160

Теория естествознания

Тест

Естествознание и природоведение

Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследования естественных наук. Взаимосогласованное расположение частей объекта, образующее сбалансированную форму. При самоорганизации поведение самых отдаленных друг от друга областей системы становится согласованным.

Русский

2012-11-14

164.5 KB

105 чел.

1). ТЕСТЫ

Вопросы для самопроверки знаний

I. Тест тренировочный

1. Дисциплина: Концепции современного естествознания

2. Количество заданий в наборе: 132

3. Форма заданий: закрытая

4. Уровень сложности заданий: средний

5. Среднее время выполнения одного задания: 4 минуты

6. Шкала и правила оценки: за правильный ответ на задание начисляется 1 балл

Раздел 1. Научный метод

Тема 1.1. Естествознание в культуре

1101. Как следует понимать утверждение: «естественнонаучное знание объективно»?

А) Оно не зависит от личности исследователя.

Б) Естествознание изучает объекты, а гуманитарные науки — субъектов.

В) Естественнонаучное знание является точным.

Г) Естествоиспытателя интересует знание, а гуманитария — только мнение.

1102. Выберите правильное утверждение:

А) Знание истории предмета естественнонаучного исследования мешает изучать его объективно.

Б) Гуманитарное познание предмета не требует знания его истории.

В) Естественнонаучное знание о предмете невозможно без исследования его истории.

Г) Гуманитарное знание не существует без знания истории предмета.

1103. Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследования естественных наук потому что:

А) Естествоиспытатели сознательно берут пример с гуманитариев.

Б) Гуманитарный метод познания оказался эффективнее естественнонаучного.

В) Логика естественнонаучного познания ведет от исследования простых объектов к исследованию сложных, а любой сложный объект уникален.

Г) Исследования уникальных объектов имеют большее практическое значение.

1104. Выберите правильное утверждение

А) Законам и явлениям природы, непосредственно затрагивающим интересы человека, можно давать морально-этическую оценку.

Б) Установленные законы природы не имеют морально-этической ценности.

В) Историк обязан давать морально-этическую оценку прошлых событий.

Г) Историк обязан полностью воздерживаться от морально-этической оценки прошлых событий.

1105. Выберите правильное утверждение

А) Языком естествознания являются, в основном, термины, числа и формулы.

Б) Как естественнонаучное, так и гуманитарное знание должно выражаться на языке математики.

В) Языком гуманитарных наук являются образы, эпитеты и математические соотношения.

Г) Гуманитарное знание, как и естественнонаучное, выражается точными терминами.

1107. Какую роль играют эстетические факторы в научном познании?

А) Из всех возможных теорий всегда предпочитают самую красивую.

Б) Из всех теорий, согласующихся с известными экспериментальными данными, предпочтение обычно отдается наиболее стройной и красивой.

В) Все крупные открытия совершались людьми с выдающимися художественными способностями.

Г) По-настоящему глубоко мир можно понять только художественными средствами.

Тема 1.2. Научный метод

1201. С чего начинается научное познание?

А) С проведения эксперимента.

Б) С выдвижения какой-нибудь гипотезы.

В) С наблюдения природных явлений.

Г) С изучения литературы.

1202. Что из перечисленного ниже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ формой научного знания?

А) Наблюдательный факт.

Б) Эмпирическое обобщение.

В) Эксперимент.

Г) Теория.

1203. Какое качество НЕ СВОЙСТВЕННО научным гипотезам?

А) Проверяемость.

Б) Неопровержимость.

В) Общность.

Г) Логическая непротиворечивость.

1204. Откуда берутся аксиомы и постулаты научной теории?

А) Ученые придумывают их произвольно и смотрят, что из этого выйдет.

Б) Выводятся с помощью логических рассуждений.

В) Формулируются на основе обобщения эмпирического опыта.

Г) Извлекаются из подсознания с помощью интуиции

1206. Что НЕ является отличительной чертой научного метода?

А) Опора только на такие данные, которые поддаются объективной проверке.

Б) Вера в познаваемость мира человеческим разумом.

В) Принцип подчинения меньшинства мнению большинства.

Г) Критический подход к любому утверждению, теории или гипотезе.

1207. В чем состоит принцип соответствия?

А) Форма теории должна соответствовать ее содержанию.

Б) Научная теория должна соответствовать определенным критериям.

В) В пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты.

Г) Между структурами старой и новой теорий всегда имеет место взаимно однозначное соответствие (изоморфизм).

Тема 1.3. Псевдонаука

1301. Что такое псевдонаука?

А) Астрология, алхимия и другие пережитки прошлого.

Б) Деятельность, которая, представляясь научной, не является таковой по своему содержанию, методам или результатам.

В) Ложные и ошибочные гипотезы, отвергнутые при дальнейшем развитии науки.

Г) Результаты деятельности верующих ученых.

1302. Астрология — псевдонаука, потому что:

А) Астрологи берут плату за свои услуги.

Б) Не включена в государственную номенклатуру научных специальностей.

В) При статистической проверке сбываемость астрологических прогнозов оказывается слишком низкой.

Г) Прошло слишком мало времени со времени ее выделения в самостоятельную дисциплину.

1303. Уфология — псевдонаука, потому что:

А) Некритически оценивает свои исходные данные.

Б) Не включена в государственную номенклатуру научных специальностей.

В) Признанию ее наукой препятствуют инопланетяне, которых она изучает.

Г) Прошло слишком мало времени со времени ее выделения в самостоятельную дисциплину.

1304. Что НЕ является характерным признаком псевдонауки?

А) Замена общих законов сценариями и рассказами о частных случаях.

Б) Нарушение этических норм при получении и распространении знаний.

В) Внимательный анализ возражений против выдвинутой теории.

Г) Распространение своих взглядов через газеты, телевидение, радио.

1305. Почему псевдонауки пользуются популярностью и в наше время?

А) Потому что открывают те законы природы, которые не под силу открыть обычной консервативной науке.

Б) Потому что основаны на древних истинных знаниях, которые были забыты и сейчас с трудом восстанавливаются.

В) Потому что они активно пропагандируются враждебными нашей стране организациями с целью одурманивания населения.

Г) Потому что удовлетворяют потребности людей, не связанные с необходимостью точных, достоверных знаний.

1306. Что является характерным признаком псевдонауки?

А) Однозначность и проверяемость выводов.

Б) Универсальность устанавливаемых законов.

В) Распространение своих взглядов через средства массовой информации.

Г) Внимательный анализ возражений против выдвинутой теории.

Раздел 2. История развития естествознания

Тема 2.1. Античная натурфилософия

2101. В чем заключался основной вклад древних греков в развитие знаний о природе?

А) Они первыми приступили к систематическому наблюдению природных явлений.

Б) Они первыми стали подмечать закономерности, повторяемости в природных явлениях.

В) Они первыми освоили теоретический способ мышления, основанный на абстрактных понятиях.

Г) Они первыми стали проводить целенаправленные эксперименты.

