15839

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...

Русский

2013-06-18

47.5 KB

3 чел.

Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

ГБОУ ЦДК СПб

Диагностическая, коррекционная и методическая рабата составляют комплекс педагогического сопровождения ребенка, обратившегося в ГБОУ ЦДК за помощью с проблемами в усвоении школьной программы.

Опыт работы кабинета педагогической диагностики ГБОУ ЦДК по диагностике детей, испытывающих трудности в школьном обучении, позволил выделить группу детей с потенциально сохранным интеллектуальным развитием, речевое недоразвитие у которых является результатам дефицита речевого общения и необходимых условий для развития психических функций в раннем детском возрасте, что можно квалифицировать как социально-педагогическую запущенность.

I группа – дети с психической депривацией в результате безнадзорности и неправильного воспитания в раннем детском возрасте, которые до поступления в школу были определены в детские дома, приюты и пр. социальные службы, где преодоление социально-педагогической запущенности и речевого недоразвития возложено на специалистов детских учреждений (логопедов, воспитателей).

Речевое недоразвитие ребенка с социально-педагогической запущенностью в дошкольном возрасте проявляется в фонетико-фонематическом недоразвитии – нарушение звукопроизношения, недостаточности, а порой и несформированности фонематических представлений, а также в лексико-грамматическом недоразвитии – бедный словарный запас, связная бытовая речь на достаточном уровне, а произвольная речевая деятельность затруднена.

Большое значение для таких детей имеет время поступления их в детское учереждение из неблагоприятных условие семейного воспитания. Чем раньше ребенок получает специализированную помощь, тем легче и эффективнее проходит процесс преодоления речевого недоразвития. В нашей практике были случаи, когда мы рекомендовали продлить пребывание ребенка, достигшего 7 лет, в дошкольном группе с целью коррекции речевого недоразвития.

Дефектологи кабинета педагогической диагностики оказывают специалистам (дефектологам, логопедам, воспитателям), работающим с детьми, оставшимися без попечения родителей, консультационную и методическую помощь по работе с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность.

II группа – дети с феноменом «Маугли». Эти дети 7-12 лет из неблагополучных семей, или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее по различным причинам не обучались. В силу сложившихся обстоятельств они вынуждены были испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, воровство, наёмный труд и др. Эти дети характеризуются тем, что у них не сформированы элементарные школьные навыки, отсутствуют знания по программе школы, у них очень низкий уровень общей осведомлённости, но они достаточно хорошо адаптированы в определённых социально-бытовых условиях.

Неблагоприятное воздействие на развитие ребёнка речевой среды, дефицит общения и информации тормозят нормальный ход речевого развития. Недоразвитие речи проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности лексико-грамматического строя. Как правило, словарь таких детей ограничен словами обиходного содержания, просторечными выражениями, уличным жаргоном. Преобладают имена существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в употреблении вариантов слов, подборе однокоренных слов и т. д. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Отмечаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, в использовании сложных предлогов. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения.

Пробелы в речевом развитии более отчетливо проявляются при обучении в школе, и создавая всё большие трудности в овладении письменной речью (чтением и письмом), в дальнейшем затрудняет усвоение предметов гуманитарного цикла при выполнении письменных творческих работ.

В   целях   преодоления  социально-педагогической  запущенности  и  речевого  недоразвития  у  детей  этой группы  целесообразно  организовать  их  обучение по разноуровневым, гибким, адаптированным программам, с учётом  индивидуальных  особенностей  каждого ребёнка,  с  усиленной  логопедической  помощью. Становится актуальным постановка вопроса об организации школ  для педагогически запущенных детей.

III группа – к третьей группе детей  с речевым недоразвитием в результате социально-педагогической запущенности можно отнести детей школьного возраста с трудностями в формировании устной и письменной речи, которые не получили своевременной специализированной помощи. Участилась случаи обращения родителей в кабинет педагогической диагностики ГБОУ ЦДК  с детьми, не успевающими в школе по русскому языку и чтению. В ходе обследования ребёнка и беседы с родителями выясняется, что в большинстве случаев в начальных классах у ребенка были ошибки на пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение пробелов, недописывания слов и т. д. Этим детям логопедическая помощь либо не была оказана во время, либо носила фрагментарный характер. По мере усложнения программы трудности в обучении по русскому языку у этой группы детей возрастали, что проявлялось во множестве орфографических ошибок и формировании стойкой дизорфографии, которая требует специальной педагогической коррекции.

Опыт работы с детьми этой группы показывает, что очень часто дизорфография сочетается с остаточными явлениями дисграфии и дислексией, поэтому необходима работа по коррекции и этих нарушений.

С целью преодоления речевого недоразвития у детей указанной категории актуальным представляется повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ в вопросах логопедии и их взаимодействие со школьными логопедами. Компетентность учителей в этих вопросах позволит им нацелить родителей на своевременное обращение к логопеду.

IV группа – в эту отдельную группу мы выделили детей с недоразвитием речи в результате школьной дезадаптации, возникшее вследствие завышенных требований к учащимся в школах, где организовано обучение по экспериментальным, авторским и др. программам.

Программные требования в таких школах часто превышают возрастные интеллектуальные возможности детей и их речевую подготовку. Так, в одной из гимназии СПб, программу начальной школы изучают за два года и дети переходят после окончания второго класса в пятый. Скорость прохождения учебного материала не является часто залогом качества его усвоения. Непрочные, незакрепленные навыки не являются основой для дальнейшего обучения ребёнка в среднем школе. Нарастание темпа и объёма материала, изучаемого в средней школе, ведёт к возникновению пробелов в знаниях и последующей неуспеваемости у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Завышенные требования к темпу чтения ведут к появлению специфических ошибок и затруднению автоматизации процесса чтения. Так, в первом экспериментальном классе одной из школ к концу обучения требуется скорость чтения 130 слов в минуту (при норме 30 слов в мин). В результате – многие дети попадают в разряд неуспевающих.

В целях предупреждения подобных явлений мы рекомендуем обучение детей в начальной школе, где формируются основные школьные навыки (чтение, письмо, вычисление) без сокращения сроков. Увеличение нагрузки и усложнение учебной программы можно компенсировать путём включения дополнительного материала развивающего, творческого характера.

Решение задач опережающего обучения не должно препятствовать отработке, качественному усвоению основных школьных навыков.

Проведение коррекционных занятий с целью восполнения пробелов в знаниях и подготовки к обучению в условиях массовой школы способствуют преодолению трудностей в формировании письменной и устной речи.

Диагностическая деятельность дефектологов кабинета педагогической диагностики направлена на выявление и преодоление речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности путём существующей возможности рекомендовать тип школы и форму обучения, которые соответствуют психофизическому состоянию ребёнка. Наше педагогическое обследование является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, логопеды, психологи и др. специалисты.

Анализ причин речевого недоразвития в результате социально-педагогической запущенности позволяет выделить следующие пути преодоления этих отклонений:

- своевременное диагностическое обследование ребенка с целью определения типа обучения;

- организация школы  для педагогически запущенных детей, достигших школьного возраста, ранее не обучавшихся;

- оказание своевременной логопедической помощи ребёнку;

- повышение уровня осведомлённости специалистов детских учреждений по вопросам логопедии;

- обучение в начальной школе без сокращения  сроков.  

Лунёва М. А., Пранцкунас Л. А., учителя-дефектологи ГБОУ ЦДК СПб

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5383. Расчет параметров мехатронного модуля 3.17 MB
  Расчет механических параметров мехатронного модуля. Выбор двигателя и редуктора. Оптимизация диаграммы рабочего цикла Задание на проектирование МС управления приводом. Тележка с собственной массой = 500 кг перемещает груз массой...
5384. Технология цифровых радиорелейных линий 260.5 KB
  Технология цифровых радиорелейных линий в настоящее время достигла высокого качественного и количественного развития. Сегодня радиорелейные линии являются необходимым звеном телекоммуникационного пространства России и успешно конкурируют с ...
5385. Сущность и перспективы развития лизинга 285.5 KB
  Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже освоили российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике. Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая до...
5386. Факсимильная связь 202 KB
  Развитие факсимильной связи и фототелеграфии уходит корнями в прошлое столетие и таким образом пронизывает практически всю историю электросвязи. Факсимильная связь в настоящее время является неотъемлемой составляющей современной деятельност...
5387. Расчёт экономической эффективности внедрения нового типа ВС 83.5 KB
  Задание. Рассчитать экономическую эффективность сравниваемых типов ВС: Ту-214 и А-320 (количество пассажирских кресел - 160) на основании расчёта себестоимости рейса и квартальной программы полётов по следующим статьям расходов: Расходы н...
5389. Строительство автомобильной дороги в Кировской области 444.5 KB
  К реконструкции участка автомобильной дороги относятся работы по замене изношенных и устаревших элементов более прочными и экономичными, обеспечивающими (с учетом деления на перспективу) повышение транспортно-эксплуатационных характеристик...
5390. Політологія як наука. Предмет і методи політології. Конспект лекцій 854 KB
  Предмет і методи політології. План Політика як суспільне явище. Об'єкт, предмет, структура та функції політології. Категорії політології. Методи політології. Зв'язок політології з суспільними науками. Політика...