15887

Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании

Научная статья

Логика и философия

И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в

Русский

2013-06-18

119.11 KB

6 чел.

И.А. Ланцев, д. физ.-мат. н., проф.

Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого

О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кризис человека, образования и культуры составляет основное содержание эпохи, в которую вступило человечество. Выход из катастрофического состояния в существенной степени зависит от мировоззренческих установок и нравственных ориентиров общества.

Центральное место в образовательной системе занимает высшая школа, призванная быть носителем и проводником новейших научных достижений, воспроизводя через подготовку специалистов слой общества, добывающий новые знания и обучающий всех нуждающихся в знаниях  ученых, преподавателей, учителей и др. Системообразующим элементом всей образовательной системы является классический университет как эталонный центр знания, составляющий исторические корни и основу европейской и российской общественной культуры. Особое место в современном университетском образовании занимает философия как особая форма духовной культуры и базис рационального мировоззрения. 

Образование в широком смысле слова означает формирование образа (картины) мира человека, творческой способности его трансформации в процессе жизни. Научная философия на определенных предпосылках выстраивает онтологическую модель мира как теоретическую основу общенаучной картины мира, которая связывает общетеоретическое мировоззрение (философию) и конкретно-научное знание о мире, его законах. Категории философской онтологии определяют направление объяснения мира в целом и являются основой для его системной трактовки. Если мировоззрение  базовая система взглядов на мир в целом, синтезирующая традиции, нормы, установки, знания, оценки, то научная картина мира  это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Она является вариативным ядром научного мировоззрения человека. Научная картина мира обеспечивает междисциплинарный синтез знаний, способствующий восстановлению целостного образа мира как единого процесса. 

Научное знание и тип рациональности развиваются как путем приращения сведений и законов, так и скачков, ведущих к преобразованиям всей системы сложившихся научных представлений. Смена научных картин мира, коренные изменения нормативных структур исследования, философских оснований науки приводят к изменению основных типов научной рациональности, переосмыслению места и роли человекасубъекта научного познания, чему и способствует философская рефлексия, умение философствовать. От принятой картины мира человека зависит осознание им цели жизни и способов ее достижения. Каждой картине мира соответствует свой стиль мышления, парадигма мышления. В структуру парадигмы входят наиболее общие философские и научные категории, принципы мыслительной деятельности, отражающие внутренние закономерности мыслительного процесса в его объективной форме; социокультурные нормы организации мыслительной деятельности, т.е. нормативные предписания, правила и принципы, обусловленные личными ценностными ориентациями субъекта или принятыми определенным научным сообществом (школой) установками и стандартами. Философия и наука представляют собой рациональное знание, а философия может рассматриваться в качестве общей теории строения науки как царства мысли.

Необходимость развития науки предъявляет качественно новые требования к системе образования, к развитию образовательных форм, концепций и технологий, т.е. инновационного образования. Образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, составляет основу генезиса новых культурных форм, в том числе и форм научной рациональности. Субъект познания, участвуя в научных изысканиях, одновременно приобретает и опыт самоконструирования. Современный подход к инновациям в науке требует от выпускников университета разнообразия и энциклопедичности знаний, всемерной гуманизации и вариативности, обретения навыков междисциплинарных научных исследований и владения различными типами рациональности. Для решения конкретных проблем и задач науки неизбежно возникает потребность в научной философии, поэтому важнейшим компонентом университетского образования должна стать философская в т.ч. эпистемологическая грамотность.

В научном познании философия выполняет онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, прогностическую, эвристическую и другие функции. Философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.), составляют «философские основания науки» и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний. Философия содержит потенциал проблемной постановки вопросов, допускающий поливариантные ответы, формирует требования логичности и последовательности, рассматривает когнитивные, этические и эстетические элементы познания. В целом ряде случаев общефилософские положения позволяют делать выбор между различными гипотезами и предположениями, выступая в роли критериев. Философия сохраняет теоретическое мышление как главное средство движения от опыта к познанию законов и формированию своих категорий. Рационалистически-систематическая философская рефлексия отвечает требованиям доказательности, обоснованности, использует дискурсивныеспособы теоретического рассуждения, логическую последовательность изложения и выводов, внутреннюю сопоставимость. Современная наука вплотную подошла к решению таких фундаментальных проблем мироздания, разработка которых требует глубокого философского осмысления, поэтому философия становится полноправной участницей процесса научного исследования, и значение такого подхода все более возрастет. 

