16309

Последовательность выполнения нивелирования. Техническое нивелирование

Лабораторная работа

География, геология и геодезия

Лабораторная работа № 6 Последовательность выполнения нивелирования Основные положения Способ геометрического нивелирования из середины При определении разности высот h рис. 1 нивелированием из середины устанавливают нивелир на одинаковых расстояниях между т

Русский

2013-06-20

199 KB

69 чел.

Лабораторная работа № 6

Последовательность выполнения нивелирования

Основные положения

Способ геометрического нивелирования из середины

При определении разности высот h (рис. 1) нивелированием из середины устанавливают нивелир на одинаковых расстояниях между точками А и В (не обязательно в створе) и приводят визирную ось инструмента в горизонтальное положение. В точках А и В устанавливают отвесно рейки с нанесенными на них делениями, счет которых идет от нижнего конца (пятки) рейки вверх.

 

Зрительную трубу нивелира наводят последовательно на рейки R1 и R2 и производят отсчеты по ним а и b. Непосредственно из рис.  1 следует , что  

                                                                 h = a - b

Если нивелирование производится в направлении от точки А к точке В, то рейка R1 в точке А будет задней, а рейка R2   в точке В — передней. Следовательно, превышение равно разности отсчетов по задней и передней рейкам. Оно будет положительным при а > b и отрицательным при  а < b.  Отметка последующей точки равна отметке предыдущей плюс превышение:                                 HВ = НА + h.

Производство последовательного (сложного)  нивелирования

В случаях когда нивелирование производится с целью передачи отметок на значительные расстояния. Часто бывают случаи, когда нельзя получить превышения между двумя точками одной постановкой нивелира. Это бывает или из-за удаленности одной точки от другой, или  оттого, что разность уровней точек слишком велика, или, наконец, оттого, что между точками имеется какое-либо препятствие, например, стоит большое здание. В этих случаях применяется последовательное или сложное нивелирование.

Пусть нам нужно определить абсолютную отметку точки С1 (рис. 2), зная отметку точки А. Прокладываем между точками А и С1  линию, по возможности по прямому направлению и притом по равнинной части местности. Разбиваем эту линию на части с расчетом, чтобы каждую часть можно было пронивелировать с одной постановки инструмента- станции  (станция—место установки нивелира).

Устанавливаем нивелир между точках А и В1, приводим его в рабочее состояние и делаем отсчет а1 по задней рейке R1 (взгляд назад)  далее отсчет b1 по передней рейке R1 ( взгляд вперед ). Это даст нам возможность определить превышение h1 между точками А и В1

h1= a1b1.

Задняя рейка R1  переноситься в точку В2, а нивелир устанавливается между точкам В1и В2.   Аналогично предыдущему делаем отсчеты  а2 и b2 в результате получаем  превышение h2 между В1и В2.

h2= a2b2

Продолжая работу таким путем, доходим до последней станции между точками В3 и С1, где делаем отсчеты а4 и b4 и находим

h4= a4b4.

Очевидно, что                             h =  hi = h1 + h2 + h3 + h4

где  h есть превышение точки С1 над точкой А. Следовательно можно сказать, что превышение конечной точки над первой равно сумме отсчетов по задней рейке минус сумма отсчетов по передней рейке:

                         h =  hi = а -  b.

Отметка конечной точки С1 при заданной отметке точки А будет равна           HC1 = HA +  hi..

 Мы видим, что для определения отметки точки С1 необходимо  иметь репер (точку с известной отметкой) и проложить от него до определяемой точки последовательное нивелирование. Но в процессе нивелирования возможна неправильная работа прибора, ошибка исполнителя в снятие отсчета, неправильная установка рейки  и т.п. в этом случае отметка точки С1 будет получена с ошибкой.

Для  выявления данных ошибок в геодезии принято правило. Если последовательное нивелирование выполняется с двух станций и более, то заканчивать его следует на другом репере, что  обеспечивает контроль правильности нивелирования.

Последовательное нивелирование с одного репера до другого называется нивелирным ходом.

Теоретически сумма полученных превышений должна равняться разности отметок конечного и начального реперов. Отличие практически полученной суммы средних превышений от теоретического значения называется невязкой и  находят ее по формуле.

fh = ∑hi – (Hк – Нн)

где   Нк и Нн - отметки конечной и начальной точек.

Полученная невязка не должна превышать определенной инструкцией величины.

В редких случаях, разрешается начинать и заканчивать нивелирный ход  на одном и том же репере, сумма превышений в данном случае должна равняться нулю. Нонадо иметь в виду, что отметка репера может быть получена с ошибкой;  при выписке высоты репера может быть перепутана цифра,  репер в следствии техногенных и других факторов может изменить свою высоту, тогда  данные ошибки целиком войдут в полученную отметку искомой точки.

Студент_____________________

Курс_________Группа_________

Факультет___________________

Вариант________                                                                                                 

Лабораторная работа № _6____

Техническое нивелирование

Цель работы: Проложить и уровнять ход технического нивелирования.

       Последовательность нивелирования

  1.  Установить нивелир на штативе. Подъемными винтами отгоризонтировать прибор.
  2.  При нивелировании отсчеты по черным сторонам реек производят по средней нити.
  3.  Наблюдения на станции 1  выполняют в такой последовательности:

      3.1 Навести трубу на черную сторону задней рейки (установленной на точке i) , привести пузырек контактного уровня элевационным  винтом точно  на середину и сделать отсчет по средней нити задней рейки. Результаты наблюдений на станциях записывают в журнал, установленной формы  (прил. 1).

      3.2 Реечник переходит на следующею точку (i+1).

