16259

Исследование структуры и принципа работы модулятора телевизионного МТ-07

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Лабораторная работа №3 4 часа Исследование структуры и принципа работы модулятора телевизионного МТ07 1 Цель работы: 1.1 Изучить структурную схему модулятора МТ07. 1.2 Научиться производить настройку модулятора МТ07. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.:...

Русский

2013-06-20

799 KB

47 чел.

Лабораторная работа №3 (4 часа)

Исследование структуры и принципа работы модулятора телевизионного МТ-07

1 Цель работы:

1.1 Изучить структурную схему модулятора МТ-07.

1.2 Научиться производить настройку модулятора МТ-07.

2 Литература:

2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.: Радио и связь. 1986 (стр.305-313).

2.2 Колин К.Т. Телевидение.- М.: Радио и связь. 1987 (стр. 180-183).

2.3 Техническое описание головной станции TERRA.

2.4 Техническое описание DL-4.

3 Подготовка к работе:

3.1 Ознакомиться с основным оборудованием.

3.2 Ознакомиться с приложением А.

3.3 Ответить на вопросы допуска к работе:

3.3.1 Сигналом какой полярности модулируется несущая изображения в стандарте, принятом у нас в стране? Почему?

3.3.2 Какая полоса частот отводится на один телевизионный канал?

3.3.3 Нарисуйте спектр телевизионного радиосигнала.

3.3.4 В какой полосе частот передается нижняя боковая полоса?

3.3.5 Почему мощность передатчика звукового сопровождения меньше чем мощность передатчика изображения?

3.3.6 В каких диапазонах частот осуществляется телевизионное вещание?

3.3.7 В скольких поддиапазонах осуществляется телевизионное вещание?

3.3.8 Как распределены телевизионные каналы по поддиапазонам частот?

3.3.9 Какая частота телевизионного радиосигнала принята за частоту телевизионного радиоканала?

4 Основное оборудование:

4.1 Головная станция TERRA.

4.2 Анализатор спектра DL-4.

4.3 Персональный компьютер.

5 Задание:

5.1 Познакомиться с принципом действия телевизионного модулятора (приложение А).

5.2 Зарисовать и изучить структурную схему МТ-07 (приложение А).

5.3 Научиться производить настройку блока МТ-07 (приложение Б).

5.4 Настроить модулятор, согласно таблице 1.

Таблица 1 – Параметры канала

№ бригады

№ модуля

№ выходного

канала

P/S,

дБ

Мdep,

%

dF,

кГц

1

15

7

10

72

-500

2

16

9

13

80

-250

3

15

11

16

86

+250

5.5 С помощью анализатора спектра DL-4 исследовать сформированный вами телевизионный канал.

5.6 Подготовить электронный отчет (приложение К).

6 Порядок выполнения работы:

6.1 При выполнении лабораторной работы соблюдать ОТ и ТБ.

6.2 Изучить технические данные и структурную схему блока МТ-07 (приложение А).

6.3 Научиться настраивать модулятор головной станции (приложение Б).

6.4 Произвести настройку модулей, согласно таблице 1.

6.5 Включить анализатор спектра DL-4 в режим SPECT на формируемом вами канале.

6.6 Заполнить таблицу 2.

Таблица 2 – результаты измерения

Результаты измерений

SPECT

fн из,

кГц

fн Зв,

кГц

Nиз,

дБ

Nзв,

дБ

NизNзв,

дБ

6.7 Произвести захват полученного изображения на компьютер.

6.8 Вставить изображение спектра в отчет и распечатать.

7 Содержание отчёта:

7.1 Наименование работы.

7.2 Цель работы.

7.3 Основное оборудование.

7.4 Содержание работы:

7.4.1 Основные схемы.

7.4.2 Формулы для расчёта.

7.4.3 Таблицы.

7.4.4 Графики, диаграммы, характеристики.

7.4.5 Выводы и анализы полученных результатов.

8 Контрольные вопросы:

8.1 Как выглядит спектр ТВ сигнала на выходе передатчика?

8.2 Какие параметры у телевизионного радиоканала в стандарте, принятом у нас в стране?

8.3 Каково назначение блока МТ-07?

8.4 Чем определяется частота на выходе блока гетеродина?

8.5 Объясните принцип работы МТ-07.

8.6 С помощью какого блока осуществляется управление модулями головной станции?


Приложение А

(информационное)

Модулятор телевизионный МТ-07

Модулятор телевизионный МТ-07 предназначен для модуляции входными сигналами изображения и звукового сопровождения соответствующих несущих выбранного канала. Модули МТ-07 по диапазону выходного сигнала подразделяются на два типа: МТ-071 – модуляторы с выходным сигналом в первом диапазоне (ниже 6 канала) и МТ-072 – модуляторы с выходным сигналом во втором диапазоне (6 канал и выше).

