16255

Исследование структуры и принципа действия конвертора телевизионных сигналов

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Лабораторная работа №2 Исследование структуры и принципа действия конвертора телевизионных сигналов 1 Цель работы: 1.1 Изучить структурную схему конвертора СТ07. 1.2 Научиться производить настройку конвертора СТ07. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.:

Русский

2013-06-20

856.5 KB

3 чел.

Лабораторная работа №2

Исследование структуры и принципа действия конвертора телевизионных сигналов

1 Цель работы:

1.1 Изучить структурную схему конвертора СТ-07.

1.2 Научиться производить настройку конвертора СТ-07.

2 Литература:

2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.: Радио и связь. 1986 (стр.305-313).

2.2 Колин К.Т. Телевидение.- М.: Радио и связь. 1987 (стр. 180-183).

2.3 Техническое описание головной станции TERRA.

2.4 Техническое описание DL-4.

3 Подготовка к работе:

3.1 Ознакомиться с основным оборудованием.

3.2 Изучить приложение А «Конвертор телевизионный СТ-07»

3.3 Ответить на вопросы допуска к работе:

3.3.1 Сигналом какой полярности модулируется несущая изображения в стандарте, принятом у нас в стране? Почему?

3.3.2 Какая полоса частот отводится на один телевизионный канал?

3.3.3 Нарисуйте спектр телевизионного радиосигнала.

3.3.4 В какой полосе частот передается нижняя боковая полоса?

3.3.5 Почему мощность передатчика звукового сопровождения меньше чем мощность передатчика изображения?

3.3.6 В каких диапазонах частот осуществляется телевизионное вещание?

3.3.7 В скольких поддиапазонах осуществляется телевизионное вещание?

3.3.8 Как распределены телевизионные каналы по поддиапазонам частот?

3.3.9 Какая частота телевизионного радиосигнала принята за частоту телевизионного радиоканала?

4 Основное оборудование:

4.1 Головная станция TERRA.

4.2 Анализатор спектра DL-4.

4.3 Персональный компьютер.

5 Задание:

5.1 Зарисовать и изучить структурную схему СТ-07 (приложение А).

5.2 Научиться производить настройку блока СТ-07 (приложение А).

5.3 Выполнить настройку конвертора, согласно таблице 1.

Таблица 1 – Параметры канала

№ бригады

№ модуля

№ вх. канала

№ вых. канала

1

2

1

2

5

7

3

8

21

5.4 Произвести сравнение спектров входного и выходного сигналов конвертора.

5.5 Подготовить электронный отчет.

6. Порядок выполнения работы:

6.1 При выполнении лабораторной работы соблюдать ОТ и ТБ.

6.2 Изучить технические данные и структурную схему блока СТ-07 (приложение А).

6.3 Научиться настраивать конвертор головной станции (приложение Б).

6.4 Произвести настройку конвертора, согласно таблице 1.

6.5 Включить анализатор спектра DL-4 в режим SPECT.

6.6 Произвести захват спектров исходного и формируемого вами каналов.

6.7 Установить изображения спектров в электронный отчет и распечатать его.

6.8 Произвести сравнение спектров (различие уровней несущих, остаток нижней боковой, разнос частот и др.).

6.9 Рассчитать частоты первого и второго гетеродинов конвертора.

7 Содержание отчёта:

7.1 Наименование работы.

7.2 Цель работы.

7.3 Основное оборудование.

7.4 Содержание работы:

7.4.1 Основные схемы.

7.4.2 Формулы для расчёта.

7.4.3 Таблицы.

7.4.4 Графики, диаграммы, характеристики.

7.4.5 Выводы и анализы полученных результатов.

8 Контрольные вопросы:

8.1 Как выглядит спектр ТВ сигнала на выходе передатчика?

8.2 Какие параметры у телевизионного радиоканала в стандарте, принятом у нас в стране?

8.3 Объясните принцип работы конвертора.

8.4 Каково назначение блоков СТ-07?

8.5 Чем определяется частота на выходе блока гетеродина?

8.6 Какие характеристики у блока СТ-07?


Приложение А

(информационное)

Конвертор телевизионный СТ-07

Конвертор телевизионный СТ–07 предназначен для переноса сигнала ТВ вещания с частоты принимаемого канала на частоту распределяемого канала в заданном диапазоне частот. Технические характеристики модуля СТ-07 представлены в таблице Г.1.

