15878

Роль научной философии в развитии социальной работы

Научная статья

Логика и философия

РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функцию служить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того какая именно модель положена в основу социальной работы степени участ

Русский

2013-06-18

214.32 KB

0 чел.

РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 
В РАЗВИТИИ
 СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функциюслужить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того, какая именно модель положена в основу социальной работы, степени участия государства, форм осуществления помощи зависят реальные судьбы людей, уровень социальной напряженности в обществе. Выбор исходных положений, в свою очередь, должен быть определен объективными потребностями общества на том или ином этапе развития, конкретно-историческими условиями функционирования государства, представлениями о возможностях человеческой природы и т.п. Данные вопросы выходят за рамки собственно социальной работы и затрагивают область социальной философии. 

В настоящее время, по оценке специалистов, теоретический базис социальной работы эклектичен2. На основе изучения учебных пособий складывается впечатление, что социальный работник может использовать методологические положения различных философских учений, несмотря на отсутствие взаимосвязи между ними. В то время как государство, реализующее социальную работу на практике и официально не указывающее на ее философские основания, подспудно исходит из определенной идеологии. Насколько эта идеология оправданна? Данный вопрос нуждается в философской рефлексии. Линия государства в области социальной политики может быть обусловлена частными интересами, модой или подкреплена знанием логики исторического процесса, пониманием сущности человека и человеческого общества. Поэтому социальная работа не может развиваться в отрыве от научной философии, она не в состоянии собственными средствами разрешить существующие вопросы, первый из которых, что собой представляет социальная работа в ее сущности?

В теории по этому поводу сформировано два подхода:

  1.  Социальная работа в узком смысле —«это ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий людям с ограниченными возможностями из-за своего физического, психического состояния в приобретении или восстановлении социального функционирования»3. Иными словами, социальная работа представлена как деятельность, направленная на корректировку, восстановление негативных изменений. Объектами при этом выступают наименее защищенные, неблагополучные слои населения.
  2.  Социальная работа в широком смысле —«деятельность общества в интересах всего общества, как активное взаимодействие личности и общества, направленная на содействие социализации человека вообще»4. Здесь социальная работа рассматривается в виде средства развития потенциала каждого члена общества.

Большинство ученых в области теории социальной работы симпатизируют второму подходу, оговаривая при этом, что социальная работа может проводиться на различных уровнях5. Общим местом их аргументации является мысль о том, что каждый член общества участвует в процессах социализации и ресоциализации, а следовательно, участвует в социальной работе. Социальная работа объективно не может осуществляться представителями лишь одной профессии. Она должна быть скоординированной и целенаправленной деятельностью всего общества людей, связанных общностью бытия. Чем более осознанно и планомерно осуществляется социальная работа, тем выше ее эффективность6. Однако в условиях современного общества подобные призывы оборачиваются абстрактным гуманизмом. И на практике, и в теории на всех уровнях социальная работа рассматривается как деятельность, охватывающая неблагополучные слои населения. Декларируемое положение о развитии внутренних ресурсов человека на практике в большинстве случаев означает поддержание физиологического функционирования человека. В условиях, сложившихся к настоящему времени в нашем государстве, социальная работа как деятельность, направленная на развитие потенциала каждого человека, выглядит недостижимым идеалом. Каковы причины существующего положения вещей? В специальной литературе есть несколько вариантов видения проблемы.

