15887

Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании

Научная статья

Логика и философия

И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в

Русский

2013-06-18

119.11 KB

6 чел.

И.А. Ланцев, д. физ.-мат. н., проф.

Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого

О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кризис человека, образования и культуры составляет основное содержание эпохи, в которую вступило человечество. Выход из катастрофического состояния в существенной степени зависит от мировоззренческих установок и нравственных ориентиров общества.

Центральное место в образовательной системе занимает высшая школа, призванная быть носителем и проводником новейших научных достижений, воспроизводя через подготовку специалистов слой общества, добывающий новые знания и обучающий всех нуждающихся в знаниях  ученых, преподавателей, учителей и др. Системообразующим элементом всей образовательной системы является классический университет как эталонный центр знания, составляющий исторические корни и основу европейской и российской общественной культуры. Особое место в современном университетском образовании занимает философия как особая форма духовной культуры и базис рационального мировоззрения. 

Образование в широком смысле слова означает формирование образа (картины) мира человека, творческой способности его трансформации в процессе жизни. Научная философия на определенных предпосылках выстраивает онтологическую модель мира как теоретическую основу общенаучной картины мира, которая связывает общетеоретическое мировоззрение (философию) и конкретно-научное знание о мире, его законах. Категории философской онтологии определяют направление объяснения мира в целом и являются основой для его системной трактовки. Если мировоззрение  базовая система взглядов на мир в целом, синтезирующая традиции, нормы, установки, знания, оценки, то научная картина мира  это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Она является вариативным ядром научного мировоззрения человека. Научная картина мира обеспечивает междисциплинарный синтез знаний, способствующий восстановлению целостного образа мира как единого процесса. 

Научное знание и тип рациональности развиваются как путем приращения сведений и законов, так и скачков, ведущих к преобразованиям всей системы сложившихся научных представлений. Смена научных картин мира, коренные изменения нормативных структур исследования, философских оснований науки приводят к изменению основных типов научной рациональности, переосмыслению места и роли человекасубъекта научного познания, чему и способствует философская рефлексия, умение философствовать. От принятой картины мира человека зависит осознание им цели жизни и способов ее достижения. Каждой картине мира соответствует свой стиль мышления, парадигма мышления. В структуру парадигмы входят наиболее общие философские и научные категории, принципы мыслительной деятельности, отражающие внутренние закономерности мыслительного процесса в его объективной форме; социокультурные нормы организации мыслительной деятельности, т.е. нормативные предписания, правила и принципы, обусловленные личными ценностными ориентациями субъекта или принятыми определенным научным сообществом (школой) установками и стандартами. Философия и наука представляют собой рациональное знание, а философия может рассматриваться в качестве общей теории строения науки как царства мысли.

Необходимость развития науки предъявляет качественно новые требования к системе образования, к развитию образовательных форм, концепций и технологий, т.е. инновационного образования. Образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, составляет основу генезиса новых культурных форм, в том числе и форм научной рациональности. Субъект познания, участвуя в научных изысканиях, одновременно приобретает и опыт самоконструирования. Современный подход к инновациям в науке требует от выпускников университета разнообразия и энциклопедичности знаний, всемерной гуманизации и вариативности, обретения навыков междисциплинарных научных исследований и владения различными типами рациональности. Для решения конкретных проблем и задач науки неизбежно возникает потребность в научной философии, поэтому важнейшим компонентом университетского образования должна стать философская в т.ч. эпистемологическая грамотность.

В научном познании философия выполняет онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, прогностическую, эвристическую и другие функции. Философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.), составляют «философские основания науки» и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний. Философия содержит потенциал проблемной постановки вопросов, допускающий поливариантные ответы, формирует требования логичности и последовательности, рассматривает когнитивные, этические и эстетические элементы познания. В целом ряде случаев общефилософские положения позволяют делать выбор между различными гипотезами и предположениями, выступая в роли критериев. Философия сохраняет теоретическое мышление как главное средство движения от опыта к познанию законов и формированию своих категорий. Рационалистически-систематическая философская рефлексия отвечает требованиям доказательности, обоснованности, использует дискурсивныеспособы теоретического рассуждения, логическую последовательность изложения и выводов, внутреннюю сопоставимость. Современная наука вплотную подошла к решению таких фундаментальных проблем мироздания, разработка которых требует глубокого философского осмысления, поэтому философия становится полноправной участницей процесса научного исследования, и значение такого подхода все более возрастет. 

