15883

Социокультурные особенности индустриального и постиндустриального общества

Научная статья

Логика и философия

О.Н. Васильев к. филос. н. доц. Волгоградский государственный социальнопедагогический университет СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГОИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В последние десятилетия неоднократно транслируются высказывания о том что филос

Русский

2013-06-18

55 KB

25 чел.

О.Н. Васильев, к. филос. н., доц.

Волгоградский государственный

социально-педагогический университет

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО
И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В последние десятилетия неоднократно транслируются высказывания о том, что философия не соответствует потребностям и интересам граждан в современном обществе, а преподаватели учебных курсов по философии продолжают работать в устоявшихся десятилетиями схемах и не желают, в соответствии с требованиями времени, осмысливать возникающие проблемы. Доля истины в таких рассуждениях есть. Но не все так явно и ясно как для обучаемых, так и для обучающих. Философия — сложное, изменяющееся явление социокультурной действительности, появившееся задолго до нашей эры. И достаточно длительный период истории человечества философия и наука рассматривались как единое целое. Но, несмотря на сложные и неоднозначные отношения между философией и наукой, между ними все-таки больше сходства, чем различий. Прежде всего, сходство состоит в том, что они пытаются понять и объяснить многообразный окружающий нас мир, сущность человека и его взаимодействие с этим миром.

Современное постиндустриальное общество формирует культуру, которая пытается преодолеть различия между тем, что было, и тем, что есть. Через ценности, нормы, символы оно пытается сохранить все значимое и актуальное в традиционной культуре и одновременно соответствовать духу времени. «Современное культурное сознание характеризуется противостоянием двух теорий современной эпохи. Согласно одной из них мы живем еще в эпоху модерна, проект которой, несколько рассеянный, диффузный, еще должен быть завершен. Другая теория рассматривает настоящее как эпоху постмодерна, которая должна сохранить определенные импульсы предыдущей эпохи (правовое государство, права человека) и одновременно развить их дальше в новый синтез субстанциальности и модернизации»1.

Существующее противостояние можно проследить, анализируя социокультурные характеристики индустриального и постиндустриального общества. В индустриальном обществе тип социальности представлен вещными отношениями, где преобладает накопленный капитал над живым трудом, а человек является носителем труда. Отношения же в других сферах общества воспринимаются через товарно-денежные отношения. На функционировании духовной жизни этот тип социальности сказывается следующим образом.

  1.  Техника и технология индустриального общества оказывают воздействие на человека как активного преобразователя природы. Эта господствующая установка позволяла через влияние материальных факторов преобразовывать мир, где техника часто представала главной движущей силой.
  2.  Восприятие мира человеком формируется с точки зрения функциональной предметности, где форма и структура предмета определяют его функцию.
  3.  Доминирует массовость производства, где основными показателями являются количественный рост, объемы, размеры и т.п. Главенствует лозунг: не важно, на что и как израсходованы средства, главное — рост любой ценой.
  4.  Стандартизация жизни: единые требования к товару, рабочей силе, органам управления и т.д.
  5.  Высокая энергоемкость производства и в целом жизнедеятельности общества; потребление энергии является критерием уровня жизни.
  6.  Существенное влияние техники на восприятие человеком времени: не оглядываясь в прошлое, скорейшее его преодоление и быстрейшее продвижение вперед; эстетика мировосприятия на уровне преклонения перед скоростью, мощью, масштабностью и т.п.
  7.  Создание новых коммуникационных технологий, позволяющих преодолеть барьер, разделяющий пространства.
  8.  Формирование новых моделей мышления, связанных с уменьшением воздействия гуманистических, гуманитарных принципов перед естественнонаучными.

С данными тенденциями соотносятся функциональные ценности, прежде всего, добродетель и успех, где культура воспринимается как достижимая цель. На уровне массовой культуры человек вырывается наверх и иногда достигает вершины. Но сохраняется противоречие между должным и сущим, что, например, иллюстрирует произведение М. Пьюзо «Крестный отец», где показано двойственное отношение к незаконным путям достижения успеха. Достичь успеха можно любыми средствами, сохранив при этом добропорядочность.

В качественно новых формах реализуется ценность индивидуализма, где на первый план выдвигаются права и свободы личности, равенство возможностей, которые имеют свои границы в рамках правовой системы.

Тесно взаимосвязаны между собой активность, труд, потребительство, где человек является и производителем, и потребителем.

Универсализм способствовал формированию представлений в обществе об универсальности образа жизни.

Всеобщая вера в прогресс опиралась на лозунг: все новое лучше старого. И, соответственно, доминировало уважение к науке и технике, от которых ожидали скорейшего решения экономических, экологических, социальных проблем.

