15891

Механизмы интерпретации классического текста в «Чайке» Б. Акунина

Научная статья

Литература и библиотековедение

Механизмы интерпретации классического текста в Чайке Б. Акунина Н. А. Кузьмина Омский государственный университет Интерпретация вторичный текст римейк прототекст Summary. The article deals with the specific genre of postmodernistic fiction remake and peculiarities of interpretation classic literary prototexts. Аксиомой...

Русский

2013-06-18

44.5 KB

8 чел.

Механизмы интерпретации классического текста в «Чайке» Б. Акунина

Н. А. Кузьмина

Омский государственный университет

Интерпретация, вторичный текст, римейк, прототекст

Summary. The article deals with the specific genre of postmodernistic fiction – remake – and peculiarities of interpretation classic literary

proto-texts.

Аксиомой современной лингвистики можно назвать

мысль о том, что ключевая фигура при восприятии художе-

ственного произведения есть читатель, «интерпретатор» и

что возникновение смысла текста есть его «самопорожде-

ние» в результате взаимодействия субъекта и текста. У. Эко

считает, что искусство «было и остается «повторяющимся».

Процедуры повторения одного и того типа могут породить

совершенство или банальность». 

В своей работе «Иннова-

ция и повторение» он выделяет главные типы повторений:

ретейк, римейк, интертекстуальность, серия и сага. Оста-

новимся подробнее на сути римейка как жанра массовой ли-

тературы. Римейк – это прием художественной деконструк-

ции известных классических текстов, которые автор по-но-

вому воссоздает, переосмысливает, развивает или обыгры-

вает на уровне жанра, сюжета, идеи, проблематики, героев,

символов etc. Таким образом, римейк существует не сам по

себе, а в неразрывной связи с прототекстом, и в этом его

принципиальное отличие от произведений элитарной

культуры, использующих известные прототексты.

Жанровые поиски современной массовой литературы ока-

зались в значительной степенисвязанными с игровым ис-

пользованием классического наследия. Литература обнару-

живает склонность к созданию вторичных произведений

(дайджестов, римейков, адаптированных пересказов, тек-

стов-продолжений), нередко отсылающих к классическим

образцам (ср. «Идиот» Федора Михайлова, «Отцы и дети»

Ивана Сергеева, «Анна Каренина» Льва Николаева).

«Чайка» Бориса Акунина – один из самых известных

современных римейков, породивший – в свою очередь –

множество вторичных текстов (теоретических и критиче-

ских статей и даже сценическую реинтерпретацию – спек-

такль театра «Школа современной пьесы» И. Райхельгауза).

Перед читателем не просто вариация на тему Чехова, а

новая интерпретация в свете постмодернистской культуры.

Можно обнаружить следующие структурные изменения

классического прототекста: переписано и исправлено чет-

вертое действие чеховской «Чайки», которое становится

первым действием пьесы Б. Акунина, и написано второе

действие. Сюжетные изменения: в убийстве Треплева подо-

зреваются все присутствующие в доме, и каждый поочеред-

но обвиняется в оном. Загадка самоубийства Треплева

превращается в разгадку убийства. В качестве «следовате-

ля» предлагает себя доктор Дорн, который с помощью де-

дуктивного метода начинает вычислять виновного. В рас-

следовании Дорна все персонажи один за другим становятся

потенциальными убийцами. В последнем эпизоде Тригорин,

принимая на себя роль следователя, доказывает, что убий-

цей может быть сам Дорн.

Мы полагаем, что в основе трансформации классического

прототекста лежат лингвистические механизмы интерпрета-

ции, которые становятся текстосозидающими приемами со-

здания римейка. Первый из них можно назвать механизмом

редукции (сюжетной, смысловой, психологической).

Если чеховская «Чайка» – полифоническое произведение,

в котором могут быть с равной степенью вероятности «вы-

читаны» различные потенциальные смыслы, то у Акунина

из всего многообразия извлечены лишь детективные детали.

