16237

Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм

Русский

2013-06-20

350 KB

3 чел.

Визуализация численных методов.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений.

Содержание

Введение. 

1. Постановка задачи и математическая модель. 

2. Описание численных методов (применительно к конкретной задаче) 

3. Блок-схемы программ и основных подпрограмм. 

4. Листинг программы на языке VisualBasic. 

5. Формы проекта

6. Решение задачи в Mahtcad. 

Заключение. 


Введение.

В настоящее время существует множество технических систем и технологических процессов, характеристики которых непрерывно меняются со временем. Такие явления обычно подчиняются физическим законам, которые формулируются в виде дифференциальных уравнений.

Дифференциальным называется уравнение, содержащее одну или несколько производных. Лишь очень немногие из них удается решить без помощи вычислительной техники. Поэтому численные методы решения дифференциальных уравнений играют огромную роль в практике инженерных расчетов.

Для решения таких уравнений удобно использовать языки программирования, так как они позволяют быстро и точно найти решения уравнения и построить график интегральной кривой.

Целью данной работы является решение задачи Коши для дифференциального уравнения 1-го порядка.

Чтобы достичь поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить численные методы решения дифференциальных уравнений;

2. Самостоятельно вычислить первую точку интегральной кривой заданными методами;

3. Написать программу для построения интегральной кривой на языке программирования VusuaiBasic;

4. Проверить решение в среде MathCad.

1. Постановка задачи и математическая модель.

Решить методами Эйлера и Эйлера модифицированного задачу Коши для дифференциального уравнения 1-го порядка на отрезке [X0; Xk] с шагом h и начальным условием: Y(X0) = Y0.

Ответ должен быть получен в виде таблицы результатов:

X

Y(1)

Y(2)

YT

X0

Y0(1)

Y0(2)

Y(X0)

X1

Y1(1)

Y1(2)

Y(X1)

Xk

Yk(1)

Yk(2)

Y(Xk)

Где Y(1), Y(2) – решения, полученные различными численными методами, YT – точное решение дифференциального уравнения.

Возможно представление результатов решения не в виде таблицы, а в виде списков.

Данные таблицы визуализировать на форме в виде графиков.

Перед вычислением последнего столбца таблицы результатов необходимо из начальных условий вычесть значение коэффициента c, используемого в общем решении.

  

Дифференциальное уравнение

X0

Xk

h

Y0

Общее решение

(y^2-2*x*y)dx+x^2=0

1

2

0,1

0.2

y=x^2/(c+x)


2. Описание численных методов (применительно к конкретной задаче)

Метод Эйлера модифицированный

Этот метод часто используют для уменьшения погрешности вычислений.

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка

y’= f(x,y)

с начальным условием

y(x0)=y0

выберем шаг h и введем обозначения:

xi = x0 +i h и yi = y(xi ), где i=0,1,2… 

xi  узлы сетки,

yi  значения интегральной функции в узлах

При использовании модифицированного метода Эйлера шаг h делится на два отрезка.

Метод Эйлера модифицированный


Расчет первой точки методом Эйлера модифицированного.

  1.  строим оси координат;
  2.  отмечаем начальную точку интегральной кривой А(x0;y0);
  3.  ищем угол наклона касательной к графику в точке А(1;0.2);

y’(x0) = f(x0;y0)

α0 = arctg(f(x0;y0))

α0 = arctg((0.2/1)*( 2-0.2/1)) = arctg(0.36)

  1.  строим касательную L0 к графику функции в точке А под углом α0 ;
  2.  находим x1 по формуле x1=x0+i*h

x1=1+1*0.1=1.1

  1.  отмечаем середину отрезка x1/2=x0+h/2 и проводим прямую из этой точки до прямой L0, отмечаем точку B(xb;yb);
  2.  ищем координаты точки В:

xb = x0+h/2

xb = 1+0.05=1.05

yb =  y0+h/2*f(x0;y0)

yb = 2+0.05*((0.2/1)*(2-0.2/1))

yb = 2.018

значит точка В имеет координаты (1.05;2.018);

  1.  ищем угол наклона касательной к графику в точке В:

αb = arctg(f(xb;yb))

αb= arctg((2.018/1.1)*(2-2.018/1.1)=arctg(0.304);

  1.  строим касательную L1 в точке В под углом αb;
  2.  проводим прямую x1=x0+h (=1+0.1=1.1)до пересечения с прямой L1, отмечаем точку С(x1;y1);
  3.  ищем y точки С:

y1=yb+h/2*f (xb;yb)

y1= 2.018+0.05*0.304

y1=2.17

значит точка С имеет координаты (1.1; 2.17)

Метод Рунге-Кутта 4-го порядка

Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка

y’= f(x,y)

c начальным условием

y(x0)=y0

выберем шаг h и введем обозначения:

xi = x0 +i h и yi = y(xi ), где i=0,1,2… 

Согласно методу Рунге-Кутта четвертого порядка, последовательность значения yi  искомой функции y определяется по формуле:

yi+1 = yi +∆ yi

где

∆ yi= 1/6* ( k1+2k2+2k3+k4 ), i=0,1,2…

а числа k1 ω , k2 ω, k3 ω , k4 ω на каждом шаге вычисляются по формулам:

k1= h * f ( x1, y1 )

k2= h * f ( x1+h/2, y1+ k1/2 )

k3= h * f ( x1+h/2, y1+ k2/2 )

k4= h * f ( x1+h, y1+k3 )

Метод Рунге-Кутта легко программируется и обладает значительной точностью и устойчивостью для широкого круга задач.

