16043

Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...

Русский

2013-06-18

91.83 KB

2 чел.

Г. Ханзен Д. Моисеев

Программа преподавания немецкого языка

в Духовной Семинарии (1-4 курсы)

Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе

Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовного образования и должно соответствовать его целям и задачам. Студент Духовной школы, изучая иностранный язык наряду с богословскими, церковно-историческими и  прочими учебными дисциплинами, предусмотренными программой Духовной Семинарии, должен делать это с учетом конкретного применения знаний немецкого языка в своей дальнейшей научно-богословской или миссионерско-просветительской деятельности. Таким образом, целью преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии, по нашему мнению,  является научить студентов читать богословскую, а также любую другую  литературу гуманитарной направленности, а также ознакомить учащихся с навыками литературного перевода и привить им навыки устной речи. 

План преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии

По нашему мнению,  в Духовной Семинарии имеет смысл изучать иностранный язык в течение 4 лет. Это вполне достаточный срок для того чтобы достигнуть целей, определяемых данной программой. В течение пятого, заключительного года обучения студенты смогут на практике использовать свои знания иностранного языка для написания дипломных сочинений, приобретая при этом необходимые навыки самостоятельной работы с немецкоязычной литературой. Для того чтобы в течение 4 лет пройти программу, изначально рассчитанную на 5 лет (если быть точнее – на четыре с половиной года, поскольку на последнем году обучения в связи с написанием дипломной работы учебная нагрузка сокращается вдвое), предлагается на первом году обучения проводить не по 4, а по 6 уроков в неделю.

Учитывая реальную ситуацию, когда вновь поступившие студенты имеют разный уровень языковой подготовки, на первом же месяце обучения необходимо произвести разделение студентов на сильную и слабую группы. Эти группы будут заниматься по одной программе, но в разном темпе. Соответственно за 4 года обучения учащиеся сильной группы должны пройти учебный курс Гете-института и освоить тексты, содержащиеся в учебном пособии по немецкому языку для Духовных школ (см. ниже), а учащиеся слабой группы проходят учебный курс Гете-института в течение 3 лет и в 4 учебном году работают над текстами первого раздела указанного пособия.

 Если сильная группа будет проходить материал, рассчитанный на 45 минут, в течение урока, длящегося 35 минут, то через 2 года обучения  она должна перейти к чтению текстов по хрестоматии и параллельно с этим в течение первого семестра 3 года обучения завершить работу над 3-й частью курса Гете-института.  В оставшиеся полтора года обучения эти студенты продолжают работу над  2 и 3 разделами учебного пособия.

Учебное пособие по немецкому языку для 1-3 курсов
Духовной Семинарии

Прежде чем начинать работу по специальной программе, направленной на ознакомление с философской и богословской литературой, необходимо дать учащимся базовые знания, позволяющие самостоятельно работать с текстом. Для достижения этой цели мы предлагаем использовать учебный курс немецкого языка Sprachkurs Deutsch (Москва, 1998 Т. 1-3), разработанный институтом немецкого языка им. Гете с учетом современных методик преподавания иностранных языков.

Этот учебник, состоящий из 3 томов, содержит в себе всю основную грамматику немецкого языка. Том состоит из 14 частей (уроков), каждая из которых посвящена определенной грамматической теме, изучаемой на фоне погружения в определенную жизненную ситуацию.  Книга содержит целый ряд разнообразных упражнений, помогающих учащимся осваивать и усваивать изучаемый грамматический материал. По своему содержанию тексты и упражнения уроков основываются на реалиях сегодняшней жизни Германии. 

Особенность данного курса заключается в том, что как изложение грамматического материала, так и характер упражнений ориентированы на развитие так называемого языкового мышления, дающего возможность активного и живого владения языком.

В качестве дополнения к учебнику специально разработано приложение для преподавателя, содержащее ряд ценных указаний и рекомендаций дидактического характера, а также прилагается словарь, содержащий необходимый минимум лексики.

 Тексты каждого урока записаны на аудиокассетах, которые можно использовать как в процессе работы в группе, так и в ходе индивидуальных занятий. Помимо этого существуют также слайды, которые можно использовать как наглядное пособие при работе над курсом.

Студенты, успешно завершившие работу над данным курсом, могут сдавать экзамен в Гете-институте и получить сертификат, подтверждающий их знания языка на уровне Grundstufe (первый из 3 уровней владения языком) и позволяющий продолжать образование в средних и некоторых высших учебных заведениях Германии. 

План учебного пособия по немецкому языку для 3-4 курсов

Духовной Семинарии

Предлагаемое к составлению учебное пособие должно представлять собою, по нашему мнению, книгу для чтения, или хрестоматию, содержащую тексты по истории, богословию и философии немецкоязычных стран. Работая по этой книге, студент должен не только изучать на ее материале какие-либо грамматические явления или расширять свой словарный запас, но и знакомиться по мере возможности с христианизацией немецкоязычных стран, с развитием в них богословской и философской мысли, наконец, с миссией, которую осуществляет в этих странах Православная Церковь.

Структура учебного пособия 

В основу построения данного пособия, по нашему мнению, должен быть положен  классический принцип от простого к сложному. Это означает, что хрестоматия должна начинаться текстами, максимально или в значительной степени адаптированными для восприятия студентов, и заканчиваться оригинальными текстами, в которых подлежат разъяснению только самые сложные и неудобочитаемые места.

