15838

Дети с социально-педагогической запущенностью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей

Русский

2013-06-18

44 KB

8 чел.

ДОКЛАД на тему: «Дети с социально-педагогической запущенностью».

Общеизвестно, что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте, на детях.

Увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности – тому подтверждение. Нарушение поведения чаще всего возникает при социально-педагогической запущенности как результате дефицита информации и дефектов воспитания у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Особое место среди детей с девиантным поведением занимают социально-педагогически запущенные дети, или так называемые «Маугли». Это дети, достигшие 10-12 летнего возраста, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее не обучались. Они характеризуются несформированностью школьных навыков, отсутствием знаний по программе школы, нижним уровнем общей осведомлённости, но достаточным уровнем адаптации в определённых условиях. В силу сложившихся обстоятельств они были вынуждены испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, наёмный труд.

Такого подростка трудно себе представить за партой вместе с семилетними детьми, поэтому становится актуальным вопрос об открытии школ для педагогически запущенных детей. Целесообразно организовать обучение таких детей по разноуровневым, гибким, адаптированным программам в системе проф.-тех. образования с целью решения проблем образования и профессионально-трудовой подготовки.

Дети, выключенные из учебного процесса, либо адаптируются с ролью неуспевающих, становятся вялые и пассивные, но в большинстве своём они болезненно реагируют на свою несостоятельность, формируются реакции протеста, нарастание асоциальных тенденций.

Можно выделить детей группы риска по формированию девиантного поведения. В группу риска входят дети с пограничным интеллектуальным развитием. Это дети с низкой интеллектуальной нормой на грани с лёгкой ЗПР, дети с выраженной ЗПР на грани с лёгкой дебильностью. Это наиболее сложные случаи, трудно распознаваемые, и дети обучаются по программе, превосходящей их интеллектуальные возможности.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний, имеющим в основе преувеличенную самооценку, либо, напротив, неуверенность в себе, и фактическим положением ребёнка в коллективе. Интеллектуальная несостоятельность осложняется невротическими, церебрастеническими проявлениями, неравномерностью психического развития, речевой патологией.

Для детей, воспитывающихся в семьях, имеет большое значение родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами. Здесь имеют место две крайности, формирующие нарушение поведения в детстве: гиперопека и чрезмерно строгое отношение к ребёнку в семье. В результате гиперопекающего воспитания ребёнок становится зависимым от родителей, неуверенным в себе, ограждённый от контактов со сверстниками, он лишён возможности расширять и обогащать свой опыт общения, страдает и воспитание чувств. В этом случае вырастают ленивые инфантильные люди, неспособные к ответственности и принятию жизненно важных решений.

Опыт работы в кабинете педагогической диагностики позволил сделать выводы об условиях, формирующих девиантное поведение у младших школьников.

У ребёнка, поступающего в школу, в большинстве своём, положительная установка на учёбу, на учителя, желание общаться со сверстниками, получать хорошие оценки. И невзирая на ограниченные возможности, а зачастую, и несостоятельность ребёнка по тем и иным показателям необходимо сохранять то положительное, что у него есть, и воспитывать на положительном, чтобы помочь ему максимально реализовать свои возможности. Старание ребёнка уже само по себе заслуживает одобрения и похвалы. Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку за неправильно выполненную работу, и формально он будет прав. Двойка, поставленная за учебный материал, недоступный пониманию ребёнка, или за урок, невыполненный по уважительной причине, – это наказание, а если наказание переходит в систему, то оно имеет обратный результат: отсутствие переживаний за полученную оценку или негативистическую реакцию с различными проявлениями.

Изучая дневники и  письменные работы детей, поступающих для комплексного обследования в ГБОУ ЦДК, мы видим обилие двоек и единиц, поставленных вне соответствия с критериями выставления оценок. Обилие двоек за ошибки, связанные с речевыми нарушениями, которые требуют специальных занятий с логопедом; двойки, как результат повышенной раздражительности учителя и его отрицательного отношения к ученику. Двойки, которые не являются стимулом к положительному развитию и совершенствованию ребёнка, а, наоборот, ведут к потере контакта учителя с ребёнком, к его отторжению от детского коллектива к невротизации личности, если это слабый тип нервной системы или к развитию других патохарактерологических проявлений (молчаливый протест, аффективные вспышки, уходы, манкирование учёбой, заниженная самооценка, попадание под влияние асоциальных элементов более старшего возраста, правонарушения и т. д.).

Не меньше вреда приносят и завышенные требования к учащимся в школах, где обучают по экспериментальным и авторским пррограммам (так в одной из школ к концу обучения в первом классе дети должны читать со скоростью 130 слов в минуту). И дети с возрастной интеллектуальной нормой попадают в разряд неуспевающих.

Задача педагога – создать  комфортные условия для пребывания в классе каждого ребёнка в соответствии с его интеллектуальным уровнем и личностными особенностями.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в поведении, обучении и общения с целью их социальной адаптации и последующей интеграции в обществе.

Направление работы кабинета

  1.  Диагностическая, коррекционная, научно-методическая, организационная.

