15839

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...

Русский

2013-06-18

47.5 KB

4 чел.

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

ГБОУ ЦДК СПб

Диагностическая, коррекционная и методическая рабата составляют комплекс педагогического сопровождения ребенка, обратившегося в ГБОУ ЦДК за помощью с проблемами в усвоении школьной программы.

Опыт работы кабинета педагогической диагностики ГБОУ ЦДК по диагностике детей, испытывающих трудности в школьном обучении, позволил выделить группу детей с потенциально сохранным интеллектуальным развитием, речевое недоразвитие у которых является результатам дефицита речевого общения и необходимых условий для развития психических функций в раннем детском возрасте, что можно квалифицировать как социально-педагогическую запущенность.

I группа – дети с психической депривацией в результате безнадзорности и неправильного воспитания в раннем детском возрасте, которые до поступления в школу были определены в детские дома, приюты и пр. социальные службы, где преодоление социально-педагогической запущенности и речевого недоразвития возложено на специалистов детских учреждений (логопедов, воспитателей).

Речевое недоразвитие ребенка с социально-педагогической запущенностью в дошкольном возрасте проявляется в фонетико-фонематическом недоразвитии – нарушение звукопроизношения, недостаточности, а порой и несформированности фонематических представлений, а также в лексико-грамматическом недоразвитии – бедный словарный запас, связная бытовая речь на достаточном уровне, а произвольная речевая деятельность затруднена.

Большое значение для таких детей имеет время поступления их в детское учереждение из неблагоприятных условие семейного воспитания. Чем раньше ребенок получает специализированную помощь, тем легче и эффективнее проходит процесс преодоления речевого недоразвития. В нашей практике были случаи, когда мы рекомендовали продлить пребывание ребенка, достигшего 7 лет, в дошкольном группе с целью коррекции речевого недоразвития.

Дефектологи кабинета педагогической диагностики оказывают специалистам (дефектологам, логопедам, воспитателям), работающим с детьми, оставшимися без попечения родителей, консультационную и методическую помощь по работе с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность.

II группа – дети с феноменом «Маугли». Эти дети 7-12 лет из неблагополучных семей, или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее по различным причинам не обучались. В силу сложившихся обстоятельств они вынуждены были испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, воровство, наёмный труд и др. Эти дети характеризуются тем, что у них не сформированы элементарные школьные навыки, отсутствуют знания по программе школы, у них очень низкий уровень общей осведомлённости, но они достаточно хорошо адаптированы в определённых социально-бытовых условиях.

Неблагоприятное воздействие на развитие ребёнка речевой среды, дефицит общения и информации тормозят нормальный ход речевого развития. Недоразвитие речи проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности лексико-грамматического строя. Как правило, словарь таких детей ограничен словами обиходного содержания, просторечными выражениями, уличным жаргоном. Преобладают имена существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в употреблении вариантов слов, подборе однокоренных слов и т. д. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Отмечаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, в использовании сложных предлогов. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения.

Пробелы в речевом развитии более отчетливо проявляются при обучении в школе, и создавая всё большие трудности в овладении письменной речью (чтением и письмом), в дальнейшем затрудняет усвоение предметов гуманитарного цикла при выполнении письменных творческих работ.

В   целях   преодоления  социально-педагогической  запущенности  и  речевого  недоразвития  у  детей  этой группы  целесообразно  организовать  их  обучение по разноуровневым, гибким, адаптированным программам, с учётом  индивидуальных  особенностей  каждого ребёнка,  с  усиленной  логопедической  помощью. Становится актуальным постановка вопроса об организации школ  для педагогически запущенных детей.

III группа – к третьей группе детей  с речевым недоразвитием в результате социально-педагогической запущенности можно отнести детей школьного возраста с трудностями в формировании устной и письменной речи, которые не получили своевременной специализированной помощи. Участилась случаи обращения родителей в кабинет педагогической диагностики ГБОУ ЦДК  с детьми, не успевающими в школе по русскому языку и чтению. В ходе обследования ребёнка и беседы с родителями выясняется, что в большинстве случаев в начальных классах у ребенка были ошибки на пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение пробелов, недописывания слов и т. д. Этим детям логопедическая помощь либо не была оказана во время, либо носила фрагментарный характер. По мере усложнения программы трудности в обучении по русскому языку у этой группы детей возрастали, что проявлялось во множестве орфографических ошибок и формировании стойкой дизорфографии, которая требует специальной педагогической коррекции.

Опыт работы с детьми этой группы показывает, что очень часто дизорфография сочетается с остаточными явлениями дисграфии и дислексией, поэтому необходима работа по коррекции и этих нарушений.

