15856

Капитализация локальных ресурсов регионов России – ключевая стратегия модернизации их экономик

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Капитализация локальных ресурсов регионов России – ключевая стратегия модернизации их экономик К постановке проблемы Проблема капитализации территорий – как систематической деятельности по превращению всех без исключения ее ресурсов фондов и активов в работ

Русский

2013-06-18

212 KB

14 чел.

Капитализация локальных ресурсов регионов России – ключевая стратегия модернизации их экономик

К постановке проблемы

Проблема капитализации территорий – как систематической деятельности по превращению всех без исключения  ее ресурсов, фондов и активов в работающий капитал, приносящий добавленную стоимость особенно в развивающихся странах была сформулирована в начале ХХ века.

Капитализация территории – есть процесс институционального связывания ресурсов региона (природных, человеческих, производственных, инвестиционных и др.) для производства конкурентных на глобальном рынке товаров и услуг.

В эпоху глобальной экономики (финансономики, сетевой экономики) и открытого рынка концентрация мобильных форм капитала (прав на финансы, технологию, информацию) становится доминирующим фактором развития и экономического роста стран и регионов (Эдуардо де Сото, Ричард Розенкранц). Традиционные формы территориальных ресурсов (особенно, периферийных регионов с многоукладной экономикой) теряют свое прежнее экономическое значение.

Как известно, существует 2 стратегии экономического выживания в XXI веке:

  •  стратегия торговли ресурсами территории страны, региона;
  •  стратегия капитализации ресурсов территории.

Результат реализации первой стратегии – превращение страны (региона) в зону нового колониализма.

Результат реализации второй стратегии – достижение конкурентных позиций на базе инновационного типа воспроизводства в глобальной сетевой экономике.

Конкурентными оказываются те страны и регионы, которые управляют потоками товаров, финансовых активов, инвестиций, технологий, правами собственности, квалифицированных кадров. В этих условиях целью регионального развития становится увеличение капитализации – рост стоимости активов, находящихся на территории региона.

Для России проблема капитализации ее обширной и глубоко неоднородной по уровню развития территории становится ключевой в XХI веке.

Удельная капитализация совокупных ресурсов территории России в 5 раз ниже (а по некоторым регионам – в 30 раз ниже), чем в среднем по развитым и развивающимся странам.1 Капитализация рабочей силы, инженерной и научной компетенции в России в 4 раза ниже, чем на Западе.

Транснациональные цепочки добавленной стоимости сконструированы так, что центры ее осаждения находятся вне сферы контроля продавцов. Того, что им достается, едва хватает на простое воспроизводство. В ядре глобальной экономики, играющем роль совокупной метропологии, сконцентрированы новые компетенции и финансовые технологии управления колониальной собственностью (нефтью, ураном, лесом, зерном).

Многие регионы России – мировой заповедник некапитализированных ресурсов, в котором хранится 12 % мировых ресурсов всех типов, в том числе остаточный ресурс склонности уменьшающего населения к творчеству, науке, новаторству.

То есть, недокапитализация территории России является существенным сдерживающим условием ее экономического роста и глобальной конкурентоспособности.

Разрыв в уровне капитализации территории коренится не в ограниченности традиционных ресурсов (земля, природные ресурсы, трудовые ресурсы), а в издержках институтов распределения и институтов обмена.

При этом, доминирующее значение в глобальных трансакциях приобретают  институциональный, социальный, интеллектуальный формы капитала.

Для приграничных регионов с многоукладной экономикой проблема капитализации территориальных ресурсов и формирование современной институциональной среды является особенно актуальной.

Проблеме капитализации российских территорий посвящены монографии и статьи Т.А.Малевой, В.Л,Глазычева, Л.М.Григорьева, В.Н.Княгинина, С.Переслегина, С.Чернышева и др.

В них анализируются особенности капитализации территорий России, фиксируется, в частности, их недокапитализация, обосновывается необходимость наращивания стоимость активов, делается попытка оценить величину капитализации российских территорий.

Ряд работ посвящен методике сравнительной оценки уровня капитализации территориальных ресурсов (Арабкин В.В., Княгинин В.Н., Малеева Т.А., Дармилова Ж.Д., Цыбульский В.Р., Силифонкина С.В.)

Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона

Нерешённость всё более актуализирующейся проблемы многократной недокапитализации российской экономики выступает сдерживающим фактором процесса обеспечения её конкурентоспособности на мировом рынке. В условиях взаимосвязанности развития тенденций глобализации и регионализации экономической деятельности (как противоположностей некоего единства – эволюционной динамики мирохозяйственной системы), когда регионы выступают субъектами рыночного хозяйства в форматах национально-государственного и мирового экономического пространства, императив обеспечения конкурентоспособности их экономик также испытывает острый дефицит институтов и механизмов капитализации локальных ресурсов.

Концептуальное моделирование механизмов и институтов капитализации локальных ресурсов регионального развития предполагает выработку конструктивных подходов и определения исходных теоретических положений, фундаментальных позиций, формирующих научно-мировоззренческую, методологическую платформу этого эвристического процесса.

Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона

Задача конструирования такой исследовательской базы – создать теоретический «несущий» каркас формируемой концепции построения механизма капитализации локальных ресурсов региональной экономики, который, благодаря встроенным в него методологическим ключам (принципам, основаниям, позициям), разработанным в рамках традиций различных научных школ, позволял бы сформировать концептуально-целостную канву процесса моделирования проектируемых механизмов и институтов.