2102. Фалес Милетский вошел в историю науки благодаря тому, что он:

А) Первым стал проводить эксперименты для проверки теоретических выводов.

Б) Первым стал доказывать общие теоремы.

В) Основал философскую школу Ликей.

Г) Построил первую аксиоматически-дедуктивную теорию.

2103. НЕВЕРНО, что Пифагор и его ученики:

А) Полагали числа первичными по отношению к материальным объектам.

Б) Интересовались только вопросами математики.

В) Первыми в Греции научились распознавать «блуждающие звезды», то есть планеты.

Г) Создали первую математическую теорию музыки.

2104. Теоремы Парменида об общих свойствах бытия оказались неверными, потому что:

А) Опирались на логически ошибочные умозаключения.

Б) Опирались на постулаты, не соответствующие реальности.

В) Опирались на реакционные идеалистические взгляды.

Г) В реальном мире всякая теорема выполняется лишь приближенно.

2106. Какое утверждение согласуется со взглядами Аристотеля?

А) Любое действие вызывает равное по величине противодействие.

Б) Материальные тела перемещаются в пустоте.

В) Пространство однородно и изотропно.

Г) Пространство и время не существуют независимо от материи.

2107. Все древнегреческие атомисты считали, что:

А) В мире не существует пустоты.

Б) Все атомы имеют одинаковую форму, но разные размеры.

В) Движение атомов подчинено строгим и однозначным законам.

Г) Все явления природы сводятся к перемещениям атомов.

Тема 2.2. Становление классического естествознания

2201. Схоласты считали, что:

А) Истинное знание открывается только через веру, и разум тут лишь помеха.

Б) Источник знания лежит в божественном откровении, а задача исследователя — логически развивать положения Библии.

В) Источником истинного знания являются интуитивно ясные положения, а задача исследователя — делать из них логические выводы.

Г) Человеческий разум убог и бессилен, а потому мир следует познавать чисто эмпирическим путем, методом проб и ошибок.

2202. Научный метод познания окончательно сформировался:

А) В XIII веке, благодаря усилиям Френсиса Бэкона.

Б) На рубеже XVI—XVII веков, благодаря усилиям Рене Декарта и Роджера Бэкона.

В) В XVII веке, благодаря усилиям Ф. Бэкона, У. Гарвея, Г. Галилея и И. Ньютона.

Г) В XIX веке, благодаря усилиям Дж. Максвелла и Ч. Дарвина.

2203. Что нового внесли в метод познания Ф. Бэкон, Галилей, Гарвей?

А) Аксиоматически-дедуктивное построение теории.

Б) Использование специальных измерительных приборов.

В) Перенос акцента с вопроса «как происходит это явление?» на вопрос «почему оно происходит?»

Г) Опору теоретических построений на экспериментальные данные и их систематическую проверку экспериментом.

2204. Когда возникла наука в том смысле, который вкладывается сейчас в это слово?

А) В Древней Греции.

Б) В эпоху Возрождения.

В) В Новое время (XVII—XVIII вв.).

Г) В XX в.

2205. Что из нижеперечисленного НЕ относится к основаниям классической механики?

А) Математический анализ.

Б) Теория вероятностей.

В) Законы динамики Ньютона.

Г) Закон всемирного тяготения.

2206. Что из нижеперечисленного НЕ принадлежит Исааку Ньютону?

А) Формулировка законов динамики.

Б) Открытие закона всемирного тяготения.

В) Создание математического анализа.

Г) Изобретение телескопа.

Тема 2.3. Механическая и электромагнитная картины мира

2301. В механической картине мира считалось, что:

А) Пространственные и временные промежутки относительны.

Б) Материя существует в форме вещества, состоящего из корпускул (атомов).

В) Взаимодействие тел происходит только при их соприкосновении друг с другом.

Г) Зная причину, можно рассчитать лишь вероятность того или иного следствия из нее.

2302. В механической картине мира считалось, что:

А) Материя существует в форме четырех стихий, вечных и неизменных.

Б) Пространство и время неоднородны.

В) Пространство и время есть система отношений между материальными телами.

Г) Пространство и время — самостоятельные сущности, независимые от материальных тел.

2304. В механической картине мира считалось, что:

А) Движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет.

Б) Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

В) Движение со сверхсветовыми скоростями невозможно.

Г) Существуют качественно различающиеся формы движения материи.

2305. Какое из утверждений справедливо и в электромагнитной картине мира, и в  механической:

А) Движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет.

Б) Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

В) Движение со сверхсветовыми скоростями невозможно.

Г) Зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия.

2306. Какое из утверждений НЕСПРАВЕДЛИВО ни в электромагнитной картине мира, ни в  механической:

А) Движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет.

Б) Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

В) Движение со сверхсветовыми скоростями невозможно.

Г) Существуют качественно различающиеся формы движения материи.

2307. Какое утверждение справедливо в механической картине мира, но НЕСПРАВЕДЛИВО в электромагнитной?

А) Движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет.

Б) Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

В) Зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия.

Г) Существуют качественно различающиеся формы движения материи.

Раздел 3. Симметрия природы

Тема 3.1. Виды симметрии. Простейшие симметрии пространства и времени

3101.Что понимается под симметрией в естествознании?

А) Взаимосогласованное расположение частей объекта, образующее сбалансированную форму.

Б) Инвариантность объектов относительно того или иного геометрического преобразования.

В) Инвариантность объектов или их свойств относительно того или иного преобразования.

Г) Соразмерность, пропорциональность строения объекта.

3102.Какой из нижеперечисленных типов симметрии особенно важен для исследования процессов эволюционного развития:

А) Пространственные симметрии.

Б) Калибровочные симметрии.

В) Динамические симметрии.

Г) Нарушенные симметрии.

3103. Однородность — это:

А) Одинаковость свойств во всех точках.

Б) Одинаковость свойств во всех направлениях.

В) Неизменяемость свойств с течением времени.

Г) Неизменяемость взглядов несмотря ни на какие возражения.

3104. Изотропность — это:

А) Одинаковость свойств во всех точках.

Б) Одинаковость свойств во всех направлениях.

В) Неизменяемость свойств с течением времени.

Г) Неизменяемость взглядов несмотря ни на какие возражения.

3106. Выберите неправильное утверждение:

А) Закон сохранения энергии вытекает из изотропности времени.

Б) Закон возрастания энтропии вытекает из неизотропности времени.

В) Закон сохранения импульса вытекает из изотропности пространства.

Г) Закон сохранения импульса вытекает из однородности времени.

3107. По мере эволюционного развития симметрия строения и свойств развивающейся системы:

А) Понижается.

Б) Сохраняется постоянной.

В) Повышается.

Г) Однозначной связи нет.

Тема 3.2. Симметрии пространства и времени (релятивистские симметрии) — 1.

3201. В чем заключается принцип относительности?

А) Значения всех физических величин относительны, зависят от выбора системы отсчета.

Б) Результаты измерений любой физической величины не зависят от того, относительно какой системы отсчета они выполнялись.