Прогностическая функция философии в науке базируется на ее способности предсказывать общий ход развития науки и реализуется только тогда, когда сама наука начинает осознавать необходимость использования новых философских идей для решения своих конкретных проблем и задач. Философский метод в комплексе с другими методами, способен помогать в решении сложных фундаментальных теоретических проблем, «участвовать» в их предвидениях. Эвристическая функция философии предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания, т.е. для построения конкретных научных гипотез и теорий, могущих быть верифицированными. 

То, что может быть обнаружено у древних философов, только тогда ясно усматривается, когда кто-то заново это осмыслил от себя и для себя самого. В науке больше, чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и прогноза на будущее. По словам Ж. Ульмо: «Нет ничего более неверного, чем полагать, что можно заниматься наукой, оставляя в стороне вопросы философии, эпистемологии и методологии. Так отстают на целое поколение; мы видели и сейчас видим подобные весьма поучительные примеры»2. Безусловно, что философствование должно стать достоянием образованных людей, особенно преподавателей и исследователей. 

2  Ульмо Ж. Дискуссия «От многообразия к единству» // Эйнштейновский сборник, 19691970. М.: Наука, 1970. С. 242.

© Ланцев И.А., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33862. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 15.43 KB
  В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоначалах вещей металле дереве воде огне земле; о противоположных началах инь и янь о естественном пути дао. В развитии философии Древнего Китая важное значение имел Даосизм. Даосизм философское учение основоположником которого по традиции считают Лаоцзы жившего в конце VII начале VI в до н. Главная категория философского даосизма дао путь понимается как всеобщий закон природы как первопричина всего сущего как источник...
33863. Космоцентризм 14.08 KB
  И Пифагор и Фалес и Гераклит и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала воды воздуха числа огня и т. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса стремления проникнуть через видимое в невидимое начало различения явления и сущности бытия и небытия. Начало европейской философии у истоков которой стояли греки революция в интеллектуальномировоззренческой культуре оказавшая...
33864. условное название группы древнегреческих философов действовавших как до так ипосле жизни Сократа в период . 14.21 KB
  Объединяет их то что все досократики еще не ставили вопрос оцели и назначении отдельного человека об отношении мышления и бытия обимманентной диалектике мышления и т. В своих работахпочти все досократики уделяли большое внимание природе космосу. Помимо вопроса о первоосновепочти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явленийдвижения а некоторые и проблеме познания.
33865. Философия Сократа. Индуктивный метод Сократа 14.41 KB
  Для понимания учения Сократа важны произведения Платона Пир Федон Апология Сократа. Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений.
33866. Средневековая философия 14.69 KB
  Реализм это учение согласно которому реальностью обладает только общие понятия идеи универсалии. Благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей а сущность вещей и есть общие понятия универсалии. Номинализм согласно этому учению общие понятия это только имена названия вещей они не могут существовать вне вещей. Общие понятия могут существовать только в вещах и в нашем разуме благодаря способности абстрагироваться поэтому их называют абстракциями.
33867. Философия эллинистического периода 14.19 KB
  И хотя продолжали существовать и действовать старые философские школы в том числе и основанная Платоном Академия а Аристотелем Ликей наиболее полно и рельефно новые мировоззренческие установки эллинистическиримской эпохи выразили уже новые философские школы скептицизм эпикуреизм стоицизм и неоплатонизм.
33868. Патристика 15.27 KB
  Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин 354 430 выдающийся мыслитель. Августин считал достойным познания такие объекты как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека т. Душа согласно Августину нематериальная субстанция отличная от тела а не простое свойство тела.
33869. Схоластика 13.82 KB
  Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей. Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей.
33870. Взаимоотношения с развивающимися странами 62 KB
  СССР заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах оказывал им активную материальную и военную помощь. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией 1956 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики науки и культуры. К концу 50х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.