15838

Дети с социально-педагогической запущенностью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей

Русский

2013-06-18

44 KB

8 чел.

ДОКЛАД на тему: «Дети с социально-педагогической запущенностью».

Общеизвестно, что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте, на детях.

Увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности – тому подтверждение. Нарушение поведения чаще всего возникает при социально-педагогической запущенности как результате дефицита информации и дефектов воспитания у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Особое место среди детей с девиантным поведением занимают социально-педагогически запущенные дети, или так называемые «Маугли». Это дети, достигшие 10-12 летнего возраста, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее не обучались. Они характеризуются несформированностью школьных навыков, отсутствием знаний по программе школы, нижним уровнем общей осведомлённости, но достаточным уровнем адаптации в определённых условиях. В силу сложившихся обстоятельств они были вынуждены испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, наёмный труд.

Такого подростка трудно себе представить за партой вместе с семилетними детьми, поэтому становится актуальным вопрос об открытии школ для педагогически запущенных детей. Целесообразно организовать обучение таких детей по разноуровневым, гибким, адаптированным программам в системе проф.-тех. образования с целью решения проблем образования и профессионально-трудовой подготовки.

Дети, выключенные из учебного процесса, либо адаптируются с ролью неуспевающих, становятся вялые и пассивные, но в большинстве своём они болезненно реагируют на свою несостоятельность, формируются реакции протеста, нарастание асоциальных тенденций.

Можно выделить детей группы риска по формированию девиантного поведения. В группу риска входят дети с пограничным интеллектуальным развитием. Это дети с низкой интеллектуальной нормой на грани с лёгкой ЗПР, дети с выраженной ЗПР на грани с лёгкой дебильностью. Это наиболее сложные случаи, трудно распознаваемые, и дети обучаются по программе, превосходящей их интеллектуальные возможности.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний, имеющим в основе преувеличенную самооценку, либо, напротив, неуверенность в себе, и фактическим положением ребёнка в коллективе. Интеллектуальная несостоятельность осложняется невротическими, церебрастеническими проявлениями, неравномерностью психического развития, речевой патологией.

Для детей, воспитывающихся в семьях, имеет большое значение родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами. Здесь имеют место две крайности, формирующие нарушение поведения в детстве: гиперопека и чрезмерно строгое отношение к ребёнку в семье. В результате гиперопекающего воспитания ребёнок становится зависимым от родителей, неуверенным в себе, ограждённый от контактов со сверстниками, он лишён возможности расширять и обогащать свой опыт общения, страдает и воспитание чувств. В этом случае вырастают ленивые инфантильные люди, неспособные к ответственности и принятию жизненно важных решений.

Опыт работы в кабинете педагогической диагностики позволил сделать выводы об условиях, формирующих девиантное поведение у младших школьников.

У ребёнка, поступающего в школу, в большинстве своём, положительная установка на учёбу, на учителя, желание общаться со сверстниками, получать хорошие оценки. И невзирая на ограниченные возможности, а зачастую, и несостоятельность ребёнка по тем и иным показателям необходимо сохранять то положительное, что у него есть, и воспитывать на положительном, чтобы помочь ему максимально реализовать свои возможности. Старание ребёнка уже само по себе заслуживает одобрения и похвалы. Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку за неправильно выполненную работу, и формально он будет прав. Двойка, поставленная за учебный материал, недоступный пониманию ребёнка, или за урок, невыполненный по уважительной причине, – это наказание, а если наказание переходит в систему, то оно имеет обратный результат: отсутствие переживаний за полученную оценку или негативистическую реакцию с различными проявлениями.

Изучая дневники и  письменные работы детей, поступающих для комплексного обследования в ГБОУ ЦДК, мы видим обилие двоек и единиц, поставленных вне соответствия с критериями выставления оценок. Обилие двоек за ошибки, связанные с речевыми нарушениями, которые требуют специальных занятий с логопедом; двойки, как результат повышенной раздражительности учителя и его отрицательного отношения к ученику. Двойки, которые не являются стимулом к положительному развитию и совершенствованию ребёнка, а, наоборот, ведут к потере контакта учителя с ребёнком, к его отторжению от детского коллектива к невротизации личности, если это слабый тип нервной системы или к развитию других патохарактерологических проявлений (молчаливый протест, аффективные вспышки, уходы, манкирование учёбой, заниженная самооценка, попадание под влияние асоциальных элементов более старшего возраста, правонарушения и т. д.).

Не меньше вреда приносят и завышенные требования к учащимся в школах, где обучают по экспериментальным и авторским пррограммам (так в одной из школ к концу обучения в первом классе дети должны читать со скоростью 130 слов в минуту). И дети с возрастной интеллектуальной нормой попадают в разряд неуспевающих.

Задача педагога – создать  комфортные условия для пребывания в классе каждого ребёнка в соответствии с его интеллектуальным уровнем и личностными особенностями.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в поведении, обучении и общения с целью их социальной адаптации и последующей интеграции в обществе.

Направление работы кабинета

  1.  Диагностическая, коррекционная, научно-методическая, организационная.