С целью преодоления речевого недоразвития у детей указанной категории актуальным представляется повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ в вопросах логопедии и их взаимодействие со школьными логопедами. Компетентность учителей в этих вопросах позволит им нацелить родителей на своевременное обращение к логопеду.

IV группа – в эту отдельную группу мы выделили детей с недоразвитием речи в результате школьной дезадаптации, возникшее вследствие завышенных требований к учащимся в школах, где организовано обучение по экспериментальным, авторским и др. программам.

Программные требования в таких школах часто превышают возрастные интеллектуальные возможности детей и их речевую подготовку. Так, в одной из гимназии СПб, программу начальной школы изучают за два года и дети переходят после окончания второго класса в пятый. Скорость прохождения учебного материала не является часто залогом качества его усвоения. Непрочные, незакрепленные навыки не являются основой для дальнейшего обучения ребёнка в среднем школе. Нарастание темпа и объёма материала, изучаемого в средней школе, ведёт к возникновению пробелов в знаниях и последующей неуспеваемости у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Завышенные требования к темпу чтения ведут к появлению специфических ошибок и затруднению автоматизации процесса чтения. Так, в первом экспериментальном классе одной из школ к концу обучения требуется скорость чтения 130 слов в минуту (при норме 30 слов в мин). В результате – многие дети попадают в разряд неуспевающих.

В целях предупреждения подобных явлений мы рекомендуем обучение детей в начальной школе, где формируются основные школьные навыки (чтение, письмо, вычисление) без сокращения сроков. Увеличение нагрузки и усложнение учебной программы можно компенсировать путём включения дополнительного материала развивающего, творческого характера.

Решение задач опережающего обучения не должно препятствовать отработке, качественному усвоению основных школьных навыков.

Проведение коррекционных занятий с целью восполнения пробелов в знаниях и подготовки к обучению в условиях массовой школы способствуют преодолению трудностей в формировании письменной и устной речи.

Диагностическая деятельность дефектологов кабинета педагогической диагностики направлена на выявление и преодоление речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности путём существующей возможности рекомендовать тип школы и форму обучения, которые соответствуют психофизическому состоянию ребёнка. Наше педагогическое обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, логопеды, психологи и др. специалисты.

Анализ причин речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности позволяет выделить следующие пути преодоления этих отклонений:

- своевременное диагностическое обследование ребенка с целью определения типа обучения;

- организация школы  для педагогически запущенных детей, достигших школьного возраста, ранее не обучавшихся;

- оказание своевременной логопедической помощи ребёнку;

- повышение уровня осведомлённости специалистов детских учреждений по вопросам логопедии;

- обучение в начальной школе без сокращения  сроков.  

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69835. Особенности национального вопроса в РФ 32.5 KB
  После распада СССР начался процесс переноса «демократических», антитоталитарных подходов в чувствительную сферу национальной политики. Раздавались требования предоставить любому народу право на самоопределение вплоть до отделения.
69836. Особенности управления Сибирью в XVI-XVIII вв 37 KB
  Региональные факторы формирования особенностей управления Сибирью Важную роль в формировании административной системы Сибири сыграли политико-географические факторы. Правительство приняло решение учредить в Сибири особый параллельный столице государства административный центр...
69837. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 31 KB
  Общая теория права и государства фундаментальная методологическая наука правоведения дающая систему знаний о социальном назначении права и государства закономерностях и тенденциях их развития исторических судьбах путях практических преобразований об общем понятийном...
69838. Методика и методы правового обучения 309.5 KB
  Методика правового обучения включает в себя специфические частные закономерности обучения правовым дисциплинам, технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности.
69839. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 67.5 KB
  Бельский первым среди современных ученых-административистов предпринял весьма важную попытку проанализировать историю административного права показать истоки российской административно-правовой науки. Его книга Феноменология административного права заслуживает самых лестных отзывов.
69841. Методическая работа преподавателя при подготовке к учебному занятию 54 KB
  Правильно отобрать материал разбить его на темы и занятия определить содержание каждого занятия наконец выбрать оптимальное чередование информационных и репродуктивных форм учебных занятий все это большой труд требующий не только отличного знания предмета но и не малого творчества.
69842. Формування цінової політики ПАТ «ЦГЗК» 10.05 MB
  Метою роботи є розкриття теоретичних основ формування цінової політики, узагальнення практичного досвіду ПАТ «ЦГЗК» і розробка рекомендацій щодо оптимізації ціноутворення на підприємстві.
69843. СОВЕТСКАЯ ПОБЕДА В МОЛДАВСКОЙ “ИСТОРИИ РУМЫН” 23.5 KB
  Кишиневские авторы трудов по истории румын сокрушаются о том что Ион Антонеску не успел капитулировать перед англо-американскими войсками чтобы предотвратить советизацию страны что он до самого последнего момента вел консультации с американцами и англичанами и верил...