15860

Проблема смысла жизни как фактор духовного образования личности

Научная статья

Логика и философия

Духовность на магистрали развития человека (общества, группы, индивида) обладает исторически высшим содержанием и способно к неограниченному развитию. Побочные (тупиковые) линии развития выражают неполную, ограниченную, неточную духовность или даже бездуховность, тогда как ошибочные, ложные типы мировоззрения связаны с духовными заблуждениями

Русский

2016-09-07

63.5 KB

0 чел.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В качестве абстрактного понятия «духовность заключается в открытости личности навстречу миру, ее самотрансценденции, бездуховность, напротив, в субъективной отгороженности от мира, в ее (личности. —Ю.З.-В.) закрытости, субъективном отпадении от дел и забот мира»1

. Критерием полноты и глубины духовности является степень осознания личностью всеобщего содержания бытия. Это всеобщее содержание отображается человеком в виде рационального дискурса в философии, в чувственных образах искусства и в нравственном сознании (идеологический уровень нравственного сознания представлен моралью), и самость человека (индивида, группы людей, человечества в целом) обусловливает указанные отношения к миру и, следовательно, духовность в соответствии со старинной триадой Истины, Добра и Красоты. Отображению подлежит всеобщее в мире и в человеке. Всеобщее в человеке выражено в противоречивом отношении индивидуального и общественного.

Духовность на магистрали развития человека (общества, группы, индивида) обладает исторически высшим содержанием и способно к неограниченному развитию. Побочные (тупиковые) линии развития выражают неполную, ограниченную, неточную духовность или даже бездуховность, тогда как ошибочные, ложные типы мировоззрения связаны с духовными заблуждениями, обычно представленными во взглядах консервативных или реакционных общественных групп. Так, религиозная духовность являет собой искаженный, принципиально ошибочный тип духовности, поскольку исходит из ложной идеи существования сверхъестественного.

Содержательным «ядром» духовности выступает смысл жизни, оказывающийся синтезом трех своих сторон: 1)осознанного отображения сущности человека, 2)оценки последнего и 3)понимания функции, выполняемой человеком, и ее результата. Следует различать «смысл жизни» как субъективный феномен и объективные основания смысла2

. Роль объективного смысложизненного основания играет материальный субстрат индивида и общества совместно с объективными материальными условиями — природными и общественными. Субъективное условие жизненного смысла — освоенная субъектом духовная культура человечества, творчески преобразованная, развитая и примененная к конкретным условиям. Смысл жизни — продукт деятельности и достояние каждого социального субъекта, и формируется смысл, как правило, самостоятельно.

Понимание сущности человека, входящее в смысложизненную позицию, зависит фундаментальным образом от теоретической трактовки всеобщей сущности мира и процесса мирового развития. Как правильно показано Э.В.Ильенковым, достоверное мировоззрение возможно лишь при условии, что человек — самое сложное образование мира, спасение же Вселенной от коллапса может быть найдено на пути сознательной преобразующей деятельности человека (социума)3

. Однако концепция развития как мирового круговорота, отстаиваемая мыслителем4, вынуждена, в силу конечной длительности полувитка прогресса, признать или ограниченность действительных и возможных содержательных богатств материи, или при сохранении бесконечных глубин материи наличие у нее такого содержания (действительного и возможного), которое никогда не будет реализовано и, следовательно, согласиться с решающей ролью формы по отношению к содержанию, что восстанавливает идеалистическую концепцию платоно-аристотелевского гилеморфизма.

Как полагал Г.Гегель, в истории общественной мысли человеческий интеллект в попытке постигнуть сущность Всеобщего — и тем обеспечить глубину и богатство духовности — последовательно преодолевает три своих низших типа, прежде чем овладеть четвертым, совершенным, диалектическим5

. (Рассматривая исторические типы интеллекта, Гегель смещает акцент с основного вопроса философии на диалектическую системность знания.) Соответственно осознавался в истории философии смысл человеческой жизни с его важнейшим всеобщим содержанием.

Догадки о сущности человека и смысле человеческого бытия высказывались издавна, но формировались они на основе простойверы, будто на почве чувственного созерцания «…посредством размышления познается истина…»6

. Такой способ мышления, определяемый Гегелем какпредикатирование, т.е.приписывание вещи (предмету познания) предикатов внешним образом, использовался при разработке всех смысложизненных концепций вплоть до начала Нового времени.

Эмпиризм «вместо того, чтобы искать истинное в самих мыслях, хочет черпать его изопыта, внешней и внутренней данности»7

. Последовательное проведение принципов эмпиризма приводит к отрицанию всеобщих понятий или познаваемости их денотата, что отнимает у человека мировоззренческие основания. Вкритической философии И.Канта разум пытается определить объективно-истинное содержание таких всеобщих предметов, как субъект, объект, Бог; при этом разум выходит за пределы своих возможностей и становится трансцендентным. Попытка добиться объективного знания заканчивается известными антиномиями. Кант «не дает нам положительного учения о всеобщих предметах чистого разума, но зато дает критикуметода приписывания им предикатов, которым пользовалась прежняя метафизика»8. Кантовский морально автономный индивид свободно осуществлял разумно постигаемый долг, выражающий родовую общественную природу человека. Смысл истории, по Канту, — созидание общества, в котором свобода раскрытия задатков духовного развития человека осуществляется полностью, смысл жизни индивида — в движении к высотам нравственного совершенства.

Притретьем отношении мысли к объективности сведения о Всеобщем предполагалось получать в виденепосредственного знания, выступающего в форме «истинного разума», «здравого смысла», «естественного разума» или простой веры. Полагание непосредственного знания достоверным фактически отрывало возможность выдать за истину любое суеверие. В христианском понимании история не циклична, а направлена к моменту Страшного суда. Аналогично и жизнь индивида имеет цель — движение к Богу. Новаторский характер христианства проявился в выдвинутом впервые в истории мысли положении об индивидуальной самостоятельности личности, тогда как язычество растворяет личность в социальной общности. Важнейшей особенностью христианства была идея равенства всех индивидов перед Богом независимо от расовых, национальных, классовых, профессиональных, половых и других особенностей, что позволяло преодолевать разнообразные противоречия во взглядах многих группировок людей и объединить их в одной религиозной доктрине9

. Тем самым смысл жизни приобретал социально-всеобщий характер. Несмотря на то, что в своей индивидуальной и общественной деятельности верующий был ложно ориентирован религиозными смысложизненными ценностями, в христианстве резко повысилось содержание и значимость духовной жизни индивида, а смысл жизни приобрел невиданные ранее сущностную сложность и ценность.

В логике предложенного Гегелем мыслительного этапа каждая категория должна была развиваться из самой себя и находить связи со всей целостной категориальной системой. Великий немецкий философ вводит в структуру логического дискурса важнейший принципвосхождения категорий от абстрактных ко все более содержательноконкретным, — однако в идеалистической интерпретации этого принципа.

Диалектико-материалистическийметод восхождения от абстрактного к конкретномупредваряет этап движениямысли от абстрактного к мыслительно-конкретному этапом движения знания отчувственно-конкретного кабстрактному и «завершает» познание возведением идеальной (психической) конструкции —целостной иконкретной как со стороны явления, так и сущности. Именно этот метод обеспечил историческое достижение целостного и конкретного знания жизненного смысла, адекватность и объективная истинность которого подтверждаются в конечном счете успехом материальной практики10

.

Будучи сокращенным воспроизведением содержания объективного мира, человек способен нести в себе концентрированное мировое всеобщее, отображаемое понятием социального конкретно-всеобщего (СКВО). Абстрактный смысл жизни человека заключается в постижении человеческой сущности, в осознании непревзойденной ценности человека, в осознании и руководстве деятельности, направленной на нескончаемое становление интегрально-социальной сущности индивида и общества и на управление эволюцией природы; смысл состоит в очеловечивании субстанции и содержит момент своего бесконечного развертывания; смысл включает тенденции полноты и нескончаемого усложнения человеческого бытия.

