15885

Становление инновационной личности и философия

Научная статья

Логика и философия

В.Г. Сидоров д. филос. н. проф. Кубанский государственный университет СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИИ ФИЛОСОФИЯ Как известно система образования представляет собою такой общественный институт который не только осуществляет духовнорациональную и культ

Русский

2013-06-18

41.5 KB

0 чел.

В.Г. Сидоров, д. филос. н., проф.

Кубанский государственный университет

СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ
И ФИЛОСОФИЯ

Как известно, система образования представляет собою такой общественный институт, который не только осуществляет духовно-рациональную и культурную преемственность поколений, но выступает решающим условием формирования личности. В наши дни актуальным становится формирование личности с инновационным мышлением, способной находить оптимальные решения в ситуациях, выходящих за пределы привычных навыков, что, на наш взгляд, представляет важную особенность перехода от технократической к антропоцентрической образовательной стратегии. И здесь существенным оказывается тот культурно-информационный материал, без которого невозможно полноценное формирование личности, поскольку ее нравственное и гражданское содержание является столь же важным результатом образовательного процесса, как и овладение профессиональным и общеобразовательным знанием. Вообще говоря, содержание обучения и воспитания — это вечные проблемы, всегда вызывавшие большие споры. Особенно в наше время, когда конъюнктурные интересы нередко затушевывают действительные задачи, стоящие перед системой образования. Что включать в учебные программы, каким должно быть разумное сочетание стандарта и творчества и многое другое.

В связи с этим можно отметить следующее. Общеобразовательный и рациональный компонент личности достаточно полно формируется через изучение философии и широкого спектра научных дисциплин. Что касается философии, то, как и в любой другой области знаний, здесь можно выделить научно-исследовательский и образовательный аспекты. И если первый — удел профессионалов-философов, то второй становится предметом дидактического и педагогического осмысления.

Известно, что философия всегда была и остается важнейшим компонентом интеллектуальной культуры. И это, на наш взгляд, связано со своеобразием философского знания, которое выражается в его отвлеченном, всеобщем, а потому абстрактном характере. Только тогда рассуждения становятся философскими, когда предмет мысли рассматривается с точки зрения предельно общего понятия или принципа. Обратить внимание на это своеобразие, научить учащихся умению находить верное соотношение между общим, особенным и единичным — значит, научить их искусству философствовать.

Но всеобщий характер философского знания является следствием того, что его предназначением выступает сам человек, точнее, рационально-логическое содержание его личности. Поэтому оно исключительно практично. Ведь разнообразные предметно-чувственные отношения человека к вещам, людям, наконец, к самому себе, в ходе размышления о них посредством философских категорий предстают как нечто всеобщее, т.е. в своем предельно полном сущностном выражении. А практически человек имеет дело не только с сущностью вещей, но и с проявлением своего сущностного начала как личности. Поэтому философское знание порождает ту внутреннюю духовную работу мысли, которая придает творческий характер всей системе жизненных ориентаций человека. Таким образом, только философское знание способно сформировать духовно-личностное начало каждого человека. Именно поэтому философия не раз подвергалась официальному остракизму. Напомним крылатое выражение русского политического деятеля 40-х гг. XIX в. С.С. Уварова: «Польза от философии сомнительна, но вред очевиден».

Знакомство с богатейшим философским наследием, способствует формированию культуры мышления. Еще Гегель заметил, что философия — это эпоха, схваченная мыслью. Философски размышляющий человек, как правило, отличается четким мировосприятием, умением осознать себя в мире, оценить свои возможности и добиваться реально поставленных целей, видеть за сиюминутными интересами нечто большее, а именно, то, к чему они ведут и достойны ли они тех усилий, которые проявляет каждый человек. Философское знание дает возможность выявить смысловую и логическую состоятельность мировоззренческих, политических и других обобщений и принципов. Оно поистине становится мудростью, но не как что-то готовое, что можно выучить, а как поиск и стремление к цели, требующей напряжения ума и духовных сил человека. Такова краткая дидактическая характеристика философии как учебной дисциплины, которая, конечно, не является исчерпывающей, но, думается, достаточно полно приближает изучение к ее начальному предназначению быть «любовью к мудрости».

Образовательная система выступает, образно говоря, тем социальным бытием, взаимодействие индивида с которым и есть процесс формирования личности. И если ее рациональный компонент достаточно полно формируется через изучение философии и широкого спектра научных дисциплин, то эмоционально-волевая сфера личности не может быть столь жестко детерминирована образовательным процессом. А это делает ее важным резервом повышения эффективности учебного процесса, в котором решающим становятся социально-исторические дисциплины и искусство. Осознать их место в содержании общего образования — значит решить одну из ключевых проблем модернизации последнего, если иметь в виду ориентацию на антропоцентрическую культуру, на развитие и формирование инновационной личности. Поэтому современное образование немыслимо вне связи не только с наукой, но и с искусством.