К таким методологически ключевым основаниям концепции разработки механизма капитализации локальных ресурсов регионального экономического пространства, на наш взгляд, следует отнести:

  •  представление производственно-хозяйственной системы региона в форме модели квази-корпорации;
  •  системно-функциональный подход;
  •  воспроизводственно-процессный подход;
  •  рентный подход;
  •  императив расширения функций институтов капитализации локальных ресурсов региональной экономики: наряду с задачей их мобилизации и институционального «связывания», осуществление процедур их трансформации из потенциальных источников в реальные факторы производства, включение последних технико-технологический строй функционирующего или вновь созданного производственного процесса, перевод их из положения экзогенных условий в статус эндогенных элементов производительных сил;
  •  представление об интеграционно-синергетическом характере экономики региона, вследствие переплетения и сопряжения репродуктивных процессов её участников;
  •  императив функциональной действенности механизма капитализации локальных ресурсов регионального хозяйства – единство процессов аккумулирования, трансформации их в капитал (с персонификацией разделения на капитал-собственность и капитал-функцию), обеспечение метаморфоз его форм (ресурсной – производительной – товарной – денежной), формирование, изъятие (извлечение) и распределение рентных доходов от эксплуатации локальных ресурсов;
  •  превращение локальных ресурсов экономики региона в глобальные ресурсы мирового хозяйства (глобализация локальных ресурсов) и включение их в мировой рынок благодаря деятельности институциональных операторов международных рынков (ТНК, госкорпорации, международные сетевые структуры и т.д.);
  •  расширительная трактовка сферы включения ресурсов в производство (не только материальных благ, но и общественных товаров-услуг . потребление которых имеет всеобщий неконкурентогенный, неисключающий (участия в нём других субъектов) характер. Их функция  - создание благоприятных общих (инфраструктурно-институциональных) условий воспроизводства регионального социума;
  •  сочетание позитивных моментов двух способов распределения ресурсов: централизованно-регулируемого (вертикаль) и рыночного (горизонталь): рыночный механизм под контролем государства;
  •  принципы: функционального соответствия, комбинационного сочетания, параметрической сопряжённости (увязки) согласования ресурсов (исходя из императивов закона Либиха) в действующей производственно-хозяйственной системе;
  •  механизм рыночной сбалансированности спроса и предложения ресурсов с использованием рыночных (ценовых) сигналов2;
  •  увязка производственных программ процессов функционирования основного производства и его инфраструктурной подсистемы;
  •  деление локальных ресурсов экономической среды территории на объекты производственного назначения и жизнеобеспечения;
  •  персонифицированные формы цены за использование ресурса как капитала-функции (фактора производства): рента, зарплата, ссудный процент, предпринимательский доход, торговая прибыль (трансакционный ресурс);
  •  определённость спроса на ресурсы со стороны регионы их социальной полезностью и эффективностью использования в воспроизводстве социума, что положено в основу формирования цен на них;
  •  эффект (рента) от функционирования локальных ресурсов региона в процессе взаимодействия индивидуальных кругооборотов капитала частично оседает в форме доходов соответствующих субъектов хозяйствования, а частично (через налоги на имущество и прибыль, платежи, тарифы ЖКХ и т.д.) превращается в доходы региона-субъекта социального воспроизводства (в виде бюджетных ресурсов);
  •  комбинаторика ресурсов-факторов производства подчиняется принципам комплексности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости;
  •  функциональные формы капитализации локальных ресурсов в различных производственно-хозяйственных укладах (секторах) региональной экономики:
  •  в секторе крупного корпоративного производства реализуется функция капитализации глобального ресурса;
  •  в секторе малого и среднего бизнеса – функций капитализации локального ресурса на конкурентом региональном рынке факторов производства;
  •  в секторе экономики – функция воспроизводства местного социума;
  •  принцип альтернативности функциональной ориентации использования локальных ресурсов: производственной (сегодняшней) и инвестиционной (перспективной);
  •  при позиционировании регионов по признаку капитализации их сравнительных конкурентных преимуществ приоритеты получают регионы повышенной инвестиционной привлекательности;
  •  регионы-поставщики нематериальных ресурсов (активов) получают инновационную технологическую ренту – особый вид рентного дохода;
  •  геоэкономическая рента (по положению) – основной источник мирового дохода от системной прибыли в многомерном коммуникационном пространстве формируется за счёт неоднородности и флуктуаций экономического пространства и высокой рубежной энергетики при переходе от экономики развитых стран к экономике развивающихся государств;
  •  в региональном формате она является экономической формой реализации совокупности территориальных различий в уровнях затрат и доходов, в которых фиксируются экономические результаты инвестиций в инфраструктуру;
  •  территориальные локальные ресурсы принимают форму контролируемых регионом капитальных активов, приносящих доход;
  •  превращение ресурсов в капитал (в фактор производства) означает обретение ими свойства взаимоконвертируемости активов, приносящих доход в форме ренты, выступающей как следствие монополизации территориальных ресурсов региона;
  •  экономический потенциал региона определяется размерами имущественных объектов пользования, владения, распоряжения материальными и иными ресурсами, контроля за финансовыми потоками, возникающими и формирующимися при их капитализации, уровнем личных доходов и бюджетов домохозяйств, т.е. ренты от всех ресурсов региона, составляющих его доход;
  •  в условиях инновационного развития происходит замещение природной ренты технологической;
  •  общая характеристика рентных ресурсов – их бесплатность после окупаемости инвестиций на его активизацию в форму производственного фактора;
  •  рента, получаемая в результате капитализации локально-территориальных ресурсов – экономическая форма реализации отношений собственности на соответствующий ресурс, включенный в региональный воспроизводственный процесс.

Из перечисленных выше принципов, подходов, позиций, аспектов, ракурсов и точек зрения, на наш взгляд, одной из определяющих является рассмотрение региональной экономической системы как квази-корпорации.

Эвристический потенциал этой концептуальной установки состоит в том, что в соответствии с этой моделью экономическая система региона представляется в форме институционально выстроенного и организационно упорядоченного производственно-хозяйственного образования, функционирующего благодаря действию внутрикорпоративных механизмов:

  •  воспроизводства капитала,
  •  стратегического менеджмента,
  •  распределительно-перераспределительных процессов,
  •  социально-ориентированного развития,
  •  регулирования внешнеэкономических связей.

Использование принципа аналогии упрощает процесс исследования экономики региона, позволяя распространить на этот объект корпоративные принципы организации хозяйственного процесса.

Такой подход также предоставляет возможность исследовать конкурентный потенциал региона с позиции оценки конкурентных позиций корпорации.

Действительно, конкурентоспособность локально-территориальной системы регионального хозяйства, как и корпорации, определяется их позициями в координатах рыночно-экономического пространства, фиксируемыми совокупностью экономических индикаторов3:

  •  доли на рынках профильной продукции,
  •  доли в ВРП/ВВП и тенденции её динамики, доли на соответствующих (национальных или региональных) рынках труда, природных ресурсов, финансов, инноваций,
  •  рейтинг в национальной/региональной экономике и на мировом рынке,
  •  уровень инвестиционного риска,
  •  доли трансакционно-бюрократических издержек в стоимости товарной продукции или услуг.

При этом важно помнить о специфичности межрегиональной конкуренции, результаты которой можно определить так:

  •  конкуренции даёт возможность и требует полной мобилизации и эффективного использования территориальных ресурсов в процессе воспроизводства частных и общественных благ (ресурсная результативность);
  •  регионы получают рейтинги инвестиционной привлекательности по признаку конкурентоспособности и соответственно ему привлекают потоки инвестиций (инвестиционная результативность);
  •  в результате конкурентного взаимодействия снижаются территориальные трансакционные издержки, ограничиваются возможности органов региональной власти в присвоении административной ренты (трансакционная результативность).4

Ещё один ресурс эвристического потенциала данного концептуального подхода открывает возможность перенесения в модель функционирования экономики региона механизмов корпоративного менеджмента и корпоративной экономической политики.

Это положение открывает возможности применения в деятельности региональной экономической системы инструментов корпоративного управления:

  •  использования эмиссионных механизмов для развития территории по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Волгоградской области и др.;
  •  адаптации к хозяйственному пространству региона методик корпоративного стратегического планирования, развитие поля стратегий региональной экономической политики;
  •  реализации в системе регионального управления института «Совет директоров», позволяющего обеспечить эффективное согласование интересов важнейших экономических субъектов территории.

Осуществляемое в рамках рассматриваемого концептуального представления приведение региональной системы к «общему корпоративному знаменателю» даёт возможность использовать в анализе пространственного образования богатый инструментарий, сформировавшийся в процессе исследования различных форм корпораций.

Обобщим результаты использования рассматриваемого концептуального представления:

  •  с одной стороны, такое концептуальное представление позволяет преодолеть представление о территориальном хозяйстве как случайно сформированной совокупности населения, экономических субъектов и ресурсов, реализовать потенциал системного подхода и, в конечном счёте, определить региональную экономическую систему как развитую форму организации системно-пространственного интегрированного субъекта экономических отношений, схожего с корпорацией; благодаря данному представлению, в значительной мере преодолевается упрощённая трактовка территориального хозяйства и обеспечивается реализация системной модели региональной экономической политики;
  •  с другой стороны, данное представление содержит неправомерное допущение – регион, как более сложная и иная по своей природе форма организации интегрированного субъекта экономических отношений, приравнивается к более простой форме интегрированного субъекта – корпорации. При этом, следует учитывать, что совокупный функционирующий капитал и потенциал перспективного развития региональной экономической системы не могут быть сведены к капиталу и соответствующему потенциалу развития корпорации. Некоторая условность рассматриваемой концепции заключается в том, что она зиждется на принципе сведения к нулю качественных различий между региональной экономической системой и корпорацией.

Это противоречие может быть разрешено на основе синтеза обеих противоположностей. Действительно, данное концептуальное представление сформировалось и было практически востребовано, во многом, благодаря объективной потребности в интенсивном развитии взаимодействия между региональными экономическими системами и корпоративными структурами. В процессе длительного взаимодействия региональные экономические системы и корпорации «притираются» друг к другу, формируя предпосылки процесса, который в теории систем получил название конвергенции. Итоги этого процесса таковы:

  •  практические результаты – сближение механизмов управления обоими взаимодействующими экономическими системами, разработка общих принципов формирования и реализации экономической политики;
  •  теоретические результаты – концептуальное представление региональной экономической системы в качестве квази-корпорации. Процесс конвергенции активно взаимодействующих сторон приносит и специфический вышеуказанный познавательный эффект.

Концептуальное представление региональной экономической системы в качестве квази-корпорации позволяет использовать в целях активизации привлечения заёмных средств возможности территориальных облигационных займов. При этом на региональную экономическую систему проецируются механизмы инвестиционного обеспечения развития, присущие корпорации.

Логика такого проецирования может быть представлена следующим образом. Известно, что инфраструктура практически всех регионов России обременена физически изношенными элементами; в то же время, для их замены в бюджетах регионов не хватает собственных средств, а возможности привлечения дополнительных ресурсов федерального уровня ограничены в силу дефицита федерального бюджета России, обозначившегося после 2008 года. Средства частных инвесторов для обновления территориальной инфраструктуры привлечь весьма сложно в силу наличия высоких рисков и длительность срока окупаемости инвестиций (как правило, более 10-15 лет). Выход – в использовании механизма специальных инфраструктурных облигаций, который может быть реализован в экономической системе региона с помощью государственно-частного партнёрства.

Существует эффективный способ адаптации корпоративного облигационного механизма к развитию территориальной инфраструктуры:

  •  создание специальной государственной корпорации, занимающейся модернизацией территориальной инфраструктуры;
  •  предоставление такой корпорации необходимых гарантий со стороны органов власти и управления территории;
  •  эмиссия государственной корпорацией инфраструктурных облигаций, покупателями которых могут тать физические и юридические лица территории, а вырученные средства могут быть направлены на модернизацию социально-экономической инфраструктуры;
  •  погашение обязательств перед держателями облигаций происходит за счёт средств территориального бюджета (реализации предоставленных имущественных гарантий);
  •  доходы от использования модернизированных инфраструктурных объектов поступают в территориальный бюджет, компенсируя издержки процесса погашения обязательств и формируя дополнительные неналоговые доходы.5

Обобщая приведённые выше положения и частные выводы, правомерно прийти к заключению о том, что развитие взаимодействия производственно-хозяйственных систем региона и корпораций обусловливает потребность в создании специальных моделей конкурентного анализа, а также механизмов трансформации прироста конкурентоспособности корпоративных структур в соответствующий прирост конкурентоспособности региональных экономических систем.