Определяющим в составе смысла жизни является его конкретно-всеобщее содержание, диалектически сопряженное с немаловажными особенными и единичным компонентами смысла. Помимо абстрактно-всеобщего (АВО) конкретно-всеобщее (КВО) включаетмоменты особенных (ОС) и единичного (Е) видов содержаний, а также отдельныестороны целостности (Ц) и частичности (Ч). Конкретная всеобщность несет указание на единство и специфичность происхождения всех предметов объективного мира из одной и той же материальной субстанции (СБ) и конкретно-историческую грань аспекта ухода в небытие (НБ)11

. Таким образом, КВО можно представить в виде функции вышеуказанных аргументов: КВО =f (АВО, ∑ОС', Е', Ц', Ч', СБ', НБ').

Абстрактно-всеобщее понимание смысла жизни дополняется конкретно-всеобщими компонентами, образуя совместно с особенными и единичным важнейший индивидуальный и общественный феномен. Из многочисленных структурных компонентов понятия жизненного смысла — родовых и индивидных, общественных и индивидуальных, всех особенных и единичного — ведущую роль играет конкретно-всеобщий, открывающий подлинно человеческое в человеке. Помимо теоретико-понятийной составляющей смысл жизни включает мощную нравственную, художественную и деятельностно-практическую.

Оказываясь своеобразным «итогом» бесконечного развития материи и будучи противоречием бытия и небытия, человек обладает исторически развертывающимся смыслом, который, никогда не оказывается исчерпанным и остается некой тайной на любой ступени развития общества и мира. Потенциально неисчерпаемый, способный к бесконечному усложнению, смысл жизни в каждую историческую эпоху принимает конкретный вид.

Наиболее важными смысложизненными темами, связанными с биологическим уровнем человека, являются проблемы смерти, возраста и пола12

. Возрастное содержательное обогащение жизненного смысла, связанное с возрастными психофизиологическими особенностями организма, обеспечивает рост духовности в процессе индивидуального бытия. Духовный потенциал личности формируется феноменом любви, доведенной до смысложизненных высот. Отношение к смерти выстраивается в виде исторически изменчивого и противоречивого единства борьбы со смертью и содействия ей. Борьба со смертью осуществляется в направлении пролонгации индивидуальной жизни и в наступлении на скрытые формы небытия.

«Перемены в сфере труда, произошедшие вXXIв., во многих отношениях отражают тенденцию к гуманизации, к проявлению нового сознания, предполагающего нечто большее, чем просто баланс между работой и личной жизнью. Налицо стремление считаться с индивидуальностью каждого и полностью задействовать в работе — в чем бы она ни заключалась — духовный потенциал человека»13

. Исторически бесконечное углубление и конкретизация концепции жизненного смысла способствует неограниченно развиваемой духовности субъекта.

