15839

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...

Русский

2013-06-18

47.5 KB

3 чел.

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

ГБОУ ЦДК СПб

Диагностическая, коррекционная и методическая рабата составляют комплекс педагогического сопровождения ребенка, обратившегося в ГБОУ ЦДК за помощью с проблемами в усвоении школьной программы.

Опыт работы кабинета педагогической диагностики ГБОУ ЦДК по диагностике детей, испытывающих трудности в школьном обучении, позволил выделить группу детей с потенциально сохранным интеллектуальным развитием, речевое недоразвитие у которых является результатам дефицита речевого общения и необходимых условий для развития психических функций в раннем детском возрасте, что можно квалифицировать как социально-педагогическую запущенность.

I группа – дети с психической депривацией в результате безнадзорности и неправильного воспитания в раннем детском возрасте, которые до поступления в школу были определены в детские дома, приюты и пр. социальные службы, где преодоление социально-педагогической запущенности и речевого недоразвития возложено на специалистов детских учреждений (логопедов, воспитателей).

Речевое недоразвитие ребенка с социально-педагогической запущенностью в дошкольном возрасте проявляется в фонетико-фонематическом недоразвитии – нарушение звукопроизношения, недостаточности, а порой и несформированности фонематических представлений, а также в лексико-грамматическом недоразвитии – бедный словарный запас, связная бытовая речь на достаточном уровне, а произвольная речевая деятельность затруднена.

Большое значение для таких детей имеет время поступления их в детское учереждение из неблагоприятных условие семейного воспитания. Чем раньше ребенок получает специализированную помощь, тем легче и эффективнее проходит процесс преодоления речевого недоразвития. В нашей практике были случаи, когда мы рекомендовали продлить пребывание ребенка, достигшего 7 лет, в дошкольном группе с целью коррекции речевого недоразвития.

Дефектологи кабинета педагогической диагностики оказывают специалистам (дефектологам, логопедам, воспитателям), работающим с детьми, оставшимися без попечения родителей, консультационную и методическую помощь по работе с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность.

II группа – дети с феноменом «Маугли». Эти дети 7-12 лет из неблагополучных семей, или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее по различным причинам не обучались. В силу сложившихся обстоятельств они вынуждены были испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, воровство, наёмный труд и др. Эти дети характеризуются тем, что у них не сформированы элементарные школьные навыки, отсутствуют знания по программе школы, у них очень низкий уровень общей осведомлённости, но они достаточно хорошо адаптированы в определённых социально-бытовых условиях.

Неблагоприятное воздействие на развитие ребёнка речевой среды, дефицит общения и информации тормозят нормальный ход речевого развития. Недоразвитие речи проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности лексико-грамматического строя. Как правило, словарь таких детей ограничен словами обиходного содержания, просторечными выражениями, уличным жаргоном. Преобладают имена существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в употреблении вариантов слов, подборе однокоренных слов и т. д. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Отмечаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, в использовании сложных предлогов. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения.

Пробелы в речевом развитии более отчетливо проявляются при обучении в школе, и создавая всё большие трудности в овладении письменной речью (чтением и письмом), в дальнейшем затрудняет усвоение предметов гуманитарного цикла при выполнении письменных творческих работ.

В   целях   преодоления  социально-педагогической  запущенности  и  речевого  недоразвития  у  детей  этой группы  целесообразно  организовать  их  обучение по разноуровневым, гибким, адаптированным программам, с учётом  индивидуальных  особенностей  каждого ребёнка,  с  усиленной  логопедической  помощью. Становится актуальным постановка вопроса об организации школ  для педагогически запущенных детей.

III группа – к третьей группе детей  с речевым недоразвитием в результате социально-педагогической запущенности можно отнести детей школьного возраста с трудностями в формировании устной и письменной речи, которые не получили своевременной специализированной помощи. Участилась случаи обращения родителей в кабинет педагогической диагностики ГБОУ ЦДК  с детьми, не успевающими в школе по русскому языку и чтению. В ходе обследования ребёнка и беседы с родителями выясняется, что в большинстве случаев в начальных классах у ребенка были ошибки на пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение пробелов, недописывания слов и т. д. Этим детям логопедическая помощь либо не была оказана во время, либо носила фрагментарный характер. По мере усложнения программы трудности в обучении по русскому языку у этой группы детей возрастали, что проявлялось во множестве орфографических ошибок и формировании стойкой дизорфографии, которая требует специальной педагогической коррекции.

Опыт работы с детьми этой группы показывает, что очень часто дизорфография сочетается с остаточными явлениями дисграфии и дислексией, поэтому необходима работа по коррекции и этих нарушений.

С целью преодоления речевого недоразвития у детей указанной категории актуальным представляется повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ в вопросах логопедии и их взаимодействие со школьными логопедами. Компетентность учителей в этих вопросах позволит им нацелить родителей на своевременное обращение к логопеду.

IV группа – в эту отдельную группу мы выделили детей с недоразвитием речи в результате школьной дезадаптации, возникшее вследствие завышенных требований к учащимся в школах, где организовано обучение по экспериментальным, авторским и др. программам.