Институты капитализации территориальных ресурсов Юга России

Макрорегион Юга России является проблемным регионом не только в контексте характеристики его макроэкономической динамики, но и с точки зрения институциональных и инфраструктурных дефицитов, существенно ограничивающих возможности капитализации его территории, делают малоэффективными многомиллиардные дотации и субсидии из Федерального бюджета.

Полпред президента РФ в СКО Хлопонин А.Г. (в прошлом Губернатор Красноярского края) отмечает, что недокапитализация приграничных территорий, наряду с ростом капитализации соседних государств чревато территориальными притязаниями.6

Одна из причин устойчивого и длительного отставания регионов Юга России, в т.ч. российского Кавказа, от общероссийской макроэкономической динамики заключается в 1) недомодернизации его экономической структуры в предшествующий исторический период; 2)обширных институциональных и инфраструктурных дефицитах, обусловливающих замкнутость ее экономики, в т.ч. отсутствие крупных узловых городов-коммуникаторов (мегаполисов), которые были бы способны «завести» в регион национальные и глобальные потоки капиталов, товаров, технологий (на эту роль пока претендует Ростов-на-Дону и Краснодар с портом в Новороссийске). Не случайно в регионах Северного Кавказа присутствуют пока очень ограниченное число крупных корпораций.

Исходя из этого, федеральная региональная политика на Юге России должна быть направлена прежде всего на формирование такой ее пространственной организации, которая бы повышала стоимость активов, находящихся в распоряжении региона – человеческого капитала, недвижимости, земли, природных ресурсов, производственных активов.

Создание институтов и механизмов капитализации территории макрорегиона, его потенциально конкурентных ресурсов – стратегически важный императив для новой федеральной региональной политики.

Ее институтами на Северном Кавказе могут стать, кроме, естественно, федерального центра, региональных органов власти и управления, малое (этническое) предпринимательство и инорегиональные, в том числе глобальные компании.

Рассмотрим потенциал и стратегии капитализации территориальных ресурсов этих хозяйствующих субъектов.

Малое (этническое) предпринимательство

Этническое предпринимательство может быть представлено как форма реализации исторически сложившихся хозяйственных укладов этносов в новой (индустриальной – постиндустриальной) экономической среде (сохранение этнонациональной среды обитания).7

Можно выделить 5 «ниш» рынка этнического предпринимательства:

  1.  поставка, производство и реализация потребительских товаров и услуг для внутренних нужд этнического социума; 2) поставка товаров и услуг с «этнической экзотикой» для внешнего рынка; 3) удовлетворение местных потребностей в секторе «экзотических» товаров и услуг; 4) заполнение слабо защищенных и неустойчивых рынков, занятость в непрестижных сферах экономики; 5) деятельность в сфере нелегальной, в т.ч. криминальной, экономики на институциональной основе землячества, кланов, тейпов, семейных родственных связей.

Малое предпринимательство на Юге России, особенно в республиках Северного Кавказа, демонстрирует относительно высокие темпы роста оборота продукции и услуг. За 5 лет, с 2005 по 2009 гг. оборот малых предприятий в СКФО вырос в 2,6 раза (табл. 1).

Таблица 1

Динамика оборота малых предприятий регионов Юга России

в 2005-2009 гг. в расчете на 1 предприятие,

% от среднего показателя по РФ8

№ п/п

Субъекты РФ

2005 г.

2009 г.

1

Республика Адыгея

26,0

61,9

2

Республика Дагестан

82,4

205,7

3

Республика Ингушетия

20,6

30,4

4

Кабардино-Балкария

23,0

57,4

5

Калмыкия

29,5

62,8

6

Карачаево-Черкесия

30,4

65,7

7

Северная Осетия

39,7

49,5

8

Чеченская Республика

8,6

57,4

9

Краснодарский край

68,2

120,0

10

Ставропольский край

62,4

145,0

11

Астраханская область

63,3

80,0

12

Волгоградская область

75,7

69,5

13

Ростовская область

92,5

80,9

14

ЮФО

72,6

84,0

Кстати, (табл. 2) выявляет, что минимум 50 % занятых на них находятся «в тени», а по числу малых предприятий на 10 тыс. чел. населения республики Северного Кавказа находятся на уровне средних по макрорегиону показателя (табл. 3).

Таблица 2

Удельный вес занятых на малых предприятиях от общей численности занятых работников в экономике Юга России, %9

№ п/п

Субъекты РФ

2009 г.

1

Республика Адыгея

13,7

2

Республика Дагестан

4,6

3

Республика Ингушетия

4,6

4

Кабардино-Балкария

5,8

5

Калмыкия

5,2

6

Карачаево-Черкесия

8,9

7

Северная Осетия

7,0

8

Чеченская Республика

3,5

9

Краснодарский край

13,6

10

Ставропольский край

12,6

11

Астраханская область

13,2

12

Волгоградская область

14,3

13

Ростовская область

14,0

14

ЮФО

11,7

Таблица 3

Малое предпринимательство в экономике регионов Юга России – число малых предприятий на 10000 человек населения,

% от среднего показателя по РФ10

№ п/п

Субъекты РФ

2009 г.

1

Республика Адыгея

68

2

Республика Дагестан

15

3

Республика Ингушетия

33

4

Кабардино-Балкария

42

5

Калмыкия

-

6

Карачаево-Черкесия

50

7

Северная Осетия

36

8

Чеченская Республика

35

9

Краснодарский край

82

10

Ставропольский край

47

11

Астраханская область

72

12

Волгоградская область

107

13

Ростовская область

49

14

ЮФО

74

И хотя малое этническое предпринимательство консервирует ручные, архаичные формы труда, его потенциал капитализации ресурсов территории в нишах мелкотоварного сектора весьма высок. И при условии создания соответствующих институциональных условий (правовых, транспортных, информационных, развития потребительской кооперации, микрофинансирования и т.п.) малое этническое предпринимательство (этноэкономика) может существенно повысить уровень капитализации территории.

Крупный бизнес на Юге России

Крупные инорегиональные корпорации исторически первыми заняли рынки сырьевых ресурсов, затем сферы услуг (торговля, туризм). В настоящее время крупный бизнес демонстрирует следующие приоритеты капитализации территории Юга России (отрасли «первого приоритета»):

  •  производство и переработка с/х сырья;
  •  ТЭК, металлургия, химия;
  •  транспорт, логистика;
  •  розничная торговля (ритейл).

При этом, анализ показывает, что ключевыми объектами кластерной политики крупного бизнеса являются:

  •  межрегиональный зерново-масличный кластер;
  •  портово-логистический комплекс;
  •  курортно-рекреационный кластер;
  •  промышленные кластеры экспортной ориентации.

В республиках Северного Кавказа действуют 16 (из 150) крупнейших компаний, в том числе:

Крупнейшие корпорации и сетевые компании, имеющие бизнес на Северном Кавказе:11

1. Газпром

2. Связьинвест

3. Роснефть

4. Лукойл

5. Евроцемент

6. Уральская горно-металлургическая компания

7. Межпромбанк

8. Ростагро

9. Юг Руси

10. Югтранзитсервис

11. Валари

12. Валари-Трейд

13. Астон

14. Золотая семечка

15. ЮТК

16. Тандем

К этой группе крупнейших российских корпораций примыкают иностранные компании, работающие на Юге России, в том числе:

  1.  Enel Investment Holding B.V. (Италия)
  2.  Metro Group
  3.  Глория Джинс
  4.  EBRD (Европейский банк реконструкции и развития)
  5.  DEG (таможенная корпорация инвестиций и развития)
  6.  Филипп Моррис
  7.  Тетра Лаваль
  8.  Royal Dutch Shell
  1.  Gerrus Group
  2.  Chateau Le Grand Vostok
  3.  SVL Group
  4.  Сосьете Женераль Восток (BSGV)
  5.  Pepsico
  6.  France-Caucase
  7.  Astor Dress & Sonmer Consrotium
  8.  Caisse des Deportset Consignation

Таким образом, крупный бизнес в регионе представлен в настоящее время сетевыми структурами, аутсорингом, финансовыми группами и банками. Следует отметить, что основными недостатками инорегионального бизнеса являются 1) увод налогов в другие регионы и 2) создание рабочих мест, не привязанных непосредственно к территории с высоким уровнем безработицы, ориентация на мигрантов, что в целом, конечно, несколько снижает его роль в формировании экономики регионов.

Федеральный центр, субъекты РФ

Роль государства в процессах капитализации проявляется прежде всего в инвестировании крупных инфраструктурных проектов. Площадкой, где презентуются инвестиционные проекты Юга России выступает Сочинский инвестиционно-экономический форум.

Отраслевая структура инвестиционных соглашений на Х международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» представлена следующим образом:

Курорты и жилищное строительство –   21-28 %

Топливно-энергетические комплексы и ЖКХ – 15-16 %

Промышленность –         8,5 %

Транспортная сфера –          6,3 %

Инвестиционная емкость проектов развития Северного Кавказа12

Проект Минэкономразвития РФ по СКФО

Дагестан –  470 млрд. руб. (бюджет); 414 млрд. руб. (внебюджет)

Чечня –  414 млрд. руб.

Ингушетия – 365 млрд. руб.

Другие (10) – 200-300 млрд. руб. по каждому региону

Следует подчеркнуть, что в составе инвестиционных ресурсов, идущих на Юг России, доминируют средства бюджета РФ.

Структура инвестирования проекта Минэкономразвития по СКФО:13

2,4 трлн. руб. – бюджет

334 млрд. руб. – госгарантии

6 млрд. руб. – субвенции РФ

Субъекты РФ – 206 млрд. руб.

Итого – 5,5 трлн. руб.

«КСК» – 1 трлн. руб.

Курортный кластер на Северном Кавказе (ОАО «Курорты Северного Кавказа») включают инвестпроекты «связывающие» в один курортно-туристический кластер все республики Северного Кавказа: «Лагонаки» (Адыгея), «Мамисон» (Северная Осетия), «Матлас» (Дагестан), «Архыз» (КЧР), «Приэльбрусье» (КБР).

Государство, судя по указанным инвестиционным проектам, является пока ведущим игроком на поле капитализации территории Юга России.

Однако, ключевой функцией федерального центра является «заведение» глобальных инвесторов и потоки финансов в регион. Вместе с тем, у бюджетных крупных инвестиционных проектов имеются риски. Все эти проекты носят характер мегапроектов, реализация которых требует высокой мобильности населения и. соответственно, дешевого жилья, специфических профессиональных компетенций, которых нет. По некоторым данным лишь 12 % опрошенных в регионе готовы сменить место жительства («оторваться от семьи и огорода») ради нового места работы.

Поэтому, в перспективе еще придется выстраивать схемы привлечения местной рабочей силы, квалифицированных кадров к этим мегапроектам.

Одним из инструментов управления процессами капитализации территорий является территориальное планирование.

До конца 2012 года должна быть сформирована система документов территориального планирования, генпланов поселений.