Таблица А.1 – Характеристики блока СТ-07

Тип блоков

СТ-071

СТ-072

Диапазон выхода

47…174 МГц

174…446 МГц

Вход

Частотный диапазон

48,5 – 862 МГц (каналы 1-69)

Уровень/импеданс

60 – 90 дБмкВ/75 Ом

Выход

Выходные каналы*

1…SR8

(48.5-174 МГц);

6…SR37

(174-446 МГц)

Выходной уровень

90 дБмкВ/75 Ом

Отключение выходного сигнала при входном уровне

50 дБмкВ

Подавление зеркального канала

> 53 дБ

Подавление второй боковой полосы на границе канала

> 35 дБ

Коэффициент шума

< 11 дБ

Нестабильность частоты

< 5∙10-5 

Точность установки частоты

±20 кГц

Проходные потери суммирования

< 0,5 дБ

Пределы регулировки уровня выходного сигнала

0…-8 дБ

Пределы регулировки несущей звука

0…-10 дБ

Потребляемая мощность

6 Вт

* – параметр переключается программным путем

  •  Высокая селективность обеспечивается фильтром ПАВ;
  •  Работа канал в канал;
  •  Кварцевая стабилизация частоты;
  •  Система АРУ по входу и выходу;
  •  Возможность изменять отношение видео/аудио несущих;
  •  Высокая чистота спектра;
  •  Разъемы: входной – типа IEC,

  проходные – типа F;

Структурная схема конвертора показана на рисунке А.1.

Рисунок А.1 - Конвертор ТВ каналов. Схема структурная

Принимаемый сигнал поступает на УРЧ, в котором происходит согласование конвертора с кабелем снижения, предварительная селекция сигнала (устранение прямого и зеркального каналов). Выбор принимаемого канала происходит с помощью изменения частоты гетеродина. Фильтр боковой полосы на выходе смесителя 1 настроен на частоту 38 МГц, поэтому частота гетеродина должна быть на 38 МГц выше частоты принимаемого сигнала. При этом фильтр боковой полосы будет выделять разностную частоту fпч = fг - fc. Спектр промежуточной частоты «перевернётся», относительно исходного, рисунок А.2.

Рисунок А.2 – Спектр промежуточной частоты

Частота гетеродина изменяется под действием управляющих сигналов, поступающих с управляющего устройства, которое в свою очередь управляется модулем управления СР-03. Для стабилизации уровня входного сигнала смесителя, УРЧ охвачен АРУ, которая анализирует уровень сигнала промежуточной частоты и вырабатывает управляющее напряжение для УРЧ пропорциональное ему.

Основная селекция сигнала осуществляется в тракте ПЧ с помощью фильтра на поверхностных акустических волнах (ПАВ). Для возможности изменения отношения уровней несущих изображения и звукового сопровождения спектр ПЧ делится с помощью вилки фильтров. ПЧ сигнала звукового сопровождения (31,5 МГц) проходит через регулятор уровня несущей сигнала звукового сопровождения, после чего эти сигналы снова объединяются. Изменение уровня несущей сигнала звукового сопровождения возможна в пределах от 0 до -10 дБ с помощью регулятора AUDIO LEVEL, расположенного на передней панели модуля.

Полученный сигнал поступает на смеситель, на второй вход которого подано напряжение частоты fг с блока гетеродина. Частота гетеродина определяется номером выходного канала конвертора, и всегда на 38 МГц выше несущей частоты изображения этого канала. Частота гетеродина изменяется под действием управляющих сигналов, поступающих с управляющего устройства, которое в свою очередь управляется с модуля управления СР-03. В модуляторе есть возможность расстройки несущей частоты за счет изменения частоты гетеродина с шагом 250 кГц.

Полосовой фильтр выделяет разностную частоту из спектра на выходе смесителя, в результате чего спектр «переворачивается» (рисунок А.3), причем несущая частота сигнала звукового сопровождения получается на 6.5 МГц выше несущей частоты изображения.

Рисунок А.3 - Спектр радиосигнала

Для стабилизации выходного уровня усилитель высокой частоты УВЧ охвачен системой АРУ. На нее подается часть мощности с выхода УВЧ. На системе АРУ организован регулятор уровня выходного сигнала (LEVEL). Если уровень входного сигнала меньше 50 дБмкВ – выходной сигнал автоматически выключается (гаснет светодиод AGC). Работоспособность конвертора определяется индикатором AGC (АРУ). При наличии выходного сигнала на конверторе индикатор AGC светиться.

В выходном направленном ответвителе происходит сложение выходного сигнала конвертора с выходными сигналами предыдущих модулей.