Мы оказываем помощь детям до 18 лет из всех типов детских учреждений с проблемами в развитии. В ходе диагностического обследования мы наблюдаем за ребёнком, видим его поведенческие реакции и эмоциональное состояние. В ходе беседы с представителями микросоциального окружения ребёнка (с родителями или лицами, их заменяющими) мы выясняем его личностные особенности, круг интересов. В ходе обследования выявляем уровень знаний, умений и навыков по программе детского учреждения и уровень знаний и представлений об окружающем. Из учебных программ нами отобран материал диагностически значимый, раскрывающий способности ребёнка к отвлечённому и логическому мышлению. В рамках педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить:

- этап возникновения трудностей, испытываемых ребёнком (восприятие, осмышление, запоминание, удержание, воспроизведение, перенос способа действия в новые условия, применение на практике);

- помогает определить различную степень и характер необходимой помощи.

II. Организующая, стимулирующая, уточняющая; словесно-логическая, наглядно-образная, наглядно-действенная, предметно-практическая.

- помогает выявить компенсаторные возможности ребёнка и наметить наиболее благоприятные пути их реализации.

Наше обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, учителя-логопеды и педагоги-психологи, с которыми мы работаем в тесном контакте.

Итогом работы является участие в ЦПМПК, где окончательно решается тип детского учреждения, в котором должен обучаться ребёнок.

Для профилактики формирования девиантного поведения у детей желательно:

- обучение по программе, соответствующей интеллектуальному уровню ребёнка в условиях индивидуального педагогического подхода с учётом личностных особенностей ребёнка с проблемами в развитии, своевременное оказание помощи логопедами, при необходимости врачами и психологами.

- создание школы по работе с детьми и подростками с социально-педагогической запущенностью, достигшими школьного возраста и ранее не обучавшимися.

- повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ по ознакомлению с проблемами в подростковом возрасте с целью защиты прав ребёнка с проблемами в развитии и с целью обеспечения правильного педагогического подхода к такому ребёнку.

Работа кабинета педагогической диагностики и коррекции направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении с целью их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32304. Органическая связь и взаимодействие государства и права. Особенности их соотношения в различных типах государственно-правовых систем 46 KB
  Органическая связь и взаимодействие государства и права. Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский исходивший из приоритета государства над правом. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика склонная видеть в праве некий придаток государства.
32305. Правовое государство и права граждан. Их понятия и взаимосвязь 30.5 KB
  История развития концепции правового государства и вместе с ним прав личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого общества. На протяжении нескольких столетий теория правового государства видоизменялась и трансформировалась дополнялась новыми качествами и лишь с появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обрела своё основное ценностное качество. Следует отметить что в юридической науке нет единого определения правового государства. Каждый правовед работающий над проблемой правового...
32306. Правовое государство 26.5 KB
  Основными признаками чертами правового государства являются следующие. Полная гарантированность и незыблемость закона в условиях существования прав и свобод граждан а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства в главе 2 Конституции РФ содержится полный перечень экономических политических юридических и социальнокультурных гарантий обеспечения основных прав и свобод граждан. Суть данного принципа состоит в том что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем...
32307. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ 63.5 KB
  Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения использование свойств права для достижения социально полезного результата. Субъектами реализации права являются те лица на которых право распространяет свое действие то есть субъекты права. Явич справедливо заметил что осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему ее не было когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом ее не бывает или почти не оказывается когда...
32308. Учение о составе правонарушения понятие состава правонарушения как основания юридической ответственности. Элементы состава и их характеристика 46.5 KB
  Учение о составе правонарушения понятие состава правонарушения как основания юридической ответственности. Установление состава правонарушения является юридической квалификацией содеянного весьма важной с правовой точки зрения логической операцией непосредственно затрагивающей судьбу личности. Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к юридической ответственности. В состав правонарушения входят следующие четыре элемента которые в свою очередь раскрываются через ряд собственных специфических черт и...
32309. Предмет Теории государства и права 44 KB
  Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право которые в то же время исследуются и другими науками как юридическими так и не юридическими философией политологией экономикой социологией и т. В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности. 1 Наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования государства и права. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственноправовые закономерности а...
32310. Место и роль ТГП в системе юридических наук 40.5 KB
  Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще безотносительно к конкретным государствам или праву действующему на отдельной территории. К фундаментальным наукам относятся: o теория государства и права; o история государства и права России и зарубежных стран; o история политических и правовых учений. Эти науки изучают отдельные отрасли права. Они призваны выявить специфику той или иной отрасли ее особенности характерные черты отличия от других отраслей права.
32311. Методология юридической науки 39.5 KB
  Методология юридической науки. Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете но и в методе. Под методом науки понимается совокупность приемов средств принципов и правил с помощью которых обучающийся постигает предмет получает новые знания. Метод это подход к изучаемым явлениям предметам и процессам планомерный путь научного познания и установления истины.
32312. Общая характеристика власти догосударственного периода 37 KB
  Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм систему который отличается той или иной степенью организованности урегулированности упорядоченности общественных отношений. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей одеждой жилищем. Все взрослое население рода и мужчины и женщины имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса связанного с деятельностью рода....