16043

Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...

Русский

2013-06-18

91.83 KB

2 чел.

Г. Ханзен Д. Моисеев

Программа преподавания немецкого языка

в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе

Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовного образования и должно соответствовать его целям и задачам. Студент Духовной школы, изучая иностранный язык наряду с богословскими, церковно-историческими и  прочими учебными дисциплинами, предусмотренными программой Духовной Семинарии, должен делать это с учетом конкретного применения знаний немецкого языка в своей дальнейшей научно-богословской или миссионерско-просветительской деятельности. Таким образом, целью преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии, по нашему мнению,  является научить студентов читать богословскую, а также любую другую  литературу гуманитарной направленности, а также ознакомить учащихся с навыками литературного перевода и привить им навыки устной речи. 

План преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии

По нашему мнению,  в Духовной Семинарии имеет смысл изучать иностранный язык в течение 4 лет. Это вполне достаточный срок для того чтобы достигнуть целей, определяемых данной программой. В течение пятого, заключительного года обучения студенты смогут на практике использовать свои знания иностранного языка для написания дипломных сочинений, приобретая при этом необходимые навыки самостоятельной работы с немецкоязычной литературой. Для того чтобы в течение 4 лет пройти программу, изначально рассчитанную на 5 лет (если быть точнее – на четыре с половиной года, поскольку на последнем году обучения в связи с написанием дипломной работы учебная нагрузка сокращается вдвое), предлагается на первом году обучения проводить не по 4, а по 6 уроков в неделю.

Учитывая реальную ситуацию, когда вновь поступившие студенты имеют разный уровень языковой подготовки, на первом же месяце обучения необходимо произвести разделение студентов на сильную и слабую группы. Эти группы будут заниматься по одной программе, но в разном темпе. Соответственно за 4 года обучения учащиеся сильной группы должны пройти учебный курс Гете-института и освоить тексты, содержащиеся в учебном пособии по немецкому языку для Духовных школ (см. ниже), а учащиеся слабой группы проходят учебный курс Гете-института в течение 3 лет и в 4 учебном году работают над текстами первого раздела указанного пособия.

 Если сильная группа будет проходить материал, рассчитанный на 45 минут, в течение урока, длящегося 35 минут, то через 2 года обучения  она должна перейти к чтению текстов по хрестоматии и параллельно с этим в течение первого семестра 3 года обучения завершить работу над 3-й частью курса Гете-института.  В оставшиеся полтора года обучения эти студенты продолжают работу над  2 и 3 разделами учебного пособия.

Учебное пособие по немецкому языку для 1-3 курсов
Духовной Семинарии

Прежде чем начинать работу по специальной программе, направленной на ознакомление с философской и богословской литературой, необходимо дать учащимся базовые знания, позволяющие самостоятельно работать с текстом. Для достижения этой цели мы предлагаем использовать учебный курс немецкого языка Sprachkurs Deutsch (Москва, 1998 Т. 1-3), разработанный институтом немецкого языка им. Гете с учетом современных методик преподавания иностранных языков.

Этот учебник, состоящий из 3 томов, содержит в себе всю основную грамматику немецкого языка. Том состоит из 14 частей (уроков), каждая из которых посвящена определенной грамматической теме, изучаемой на фоне погружения в определенную жизненную ситуацию.  Книга содержит целый ряд разнообразных упражнений, помогающих учащимся осваивать и усваивать изучаемый грамматический материал. По своему содержанию тексты и упражнения уроков основываются на реалиях сегодняшней жизни Германии. 

Особенность данного курса заключается в том, что как изложение грамматического материала, так и характер упражнений ориентированы на развитие так называемого языкового мышления, дающего возможность активного и живого владения языком.

В качестве дополнения к учебнику специально разработано приложение для преподавателя, содержащее ряд ценных указаний и рекомендаций дидактического характера, а также прилагается словарь, содержащий необходимый минимум лексики.

 Тексты каждого урока записаны на аудиокассетах, которые можно использовать как в процессе работы в группе, так и в ходе индивидуальных занятий. Помимо этого существуют также слайды, которые можно использовать как наглядное пособие при работе над курсом.

Студенты, успешно завершившие работу над данным курсом, могут сдавать экзамен в Гете-институте и получить сертификат, подтверждающий их знания языка на уровне Grundstufe (первый из 3 уровней владения языком) и позволяющий продолжать образование в средних и некоторых высших учебных заведениях Германии. 

План учебного пособия по немецкому языку для 3-4 курсов

Духовной Семинарии

Предлагаемое к составлению учебное пособие должно представлять собою, по нашему мнению, книгу для чтения, или хрестоматию, содержащую тексты по истории, богословию и философии немецкоязычных стран. Работая по этой книге, студент должен не только изучать на ее материале какие-либо грамматические явления или расширять свой словарный запас, но и знакомиться по мере возможности с христианизацией немецкоязычных стран, с развитием в них богословской и философской мысли, наконец, с миссией, которую осуществляет в этих странах Православная Церковь.

Структура учебного пособия 

В основу построения данного пособия, по нашему мнению, должен быть положен  классический принцип от простого к сложному. Это означает, что хрестоматия должна начинаться текстами, максимально или в значительной степени адаптированными для восприятия студентов, и заканчиваться оригинальными текстами, в которых подлежат разъяснению только самые сложные и неудобочитаемые места.

