15885

Становление инновационной личности и философия

Научная статья

Логика и философия

В.Г. Сидоров д. филос. н. проф. Кубанский государственный университет СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИИ ФИЛОСОФИЯ Как известно система образования представляет собою такой общественный институт который не только осуществляет духовнорациональную и культ

Русский

2013-06-18

41.5 KB

0 чел.

В.Г. Сидоров, д. филос. н., проф.

Кубанский государственный университет

СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ
И ФИЛОСОФИЯ

Как известно, система образования представляет собою такой общественный институт, который не только осуществляет духовно-рациональную и культурную преемственность поколений, но выступает решающим условием формирования личности. В наши дни актуальным становится формирование личности с инновационным мышлением, способной находить оптимальные решения в ситуациях, выходящих за пределы привычных навыков, что, на наш взгляд, представляет важную особенность перехода от технократической к антропоцентрической образовательной стратегии. И здесь существенным оказывается тот культурно-информационный материал, без которого невозможно полноценное формирование личности, поскольку ее нравственное и гражданское содержание является столь же важным результатом образовательного процесса, как и овладение профессиональным и общеобразовательным знанием. Вообще говоря, содержание обучения и воспитания — это вечные проблемы, всегда вызывавшие большие споры. Особенно в наше время, когда конъюнктурные интересы нередко затушевывают действительные задачи, стоящие перед системой образования. Что включать в учебные программы, каким должно быть разумное сочетание стандарта и творчества и многое другое.

В связи с этим можно отметить следующее. Общеобразовательный и рациональный компонент личности достаточно полно формируется через изучение философии и широкого спектра научных дисциплин. Что касается философии, то, как и в любой другой области знаний, здесь можно выделить научно-исследовательский и образовательный аспекты. И если первый — удел профессионалов-философов, то второй становится предметом дидактического и педагогического осмысления.

Известно, что философия всегда была и остается важнейшим компонентом интеллектуальной культуры. И это, на наш взгляд, связано со своеобразием философского знания, которое выражается в его отвлеченном, всеобщем, а потому абстрактном характере. Только тогда рассуждения становятся философскими, когда предмет мысли рассматривается с точки зрения предельно общего понятия или принципа. Обратить внимание на это своеобразие, научить учащихся умению находить верное соотношение между общим, особенным и единичным — значит, научить их искусству философствовать.

Но всеобщий характер философского знания является следствием того, что его предназначением выступает сам человек, точнее, рационально-логическое содержание его личности. Поэтому оно исключительно практично. Ведь разнообразные предметно-чувственные отношения человека к вещам, людям, наконец, к самому себе, в ходе размышления о них посредством философских категорий предстают как нечто всеобщее, т.е. в своем предельно полном сущностном выражении. А практически человек имеет дело не только с сущностью вещей, но и с проявлением своего сущностного начала как личности. Поэтому философское знание порождает ту внутреннюю духовную работу мысли, которая придает творческий характер всей системе жизненных ориентаций человека. Таким образом, только философское знание способно сформировать духовно-личностное начало каждого человека. Именно поэтому философия не раз подвергалась официальному остракизму. Напомним крылатое выражение русского политического деятеля 40-х гг. XIX в. С.С. Уварова: «Польза от философии сомнительна, но вред очевиден».

Знакомство с богатейшим философским наследием, способствует формированию культуры мышления. Еще Гегель заметил, что философия — это эпоха, схваченная мыслью. Философски размышляющий человек, как правило, отличается четким мировосприятием, умением осознать себя в мире, оценить свои возможности и добиваться реально поставленных целей, видеть за сиюминутными интересами нечто большее, а именно, то, к чему они ведут и достойны ли они тех усилий, которые проявляет каждый человек. Философское знание дает возможность выявить смысловую и логическую состоятельность мировоззренческих, политических и других обобщений и принципов. Оно поистине становится мудростью, но не как что-то готовое, что можно выучить, а как поиск и стремление к цели, требующей напряжения ума и духовных сил человека. Такова краткая дидактическая характеристика философии как учебной дисциплины, которая, конечно, не является исчерпывающей, но, думается, достаточно полно приближает изучение к ее начальному предназначению быть «любовью к мудрости».

Образовательная система выступает, образно говоря, тем социальным бытием, взаимодействие индивида с которым и есть процесс формирования личности. И если ее рациональный компонент достаточно полно формируется через изучение философии и широкого спектра научных дисциплин, то эмоционально-волевая сфера личности не может быть столь жестко детерминирована образовательным процессом. А это делает ее важным резервом повышения эффективности учебного процесса, в котором решающим становятся социально-исторические дисциплины и искусство. Осознать их место в содержании общего образования — значит решить одну из ключевых проблем модернизации последнего, если иметь в виду ориентацию на антропоцентрическую культуру, на развитие и формирование инновационной личности. Поэтому современное образование немыслимо вне связи не только с наукой, но и с искусством.

Отмеченные моменты функциональной двойственности образовательного процесса взаимосвязаны. Забвение одного приводит к потере значимых духовно-нравственных ценностей и социальных ориентиров. А нигилизм по отношению к гуманитарным дисциплинам ведет личность к ее превращению в бюрократическую или отвлеченно-альтруистическую фигуру, не способную к каким-либо творческим действиям или поискам.

Итак, современное общество предъявляет индивиду не только рационально-творческие, но и не менее значимые духовно-нравственные требования, так что инновационная деятельность личности неотделима от ее социально-нравственной оценки. На наш взгляд, такая оценка должна соответствовать масштабу и широте рационально-творческого поиска. Поэтому, если мы желаем создать систему образования, нацеленную на инновационный поиск в производственной, финансовой, торговой или иной сфере общественной деятельности, то столь же важно найти адекватную этой системе форму идейно-духовного содержания.

