15841

АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА

Научная статья

Культурология и искусствоведение

АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА Галеев Б.М. Абстрактное кино специфическая область кинематографа; явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству изобразительному в своей основе связано с ним не столько по художественной специфике язы...

Русский

2013-06-18

38 KB

2 чел.

АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА?

Галеев Б.М.

Абстрактное кино - специфическая область кинематографа; явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобразительному в своей основе), связано с ним не столько по художественной специфике, языку и назначению, а скорее по общему инструментарию (съемочная камера - кинопленка - кинопроектор - киноэкран), используемому иным способом и в иных целях. В отличие от традиционного кино с его "репродукционным" характером технологии (на экране воспроизводится фотографическое изображение того объекта, который имелся "в наличии" перед съемочной камерой), абстрактное кино тяготеет к "продуктивной" технологии (на экране воспроизводятся визуальные образы, в данном случае абстрактные, существующие изначально лишь в воображении художника и создаваемые на кинопленке, в основном методом рисованной или иного рода анимации, мультипликации).

Собственно в самом киноискусстве чисто в историческом плане в начальный период его развития эксперименты с абстрактным кино были инспирированы естественным поиском своей неведомой еще специфики. Неизбежно повторялась ситуация из древнеиндийской притчи о знакомстве со слоном нескольких слепцов. И здесь, при отсутствии "света реального знания", одни теоретики пытались усмотреть в кино, особенно в игровом, своего рода механическое, электрифицированное продолжение театра (кино в их понимании - это своего рода "сфотографированный театр"), другие акцентировали внимание на очевидной близости кино к искусству слова (кино - это "визуальная литература"), третьи абсолютизировали не менее очевидную связь кино с изобразительным искусством (кино - это "движущаяся живопись"). Динамичность, выразительные свойства киноизображения, высокое значение в нем ритма, пластики и игры света - все это вполне естественно приводило к еще одной предельной оценке, отражающей возможную близость кино, даже в его немом периоде, к музыке, к балету (кино - это своего рода "видимая музыка").

На этом основаны концепции "фотогении" Л.Деллюка, "интегральной кинематографии" Ж.Дюлак, "музыки движения" В.Линдснея, "зрительной симфонии" П.Вегенера, "музыки света" С.Эйзенштейна, "киноглаза" Д.Вертова. Чаще всего практическое воплощение этих концепций "чистого", "абсолютного" кино сводилось к бессюжетному монтажу движущегося фотоизображения, порою с преднамеренной его деформацией (при съемке либо проявке), что и определяло "абстрактность" подобного рода экспериментов, хотя большинство из них носило, если быть строгим в терминологии, скорее сюрреалистический характер ("Эмак Бакиа" М.Рэя, "Механический балет" Ф.Леже и т.д.).

Соответственно наиболее органично и естественно присвоение статуса "абстрактного кино" было тем фильмам, которые в своей исходной технологии являлись "оживленной" (анимированной методом мультипликации) абстрактной живописью. Причем именно в освоении движения их авторы видели выход из того "пограничного" кризиса, в который вошло изобразительное искусство начала ХХ века (перестав быть изобразительным!). Об освоении движения, кстати, мечтал и сам В.Кандинский, пионер абстракционизма, увидевший эту возможность на сцене "абстрактного" театра, парадоксально "просмотрев", "не заметив" великие возможности невещественной, эфемерной световой (в том числе и кино-) проекции. Как бы то ни было, еще в 1912 г. французский художник П.Сюрваж начал работу над "расфазовкой" своего абстрактного фильма "Цветные ритмы" (остался незавершенным из-за войны). Первый реальный результат в этой области получил шведский художник В.Эггелинг (немая, чернобелая "Диагональная симфония", 1917 г.). Затем в Германии появилась серия короткометражных мультипликационных "Ритмов" Г.Рихтера, "Опусов" В.Руттмана, "Этюдов" О.Фишингера, в самих названиях своих работ подчеркивающих их "музыкальный" генезис, "музыкальную" ориентированность.

Но, несмотря на изысканность пластики и динамики "танца" абстрактных образов, все эти фильмы воспринимались широкой аудиторией как крайний и элитарный "эксперимент ради эксперимента", ибо декларируемой "музыкой для глаз" они являлись все же чисто формально, воспринимаясь скорее как абстрактная пантомима, где некая "глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка" (если вспомнить знаменитую грамматическую модель русского языка наших лингвистов). Неудивительна негативная оценка таких фильмов - как "асоциальных" (самим В.Руттманом впоследствии), как "скучных" (З.Кракауэр), "бессмысленных" (Б.Балаш, Е.Теплиц), как "безделушек" (С.Эйзенштейн), как заменителя "детского калейдоскопа" (Ж.Эпштейн).

Резко изменились результаты и соответственно их восприятие и их оценка, когда в кино пришел звук, и подобные абстрактные фильмы начали создаваться "на музыку" (в последних "Этюдах" Фишингера - это штраусовский вальс, "Ученик чародея" П.Дюка, "Венгерские танцы" И.Брамса). Они теперь уже являли собой своего рода "визуальный портрет" музыки, насыщаясь ее интонацией, содержательностью и значимостью (подобно тому, как взаимосвязаны друг с другом звук и жест в танце, который также "бессмыслен" и "скучен" вне союза с музыкой). И нет в том ничего удивительного, ибо средствами кинотехники, киномультипликации здесь решались уже задачи не собственно самого кинематографа, а иного, смежного искусства - светомузыки (которая, как известно, является "инструментальным" развитием танцевального искусства). Подобно тому, как Колумб искал Индию, а нашел Америку, художники абстрактного кино нащупывали в своих, порою косноязычных, опытах язык нового, зарождающегося искусства, в подлинном смысле синтетической "музыки для глаз и для уха" (хотя не все из них и не всегда осознавали это, подобно тому, как известный мольеровский герой не знал, что всю жизнь "говорил прозой"). Как бы то ни было, первые же звуковые абстрактные фильмы О.Фишингера (1900-1967) привлекли внимание экспериментаторов в области светомузыки и демонстрировались на международных конгрессах "Farbe - Ton - Forschungen" в Германии (1927-1931 гг.). Еще более близких к светомузыке результатов Фишингер достиг, переехав в США и получив возможность использовать цвет (им были созданы здесь подлинные шедевры: от "Оптической поэмы" на музыку Второй венгерской рапсодии Ф.Листа, 1938 г. - до "Движущейся живописи" на музыку 3-го Бранденбургского концерта И.-С.Баха, 1949).

Еще дальше от кино и ближе к живописи, к светомузыке находятся фильмы другого, англоканадского художника - П.Мак-Ларена (1914-1987), еще при жизни заслужившего титул "гениального" киномультипликатора. Этот отход от кино усматривается уже в самой его "рукотворной" технологии, в отказе от съемочной кинокамеры, ибо он рисовал абстрактное, красочное изображение (и зачастую даже оптическую фонограмму) от руки ... непосредственно на самой кинопленке. Впрочем, здесь он лишь развил до филигранного совершенства еще довоенный опыт Л.Лая (Новая Зеландия) и А.Авраамова (СССР), достигнув высочайшего уровня в таких фильмах, как "Прочь, скучные заботы" (муз. О.Петерсона, 1949), "Горизонтальная линия" (муз. П.Сигера, 1962).

В нашей стране, после опыта "внесюжетной", но еще предметной, пейзажной "визуализации" музыки "Сентиментального романса" А.Архангельского Г.Александровым (1930 г.), после предметного же "Пасифика" М.Цехановского (на муз. А.Онеггера, 1931), первый абстрактный, пусть и черно-белый, продолжительностью всего 50 сек., светомузыкальный фильм был снят Н.Воиновым ("Прелюдия Рахманинова до-диез минор", 1931). Следующие, тоже чисто экспериментальные фильмы такого рода, но уже с прямым подчинением целям светомузыки, снимались в СКБ (НИИ) "Прометей". Причем часть из них снималась "на музыку" (скрябинского "Прометея", 1964-65, свиридовского "Маленького триптиха", 1975), а некоторые создавались "обратным способом" - вначале монтировалась "немая" абстрактно-красочная кинокомпозиция, затем к ней сочинялась или компилировалась музыка ("Вечное движение", 1969; "Космическая соната", 1981). По мнению режиссера этих фильмов, Б.Галеева, "обратный метод" позволяет избежать издержек тривиальной "визуализации музыки", позволяя более органично использовать приемы "слухозрительной полифонии".

Элементы абстрактного кино (в том числе светомузыкального) естественны в фантастических фильмах, особенно связанных с "внеземной" тематикой ("Космическая Одиссея" С.Кубрика, 1968; "Космос - Земля - Космос" Б.Травкина, 1970). Огромные резервы для синтеза абстрактных образов и музыки в экранном же воплощении открылись и уже используются в связи с активным и повсеместным освоением видеотехники и средств компьютерной анимации, о чем можно судить по программам современных фестивалей экспериментального искусства ("Imagina", "Siggraph", "Ars electronica", "Impakt" - за рубежом, "Аниграф", "Третья реальность" - в нашей стране).

  1.  Светомузыка на кино- и телеэкране (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1989.
  2.  Schamoni V. Das Lichtspiel: moglichreiten des absoluten Films (Diss.) . - Munchen, 1926.
  3.  Cremerius U. Der abstrakte Avantgardefilm. Ein Beitrage zur Filmpoesie (Diss.). - Koln, 1986.
  4.  Poetique de la couleur. Une histoire du cinema experimental (Anthologie). - Paris: Auditorium du Louvre / Institute de l'image, 1995.

Опубл. в сб. "Прометей-2000" (мат.медж. конф.). - Казань: Фэн, 2000, с.185-189.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30388. Системы автоматизированного проектирования (САПР) РЭС 147 KB
  Лекция: Системы автоматизированного проектирования САПР РЭС В лекции приводятся основные определения назначение и принципы систем автоматизированного проектирования САПР. Даются сущность и схема функционирования САПР. Показано место САПР РЭС среди других автоматизированных систем. Рассматриваются структура и разновидности САПР.
30389. Технические средства САПР и их развитие. Требования, предъявляемые к техническому обеспечению 260 KB
  Лекция: Технические средства САПР и их развитие Формулируются требования предъявляемые к техническому обеспечению САПР. Рассматриваются структура и состав технического обеспечения САПР. Основное назначение лекции дать общее представление о техническом обеспечении САПР: предъявляемых к нему требованиях структуре составе и архитектуре 5. Требования предъявляемые к техническому обеспечению Используемые в САПР технические средства должны обеспечивать: выполнение всех необходимых проектных процедур для которых имеется соответствующее...
30390. Основные особенности и достижения глобальной раннеклассовой цивилизации 37.74 KB
  Возникновение частной собственности разделение общества на классы появление социальных институтов Переход от общинной собственности к частной передаваемой по наследству членам своей семьи преодоление принципа уравнительного распределения возможность обособленного присвоения средств и результатов производства все это вызвало экономический интерес к приумножению собственности на благо отдельной личности а значит открылась возможность повышать производительность труда. социальных групп людей занимавших свое место в системе...
30391. Локальная цивилизация Древнего Египта: развитие и основные достижения 35.11 KB
  Локальная цивилизация Древнего Египта: развитие и основные достижения Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Моноотраслевая экономика экстенсивное развитие ирригационная система земледелия экономически оправданное рабство труд рабов использовался круглый год; труд на ограниченном легко контролируемом пространстве Политика. Южное направление экспансия рабы полезные ископаемые развитие ирригации. Северное направление поддержка и развитие торговых...
30392. Локальная цивилизация Древнего Шумера: развитие и основные достижения 40.75 KB
  На основе этих технологий шумеры пытаются продолжать вести хозяйство на новых землях и строят системы осушения почвы. Обслуживание ирригационной системы неизбежно привело к распространению рабского труда. Аккат Саргон Основные направления политики Саргона и его династии: создание единой ирригационной системы; поддержание постоянной армии 5400 чел. Ирригационные системы шумеров были сложнее египетских но культурных сооружений они оставили меньше.
30393. Локальная цивилизация Древнего Китая: развитие и основные достижения 35.86 KB
  Появление городской цивилизации Шан 1812 вв. В квазигосударстве Шан зарождалась пиктографическая письменность картинки. Основу культовой практики Шан составляло представление о переселении душ. союз племен Чжоу захватывает государство Шан.
30394. Локальная цивилизация Древней Персии (империя Ахеменидов): развитие и основные достижения 34.36 KB
  Рабы участвовали в экономике имели экономическую свободу так как раба не выгодно было иметь лучше продать больше продукции чем кормить его. Знать освобождается от налогов; региональная элита осуществляет экономическое управление в своей области сатрапии; кастовое общество но все социальные группы получают широкую экономическую самостоятельность; поскольку все социальные группы вовлечены в торговлю во внутреннем рынке они вынуждены пользоваться единой денежной системой и становятся зависимы от центральной власти; восточную деспотию в...
30395. Основные особенности и достижения глобальной античной цивилизации 31.46 KB
  Преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников в Римской империи создавались крупные рабовладельческие латифундии ремесленные производства. Возникают мировые империи но они недолговечны и быстро распадаются. Наиболее прочная Римская империи политическое и экономическое верховенство центраметрополии над провинциями устойчивые торговые связи смешение культур.
30396. Локальная цивилизация Древней Греции: развитие и основные достижения 32.34 KB
  Олигархия признак знатности богатство Общее между тремя формами правления коллегиальный принцип принятия решений на основе консенсуса т. демократический принцип правления. Многоотраслевая экономика; переработка с х продукции масло вино; разные формы правления тирания демократия аристократия олигархия; мифологическое сознание; развитие теоретических наук; человек объект культуры гелиоцентризм атомарная теория; всеобщее образование.