16043

Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...

Русский

2013-06-18

91.83 KB

2 чел.

Г. Ханзен Д. Моисеев

Программа преподавания немецкого языка

в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе

Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовного образования и должно соответствовать его целям и задачам. Студент Духовной школы, изучая иностранный язык наряду с богословскими, церковно-историческими и  прочими учебными дисциплинами, предусмотренными программой Духовной Семинарии, должен делать это с учетом конкретного применения знаний немецкого языка в своей дальнейшей научно-богословской или миссионерско-просветительской деятельности. Таким образом, целью преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии, по нашему мнению,  является научить студентов читать богословскую, а также любую другую  литературу гуманитарной направленности, а также ознакомить учащихся с навыками литературного перевода и привить им навыки устной речи. 

План преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии

По нашему мнению,  в Духовной Семинарии имеет смысл изучать иностранный язык в течение 4 лет. Это вполне достаточный срок для того чтобы достигнуть целей, определяемых данной программой. В течение пятого, заключительного года обучения студенты смогут на практике использовать свои знания иностранного языка для написания дипломных сочинений, приобретая при этом необходимые навыки самостоятельной работы с немецкоязычной литературой. Для того чтобы в течение 4 лет пройти программу, изначально рассчитанную на 5 лет (если быть точнее – на четыре с половиной года, поскольку на последнем году обучения в связи с написанием дипломной работы учебная нагрузка сокращается вдвое), предлагается на первом году обучения проводить не по 4, а по 6 уроков в неделю.

Учитывая реальную ситуацию, когда вновь поступившие студенты имеют разный уровень языковой подготовки, на первом же месяце обучения необходимо произвести разделение студентов на сильную и слабую группы. Эти группы будут заниматься по одной программе, но в разном темпе. Соответственно за 4 года обучения учащиеся сильной группы должны пройти учебный курс Гете-института и освоить тексты, содержащиеся в учебном пособии по немецкому языку для Духовных школ (см. ниже), а учащиеся слабой группы проходят учебный курс Гете-института в течение 3 лет и в 4 учебном году работают над текстами первого раздела указанного пособия.

 Если сильная группа будет проходить материал, рассчитанный на 45 минут, в течение урока, длящегося 35 минут, то через 2 года обучения  она должна перейти к чтению текстов по хрестоматии и параллельно с этим в течение первого семестра 3 года обучения завершить работу над 3-й частью курса Гете-института.  В оставшиеся полтора года обучения эти студенты продолжают работу над  2 и 3 разделами учебного пособия.

Учебное пособие по немецкому языку для 1-3 курсов
Духовной Семинарии

Прежде чем начинать работу по специальной программе, направленной на ознакомление с философской и богословской литературой, необходимо дать учащимся базовые знания, позволяющие самостоятельно работать с текстом. Для достижения этой цели мы предлагаем использовать учебный курс немецкого языка Sprachkurs Deutsch (Москва, 1998 Т. 1-3), разработанный институтом немецкого языка им. Гете с учетом современных методик преподавания иностранных языков.

Этот учебник, состоящий из 3 томов, содержит в себе всю основную грамматику немецкого языка. Том состоит из 14 частей (уроков), каждая из которых посвящена определенной грамматической теме, изучаемой на фоне погружения в определенную жизненную ситуацию.  Книга содержит целый ряд разнообразных упражнений, помогающих учащимся осваивать и усваивать изучаемый грамматический материал. По своему содержанию тексты и упражнения уроков основываются на реалиях сегодняшней жизни Германии. 

Особенность данного курса заключается в том, что как изложение грамматического материала, так и характер упражнений ориентированы на развитие так называемого языкового мышления, дающего возможность активного и живого владения языком.

В качестве дополнения к учебнику специально разработано приложение для преподавателя, содержащее ряд ценных указаний и рекомендаций дидактического характера, а также прилагается словарь, содержащий необходимый минимум лексики.

 Тексты каждого урока записаны на аудиокассетах, которые можно использовать как в процессе работы в группе, так и в ходе индивидуальных занятий. Помимо этого существуют также слайды, которые можно использовать как наглядное пособие при работе над курсом.

Студенты, успешно завершившие работу над данным курсом, могут сдавать экзамен в Гете-институте и получить сертификат, подтверждающий их знания языка на уровне Grundstufe (первый из 3 уровней владения языком) и позволяющий продолжать образование в средних и некоторых высших учебных заведениях Германии. 

План учебного пособия по немецкому языку для 3-4 курсов

Духовной Семинарии

Предлагаемое к составлению учебное пособие должно представлять собою, по нашему мнению, книгу для чтения, или хрестоматию, содержащую тексты по истории, богословию и философии немецкоязычных стран. Работая по этой книге, студент должен не только изучать на ее материале какие-либо грамматические явления или расширять свой словарный запас, но и знакомиться по мере возможности с христианизацией немецкоязычных стран, с развитием в них богословской и философской мысли, наконец, с миссией, которую осуществляет в этих странах Православная Церковь.

Структура учебного пособия 

В основу построения данного пособия, по нашему мнению, должен быть положен  классический принцип от простого к сложному. Это означает, что хрестоматия должна начинаться текстами, максимально или в значительной степени адаптированными для восприятия студентов, и заканчиваться оригинальными текстами, в которых подлежат разъяснению только самые сложные и неудобочитаемые места.

