15887

Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании

Научная статья

Логика и философия

И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в

Русский

2013-06-18

119.11 KB

6 чел.

И.А. Ланцев, д. физ.-мат. н., проф.

Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого

О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кризис человека, образования и культуры составляет основное содержание эпохи, в которую вступило человечество. Выход из катастрофического состояния в существенной степени зависит от мировоззренческих установок и нравственных ориентиров общества.

Центральное место в образовательной системе занимает высшая школа, призванная быть носителем и проводником новейших научных достижений, воспроизводя через подготовку специалистов слой общества, добывающий новые знания и обучающий всех нуждающихся в знаниях  ученых, преподавателей, учителей и др. Системообразующим элементом всей образовательной системы является классический университет как эталонный центр знания, составляющий исторические корни и основу европейской и российской общественной культуры. Особое место в современном университетском образовании занимает философия как особая форма духовной культуры и базис рационального мировоззрения. 

Образование в широком смысле слова означает формирование образа (картины) мира человека, творческой способности его трансформации в процессе жизни. Научная философия на определенных предпосылках выстраивает онтологическую модель мира как теоретическую основу общенаучной картины мира, которая связывает общетеоретическое мировоззрение (философию) и конкретно-научное знание о мире, его законах. Категории философской онтологии определяют направление объяснения мира в целом и являются основой для его системной трактовки. Если мировоззрение  базовая система взглядов на мир в целом, синтезирующая традиции, нормы, установки, знания, оценки, то научная картина мира  это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Она является вариативным ядром научного мировоззрения человека. Научная картина мира обеспечивает междисциплинарный синтез знаний, способствующий восстановлению целостного образа мира как единого процесса. 

Научное знание и тип рациональности развиваются как путем приращения сведений и законов, так и скачков, ведущих к преобразованиям всей системы сложившихся научных представлений. Смена научных картин мира, коренные изменения нормативных структур исследования, философских оснований науки приводят к изменению основных типов научной рациональности, переосмыслению места и роли человекасубъекта научного познания, чему и способствует философская рефлексия, умение философствовать. От принятой картины мира человека зависит осознание им цели жизни и способов ее достижения. Каждой картине мира соответствует свой стиль мышления, парадигма мышления. В структуру парадигмы входят наиболее общие философские и научные категории, принципы мыслительной деятельности, отражающие внутренние закономерности мыслительного процесса в его объективной форме; социокультурные нормы организации мыслительной деятельности, т.е. нормативные предписания, правила и принципы, обусловленные личными ценностными ориентациями субъекта или принятыми определенным научным сообществом (школой) установками и стандартами. Философия и наука представляют собой рациональное знание, а философия может рассматриваться в качестве общей теории строения науки как царства мысли.

Необходимость развития науки предъявляет качественно новые требования к системе образования, к развитию образовательных форм, концепций и технологий, т.е. инновационного образования. Образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, составляет основу генезиса новых культурных форм, в том числе и форм научной рациональности. Субъект познания, участвуя в научных изысканиях, одновременно приобретает и опыт самоконструирования. Современный подход к инновациям в науке требует от выпускников университета разнообразия и энциклопедичности знаний, всемерной гуманизации и вариативности, обретения навыков междисциплинарных научных исследований и владения различными типами рациональности. Для решения конкретных проблем и задач науки неизбежно возникает потребность в научной философии, поэтому важнейшим компонентом университетского образования должна стать философская в т.ч. эпистемологическая грамотность.

В научном познании философия выполняет онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, прогностическую, эвристическую и другие функции. Философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.), составляют «философские основания науки» и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний. Философия содержит потенциал проблемной постановки вопросов, допускающий поливариантные ответы, формирует требования логичности и последовательности, рассматривает когнитивные, этические и эстетические элементы познания. В целом ряде случаев общефилософские положения позволяют делать выбор между различными гипотезами и предположениями, выступая в роли критериев. Философия сохраняет теоретическое мышление как главное средство движения от опыта к познанию законов и формированию своих категорий. Рационалистически-систематическая философская рефлексия отвечает требованиям доказательности, обоснованности, использует дискурсивныеспособы теоретического рассуждения, логическую последовательность изложения и выводов, внутреннюю сопоставимость. Современная наука вплотную подошла к решению таких фундаментальных проблем мироздания, разработка которых требует глубокого философского осмысления, поэтому философия становится полноправной участницей процесса научного исследования, и значение такого подхода все более возрастет. 

