15861

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ

Научная статья

Логика и философия

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ Проблема системы категорий практически исчезла из тематики российской философии с темных девяностых. Развал великой сверхдержавы превращение России в сырьевой придаток развитых стран Запада и Востока 85 вывоза из

Русский

2013-06-18

59 KB

2 чел.

«ПРЕДМЕТНЫЙ МИР» В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ

Проблема системы категорий практически исчезла из тематики российской философии с «темных девяностых». Развал великой сверхдержавы, превращение России в сырьевой придаток развитых стран Запада и Востока, 85 % вывоза из которого составляет сырье и «первый передел», сопровождались резким ухудшением состояния научных исследований, включая деградацию философской мысли. Создание развернутой, или «полной» системы категорий (СК) служит одной из важнейших, точнее, интегральной целью научной философии, поскольку означает целостное и теоретически продуктивное построение философского знания, оказывающее необходимое влияние на научное руководство общественным развитием, прогресс фундаментальной науки, научно-технический прогресс. Работы по созданию такой СК интенсивно велись в СССР. Были выдвинуты ряд вариантов построения СК, но оптимальный вариант не был найден. Работы в этом направлении продолжались в рамках Пермской университетской философской школы. Разрабатываемая автором этих строк в течение ряда десятилетий программа построения СК была реализована в монографии «Проблемы системы категорий философии»1. Предложенный проект нуждается в обсуждении, анализе, и, полагаю, дальнейшей разработке. Целью настоящей статьи является анализ места и структуры одного из разделов предложенной системы категорий.

Структура монографии имеет следующий вид:

ВЕДЕНИЕ.
ПРОБЛЕМА СИСТЕМЫ КАТЕГОРИЙ ФИЛОС
ОФИИ

   Глава 1. Проблема системы категорий

в истории философии.................................................................5
   
Глава 2. Система категорий

в философии Г.В.Ф. Гегеля.......................................................9
   
Глава 3. Проблема системы категорий

в классическом марксизме…………………..........................18
   
Глава 4. Проблема системы категорий

в советской философской науке.............................................23
   
Глава 5. Программа построения системы категорий

диалектического материализма..............................................26

ЧАСТЬ 1. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР

   Глава 6. Предметный мир....................................................47
   
Глава 7. Пространство и время...........................................58
   
Глава 8. Движение и развитие.............................................66
   
Глава 9. Материальный мир................................................84

ЧАСТЬ 2. ЕДИНЫЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ

МИРОВОЙ ПРОЦЕСС

Раздел I. Развитие. Абстрактно-всеобщая

теория развития......................................................................114
   
Глава 10. Диалектика как учение о развитии.

Принципы диалектики...........................................................114
   
Глава 11. Закон перехода количества в качество

и качества в количество........................................................115
   
Глава 12. Закон единства и борьбы

противоположностей..............................................................123
   
Глава 13. Закон отрицания отрицания.............................134
Раздел
 II. Конкретно-всеобщая

теория развития......................................................................141
   
Глава 14. Единый закономерный мировой процесс.......141
   
Глава 15. Основные ступени закономерного

мирового процесса.................................................................151
   
Глава 16. Законы конкретно-всеобщей

теории развития (диалектики)...............................................173

ЧАСТЬ 3. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Раздел I. Сущность человека.................................................212
   
Глава 17. Случайность или необходимость.....................213
   
Глава 18. Сущность человека............................................213
Раздел
 II. Сознание.................................................................240
   
Глава 19. Сущность сознания...........................................240
Заключ
ение..............................................................................261

Предложенный вариант СК состоит из трех частей, в основе которых лежат фундаментальные концепции научной философии: материи, развития и человека. Эти фундаментальные концепции научной философии обладают наибольшей программирующей или системообразующей мощью. Началом, начальной категорией служит понятие предмета, предметного мира. Проблема «начала» системы категорий — как известно, одна из труднейших в истории философии, истории «системной рефлексии» в ходе развития философской мысли. Гегель дал изобретательное решение этой проблемы, позволившее продвинуться в процессе создания СК, содержавшее, однако, натяжки, которые неминуемо следовали из принятой философом позиции объективного идеализма, предполагавшего фактически абсолютное начало сущего, каким оказывалась предельная абстракция «чистого бытия». К. Маркс нашел блестящее решение проблемы начала в политической экономии, позволившее развернуть теорию капиталистической экономики в виде гениальной системы экономических категорий.