В) Все системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.

Г) Все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.

3202.В чем смысл результатов эксперимента Майкельсона-Морли?

А) Никакие наблюдаемые свойства света не зависят от состояния движения наблюдателя.

Б) Наблюдаемая скорость света не зависит от состояния движения наблюдателя.

В) Наблюдаемая длина волны света не зависит от состояния движения наблюдателя.

Г) Ни для какого наблюдателя скорость света не может превысить 300 000 км/с.

3203.Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Одновременность событий относительна.

Б) Расстояния относительны.

В) Промежутки времени относительны.

Г) Причинно-следственные связи относительны.

3204.Укажите величину, инвариантную относительно выбора системы отсчета:

А) Расстояние между точками, в которых произошли два события.

Б) Промежуток времени между двумя событиями.

В) Интервал между двумя событиями.

Г) Все три вышеприведенных ответа неверны.

3205. В чем заключается принцип причинности?

А) Любое событие всегда имеет причину.

Б) Причина всегда предшествует следствию.

В) Следствие из причины всегда вытекает однозначно.

Г) Причиной изменения скорости тела является действующая на него сила.

3207.Предсказания  теории относительности существенно ОТЛИЧАЮТСЯ от предсказаний классической механики:

А) при скоростях движения, существенно меньших скорости света.

Б) при скоростях движения, существенно больших скорости света.

В) при скоростях движения, сравнимых со скоростью света.

Г) когда нельзя пренебречь квантовыми эффектами.

Тема 3.3. Симметрии пространства и времени (релятивистские симметрии) — 2.

3301. Принцип эквивалентности утверждает, что:

А) Ускоренное движение неотличимо никакими измерениями от покоя в гравитационном поле.

Б) Масса и энергия физически полностью эквивалентны.

В) Все инерциальные системы отсчета физически полностью эквивалентны, среди них нет выделенной или предпочтительной.

Г) Пространство и время физически эквивалентны и образуют единое пространствовремя.

3303.В чем заключается смысл уравнений Эйнштейна, лежащих в основе общей теории относительности?

А) Они позволяют утверждать, что геометрия нашего мира евклидова.

Б) В том, что покой в гравитационном поле неотличим от ускоренного движения.

В) В том, что геометрия пространства-времени не зависят от выбора системы отсчета.

Г) В том, что геометрия пространства-времени определяется распределением и движением материальных тел.

3304.Предсказания  теории относительности существенно ОТЛИЧАЮТСЯ от предсказаний классической механики:

А) При скоростях движения, близких к скорости света.

Б) Для микроскопических частиц.

В) В слабых гравитационных полях.

Г) Когда нельзя пренебречь квантовыми эффектами.

3305.Специальной  теории относительности недостаточно и приходится пользоваться общей теорией относительности:

А) При скоростях движения, близких к скорости света.

Б) При скоростях движения, малых по сравнению со скоростью света.

В) В сильных гравитационных полях.

Г) Когда нельзя пренебречь квантовыми эффектами.

3306. Что из перечисленного НЕ ЯВЛЯЕТСЯ экспериментальным доказательством общей  теории относительности?

А) Отрицательный результат опыта Майкельсона-Морли.

Б) Искривление световых лучей вблизи Солнца.

В) Медленное вращение планетных орбит.

Г) Замедление времени в гравитационном поле.

3307. Общая теория относительности:

А) Это чисто математическая теория и не может быть проверена экспериментально.

Б) Имеет экспериментальные и наблюдательные подтверждения.

В) До сих пор не имеет экспериментальных подтверждений.

Г) В настоящее время опровергнута экспериментом и наблюдениями.

Раздел 4. Фундаментальная структура и свойства материи

Тема 4.1. Структура материи. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фундаментальные взаимодействия

4101. Какая концепция возобладала в современном естествознании — атомистическая или континуальная?

А) Атомистическая.

Б) Континуальная.

В) Обе концепции оказались необходимыми и взаимодополняющими.

Г) Обе концепции оказались неверными.

4102. Какой свет обладает большей длиной волны — красный или синий?

А) Красный

Б) Синий

В) Поскольку свет представляет собой поток частиц–фотонов, о его длине волны говорить бессмысленно.

Г) Это зависит от выбора системы отсчета.

4103. Выберите правильное утверждение:

А) Поле — это взаимодействие между телами, состоящими из вещества.

Б) Поле — это материальный объект, переносящий взаимодействие.

В) Красный свет — это электромагнитная волна, а синий — поток световых квантов-фотонов.

Г) Представление о полях введено псевдоучеными и не имеет объективного подтверждения.

4104. Укажите верное утверждение

А) Поле — это одна из форм вещества.

Б) Вещество — это одна из форм поля

В) Вещество материально, поле нематериально.

Г) И поле, и вещество материальны.

4105. Укажите правильное утверждение:

А) В настоящее время известно 12 типов фундаментальных взаимодействий.

Б) В настоящее время известно 3 типа фундаментальных взаимодействий.

В) Современные представления о взаимодействии основаны на концепции близкодействия.

Г) Современные представления о взаимодействии основаны на концепции дальнодействия.

4107. Укажите правильное утверждение:

А) Физический вакуум — это абсолютная пустота, отсутствие материи.

Б) Физический вакуум — это форма поля, переносящая взаимодействия.

В) Физический вакуум — это форма вещества, состоящего из виртуальных частиц.

Г) Физический вакуум — это одна из форм материи.

Тема 4.2. Несостоятельность механического детерминизма.

Основы квантовой механики

4201.В чем заключается концепция механического детерминизма?

А) Будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики.

Б) Для точного предсказания будущего с помощью законов механики необходимо знать все прошлое Вселенной.

В) Все следствия, к которым может привести данная причина, должны согласовываться с законами механики.

Г) В том, что механика не учитывает флуктуаций, связанных с тепловым движением молекул.

4202.В молекулярно-кинетической теории помимо законов механики используется теория вероятностей потому, что:

А) Поведение больших коллективов молекул в принципе не может быть описано только законами механики.

Б) Описание больших коллективов молекул методами механики требует слишком больших объемов вычислений.

В) В больших коллективах молекулы ведут себя уже не как частицы, а как волны.

Г) Молекулы — микроскопические частицы и их поведение подчиняется только законам квантовой механики.

4204.Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Состояние физической системы — это набор данных, необходимых для предсказания дальнейшей эволюции системы.

Б) Состояние частицы в классической механике задается вероятностью того, что она имеет заданные скорость и координату.

В) Состояние системы в молекулярно-кинетической теории задается вероятностью того, что молекула имеет заданную скорость и координату.

Г) Состояние частицы в квантовой механике задается волновой функцией, позволяющей рассчитать лишь вероятности тех или иных значений координат и скорости частицы.

4205.Концепция механического детерминизма оказалась несостоятельной потому, что:

А) Классическая механика оказалась полностью ошибочной теорией.

Б) Классическая механика справедлива лишь при малых скоростях.