Прогностическая функция философии в науке базируется на ее способности предсказывать общий ход развития науки и реализуется только тогда, когда сама наука начинает осознавать необходимость использования новых философских идей для решения своих конкретных проблем и задач. Философский метод в комплексе с другими методами, способен помогать в решении сложных фундаментальных теоретических проблем, «участвовать» в их предвидениях. Эвристическая функция философии предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания, т.е. для построения конкретных научных гипотез и теорий, могущих быть верифицированными. 

То, что может быть обнаружено у древних философов, только тогда ясно усматривается, когда кто-то заново это осмыслил от себя и для себя самого. В науке больше, чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и прогноза на будущее. По словам Ж. Ульмо: «Нет ничего более неверного, чем полагать, что можно заниматься наукой, оставляя в стороне вопросы философии, эпистемологии и методологии. Так отстают на целое поколение; мы видели и сейчас видим подобные весьма поучительные примеры»2. Безусловно, что философствование должно стать достоянием образованных людей, особенно преподавателей и исследователей. 

2  Ульмо Ж. Дискуссия «От многообразия к единству» // Эйнштейновский сборник, 19691970. М.: Наука, 1970. С. 242.

© Ланцев И.А., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85312. Функции фольклора 29.24 KB
  Функции фольклора в целом и отдельных его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры от типа соотношения фольклорных и условно говоря ldquo;нефольклорныхrdquo; форм и видов духовной культуры. Важнейшие общественные функции фольклора функции народной истории народной философии народной социологии.
85313. Методология и методы изучения народной художественной культуры 33.46 KB
  Виды научных исследований в области НХТ. Теоретические исследования НХК выявление сущности принципов функций закономерностей развития НХТ и т. Фольклористические исследования фиксирующие образцы НХТ выявляющие особенности жанров сказки песни театральные тексты и т. Понятие модели в педагогике возможности педагогического моделирования в разработке направлений развития объединений и организаций занимающихся НХТ.
85314. Традиционное народное жилище: структура, функции 44.65 KB
  Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилищасборноразборной сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия круглого в основания и полусферическим верхом. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток которые определяют размеры и вместимость жилища. Если северная часть считалась почётной то южное пространство примыкающая к двери самая низшая часть жилища. Таким образом круглая юрта оригинальный исторически сложившийся образец жилища идеально...
85315. Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры» 35.12 KB
  Этнология сравнительная дисциплина целью которой является описание культуры а изначально и физических обличий между народами и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов миграции и взаимодействия этносов. Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. История культуры представляется как непрерывный процесс прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.
85316. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в России 49.9 KB
  Примерно к VI веку в Византии на смену античной языческой картине мира приходит христианская в центре которой страдающий униженный раздираемый противоречиями маленький греховный человек.Бог безусловно центральный образ в новой византийской картине мира: причина бытия источник совершенства и упорядочения мироздания недостижимая цель познания. Меняются представления о космосе о времени и пространстве о ходе истории: на смену представлениям о замкнутых исторических циклах античной картины мира приходит образ телеологического...
85317. Влияние христианства на искусство России 39.75 KB
  Любимейшим чтением русских людей были жития святых называемые также агиографией. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба Феодосия Печерского Мстислава и Ольги Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений о Борисе и Глебе о Феодосии Печерском был монах Нестор один из составителей Повести Временных лет. Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII XIV вв.
85318. Художественно-эстетические аспекты народной художественной культуры 40.37 KB
  Гранина: Зачем нужно искусство речь шла о первобытном искусстве заметил что скорее всего изображения в пещерах создавались не ради самих изображений искусство ради искусства не ради того чтобы изобразить цель охоты а изображали то что боялись[301]. То есть искусство боролось уже не только со смертью но и с бесформенностью с бессодержательностью мира. Лихачева о том что искусство борется даже не с хаосом так как хаос в какойто мере форма существования мира а с хаотичностью[310]. Искусство стремится ввести восприятие в русло...
85319. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России 32.27 KB
  Естественно что преимущественно можно наблюдать разнообразие народных культур. Но вместе с тем можно говорить и о единстве нородных культур России.Соответственно люди перенимают полностью или частично у друг друга некоторые традиции обычаи и другие культурные особенности.
85320. Характеристика архаического и традиционного общества 38.79 KB
  АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО это общество выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Общество локально. Общество напоминает острова разбросанные в природном океане. Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории включающий в себя и самые ранние первобытные формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями рабо и землевладением всем тем что подпадает под емкое хотя и географически неточное определение К.