Технические характеристики модулятора приведены в таблице А.1.

Таблица А.1 – Технические характеристики блока МТ-07

Тип блоков

МТ-071

МТ-072

Диапазон выхода

47…174 МГц

174…446 МГц

Вход «Video»

Полоса частот

20 Гц – 6 МГц

Уровень/импеданс

1 В±3 дБ/75 Ом

Вход «Audio»

Полоса частот

20 Гц – 15 кГц

Уровень/импеданс

775 мВ RMS/600 Ом

Выход

Выходные

каналы*

1…SR8;

(48.5-174 МГц)

6…SR37

(174-446 МГц)

Уровень/импеданс

90 дБмкВ/75 Ом

Неравномерность АЧХ в полосе видео

±1 дБ

Отношение сигнал/шум

> 53 дБ

Подавление второй боковой полосы на границе канала

> 35 дБ

Изменение отношения A/V*

-10…-17 дБ

Глубина амплитудной модуляции, m*

72…86 %

Точность установки частоты

±10 кГц

Нестабильность частоты

< 10-5

Проходные потери суммирования

< -0,5 дБ

Предел регулировки уровня выходного сигнала

0…-10 дБ

Потребляемая мощность

4,5 Вт

* – параметр переключается программным путем

Структурная схема модулятора показана на рисунке А.1.Сигнал звукового сопровождения уровнем 0,775 В на нагрузке 600 Ом поступает на частотный модулятор, где частотно модулирует частоту 6,5 МГц с девиацией ±50 кГц. Полученный ЧМ-сигнал поступает на вход смесителя, на другой вход которого подается частота 38 МГц с кварцованного генератора. Фильтр боковой полосы выделяет разностную частоту 38 - 6,5 = 31,5 МГц. Аттенюатор позволяет установить отношение несущих изображения и звукового сопровождения от 10 до 17 дБ путем уменьшения несущей сигнала звукового сопровождения.

Полный телевизионный сигнал положительной полярности размахом 1 В поступает на видео усилитель, охваченный системой АРУ, с помощью которой устанавливается глубина модуляции несущей изображения от 70 до 86% с шагом в 2%. В АМ видеосигнал амплитудно модулирует частоту 38 МГц. Полосовой фильтр частично подавляет верхнюю боковую полосу.

Полученный АМ сигнал изображения и ЧМ-сигнал звукового сопровождения линейно складываются, формируя промежуточную частоту, спектр которой показан на рисунке А.2.

Полученный сигнал поступает на смеситель, на второй вход которого подано напряжение частоты fг с блока гетеродина. Частота гетеродина определяется номером канала, на котором работает модулятор, и всегда на 38 МГц выше несущей частоты изображения этого канала. Частота гетеродина изменяется под действием управляющих сигналов, поступающих с управляющего устройства, которое в свою очередь управляется с модуля управления СР-03. В модуляторе есть возможность расстройки несущей частоты за счет изменения частоты гетеродина с шагом 250 кГц.

Рисунок А.1 - Модулятор телевизионный. Схема электрическая структурная

Рисунок А.2 - Спектр сигнала на выходе сумматора

Полосовой фильтр выделяет нижнюю боковую из спектра на выходе смесителя, в результате чего спектр «переворачивается» (рисунок А.3), причем несущая звука получается на 6.5 МГц выше несущей частоты изображения.

Рисунок А.3 - Спектр радиосигнала

Для стабилизации выходного уровня усилитель высокой частоты УВЧ охвачен системой АРУ. На нее подается часть мощности с выхода УВЧ. На системе АРУ организован регулятор выходного уровня сигнала. Работоспособность модулятора определяется индикатором AGC (АРУ). При наличии выходного сигнала на модуляторе индикатор AGC светится. При необходимости в модуляторе есть возможность отключения выходного сигнала, для чего на АРУ подается напряжение отключения выходного сигнала модулятора с устройства управления.

В выходном направленном ответвителе происходит сложение выходного сигнала модулятора с выходными сигналами предыдущих модулей.

Внимание!!! При подключении к разъемам модулятора внешних источников видео/аудио сигналов, устройств обработки этих сигналов обязательно должны быть предварительно соединены корпуса кабельной станции и этих устройств, т.к. возможен выход из строя входных каскадов видео/аудио сигналов станции. Если источник сигнала питается от сети ~220В, то при подключении этого источника к СКТ его необходимо обесточить.

Внешний вид модулятора телевизионного МТ-07 показан на рисунке А.4.