Во-первых, данная ситуация объясняется неразвитостью и молодостью самой социальной работы. Подчеркивается, что современной России досталась в наследство малоэффективная и неповоротливая советская система социальной защиты патерналистской направленности. Она сформировала иждивенческий подход у населения. «Качественные и количественные характеристики современной системы социальной защиты населения свидетельствуют о том, что она имеет в основном дело с людьми ресурсозависимыми. Становясь объектами внимания органов управления и учреждений социальной защиты, люди не собираются отказываться от компенсаций и услуг, реализуемых системой. Напротив, они становятся постоянными ее клиентами, и менять данную зависимость не собираются»7. Поэтому конструирование стратегии индивидуальной активности и ответственности граждан сейчас рассматривается в качестве передовой технологии в социальной работе. Другими словами, одна из основных причин малой эффективности социальной работы представлена как психологическая. Отсюда заявлены меры по изменению мышления и модели поведения, схожие с теми, что применялись в Европе XIX века. В то время преобладало убеждение, что бедностьэто результат взаимодействия лени и греха, поэтому политика государства должна быть направлена на поощрение самообеспечения и наказания зависимости. Основополагающим в философии Закона о бедных 1834 г. было понятие «меньшая желанность»: государственной помощи должно было хватать на обеспечение статуса менее желанного, чем статус самого низкооплачиваемого работника8. Данный принцип не только успешно прижился в современной России, но и был существенно «доработан», доведен до своего предела, поскольку минимальный размер оплаты труда в нашей стране намного ниже прожиточного минимума. Т.е. у работника бюджетной сферы должно сформироваться представление, что неприлично жить на заработную плату, а необходимо всеми способами искать дополнительный источник заработка. Однако по рекомендации Международной организации труда величина МРОТ должна равняться двум прожиточным минимумам. Несоблюдение данного положения приводит к тому, что с каждым годом количество бедных и нищих растет: огромный пласт населения даже при постоянной трудовой занятости относится к бедным. Так, по данным Росстата в крайней нищете в современной России живут 13,4 % населения с доходом ниже 3422 руб. в месяц, в нищете с доходом до 7400 руб. — 27,8 %, в бедности — 38,8 %. Эти три группы составляют около 80 % населения9.

Известно, что бесконтрольная либеральная идеология на Западе привела к социально-экономическому кризису в начале XX в. Примерно четверть населения в трудоспособном возрасте не имели работы. Программы обеспечения доходов, основывающиеся на либеральной модели, не могли справиться с ситуацией, возникшей в условиях массовой безработицы. Именно тогда в США появляется социальная работа как вид профессиональной деятельности, стабилизирующей ситуацию в обществе. Нельзя не согласиться с В.А. Никитиным, что возникновение и развитие социальной работы связано «не с добрыми пожеланиями власть имущих, а с родовыми потребностями общества на каждом этапе развития в сохранении преемственности своего существования»10. Что собой представляют эти потребности? Для адекватной оценки той или иной политики, требуется сопоставить ее с объективной логикой развития общества. Следовательно, необходимо обратиться к научной теории исторического процесса. 

Согласно последней, история представляет собой объективный поступательный процесс развертывания материальной (производящей) сущности человека, сущностных сил человека, в первую очередь труда. В самих людях как производящих свое бытие существах необходимо искать причину любого общественного изменения и, следовательно, причину изменения модели социальной работы.

Человеческая природа представлена диалектическим единством родовой и индивидуальной сущности. Родовая сущность являет собой всеобщие качества человеческой природы, которые более или менее присущи ему во всех формах общества, совокупность общеисторических сил и способностей, свойственных человеку наряду с его расовыми, национальными, классовыми и другими особенностями. Родовая сущность — это характеристика не только человеческого рода в целом, но и каждого отдельного индивида11.

Человек в обобщенном виде несет в себе качества, присущие человечеству в целом, поскольку является родовым существом. Однако в людях, живущих в конкретную историческую эпоху, родовые признаки проявляются специфическим, особенным образом. 

Противоречие между родовой, универсальной и индивидуальной, ограниченной сущностью человека служит основным движущим фактором развития человеческой сущности. С одной стороны, человек как существо родовое способен к бесконечному развитию, но с другой — конкретно-исторические условия лимитируют возможность универсальной реализации сущностных сил. Эта внутренняя противоречивость человеческой сущности обусловливает постоянное совершенствование способа существования (труда) человека, что в свою очередь является причиной развития сущностных сил человека12. Тенденция к перманентному развитию человеческой сущности способствует гуманизации общественных отношений. Это происходит в результате того, что человек овладевает все большими силами природы и способностями к преобразовательной деятельности. Жизнь как условие возникновения и существования ценностей сама начинает представлять высшую ценность, отсюда распространение идеи о развитии человеческого потенциала как приоритетном направлении социальной работы. Так, в начале истории неразвитая, неразвернутая универсальная сущность присутствовала в индивидах в виде абстрактного бытия. В силу этого, человеческое существование не рассматривалось в виде объекта ценностного отношения.

