15864

ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Научная статья

Логика и философия

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Выход отечественной философии на зрелый научный уровень необходимо связан с качественно новым пониманием структуры общества. Если открыть и старые и новые учебники социальной философии то можно увидеть удивительные вещ

Русский

2013-06-18

50 KB

2 чел.

ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»?

Выход отечественной философии на зрелый научный уровень необходимо связан с качественно новым пониманием структуры общества. Если открыть и старые, и новые учебники социальной философии, то можно увидеть удивительные вещи. Например, то, что в структуре общества не выделяется в качестве особой сферы воспитание. Как будто нет такой сферы в жизни общества! Я уже не говорю о физкультуре и спорте — им в плане социально-философского рассмотрения не везет еще больше. О них поговорим в другой раз, а здесь рассмотрим, как много путаницы в теме так называемой социальной сферы жизни общества.

Один из самых известных отечественных философов В.С. Барулин в качестве элементов структуры общества выделяет материально-производственную, социальную, политическую и духовную сферы жизни. Внешне такая схема выглядит логичной, на ней выросло не одно поколение отечественных философов. Однако, по сути в такой структуризации содержится формально-логическая ошибка, состоящая в нарушении основания деления. Как нельзя студентов делить на физиков, химиков, философов, биологов и девушек, так нельзя социальную сферу располагать в одном ряду с материальным производством, политикой, духовными сферами. Ее нет в качестве отдельно существующей наряду с производством, политикой, наукой, правом и т.д.

Научная социальная философия, по нашему убеждению, призвана дать исчерпывающее описание структуры общества. В противном случае, если один из элементов этой структуры выпадает, либо один из элементов помещается не на своем месте, мы искажаем природу социальной системы и человека как ее носителя.

Главным критерием в структурировании общества может быть только открытое Марксом и Энгельсом разделение всех общественных явлений на материальные и нематериальные (идеологические, или духовные). Либо социальное событие или явление есть объективная реальность, либо они таковыми не являются. Нельзя накормить человека, не имея объективно реального, а не воображаемого хлеба. С этой, главной в научном обществознании, позиции все сферы общества делятся на материально-производственную и нематериальные сферы жизнедеятельности людей, начиная от политики и заканчивая искусством. Всего основных сфер жизни социума, насколько можно судить по современному обществу, восемь: экономика, политика, воспитание, физкультура и спорт, право, наука, мораль и искусство. Все остальное есть либо проявление названного, либо сложный симбиоз двух, трех или нескольких сфер. Так, например, нет особой духовной сферы политического сознания. Последнее представляет собой взаимопроникновение различных духовных компонент (права, науки, морали, эстетических представлений) в сферу политики. Поскольку в обществе все переплетено, сложно отделить одно от другого. Однако названные восемь сфер представляют собой исторически сложившиеся в результате развития разделения труда, не сводимые друг к другу, а, следовательно, имеющие каждая свою неповторимую специфику компоненты социума.

Эти восемь деятельностных компонент делятся внутри себя еще на две подгруппы. Те формы деятельности, где активность исходит от субъекта на объект (не важно — природный или социальный), являются формами практики. В них субъект преобразует окружающий мир и самого себя. Хотя три из четырех форм (управление, воспитание, спорт) не являются формами материальной практики, они, тем не менее, тоже являются способами изменения человека и общества. Другие четыре формы (право, наука, мораль и искусство) представляют собой отражение субъектом окружающего мира и самого себя. То, что называется внутренним миром личности и общества, проявляется в данных формах. В них человек постигает истину, справедливость, добро и красоту мира. Это особо духовный мир. Политика тоже духовна, но она как управление направлена вовне, тогда, как и право, и наука, и мораль, и искусство, есть особо духовное постижение мира, перевода его вовнутрь субъекта. Непонимание практического и непрактического в деятельности человека приводит к непониманию некоторых его физиологических аномалий, например, гипертонии как болезни, свидетельствующей о дисгармонии внутреннего и внешнего проявлений индивида.

А где же наша искомая социальная сфера жизни людей? Материальна она или нет, является ли практикой или нет? Вот тут-то и выясняется, что социальную сферу нельзя однозначно отнести ни к материальной практике, ни к духовной жизни. Например, такое социальное образование, как этнос, включает в себя все многообразие и материальных, и духовных отношений. Следовательно, этнические отношения, как и все социальные, не есть один из элементов в одном ряду с материальными, политическими, воспитательными, правовыми и другими отношениями. О социальных отношениях можно говорить только в рамках другого аспекта структуры общества. Этот аспект и есть третий, социальный, аспект структуры общества — «социальный» в смысле образования людьми различных социальных групп в процессе материальной, управленческой, педагогической, научной и других форм деятельности. Он не сводим к двум первым аспектам, он имеет самостоятельное содержание. Если же социальную сферу располагать в одном ряду с экономикой, политикой, духовной жизнью, практически неизбежно искажение сущности социальных групп.