Распространение всеобщего образования обеспечило перемещение значительного количества социальных групп и, соответственно, их культурное сближение не только по горизонтали, но и по вертикали социального взаимодействия.

Но одновременно с этими, в общем позитивными явлениями, в жизнедеятельности индустриального общества проявлялись противоположные тенденции.

Прежде всего, речь идет о социальном и духовном отчуждении человека. В культуре индустриального общества, в отличие от традиционной патриархальной культуры, доминировала тенденция деления времени на производственную деятельность и досуг, где, как предполагалось, человек мог реализовать свои индивидуальные начала. Но не каждому это удавалось, что приводило к срывам в трудовых ориентациях и антитехницистским настроениям. Такое состояние потребовало введения культурных регуляторов в форме массовой культуры, функции которой можно сформулировать следующим образом: во-первых, обеспечение расширенного потребления, то есть массовая культура формирует стили и формы потребления, на которые ориентирована вся производительная сфера; во-вторых, адаптация индивида к новому культурному типу, то есть человек овладевает соответствующими стилями жизни, учится адекватно реагировать на непредвиденные ситуации, формирует такие качества как индивидуальный успех, догадливость, изворотливость, умение опередить конкурента и т.п.; в-третьих, компенсирующая функция, то есть отвлечение человека от концентрации собственных усилий на каком-то одном объекте деятельности; в-четвертых, манипулирующая, то есть формирование, управление. Распространение массовой культуры осуществляется при помощи разнообразных форм, способов, средств.

Культура постиндустриального общества, в отличие от культуры индустриального общества, развивается еще более динамично. Философский анализ наиболее существенных тенденций позволяет говорить о том, что этот переход делает мир все более взаимосвязанным. «Обычно с XXI веком связывают дальнейший научно-технический прогресс, и, прежде всего, освоение космоса, развитие биотехнологий, создание роботов. Однако главные прорывы прогресса и знаний в будущем веке произойдут не столько вследствие НТП, сколько благодаря расширяющемуся пониманию того, что означает быть человеком»2.

Переход от форсированного технологического развития к передовым технологиям требует нового качества трудовых ресурсов и их способности к инновациям.

Культура постиндустриального общества способствует преобразованию способов проведения свободного времени. Это связано, в первую очередь, с тем, что искусство пытается конкурировать со спортом в проведении досуга человеком, что влечет за собой изменение привычек времяпрепровождения в рамках одного поколения. Искусство оказывает все большее влияние на образ жизни. Пропаганда в искусстве современного типа личности и стиля жизни в их разнообразии оказывают воздействие на отдельных индивидов, социальные группы, жителей регионов. Ренессанс искусств является существенным фактором экономического развития, не менее значимым является и чисто коммерческий фактор, так как промышленные предприятия, корпорации осознают, что обращение к искусству способствует формированию благоприятного образа и позволяет привлечь потребителей.

Переход от иерархических структур к сетевым позволяет формировать новый тип производства. На рынке выше всего ценится новое, поэтому небольшие предприятия получают широкое распространение, так как им легче опробовать и выбросить на рынок принципиально новые технические идеи. Поэтому крупные корпорации создают гибкие децентрализованные организационные структуры, заменяют иерархические системы управления сетевыми, стараются сделать работников причастными целям корпорации. Лозунг кадровой политики: «Высоким технологиям — высокая техника контактов с людьми». На смену принципам жесткой дисциплины фордистско-тейлористской системы приходит постепенное повышение квалификации персонала, увеличение его самостоятельности, закрепление большей ответственности.

Благодаря динамичному развитию мировой экономики, коммуникационных систем и международного туризма развитие контактов между жителями различных регионов осуществляется быстрыми темпами, что способствует появлению нового и универсального стиля жизни. Этот стиль основывается на потребительских запросах, которые все более космополитизируют современный мир. Но одновременно существует мощное противодействие единообразию, инородному влиянию, связанное с желанием сохранить специфику национального культурного типа. Тенденция к общему международному стилю жизни и глубинная тенденция к возрождению культурно-языкового национализма не противоречат друг другу, а являются взаимозависимыми.

Формирование глобального стиля жизни осуществляется благодаря взаимопроникновению и смешению привычек в отношении предметов потребления, сферы досуга, моды, поскольку эти привычки имеют достаточно поверхностный характер. Угрозу культурным ценностям представляет складывающийся дисбаланс в области культурного обмена. Распространение коммуникационных систем позволяет передавать фундаментальные ценности так же, как и литературу. Развлекательные передачи, сочетающие языковые и образные средства выражения, легко преодолевают границу поверхностной коммуникации и вторгаются в область культурных ценностей.

Можно сказать, что чем большее влияние народы мира будут оказывать друг на друга, тем более они будут стремиться к сохранению собственного национально-культурного типа.