Отмеченные моменты функциональной двойственности образовательного процесса взаимосвязаны. Забвение одного приводит к потере значимых духовно-нравственных ценностей и социальных ориентиров. А нигилизм по отношению к гуманитарным дисциплинам ведет личность к ее превращению в бюрократическую или отвлеченно-альтруистическую фигуру, не способную к каким-либо творческим действиям или поискам.

Итак, современное общество предъявляет индивиду не только рационально-творческие, но и не менее значимые духовно-нравственные требования, так что инновационная деятельность личности неотделима от ее социально-нравственной оценки. На наш взгляд, такая оценка должна соответствовать масштабу и широте рационально-творческого поиска. Поэтому, если мы желаем создать систему образования, нацеленную на инновационный поиск в производственной, финансовой, торговой или иной сфере общественной деятельности, то столь же важно найти адекватную этой системе форму идейно-духовного содержания.

И если таким содержанием становится, например, религиозное мировосприятие в качестве основы нравственности, эстетичности, жизненного идеала и т.п., то, в лучшем случае, консервируется существующий уровень знаний и уклада жизни. Поскольку, сформированная на такой основе, личность не способна к творческому созиданию, к глубокой самоотдаче и поиску неизведанного, к свершению чего-то нового и, добавим, к подлинной гражданственности и патриотизму.

Между тем искусство представляет собой способ осознания человеком самого себя через образно-эстетическое содержание, в основе которого лежат представления о красоте и гармонии, истине и справедливости. Такая форма сопереживания направляет человеческую мысль «во вне», делает мышление человека способным объективировать себя в разнообразных эмоционально-деятельных и логико-рациональных формах научного знания. Таким образом, философско-рациональный компонент образования должен быть «дополнен» адекватным ему социально-общественным и духовно-нравственным содержанием. Заметим, что подчеркивая значимость этой «триады» образовательного процесса, мы не ставим вопроса об их конкретизации, т.е. перевода в плоскость содержательного дидактического наполнения. Это весьма емкая задача. Здесь речь идет о стратегических составляющих образования как необходимого и достаточного условия формирования инновационной личности.

С этой точки зрения, в наше время происходит глубокая переоценка образовательного процесса. Его изменение, на наш взгляд, должно сопровождаться углублением гуманитарной сферы образования, «наполнением» последнего соответствующим духовно-нравственным содержанием, которое включало бы в себя высочайшие ценности человеческого духа. Только в такой гармонии образовательная система способна «выдать» полноценную личность, готовую решать широкий спектр задач социально-производственного характера. Поэтому только привлечение широкого философского, исторического, политического и культурного материала с явно выраженным пафосом силы и мощи человеческого духа, способно стать тем духовно-нравственным материалом в формировании личности, которой по плечу будут задачи научно-технического и социального возрождения Отечества.

© Сидоров В.Г., 2013

179

179

PAGE  176


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5365. Уровни познания. Эмпирическое и теоретическое исследование 67 KB
  Уровни естественнонаучного познания Изучение естествознания нужно не только для того, чтобы мы как культурные люди знали и разбирались в его результатах, но и для понимания самой структуры нашего мышления. Итак, мы отправляемся в безбрежное море поз...
5366. Механизм излучения. Виды спектральных анализов 34.44 KB
  Спектр - это разложение света на составные части, лучи разных цветов. Метод исследования химического состава различных веществ по их линейчатым спектрам испускания или поглощения называют спектральным анализом. Для спектрального анализ...
5367. Составление гидравлической схемы и рассчет привода волочно-пакетирущей машины 159.5 KB
  Исходные данные для проектирования Валочно-пакетирующая машина. Поворот платформы. Нагрузка на штоке гидроцилиндра - Т=130 (кН) Скорость движения штока цилиндра – V=24 (м/с) Температура окружающей среды...
5368. Проектирование агрегатного участка и повышение технологического процесса в агрегатном участке 950 KB
  Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым у...
5369. Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием геоинформационных систем 669.5 KB
  Актуальность темы В 2007 году выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Российской Федерации достигли 16,3 млн. тонн при неуклонном росте объема выбросов с 1997 г. В большинстве городов вкл...
5370. Проектирование техпроцесса изготовления детали ось 97 KB
  Целью представленного курсового проекта являлось проектирование техпроцесса изготовления детали ось. В результате был разработан техпроцесс, состоящий из девяти операций, приведены расчеты режимов резания, припусков, дано описание и расче...
5371. Основы внешнеэкономической деятельности 38 KB
  Определите круг вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов. В компетенции федеральных органов решение следующих вопросов: Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом ...
5372. Коллоидная химия. Конспект лекций 1.83 MB
  Коллоидная химия Коллоидные системы и предмет коллоидной химии Коллоидные системы Историческая справка Первоначально коллоидная химия была лишь главой физической химии. Теперь это самостоятельная дисциплина со своим кругом идей...
5373. Конкурентоспособность промышленной продукции и пути ее достижения 48.1 KB
  Данная работа посвящена проблеме достижения конкурентоспособности продукции предприятия. Рассмотрены этапы жизненного цикла продукции от ее разработки до упадка. Проведен анализ стратегии поведения служб фирмы на этих этап...