Если у Чехова многое в обрисовке ситуаций и характеров

намечено, но недоговорено, а герои живут в сфере потенци-

ального, они — «сбор вероятностей» (П. Вайль, А. Генис),

поиск их собственного «Я» не закончен, то у Б. Акунина

персонажи превращены в своего рода функции с одной до-

минирующей чертой характера и представляют собой рету-

шированные портретные зарисовки (М. Костова-Панайото-

ва). «Автор делает установку на восприятие лишь поверх-

ностного смысла, иной при трансформации просто уничто-

жается» (В. Д. Черняк, М. А. Черняк).

Механизм развертывания (смыслового достраивания,

экспликации) заключается в раскрытии определенного

смысла, потенциально заложенного в тексте-источнике, или

сюжетной линии, не развернутой окончательно, а только на-

меченной автором текста-источника, или идеи, введенной

интерпретатором как противоположность идеи автора тек-

ста-источника. Его разновидностью можно считать меха-

318

низм «разыгрывания» слова, или «драматизации» (В. В.

Васильева), суть которого – во внутреннем видении интер-

претируемого текста как разворачивающегося действия. Ин-

терпретатор может включать в свой текст описание деталей,

признаков объектов, представленных в базовом тексте в об-

щем виде, либо сообщать о конкретных физических дей-

ствиях, не имеющих места в ситуации, описанной первич-

ным текстом.

Следующий механизм – механизм монтажа. Если обра-

титься к композиции пьесы Акунина, то можно заметить,

что все восемь «дублей» предлагают разные «интерпрета-

ции» одного события. Таким образом Акунин играет с мод-

ной ныне теорией многовариантности – «сада расходящихся

тропок», множества «возможных миров».. Все версии рав-

новероятны. Отсутствие финала делает все происходившее

еще более абсурдным. Говоря об абсурде, мы должны заме-

тить, что здесь современный писатель не выходит за рамки

чеховской поэтики, продолжая мысль классика об абсурде

человеческого бытия. Если мы обратимся к некоторым ху-

дожественным особенностям драматургии Чехова, то уви-

дим, как они зеркально отражены в акунинском римейке.

Пьесы Чехова, как отмечалось, строятся по принципу

«монтажного мышления», фиксирующего дискретность бы-

тия – Акунин вносит дополнительные смыслы: жизненные

эта-пы человека – это повторяющиеся до мельчайших дета-

лей события и однообразные копии-клоны. Таким образом,

слово «дубль» в тексте Акунина эксплицирует представле-

ние Чехова о жизни как о череде разрозненных, несвязных

эпизодов.

Механизм утрирования строится на преувеличениях в

обрисовке характеров, намеренных повторах, количествен-

ном сгущении признаков. Задача данного механизма, по на-

шим наблюдениям, заключается в осуществлении общей иг-

ровой, пародийной, иронической установки. Кстати сказать,

в критике говорилось, что некоторые драматургические

приемы Чехова, использованные в «Чайке», восходят к во-

девилю. Игровую установку реализует также механизм мо-

дификации – актуализации несходства в сходном, заостре-

ния различного до противоположного.

Наконец, механизм стилизации / осовременивания со-

здает ощущение со-противопоставленности оригинала и

вторичного текста, «игры с Текстом» и «игры в Текст», де-

монстративное «обнажение приема».