Указанный принцип требует, чтобы тексты размещались в книге по степени сложности. В связи с этим представляется целесообразным поместить в первом разделе хрестоматии тексты исторического содержания, во  втором — философского и, наконец, в третьем — богословского содержания. Отдельной задачей видится составление словаря богословских и философских терминов, с помощью которого можно было бы переводить тексты, содержащиеся в хрестоматии.

Содержание учебного пособия

Как уже говорилось выше, пособие должно быть не только своеобразным тренингом определенных грамматических правил и конструкций, но и по своему содержанию оно должно быть познавательным с точки зрения исторической, философской и богословской. Исходя из этого, а также учитывая принцип нарастающей сложности при отборе и подаче материала, представляется уместным разбить хрестоматию на 3 тематических раздела:

 1) Исторический

а)Распространение христианства в немецкоязычных странах. Положение Христианской Церкви в этих странах в первом тысячелетии по Р.Х. Миссионеры-просветители германских племен: свв. Бонифаций, Штурмий, Ансгарий и т.д. 

б)Католическая Церковь в средневековье. Предпосылки к возникновению Реформации. Лютер, Цвингли, Меланхтон, основные тексты реформаторов (Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские тезисы, Катехизис Лютера и пр.). Эпоха пиетизма (17-18 вв.): Франке, Цинцендорф. Либеральное богословие как проявление рационализма 19 в.: Баур, Штраус.

 в)Православная Церковь в немецкоязычных странах в 19-20 вв. Возникновение православных общин, в том числе немецкоязычных. Проблема перевода богослужения на немецкий язык. Деятельность протоиерея Алексия Мальцева по переводу богослужебных текстов. Проблема православной диаспоры в 20 в. Подъем интереса к Православию в конце 20 в. как следствие духовного кризиса на Западе.

2) Философский

а)Немецкая идеалистическая философия как феномен религиозного развития Германии. Кант, Гегель, Шеллинг.

б)Тема Востока и России в трудах немецких философов кон. 19 – нач. 20 вв.: Шпенглер, Шубарт.

в)Философия 20 в.: Хайдеггер, Ясперс, Юнг.

3)Богословский

а)Богословие 19 в.: Шлейермахер, Кьеркегор.

б)Протестантское богословие 20 в.: Барт, Тиллих, Панненберг;

в)Католическое богословие 20 в.: Кюнг, Ранер.

Предполагается дать краткие биографии всех вышеперечисленных авторов и отрывки из их наиболее значительных трудов, (в отношении просветителей германских племен – их краткие жития и исторические сведения об их деятельности).

Предварительный срок составления пособия — 2 года (подбор и обработка материала, его адаптирование и комментирование, составление словаря, набор, изготовление оригинал-макета и т.д.). Осуществление данного проекта потребует помимо работы составителей привлечения сил компетентных специалистов из российских и немецких вузов. Такие консультации необходимы, чтобы пособие соответствовало современным требованиям, предъявляемым к учебной литературе подобного рода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60334. Обследование курящего человека: спирометрия, определение котинина, содержание метгемоглобина 139.5 KB
  Объём форсированного выдоха при котором была достигнута ПОС ОФВПОС может использоваться для оценки правильности дыхательного манёвра в остальном значение этого показателя не велико. Объём форсированного выдоха за первую секунду ОФВ1 зависит в основном от скорости потока в начале и середине выдоха. В ряде случаев производится измерение ОФВ3 объём форсированного выдоха за первые 3с однако этот показатель практически не имеет самостоятельного диагностического значения. Кроме измерения ОФВ1 обычно вычисляют его отношение к ЖЕЛ или...
60335. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МНОГОСТРАНИЧНОГО ОТЧЕТА С ГРУППИРОВКОЙ 63.5 KB
  Создание промежуточных итогов в отчетах. Проектирование отчета для проектирования отчета в окне базы данных перейдите на вкладку Отчеты и нажмите кнопку...
60336. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ ОТЧЕТОВ С ГРУППИРОВКОЙ 55.5 KB
  Проектирование подчиненных отчетов. Спроектировать на основе этого документа отчеты в виде таблицы: выпуск продукции за год: наименование продукции годовой выпуск; выпуск продукции по полугодиям: наименование продукции выпуск по полугодиям...
60338. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ И ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКО 2.56 MB
  Наденьте латексные перчатки и используйте другие приспособления для защиты себя и пострадавшего от возможного инфицирования. Наденьте латексные перчатки и используйте другие приспособления для защиты себя и пострадавшего от возможного инфицирования.
60339. СОЗДАНИЕ МАКРОСОВ 115 KB
  Аccess имеет широкий набор инструментов для работы с базами данных таблицами запросами формами и отчетам. Сохранить форму пол именем Форма...
60340. СТРЕСС. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 315 KB
  В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера.
60341. Заняття гуртка поетичного перекладу «Ліричні струни» 47 KB
  Обладнання: слайди з асоціативними зображеннями до теми любов підготовлені учнями паперові сердечка для написання рим до слова love карточки для складання буріме. They think bout friendship nd love. А що таке любов для вас Які асоціації викликає у вас це слово відповіді дітей і демонстрація слайдів Учень 1: Love for me is the rod which hs the beginning but hs no end. Учень2: Love for me is cozy shelter in riny wether.
60342. Лексикологія. Фразеологія 83.5 KB
  Слово і його лексичне значення. Навчальна: активізувати узагальнити та систематизувати знання студентів про слово як предмет вивчення лексикології про лексичне значення слова про синоніми антоніми та пароніми про фразеологію...