Программные требования в таких школах часто превышают возрастные интеллектуальные возможности детей и их речевую подготовку. Так, в одной из гимназии СПб, программу начальной школы изучают за два года и дети переходят после окончания второго класса в пятый. Скорость прохождения учебного материала не является часто залогом качества его усвоения. Непрочные, незакрепленные навыки не являются основой для дальнейшего обучения ребёнка в среднем школе. Нарастание темпа и объёма материала, изучаемого в средней школе, ведёт к возникновению пробелов в знаниях и последующей неуспеваемости у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Завышенные требования к темпу чтения ведут к появлению специфических ошибок и затруднению автоматизации процесса чтения. Так, в первом экспериментальном классе одной из школ к концу обучения требуется скорость чтения 130 слов в минуту (при норме 30 слов в мин). В результате – многие дети попадают в разряд неуспевающих.

В целях предупреждения подобных явлений мы рекомендуем обучение детей в начальной школе, где формируются основные школьные навыки (чтение, письмо, вычисление) без сокращения сроков. Увеличение нагрузки и усложнение учебной программы можно компенсировать путём включения дополнительного материала развивающего, творческого характера.

Решение задач опережающего обучения не должно препятствовать отработке, качественному усвоению основных школьных навыков.

Проведение коррекционных занятий с целью восполнения пробелов в знаниях и подготовки к обучению в условиях массовой школы способствуют преодолению трудностей в формировании письменной и устной речи.

Диагностическая деятельность дефектологов кабинета педагогической диагностики направлена на выявление и преодоление речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности путём существующей возможности рекомендовать тип школы и форму обучения, которые соответствуют психофизическому состоянию ребёнка. Наше педагогическое обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, логопеды, психологи и др. специалисты.

Анализ причин речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности позволяет выделить следующие пути преодоления этих отклонений:

- своевременное диагностическое обследование ребенка с целью определения типа обучения;

- организация школы  для педагогически запущенных детей, достигших школьного возраста, ранее не обучавшихся;

- оказание своевременной логопедической помощи ребёнку;

- повышение уровня осведомлённости специалистов детских учреждений по вопросам логопедии;

- обучение в начальной школе без сокращения  сроков.  

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53821. Загальна характеристика рудних та нерудних корисних копалин України 115.5 KB
  Найбільший за площею вугільний басейн Дніпровський буровугільний Найбільший за запасами вугілля Донецький Найменша глибина залягання пластів Дніпровський буровугільний Найменший за площею ЛьвівськоВолинський Найбільша глибина залягання Донецький Найпотужніші пласти камяного вугілля Донецький Значний відсоток коксівного вугілля ЛьвівськоВолинський Гра Увага тест на уважність я називаю корисні копалини учні родовища Нафта Камяне вугілля Торф Природний газ Буре вугілля Горючі сланці. Дайте...
53822. Производственный и финансовый риски, их взаимосвязь с производственным и финансовым левереджем 27.5 KB
  Производственный риск обусловлен структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Этот риск определяется многими факторами: отраслевыми и региональными особенностями бизнеса, конъюнктурой рынка, национальными традиции
53823. Подвижные игры в детском саду 165.5 KB
  Какое значение имеют подвижные игры Докажите на конкретных примерах. Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности: 1. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма усиливает процессы обмена веществ повышает жизненный тонус.
53824. Виды дивидендной политики 30 KB
  Дивиденд – это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. В соответствии с НК «Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли
53825. Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся 63 KB
  Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...
53826. Изменение имен прилагательных по родам 29 KB
  Минутка красивого письма на доске показ аяое какие буквы соединения будем писать чем отличаются прописываю на доске Словарь: какую группу слов повторяли дома на доске слова но из каждого слова потерялась буква дети устно называют букву учитель вставляет яблко кпуста гурец грох млина записать в три столбика Жен.Изучение нового материала на доске картинки земляника арбуз яблоко.
53827. Комплексний підхід у корекційній роботі з попередження та подолання вад усного і писемного мовлення учнів 51.5 KB
  Актуальність знань щодо процесу розвитку мовлення дітей визначається завданням гуманізації виховання створенням оптимальних умов для найповнішого розкриття їхніх потенційних можливостей як субєкта спілкування та предметно практичної діяльності. Головні положення лінгвістичних напрямів і напрямів які досліджують спілкування та мовлення як окремий випадок комунікативної діяльності визначають нові завдання щодо практики й теорії мовленнєвого розвитку дітей: потребу показати комплексний підхід до вивчення мови як засобу взаємодії...
53828. Тотожні перетворення виразів, що містять квадратні корені 644 KB
  Мета: Формувати вміння та навички перетворювати вирази що містять арифметичні квадратні корені розвивати вміння аналізувати порівнювати навчальний матеріал виховувати вміння співпрацювати з однокласниками впроваджувати в життя учнів спрямованості на здоровий спосіб життя застосовуючи здоровязберігаючі технології.2 хв Квадратні корені з чисел вавилонські мате тематики вміли добувати ще в 4 тис.
53829. Порядок и источники выплаты дивидендов 31 KB
  Методика постоянного процентного распределения прибыли. Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход» (коэффициент выплаты дивидендов), представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию).