15879

Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза

Научная статья

Логика и философия

В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к

Русский

2013-06-18

58.5 KB

16 чел.

В.П. Посохов, к. мед. н., доц.

Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме конкретно-всеобщей парадигмы, где исторический процесс по сути есть выражение, а также развитие родовой и индивидуальной человеческой сущности.

Абстрактно-всеобщая теория — это теория, отображающая наиболее общие, предельно общие свойства, формы, законы реальности… Законы диалектики настолько всеобщи, что все реальные события, например возникновение жизни и человека, оказываются по отношению к ним частными случаями. Таким образом, из абстрактно-всеобщих законов диалектики нельзя содержательно вывести возникновение человека как материального существа, обладающего сознанием1.

Общая теория антропосоцигенеза не создана. Проблема заключается в том, что фактического материала для реконструкции процессов гоминизации недостаточно, и он характеризуется фрагментарностью. Вместе с тем, накопление результатов поиска не упрощает, а усложняет и без того запутанную картину антропосоциогенеза, так как появление новых палеонтологических данных и археологических находок обычно не вписывается в ранее разработанные схемы и противоречит сложившимся концепциям.

Кроме того, многие философы утверждают, что наступила полоса современного кризиса научного освоения действительности. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее2.

Нам представляется, что особенность современного кризиса в науке заключается в переизбытке информации, когда наряду с изобилием фактов присутствует не меньшее количество артефактов, и создается парадоксальная ситуация — «за деревьями не видно леса», не прослеживаются причинно-следственные и системные связи. Следовательно, необходимо глубокое философское осмысление сложившейся ситуации и выход на новую картину мира.

Цель настоящей работы — с позиций философской антропологии проанализировать известные литературные источники по проблеме антропосоциогенеза, выявить роль экологического фактора в данном процессе и систематизировать результаты.

Эволюционное учение объясняет совершенствование форм живых организмов постоянно идущим естественным отбором, селекцией. Внешние условия жизни из десятков и сотен тысяч различных особей отбирают наиболее приспособленных, наиболее пригнанных к данным условиям3. Начальные стадии эволюции связаны с преобразованием популяции, с изменением внутри группы особей одного вида. Эволюция популяций таит главные загадки механизма тех процессов, которые вызываются изменениями в среде обитания4.

Таким образом, давно показано, что эволюция живой материи представляет собой процесс совершенствования механизмов адаптации к изменяющимся условиям среды обитания.

Филогенез, приведший к возникновению вида Homo Sapiens, шел по линии: архантропы — палеоантропы — неоантропы. Можно сказать, что биологическая эволюция человека завершилась с формированием такого ароморфоза как головной мозг и рука и возникновением общественной формы у гоминид.

В своей монографии А.Н. Аверьянов подчеркивает: «Границы между биологическими и социальными системами размыты, расплывчаты больше чем между полем и веществом или системами не живой и живой природы»5.

Возникает вопрос, что является критерием социальной формы движения материи? Это может быть совместная деятельность в плане сохранения биологического вида, или генерация сознания у элементов социальной формы (индивидов) и их творческая трудовая деятельность. Насколько все это важно для проблемы антропосоциогенеза? Если утверждать, что социальная форма материи — это человечество, то как быть с такими общественными животными, как муравьи и пчелы. В среде этих биологических видов общественная форма достигает совершенства, и все сообщество действует как единый организм. Кроме того, данные биологические виды гораздо более древние, чем вид HSapiens. И в неживой природе имеется тенденция фрагментов материи к «сообществу»: кристаллическая решетка, галактики, системы галактик…

Выдающийся антрополог П. Тейяр де Шарден следующим образом высказывается по проблеме антропосоциогенеза: «Поскольку в природе оформленные группировки индивидов, или организованные и дифференцированные сообщества, относительно редки (термиты, перепончатокрылые, люди…), мы склонны видеть в них какую-то исключительную черту эволюции. В противовес этому первому впечатлению при более внимательном наблюдении вскоре выясняется, что они выражают собой один из наиболее существенных законов организованной материи. Когда в конце каждого побега мутовки элементы филы обретают свою окончательную форму, они столь же определенно стремятся к сближению и социализации, как атомы твердого тела стремятся к кристаллизации». Таким образом, «социальный феномен — кульминация, а не ослабление биологического феномена»6.

Г.А. Югай полагает, что проследить происхождение человека, как существа социального, из биологического невозможно, ибо связь между ними опосредованная — через психическое. Поэтому проблема происхождения человека — это во многом проблема психологическая. Становление социальности человека происходит через преобразование психики животных в сознание человека, основанное на трудовой деятельности7. Таким образом, Г.А. Югай отдает дань авторитету Ф. Энгельса, который в своем незаконченном произведении «Диалектика природы» приводит фрагмент «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где выдвигает основные положения, характеризующие человека как биосоциальное существо8.

Надо сказать, что данная работа была написана Ф. Энгельсом в 1876 г. и при его жизни не вышла в свет. Психология как самостоятельная наука сложилась в 1870–1880-х гг., а генетика получила официальный статус только в начале XX-го столетия. Таким образом, эволюцию человека как биологического вида и его социализацию Ф. Энгельс рассматривает с позиций трансформизма, т.е. опираясь на теорию Ж.Б. Ламарка.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка постулирует следующие положения9:

1. Организмы изменчивы, виды (и др. таксономические категории) условны и постепенно преобразуются в новые виды.

2. У животных, в ответ на изменения условий изменяются потребности, что влечет за собой новые действия, которые приводят к изменению использования органов. Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к его ослаблению и исчезновению (т.н. первый закон Ламарка).

3. Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются (т.н. второй закон Ламарка).

По нашему мнению гипотеза Ф. Энгельса, где главным фактором, приведшем к возникновению человека и общества, выступает трудовая деятельность, в настоящее время не находит достаточного научного обоснования. Трудовая деятельность в современном понимании с самого начала была сознательной и возникла как жизненная необходимость у общественного человека в ответ на истощение пищевых ресурсов вследствие кардинальных изменений среды обитания.

Одним из первых о важности влияния изменений в среде обитания на поведение живых организмов указал Б.Ф. Поршнев в своем фундаментальном труде «О начале человеческой истории». Автор приводит пример об изменениях стереотипа гнездования у птиц одной популяции, которые могут принять устойчивый и нарастающий характер, особенно если это новое гнездование лучше соответствует изменившимся экологическим условиям. Действует ли тут механизм подражания? Изменение стереотипа гнездования проявляются, как правило, при повторных кладках, когда имитация «чужого примера» велика. Подчеркивается, что пример птиц, а не приматов исключает возможность вести речь о филогении: речь идет о широком общебиологическом феномене.

Есть полное основание считать, что с появлением Homo Sapiens изменения его каменной техники в верхнем палеолите еще долго не обгоняли по своему темпу изменения природной обстановки позднего плейстоцена. Значительно позже, чем допускают археологи, в конце плейстоцена, совершается действительный разрыв в темпах развития человеческой материальной культуры и окружающей человека природы. Может быть, это и есть в экологическом смысле начало человеческой истории?10

И животные, и человек могут непосредственно присваивать пищевые продукты из природы. В процессе добывания пищи и животные, и человек расходуют энергию — в этом заключается принципиальное сходство их деятельности. Человек едва ли стал бы прибегать к изготовлению орудий труда (тратить на это дополнительную энергию), если бы возможность непосредственного присвоения пищи существовала всегда, а не зависела от капризов природы и т.д.

С другой стороны, эволюция человеческой психики шла в сторону увеличения нормы приспособительных реакций. Способность к трудовой деятельности и сама трудовая деятельность — одна из форм адаптации человека к природной и общественной среде обитания.

На рубеже истории человеческая практика была примитивной и мало чем отличалась от жизнедеятельности высших животных. И теперь у немногочисленных выживших туземных племен практика направлена главным образом на удовлетворение витальных потребностей11.