В) Она основана на предположении, что механическое начальное состояние может быть точно известно, а это не так.

Г) Эта концепция требует знания координат и скоростей всех частиц во Вселенной, что на практике неосуществимо.

4206.Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Положение частицы невозможно измерить абсолютно точно.

Б) Положение частицы невозможно измерить абсолютно точно, не сделав совершенно неопределенной ее скорость.

В) Абсолютно точное измерение энергии требует бесконечного времени.

Г) Абсолютно точное измерение времени требует бесконечно большой энергии.

4207. Значение принципа дополнительности заключается в том, что он:

А) Позволяет согласовывать противоречивые результаты экспериментов.

Б) Указывает на неотделимость свойств предмета исследования от действий исследователя.

В) После измерения одних характеристик объекта делает невозможным измерение других.

Г) Подчеркивает принадлежность человека к миру животных.

Тема 4.3. Соотношение динамических и статистических теорий

4301. Что НЕ МОЖЕТ служить причиной флуктуаций?

А) Тепловое движение молекул.

Б) Ограниченность скорости света.

В) Нулевые колебания полей в физическом вакууме.

Г) Влияние неучитываемых факторов.

4303.Почему невозможен точный прогноз погоды?

А) Потому, что атмосфера — сложная система, и мощности компьютеров пока не хватает, чтобы рассчитать ее поведение точно.

Б) Потому, что атмосфера обладает хаотической динамикой, и последствия даже небольших ошибок в определении метеоданных быстро нарастают.

В) Потому, что погоду определяют непредсказуемые космические воздействия.

Г) Потому, что человек своей деятельностью нарушил равновесие атмосферы.

4304.В какой научной теории впервые был плодотворно применен вероятностный подход к описанию природных явлений?

А) В генетике.

Б) В квантовой механике.

В) В электродинамике Максвелла.

Г) В молекулярно-кинетической теории газов.

4305. Какая из перечисленных теорий является динамической?

А) Специальная теория относительности.

Б) Молекулярно-кинетическая теория газов.

В) Дарвиновская эволюционная теория.

Г) Квантовая механика.

4306. Каково соотношение между динамическими и статистическими теориями?

А) Для каждой динамической теории существует статистическая теория, играющая роль ее приближения, облегчающего расчеты.

Б) Для каждой статистической теории существует динамическая теория, играющая роль ее приближения, справедливого, когда можно пренебречь флуктуациями.

В) Сначала возникает приближенная статистическая теория, которая, по мере уточнения, превращается в строгую динамическую теорию.

Г) Динамическая теория всегда описывает более широкий круг явлений, чем ее статистический аналог.

4307.Укажите правильное утверждение:

А) Наиболее фундаментальными являются динамические теории, в силу своей строгости и однозначности.

Б) Наиболее фундаментальными являются статистические теории, поскольку они отражают реальную существующую в нашем мире случайность, непредсказуемость.

В) В современном естествознании статистические и динамические теории признаются в равной степени фундаментальными.

Г) В современном естествознании ни статистические, ни динамические теории фундаментальными не признаются.

Раздел 5. Эволюционная концепция

Тема 5.1. Понятие эволюции и его возникновение в культуре и науке

5101. В какой последовательности эволюционная идея возникала в разных сферах культуры?

А) В обществознании, затем в естествознании, затем в философии науки.

Б) В естествознании, затем в философии науки, затем в обществознании.

В) В естествознании, затем в обществознании, затем в философии науки.

Г) В философии науки, затем в обществознании, затем в естествознании.

5102. НЕ является атрибутом понятия «эволюция»:

А) Направленность.

Б) Обусловленность естественными законами.

В) Случайность.

Г) Необратимость.

5103. В чем заключались возражения Кювье против эволюционной теории Ламарка?

А) В Библии сказано, что все живое создано Богом, и в это надо верить.

Б) Каждый организм устроен по-своему совершенно, так что нельзя называть одни организмы «высшими» и говорить, что они произошли от других — «низших».

В) Приобретенные при жизни признаки не могут передаваться по наследству, так как входят не в генотип, а в фенотип.

Г) Ископаемые останки не образуют непрерывных цепочек от древних форм к современным, как следовало бы ожидать в случае постепенной эволюции живых существ.

5104. Идею постоянного естественного прогресса живых организмов впервые провозгласил:

А) Эмпедокл.

Б) Бюффон.

В) Ламарк.

Г) Ч. Дарвин.

5106. Что из нижеперечисленного НЕ является необходимым компонентом дарвиновского механизма эволюции?

А) Естественный отбор.

Б) Случайные колебания условий окружающей среды.

В) Случайные изменения генофонда.

Г) Механизм воспроизводства себе подобных.

5107.Какая из перечисленных концепций НЕ ЯВЛЯЕТСЯ эволюционной?

А) Ламаркизм.

Б) Дарвинизм

В) Креационизм.

Г) Генетический антидарвинизм.

Тема 5.2. Современный биологический эволюционизм

5202. Синтетическая теория эволюции отличалась от классического дарвинизма тем, что:

А) Признала факт наследования признаков, приобретенных при жизни.

Б) В качестве минимальной эволюционирующей единицы стала рассматривать популяцию.

В) В ней основным движущим фактором эволюции считаются геологические и космические катастрофы — например, падения астероидов.

Г) Она признала факт искусственного происхождения (синтеза) первых живых организмов — откуда и название.

5203. Синтетическая теория эволюции возникла в результате слияния:

А) Дарвинизма и ламаркизма.

Б) Дарвинизма и молекулярной биологии.

В) Дарвинизма и генетики.

Г) Дарвинизма и креационизма.

5204.Какой формы естественного отбора НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

А) Движущей.

Б) Совершенствующей.

В) Разрывающей.

Г) Стабилизирующей.

5205. Современный биологический эволюционизм сформировался в результате слияния:

А) Дарвинизма и синтетической теории эволюции.

Б) Синтетической теории эволюции и молекулярной биологии.

В) Синтетической теории эволюции и палеонтологии.

Г) Синтетической теории эволюции и креационизма.

5206. В современном биологическом эволюционизме установлено:

А) Единство генетического кода всех живых организмов Земли.

Б) Единство генетического кода всех живых организмов Вселенной.

В) Кардинальные различия генетического кода у разных живых организмов.

Г) Искусственное происхождение генетического кода.

5207. К настоящему времени:

А) Установлено, что с течением времени возникают не новые гены, а лишь новые комбинации существующих неизменных генов.

Б) Путем пересадки генов стало возможным превратить гориллу в шимпанзе, а овес — в рожь.

В) Выяснено, что любой чужой ген отторгается организмом.

Г) Стало возможным установить степень родства между организмами по размерам совпадающей части их геномов.

5.3. Происхождение жизни

5301.Какая из перечисленных концепций происхождения жизни лучше соответствует современным научным данным?

А) Креационизм.

Б) Однократный абиогенез.

В) Перманентное самозарождение.

Г) Панспермия.