Метод Рунге-Кутта 4 порядка
Расчет первой точки методом Рунге-Кутта 4 порядка.

k1 =  h*f(x0;y0)

k1 = 0.1*(0.2*(2-0.2)) = 0.036

k2 = h*f(x0+h/2; y0+k1/2)

k2 = 0.1*((0.218/1.05)*(2-0.218/1.05)) = 0.037

k3 = h*f(x0+h/2;y0+k2/2)

k3 = 0.1*((0.2185/1.05)(2-0.2185)) = 0.0373

k4 = h*f(x0+h/2;y0+k3)

k4 = 0.1*((0.2373/1.1)(2-0.2373/1.1))=0.038

∆y = k = (k1+2*k2+2*k3+k4)/6

y = k = (0.036+2*0.037+2*0.0373+0.038)/6 = 0.036

y1=∆y +y0

y1 = 0.036 + 0.2 = 0.236

3. Блок-схемы программ и основных подпрограмм.

Для решения задачи и составления программы составим основные блок-схемы, которые приведены ниже.

1.Подпрограмма метода Эйлера модифицированного

 

 


2. Подпрограмма метода Рунге-Кутта 4 порядка

3. Подпрограмма общего решения функции

4. Алгоритм функции


5. Алгоритм программы



4. Листинг программы на языке VisualBasic.

Dim x(), em(), rk(), o() As Single

Private i, n As Integer

Private x0, xk, y0, h, miny, maxy, minx, maxx As Single

Function f(a, b) As Single

f = -((b * b) - 2 * a * b) / (a * a)

End Function

Private Sub EilerM()

ReDim x(n)

ReDim em(n)

x(0) = x0

em(0) = y0

For i = 0 To n - 1

x(i) = Round(x0 + i * h, 3)

em(i + 1) = Round(em(i) + h * f(x(i) + h / 2, em(i) + h / 2 * f(x(i), em(i))), 3)

Next i

End Sub

Private Sub RungeKutt()

ReDim x(n)

ReDim rk(n)

x(0) = x0

rk(0) = y0

For i = 0 To n - 1

x(i) = Round(x0 + i * h, 3)

 k1 = h * f(x(i), rk(i))

 k2 = h * f(x(i) + (h / 2), rk(i) + (k1 / 2))

 k3 = h * f(x(i) + (h / 2), rk(i) + (k2 / 2))

 k4 = h * f(x(i) + h, rk(i) + k3)

 k = (k1 + 2 * k2 + 2 * k3 + k4) / 6

rk(i + 1) = Round(rk(i) + k, 3)

Next i

End Sub

Private Sub Obchee()

ReDim x(n)

ReDim o(n)

c = Round(((x0 * x0 / y0) - x0), 3)

For i = 0 To n

x(i) = Round(x0 + (i * h), 3)

o(i) = Round((x(i) * x(i)) / (c + x(i)), 3)

Next i

End Sub

Private Sub Command1_Click()

x0 = Val(Text1.Text)

xk = Val(Text2.Text)

y0 = Val(Text3.Text)

h = Val(Text4.Text)

n = Round((xk - x0) / h)

c = Round(((x0 * x0 / y0) - x0), 3)

MSFlexGrid1.Cols = 4

MSFlexGrid1.Rows = n + 2

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 0) = "x"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 1) = "Obchee"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 2) = "EilerM"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 3) = "RungeKutt"

EilerM

RungeKutt

Obchee

For i = 0 To n

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 0) = Str(x(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 1) = Str(o(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 2) = Str(em(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 3) = Str(rk(i))

Next i

miny = o(0)

maxy = o(n)

For i = 1 To n

If em(i) > maxy Then maxy = em(i)

If em(i) < miny Then miny = em(i)

If rk(i) > maxy Then maxy = rk(i)

If rk(i) < miny Then miny = rk(i)

If o(i) > maxy Then maxy = o(i)

If o(i) < miny Then miny = o(i)

Next i

Label9.Caption = Str(maxy)

Label10.Caption = Str(maxx)

Label11.Caption = Str(miny)

Label12.Caption = Str(minx)

Picture1.Cls

kx = (3600 - 240) / (xk - x0)

ky = (5640 - 360) / (maxy - miny)

For i = 0 To n - 1

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (em(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (em(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(0, 0, 9999)

Next i

For i = 0 To n - 1

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (rk(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (rk(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(0, 9999, 0)

Next i

For i = 0 To n - 1

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (o(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (o(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(9999, 0, 0)

Next i

End Sub

Private Sub Command2_Click()

End

End Sub

5. Формы проекта

Форма разработки проекта.