В советской философской науке, начавшемся процессе построения системы категорий философии 1970–1980-х гг., проблема начала получила некоторое обсуждение. Наиболее интересным образом она решалась в «Материалистической диалектике» под общей редакцией Ф.В. Константинова и В.Г. Марахова2, где таковым предлагалось рассматривать понятие объекта. С нашей точки зрения, понятие объекта фактически в явном виде предполагало понятие материи как объективной реальности, в то время как материя, как и вообще все категории СК должны были быть выведены, а не продекларированы. Нами в 1980 г. была предложена программа построения СК диалектического материализма, которая разрабатывалась в течение последующих десятилетий и была выражена в монографии «Проблема системы категорий философии». В программе и монографии в качестве «начала» предложено понятие предмета и связанного с ним предметного мира.

Это понятие, как нам представляется, выступает основным смысловым узлом, на котором построено обыденное и конкретнонаучное мышление, естественный язык. Мы воспринимаем и мыслим окружающий нас мир как предметный мир. Однако возникает вопрос: может ли это общенаучное и общезначимое понятие рассматриваться как начальная философская категория? Понятие предмета имплицитно насыщено философским смыслом. Категории философии в зачаточном, не выраженном состоянии содержатся в естественном языке. При этом система таких языковых категориальных смыслов имеет свои узлы, в которых философское содержание выражено наиболее явно, находится накануне выхода в сферу философских смыслов. Одним из таких смысловых узлов выступает понятие предмета.

Понятие предмета, предметного мира позволяет сформировать серию философских категорий первого плана: вещь-свойство-отношение; качество и количество; единичное, особенное и общее; явление и сущность; часть и целое; элементы, структура и система; форма и содержание; случайное и необходимое, закон и закономерность; предметные области (физическое, химическое, биологическое, социальное (человек, общество).

Представляется, что изложенный набор категорий позволяет создать целостную картину предметного мира, которая обусловливает далее переход к пространству и времени как формам существования предметного мира, движению и развитию как их всеобщим свойствам или способам существования. Характеристика развивающегося предметного мира делает необходимым ввести понятия возможного и действительного и как своего рода высшее выражение смысла развития категории причины и следствия. Развитие, в его наибольшей силе, есть порождение нового, порождение следствия.

Изложенная последовательность категорий, по нашему убеждению, представляет собой логически последовательную цепь смыслов. Как известно, для построения научной системы категорий огромный интерес представляет опыт выведения категорий в философии Гегеля. Однако этот способ построения системы категорий во многом неприменим в научной философии. Речь идет не только об объективно-идеалистическом основании Гегелевой системы категорий. Его великая система категорий имела логический характер, и способ выведения категорий представлял собой Логику, которая определяла во многом линейную, хотя и очень сложную и изобретательно построенную, последовательность категорий. Опыт построения системы категорий на основе материализма и диалектики, материала естественных, экономических, социальных наук фактически показал, что связь категориальных сторон реальной действительности не является линейной и не может быть выстроена в логическую цепочку по образцу Гегелевой СК. Но в то же время мы никак не можем избежать того неопровержимого обстоятельства, что мысль всегда представляет собой последовательность понятий и поэтому мы неминуемо строим цепочку, отдавая при этом себе отчет в том, что эта цепочка не может иметь того «чисто логического» характера, к которому стремился Гегель. Мы понимает, конечно, что и систему Гегеля была далеко не идеальной в логическом плане, поскольку содержала много натяжек и искусственных переходов.