Внешний вид конвертора показан на рисунке А.4.

Рисунок А.4 – Конвертор ТВ каналов. Внешний вид

Цифрами на рисунке указаны следующие элементы управления модуля:

  1.  Разъем входного ВЧ сигнала конвертора (диапазон 47-862 МГц);
  2.  ADRESSED – индикатор выбора модуля;
  3.  AUDIO LEVEL – регулятор уровня несущей звука;
  4.  BAND – указатель номера диапазона выходных каналов блока (например BAND1 соответствует блоку СТ071 (48,5-174 МГц));
  5.  AGC – индикатор автоматической стабилизации уровня выходного сигнала модуля;
  6.  LEVEL – регулятор уровня выходного сигнала модуля;
  7.  RS INPUT – разъем входного (суммируемого) сигнала конвертора;
  8.  RF OUTPUT – разъем выходного сигнала конвертора


Приложение Б

(информационное)

Настройка конвертора

Модули станции головной управляются при помощи контрольно-процессорного модуля CP-03 или при помощи ПК с установленным программным обеспечением CTV Link, подключенного к этому блоку через интерфейс RS232 (СОМ).

Чтобы тип модуля правильно распознавался модулем СР-03 необходимо в меню Сonf (Configuration) каждому номеру блока присвоить правильный тип модуля.

Настройка блока начинается с перевода станции в режим настройки Tune. Для этого необходимо на передней панели блока СР-03 нажимать кнопку S до появления на знакосинтезирующем индикаторе надписи Tune. Выбор режима осуществляется согласно алгоритму, показанному на рисунке Б.1.

Рисунок Б.1 – Выбор режима. Алгоритм

Рисунок Б.2 – Режим настройки. Алгоритм

После нажатия на кнопку  станция перейдет в режим настройки и на индикаторе появится надпись №1 – номер модуля готового для настройки. При этом на передней панели этого модуля загорается индикатор выбора модуля ADRESSED. Нажатием на кнопки  и  можно выбрать модуль, требуемый настройки рисунок Б.2.

После выбора номера модуля и нажатия на кнопку  на индикаторе СР-03 появится надпись, соответствующая типу этого модуля. Тип модуля задается при конфигурировании, поэтому здесь можно только проконтролировать правильность этого процесса. На индикаторе должно высветится СТ-07 при выборе конвертора. При повторном нажатии на кнопку  производится вход в меню настройки модуля, рисунок Б.3.

Рисунок Б.3 – Настройка СТ-07. Алгоритм

В конверторе настройка начинается с установки входного канала Inp., которая осуществляется с нажатия на кнопку  и дальнейшем нажиманием на  и . При этом на дисплее будут появляться номера каналов. При выборе необходимого входного канала необходимо нажать на кнопку .

Изменение выходного диапазона и выходного канала модуля Outp производится по следующему алгоритму, рисунок Б.4.

Рисунок Б.4 – Настройка выходного диапазона и выходного канала модуля СТ-07

При установке выходного диапазона необходимо учитывать разновидность настраиваемого модуля. Указатель выходного диапазона на передней панели модуля (рисунок А.4) показывает, в каком диапазоне он может работать. Первый диапазон соответствует выходным каналам ниже С6. Второй – от С6 и выше.

В конверторе можно производить сдвиг несущих частот dF относительно номинальных с шагом 250 кГц, согласно алгоритму, представленному на рисунке Б.5. И выключение выходного сигнала модуля RF согласно алгоритму Б.6.

Рисунок Б.5 – Настройка сдвига несущей частоты модуля СТ-07

Рисунок Б.6 – Включение/выключение выходного сигнала модуля



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28216. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже 36.5 KB
  Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...
28217. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления 42 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.
28218. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 37 KB
  Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.
28219. Язык и речь: виды речи и ее функции 38.5 KB
  Язык и речь: виды речи и ее функции. Речь конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков проявляющийся в различных процессах речи. Речь форма общения опосредствованная языком. Речь процесс использования языка.
28220. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы 48.5 KB
  При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение Есть еще один процесс памяти забывание. Деятельность памяти начинается с запоминания т. Таким образом запоминание можно определить как процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
28221. Основные характеристики памяти и методы их исследования 37 KB
  У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...
28222. Факторы и способы повышения эффективности запоминания 38 KB
  Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.
28223. Внимание, его характеристики и методы диагностики 49.5 KB
  Функции внимания: 1функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Свойства внимания: сосредоточенность удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении...
28224. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление 36.5 KB
  Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.