И если таким содержанием становится, например, религиозное мировосприятие в качестве основы нравственности, эстетичности, жизненного идеала и т.п., то, в лучшем случае, консервируется существующий уровень знаний и уклада жизни. Поскольку, сформированная на такой основе, личность не способна к творческому созиданию, к глубокой самоотдаче и поиску неизведанного, к свершению чего-то нового и, добавим, к подлинной гражданственности и патриотизму.

Между тем искусство представляет собой способ осознания человеком самого себя через образно-эстетическое содержание, в основе которого лежат представления о красоте и гармонии, истине и справедливости. Такая форма сопереживания направляет человеческую мысль «во вне», делает мышление человека способным объективировать себя в разнообразных эмоционально-деятельных и логико-рациональных формах научного знания. Таким образом, философско-рациональный компонент образования должен быть «дополнен» адекватным ему социально-общественным и духовно-нравственным содержанием. Заметим, что подчеркивая значимость этой «триады» образовательного процесса, мы не ставим вопроса об их конкретизации, т.е. перевода в плоскость содержательного дидактического наполнения. Это весьма емкая задача. Здесь речь идет о стратегических составляющих образования как необходимого и достаточного условия формирования инновационной личности.

С этой точки зрения, в наше время происходит глубокая переоценка образовательного процесса. Его изменение, на наш взгляд, должно сопровождаться углублением гуманитарной сферы образования, «наполнением» последнего соответствующим духовно-нравственным содержанием, которое включало бы в себя высочайшие ценности человеческого духа. Только в такой гармонии образовательная система способна «выдать» полноценную личность, готовую решать широкий спектр задач социально-производственного характера. Поэтому только привлечение широкого философского, исторического, политического и культурного материала с явно выраженным пафосом силы и мощи человеческого духа, способно стать тем духовно-нравственным материалом в формировании личности, которой по плечу будут задачи научно-технического и социального возрождения Отечества.

© Сидоров В.Г., 2013

179

179

PAGE  176


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20286. ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР 25.09 KB
  ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР Вспомните. Андропов Юрий Владимирович 1914 1984 человек незаурядного ума председатель Комитета государственной безопасности СССР а ранее посол СССР в Венгрии во время Будапештской осени с 1982 г.РАСПАД СССР. Горбачева стала авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 К Руководство КПСС некоторое время скрывало масштабы катастрофы и ее последствия что имело роковое значение для судьбы многих сотен тысяч людей и экологии большой территории СССР.
20287. Сценические эффекты в современном театре 97.5 KB
  ИЗВЕКОВ СВЕТ НА СЦЕНЕ ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ОСВЕЩЕНИЯ СЦЕНЫ 1. ИСТОКИ ТЕХНИКИ ОСВЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЫ Взаимоотношения между техникой сцены и художественным построением спектакля были подробно рассмотрены в первой части нашей работы Сцена где уже говорилось о том что сценическое освещение являясь одним из технических средств при постановке спектакля одновременно выполняет функцию раскрытия идейного замысла спектакля. Исходным этапом в данном случае должно служить зарождение кулисной сценыкоробки которая во многом продолжает еще...
20288. Художественные искания в западной культуре второй половины XX века 75.5 KB
  Отвергнув возможность преобразования жизни с помощью искусства представители постмодернизма приняли бытие таким какое оно есть сделав искусство предельно открытым наполнили его фрагментами реального жизненного процесса.Хеппенинг Перерастая в искусство постмодернизма €œискусство действия€ приобретает более выраженные формы. ПопАрт В 50ые в США возникло новое крупнейшее направление в современном искусстве ПОПАРТ популярное искусство. Бодиарт Бодиарт это искусство тела авангардное направление возникшее в 60х годах.
20289. Жанры средневекового театра 676.5 KB
  Франция Мистерия основной театральный образ Средневековья. Мистерия самая поздняя но и самая полная форма выражения средневековой театральности. Если готический собор застывший образ мироздания то мистерия модель мироздания в действии. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму бытовую драму фарс и соти миракль и моралите.
20290. Новаторство создателей МХТ в области декорационного искусства и технологии 82 KB
  Станиславский Константин Сергеевич Алексеев 17. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре создал школу направление в сценическом искусстве которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского. 1877 Станиславский впервые выступил на домашней любительской сцене. Станиславский сыграл десятки комедийных ролей с пением и танцами.
20291. Русская художественная культура 20-х - середины 30-х годов XX века 315 KB
  А русский авангард своеобразный феномен искусства 20 в. но и с новым искусством стиля модерн господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. Русский художник теоретик искусства и писатель. Был членом объединений Мир искусства и Четыре искусства.
20292. Европейский театр классицизма 78 KB
  В основе классицизма лежат идеи рационализма которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение с точки зрения классицизма должно строиться на основании строгих канонов тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное неизменное в каждом явлении он стремится распознать только существенные типологические черты отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
20293. Свет в театре и на эстраде 56.5 KB
  Его история во многом определялась теми источниками света которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. особенно в его вторую половину стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и расширяли сферу применения света как средства сценической выразительности. С точки зрения эстетической искусство сценического света в 1718 вв.Станиславского партитуры сценического света особенно в чеховских спектаклях на сцене передавались меняющиеся состояния природы утро день вечер ночь; солнечно...
20294. Русская художественная культура середины 50-х - 60-х годов XX века 266.5 KB
  В связи с разоблачением культа личности Сталина происходило преодоление откровенно лакировочного искусства особенно характерного для 30 40х годов. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений не отличающихся высокими художественными достоинствами. В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции: искусства политизированного лакирующего действительность и искусства формально социалистического но по существу критически отражающего действительность в силу сознательной позиции художника...