Основной секрет построения СК Гегеля заключался в том, что каждая последующая категория сохраняла часть содержания, или смысла, предыдущей и в то же время получала некоторое новое содержание, образуя тем самым новое интегральное содержание и смысл. При этом новое содержание обладало реальной или воображаемой смысловой связью с наличным содержанием. Во многих случаях это смысловое соответствие оказывалось искусственным, чисто ассоциативным. Категория чистого бытия (бытия «без всякого определения») правдоподобно переходила в категорию ничто, которое с той же логической необходимостью оказывалось с бытием «одно и то же», что порождало переходы бытия в ничто и ничто в бытие, образующие становление. Последнее становится наличным бытием, определенным бытием. С формально-логической точки зрения все эти переходы категорий были логическими ошибкам. Гегель ввел принципиально новую логику, в которой под этими переходами лежала не высказываемая явно мысль о развитии как усложнении, росте богатства содержания, возникновения нового. В глубине этого хода мысли лежало непрерывно разрешаемое противоречие развития, которое при первом подходе, как известно, выступает как парадокс возникновения нового.

Изначальные смыслы претерпевали новые переходы и трансформации в последовательной цепи последующих категорий. Так, категория бытия прошла через всю цепочку категорий СК с тем, чтобы образовать кольцо, которое замыкало Гегелеву СК в единое целое. Эта целостность СК оказалась во многом мнимой, но незаурядный теоретический замысел был впечатляющим.

Исходная начальная категория предмет, и первое непосредственное обобщение — предметный мир, влекут с собой гроздь поясняющих категорий свойство и отношение. Вместе указанные категории образуют некоторую конкретность, которая позволяет далее выстроить цепь абстрактных категорий, выявляющих имплицитные моменты данной конкретности. Прежде всего, это категории качество и количество, объединяемые категорией меры. Вводимые категории выражают определенности предметов, предметного мира. Качественные и количественные определенности предметов в первоначальной форме фиксируются уже в восприятии, представлениях и начальных ступенях мышления

Следующий шаг интеллекта связан с обобщением, что означает обоснованным введение группы категорий единичное — особенное — общее. Обобщение, однако — не только начальная, но и наиболее фундаментальная способность мышления, которая усложняется и обогащается на следующих этапах процесса осмысления реальности.

В предложенном варианте построения раздела предметный мир категории явление и сущность вводятся после категорий единичное, особенное и общее. Однако этот шаг построения СК далеко не бесспорен. Категории явления и сущности должны занять незаурядное место среди перечисленных групп категорий. Они служат результатом обобщения предметного мира, однако имеют весьма широкий и фундаментальный характер, являются важным смысловым узлом, что делает определение их места в системной рефлексии достаточно сложным. Реальный мир как целое предстает в качестве являющегося и сущностного мира, в котором другие категории означенного ряда выделяют различные стороны. Поэтому место этой узловой пары категорий находится между некоторой последовательностью категорий, подготавливающих являющийся-сущностный мир, и последовательностью, раскрывающей стороны этого являющегося и сущностного мира. Изложенная в проекте последовательность не безупречна. Вероятно, категории случайное и необходимое должны следовать за категориями единичное-особенное-общее, поскольку случайное есть единичное, получившее известный дополнительный признак, а необходимое — общее, существующее в единичном и через единичное. Вероятно, далее, что категории явления и сущности могут замыкать весь ряд категорий предметного мира перед заключительной категорией предметных областей.

Пространство и время, понимаемые в качестве форм существования, могут вводиться после того, как предмет, предметный мир оказались развернутыми в своем непосредственном содержании и последующих категориях, завершаемых категориями являющегося и сущностного миров, выступающих в далее в последовательности предметных областей. Пространственность и время в непосредственном виде заданы уже в чувственном восприятии, однако их понятийное выражение назревает только в ходе указанной смысловой последовательности категорий.