Прогностическая функция философии в науке базируется на ее способности предсказывать общий ход развития науки и реализуется только тогда, когда сама наука начинает осознавать необходимость использования новых философских идей для решения своих конкретных проблем и задач. Философский метод в комплексе с другими методами, способен помогать в решении сложных фундаментальных теоретических проблем, «участвовать» в их предвидениях. Эвристическая функция философии предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания, т.е. для построения конкретных научных гипотез и теорий, могущих быть верифицированными. 

То, что может быть обнаружено у древних философов, только тогда ясно усматривается, когда кто-то заново это осмыслил от себя и для себя самого. В науке больше, чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и прогноза на будущее. По словам Ж. Ульмо: «Нет ничего более неверного, чем полагать, что можно заниматься наукой, оставляя в стороне вопросы философии, эпистемологии и методологии. Так отстают на целое поколение; мы видели и сейчас видим подобные весьма поучительные примеры»2. Безусловно, что философствование должно стать достоянием образованных людей, особенно преподавателей и исследователей. 

2  Ульмо Ж. Дискуссия «От многообразия к единству» // Эйнштейновский сборник, 19691970. М.: Наука, 1970. С. 242.

© Ланцев И.А., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48619. Господарський землеустрій 406.5 KB
  Внутрішньогосподарський землеустрій сільськогосподарського підприємства проводять з метою створення організаційних умов для ефективного використання землі, одержання високих сталих врожаїв, утворення надійної кормової бази для розвитку тваринництва, раціонального використання сільськогосподарських машин, боротьби з ерозією ґрунтів та впливом суховій.
48621. Система регулирования подачи воздуха в топку 344.5 KB
  Определение оптимальных значений параметров настройки регулятора. Выбор типового промышленного регулятора. Данный курсовой проект посвящен синтезу локальной системы регулирования технологического параметра объекта включающему в себя выбор необходимого закона регулирования регулятора и разработку системы в целом на базе приборов ГСП. На вход регулятора воздуха поступают сигнал от задатчика 3 содержания кислорода в уходящих топочных газах сигнал измерителя содержания кислорода в топочных газах и дополнительный корректирующий сигнал по...
48623. Пристрій для зсуву коду на два розряди вліво з паралельним введенням/виведенням та контролем за непарністю у процесі передачі даних 1.39 MB
  ТИПОВІ ВУЗЛИ ЩО ВИКОРИСТОВУЮТЬСЯ ДЛЯ СТВОРЕННЯ РОЗРЯДНОГО РЕГІСТРА. Зчитування інформації Логічні мікрооперації в регістрах. ТИПОВІ ВУЗЛИ ЩО ВИКОРИСТОВУЮТЬСЯ ДЛЯ СТВОРЕННЯ РОЗРЯДНОГО РЕГІСТРА. Логічна функція регістра позначається буквами RG register.
48624. Переоборудование старой аналоговой сети связи Казахстана в цифровую взаимоувязанную сеть связи на основе технологии SDH 1.65 MB
  В настоящее время по всему миру поставщики услуг связи прокладывают за год десятки тысяч километров волоконно-оптических кабелей под землей, по дну океана, рек, на ЛЭП, в тоннелях и коллекторах. Множество компаний, в том числе крупнейшие...
48626. Практикум з дисципліни Цивільний захист 1.22 MB
  Засоби індивідуального захисту органів дихання. Основні визначення при прогнозуванні і оцінці хімічної обстановки. Оцінка хімічної обстановки з допомого приладів хімічної розвідки. Основні визначення радіаційної обстановки І норм радіаційної безпеки. Оцінка радіаційної обстановки за допомогою приладів радіаційної розвідки і дозиметричного контролю