      3.3 Навести трубу на черную сторону передней рейки (установленной на точке i+1) , привести пузырек контактного уровня элевационным  винтом точно  на середину и сделать отсчет по средней нити задней рейки .

      3.4  Выполнить вычисление   h1 превышение по черной рейке (при 1 горизонте).

      3.5  Изменить высоту прибора, а речнику перейти на точку i.

      3.6 Выполнить пункты 3.1-3.4 при новой высоте прибора.

      3.7. Выполнить вычисление   h2 превышение по черной рейке (при 2 горизонте).

       3.8 Сравнить h2  и  h2 . Если их разность превышает 5 мм. Сделать определение h при третием горизонте.

      3.8  Найти среднее превышение hср из 2-х горизонтов.

      3.9  Перейти на следующею станцию.

  1.  Наблюдения на станции 2  выполняют аналогично 3 (Передняя рейка станции 1 на станции 2 становиться ЗАДНЕЙ рейкой.
  2.  На последующих станциях последовательно выполняются действия п.3 ÷ 5.

Проверка журнала нивелирования

По завершению нивелирного хода выполняется проверка журнала нивелирования (прил. 1). На каждой странице журнала проверяют и записывают:

  1.   Сумму отсчетов по средней нити задней рейки по черной стороне рейки

  (1) = Σ кол.3

     2.   Сумму отсчетов  по средней  нити  передней  рейки  по  черной стороне рейки     (2) = Σ кол.4 .

    3.      Сумму превышений при двух горизонтах  (3) = Σ кол.5;

    4.     Сумму средних превышений (4) = Σ кол.6;

  1.    При этом должен выполняться контроль:  (3) = (1)-(2).
  2.    Выполнить контроль:  (4) = (3)/2.
  3.  Последнее равенство должно сходиться с точностью 1—2 мм, при более грубых расхождениях проверяют предыдущие вычисления.
  4.  По окончании проверки секции в журнале делается запись: «при камеральной обработке проверил, фамилия, подпись, дата».

Уравнивание одиночного хода технического нивелирования

Уравнивание одиночной замкнутого хода технического нивелирования производят непосредственно в Ведомости превышений и высот пунктов нивелирования (прил. 2).

Последовательность действий при этом:

1. Из журнала нивелирования (приложение 1) выписываются в колонку 1 номера точек, а в колонку 2 превышения между точками .

2. Вычисляют и записывают в конце колонки 2 суммарное превышение Σh которое в замкнутом нивелирном ходе является так же и невязкой хода  Vпол = Σh ,

  3. Вычисляют допустимую невязку хода для технического нивелирования по формуле

Vдоп = 10 мм *n,     где  nчисло штативов в ходе.

   4.  Определяют поправки ∆h в превышения каждой станции. Для вычисления поправок ∆h в превышения невязку с обратным знаком распределяют пропорционально числу штативов

                  ∆hi = - Vпол/n

где ∆hi  — поправка в превышение ; V — полученная невязка хода (в миллиметрах).

Указанные поправки записывают в ведомость превышений (колонка 3).

 5. Сумма поправок в превышения всех секций должна равняться невязке хода с обратным знаком, т. е. Σ∆h = — V.

  6. В колонке 4 вычисляют высоты промежуточных знаков путем алгебраического  сложения  высот  предыдущих знаков  и  превышений,  исправленных поправками за уравнивание.

7.  Высота исходного репера (1) находится по формуле Н1= 10,000м


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1940. Анекдот как средство переживания национальной идентичности (на материале анализа еврейских анекдотов) 1.17 MB
  Анализ теоретических и эмпирических подходов к исследованию идентичности. Изучение особенностей еврейской этнической идентичности. Социально-психологические аспекты проблемы комического. Еврейский анекдот как материал изучения еврейской национальной идентичности. Различные подходы к анализу текстов. Классификация и количественный анализ еврейских анекдотов
1941. Концепт Труд как объект идеологизации 1.17 MB
  Семантическое ядро концепта труд в русском языке, лексическое значение и концепт в научно-лингвистической интерпретации. Семантическая структура слов труд, работа. Витки идеологизации концепта труд в газете Магнитогорский рабочий.
1942. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей 1.17 MB
  Морфофункциональные особенности здоровых детей в норме и при врожденной патологии сердечно-сосудистой системы. Конституциональный подход в фундаментальной биологической характеристике целостного организма. Клиническая характеристика врожденной сердечно-сосудистой патологии. Возрастные и конституциональные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы организма детей.
1943. Только трудом велик человек 25.02 KB
  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
1944. Воспитательный процесс в школе 24.85 KB
  Организационно-педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Физическая культура и здоровье учащихся. Работа с родителями и общественностью.
1945. Добро починається з тебе 24.1 KB
  Мета: допомогти учням з’ясувати сутність понять добро, доброта, милосердя як принципів людського буття, навчити учнів критично ставитися до своїх вчинків та вчинків інших людей, аналізувати матеріал з різних джерел і самостійно робити правильні висновки.
1946. Воспитательные функции классного руководителя как организатора воспитательного процесса в школе 25.53 KB
  Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса.
1947. Мисс 8 Марта. Воспитательное мероприятие 40.5 KB
  Формировать у учащихся коммуникативные навыки общения в классе, со сверстниками, обогатить культуру общения в семье, развивать эмоциональную сферу учащихся.
1948. Культура мовлення 20.69 KB
  Поглиблювати розуміння учнями етики спілкування, формувати негативне ставлення до лихослів'я, переконувати в потребі кожного підвищувати культуру свого мовлення — найголовнішу ознаку загальної культури.