Последовательность предметных областей, описанная в естественнонаучных теориях физики, химии, биологии и теориях общества делает необходимой перехода к категориям движения и развития.

1 Орлов В.В. Проблема системы категорий философии. Пермь, 2012.

2 Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф.В. Константинова и В.Г. Марахова. М.: Мысль, 1981–1985.

© Орлов В.В., 2013

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80377. Сучасні економічні системи. Особливості розвитку перехідних економік 258 KB
  Особливості розвитку перехідних економік Вступ до теми Мета заняття: охарактеризувати економічну систему капіталізму вільної конкуренції зясувати сутність монополістичного капіталізму; означити сутність та моделі змішаної економіки; охарактеризувати економічну систему сучасного капіталізму визначити механізм її функціонування розглянути еволюцію та перспективи розвитку сучасного капіталізму. Моделі змішаної економіки. Механізм функціонування соціалістичної економіки. Особливості ринкової трансформації української економіки.
80378. Економічні аспекти глобальних проблем та їх вплив на економічний розвиток України 121 KB
  Глобальні проблеми — це всезагальні проблеми, що відзначаються загальнопланетарним за своїми масштабами і значенням характером, повязані з життєвими інтересами народів усіх країн, становлять загрозу життю для всього людства і можуть бути вирішенні спільними діями всіх країн світу.
80379. ПРЕДМЕТ І МЕТОД ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ 136 KB
  Метою сьогоднішнього заняття є дослідити основні етапи розвитку та визначити предмет обєкт функції методи політекономії зясувати суть економічних категорій та законів а також визначити місце політичної економії в системі економічних наук. Політична економія як теоретикометодологічна база інших економічних наук. Oikonomi буквально мистецтво ведення домашнього господарства нині застосовують у чотирьох значеннях: народне господарство певної країни групи країн або всього світу; сфера господарської діяльності людини у якій...
80380. Виробництво матеріальних благ і послуг. Продукт і характер праці 138 KB
  Галузі виробництва. Основні фактори суспільного виробництва та їхній взаємозвязок. Соціальна і економічна ефективність виробництва. Метою сьогоднішнього заняття є дослідити процес суспільного виробництва фактори які впливають на процес виробництва; межу виробничих можливостей; продуктивні сили суспільства.
80381. ЕКОНОМІЧНІ ПОТРЕБИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ІНТЕРЕСИ 157 KB
  Метою заняття є розкриття суті економічних потреб їх безмежності розгляд закону зростання потреб охарактеризувати корисність блага і суть економічних інтересів. План Економічні потреби суспільства їх сутність і класифікація. Безмежність потреб.
80382. Соціально-економічний устрій суспільства. Економічна система та закони її розвитку 165.5 KB
  Економічний зміст власності типи види форми. Економічний зміст та юридична форма власності. Типи види і форми власності. Наслідки процесів роздержавлення і приватизації власності в Україні.
80383. Правовий режим земель природно-заповідного фонду й іншого природоохоронного призначення 47.76 KB
  Землі природно-заповідного фонду — це ділянки суші і водного простору з природними комплексами та обєктами, що мають особливу природоохоронну, екологічну, наукову, естетичну, рекреаційну та іншу цінність, яким відповідно до закону надано статус територій
80384. Правовий режим земель оздоровчого та рекреаційного призначення 45.55 KB
  До земель оздоровчого призначення належать землі, що мають природні лікувальні властивості, що їх використовують або Вони можуть використовуватися для профілактики захворювань і лікування людей. Лікувально-оздоровчі властивості мають не самі землі
80385. Правовий режим земель історико-культурного призначення 50.46 KB
  емлі історико-культурного призначення можуть перебувати у державній, комунальній та приватній власності. При цьому Закон України «Про охорону культурної спадщини» передбачає особливості здійснення права власності на такі землі залежно