Мы оказываем помощь детям до 18 лет из всех типов детских учреждений с проблемами в развитии. В ходе диагностического обследования мы наблюдаем за ребёнком, видим его поведенческие реакции и эмоциональное состояние. В ходе беседы с представителями микросоциального окружения ребёнка (с родителями или лицами, их заменяющими) мы выясняем его личностные особенности, круг интересов. В ходе обследования выявляем уровень знаний, умений и навыков по программе детского учреждения и уровень знаний и представлений об окружающем. Из учебных программ нами отобран материал диагностически значимый, раскрывающий способности ребёнка к отвлечённому и логическому мышлению. В рамках педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить:

- этап возникновения трудностей, испытываемых ребёнком (восприятие, осмышление, запоминание, удержание, воспроизведение, перенос способа действия в новые условия, применение на практике);

- помогает определить различную степень и характер необходимой помощи.

II. Организующая, стимулирующая, уточняющая; словесно-логическая, наглядно-образная, наглядно-действенная, предметно-практическая.

- помогает выявить компенсаторные возможности ребёнка и наметить наиболее благоприятные пути их реализации.

Наше обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, учителя-логопеды и педагоги-психологи, с которыми мы работаем в тесном контакте.

Итогом работы является участие в ЦПМПК, где окончательно решается тип детского учреждения, в котором должен обучаться ребёнок.

Для профилактики формирования девиантного поведения у детей желательно:

- обучение по программе, соответствующей интеллектуальному уровню ребёнка в условиях индивидуального педагогического подхода с учётом личностных особенностей ребёнка с проблемами в развитии, своевременное оказание помощи логопедами, при необходимости врачами и психологами.

- создание школы по работе с детьми и подростками с социально-педагогической запущенностью, достигшими школьного возраста и ранее не обучавшимися.

- повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ по ознакомлению с проблемами в подростковом возрасте с целью защиты прав ребёнка с проблемами в развитии и с целью обеспечения правильного педагогического подхода к такому ребёнку.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении с целью их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53347. Основні принципи будови та функціонування World Wide Web, протокол НТТР, адресація в мережі 395.5 KB
  Для учнів які мають уявлення про мову HTML: розшукати історичні відомості про мову НТМL. Але для того щоб створити Webсторінку необхідно знати мову гіпертекстової розмітки тобто HTML. Отже тема уроку: âСтворення структури HTML документа. На попередньому уроці учням було завдання відшукати історичну довідку про створення мови HTML.
53349. Берегиня вроди – хустка 219 KB
  Впродовж століть хустка була на Україні найдорожчим подарунком який уособлював для кожної людини рідну Україну рідний дім рідну матір. Де ж вона сьогодні щира українська хустка що її серед тисячі інших вирізняє щось невимовно рідне Де весела та барвиста хустка щедро оспівана в народних піснях та іграх Хочеться щоб вона сьогодні стала не просто модною деталлю на деякий час а одним з національних символівоберегів. І учениця: Українська хустка з давніхдавен це основний і улюблений головний убір української молодиці.
53351. ХВИЛИНКИ КАЛІГРАФІЇ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 62 KB
  Поясніть правопис слова весна. Що означає слово купава Чи є тут слова вжиті в переносному значенні Опишіть образ весни яку ви побачили. Чи зрозуміли ви про що йдеться у вірші Знайдіть слова з ненаголошеними голосними. Назвіть слова правопис яких слід перевірити за словником.
53352. Різноманітність хвойних рослин. Значення в природі та житті людини 68.5 KB
  Мета: Продовжити формувати наукову картину живої природи на прикладі різноманітності хвойних. Ознайомити учнів із різноманітними представниками класу Хвойних особливостями їх поширення. Сприяти формуванню в учнів наукового світогляду на основі знань про різноманітність хвойних.
53353. Різноманітність та значення хвойних рослин 36 KB
  Тема уроку: Різноманітність та значення хвойних рослин. Тип уроку: комбінований Форма уроку: ділова гра Обладнання і матеріали: таблиці фотоілюстрації і малюнки що ілюструють різноманітність і значення голонасінних гербарій шишки і живі гілочки представників хвойних рослин динамічна схема Розмноження сосни картини викладені бурштином картки для опитування довідки учнів рекомендована література. Особливості будови і значення хвойних ми вивчимо сьогодні а зараз згадаємо Питання для бесіди: Які ознаки характерні для...
53354. Я ЛЮБЛЮ УКРАЇНУ! 317.5 KB
  Ми живемо в Україні, в краю, невимовно багатому на чарівні кольори і краєвиди, на дивовижні пісні, на чудову милозвучну мову, якою можна передати все на світі, описати красу і велич рідного краю. Рідною українською мовою можна висловити найпотаємніші почуття і думи, мрії кожної людини.
53355. Использование схем в документах XML 691 KB
  Схема XML, как и сам документ XML, представляет собой текстовый файл, который можно создавать и корректировать с помощью любого текстового редактора. Проверка правильности созданной схемы и проверку действительности созданного с учетом схемы документа XML проводится с помощью специализированных программных продуктов (например, программы XMLSpy).