5302.Концепцию креационизма нельзя признать научной потому, что:

А) Она в принципе не может быть проверена.

Б) Она противоречит известным фактам из области биологии.

В) Она противоречит известным фактам из физики, химии, космологии.

Г) Она логически противоречива.

5304.Может ли в условиях современной Земли повториться процесс возникновения жизни?

А) Нет, потому что это была невероятная случайность, а случайности не повторяются.

Б) Нет, потому что за необходимые для этого ресурсы окружающей среды конкурируют уже существующие организмы.

В) Да, и новые организмы самозарождаются постоянно.

Г) В принципе, да, поскольку возникновение жизни — закономерный этап развития Вселенной.

5305.Почему даже простейший живой организм не может быстро возникнуть из раствора тех веществ, из которых он состоит?

А) Потому что устройство даже простейшей клетки отличается невероятно высокой сложностью.

Б) Потому что между живым и неживым имеется непреодолимая пропасть.

В) Потому что такие процессы могли происходить быстро только в молодой Вселенной.

Г) Потому что сейчас земля холоднее, чем в прошлом, и все химические реакции на ней сильно замедлились.

5306.Концепция предбиологической химической эволюции:

А) Остается малообоснованной гипотезой.

Б) Имеет статус одной из более или менее правдоподобных гипотез происхождения жизни.

В) Является весьма правдоподобной, но все же гипотезой.

Г) Доросла до состояния последовательной теории, подтвержденной экспериментами и опытом практического применения.

5307.В какой среде возникла жизнь?

А) В почве.

Б) В воде.

В) В воздухе.

Г) В подземных нефтяных пластах.

5.4. Второй закон термодинамики. Энтропия

5401.Чем из нижеперечисленного НЕ МОЖЕТ служить энтропия?

А) Индикатором направления времени.

Б) Мерой количества теплоты в системе.

В) Мерой некачественности энергии.

Г) Мерой беспорядка и бесструктурности.

5402. Укажите верное утверждение:

А) Чем ниже температура, тем выше качество тепловой энергии.

Б) Электрическая энергия более качественна, чем механическая.

В) Самой низкокачественной формой энергии является тепловая.

Г) Самой высококачественной формой энергии является астральная.

5403. Какая из нижеприведенных формулировок второго закона термодинамики НЕВЕРНА?

А) Энтропия замкнутой системы с течением времени увеличивается.

Б) Энергия замкнутой системы с течением времени уменьшается.

В) Любые структуры в замкнутой системе с течением времени разрушаются.

Г) Доступная о замкнутой системе информация с течением времени убывает.

5404. В чем заключается основной естественнонаучный парадокс эволюционной картины мира?

А) В том, что в мире возможна эволюция, развитие.

Б) В том, что преобладающей тенденцией во всех процессах является тенденция к деградации.

В) В том, что, несмотря на всеобщую тенденцию к деградации, в мире все-таки происходит эволюция, развитие.

Г) В том, что механизмы эволюционного развития в самых разных природных и социальных системах схожи.

5405. Укажите правильное утверждение

А) Закон возрастания беспорядка надежно подтвержден опытом, значит, противоречащая ему эволюционная теория неверна.

Б) Эволюционная теория лежит в основе биологии, лидирующей в современном естествознании, а противоречащий ей закон возрастания энтропии отвергнут.

В) Факт биологической эволюции противоречит второму закону термодинамики, а это значит, что живые организмы не подчиняются обычным физическим законам.

Г) Закон роста энтропии применим лишь к замкнутым системам, и потому не может противоречить выводам биологии, которая имеет дело только с открытыми системами.

5406. Укажите правильное утверждение

А) Земля выбрасывает в космическое пространство больше энтропии, чем получает от Солнца.

Б) Земля выбрасывает в космическое пространство больше энергии, чем получает от Солнца.

В) Выброс энтропии с Земли в космическое пространство меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле.

Г) Выброс энергии с Земли в космическое пространство меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле.

5.5. Основные положения синергетики. Универсальный эволюционизм

5501. Укажите правильное утверждение:

А) Синергетика рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе.

Б) Синергетика рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса.

В) Синергетика — это современное название для теории биологической эволюции.

Г) Синергетика — это философское учение о будущем человечества.

5503. Какое из следующих условий НЕ является необходимым для начала самоорганизации в системе:

А) Неравновесность системы.

Б) Сильная неравновесность системы.

В) Наличие химических градиентов в системе.

Г) Нелинейность системы.

5504. Укажите верное утверждение(я):

А) При самоорганизации система делится на области, никак не связанные между собой.

Б) При самоорганизации поведение самых отдаленных друг от друга областей системы становится согласованным.

В) Система, в которой происходит самоорганизация, забывает свою историю.

Г) Знание законов синергетики позволяет точно прогнозировать будущее.

5505. Укажите правильное утверждение:

А) В окрестности точки бифуркации большие флуктуации в системе сильно подавляются.

Б) В точке бифуркации система всегда выбирает путь развития, ведущий ее к состоянию с максимальной энтропией.

В) В точке бифуркации система всегда выбирает путь развития, требующий минимальной энергии.

Г) В точке бифуркации путь развития системы определяется имеющимися в данный момент флуктуациями.

5506. Укажите правильное утверждение:

А) В результате самоорганизации энтропия как системы, так и окружающей среды понижается.

Б) В результате самоорганизации энтропия системы возрастает, а энтропия окружающей среды понижается.

В) В результате самоорганизации как энтропия системы, так и скорость ее производства понижаются.

Г) В результате самоорганизации энтропия системы понижается, а скорость производства энтропии возрастает.

5507. В конкурентной борьбе диссипативных структур главным преимуществом служит:

А) Большие размеры.

Б) Правильная форма.

В) Низкая внутренняя энтропия.

Г) Высокая скорость производства энтропии.

Раздел 6. Естественная история природы и человека

Тема 6.1. Космологические представления

6101. Что из перечисленного НЕ ЯВЛЯЕТСЯ свидетельством конечного возраста Вселенной?

А) Уравнения Эйнштейна, примененные ко Вселенной в целом, не имеют стационарных решений.

Б) Разбегание галактик.

В) Закон всемирного тяготения.

Г) Реликтовое излучение.

6102. Возраст Вселенной составляет:

А) Около 10 тысяч лет

Б) Около 5 миллиардов лет.

В) От 10 до 20 миллиардов лет.

Г) От 100 до 200 миллиардов лет.

6103. Какой, скорее всего, была Вселенная в самые первые мгновения своего существования?

А) Сверхплотной и сверхгорячей.

Б) Абсолютно пустой и холодной.

В) Бесконечной, но имеющей границы.

Г) Бесконечно малой и бесплотной.

6104. Химические элементы, имеющиеся в современной Вселенной, образовались:

А) В первые мгновения ее существования, благодаря чрезвычайно высокой температуре.

Б) В ходе термоядерных реакций, протекающих в недрах любой звезды.

В) При взрывах Сверхновых и термоядерных реакциях в недрах обычных звезд.