Потребность в трудовой деятельности не является изначальной естественной потребностью человека, приведшей к социализации и возникновению сознания. Обязанность трудиться была одним из принципов общественной жизни в эпоху социализма. Также одной из задач воспитания нового человека заключалась в том, чтобы сформировать потребность в творческом созидательном труде.

Известно, что человек по природе своей консервативен и старается избегать перемен, стремясь сохранить то, что есть, ничем не рискуя. Только старое, многократно опробованное кажется нам надежным. С другой стороны, есть множество примеров того, что коренные изменения окружающей среды ведут к существенным изменениям в поведении человека: негативные силы перестают получать поддержку, а позитивные поддерживаются и поощряются12. Очень часто люди становятся изобретателями, так сказать, поневоле. Вдруг перед человеком возникает какая-то острая проблема, практическая задача, каких ему не довелось решать. Вот и приходится делать шаг в сторону от проторенных дорожек, изобретать что-то новое. В сущности, так появился у человечества весь арсенал орудий труда13.

Глобальный экологический фактор настоятельным образом ставит перед человечеством задачу коренного изменения его способа существования — экономического, социального, политического, духовного14. Этот тезис актуален, так как по-прежнему остаются нерешенными глобальные проблемы человечества: голод, безработица, истощение энергетических ресурсов и экологический кризис в целом.

Экологический кризис определяется как критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека, вызванное хищническим использованием основных природных ресурсов (воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира) и загрязнением окружающей среды. Однако экологический кризис может иметь и неантропогенное происхождение (природные катаклизмы, эпизоотии).

В связи с этим положением определенный интерес представляет экскурс к древним мифологиям. В книге «Миф о возвращении в вечное» М. Элиаде пишет: «…мифы многих народов отсылают нас к той весьма отдаленной эпохе, когда люди не знали ни смерти, ни трудов, ни страданий и достаточно обильно снабжены были пищей — нужно было ее только взять. В те времена боги нисходили на землю и смешивались с людьми, а люди, со своей стороны, могли свободно восходить на небеса. Вследствие нарушений в ритуале сообщение между Небом и Землей было прервано, и боги удалились на высочайшее из Небес. С той поры люди должны трудиться ради пищи и больше уже не бессмертны»15.

Таким образом, можно предположить, что на рубеже истории возник экологический кризис, заставивший человечество (или часть его) прибегнуть к трудовой деятельности в современном понимании. Поведение человека, направленное на трудовую деятельность, определялось ситуацией истощения пищевых ресурсов, когда уже не было возможности непосредственного присвоения пищи с использованием примитивных орудий. Однако в результате биологической и социальной эволюции человек уже был подготовлен к трудовой деятельности, обладая творческим разумом. Прилагая волевые усилия, люди начали регулярную трудовую деятельность по совершенствованию старых и созданию новых орудий, приручению и селекции животных, окультуриванию растений.

Данное положение хорошо согласуется с учением Д.Н. Узнадзе об установке. Под установкой Узнадзе понимал готовность субъекта к деятельности в соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией ее удовлетворения. Установка, выражая собой психологическое содержание взаимодействия потребности и ситуации, отражает смысл ситуации и определяет направленность деятельности и процессов сознания. Установка развивается в теоретическую сторону (объективация), когда обстановка и ситуация не ясны для индивида. Если они ясны, то установка развивается в сторону поведения. Установка, тем самым, может служить основой как для теоретической, так и для практической деятельности человека. Установка с некоторыми специфическими чертами есть и у животных, но у них она развивается только в сторону поведения, тогда как факт объективации присущ только человеку и связан с его социальной природой16.

Современная трудовая деятельность содержит два аспекта: необходимость и свободу. Необходимая трудовая деятельность направлена на реализацию витальных потребностей индивида, одновременно она — общественно полезная трудовая деятельность, результаты которой изначално принадлежат всему обществу. Свободная трудовая деятельность — совершенствование индивида в процессе реализации сверхинстинкта бытия; эта деятельность и ее результаты изначально принадлежат индивиду. Свободный творческий труд развивает и совершенствует человека, прежде всего, духовно. Именно через развитие духовной сущности определяется перспектива существования человечества на Земле.