Речь должна идти, по мнению министра Минрегионразвития РФ В. Басаргина, о разработке нового законодательства о пространственной организации России. «Нам нужно уйти от проектирования объектов к проектированию пространства. В России нет недостатка в земле, но есть недостаток подготовленных для развития территорий. Приоритетом государства будет поддержка создания площадок, обеспеченных инфраструктурой» считает В. Басаргин.14

Однако, на сегодня утверждено лишь 67 % генпланов городских округов и 37 % городских поселений.15

Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов Юга России

К началу XXI века в российской литературе по маркетингу в связи с проблемами развития региональной экономики сложился достаточно обширный перечень определений, отражающих маркетинговый подход к управлению территорией: «региональный маркетинг», «маркетинг места», «маркетинг региона», «муниципальный маркетинг», «маркетинг города», «территориальный маркетинг», «маркетинг территорий», «маркетинг на территории».

Для уточнения понятий «региональный маркетинг» и «маркетинг региона», а также «внурирегиональный маркетинг» целесообразно представить их следующим образом:

  •  региональный маркетинг это маркетинг, реализуемый в интересах региона, его внутренних, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория;
  •  маркетинг региона – маркетинг, рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения регион как бренд, для его позитивного восприятия как в рамках собственной территории, так и за пределами. Он нацелен на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в интересах ее внутренних, а также тех внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми регион заинтересован;
  •  маркетинг внутри региона – аспект понимания термина «региональный маркетинг», обозначающий уровень и конкретные характеристики развития маркетинговых отношений субъектов внутри региона по поводу организации продвижения на рынок конкретных товаров и услуг.

Таковы основные понятия, которые используются при определении вида маркетинга, объектом изучения которого является территория на уровне региона, города, муниципалитета.

Изучение сущностных оснований регионального маркетинга свидетельствует о том, что он эволюционизировал в направлении понимания его как философии управления территорией, усложнения функций, принципов его реализации.

Авторское представление о региональном маркетинге состоит в его определении как специфической маркетинговой деятельности, осуществляемой на территории с целью создания и поддержания её позитивного имиджа, повышения привлекательности сосредоточенных в регионе природных, материально-технических, финансовых, демографических, трудовых, интеллектуальных, инновационных, рекреационных и других ресурсов с целью продвижения территории на рынки страны и мира посредством реализации системы маркетинговых решений и осуществления рациональной товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики в регионе.

К основным функциям регионального маркетинга относятся:

  •  маркетинговые исследования (в рамкахновых микро- и макросреды региона, системы рынков, рыночных субъектов и т.д.);
  •  сбор маркетинговой информации;
  •  планирование маркетинга;
  •  обоснование стратегии и выбор тактики по поводу осуществления маркетинговых решений;
  •  разработка новых продуктов;
  •  продвижение продуктов и услуг на внутрирегиональные, межрегиональные или международные рынки;
  •  коммуникационное сопровождение распределения и сбыта продукции и услуг, производимых в регионе или ввозимых в него.

Наиболее значимым для современной российской экономики являются следующие принципы регионального маркетинга:

  •  производить в рамках региона продукцию и услуги, востребованные рынками и конкурентоспособные на них;
  •  организовывать производство товаров и услуг (в т.ч. новых) строго с учетом результатов исследования потребностей в них, объема и динамики спроса;
  •  ориентироваться на конкретных потребителей как в регионе, так и за его пределами, для чего профессионально сегментировать рынки, определять целевые сегменты и действовать именно на них;
  •  использовать программный подход для достижения поставленной регионом цели и определения задач на основе применения комплекса маркетинговых средств;
  •  обеспечивать взаимодействие и межотраслевую координацию рыночных субъектов в регионе в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения;
  •  создавать и поддерживать конкурентные преимущества как конкретных компаний, фирм, банков и других рыночных субъектов, функционирующих в региональном рыночном пространстве, а также региона в целом;
  •  формировать позитивный имидж как непосредственно региона, так и товаров, производимых на данной территории  и продвигаемых на рынки под региональным брендом.

Реализация вышеперечисленных функций, принципов и маркетинговых подходов обеспечивает соответствующий уровень эффективности управления региональным маркетингом, и это должно учитываться при принятии управленческих решений.

В современных условиях очевидной реальностью становится глобализация, регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за: инвестиции, квалифицированную рабочую силу, достоверную информацию, инновации и др. Так регионы из территории как места проживания населения, дислокации производства, сосредоточения определенных ресурсов превращаются также в продавцов товаров и услуг, равноправных участников рынка. Город, село или другой населенный пункт представляется на рынке как «товар», имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге «территориальных структур», входящих в качестве составной части в общую региональную социально-экономическую политику. Это позволяет сделать заключение о том, что как наука «региональный маркетинг» является пограничной дисциплиной и сферой практической деятельности на стыке экономики региона и маркетинга.

Авторское обоснование структуры, инструментария, экономического механизма и алгоритма реализации регионального маркетинга отражено на рисунке 1.

Региональный маркетинг является одним из эффективных инструментов обеспечения капитализации территориальных ресурсов.

В условиях Юга России региональный маркетинг в качестве «поля действий» имеет множество рынков (в зависимости от избранного критерия классификации правомерно выделять следующие их группы: рынок идей, товаров и услуг, рынок рабочей силы, земли и недвижимости, кредитных ресурсов и т.д.

В настоящем исследовании представляется целесообразным охарактеризовать рынки региона с точки зрения групп потребителей, предъявляющих соответствующий спрос, избирательно реагирующих на предложение и обусловливающих определенную рыночную динамику и конъюнктуру.

В этой связи возможно выделение четырех категорий целевых рынков покупателей: 1. Постоянное население, а также работающие в регионе «маятниковые» мигранты; 2. Население, пребывающее в регион на достаточно короткий срок, которое имеет конкретный интерес (например, бизнесмены, туристы). 3. Хозяйствующие структуры из разных отраслей и сфер экономики, инвесторы, формирующие деловые рынки, страховщики и др. 4. Внешние рынки.

Охарактеризуем коротко каждый из них.

Характеристика каждого из них следующая.

Важнейший целевой рынок представляют постоянные жители, и «маятниковые» мигранты. В настоящее время российские регионы стимулируют приезд дополнительных постоянных работников, не сдерживают прибытие дополнительной рабочей силы русскоязычных из стран СНГ, например, как это делали Германия и Франция в 60-е и 70-е годы прошлого века, реализуют программы по повышению рождаемости (как это обеспечили Австрия, Швеция и активно работает над этим сейчас и Россия), или привлекают целевые категории высокооплачиваемых работников и специалистов (например, из стран СНГ, Восточной Европы и др.). С другой стороны, территории с высокой плотностью населения стремятся, наоборот, к невысокому приросту населения за счет мигрантов (например, Подмосковье).

Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные, участники конкурсов и др.), а также частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или родственники).

Рис.1. Структура регионального маркетинга (РМ), механизм его реализации и оценка эффективности.

Каждый посетитель тратит деньги на питание, проживание, покупку товаров и услуг. Эти расходы влияют с эффектом мультипликатора на доходы населения, занятость, налоговые поступления в бюджет и другие параметры региона. Чем больше число посетителей, длительнее их пребывание, и чем меньше удельные расходы на них, тем выше чистые доходы городов, сел и др. населенных пунктов. Поэтому для городских и сельских поселений важны усилия, направленные на привлечение тех посетителей, чьи ежедневные расходы наиболее высоки, а пребывание – продолжительно.

Третью категорию целевых рынков образуют компании, функционирующие в разных отраслях экономики, формирующие рынки В2В и потребительские рынки. Как правило, все города и значительная часть сельских поселений стремятся усилить свой экономический базис, чтобы создать для жителей новые рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы.

В Краснодарском крае, а также в Ростовской и Волгоградской областях располагаются наиболее прибыльные компании Юга России. Те из них, которые сформировали первую десятку, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Десять наиболее прибыльных компаний Южного федерального округа (ЮФО), 2010 16

Место в рейтинге «Эксперт-Юг-250»

Компания

Регион

Отрасль

Чистая прибыль в 2о010 году, млн рублей

1

2

«ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

Волгоградская область

нефтяная и нефтегазовая промышленность

25889,8

2

1

«Магнит»

Краснодарский край

розничная торговля

10137,7

3

18

Группа «НМТП»

Краснодарский край

транспорт

7851,4

4

8

«Каспийский трубопроводный консорциум-Р»

Краснодарский край

транспорт

6107,5

5

3

«Волжский трубный завод»

Волгоградская область

черная металлургия

4404,1

6

15

«Черноморские магистральные нефтепроводы»

Краснодарский край

транспорт

4396,6

7

4

Группа компаний «Юг Руси»

Ростовская область

АПК

2790,6

8

96

«Славянский битумный завод»

Краснодарский край

нефтяная и нефтегазовая промышленность

2327,7

9

43

«Волжский Оргсинтез»

Волгоградская область

химическая промышленность

2048,5

10

55

Фирма «Агрокомплекс»

Краснодарский край

АПК

1685,2

Предпосылкой размещения прибыльных бизнес-структур в регионе выступает соответствие территории таким критериям, как благоприятный инвестиционный климат, достаточно высокое качество жизни, транспортная доступность и т.д.

Четвертая группа целевых рынков – это рынки других регионов, межрегиональные и международные рынки, т.е. способность производить в рамках народохозяйственного комплекса региона товары и услуги, востребованные  находящимся за его пределами рыночными субъектами, (физическими и юридическим лицами).

Вывоз товаров важен (в случае малых территорий, не способных самостоятельно обеспечить себя даже минимумом необходимого, жизненно важен) для обеспечения встречного ввоза нужных региону товаров. В этой связи каждый регион побуждает расположенные на его территории компании, посреднические фирмы др. к возможно более широкому сбыту продукции за пределами региона, например, за счет продвижения их товарных марок. Имидж региона может оказывать положительное влияние на объём региональных продаж и, наоборот, сдерживать их из-за неблагоприятных факторов и отрицательного имиджа. Например, продукты питания из регионов, расположенных вблизи Чернобыльской АЭС по-прежнему являются мало востребованными на рынке.

Выводы

Проведенное исследование выявило, что, несмотря на доминирование глобальных сетей и глобальных ресурсов в динамике российских регионов, на долю региональной экономики и ее локальных ресурсов в воспроизводственном процессе приходится до 50 % ВРП, что локальные ресурсы периферийных регионов обладают ростообразующей (компенсаторной) и антикризисной функциями.

Трансформационный спад 90-х гг. ХХ в. в России, кризис 1998 г. и 2008-2009 гг. показали, что повышение капитализации региональных экономических ресурсов многократно усиливает антикризисный потенциал региональных экономик.

Поэтому, создание полноценной региональной рыночной инфраструктуры (кредитно-финансовой, инвестиционной, страховой и т.п.) и современных механизмов капитализации локальных ресурсов может быть одной из эффективных стратегий модернизации экономики Юга России.

Разработка этих стратегий и механизмов, воплощение их в инструментарий государственной региональной политики на Юге России – задачи следующего этапа исследования.

Таким образом, в условиях многоукладного, полиэтнического, приграничного макрорегиона Юга России ключевыми институтами капитализации ресурсов территории являются государство, крупный инорегиональный бизнес, этническое малое предпринимательство, региональная кредитно-финансовая система.

