить некоторой системой поддержки качества принятия решений. Никто не заставляет Вас воспринимать это как догму. Но на наш взгляд, такой состав и последовательность работ позволит повысить вероятность осуществления правильного выбора.

Хочу подчеркнуть, что в данной статье описан сугубо личный взгляд автора на проблему выбора ПО для автоматизации управления. Ваши предложения, вопросы и замечания Вы можете переслать по электронной почте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57919. Використання формул скороченого множення для розкладання многочленів на множники 47.5 KB
  Мета: домогтися усвідомлення учнями того факту що вивчені формули скороченого множення застосовуються для розкладання на множники многочленів певного виду...
57920. Вікова періодизація людини (зрілий, похилий і старечий вік). Феномен життя і смерті 104 KB
  Індивідуальна робота робота учнів по картках Встановити відповідність вікової періодизації людини: Назва вікового періоду Віковий період у роках новонароджені...
57921. Cимвол политики - королева Виктория 52 KB
  Учитель. В информационных папках учащихся лежат документы и задания каждой группе Учитель: помогут совершить экскурсию экскурсоводы и учащиеся групп согласно плану...
57922. Вулканізм і вулкани. Гарячі джерела, гейзери 67.5 KB
  Знати: причини утворення та будову вулканів, після вулканічні явища, сейсмічні пояси Землі. Вміти: показувати на карті згаслі та діючі вулкани, порівнювати гарячі джерела та гейзери.
57923. Вирусные болезни – глобальная опасность для человечества 58 KB
  Формирование предметных и ключевых компетентностей: обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов; значении вирусов в природе и жизни человека методах изучения вирусных болезней.
57924. Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека 39.5 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с симптомами методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики лечения...
57925. Води суходолу Північної Америки. Основні річкові системи. Великі озера, їх походження 69 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про внутрішні води Північної Америки розкрити загальні особливості вод суходолу показати їх залежність від рельєфу та клімату нерівномірність розподілу на території материка...
57926. Основы объектно-ориентированного программирования. Создание формы 573.5 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представление о среде программирования Visul Studio; освоить основные приемы создания форм получить практические навыки создания формы в среде программирования; формировать у учащихся информационную компетентность.
57927. Клітинний цикл. Мітоз 62.5 KB
  Німецький вчений Рудольф Вірхов стверджував що клітина може виникнути тільки з попередньої клітини в результаті її поділу. Відома його знаменита фраза усяка клітина –з клітини З таким поняттям як поділ клітини ви вже неодноразово зустрічались на уроках біології.