Рисунок А.4 Модулятор телевизионный МТ-07. Внешний вид

Цифрами на рисунке отмечены следующие элементы модуля:

  1.  ADRESSED – индикатор выбора модуля;

2  INPUT VIDEO/AUDIO – разъем подключения источников видео/аудио сигнала;

3  BAND – указатель выходного диапазона модуля (например, BAND1 соответствует типу модулятора МТ-071);

  1.  AGC – индикатор автоматической стабилизации уровня выходного сигнала модуля (АРУ);

  1.  LEVEL – регулятор уровня выходного сигнала модуля;

  1.  RF INPUT – разъем входного (суммируемого) сигнала модулятора (вход РЧ);

  1.  RF OUTPUT – разъем выходного сигнала модулятора (выход РЧ).


Приложение Б

(информационное)

Настройка модуля

Модули станции головной управляются при помощи контрольно-процессорного модуля CP-03 или при помощи ПК с установленным программным обеспечением CTV Link, подключенного к этому блоку через интерфейс RS232 (СОМ).

Чтобы тип модуля правильно распознавался модулем СР-03 необходимо в меню Сonf (Configuration) каждому номеру блока присвоить правильный тип модуля.

Настройка блока начинается с перевода станции в режим настройки Tune. Для этого необходимо на передней панели блока СР-03 нажимать кнопку S до появления на знакосинтезирующем индикаторе надписи Tune. Выбор режима осуществляется согласно алгоритму, показанному на рисунке Б.1.

Рисунок Б.1 – Выбор режима. Алгоритм

Рисунок Б.2 – Режим настройки. Алгоритм

После нажатия на кнопку  станция перейдет в режим настройки и на индикаторе появится надпись №1 – номер модуля готового для настройки. При этом на передней панели этого модуля загорится индикатор выбора модуля ADRESSED. Нажатием на кнопки  и  можно выбрать модуль, требуемый настройки рисунок Б.2.

После выбора номера модуля и нажатия на кнопку  на индикаторе СР-03 появится надпись, соответствующая типу этого модуля. Тип модуля задается при конфигурировании, поэтому здесь можно только проконтролировать правильность этого процесса. На индикаторе должно высветится МТ 07 при выборе модулятора. При повторном нажатии на кнопку  производится вход в меню настройки модуля, рисунок Б.3.

Рисунок Б.3 – Настройка МТ-07. Алгоритм

В модуляторе настройка начинается с установки выходного канала Outp. Изменение выходного диапазона и выходного канала модуля Outp производится по следующему алгоритму, рисунок Б.4.

Рисунок Б.4 – Настройка выходного диапазона и выходного канала модуля МТ-07

При установке выходного диапазона необходимо учитывать разновидность настраиваемого модуля. Указатель выходного диапазона на передней панели модуля (рисунок А.4) показывает, в каком диапазоне он может работать. Первый диапазон соответствует выходным каналам ниже С6. Второй – от С6 и выше.

Алгоритм установки соотношения уровней несущих сигналов изображения и звукового сопровождения P/S показан на рисунке Б.5.

Рисунок Б.5 – Настройка соотношения уровней несущих видео и звука

Число на индикаторе показывают соотношение несущих изображения и звукового сопровождения, в дБ.

Глубина модуляции несущей изображения M dep устанавливается согласно следующему алгоритму, рисунок Б.6. Установка глубины модуляции производится с шагом в 2%.

Рисунок Б.6 – Настройка глубины модуляции видео сигнала

В модуляторе и конверторе можно производить сдвиг несущих частот dF относительно номинальных с шагом 250 кГц, согласно алгоритму, представленному на рисунке Б.7. И выключение выходного сигнала модуля RF согласно алгоритму Б.8.

Рисунок Б.7 – Настройка сдвига несущей частоты модуля МТ-07

Рисунок Б.8 – Включение/выключение выходного сигнала модуля


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30606. Бердяев о творческом поведении («Самопознание») 43.5 KB
  БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.
30607. Понятие творчества в работах Бахтина 28 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово – поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.
30608. Характеристика творчества в работах Пришвина 38.5 KB
  Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.
30609. Бытие, самопознание, творчество 26.81 KB
  категория обозначающая реальность существующую объективно вне и независимо от сознания человека. Эта трансформация выражавшая новый тип отношения человека к природе обусловленного развитием науки техники и материального производства подготовила концепции Б. u которых природа рассматривается вне отношения к ней человека как некоторый механизм действующий сам но себе. созданное деятельностью человека.
30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект – слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн – растительный мир скульптура – животные живопись и поэзия – чел. Но круче всех музыка – она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество – это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 1964–1982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...