15838

Дети с социально-педагогической запущенностью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей

Русский

2013-06-18

44 KB

8 чел.

ДОКЛАД на тему: «Дети с социально-педагогической запущенностью».

Общеизвестно, что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте, на детях.

Увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности – тому подтверждение. Нарушение поведения чаще всего возникает при социально-педагогической запущенности как результате дефицита информации и дефектов воспитания у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Особое место среди детей с девиантным поведением занимают социально-педагогически запущенные дети, или так называемые «Маугли». Это дети, достигшие 10-12 летнего возраста, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее не обучались. Они характеризуются несформированностью школьных навыков, отсутствием знаний по программе школы, нижним уровнем общей осведомлённости, но достаточным уровнем адаптации в определённых условиях. В силу сложившихся обстоятельств они были вынуждены испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, наёмный труд.

Такого подростка трудно себе представить за партой вместе с семилетними детьми, поэтому становится актуальным вопрос об открытии школ для педагогически запущенных детей. Целесообразно организовать обучение таких детей по разноуровневым, гибким, адаптированным программам в системе проф.-тех. образования с целью решения проблем образования и профессионально-трудовой подготовки.

Дети, выключенные из учебного процесса, либо адаптируются с ролью неуспевающих, становятся вялые и пассивные, но в большинстве своём они болезненно реагируют на свою несостоятельность, формируются реакции протеста, нарастание асоциальных тенденций.

Можно выделить детей группы риска по формированию девиантного поведения. В группу риска входят дети с пограничным интеллектуальным развитием. Это дети с низкой интеллектуальной нормой на грани с лёгкой ЗПР, дети с выраженной ЗПР на грани с лёгкой дебильностью. Это наиболее сложные случаи, трудно распознаваемые, и дети обучаются по программе, превосходящей их интеллектуальные возможности.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний, имеющим в основе преувеличенную самооценку, либо, напротив, неуверенность в себе, и фактическим положением ребёнка в коллективе. Интеллектуальная несостоятельность осложняется невротическими, церебрастеническими проявлениями, неравномерностью психического развития, речевой патологией.

Для детей, воспитывающихся в семьях, имеет большое значение родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами. Здесь имеют место две крайности, формирующие нарушение поведения в детстве: гиперопека и чрезмерно строгое отношение к ребёнку в семье. В результате гиперопекающего воспитания ребёнок становится зависимым от родителей, неуверенным в себе, ограждённый от контактов со сверстниками, он лишён возможности расширять и обогащать свой опыт общения, страдает и воспитание чувств. В этом случае вырастают ленивые инфантильные люди, неспособные к ответственности и принятию жизненно важных решений.

Опыт работы в кабинете педагогической диагностики позволил сделать выводы об условиях, формирующих девиантное поведение у младших школьников.

У ребёнка, поступающего в школу, в большинстве своём, положительная установка на учёбу, на учителя, желание общаться со сверстниками, получать хорошие оценки. И невзирая на ограниченные возможности, а зачастую, и несостоятельность ребёнка по тем и иным показателям необходимо сохранять то положительное, что у него есть, и воспитывать на положительном, чтобы помочь ему максимально реализовать свои возможности. Старание ребёнка уже само по себе заслуживает одобрения и похвалы. Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку за неправильно выполненную работу, и формально он будет прав. Двойка, поставленная за учебный материал, недоступный пониманию ребёнка, или за урок, невыполненный по уважительной причине, – это наказание, а если наказание переходит в систему, то оно имеет обратный результат: отсутствие переживаний за полученную оценку или негативистическую реакцию с различными проявлениями.