Таким образом, мы полагаем, что любая интерпретация –

это извлечение потенциальных смыслов, заложенных в ба-

зовом тексте. Возвращаясь к непосредственно анализируе-

мому тексту, можно сказать, что Б. Акунин в «Чайке» обы-

грал сам феномен интерпретации, предложив нам современ-

ную ироническую рефлексию на темы Чехова. Перед нами

не пародия на Чехова, а пародия на примитивное чеховeде-

ние, на эпигонов и подражателей, на систему школьных

стереотипов. Это тот самый прием «остранения», о котором

писал В. Б. Шкловский в начале теперь уже прошлого, XX,

века и который с успехом применяют современные писате-

ли (Д. А. Пригов, Т. Кибиров). Тогда, как это ни парадок-

сально звучит, сам факт существования «римейков» есть, в

сущности, такая же форма сопротивления хаосу, как и ин-

теллектуальная, постмодернистская литература.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85089. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего человечества 41.73 KB
  Что позволит сберечь его здоровье. Многие люди считают что здоровье гражданина дело сугубо личное. Отвечая на вопросы постарайтесь использовать свой жизненный опыт Как вы понимаете термин здоровье человека Есть ли какиелибо объективные показатели здоровья Если есть назовите их. Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни А с точки зрения общества Из чего складывается здоровье человека Есть ли какието показатели здоровья помимо физических Что такое общественное здоровье Как оно связано с личным здоровьем...
85090. Инфекционные заболевания, их классификация 53.65 KB
  Инфекционные болезни человека одно из проявлений такого загрязнения. Инфекция от средневекового латинского слова infectio заражение внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов сопровождающееся комплексом реактивных процессов; завершается инфекционным заболеванием бактерионосительством или гибелью микробов. Инфекционные болезни заболевания вызываемые болезнетворными микроорганизмами которые передаются от зараженного человека здоровому. Способность некоторых возбудителей длительное...
85091. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ 39.74 KB
  Здоровый образ жизни понятия и определения составляющие ЗОЖ. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни роли питания как составляющей здорового образа жизни. Противостоять им может только одно средство здоровый образ жизни. Что такое здоровый образ жизни Из каких составляющих он состоит Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание Что вы понимаете под правильным питанием Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов Попробуйте сформулировать понятие...
85092. Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность человека 37.05 KB
  Влияние биоритмов на работоспособность человека. Ответьте на вопросы: Что такое здоровый образ жизни Какую роль он играет в жизни человека От каких факторов он зависит Какие составляющие он в себя включает На что он направлен Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание В чем заключается здоровое питание Что такое культура питания К соблюдению каких правил она сводится Назовите основные правила здорового питания. Усталость особенно сильно влияет на человека если его повседневный ритм жизни не удобен для его...
85093. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе 47.5 KB
  Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Изучить порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе. Согласно Федеральному закону О воинской обязанности и военной службе военная служба подразделяется на военную службу по призыву по контракту и военную службу в запасе. Военнослужащий запаса тот же гражданский человек так же работает занимается бизнесом получает от этого доход который дает ему средства к существованию на него не распространяется действие общевоинских уставов над ним нет командиров он не может...
85094. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — закон воинской жизни 43.44 KB
  Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации закон воинской жизни. Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. О воин службою живущий Читай устав на сон грядущий И утром ото сна восстав Читай внимательно устав Конечно это типичный образец армейской сатиры но зерно истины в нем есть.
85095. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России 42.76 KB
  Изучить условия и порядок приведения военнослужащим к военной присяге. Студенты обучающиеся на военной кафедре университета проходят военные сборы в одной из воинских частей. Их он получает только после принятия военной присяги. В армии обычаев которые бы так четко разделяли солдат не принявших военной присяги от тех кто ее принял нет.
85096. Прохождение военной службы по контракту 44.58 KB
  Прохождение военной службы по контракту Цель: изучить порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения. В этих условиях количество военнослужащий по контракту в армии и на флоте должно возрасти в несколько раз а самое главное должно существенно повыситься их качество уровень образования состояние здоровья социальный статус до поступления на военную службу. Что такое служба по контракту Чем служба по контракту отличается от службы по призыву Кто может поступить на службу по контракту Происходит ли отбор граждан...
85097. Права и ответственность военнослужащих 42.27 KB
  Права и ответственность военнослужащих. Изучить обязанности военнослужащих и ее виды юридическую ответственность военнослужащих. С правами и свободами военнослужащих и особенностями их реализации в Российской Федерации мы уже познакомились. Сегодня мы изучим остальные составляющие правового статуса военнослужащих их обязанности и ответственность.