Из сказанного следует, какие социальные группы, являются главными в обществе. Очевидно, что в социально неоднородном обществе таковыми предстают группы людей, выступающих субъектами базисных производственных отношений. Такие группы называются классами. Классы не потому играют ведущую роль в обществе, что Маркс бредил классовым подходом и пролетарской революцией. Он открыл материалистическое понимание истории, согласно которому развитие общества есть естественноисторический, материальный процесс жизнедеятельности людей. А субъектом материального, производственного процесса и являются классы. Говоря об этом, мы выделяем пока только пласт материальных отношений между классами как субъектами производственных отношений. Что же касается классовой борьбы в трех ее основных формах (экономической, политической и идеологической), то она отражает весь комплекс политических и идеологических отношений между классами, занимающими разное место в системе производства. Так называемая экономическая классовая борьба не есть материальное экономическое отношение между ними, она суть экономическая политика, экономическая борьба между классами.

Классы как субъекты материальных производственных отношений создают необходимый материальный базис, на котором последующие политические события вызывают смену способа производства. Таков объективный закон развития общества, а не субъективные желания каких-то революционеров. А вот к чему пришел В.С. Барулин, располагая социальную сферу в один ряд с экономикой, политикой и духовной сферой.

Прежде всего, он изобрел новую социальную общность — народ. В.С. Барулин, у которого, кстати сказать, автор этих строк слушал в 70-е гг. интересный спецкурс на философском факультете МГУ, обозначает этой категорией не все население государства, не этническую общность, а именно некую социальную общность как субъекта всей социальной деятельности на данной территории. Естественно, она оказывается у него, во-первых, неким более фундаментальным, чем класс, образованием, а во-вторых, почему-то не совпадает с этническим образованием, живущим на данной территории.

Как следствие, автор на волне демократической перестройки, а, точнее, буржуазной Реставрации, решается поднять руку на Маркса. «Марксистская концепция классов, — пишет он, — содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного процесса развития общества. Так что оспаривать вклад К. Маркса в учение о классах, равно как и отрицать реальные моменты в этом учении, бессмысленно. В то же время налицо явная абсолютизация в марксизме роли классов, их отношений, своего рода диктатура классов в теории. Эта абсолютизация привела к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития»1. В качестве одного из аргументов В.С. Барулин приводит ссылку на буржуазного соотечественника П.А. Сорокина, который писал, что национализм иногда играл более важную роль, чем классовый конфликт. И в качестве вывода В.С. Барулин заявляет: «Как нам представляется, ни мировая история, в особенности история ХХ века, ни развитие мировой социально-философской мысли не подтвердили той роли классов и классовых отношений, которую им придавали К. Маркс и В.И. Ленин. Поэтому пересмотр этой роли в социальной философии марксизма нам представляется делом вполне теоретически созревшим»2. Вот так один из плодотворных отечественных социальных философов сползает с марксистского уровня анализа в лучшем случае на народно-демократический, а в худшем — на самый обыкновенный буржуазный уровень. Автор до конца не понимает материалистического понимания истории. Классы играют главную в обществе роль не потому, что они всегда выше нации, и классовый конфликт острее национальных интересов, а потому что классы — субъекты материальных производственных отношений, субъекты объективно реального жизненного процесса. Проще говоря, они создают материальные ценности, и то, что при этом национальные (либо какие-то другие) интересы оказываются выше классового антагонизма, вовсе не отменяет факта классов как двигателя материального прогресса — всегда и везде.

О недопонимании естественноисторического развития общества свидетельствует и вывод Барулина о том, что якобы «начиная с ХIХ в. и особенно в ХХ в. происходит процесс ослабления действия основных классовых признаков»3. Это уже в духе Э. Бернштейна. Повышение зарплаты работников, развитие профсоюзов и др. — лишь слабый оттенок на фоне двух мировых войн, целого ряда революций и, наконец, глобального кризиса 2008 г., о котором автор не догадывался в тот момент. Как не догадывается он о том, что глобализм представляет собой новую, еще более острую стадию капитализма — последнюю стадию, после которой капитализм уступит свое лидирующее положение в мире новой, социалистической стадии развития.

Вот так непонимание структуры общества, непонимание места социальной сферы в этой структуре в определенных условиях обернулось фактически отказом от марксизма и изобретением теоретического неологизма («народ как социальная общность») в духе идеи общенародного государства времен 60–70 гг. в отечественном обществоведении.

Еще одним примером похожего теоретического изобретения стала идея создания в путинской России новой гражданской нации («мы — россияне»). Эта либеральная идея пытается скрыть попытку олигархических слоев в России подменить классовый характер современного российского государства поиском новой надэтнической идентичности. Идея порочна и в теоретическом, и в практическом отношении4. Почему на практике мы теперь должны забыть о наших соотечественниках в бывших республиках Союза, почему нерусские представители России должны теперь относиться к своим родственникам в других республиках СНГ как к чужим? Но, главное, где вы видели, чтобы нация была гражданской, без этнической компоненты? Эта теоретическая иллюзия скроена по меркам возможного русского капитализма, который на самом деле невозможен без развала Российской Федерации, как в свое время развалился Советский Союз. По сути, гражданская нация есть народ как социальная общность, только навыворот. Новорусская буржуазия пытается скрыть факт классового неравенства национальной общностью. Вот только в постсоветском, многонациональном пространстве требуется идея не этнической, а гражданской нации, в противном случае люди, воспитанные в советском духе не воспримут такую новацию.

Вот так, казалось бы, невинное расположение социальной сферы в одном ряду с экономикой, политикой, духовной жизнью оборачивается теоретическими казусами. Внешне простое нарушение формально-логического правила в структурировании общества скрывает за собой непоследовательное проведение принципа материализма в социальной философии. Размещение социальной сферы в одном ряду с экономикой, политикой и духовной сферой автоматически ведет к размыванию прямой и необходимой связи между базисными производственными отношениями и классами и, как следствие, принижению роли классов в историческом процессе. Равно это ведет к огрублениям в толковании всех значимых социальных групп — наций, семьи, трудового коллектива. Питательной же социальной почвой такого размывания является нынешняя буржуазная Реставрация. Затушевывание существующих в России классовых противоречий не позволяет видеть очевидных формально-логических противоречий.

1 Барулин В.С. Социальная философия: учеб. 2-е изд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 115.

2 Там же. С. 116.

3 Там же. С. 121.

4 См. подробнее: Рудаков С.И. Основы современного марксизма. 2-е изд. Воронеж, 2009.

© Рудаков С.И., 2013

PAGE  45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46156. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 159 KB
  Суть системного подхода можно определить так: это методология научного познания и практической деятельности а также объяснительный принцип в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы. Иерархичность познания требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета –собственный уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы вышестоящий уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами нижестоящий уровень. Можно также сказать что системный...
46157. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1.13 MB
  Сироткин ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебнометодическое пособие Нижний Новгород 2010 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНАСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Волжский государственный инженернопедагогический университет А. Сироткин...
46158. Социология. Общий курс. Учебное пособие 2.78 MB
  социология: общий курс. тощенко получило признание во многих вузах россии так как наука социология в нем трактуется как социология жизни.5я73 тощенко жан терентьевич социология общий курс генеральный директор в. социология как наука.
46159. Web-браузер 16.01 KB
  Среди множества разнообразных программ просмотра гипертекстовых документов наибольшее распространение получили Microsoft Internet Explorer далее Explorer и Netscpe Nvigtor далее Netscpe. Ни та ни другая компания ничего не зарабатывает на распространении своих браузеров Explorer╗бесплатная программа а Netscpe условнобесплатная программа. Далее мы будем ориентироваться на браузер Netscpe. Методы работы с браузером Explorer практически не отличаются от методов работы с Netscpe что позволит приверженцам данного программного продукта...
46160. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ 797 KB
  Формы и методы государственного управления. Формы государственного управления. Методы государственного управления Правовые акты государственного управления Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления.
46163. Традиции благотворительности и милосердия в России 60.96 KB
  Деятельность Благотворительного фонда Абсолют-Помощь плане благотворительность это помощь другим людям за счет личного благосостояния либо свободного времени и при условии что оказание данной помощи никаким образом не наносит вреда другим лицам и исполняется легально. Приведенная информация дает определенную характеристику народу способному не только сострадать но и оказывать помощь тем кто попал в беду. Благотворительные фонды оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода что повышает общий уровень благосостояния...
46164. Противоэрозионная организация территории АО «Маяк» бригада III 156 KB
  Составление карты категорий эрозионноопасных земель. К факторам рельефа относятся: наличие пересеченного рельефа склоновых земель. Система противоэрозионной организации территории включает прогнозирование планирование и проектирование эрозионноопасных и эродированных земель определяет организационнохозяйственные технические действия по осуществлению противоэрозионных мероприятий на ближайшие годы. В этих документах особым образом выделяются не только...