Изучая дневники и  письменные работы детей, поступающих для комплексного обследования в ГБОУ ЦДК, мы видим обилие двоек и единиц, поставленных вне соответствия с критериями выставления оценок. Обилие двоек за ошибки, связанные с речевыми нарушениями, которые требуют специальных занятий с логопедом; двойки, как результат повышенной раздражительности учителя и его отрицательного отношения к ученику. Двойки, которые не являются стимулом к положительному развитию и совершенствованию ребёнка, а, наоборот, ведут к потере контакта учителя с ребёнком, к его отторжению от детского коллектива к невротизации личности, если это слабый тип нервной системы или к развитию других патохарактерологических проявлений (молчаливый протест, аффективные вспышки, уходы, манкирование учёбой, заниженная самооценка, попадание под влияние асоциальных элементов более старшего возраста, правонарушения и т. д.).

Не меньше вреда приносят и завышенные требования к учащимся в школах, где обучают по экспериментальным и авторским пррограммам (так в одной из школ к концу обучения в первом классе дети должны читать со скоростью 130 слов в минуту). И дети с возрастной интеллектуальной нормой попадают в разряд неуспевающих.

Задача педагога – создать  комфортные условия для пребывания в классе каждого ребёнка в соответствии с его интеллектуальным уровнем и личностными особенностями.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в поведении, обучении и общения с целью их социальной адаптации и последующей интеграции в обществе.

Направление работы кабинета

  1.  Диагностическая, коррекционная, научно-методическая, организационная.

Мы оказываем помощь детям до 18 лет из всех типов детских учреждений с проблемами в развитии. В ходе диагностического обследования мы наблюдаем за ребёнком, видим его поведенческие реакции и эмоциональное состояние. В ходе беседы с представителями микросоциального окружения ребёнка (с родителями или лицами, их заменяющими) мы выясняем его личностные особенности, круг интересов. В ходе обследования выявляем уровень знаний, умений и навыков по программе детского учреждения и уровень знаний и представлений об окружающем. Из учебных программ нами отобран материал диагностически значимый, раскрывающий способности ребёнка к отвлечённому и логическому мышлению. В рамках педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить:

- этап возникновения трудностей, испытываемых ребёнком (восприятие, осмышление, запоминание, удержание, воспроизведение, перенос способа действия в новые условия, применение на практике);

- помогает определить различную степень и характер необходимой помощи.

II. Организующая, стимулирующая, уточняющая; словесно-логическая, наглядно-образная, наглядно-действенная, предметно-практическая.

- помогает выявить компенсаторные возможности ребёнка и наметить наиболее благоприятные пути их реализации.

Наше обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, учителя-логопеды и педагоги-психологи, с которыми мы работаем в тесном контакте.

Итогом работы является участие в ЦПМПК, где окончательно решается тип детского учреждения, в котором должен обучаться ребёнок.

Для профилактики формирования девиантного поведения у детей желательно:

- обучение по программе, соответствующей интеллектуальному уровню ребёнка в условиях индивидуального педагогического подхода с учётом личностных особенностей ребёнка с проблемами в развитии, своевременное оказание помощи логопедами, при необходимости врачами и психологами.

- создание школы по работе с детьми и подростками с социально-педагогической запущенностью, достигшими школьного возраста и ранее не обучавшимися.

- повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ по ознакомлению с проблемами в подростковом возрасте с целью защиты прав ребёнка с проблемами в развитии и с целью обеспечения правильного педагогического подхода к такому ребёнку.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении с целью их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78284. Виды правки в методике редактирования 44.5 KB
  При втором углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова каждого знака текста. Цель редакторской правкивычитки чтение текста насквозь. Его обязанность заметить недостатки текста и указать на них но отнюдь не править его исключая разумеется бесспорные ошибки и буквенные опечатки. Цель правкисокращения уменьшить объем текста довести его до заданного размера.
78285. Бронхо-легенева система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: бронхо-легенева система в умовах патології 45.27 KB
  Важливу роль у виникненні бронхіту відіграє курінняпаління. Фактори ризику розвитку ХОЗЛ тривале паління тютюну індекс паління 10 20 пачкорік промислові та побутові шкідливі викиди повітряні полютанти гази та пари хімічних сполук продукти згоряння біологічного палива інфекції дитячі інфекції з тяжким перебігом респіраторні інфекції ВІЛ складний соціальний статус обмеження харчування скупченість переохолодження шкідливі звички; внутрішні генетично зумовлені спадковий дефіцит α1антитрипсину...
78286. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах спокою 67.33 KB
  Скоротлива функція скелетного мяза та його волокон у звичних умовах Мязове скорочення це відповідь мязів на стимул який включає потенціал дії в одному або декількох мязових волокнах. Час між початком дії стимулу на мотонейрон і початком скорочення називається латентною фазою; період часу протягом якого відбувається скорочення фазою скорочення а період часу протягом якого відбувається розслаблення фазою розслаблення. Потенціал дії представляє собою електромеханічне явище тоді як скорочення механічне. Скорочення виникає протягом...
78287. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах тренувальних впливів, екстремальних та граничних станів 42.94 KB
  Адаптація акліматизація до виконання фізичних вправа в умовах підвищеної температури довколишнього середовища. Мязова діяльність в умовах зниженого атмосферного тиску а також відносної вагомості. Нездужання зумовлені перебуванням в умовах високогіря.
78288. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах патологічних станів 47.4 KB
  Головним симптомом фіброміалгії є больові відчуття в ділянці м’язів. На сьогоднішній день лікарі не знають, як лікувати це захворювання. Больові відчуття виникають в м’язах або в місці з’єднання м’язів з суглобами, але не в суглобах. Біль носить хронічний й прогресуючий характер. Відмінною рисою цього захворювання є наявність особливо болючих точок в м’язах.
78289. Ендокринологія спортивної діяльності 143.5 KB
  Гормональні зміни що виникають під впливом гострого та тривалого фізичного тренування підкреслюють важливу роль ендокринної системи в задоволенні метаболічних потреб які виникають під час занять фізичними вправами і реалізації механізмів задіяних у відновленні й перебудові тканин. Слід нагадати що під час спортивних змагань виникає фізіологічний стрес. Припускається що участь в змаганнях викликає не тільки підвищення тривоги але й збудження внаслідок невизначеності результатів виступу і наступних подій. Попереднє зростання...
78290. Оцінка фізичної працездатності 619.5 KB
  Оцінка результатів проби з фізичним навантаженням у осіб літнього і старечого віку. Загальні принципи оцінки фізичної працездатності Умови проведення тесту з фізичним навантаженням: Дослідження слід проводити в приміщенні при температурі 1822o С відносній вологості 4060. За добу до дослідження необхідно пояснити пацієнтові зміст і завдання велоергометрії також бажано провести з ним тренування на велоергометрі з мінімальним навантаженням. Проводити ці дослідження можуть тільки лікарі які знайомі з методикою тестування показаннями...
78291. Медичний контроль за кардіореспіраторною системою. Методи дослідження серцево-судинної системи 127 KB
  Основним методом дослідження пульсу є пальпація. Під час пальпації пульсу кисть досліджуваного охоплюють у ділянці променевозап‘ясткового суглоба так щоб великий палець розташовувався на тильному боці передпліччя а інші пальці над артерією. Промацавши артерію її притискують до прилеглої кістки що полегшує визначення властивостей пульсу. Велике значення має дослідження пульсу на перелічених артеріях нижніх кінцівок оскільки його ослаблення а іноді і зникнення спостерігається у хворих на облітеруючий ендартеріїт атеросклероз і цукровий...
78292. Медичний контроль за кардіореспіраторною системою. Тести респіраторної функції 113 KB
  Тести респіраторної функції Сучасна пульмонологія пропонує широкий діапазон проб які допомагають в діагностиці захворювань органів дихання. Найчастіше використовується спірометрія петлі потік об‘єм фактор переносу і визначення легеневого обєму. Вимірювання Ро2 і Рсо2 може проводитися під час діагностики і контролю за терапією. І хоч тестування з фізичними навантаженнями використовується або почало використовуватися під час діагностки хворих на бронхіальну астму згодом цей метод розширив свій діапазон використання.