 


Форма с результатами работы проекта.


6. Решение задачи в Mathcad.


 


Заключение.

В курсовой работе были описаны методы Эйлера модифицированного и Рунге-Кутта четвертого порядка. С помощью которых была решена задача Коши первого порядка. В ходе работы были построены блок-схемы программ, разработан код программы построения графика в VisualBasic.

С помощью данной работы были закреплены навыки работы в различных приложениях WINDOWS, а именно Microsoft Word, Mathcad и  VisualBasic.

Курсовая работа на тему «Визуализация численных методов» показалась мне интересной и была выполнена по указаниям преподавателя.


y

x

y=y(x)

О

А

С

В

h/2

h

xi

xi+1

ε1

ε

α

α1

EilerM(x0,xk,y0,n,em)

h=(xk-x0)/n

i = 1, …, n-1

x = x0 + i * h

em(i + 1) = em(i) + h * f(x + h / 2, em(i) + h / 2 * f(x, em(i))

End

RungeKutt (x0,xk,y0,n,rk)

h=(xk-x0)/n

i = 1, …, n-1

nd

x(i) = x0 + i * h

k1 = h * f(x, rk )

k2 = h * f(x + (h / 2), rk  + (k1 / 2))

k3 = h * f(x + (h / 2), rk + (k2 / 2))

k4 = h * f(x + h, rk  + k3)

k = (k1 + 2 * k2 + 2 * k3 + k4) / 6

rk (i + 1) = rk (i) + k

Obchee

x(n), o(n)

i = 1, …, n

x(i) = (x0 + (i * h)

o(i) = ((x(i) * x(i)) / (c + x(i))

End

f (a,b)

f=b/a*(2-b/a)

End

Start

x0,xk,y0,h

n=(xk-x0)/h

C=(x^2/y)-x

i=0,..,n-1

x=x0+i*h

em(i)>maxy

Maxy=em(i)

em(i)<miny

Miny=em(i)

да

нет

да

нет

EilerM

RungeKutt

Obchee

rk(i)>maxy

Maxy = rk(i)

rk(i)<miny

miny=rk(i)

o(i)>maxy

maxy=o(i)

o(i)<miny

miny=o(i)

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

i=0,..,n-1

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (em(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (em(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(0, 0, 9999)

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (rk(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (rk(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(0, 9999, 0)

z1 = Round(240 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5640 - (o(i) - miny) * ky)

z3 = Round(240 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5640 - (o(i + 1) - miny) * ky)

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), RGB(9999, 0, 0)

End

i=0,..,n-1

MSFlexGride

Label7

Label 6

Label 1

Text3

Text2

Text1

Picture1

Command2

Command1

Text4

Label 5

Label 4

Label 3

Label 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8408. Право средневекового Китая 63.5 KB
  Право средневекового Китая. От этого времени до нас дошли два важных правовых памятника: Уголовное установление Тан (Тан Люй Шу И), составленный в годы правления императорской династии Тан (VII - X вв) и Законы Великой династии Мин, составлен...
8409. Право Древнего Китая 30 KB
  Право Древнего Китая. В древнекитайском праве земля формально считалась государственной собственностью, но фактически ею владела община. Власть получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о купле - продаже зем...
8410. Древний Китай. История 57 KB
  Древний Китай История Древнего Китая ведет свое начало со II тысячелетия до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь же появилась иероглифическая письменность-основной источник знаний о Древнем Китае. Характерная осо...
8411. Китай. Телевидению предписано стать серьезнее 126.5 KB
  Китай Телевидению предписано стать серьезнее Власти Поднебесной в борьбе за моральные устои общества убирают с телеэкранов развлекательные программы. В первую очередь пострадают различные реалити-шоу, поиски талантов, а также программы, помогающие о...
8412. Искусство Древнего Китая разных периодов 2.33 MB
  Искусство Древнего Китая Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудия...
8413. Искусство и костюм Китая 44.5 KB
  Искусство и костюм Китая. Китай, как и Индия, является одной из древнейших восточных цивилизаций. Искусство средневекового Китая складывалось в обстановке постоянного вторжения кочевых племен, которые привносили в его высокоразвитую культуру элемент...
8414. Архитектура Древнего Китая 2.77 MB
  Архитектура Древнего Китая Особенности градостроительства Древнего Китая Крепостные сооружения. Великая китайская стена. Культовое зодчество Древнего Китая Жилые здания Древнего Китая Принципы садово-парковой архитектур...
8415. Культура Древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство 76 KB
  Культура Древнего Китая. Китай - огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей. В Китае проживают пятьдесят народностей, не считая китайской общности, состоящих из четырех основных этноязычных групп. Сегодня...
8416. Древнейший Китай 22 KB
  Древнейший Китай История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до х.э. Концом ее считают круш...