В последующем общественное разделения труда привело к расщеплению единой человеческой сущности на родовую и индивидуальную. Конкретный тип индивидов воплощает в себе сущностные не все силы рода, а лишь те, для развития которых созданы условия определенной общественно-экономической формацией. Кроме того, в обществах, разделенных на классы, развитие сущностных сил приобретает классовый характер. Господствующий класс развивает одни способности, подчиненный — другие. Однако элитарные слои придают своему способу жизнедеятельности характер всеобщей ценности, эталона, отождествляя развитие отдельных сущностных сил конкретно-исторического типа индивидов с целостным развитием человека как родового существа. Наиболее отчетливо это проявляется при капиталистическом способе производства, поскольку каждый человек в таком обществе юридически свободен, обладает равным набором прав и обязанностей. Складывается иллюзия, что неравенство людей является результатом исключительно субъективных факторов (трудолюбие, предприимчивость и пр.). Отсюда негативное отношение к социально уязвленным слоям населения, которые представлены как пассивные, ленивые, способные проявлять только иждивенческую позицию члены общества. Подобная ситуация усиливает разрыв между универсальной родовой и индивидуальной сущностью, что, в конечном счете, приводит к кризисным явлениям в обществе: социальной и экономической нестабильности, напряженности, безработице, бедности, преступности и пр. Данные феномены представляют собой профессиональное поле социальной работы, именно они вызывают потребность защиты неблагополучных слоев населения. Это, в свою очередь, усиливает нагрузку на государство, что способствует распространению либеральных идей, которые еще больше обостряют ситуацию и расщепляют общество. Получается замкнутый круг.

Условием преодоления отчуждения между родовой и индивидуальной сущностью человека, согласно Марксу, является формирование всеобщего научного труда. Индивид, занятый подобным трудом, представляет собой универсальную силу природы. «Способ существования индивидов оказывается способом их саморазвития, а развитие — способом существования»13. Это означает переход к жизни свободной личности, в которой снимается прежняя ее ограниченность, и на этой основе жизнь представляется высшей ценностью14. «Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развитие всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления»15. 

Иными словами, социальная работа в узком смысле появляется вследствие противоречий самого исторического процесса, человеческой сущности, а не из присущего человеку стремления к благополучию, доброте и готовности к воплощению абстактно-гуманистических ценностей. Можно сделать вывод: чем более в стране преобладает социальная работа в узком смысле, тем более обострены противоречия в обществе. Когда будет преодолено отчуждение между родовой и индивидуальной человеческой сущностью, возникнут условия для универсальной реализации потенциала человека, тогда воплотится в жизнь социальная работа, условно называемая сейчас «в широком смысле». Необходимость же защиты слабых категорий населения отпадет. 

Анализ исторического процесса свидетельствует, что решение проблем социальной работы напрямую зависит от коренных преобразований в сфере производства, труда, собственности. Но в нашем государстве сейчас провозглашены иные направления в качестве приоритетных. А именно «разгосударствление социальной политики и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей, с реально повышающимся качеством и снижением издержек на производство социальных услуг как средствами и последствиями этой конкуренции»16.

Для воплощения этой идеи в жизнь в Пермском крае был реализован проект «Государственный заказ в сфере предоставления социальных услуг». Его эффективность определяется долей расходов краевого бюджета на финансирование бюджетных услуг, оказываемых негосударственными организациями в социальной сфере17. В итоге расходы были снижены, но рост недовольства качеством предоставляемых услуг привел в 2010 г. к скандалу. Ситуация обсуждалась на круглом столе под названием: «Министерство социального развития Пермского края отказалось от контроля качества исполнения государственных функций в социальной сфере18. Было выяснено, что коммерческие компании, выигрывающие конкурс на очень крупные лоты, имеют сомнительную репутацию. Создаются они незадолго до объявления конкурса, а конкурс состоит из одного или двух участников (две фирмы с разными названиями зарегистрированы по одному адресу), государственный же контроль качества социальных услуг, оказываемых аутсорсерами, совершенно отсутствует19. «Такое ощущение, — заявляет Председатель Пермской гражданской палаты И. Аверкиев, — что аутсорсинг у нас создан просто для того, чтобы перенаправить поток бюджетных средств из государственных организаций в определенные частные. Возможно, я ошибаюсь, но сама ваша система аутсорсинга создана так, что просто не может не стимулировать коррупцию и монополизм». При этом эксперты единогласно отмечают, что основная причина подобных нарушенийэто неразвитость сферы рынка социальных услуг и неотработанность самого механизма выведения в аутсорсинг. Вопрос о принципиальной неэффективности рыночных рычагов в социальной сфере под сомнение не ставится.

В то время как многие западные политики, выступая за рыночное регулирование экономики, возражают против рыночного регулирования социальных отношений. В Германии государственные расходы из бюджета на социальные нужды достигают 51 %. В Швеции 65 % ВНП расходуются в виде пенсий, общественных выплат, пособий и т.п., а также на финансирование образования, здравоохранения и предоставление бытовых услуг20.

Концепция регулируемой государством экономики отвергает идею о том, что рост общественного сектора экономики подавляет личную инициативу. Наоборот, продуманное расширение общественного сектора влечет за собой и расширение свободы деятельности. Так, «медицинское страхование освободило людей от дороговизны медицинского обслуживания пенсииот риска нищеты в старости; жилищная политикаот жизни в трущобах, с их грязью и болезнями; политика полной занятостиот риска оказаться безработным»21.

Наша страна, где уровень бедности и социального неблагополучия на порядки превышает допустимые в развитых странах мира, смело внедряет систему социальных служб по образцу богатой мировой державы США и социально благополучных европейских государств. Насколько такой опыт адекватен и полезен в повышении качества социальной работы? Специалисты предупреждают, что в «бедных» странах делегирование полномочий социального обслуживания населения акторам бизнес-сектора может привести к повышению расходов населения на социальные услуги и понижению их качества22. 

Кроме того, даже в США после финансового кризиса 2008 г. роль государства в экономике стала расти. Неспособность традиционных рыночных институтов погасить кризис, массовую безработицу и социальные конфликты, вновь поставила вопрос о «социализации» экономики23.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в самом основании общества происходят глубинные архитектонические сдвиги. В этот период мы просто не имеем права экспериментировать и вольно проводить реформы, особенно в такой сфере, как социальная. Политика государства в области социальной работы может быть эффективна только в том случае, если согласуется с объективными требованиями современного исторического этапа, взвешенный анализ которого может дать только научная философия.

2 См.: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М, 2001. 

3 Отюцкий Г.Г. Философия социальной работы // Социальные технологии, исследования. 2007. 2. С. 13.

4 Там же.

5 См., напр.: Никитин В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности // Социальные технологии, исследования. 2008. 3. С. 7; Медведева Г.П. Сущность социальной работы: социально-философский подход // Там же. С. 18; Колков В.В. Социальной работы теория: попытка инвентаризации понятий // Там же. С. 53. и др.

6 См.: Медведева Г.П. Указ. соч. С. 18.

7 Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения как метод повышения ответственности человека за свое благосостояние и безопасность // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2009. С. 36.

8 См.: Глухова Н.М. Эволюция либеральной модели социальной политики. URL: http://www.bseu.by/Russian/Scientific/herald/2003/3/030320.pdf (дата обращения: 08.02.2013).

9 См.: Шаяхметова В.Р. Человеческий потенциал современной России и актуальные проблемы социального реформирования // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2010. С. 87.

10 Никитин В.А. Указ. соч. С. 7.

11 См.: Смольянинов И.Ф. Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. М., 1974. С. 62, 63.

12 См.: Мусаелян Л.А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст // Л.А. Мусаелян. Актуальные проблемы социальной философии. Пермь, 2010. С. 65.

13 Там же. С. 67.

14 См.: Ельмеев В.Я. Ценность человека и его жизни: социологический и экономический аспекты // Уровень жизни населения регионов России. 2007. 8/9. С. 98.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. С. 476.

16 Замараева З.П. Социальная политика государства как условие развития и саморазвития личности // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2010. С. 108.

17 См.: Бербер Е.В. Создание негосударственной системы социального обслуживания населения в Пермском крае // Там же. С. 38.

18 См.: В Перми эксперты обвинили краевое правительство в приватизации социальных услуг. URL: http://www.ikd.ru/node/14442 (дата обращения: 08.02.2013).

19 См.: Кто зарабатывает на социальных проблемах? URL: http://59.ru/text/newsbus/316755-print.html (дата обращения: 08.02.2013).

20 См.: Мысливченко А.Г. Перспективы европейской модели социального государства // Вопр. философии. 2004 6. С. 6, 7.

21 Тилтон Т. Роль идеологии в политике социал-демократии // Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции. М., 2001. С. 511.

22 См.: Судакова Г.Г. Трансформация модели социальных служб на постсоветском пространстве. URL: http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-tekhnologii-psikhologo-socialnoi-raboty-v-uslovijakh-megapolisa/transformacija-modeli-socialnykh-sluzhb-na-postsovetskom-prostranstve/ (дата обращения: 08.02.2013).

23 См.: Неолиберализм. URL: http://www.politike.ru/dictionary/839/word/neoliberalizm (дата обращения: 08.02.2013).

© Гинатулина О.А., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19572. Работа систем СДЦ по структурной схеме ДРЛ 7-СМ 3.9 MB
  Вторичные радиолокаторы (ВРЛ) по принципу построения разделяются на автономные и встроенные. По характеру взаимодействия с бортовыми ответчиками ВРЛ разделяются на радиолокаторы с общим и дискретно- адресным запросом. Современные ВРЛ работают в совмещенном с первичными РЛС режиме.
19573. Рекомендации по совершенствованию найма, оценки и отбора персонала в ООО «Ремотделка» 138.73 KB
  К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование
19574. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ» 279.5 KB
  Рассмотреть сущность внешней среды организации и ее факторы; Изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях; Проанализировать внешнюю среду ОАО «Связьинвест»; Дать рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «Связьинвест» во внешней среде.
19575. Кулачковые механизмы 990.5 KB
  Кулачковые механизмы обладают некоторыми важными свойствами, которых нет у рассматриваемых ранее рычажных механизмов. С их помощью можно легко получать прерывистые движения ведомого звена, то есть его движение с остановками, и практически любой закон движения ведомого звена, который определяется в основном профилем кулачка.
19576. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК С ЖИЛЬЁМ 262 KB
  Следует учитывать, что материнство и детство находятся под особой защитой государства, а потому несовершеннолетним, особенно тем из них, которые находятся в неблагоприятных жизненных ситуациях, отдельными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами предоставляются дополнительные льготы и компенсации.
19577. Информационные системы. Домашняя бухгалтерия 1.58 MB
  Тема моей курсовой работы – домашняя бухгалтерия. В рамках обычной семьи совершаются различные действия с деньгами, такие как их поступление, хранение и трата. В семье несколько человек, а значит счетов, с которых производятся операции
19578. Ветеранов третьей мировой не будет 92 KB
  В этой фразе Мондейл Уолтер рассматривал проблему итогов глобальных проблем современности и будущего человечества, а конкретно – третья мировая война и наличие человеческого населения после ее окончания.
19579. Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання, пиляння, штампування, лиття 115.5 KB
  Тема: Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання пиляння штампування лиття. Мета: 1 ознайомити учнів з основними способами отримання деталей заданої форми із різних матеріалів і назвами інструментів. Забезпечити за
19580. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ИП «БЕЛОВ Ю.В.» 273.93 KB
  В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами