15879

Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза

Научная статья

Логика и философия

В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к

Русский

2013-06-18

58.5 KB

16 чел.

В.П. Посохов, к. мед. н., доц.

Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме конкретно-всеобщей парадигмы, где исторический процесс по сути есть выражение, а также развитие родовой и индивидуальной человеческой сущности.

Абстрактно-всеобщая теория — это теория, отображающая наиболее общие, предельно общие свойства, формы, законы реальности… Законы диалектики настолько всеобщи, что все реальные события, например возникновение жизни и человека, оказываются по отношению к ним частными случаями. Таким образом, из абстрактно-всеобщих законов диалектики нельзя содержательно вывести возникновение человека как материального существа, обладающего сознанием1.

Общая теория антропосоцигенеза не создана. Проблема заключается в том, что фактического материала для реконструкции процессов гоминизации недостаточно, и он характеризуется фрагментарностью. Вместе с тем, накопление результатов поиска не упрощает, а усложняет и без того запутанную картину антропосоциогенеза, так как появление новых палеонтологических данных и археологических находок обычно не вписывается в ранее разработанные схемы и противоречит сложившимся концепциям.

Кроме того, многие философы утверждают, что наступила полоса современного кризиса научного освоения действительности. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее2.

Нам представляется, что особенность современного кризиса в науке заключается в переизбытке информации, когда наряду с изобилием фактов присутствует не меньшее количество артефактов, и создается парадоксальная ситуация — «за деревьями не видно леса», не прослеживаются причинно-следственные и системные связи. Следовательно, необходимо глубокое философское осмысление сложившейся ситуации и выход на новую картину мира.

Цель настоящей работы — с позиций философской антропологии проанализировать известные литературные источники по проблеме антропосоциогенеза, выявить роль экологического фактора в данном процессе и систематизировать результаты.

Эволюционное учение объясняет совершенствование форм живых организмов постоянно идущим естественным отбором, селекцией. Внешние условия жизни из десятков и сотен тысяч различных особей отбирают наиболее приспособленных, наиболее пригнанных к данным условиям3. Начальные стадии эволюции связаны с преобразованием популяции, с изменением внутри группы особей одного вида. Эволюция популяций таит главные загадки механизма тех процессов, которые вызываются изменениями в среде обитания4.

Таким образом, давно показано, что эволюция живой материи представляет собой процесс совершенствования механизмов адаптации к изменяющимся условиям среды обитания.

Филогенез, приведший к возникновению вида Homo Sapiens, шел по линии: архантропы — палеоантропы — неоантропы. Можно сказать, что биологическая эволюция человека завершилась с формированием такого ароморфоза как головной мозг и рука и возникновением общественной формы у гоминид.

В своей монографии А.Н. Аверьянов подчеркивает: «Границы между биологическими и социальными системами размыты, расплывчаты больше чем между полем и веществом или системами не живой и живой природы»5.

Возникает вопрос, что является критерием социальной формы движения материи? Это может быть совместная деятельность в плане сохранения биологического вида, или генерация сознания у элементов социальной формы (индивидов) и их творческая трудовая деятельность. Насколько все это важно для проблемы антропосоциогенеза? Если утверждать, что социальная форма материи — это человечество, то как быть с такими общественными животными, как муравьи и пчелы. В среде этих биологических видов общественная форма достигает совершенства, и все сообщество действует как единый организм. Кроме того, данные биологические виды гораздо более древние, чем вид HSapiens. И в неживой природе имеется тенденция фрагментов материи к «сообществу»: кристаллическая решетка, галактики, системы галактик…

Выдающийся антрополог П. Тейяр де Шарден следующим образом высказывается по проблеме антропосоциогенеза: «Поскольку в природе оформленные группировки индивидов, или организованные и дифференцированные сообщества, относительно редки (термиты, перепончатокрылые, люди…), мы склонны видеть в них какую-то исключительную черту эволюции. В противовес этому первому впечатлению при более внимательном наблюдении вскоре выясняется, что они выражают собой один из наиболее существенных законов организованной материи. Когда в конце каждого побега мутовки элементы филы обретают свою окончательную форму, они столь же определенно стремятся к сближению и социализации, как атомы твердого тела стремятся к кристаллизации». Таким образом, «социальный феномен — кульминация, а не ослабление биологического феномена»6.

Г.А. Югай полагает, что проследить происхождение человека, как существа социального, из биологического невозможно, ибо связь между ними опосредованная — через психическое. Поэтому проблема происхождения человека — это во многом проблема психологическая. Становление социальности человека происходит через преобразование психики животных в сознание человека, основанное на трудовой деятельности7. Таким образом, Г.А. Югай отдает дань авторитету Ф. Энгельса, который в своем незаконченном произведении «Диалектика природы» приводит фрагмент «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где выдвигает основные положения, характеризующие человека как биосоциальное существо8.

Надо сказать, что данная работа была написана Ф. Энгельсом в 1876 г. и при его жизни не вышла в свет. Психология как самостоятельная наука сложилась в 1870–1880-х гг., а генетика получила официальный статус только в начале XX-го столетия. Таким образом, эволюцию человека как биологического вида и его социализацию Ф. Энгельс рассматривает с позиций трансформизма, т.е. опираясь на теорию Ж.Б. Ламарка.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка постулирует следующие положения9:

1. Организмы изменчивы, виды (и др. таксономические категории) условны и постепенно преобразуются в новые виды.

2. У животных, в ответ на изменения условий изменяются потребности, что влечет за собой новые действия, которые приводят к изменению использования органов. Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к его ослаблению и исчезновению (т.н. первый закон Ламарка).

3. Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются (т.н. второй закон Ламарка).

По нашему мнению гипотеза Ф. Энгельса, где главным фактором, приведшем к возникновению человека и общества, выступает трудовая деятельность, в настоящее время не находит достаточного научного обоснования. Трудовая деятельность в современном понимании с самого начала была сознательной и возникла как жизненная необходимость у общественного человека в ответ на истощение пищевых ресурсов вследствие кардинальных изменений среды обитания.

Одним из первых о важности влияния изменений в среде обитания на поведение живых организмов указал Б.Ф. Поршнев в своем фундаментальном труде «О начале человеческой истории». Автор приводит пример об изменениях стереотипа гнездования у птиц одной популяции, которые могут принять устойчивый и нарастающий характер, особенно если это новое гнездование лучше соответствует изменившимся экологическим условиям. Действует ли тут механизм подражания? Изменение стереотипа гнездования проявляются, как правило, при повторных кладках, когда имитация «чужого примера» велика. Подчеркивается, что пример птиц, а не приматов исключает возможность вести речь о филогении: речь идет о широком общебиологическом феномене.

Есть полное основание считать, что с появлением Homo Sapiens изменения его каменной техники в верхнем палеолите еще долго не обгоняли по своему темпу изменения природной обстановки позднего плейстоцена. Значительно позже, чем допускают археологи, в конце плейстоцена, совершается действительный разрыв в темпах развития человеческой материальной культуры и окружающей человека природы. Может быть, это и есть в экологическом смысле начало человеческой истории?10

И животные, и человек могут непосредственно присваивать пищевые продукты из природы. В процессе добывания пищи и животные, и человек расходуют энергию — в этом заключается принципиальное сходство их деятельности. Человек едва ли стал бы прибегать к изготовлению орудий труда (тратить на это дополнительную энергию), если бы возможность непосредственного присвоения пищи существовала всегда, а не зависела от капризов природы и т.д.

С другой стороны, эволюция человеческой психики шла в сторону увеличения нормы приспособительных реакций. Способность к трудовой деятельности и сама трудовая деятельность — одна из форм адаптации человека к природной и общественной среде обитания.

На рубеже истории человеческая практика была примитивной и мало чем отличалась от жизнедеятельности высших животных. И теперь у немногочисленных выживших туземных племен практика направлена главным образом на удовлетворение витальных потребностей11.