Указанный принцип требует, чтобы тексты размещались в книге по степени сложности. В связи с этим представляется целесообразным поместить в первом разделе хрестоматии тексты исторического содержания, во  втором — философского и, наконец, в третьем — богословского содержания. Отдельной задачей видится составление словаря богословских и философских терминов, с помощью которого можно было бы переводить тексты, содержащиеся в хрестоматии.

Содержание учебного пособия

Как уже говорилось выше, пособие должно быть не только своеобразным тренингом определенных грамматических правил и конструкций, но и по своему содержанию оно должно быть познавательным с точки зрения исторической, философской и богословской. Исходя из этого, а также учитывая принцип нарастающей сложности при отборе и подаче материала, представляется уместным разбить хрестоматию на 3 тематических раздела:

 1) Исторический

а)Распространение христианства в немецкоязычных странах. Положение Христианской Церкви в этих странах в первом тысячелетии по Р.Х. Миссионеры-просветители германских племен: свв. Бонифаций, Штурмий, Ансгарий и т.д. 

б)Католическая Церковь в средневековье. Предпосылки к возникновению Реформации. Лютер, Цвингли, Меланхтон, основные тексты реформаторов (Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские тезисы, Катехизис Лютера и пр.). Эпоха пиетизма (17-18 вв.): Франке, Цинцендорф. Либеральное богословие как проявление рационализма 19 в.: Баур, Штраус.

 в)Православная Церковь в немецкоязычных странах в 19-20 вв. Возникновение православных общин, в том числе немецкоязычных. Проблема перевода богослужения на немецкий язык. Деятельность протоиерея Алексия Мальцева по переводу богослужебных текстов. Проблема православной диаспоры в 20 в. Подъем интереса к Православию в конце 20 в. как следствие духовного кризиса на Западе.

2) Философский

а)Немецкая идеалистическая философия как феномен религиозного развития Германии. Кант, Гегель, Шеллинг.

б)Тема Востока и России в трудах немецких философов кон. 19 – нач. 20 вв.: Шпенглер, Шубарт.

в)Философия 20 в.: Хайдеггер, Ясперс, Юнг.

3)Богословский

а)Богословие 19 в.: Шлейермахер, Кьеркегор.

б)Протестантское богословие 20 в.: Барт, Тиллих, Панненберг;

в)Католическое богословие 20 в.: Кюнг, Ранер.

Предполагается дать краткие биографии всех вышеперечисленных авторов и отрывки из их наиболее значительных трудов, (в отношении просветителей германских племен – их краткие жития и исторические сведения об их деятельности).

Предварительный срок составления пособия — 2 года (подбор и обработка материала, его адаптирование и комментирование, составление словаря, набор, изготовление оригинал-макета и т.д.). Осуществление данного проекта потребует помимо работы составителей привлечения сил компетентных специалистов из российских и немецких вузов. Такие консультации необходимы, чтобы пособие соответствовало современным требованиям, предъявляемым к учебной литературе подобного рода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81956. Значення й методи аналізу майна підприємства. Основні показники оцінки майнового стану підприємства 40.13 KB
  Неодмінною складовою переходу України до ринкових відносин є створення нових підприємницьких структур та приватизація підприємств. Цей перехід зумовив еволюцію відносин власності і типів субєктів господарювання в напрямку забезпечення їх розмаїття.
81957. Расчет экономической эффективности восстановления детали 1.09 MB
  В процессе работы любой машины происходит износ ее деталей. Это естественное изнашивание носит закономерный характер и происходит в результате трения сопрягаемых поверхностей деталей, тепловых и химических воздействий среды, изменения физико-механических свойств материала деталей вследствие старения и усталости.
81958. Современные средства обучения и технического оснащения классов в современной школе 134.5 KB
  Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
81959. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 107 KB
  Особенности развития физической культуры в Древнем Риме. Физическая культура в государстве достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира относится к числу наиболее противоречивых проблем истории физической культуры.
81960. Единица величины, основной принцип измерения, результат измерения 90.58 KB
  Таким образом получение информации о значениях физической величины как некоего числа принятых для нее единиц и есть главная задача измерений. А вторые неаддитивные величины прямо не измеряются так как они преобразуются в непосредственное измерение величины или измерение путем косвенных измерений.
81961. Рыцари периода сервантесовской Испании. Пародийность рыцарского романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» 45.12 KB
  Роман по своей форме является пародией на рыцарские романы, очень популярные в то время. Роман, состоит из двух частей, при всем единстве фабулы существенно отличающихся друг от друга. Однако основным моментом содержания является описание окружающего общества, социальной несправедливости, и все это в форме рыцарского романа.
81962. Системы и методы инвестиционного анализа 62 KB
  В соответствии с предлагаемой схемой проведения инвестиционного анализа или анализа инвестиционной привлекательности региона или других объектов по нашему мнению следует использовать различные экономико-математические статистические и другие методы.
81963. Экономическая диагностика предприятия 1.33 MB
  Цель экономической диагностики предприятия – оценка финансового состояния и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс диагностику рекомендуется осуществить методом оценки финансовых коэффициентов.
81964. Основы системы социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения на примере Туринского района 43 KB
  Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.