Г) При квантовом испарении «черных дыр».

6105. Что такое реликтовое излучение?

А) Радиосигналы из космоса от древних разумных существ.

Б) Поток нейтрино, возникающих при термоядерных реакциях в недрах звезд.

В) Тепловое излучение молодой Вселенной, заполняющее космическое пространство.

Г) Потоки альфа-частиц, возникновение которых при радиоактивном распаде объяснил Г. Гамов.

6106. Что такое Большой Взрыв?

А) Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г..

Б) Падение астероида, в результате которого вымерли динозавры.

В) Общепринятая в настоящее время модель ранней Вселенной.

Г) Вспышка Сверхновой звезды.

Тема 6.2. Космогонические представления. Геологическая эволюция

6201. Каков основной сценарий образования небесных тел?

А) Они собираются из рассеянной материи благодаря силам тяготения.

Б) Они собираются из рассеянной материи благодаря вихревым движениям.

В) Они собираются из рассеянной материи под влиянием сжатия Вселенной в целом.

Г) Они возникают при распаде более крупных небесных тел.

6202. Почему планеты не могли образоваться из звезд?

А) Потому что звезды горячие, а планеты холодные.

Б) Потому что звезды газообразные, а планеты твердые.

В) Потому что у звезд иной химический и изотопный состав, чем у планет.

Г) Потому что звезды образовались позже планет.

6203. Как был определен возраст Земли?

А) По толщине слоев горных пород.

Б) По времени, необходимому для остывания горячей Земли.

В) По времени, необходимому для засоления океана Земли.

Г) По времени, необходимому для определенных радиоактивных превращений в земных горных породах и метеоритах.

6204. Каков возраст Земли?

А) 6–8 тысяч лет.

Б) 25 миллионов лет.

В) 4,6 миллиарда лет.

Г) 10–20 миллиардов лет.

6205. Небулярная гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы:

А) Оказалась принципиально неверной и полностью отброшена.

Б) Столкнулась с принципиальными трудностями, но продолжает использоваться, поскольку ничего лучшего все равно нет.

В) Оказалась перспективной и легла в основу современной физико-химической теории происхождения Солнечной системы.

Г) Оказалась полностью верной, не требующей существенных изменений и уточнений.

6207.Что является движущей силой геологической и геотектонической активности Земли?

А) Непрерывно поступающая на Землю солнечная энергия.

Б) Продолжающаяся дифференциация вещества внутри Земли.

В) Вращение Земли вокруг своей оси.

Г) Лунные и солнечные приливы.

Тема 6.3. Специфика биологического этапа естественной истории

6301.Какую роль живые организмы играют в формировании облика Земли?

А) Никакую, поскольку их суммарная масса ничтожна по сравнению с массами основных географических оболочек Земли.

Б) Их роль сводится лишь к формированию химического состава атмосферы Земли — самой легкой из географических оболочек.

В) Они играют значительную роль в формировании всех географических оболочек, благодаря своей высокой активности.

Г) Все геологические процессы в конечном счете контролируются жизнедеятельностью организмов, благодаря высокой активности живых существ.

6302.Что из перечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к числу ярко выраженных особенностей живого?

А) Способность активно поддерживать свое оптимальное состояние.

Б) Химический состав из легких элементов.

В) Значительная асимметрия строения и свойств.

Г) Иерархическая организация.

6303.Что из перечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к числу ярко выраженных особенностей живого?

А) Постоянный обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Б) Целостность и целесообразность устройства.

В) Способность не подчиняться физическим и химическим законам.

Г) Способность эволюционировать.

6305.Когда возникла жизнь на Земле?

А) Около 10 тысяч лет назад.

Б) 65—70 миллионов лет назад.

В) 500—550 миллионов лет назад.

Г) 3,5—4 миллиарда лет назад.

6306.Что такое биосфера?

А) Совокупность микроорганизмов, обитающих на Земле.

Б) Совокупность животных, обитающих на Земле.

В) Совокупность всех живых организмов Земли.

Г) Совокупность живых организмов Земли и той части окружающей среды, которая непосредственно вовлечена в процессы жизнедеятельности.

6307.Какое свойство встречается только у живых организмов, а у систем неживой природы отсутствует?

А) Наличие биополя, особенно у  высших животных.

Б) Обмен веществами и энергией с окружающей средой.

В) Киральность.

Г) Отдельного такого свойства нет, специфичной для живого является совокупность его свойств.

Тема 6.4. История жизни на Земле

6401.Какой эволюционное событие из следующего списка является самым ранним?

А) Возникновение теплокровности.

Б) Выход животных на сушу.

В) Возникновение внутреннего оплодотворения.

Г) Гибель динозавров.

6402.Какой эволюционное событие из следующего списка является самым ранним?

А) Появление эукариотов.

Б) Возникновение фотосинтеза.

В) Выход растений на сушу.

Г) Появление цветковых растений.

6403.Какой эволюционное событие из следующего списка является самым ранним?

А) Появление эукариотов.

Б) Возникновение многоклеточных организмов.

В) Появление твердого скелета.

Г) Кембрийский взрыв эволюции животных.

6404.Какой эволюционное событие из следующего списка является самым ранним?

А) Появление млекопитающих.

Б) Появление рыб.

В) Появление земноводных.

Г) Появление пресмыкающихся.

6406.Млекопитающие произошли от:

А) Земноводных.

Б) Пресмыкающихся.

В) Динозавров.

Г) Обезьян.

6407.Укажите верное утверждение:

А) Первые живые существа появились на земле около 1 миллиарда лет назад.

Б) Способность к фотосинтезу у живых существ возникла раньше способности к дыханию.

В) Современная атмосфера Земли на 20% состоит из продуктов жизнедеятельности организмов.

Г) Первый глобальный экологический кризис, завершившийся изобретением земледелия, был вызван истреблением динозавров первобытными людьми.

Тема 6.5. Физиологические основы психики. Этология. Антропогенез

6501.Какова роль воспитания и наследственности в формировании способностей человека?

А) Все люди рождаются с одинаковыми потенциальными возможностями, и лишь от воспитания зависит, до какого уровня они разовьются.

Б) Способности человека полностью определяются наследственностью и не могут быть скорректированы никаким воспитанием и образованием.

В) Средний уровень способностей определяется генетическими факторами, однако влияние воспитания и среды может привести к заметным отклонениям от этого уровня.

Г) Способности определяются наследственностью только у однояйцовых близнецов, а у остальных людей — воспитанием и образованием.

6502.Укажите верное утверждение:

А) Альтруистическое поведение бесполезно, и потому является признаком наличия морали и этики.

Б) Альтруистическое поведение у животных не встречается и присуще только человеку.

В) Альтруистическое поведение выгодно животному, при условии, что большинство других особей ведет себя так же.

Г) Альтруистическое поведение возникло на более ранних этапах эволюции, чем агрессивное.

6503.В чем приспособительное значение агрессивного поведения?

А) Оно уменьшает количество едоков и помогает выжить оставшимся.

Б) Оно ужесточает естественный отбор и тем самым ускоряет эволюцию.

В) Оно способствует формированию социальной структуры и организации коллективных действий.

Г) Оно подготавливает детеныша к будущим схваткам с врагами.

6504.Укажите правильное утверждение:

А) Современные человекообразные обезьяны являются предками человека.

Б) Человек и современные человекообразные обезьяны имеют общего предка, жившего 18—20 миллионов лет назад.

В) Человек отделился от обезьян, как только приобрел прямохождение.

Г) Человекообразные обезьяны не умеют управлять каждым пальцем руки, как человек.

6505.Что из перечисленного НЕ ЯВЛЯЕТСЯ отличием человека от животных:

А) Прямохождение.

Б) Речь.

В) Изготовление орудий.

Г) Использование огня.

6506.Первые представители рода Homo (Человек) появились на Земле:

А) Более 20 миллионов лет назад.

Б) Более 3 миллионов лет назад.

В) Около 400 тысяч лет назад.

Г) Около 40 тысяч лет назад.

Верные ответы:  1101А, 1102Г, 1103В, 1104Б, 1105А, 1107Б, 1201В, 1202В, 1203Б, 1204В, 1206В, 1207В, 1301Б, 1302В, 1303А, 1304В, 1305Г, 1306В, 2101В, 2102Б, 2103Б, 2104Б, 2106Г, 2107Г, 2201Б, 2202В, 2203Г, 2204В, 2205Б, 2206Г, 2301Б, 2302Г, 2304Б, 2305Г, 2306А, 2307Б, 3101В, 3102Г, 3103А, 3104Б, 3106Б, 3107А, 3201Г, 3202Б, 3203Г, 3204В, 3205Б, 3207В, 3301А, 3303Г, 3304А, 3305В, 3306А, 3307Б, 4101В, 4102А, 4103Б, 4104Г, 4105В, 4107Г, 4201А, 4202А, 4204Б, 4205В, 4206А, 4207Б, 4301Б, 4303Б, 4304Г, 4305А, 4306Б, 4307Б, 5101Г, 5102В, 5103Г, 5104В, 5106Б, 5107В, 5202Б, 5203В, 5204Б, 5205Б, 5206А, 5207Г, 5301Б, 5302А, 5304Б, 5305А, 5306В, 5307Б, 5401Б, 5402В, 5403Б, 5404В, 5405Г, 5406А, 5501А, 5503В, 5504Б, 5505Г, 5506Г, 5507Г, 6101В, 6102В, 6103А, 6104В, 6105В, 6106В, 6201А, 6202В, 6203Г, 6204В, 6205В, 6207Б, 6301В, 6302Б, 6303В, 6305Г, 6306Г, 6307Г, 6401Б, 6402Б, 6403А, 6404Б, 6406Б, 6407Б, 6501В, 6502В, 6503В, 6504Б, 6505А, 6506Б

2). Т Е С Т

контроля остаточных знаний

Полный правильный ответ может состоять из нескольких пунктов, количество которых указано в скобках к вопросу. Для поиска ответа можно использовать глоссарий (Словарь основных терминов).

1. Что такое наука? (5)

а) система знаний о природе;

б) социальный институт;

в) приемы и методы исследования;

г) высшая форма человеческих знаний;

д) высшая форма философского знания;

е) система научных принципов, категорий, законов;

ж) система научных представлений и картин;

з) способ познания мира;

и) производство духовных ценностей.

2. Укажите из ниже перечисленных наук естественнонаучного цикла науки, относящиеся  к техническим: (5)

а) Математика

б) Астрофизика

в) Горные науки

г) Физическая химия

д) Космонавтика

е) Химико-технологические науки

ж) Прикладная механика

з) Техническая физика

и) Астрономия

к) Математическая логика.

3. Определите из ниже перечисленных стадии рационального познания: (3)

а) предчувствие;

б) умозаключение;

в) понятие;

г) представление;

д) суждение;

е) интуиция;

ж) ощущение;

з) восприятие.

4. Укажите из ниже перечисленных макротела: (4)

а) Физический вакуум;

б) Плазма;

в) Планеты;

г) Геосфера;

д) Жидкие тела;

е) Молекулы;

ж) Твердые тела;

з) Галактика;

и) Газообразные тела.

5. Что такое средство познания? (2)

а) Связующее звено между объектом и субъектом познания;

б) Используемые в процессе познания приборы и методы;

в) Используемые в процессе познания физиологические и психические функции. 

6. Укажите свойства пространства: (4)

а) трехмерность;

б) необратимость;

в) объективность и всеобщность;

г) одномерность;

д) изотропность;

е) однородность.

7. Что такое абстрагирование? (1)

а) эмпирический метод научного познания;

б) форма научного познания;

в) принцип научного познания;

г) всеобщий метод научного познания;

д) теоретический метод научного познания;

е) специальный метод научного познания.

8. Расположите указанные уровни вещества в микромире в порядке от самого высокого до самого низкого: (4)


а) атомный уровень;

б) кварковый уровень;

в) нуклонный уровень;

г) молекулярный уровень.

 1 -         ; 2 -       ;  3 -        ; 4 -         .

9. Назовите из нижеперечисленных характеристики электромагнитного фундаментального  взаимодействия: (3)

а) Имеет  универсальный характер и выступает в виде притяжения;

б) Действует исключительно в микромире;

в) Определяет ядерные силы;

г) Самое слабое;

д) Определяет возникновение атомов, молекул и макроскопических тел;

е) Короткодействующее и характеризует все виды b-превращений;

ж) Имеет универсальный характер и выступает в виде притяжения или отталкивания;

з) Описывается законами электростатики, электродинамики и  квантовой электродинамики.

10. Какие из нижеперечисленных черт не являются характерными чертами научного  закона: (6)

а) Закон абсолютен.

б) Закон имеет объективный характер.

в) Закон относителен.

г) Закон выражает устойчивые и постоянные связи.

д) Закон может быть обобщен другим законом.

е) Закон является формой всеобщности.

ж) Закон выражает существенные связи.

з) Закон описывает любое общее явление.

11. Укажите составляющие эволюционной химии

как элемента химической картины мира: (3)

а) Обеспечение выгодных условий химических реакций.

б) Самопроизвольный синтез новых химических элементов более высокого класса сложности и организации.

в) Получение твердых тел ( кристаллов ) с заданными свойствами.

г) Теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем.

д) Структурная химия.

е) Исследование самоорганизации предбиологических систем.

12. Укажите из нижеперечисленных основные условия осуществления эксперимента: (3)

а) стоимость средств измерений;

б) применения поверенного средства измерения;

в) использование аттестованных методик;

г) ресурс средств измерений;

д) допускаемая погрешность измерений;

е) калиброванное средство измерения.

13. Какой этап становления жизни означает старт биоэволюции? (1)

а) полимеризация мономеров с образованием цепей белков и нуклеиновых кислот;

б) синтез низкомолекулярных органических соединений из газов первичной атмосферы;

в) возникновение простейших клеток, обладающих свойствами живого;

г) образование фазовообособленных систем органических веществ, отделенных от внешней среды мембранами.

14. Что такое единица измерения? (1)

а)  точность измерения;

б) экспериментально, с помощью меры, сравнение данной величины с другой;

в) величина, показывающая близость результата измерения к конкретному значению физической величины;

д) конкретное значение физической величины, принятая за основание при сравнении для количественной оценки однородных величин.  

15. Что такое геологический цикл? (1)

а)  Постоянно протекающий процесс перехода неорганических веществ из одного состояния в другое.

б) Круговорот органических веществ в природе, сопровождаемый энергетическими превращениями.

в) Круговорот органических и неорганических веществ, происходящий за счет использования геотермальной и солнечной энергии, сопровождающийся эрозионными, осадочными и трансформационными процессами.

16. Что такое синергетика? (1)

а) общее знание, опирающееся на достижения естественно-научных и гуманитарных наук, изучающее взаимодействие общества и природы во всех его проявлениях;

б)  наука, изучающая движущие силы природы и общества на основе исключительно энергетических взаимодействий;

в) наука, в рамках которой изучается поведение сложных систем с точки зрения их самоорганизации, превращения из хаоса в порядок.

17. Что составляет физическое загрязнение окружающей среды: (4)

а) Инертные твердые частицы в различных средах.

б) Ионизирующие излучения.

в) Различные части спектра световой энергии.

г)    Организмы, появившиеся при участии человека.

д) Вибрация и шум.

е) Химические элементы и соединения в различном агрегатном состоянии, вступающие во взаимодействие с компонентами окружающей среды.

ж) Шум и вибрация.

з) Ультразвук.   

18. Что такое экосистема ? (1)

а) Заключенное в административно установленных границах сообщество живых существ и среда его обитания, объединенное в единое функциональное целое из-за взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между средообразующими компонентами.

б) Любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенное в единое функциональное целое из-за взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между средообразующими компонентами.

19. Укажите основные критерии устойчивого развития: (2)

а) Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

б) Реконструкция промышленности в соответствии с учетом хозяйственной емкости экосистем.

в) Нанесение ущерба окружающей среде на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

г) Обязательное превышение выгоды от любой экологически значимой хозяйственной деятельности над размерами вызываемого ею ущерба.

20. Что такое фенотип: (1)

а) социальная среда, в которой развивается человек;

б) совокупность признаков и внешних свойств, формирующихся в организме при взаимодействии с внешней средой;

в)  наследственная конституция организма;

г) медленный темп роста и биологического созревания.

Ключи ответов.

1). б,в,г,е,з; 2) в,д,е,ж,з; 3). б,в,д; 4). а,д,ж,и;  5). а,б;  6). а,в,е;  7). г;  8). г(1),а(2), в(3),б(4);  9). д,ж,з;  10).  а,в,г,д,е;  11). б,г,е;  12). б,в,е;  13). в;  14). д;  15). в;  16). в;

17). б,д,ж,з;  18). б;  19). в,г;  20). б.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48511. Системное программное обеспечение 1.5 MB
  Расположение СПО в общей структуре ЭВМ Современная компьютерная система состоит из одного или нескольких процессоров оперативной памяти дисков клавиатуры монитора принтеров сетевого интерфейса и других устройств то есть является сложной комплексной системой. Обычно на этом уровне находятся внутренние регистры центрального процессора CPU Centrl Processing Unit и арифметико-логическое устройство. На каждом такте процессора из регистра выбирается один или два операнда которые обрабатываются в арифметико-логическом устройстве...
48513. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 702.5 KB
  Фрейд биологизирует уровни сознания личности вводя понятия оно я и сверх я. Существование личности человеческого сознания представляется ни чем иным как раскрытием сущности следовательно сущность первична и существованиевторично вариант идеализма. Психодинамика учение о реакциях сводится к тому что развитие индивидуума происходит в результате отделения стимулов от реакций кпониманию болезней как разных типов реакции личности отрицанию качественных различий между психикой здорового человека и психикой больного неврозом и...
48514. КОНСТРУКЦИЯ СУДОВЫХ ТУРБОМАШИН. ПРОТОЧНЫЕ ЧАСТИ ОСЕВЫХ ТУРБОМАШИН 731 KB
  Соплами называют направляющие лопатки активных ступеней. Часто фрезерованные сопловые лопатки 3 регулировочной ступени рис. Сопловые лопатки перегородки в таком кольце выполнены штампованными и залиты своими концами в чугунные наружную и внутреннюю обоймы.
48515. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ОДНОМЕРНОГО УСТАНОВИВШЕГОСЯ ТЕЧЕНИЯ 525 KB
  В одномерном установившемся течении все параметры потока зависят только от одной пространственной переменной. Наиболее строго уравнения одномерного течения записываются для элементарной струи параметры газа в которой изменяются только от перехода от одного сечения к другому. Если параметры меняются в пределах поперечного сечения струи то в уравнения вводят их средние значения. В случае когда нет трения и отсутствуют потери скорости и другим параметрам часто приписывают индекс t и называют их теоретическими.
48516. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 614.5 KB
  Размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины а за покушение трех четвертей максимального срока наказания предусмотренного соответствующей статьей Особенной части за оконченное преступление ч. Следовательно при определении опасного рецидива учитываются те же показатели что и при формировании понятия рецидива а также вид назначенного наказания категории преступлений и число ранее совершенных преступлений. Рецидив признается особо опасным при совершении лицом: а умышленного преступления за которое оно...
48517. Средневековая, религиозно-христианская философия 53.04 KB
  Особенно Платоновское учение о сверхъестественных сущностях Аристотелевская концепция Бога как перводвиготеля всего сущего учение о форме как организующей силе и Аристотелевская концепция Логоса стоическая теория судьбы с предопределенностью Бытия человека. Вера в существование реальности Бессмертия Бога и при определенных условиях – вера в бессмертие человека. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом то и познание человека его сущности и его души отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и...
48518. Финансовый учет. Конспект лекций 2.88 MB
  ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ Конспект лекции Утверждено на заседании кафедры БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Протокол № 13 от 20. Утверждено на заседании кафедры бухгалтерского учета. Финансовый учет. Излагаются основные вопросы учета денежных и расчетных операций предприятий; текущих и долгосрочных обязательств; собственного капитала и обеспечения обязательств; основных средств и нематериальных активов; инвестиций и прямых необоротных активов; запасов; труда и его оплаты; расходов основной деятельности и калькулирования себестоимости продукции; прочих...
48519. Органічні сполуки 291.2 KB
  Хімічні властивості: реакція горіння. CH4 O2 = CO2 H2O; при нагріванні метану до 1000С без доступу кисню відбувається реакція розкладу. CH4 = C H2; метан реагує з хлором відбувається реакція галогенування. реакція нітрування – взаємодія з азотною кислотою.