16269

Исследование элементов синхрогенератора

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Лабораторная работа №2 Исследование элементов синхрогенератора 1 Цель работы: Изучить принцип работы и выходные сигналы синхрокомплекта ПБ99. Исследовать форму и структуру сигналов на выходе синхрогенератора. 2 Литература: 2.1. Колин К....

Русский

2013-06-20

610.5 KB

28 чел.

Лабораторная работа №2

Исследование элементов синхрогенератора

1 Цель работы:

  1.  Изучить принцип работы и выходные сигналы синхрокомплекта ПБ-99.
    1.  Исследовать форму и структуру сигналов на выходе синхрогенератора.

2 Литература:

2.1. Колин К.Т. Телевидение.- М.: Радио и связь,1987г. (стр.85-98).

2.2 Джакония В.Е. Телевидение.- М.: Радио и связь, 1986г. (стр. 188-194, 196-201).

2.3 Приложения А и Б.

3 Подготовка к работе:

3.1 Подготовить бланк отчёта.

3.2 Изучить тракт синхронизации телевидения.

3.3 Изучить структурную схему синхрогенератора (Приложение А).

3.4 Ответить на вопросы для допуска:

3.4.1 Зачем нужны импульсы синхронизации?

3.4.2 Где вырабатываются импульсы синхронизации?

3.4.3 Объяснить тракт синхронизации.

3.4.4 Где передаются импульсы синхронизации?

3.4.5 Как разделяются кадровые и строчные синхроимпульсы?

3.4.6 Зачем нужны импульсы гашения?

3.4.7 Перечислите требования, предъявляемые к импульсам синхронизации.

3.4.8 Как выделяются импульсы синхронизации из видеосигнала?

4 Основное оборудование:

4.1 Осциллограф С1-81.

4.2 Блок синхрокомплекта ПБ-99.

5 Задание:

5.1 Ознакомиться со структурной схемой и принципом действия блока синхрокомплекта ПБ-99.

5.2 Ознакомиться с составом сигнала синхронизации приемника и структурой телевизионного сигнала (Приложение Б).

5.2 Снять осциллограммы выходных сигналов и сравнить их с теоретическими.

5.3 Составить отчёт.

6 Порядок выполнения работы:

6.1.В процессе выполнения лабораторной работы необходимо соблюдать правила ОТ и ТБ.

6.2 Изучить техническое описание и принцип работы синхрокомплекта ПБ-99 (Приложение А).

6.3 Изучить состав сигнала ССП и структуру телевизионного сигнала (Приложение Б).

6.4 При помощи осциллографа С1-81 снять осциллограммы напряжений в контрольных точках, выведенных на лицевую панель синхрогенератора. Полученные осциллограммы зарисовать в отчёт.

6.5 Измерить длительность импульсов и периодов следования всех составляющих измеряемых сигналов.

7 Содержание отчета:

7.1 Наименование работы.

7.2 Цель работы.

7.3 Основное оборудование.

7.4 Содержание работы:

7.4.1 Схемы.

7.4.2 Формулы для расчёта.

7.4.3 Графики, диаграммы, характеристики.

7.5 Выводы.

8 Контрольные вопросы:

8.1 Чему равна длительность кадрового синхроимпульса?

8.2 Чему равна длительность строчного синхроимпульса?

8.3 Чему равна длительность уравнивающих импульсов?

8.4 Чему равна длительность импульсов врезки?

8.5 Чему равна длительность кадрового гасящего импульса?

8.6 Чему равна длительность строчного гасящего импульса?

8.7 Нарисовать сигнал ССП.

8.8 Нарисовать сигнал Г.

8.9 Нарисовать сигнал П.

8.10 Нарисовать сигнал С.

8.11 Назначение сигналов, формируемых в синхрогенераторе.

8.12 Какие импульсы входят в состав сигналов Г и ССП? Объясните их назначение.

8.13 Какие строки первого поля являются пассивными?

8.14 Какие строки второго поля являются активными?

8.15 Каково назначение выходных сигналов синхрогенератора?


Приложение А

(информационное)

Синхрогенератор ГС-136

Синхрокомплект ПБ-99 предназначен для обеспечения необходимыми импульсами передающей части телевизионной системы. Структурная схема синхрокомплекта ПБ-99 представлена на рисунке А.1.