  1. Лившиц Р.Л. Духовное самоопределение личности: Лекции по спецкурсу. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1999. С. 3.
  2. Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1: Общая философия: учеб. пособ. Пермь, 2012. Вып. 1. С. 227–228.
  3. Ильенков Э.В. Космология духа // Э.В. Ильенков. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 431.
  4. Там же.
  5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1974. С. 107–201.
  6. Там же. С. 133.
  7. Там же. С. 147.
  8. Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учеб. пособ. Самара: Парус, 1999. С. 30.
  9. Гуревич П.С. Философия человека. М.: Российская Академия наук. Институт философии, 1999. Ч. 1. С. 151–152.
  10. Подробнее см.: Засядь-Волк Ю.В. Проблема смысла жизни в истории философских учений // Социальная онтология России: сб. науч. статей по докл. V Междунар. Копыловских чтений. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 50–74; Его же. О гегелевских отношениях мысли к объективности и о проблеме смысла жизни // Социальная онтология России: сб. науч. статей по докл. VI Всерос. Копыловских чтений. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С.72–81.
  11. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. С. 24.; Засядь-Волк Ю.В. Конкретно-всеобщее содержание смысложизненной проблемы // Доклады СО АН ВШ. 2003. № 2(8). С. 87–94; Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. С. 272–276, 279–281; Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М.: Русская книга, 2002. Т. I: Учение о Боге. С. 348.
  12. Засядь-Волк Ю.В. О социально-биологическом аспекте смысла жизни // Актуальные проблемы российской философии: межвуз. сб. науч. тр. (по материалам Всерос. науч. конф., Пермь, 29–30 сентября 2011 г.): в 2 т. Пермь, 2011. Т. 1. С. 35–41.
  13. Паттакос А. Пленники собственных мыслей: Смысл жизни и работы по Виктору Франклу. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 26.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11530. Каскадные таблицы стилей CSS 180.5 KB
  Лекция 3: Каскадные таблицы стилей CSS. Изучаемые вопросы Общие сведения о CSS Добавление стиля на вебстраницу Синтаксис CSS Псевдоклассы 1. Общие сведения о CSS CSS Cascading Style Sheets каскадные таблицы стиле
11531. Ознакомление с правилами моделирования цифровых систем с помощью MicroCap 37.5 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника Ознакомление со стендом Цель работы: ознакомление с правилами моделирования цифровых систем с помощью MicroCap и функциональными возможностями лабораторной установки УМ11М. Задание: 1. Исследование базовы
11532. Изучение принципов синтеза и методики оценки качества различных схем кодовых преобразователей 89 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника КОДИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА Цель работы: изучение принципов синтеза и методики оценки качества различных схем кодовых преобразователей. Задание: Необходимо синтезировать КП вида 5421 – изб3. ...
11533. Изучение структуры мультиплексоров и методов синтеза на их основе логических схем 81 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника СИНТЕЗ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ НА МУЛЬТИПЛЕКСОРАХ Цель работы: изучение структуры мультиплексоров и методов синтеза на их основе логических схем. Задание: 1. Определить число DIG по формуле DIG = 7NV2 200 NV 30 где NV но
11534. Изучение функциональных возможностей статических регистров с различными цепями ввода и вывода информации 117 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника СТАТИЧЕСКИЕ РЕГИСТРЫ Цель работы: изучение функциональных возможностей статических регистров с различными цепями ввода и вывода информации и схем формирования осведомительных сигналов. Задание: синтезир
11535. Изучение функциональных возможностей сдвигающего регистра 59.5 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника СДВИГАЮЩИЕ РЕГИСТРЫ Цель работы: изучение функциональных возможностей сдвигающего регистра. Задание: синтезировать и построить 4разрядный сдвигающий регистр со следующими характеристиками: Напра
11536. Синтез структуры счетчика и исследование функций счетчика с заданными параметрами 70 KB
  Отчет о лабораторной работе по курсу Схемотехника ЦИФРОВЫЕ СЧЁТЧИКИ Цель работы: синтез структуры счетчика и исследование функций счетчика с заданными параметрами. Задание: синтезировать и построить цифровой счётчик со следующими характеристиками: ...
11537. Программирование разветвляющихся алгоритмов 111 KB
  Тема 2. Программирование разветвляющихся алгоритмов Цель лабораторной работы: научиться пользоваться простейшими компонентами организации переключений TСheckBox TRadioGroup. Написать и отладить программу разветвляющегося алгоритма. 2.1. Операторы if и case языка Паскаль Для...
11538. Программирование циклических алгоритмов. Операторы организации циклов repeat, whyle, for языка Pascal 68.73 KB
  Программирование циклических алгоритмов Цель лабораторной работы: изучить простейшие средства отладки программ в среде DELPHI. Составить и отладить программу циклического алгоритма. Операторы организации циклов repeat whyle for языка Pascal Под циклом понимается...