Одной из самых существенных тенденций является приоритет личности. Именно личности изменяют себя прежде, чем пытаются изменить общество. Отдельные личности воздействуют на изменения в обществе не менее эффективно, чем социальные институты. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и общественному развитию, она облегчает введение новой техники и ее общественное “признание”, способствует международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста последним критерием общественного развития… Культура более ресурсосберегаема, чем другие потребители свободного времени, например определенные виды спорта или материальное потребление»3.

Экономические и политические реформы в постиндустриальном обществе уже не так эффективны. Поэтому важно умение обращать внимание на философский аспект жизненных процессов, явлений, с которыми сталкивается в повседневной практике каждый человек. А это требует не столько высокой теоретической подготовки, хотя это конечно важно, сколько искусства применять философский анализ к реальной действительности, с философских позиций трактовать факты и конкретные явления. В то же время, методологическое значение философских категорий как универсальных, предельно абстрактных понятий, ограничивает возможности использовать конкретные примеры из повседневности. Часто бывает так, что возникает противоречие: либо предельное абстрагирование, либо сведение к частностям, которые иллюстрируются категориями философии. Это действительно сложная задача: умение сочетать философские категории, имеющие общеметодологическое значение для науки и практики с конкретной действительностью, которую они призваны объяснить. Но в этом и состоит разумное сочетание науки и искусства в процессе философствования.

1 Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997. С. 112.

2 Нэсбит Дж., Абурден П. Мегатенденции, год 2000. Новые направления 1990-х годов. М.,1992. С. 17.

3 Козловски П. Указ.соч. С. 217–218.

© Васильев О.Н., 2013

PAGE  170


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19053. Метод вторичного квантования. Операторы уничтожения и рождения. Коммутационные соотношения 542 KB
  Лекция 35 Метод вторичного квантования. Операторы уничтожения и рождения. Коммутационные соотношения При вычислении средних значений или вероятностей переходов квантовых систем состоящих из большого количества частиц приходится вычислять интегралы вида кванто
19054. Квантовое описание рассеяния. Амплитуда и сечение рассеяния. Оптическая теорема 274.5 KB
  Лекция 36 Квантовое описание рассеяния. Амплитуда и сечение рассеяния. Оптическая теорема Процессом рассеяния называется отклонение частиц от первоначального движения благодаря взаимодействию с рассевателем. Процесс рассеяния дает информацию о взаимодействии ра
19055. Борновское приближение. Условия применимости. Быстрые и медленные частицы 373 KB
  Лекция 37 Борновское приближение. Условия применимости. Быстрые и медленные частицы. Примеры Полученная в конце прошлой лекции формула для амплитуды рассеяния 1 не является решением задачи рассеяния поскольку в подынтегральное выражение в правой части 1 вх...
19056. Разложение волновой функции задачи рассеяния по сферическим функциям. S-матрица. Фазовая теория рассеяния 324 KB
  Лекция 38 Разложение волновой функции задачи рассеяния по сферическим функциям. Sматрица. Фазовая теория рассеяния Наряду с теорией рассеяния изложенной в предыдущей лекции часто используется другой вариант теории именуемый фазовой теорией рассеяния. Основная и
19057. Математические основы квантовой механики: линейные пространства, операторы, матрицы 171 KB
  Семинар 1. Математические основы квантовой механики: линейные пространства операторы матрицы функция Дать определения: линейных пространств дискретного и непрерывного базиса скалярного произведения. Привести примеры пространств. Дать определения оператора лин...
19058. Математические основы квантовой механики: уравнения на собственные значения и собственные функции 344.5 KB
  Семинар 2. Математические основы квантовой механики: уравнения на собственные значения и собственные функции Напомнить что называется уравнением на собственные значения и собственные функции. Дать общую классификацию возможных решений: непрерывный и дискретный спе...
19059. Основные принципы квантовой механики и их простейшие следствия 204.5 KB
  Семинар 3. Основные принципы квантовой механики и их простейшие следствия Кратко перечислить основные физические принципы и постулаты квантовой механики. Обсудить основные схему рассмотрения любых квантовомеханических задач: решение уравнения Шредингера уравнени
19060. Операторы координаты и импульса 696 KB
  Семинар 4. Операторы координаты и импульса Напомнить какие операторы отвечают координате и импульсу в квантовой механике. Кратко обсудить основные идеи построения этих операторов. Сформулировать цель занятия исследование свойств операторов координаты и импульса...
19061. Операторы координаты и импульса (продолжение). Различные представления волновой функции 96 KB
  Семинар 5. Операторы координаты и импульса продолжение. Различные представления волновой функции Напомнить и обсудить основную идею различных представлений волновой функции в квантовой механике разложение по системам собственных функций тех или иных операторов. ...