Рисунок А.1- Синхрогенератор ГС-136. Схема электрическая структурная

Синхрокомплект состоит из двух блоков: высокостабильного генератора ПВ-38 и синхрогенератора ГС-136. ПВ-38 – генератор на 1 МГц с температурной и кварцевой стабилизацией частоты. Стабильность частоты не хуже 10-6. Синхрогенератор ГС-136 из этой частоты вырабатывает необходимые импульсы. Все выходные импульсы синхрогенератора получаются из двойной строчной частоты (31250 Гц). Поэтому на входе ГС-136 стоит делитель частоты 32:1. Последующие делители формируют сетку частот, необходимую для формирования всех длительностей, частот и временных сдвигов выходных сигналов. Для возможности распределения выходных сигналов синхрокомплекта между несколькими потребителями используются выходные усилители-распределители.

Синхрокомплект формирует следующие сигналы:

  •  Сигнал С – импульсы со строчной частотой;

  •  Сигнал П12.5 – импульсы с частотой полей и длительностью 12.5 * Н = 0,8мс.

Сигналы С и П12.5 предназначены для обеспечения синхронной работы передающей части телевизионной системы.

  •  Сигнал ССП (сигнал синхронизации приемников) – сложный сигнал, состоящий из кадровых и строчных синхронизирующих импульсов, импульсов врезки и уравнивающих импульсов. Служит для синхронизации разверток телевизионного приемника.

  •  Сигнал Г – сложный сигнал, состоящий из кадровых и строчных гасящих импульсов. Служит для гашения обратного хода луча приемных трубок.

Сигналы ССП и Г замешиваются в телевизионный сигнал при формировании полного телевизионного сигнала (ПТС).


Приложение Б

(Информационное)

Форма импульсов синхронизации при чересстрочной развертке

Одно из требований, предъявляемых к импульсам синхронизации – разделение строчных и кадровых синхроимпульсов с помощью простейших схем. Для выполнения этого требования строчные и кадровые синхронизирующие импульсы отличаются по длительности. Для стандарта разложения 625/50, принятого у нас в стране, длительность строчного синхронизирующего импульса Тсси = 4.7мкс, а длительность кадрового синхронизирующего импульса Ткси = 2.5Н = 160мкс. При этом они разделяются с помощью интегрирующей и дифференцирующей цепей. Кадровые синхроимпульсы выделяются интегрирующей цепью, а строчные синхроимпульсы выделяются дифференцирующей цепью, рисунок Б.1.

Рисунок Б.1 – Разделение кадровых и строчных синхронизирующих импульсов

На рисунке Б.1.а показана синхросмесь (сигнал, состоящий из строчных и кадровых синхронизирующих импульсов). В верхней части этого рисунка отмечены периоды строк. На рисунке Б.1.б показано выходное напряжение интегрирующей цепи, при действии на её входе синхросмеси. Как видно, строчные синхроимпульсы не будут влиять на работу кадровой развертки, т.к. выходное напряжение интегрирующей цепи при их воздействии, не достигает уровня срабатывания задающего генератора кадровой развертки. Задающий генератор будет срабатывать только на кадровые синхроимпульсы.

На рисунке Б.1.в показано выходное напряжение дифференцирующей цепи при воздействии на ее входе синхросмеси. Как видно, во время кадрового синхроимпульса на выходе дифференцирующей цепи отсутствуют строчные синхроимпульсы (сплошная линия), что приведет к срыву синхронизации строчной развертки во время КСИ. Синхронизация развертки восстанавливается не мгновенно, для этого необходимо несколько периодов строк. Поэтому несколько верхних строк на изображении будут «выбиты» (не засинхронизированы). Для синхронизации строчной развертки во время кадрового синхроимпульса в него вводятся импульсы врезки (пунктирная линия). Как видно, благодаря импульсам врезки на выходе дифференцирующей цепи во время кадрового синхроимпульса действуют импульсы со строчной частотой. Длительность импульсов врезки Тв = 4.7 мкс.

При чересстрочной развертке кадр состоит из двух полей, в которых строки сдвинуты относительно друг друга на полстроки. Таким образом, и импульсы врезки в кадровых синхроимпульсах разных полей сдвинуты на полстроки, рисунок Б.2 (сплошная линия).

Рисунок Б.2 – Кадровые синхроимпульсы в двух полях

Разные по форме кадровые синхроимпульсы приведут к разным кривым заряда конденсатора интегрирующей цепи (сплошная и пунктирная линии). Это приводит к появлению временного сдвига Δt, который лежит в пределах 0 ≤ ΔtH/2. При Δt = 0, чересстрочная развертка работает нормально (строки второго поля ложатся точно посередине между строками первого поля). При Δt=Н/2, строки второго поля лягут на строки первого поля (четкость по вертикали уменьшится в два раза). При 0<Δt<H/2, строки второго поля будут ложиться не посередине между строками первого поля (слипание строк), рисунок Б.3.