  •  Экономическая политика на территории Юга России должна быть целеориентирована на создание институтов «связывания» ресурсов и превращения их в конкурентный товарна национальном и глобальном рынках.
  •  Активная стратегия капитализации территориальных ресурсов предполагает развития рынка недвижимости, корпоратизации госимущества, создания инфраструктуры инновационной деятельности, создания инструментов государственного регулирования процесса включения крупных инорегиональных структур в региональную экономику, повышения эффективности нормативно-правовой защиты региональных ресурсов и регионального имущества от избыточного давления экстерриториального капитала. В состав объектов федеральной региональной политики должны быть включены новые игроки в пространстве региональных экономик, формирующие отныне их «ландшафт» и конкурентоспособность – крупные корпоративные структуры («нерезиденты») и крупные сетевые бизнес-структуры.
  •  Необходимы эффективные стратегии модернизации институтов этноэкономики, оптимизация структур хозяйственных укладов в регионе на базе технологий их корпоратизации, включения в сетевые хозяйственные взаимодействия и др. Особое значение имеют при этом меры по снятию институциональных дефицитов в развитии предпринимательства во всех секторах многоукладного хозяйства регионов, в том числе – комплекс социальных технологий по преодолению этнических барьеров в межрегиональном бизнес-взаимодействии, а также создание более адекватного механизма перераспределения природной ренты в практике использования конкурентных локальных ресурсов
  •  Особое значение имеет разработка стратегии конвергенции разобщенных рынков Северного Кавказа на базе создания современной транспортно-логистической инфраструктуры, формирования единых для макрорегиона институтов развития – типа созданной Северо-Кавказской корпорации развития – корпораций по развитию кластеров (в том числе – туристического), корпорации по развитию технопарков в регионе, венчурного фонда и т.п.
  •  В современных условиях развития регионов Юга России именно региональный маркетинг представляется действенным инструментом не только для управления территориальным рыночным поведением, снижения рисков, укрепления позиций, создания позитивного имиджа, «вписывания» региона в рыночное пространство, но и для капитализации территориальных ресурсов.

1 Арабкин В.В. Сравнительная капитализация России и стран мира. Стенограмма выступления на семинаре «Капитализация регионов». 3-4 октября 2003 г. СПб: Фонд ИФ «Северо-Запад».

2 Дармилова Ж.Д. Локальные ресурсы в системе региональной экономической политики государства и бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. 2008.

3 См.: Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс. 1966; Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. 2009.

4 Мокрушин А.А. Взаимодействие вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами современной России: функции, формы, стратегии управления (на материалах Южного федерального округа). Диссертация на соискание уч.степени доктора экон.наук. Майкоп. – 2011. С.35.

5 См.: Баликоев А.А. Социально-интеграционная парадигма реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг современной России. Краснодар: ЮИМ, 2008.

6 Капитализация России нужно увеличить в разы. //Российское экспертное обозрение. 2005, № 2, с.44-45.

7 Примеры этнического предпринимательства на Северном Кавказе:


Месхетинские турки специализируются на выращивании растениеводческой продукции в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области.


Чеченцы, даргинцы специализируются на овцеводстве и скотоводстве, торгово-посреднической деятельности в Ставропольском крае, Ростовской области.


Корейская диаспора в Ростовской области  – производство салатов.


Владельцами вновь открытых «этнических» фирм (Фирмы, связанные с торгово-посреднической деятельностью, мастерские по ремонту и обслуживанию автомобилей, ремонту обуви, пошиву одежды) в 1997-1998 гг. (по данным С.В. Рязанцева) стали:


20 % – чеченцы;


15 % – даргинцы;


12 % – армяне;

»
10 % – азербайджанцы, грузины.


Армянское предпринимательство в сфере производства и торговли мясом, мелкая розничная торговля, кафе, рестораны, мастерские по ремонту обуви, изготовлению пуговиц, кнопок и др. Ими контролируются крупные магазины и рынки в Сочи, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Краснодаре и других городах Северного Кавказа.

8 Источник: Регионы России. М., 2010, с. 414; Регионы России. М., 2007, с. 392, 396.

9 Источник: Регионы России. М., 2010, с. 102, 414.

10 Источник: Регионы России. М., 2010, с. 416.

11 Источник: Интернетресурсы

12 Инвестиционный Атлас регионов Юга России (второе изд.) Каталог инвестиционных проектов социально-экономического развития ЮФО. Ростов н/Д, 2011.

13 Там же

14 Домашняя работа над ошибками. //Российская газета. 8 ноября 2011 г.

15 Там же.

16 По данным аналитического центра «Эксперг ЮГ», 2011


РМ

. Определение целей, задач и стратегии РМ

5. Оценка эффективности

2. Маркетинговые исследования

4. Реализация комплекса РМ, программ, мероприятий и планов

3. Формирование комплекса и программы РМ

1.1 Выбор цели и задач РМ с учетом обоснованной миссии, направленности развития и специализации региона

1.2 Формирование стратегии РМ

1.3 Избрание тактики

5.1 Выбор методических подходов к оценке РМ

4.1 Выбор рынков, кластеров, отраслевых структур для реализации РМ

5.3 Корректировка РМ при низкой эффективности

3.3 Определение системы мероприятий по реализации комплекса РМ

5.2 Оценка РМ

2.3 Исследование рынков региона

2.1 Исследование внешней по отношению к региону среды

2.2 Исследование внутренней среды: общее экономическое состояние

4.2 Объединение субъектов, реализующих РМ

3.2 Составление программы РМ

3.1 Разработка комплекса РМ (маркетинг-микса)

4.3 Разработка алгоритма, механизма и инструментария реализации РМ

4.4 Контроль за реализацией РМ

  •  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84983. Вправи на закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 39.54 KB
  Повторювати і поглиблювати знання учнів про слова, які є назвами предметів; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів; закріплювати навички написання слів з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, вміння правильно висловлювати свою думку, поповнювати словникову скарбницю школярів
84984. Розпізнавання слів – назв предметів за питаннями хто? що? Малювання Колобка 488.21 KB
  Формувати вміння і навички розпізнавати слова, які відповідають на питання хто? що?, розвивати зв’язне мовлення, мислення, увагу, пам’ять; збагачувати словниковий запас; вчити малювати Колобка; виховувати любов до свого рідного міста; виховувати бережливе ставлення до хліба, а також працьовитість, дисциплінованість.
84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...