Потребность в трудовой деятельности не является изначальной естественной потребностью человека, приведшей к социализации и возникновению сознания. Обязанность трудиться была одним из принципов общественной жизни в эпоху социализма. Также одной из задач воспитания нового человека заключалась в том, чтобы сформировать потребность в творческом созидательном труде.

Известно, что человек по природе своей консервативен и старается избегать перемен, стремясь сохранить то, что есть, ничем не рискуя. Только старое, многократно опробованное кажется нам надежным. С другой стороны, есть множество примеров того, что коренные изменения окружающей среды ведут к существенным изменениям в поведении человека: негативные силы перестают получать поддержку, а позитивные поддерживаются и поощряются12. Очень часто люди становятся изобретателями, так сказать, поневоле. Вдруг перед человеком возникает какая-то острая проблема, практическая задача, каких ему не довелось решать. Вот и приходится делать шаг в сторону от проторенных дорожек, изобретать что-то новое. В сущности, так появился у человечества весь арсенал орудий труда13.

Глобальный экологический фактор настоятельным образом ставит перед человечеством задачу коренного изменения его способа существования — экономического, социального, политического, духовного14. Этот тезис актуален, так как по-прежнему остаются нерешенными глобальные проблемы человечества: голод, безработица, истощение энергетических ресурсов и экологический кризис в целом.

Экологический кризис определяется как критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека, вызванное хищническим использованием основных природных ресурсов (воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира) и загрязнением окружающей среды. Однако экологический кризис может иметь и неантропогенное происхождение (природные катаклизмы, эпизоотии).

В связи с этим положением определенный интерес представляет экскурс к древним мифологиям. В книге «Миф о возвращении в вечное» М. Элиаде пишет: «…мифы многих народов отсылают нас к той весьма отдаленной эпохе, когда люди не знали ни смерти, ни трудов, ни страданий и достаточно обильно снабжены были пищей — нужно было ее только взять. В те времена боги нисходили на землю и смешивались с людьми, а люди, со своей стороны, могли свободно восходить на небеса. Вследствие нарушений в ритуале сообщение между Небом и Землей было прервано, и боги удалились на высочайшее из Небес. С той поры люди должны трудиться ради пищи и больше уже не бессмертны»15.

Таким образом, можно предположить, что на рубеже истории возник экологический кризис, заставивший человечество (или часть его) прибегнуть к трудовой деятельности в современном понимании. Поведение человека, направленное на трудовую деятельность, определялось ситуацией истощения пищевых ресурсов, когда уже не было возможности непосредственного присвоения пищи с использованием примитивных орудий. Однако в результате биологической и социальной эволюции человек уже был подготовлен к трудовой деятельности, обладая творческим разумом. Прилагая волевые усилия, люди начали регулярную трудовую деятельность по совершенствованию старых и созданию новых орудий, приручению и селекции животных, окультуриванию растений.

Данное положение хорошо согласуется с учением Д.Н. Узнадзе об установке. Под установкой Узнадзе понимал готовность субъекта к деятельности в соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией ее удовлетворения. Установка, выражая собой психологическое содержание взаимодействия потребности и ситуации, отражает смысл ситуации и определяет направленность деятельности и процессов сознания. Установка развивается в теоретическую сторону (объективация), когда обстановка и ситуация не ясны для индивида. Если они ясны, то установка развивается в сторону поведения. Установка, тем самым, может служить основой как для теоретической, так и для практической деятельности человека. Установка с некоторыми специфическими чертами есть и у животных, но у них она развивается только в сторону поведения, тогда как факт объективации присущ только человеку и связан с его социальной природой16.

Современная трудовая деятельность содержит два аспекта: необходимость и свободу. Необходимая трудовая деятельность направлена на реализацию витальных потребностей индивида, одновременно она — общественно полезная трудовая деятельность, результаты которой изначално принадлежат всему обществу. Свободная трудовая деятельность — совершенствование индивида в процессе реализации сверхинстинкта бытия; эта деятельность и ее результаты изначально принадлежат индивиду. Свободный творческий труд развивает и совершенствует человека, прежде всего, духовно. Именно через развитие духовной сущности определяется перспектива существования человечества на Земле.

1 Орлов В.В. Философия XXI века // Актуальные проблемы российской философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2011. Т. 1. С. 6–14.

2 См.: Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 534.

3 Петров Р.В. Сфинксы XX века. М.: Молодая гвардия, 1967. С. 182.

4 Дубинин Н.П. Общая генетика. М.: Наука, 1976.

5 Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методы, проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 84.

6 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1967. С. 178.

7 Югай Г.А. Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты. М.: Знание, 1982. С. 10.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 20. С. 486–492.

9 См.: Биологический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

10 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: ФЭРИ-В, 2006. С. 39.

11 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1965.

12 Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: АСТ, АСТ МОСКВА, 2008. С. 170.

13 Блинов Б.С. Загадочный импульс. Заметки изобретателя. М.: Молодая гвардия, 1969. С. 82.

14 Орлов В.В. Философский манифест накануне двадцать первого века // Новые идеи в философии. Пермь, 1998. Вып. 7. С. 4–14.

15 См.: Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. С. 388.

16 См.: Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. С. 62–77.

© Посохов В.П., 2013

PAGE  143


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80937. Види історичних документів, особливості їх вивчення 35.44 KB
  До історичних джерел належить все створене людиною, у тому числі результати його взаємодії з навколишнім середовищем, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі слова памятники писемності в методиці називають документами
80938. Аналіз програми з історії України для 10-11 класів мета завдання та зміст курсу Нової історії України 35.68 KB
  Мета курсу за вибором Досліджуємо історію України для профільних класів суспільногуманітарного напряму поглиблення системи знань учнів про історію України XX століття яке забезпечується набуттям старшокласниками власного інтелектуального досвіду вивчення історичного матеріалу розвитком навчальнопізнавальних умінь та ключових предметних компетенцій. Реалізація курсу за вибором Досліджуємо історію України здійснена у контексті профілізації старшої школи допоможе виконати наступні завдання: поглибити цілісні уявлення старшокласників...
80939. Позакласна позашкільна робота з історії в загальноосвітній школі 30.73 KB
  Позакласна робота різноманітна освітня і виховна робота спрямована на задоволення інтересів і запитів дітей організована в позаурочний час педагогічним колективом школи. Позашкільна робота освітньовиховна діяльність позашкільних закладів для дітей та юнацтва.
80940. Побудова та використання на уроках історії України тренувальних та змістовних завдань 36.8 KB
  Наведіть приклад розроблених завдань. Під системою тренувальних завдань і вправ ми розуміємо сукупність послідовних завдань зі складністю що поступово зростає які пов’язані між собою спільною метою та змістом передбачають багаторазове виконання певної дії або діяльності метою набуття певного навику. Характерною ознакою системи тренувальних завдань та вправ є спрямованість на створення найбільш сприятливих умов для активної взаємодії суб’єкта з об’єктом вивчення й забезпечення високої інтелектуальної активності суб’єкта що забезпечує...
80941. Етапи підготовки вчителя історії до уроку 36.49 KB
  визначення місця уроку в темі чи розділі його очікуваних результатів. добір методичних прийомів і засобів навчання відповідно до очікуваних результатів уроку та вибір методичного варіанта уроку, складання конспекту чи розгорнутого плану уроку.
80943. Види історичних уявлень та їхня роль у процесі формування історичних знань 34.74 KB
  Відповідно до змісту історичного матеріалу і характеру усвідомлення його учнями розрізняють види історичних уявлень: 1 кількісні; 2 локальні просторові; 3 хронологічні часові; 4 образні; 5 логічні. Створення і збагачення історичних уявлень у свідомості дитини має велике виховне значення. Процес формування історичних уявлень у навчанні є достатньо складним.
80945. Обєкт і придмет методики історії як науки 29.56 KB
  Предмет методики - історія як шкільна дисципліна, процес навчання історії. Обєктом дослідження методики виступає процес навчання, а предметом - внутрішні закономірності взаємодії головних чинників процесу навчання історії в якості навчального предмета