ть  2ь

бжо  

Рисунок Б.3 – Слипание строк

Слипание строк приводит к излому наклонных линий. Наклонные линии присутствуют в телевизионных испытательных таблицах и предназначены для определения правильности работы чересстрочной развертки.

Для исключения слипания строк необходимо, чтобы кадровые синхроимпульсы в обоих полях были одинаковыми, а для этого импульсы врезки вводятся с двойной строчной частотой, рисунок Б.2 (пунктирная линия). При этом кадровые синхроимпульсы одинаковые, а, соответственно, и кривые заряда конденсатора интегрирующей цепи одинаковые.

Постоянная времени разряда конденсатора интегрирующей цепи выбирается такой, чтобы конденсатор успевал полностью разрядиться за время строки после его заряда строчным синхронизирующим импульсом. Как видно из рисунка Б.4 конденсатор в одном поле к началу кадрового синхроимпульса будет полностью разряжен, а в другом поле на нем окажется остаточное напряжение Uост.

Рисунок Б.4 – Возникновение временного сдвига Δt

Остаточное напряжение приведет к возникновению временного сдвига Δt, которое опять же приведет к слипанию строк. Для выравнивания напряжения на конденсаторе интегрирующей цепи к началу кадрового синхронизирующего импульса в обоих полях, до и после КСИ вводятся по пять уравнивающих импульсов, идущих с двойной строчной частотой (пунктирная линия). Длительность уравнивающих импульсов Ту = 2.35мкс.

Итак, ССП (сигнал синхронизации приемников) кроме кадровых и строчных синхроимпульсов содержит уравнивающие импульсы и импульсы врезки, идущие с двойной строчной частотой.

Сигналы Г и ССП в составе полного телевизионного сигнала (ПТС) отрицательной полярности показаны на рисунке Б.5.

Здесь удобно определить номера строк. Первая строка телевизионного кадра расположена в кадровом синхронизирующем импульсе. Причем ее начало совпадает с началом КСИ. Как видно из рисунка, это условие соблюдается только в одном поле. Именно по началу КСИ происходит разделение телевизионного сигнала на поля. Синхроимпульсы всегда располагаются как можно ближе к началу гасящих импульсов, чтобы дать электронному лучу больше времени для его возврата к началу следующего поля (строки). Поэтому начало ССИ отстоит от начала СГИ на 1.5мкс. Местоположение кадрового синхроимпульса на КГИ обусловлено наличием 5 уравнивающих импульсов до КСИ.

Рисунок Б.5 – Полный телевизионный сигнал отрицательной полярности

Определив первую строку по условию, указанному выше, нетрудно определить номера остальных строк, как активных, так и пассивных. Как видно из рисунка Б.5, строки с 6 по 22 включительно в первом поле и с 319 по 335 включительно во втором поле свободны. Они используются для передачи сигналов цветовой синхронизации (СЦС) в системе SECAM, для передачи телевизионных испытательных строк (17, 18, 330 и 331), для передачи сигналов Телетекста и другой дополнительной информации. На изображении первое поле начинается со второй половины 23-й строки и заканчивается 310-й строкой. Второе поле начинается с 336-й строки и заканчивается первой половиной 623-й строки, рисунок Б.6.

Рисунок Б.6 – Распределение строк по изображению

Таким образом, в каждом поле есть по 287.5 активных строк и по 25 пассивных. В кадре: 287,5*2 = 575 активных строк и 25*2 = 50 пассивных и всего 575 + 50 = 625 строк.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоров’я. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці з’являється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це – амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.
52167. Населення та політична карта Північної Америки. Українська діаспора 69.5 KB
  Міхелі фізична карта світу політична карта світу атласи таблиці картини про США та Канаду. Найбільші країни – це США Канада Мексика а також на крайньому півдні та островах Карибського моря багато дрібних за площею держав та залежних територій.197 Виписати країни та їх столиці учні виписують к стовпчик за зразком США Вашингтон Канада – Оттава...
52168. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 50 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будови земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материки; сформувати знання про вплив на рельєф материка ендогенних і екзогенних сил; закріпити знання про зв'язок між складом гірських порід і розміщенням родовищ...