1 Орлов В.В. Философия XXI века // Актуальные проблемы российской философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2011. Т. 1. С. 6–14.

2 См.: Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 534.

3 Петров Р.В. Сфинксы XX века. М.: Молодая гвардия, 1967. С. 182.

4 Дубинин Н.П. Общая генетика. М.: Наука, 1976.

5 Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методы, проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 84.

6 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1967. С. 178.

7 Югай Г.А. Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты. М.: Знание, 1982. С. 10.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 20. С. 486–492.

9 См.: Биологический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

10 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: ФЭРИ-В, 2006. С. 39.

11 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1965.

12 Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: АСТ, АСТ МОСКВА, 2008. С. 170.

13 Блинов Б.С. Загадочный импульс. Заметки изобретателя. М.: Молодая гвардия, 1969. С. 82.

14 Орлов В.В. Философский манифест накануне двадцать первого века // Новые идеи в философии. Пермь, 1998. Вып. 7. С. 4–14.

15 См.: Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. С. 388.

16 См.: Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. С. 62–77.

© Посохов В.П., 2013

PAGE  143


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30632. Духовный облик любимых героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» 14.35 KB
  В романе Война и мир Толстой очень четко разделяет героев на любимых нелюбимых и тех к кому он достаточно равнодушен.Толстой использует весь арсенал художественных средств и приемов позволяющих воссоздать сложную картину внутреннего мира героев диалектику души. Изображая главных героев писатель создает как бы ряд моментальных рентгеновских снимков их души.
30633. Евангельские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 15.42 KB
  Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах представляющих собою роман в романе произведение мастера о Понтии Пилате и Иешуа ГаНоцри. Многие из них измененные имена Нового и Ветхого Завета: Иешуа Понтий Пилат Иуда Марк Аврелий Кот Бегемот имеет параллель своего имени в Библии Азазелло падший ангел в Ветхом завете.Свобода и несвобода в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа и ГаНоцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом в душе которого происходит борьба человеческого и...
30634. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 12.72 KB
  В центре Преступления и наказания помещен эпизод чтения XI главы Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря.Образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении мысленно сравнивает его с иудеями присутствовавшими при совершении неслыханного чуда воскрешения уже смердящего Лазаря и уверовавшими во Христа.
30635. Женские образы и судьбы в русской классической литературе 16.26 KB
  Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Ее любовь к русскому народу к патриархальной старине к русской природе проходит через все произведение. Все эти черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой создавшими поистине русскую женщину человека большой душевной красоты.
30636. Земное и вечное в стихотворении А.А. Ахматовой «Приморский сонет» 15.8 KB
  Ахматовой Приморский сонет.Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем.
30637. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 12.62 KB
  Солженицына является то что он исследует русский характер. Но главным в образе героини является доброта доброе расположение духа добрая улыбка побеждающая в душе все тяготы и заботы. Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ Не стоит село без праведника поскольку именно Матрена является истинным праведником: она тот самый праведник без которого не стоит село. Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены ее жизнь является не только символом праведности но и ощутимым...
30638. Интерьер как средство характеристики героя 18.61 KB
  Интерьер его домика состоящего из шести крошечных комнат говорит о том что перед нами маленький человек очевидно небогатый который не претендует на значимость любит уют. И действительно толстоногий стол заваленный почерневшими от старинной пыли бумагами говорит о том что Василий Иванович занимается работой но делает это время от времени. О том что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами говорит сломанная электрическая машина но это увлечение осталось в прошлом так как она до сих...
30639. «Испытание любовью» как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 века 14.36 KB
  Но можем сказать что испытание любовью открыло насколько изменился Онегин.Ещё одним героем прошедшим через испытание любовью является Печорин Лермонтова Герой нашего времени. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к дикарке Бэле но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий.
30640. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка.) 15.68 KB
  Лермонтова Родина. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности как в стихотворении Родина написанном в 1841 году. Родина отразила целый комплекс народных понятий и представлений сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа в отличие от предрассудков предубеждений мгновенного настроения толпы или тех чувств которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. И как богат этот опыт как он многосторонен как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум...