15838

Дети с социально-педагогической запущенностью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей

Русский

2013-06-18

44 KB

8 чел.

ДОКЛАД на тему: «Дети с социально-педагогической запущенностью».

Общеизвестно, что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте, на детях.

Увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности – тому подтверждение. Нарушение поведения чаще всего возникает при социально-педагогической запущенности как результате дефицита информации и дефектов воспитания у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Особое место среди детей с девиантным поведением занимают социально-педагогически запущенные дети, или так называемые «Маугли». Это дети, достигшие 10-12 летнего возраста, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее не обучались. Они характеризуются несформированностью школьных навыков, отсутствием знаний по программе школы, нижним уровнем общей осведомлённости, но достаточным уровнем адаптации в определённых условиях. В силу сложившихся обстоятельств они были вынуждены испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, наёмный труд.

Такого подростка трудно себе представить за партой вместе с семилетними детьми, поэтому становится актуальным вопрос об открытии школ для педагогически запущенных детей. Целесообразно организовать обучение таких детей по разноуровневым, гибким, адаптированным программам в системе проф.-тех. образования с целью решения проблем образования и профессионально-трудовой подготовки.

Дети, выключенные из учебного процесса, либо адаптируются с ролью неуспевающих, становятся вялые и пассивные, но в большинстве своём они болезненно реагируют на свою несостоятельность, формируются реакции протеста, нарастание асоциальных тенденций.

Можно выделить детей группы риска по формированию девиантного поведения. В группу риска входят дети с пограничным интеллектуальным развитием. Это дети с низкой интеллектуальной нормой на грани с лёгкой ЗПР, дети с выраженной ЗПР на грани с лёгкой дебильностью. Это наиболее сложные случаи, трудно распознаваемые, и дети обучаются по программе, превосходящей их интеллектуальные возможности.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний, имеющим в основе преувеличенную самооценку, либо, напротив, неуверенность в себе, и фактическим положением ребёнка в коллективе. Интеллектуальная несостоятельность осложняется невротическими, церебрастеническими проявлениями, неравномерностью психического развития, речевой патологией.

Для детей, воспитывающихся в семьях, имеет большое значение родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами. Здесь имеют место две крайности, формирующие нарушение поведения в детстве: гиперопека и чрезмерно строгое отношение к ребёнку в семье. В результате гиперопекающего воспитания ребёнок становится зависимым от родителей, неуверенным в себе, ограждённый от контактов со сверстниками, он лишён возможности расширять и обогащать свой опыт общения, страдает и воспитание чувств. В этом случае вырастают ленивые инфантильные люди, неспособные к ответственности и принятию жизненно важных решений.

Опыт работы в кабинете педагогической диагностики позволил сделать выводы об условиях, формирующих девиантное поведение у младших школьников.

У ребёнка, поступающего в школу, в большинстве своём, положительная установка на учёбу, на учителя, желание общаться со сверстниками, получать хорошие оценки. И невзирая на ограниченные возможности, а зачастую, и несостоятельность ребёнка по тем и иным показателям необходимо сохранять то положительное, что у него есть, и воспитывать на положительном, чтобы помочь ему максимально реализовать свои возможности. Старание ребёнка уже само по себе заслуживает одобрения и похвалы. Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку за неправильно выполненную работу, и формально он будет прав. Двойка, поставленная за учебный материал, недоступный пониманию ребёнка, или за урок, невыполненный по уважительной причине, – это наказание, а если наказание переходит в систему, то оно имеет обратный результат: отсутствие переживаний за полученную оценку или негативистическую реакцию с различными проявлениями.

Изучая дневники и  письменные работы детей, поступающих для комплексного обследования в ГБОУ ЦДК, мы видим обилие двоек и единиц, поставленных вне соответствия с критериями выставления оценок. Обилие двоек за ошибки, связанные с речевыми нарушениями, которые требуют специальных занятий с логопедом; двойки, как результат повышенной раздражительности учителя и его отрицательного отношения к ученику. Двойки, которые не являются стимулом к положительному развитию и совершенствованию ребёнка, а, наоборот, ведут к потере контакта учителя с ребёнком, к его отторжению от детского коллектива к невротизации личности, если это слабый тип нервной системы или к развитию других патохарактерологических проявлений (молчаливый протест, аффективные вспышки, уходы, манкирование учёбой, заниженная самооценка, попадание под влияние асоциальных элементов более старшего возраста, правонарушения и т. д.).

Не меньше вреда приносят и завышенные требования к учащимся в школах, где обучают по экспериментальным и авторским пррограммам (так в одной из школ к концу обучения в первом классе дети должны читать со скоростью 130 слов в минуту). И дети с возрастной интеллектуальной нормой попадают в разряд неуспевающих.

Задача педагога – создать  комфортные условия для пребывания в классе каждого ребёнка в соответствии с его интеллектуальным уровнем и личностными особенностями.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в поведении, обучении и общения с целью их социальной адаптации и последующей интеграции в обществе.

Направление работы кабинета

  1.  Диагностическая, коррекционная, научно-методическая, организационная.

Мы оказываем помощь детям до 18 лет из всех типов детских учреждений с проблемами в развитии. В ходе диагностического обследования мы наблюдаем за ребёнком, видим его поведенческие реакции и эмоциональное состояние. В ходе беседы с представителями микросоциального окружения ребёнка (с родителями или лицами, их заменяющими) мы выясняем его личностные особенности, круг интересов. В ходе обследования выявляем уровень знаний, умений и навыков по программе детского учреждения и уровень знаний и представлений об окружающем. Из учебных программ нами отобран материал диагностически значимый, раскрывающий способности ребёнка к отвлечённому и логическому мышлению. В рамках педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить:

- этап возникновения трудностей, испытываемых ребёнком (восприятие, осмышление, запоминание, удержание, воспроизведение, перенос способа действия в новые условия, применение на практике);

- помогает определить различную степень и характер необходимой помощи.

II. Организующая, стимулирующая, уточняющая; словесно-логическая, наглядно-образная, наглядно-действенная, предметно-практическая.

- помогает выявить компенсаторные возможности ребёнка и наметить наиболее благоприятные пути их реализации.

Наше обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, учителя-логопеды и педагоги-психологи, с которыми мы работаем в тесном контакте.

Итогом работы является участие в ЦПМПК, где окончательно решается тип детского учреждения, в котором должен обучаться ребёнок.

Для профилактики формирования девиантного поведения у детей желательно:

- обучение по программе, соответствующей интеллектуальному уровню ребёнка в условиях индивидуального педагогического подхода с учётом личностных особенностей ребёнка с проблемами в развитии, своевременное оказание помощи логопедами, при необходимости врачами и психологами.

- создание школы по работе с детьми и подростками с социально-педагогической запущенностью, достигшими школьного возраста и ранее не обучавшимися.

- повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ по ознакомлению с проблемами в подростковом возрасте с целью защиты прав ребёнка с проблемами в развитии и с целью обеспечения правильного педагогического подхода к такому ребёнку.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении с целью их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

101. Создание синтетических финансовых инструментов. Трансформирование инструментов 768.92 KB
  Создание синтетических форвардного и фьючерсного контрактов. Трансформирование сроков погашения инвестиций. Практическое применение исследуемых методов и стратегий. Трансформирование обязательств с плавающей ставкой.
102. Расчет строительства жилого помещения и его энергосбережение 309 KB
  Эффективность действия отопительных установок обеспечивается путём оптимизации проектных решений с применением ЭВМ, придания установке надежности в эксплуатации автоматического поддержания необходимой температуры теплоносителя.
103. Санітарно-гігієнічні вимоги до планування, благоустрою, експлуатації загальноосвітніх шкіл 174 KB
  Більшість дітей дотримуються тих гігієнічних вимог, що є необхідними для даного віку. Гігієнічна оцінка фізичного розвитку і стану здоров`я учнів. Складання плану гігієнічного виховання учнів класу.
104. Организация работ по строительству производственного цеха по ремонту механизмов 827.5 KB
  Определение продолжительности строительства, объёмов и трудоёмкости работ. По конструктивному решению здание представляет собой рамную, каркасную конструкцию. Прямые затраты на выполнение проекта.
105. Технические характеристики электропогружчиков логистического предприятия 339 KB
  Определение потребности в ресурсах при проведении работ по разгрузке и приемке товара. Выводы по состоянию охраны труда на предприятии и предложения по улучшению организации службы охраны труда. Напольное, стеллажное и мелкоячеистое хранение.
106. Теорія електричних та магнітних кіл 575 KB
  Розрахунок вторинних параметрів та А-параметрів електричної лінії. Аналіз частотного електричного фільтра. Типовими вузлами тракту передачі є лінія зв‘язку, якою сигнал розповсюджується з пункту передачі до пункту прийому, і електричний фільтр.
107. Економічне обґрунтування рішення щодо налагодження власного виробництва і реалізації на вітчизняному ринку електрогрилів 614.5 KB
  Вибір товару для просування на ринок і оцінювання його конкурентоздатності. Розрахунок витрат на виробництво по роках життєвого циклу проекта виробництва і реалізації товару. Розрахунок узагальнюючих показників ефективності реалізації бізнес-ідеї.
108. Особливості роботи редакторів растрової та векторної графіки 615.5 KB
  Редактор растрової графіки Adobe Photoshop, програма верстки Adobe PageMaker, редактор векторної графіки Corel DRAW. Найбільш широке поширення на комп’ютерах IBM PC одержали монітори типу MDA, CGA, Hercules, EGA і VGA.
109. Загальна теорія лінійних операторів 598.5 KB
  Лінійні оператори в комплексному Евклідовому просторі. Основний вигляд матриці лінійного оператора. Одним з найважливіших моментів у створенні основ цих математичних дисциплін є введення поняття функція.