Указанный принцип требует, чтобы тексты размещались в книге по степени сложности. В связи с этим представляется целесообразным поместить в первом разделе хрестоматии тексты исторического содержания, во  втором — философского и, наконец, в третьем — богословского содержания. Отдельной задачей видится составление словаря богословских и философских терминов, с помощью которого можно было бы переводить тексты, содержащиеся в хрестоматии.

Содержание учебного пособия

Как уже говорилось выше, пособие должно быть не только своеобразным тренингом определенных грамматических правил и конструкций, но и по своему содержанию оно должно быть познавательным с точки зрения исторической, философской и богословской. Исходя из этого, а также учитывая принцип нарастающей сложности при отборе и подаче материала, представляется уместным разбить хрестоматию на 3 тематических раздела:

 1) Исторический

а)Распространение христианства в немецкоязычных странах. Положение Христианской Церкви в этих странах в первом тысячелетии по Р.Х. Миссионеры-просветители германских племен: свв. Бонифаций, Штурмий, Ансгарий и т.д. 

б)Католическая Церковь в средневековье. Предпосылки к возникновению Реформации. Лютер, Цвингли, Меланхтон, основные тексты реформаторов (Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские тезисы, Катехизис Лютера и пр.). Эпоха пиетизма (17-18 вв.): Франке, Цинцендорф. Либеральное богословие как проявление рационализма 19 в.: Баур, Штраус.

 в)Православная Церковь в немецкоязычных странах в 19-20 вв. Возникновение православных общин, в том числе немецкоязычных. Проблема перевода богослужения на немецкий язык. Деятельность протоиерея Алексия Мальцева по переводу богослужебных текстов. Проблема православной диаспоры в 20 в. Подъем интереса к Православию в конце 20 в. как следствие духовного кризиса на Западе.

2) Философский

а)Немецкая идеалистическая философия как феномен религиозного развития Германии. Кант, Гегель, Шеллинг.

б)Тема Востока и России в трудах немецких философов кон. 19 – нач. 20 вв.: Шпенглер, Шубарт.

в)Философия 20 в.: Хайдеггер, Ясперс, Юнг.

3)Богословский

а)Богословие 19 в.: Шлейермахер, Кьеркегор.

б)Протестантское богословие 20 в.: Барт, Тиллих, Панненберг;

в)Католическое богословие 20 в.: Кюнг, Ранер.

Предполагается дать краткие биографии всех вышеперечисленных авторов и отрывки из их наиболее значительных трудов, (в отношении просветителей германских племен – их краткие жития и исторические сведения об их деятельности).

Предварительный срок составления пособия — 2 года (подбор и обработка материала, его адаптирование и комментирование, составление словаря, набор, изготовление оригинал-макета и т.д.). Осуществление данного проекта потребует помимо работы составителей привлечения сил компетентных специалистов из российских и немецких вузов. Такие консультации необходимы, чтобы пособие соответствовало современным требованиям, предъявляемым к учебной литературе подобного рода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46990. Статистика населения. Перестрахование как операция по достижению финансовой устойчивости страховщика 44.64 KB
  Статистика населения. Статистика населения это древнейшая отрасль статист науки которая изучает население и процессы связанные с его динамикой с колич кач стороной в конкр условиях общественного развития. Статистика населения использует свои методы с целью более полного изучения анализа и прогнозирования населения страны регионов и т. К основным демографическим показателям относятся: численность и состав населения число родившихся и умерших число браков и разводов численность прибывших и выбывших из страны.
46991. Инновации в профессиональном образовании. Психология профессионального обучения и социально-профессионального воспитания 42.5 KB
  Психология профессионального обучения и социальнопрофессионального воспитания Наиболее общим понятием является научение которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения какихлибо действий: физических умственных.Происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании устраняются лишние движения появляются возможности положительного переноса навыка. 4 Высокоавтоматизированный навык точное экономное устойчивое выполнение действий 5...
46994. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 43.1 KB
  Участники процесса стратегического управления Генеральный директор на фирме как капитан корабля является самым влиятельным и ответственным менеджером по стратегии. Вицепрезиденты по производству маркетингу финансам кадрам и другие функциональные руководители тоже несут ответственность за разработку и осуществление стратегии. Функциональные руководители принимают деятельное участие в предложении в разработке ключевых направлений общей стратегии работая вместе с исполнительным директором и добиваясь выработки консенсуса они повышают...
46995. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности 36.39 KB
  Расходы УОК делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся арендные платежи командировочные расходы расходы на проведение семинаров съездов почтовые представительские издержки и другие. Переменные расходы УОК фонд оплаты труда ФОТ с налогами закупка материалов оплата услуг сторонних организаций. расходы.
46996. Работа редактора над научно-популярным изданием 43 KB
  Работа редактора над научно-популярным изданием Научно-популярное издание – издание которое содержит сведения о теоретических и или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме. Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научнопопулярного издания можно считать все что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое...
46998. Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории 43.26 KB
  Кроме пашни древнее население Беларуси имело огороды и сады . 4 Экономическое развитие и социальные отношения в Беларуси в 1416 вв. На территории Беларуси продолжается процесс формирования и совершенствования феодальных отношений.