16321

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЯРИЗАЦИИ СВЕТА

Лабораторная работа

Физика

Лабораторная работа ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЯРИЗАЦИИ СВЕТА Упражнение 1. Поляризация света при отражении от плоской границы. Явление Брюстера Описание лабораторной установки Оптическая схема установки представлена на рис.2.1. На оптичес...

Русский

2013-06-20

139 KB

16 чел.

Лабораторная работа

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЯРИЗАЦИИ СВЕТА

Упражнение 1. Поляризация света при отражении от плоской границы. Явление Брюстера

Описание лабораторной установки

Оптическая схема установки представлена на рис.2.1. На оптической скамье с помощью специальных держателей устанавливаются осветительный узел  S  и черное зеркало  З . Осветительный узел состоит из лампы, конденсорной линзы для получения пучка параллельных лучей и сменной диафрагмы  D , ограничивающей световой поток. Черное зеркало отражает световой пучок, падающий под некоторым углом. Угол падения света на зеркало можно менять, поворачивая плоскость зеркала. На пути отраженных лучей устанавливается поляроид  Р , который можно поворачивать вокруг оси падающего светового пучка. Собирающая линза  L  фокусирует изображение источника на экране  Э .

Практическая часть

  1.  Собрать установку по схеме рис.2.1.
  2.  Вращая поляроид  Р  вокруг оси светового пучка, наблюдать изменение интенсивности света на экране. Объяснить наблюдаемое явление. Вывод записать в тетрадь.


  1.  Изменяя угол падения луча на поверхность зеркала (поворачивая зеркало), добиться минимальной интенсивности света на экране.
  2.  Измерить транспортиром угол Брюстера  φБ (рис.2.2), при котором наблюдается почти полное гашение светового пятна на экране.
  3.  Измерения повторить 3 раза. Результаты занести в табл.2.1. Оценить погрешность.

  Измерение угла Брюстера                    Таблица 2.1

опыта

Угол Брюстера

φi , град

,

град

,

град

,

%

1

2

3

Упражнение №2. Поляризация света, прошедшего через стопу стеклянных пластинок

Описание лабораторной установки

Оптическая схема установки представлена на рис.2.3. На оптической скамье устанавливают осветительный узел  S  с диафрагмой  D   и диск со стопой   C  стеклянных пластинок  (стопа Столетова). За стопой располагаются поляроид  Р ,  собирающая линза   L  и экран   Э .

Практическая часть

  1.  Собрать установку по схеме рис.2.3.
  2.  Вращая поляроид   вокруг оси светового пучка, наблюдать изменение интенсивности света в центре экрана. Объяснить наблюдаемое явление. Почему стопа Столетова поляризует свет?
  3.  Поменять местами стопу Столетова и поляроид. Вращая стопу, наблюдать изменение интенсивности света в центре экрана. Чем является в данном случае стопа Столетова?
  4.  Записать в тетрадь выводы на основании наблюдений.

Упражнение №3. Проверка закона Малюса   

Описание лабораторной установки

Оптическая схема установки представлена на рис.2.4. На оптической скамье устанавливают осветительный узел  S  с диафрагмой  D , поляризатор  Р ,  анализатор  А  , собирающую линзу  L , фотоэлемент  ФЭ  и микроамперметр.

Практическая часть

  1.  Собрать установку по схеме рис.2.4.
  2.  Установить поляризатор  Р  и анализатор  А  так, чтобы их оптические оси были параллельны. В этом случае микроамперметр должен показывать максимальный ток, поскольку анализатор должен пропускать максимум света.
  3.  Отрегулировать интенсивность света с помощью диафрагмы  D  так, чтобы отклонение стрелки микроамперметра было максимальным. Записать величину максимального тока   .
  4.  Последовательно поворачивая анализатор вокруг оси светового пучка на одно деление шкалы (15о), измерять величину фототока  i  для каждого значения угла  α  между оптическими осями анализатора и поляризатора. Произвести измерения для полного оборота анализатора (360о). Величины углов  α  и соответствующие показания тока  i  на микроамперметре занести в табл.2.1.
  5.  В соответствии с законом Малюса для интенсивностей световых потоков (формула (1.5)), рассчитать пропорциональные им значения фототока по формуле   ,  где   - максимальная величина тока при  α = 0. Найденные теоретически значения тока также занести в табл.2.2.

Проверка закона Малюса                            Таблица 2.2

,

μА

опыта

α ,

град

cos2 α

Экспериментальные

показания тока  i , μА

Теоретические

значения тока  i , μА

  1.  На одном графике в декартовых координатах (рис.2.5, а) построить экспериментальную и теоретическую зависимости  .
  2.  На одном графике в полярных координатах (рис.2.5, б) построить экспериментальную и теоретическую зависимости  .
  3.  Сравнить полученные экспериментальные и теоретические кривые и сделать выводы.

Упражнение №4. Исследование зависимости    

с помощью осциллографа

Описание лабораторной установки

Оптическая схема установки представлена на рис.2.6. На оптической скамье устанавливают осветительный узел  S  с диафрагмой  D , поляризатор  Р ,  анализатор  А  , собирающую линзу L , фотоэлемент  ФЭ  и осциллограф.

Практическая часть

  1.  Собрать установку по схеме рис.2.6.
  2.  Подготовить осциллограф к работе. Для этого выполнить следующие действия:

а) на лицевой панели осциллографа установить ручки  «x» , «y»  и «Частота»  в крайнее левое положение;

б) включить осциллограф в сеть;

в) получить на экране светящуюся точку: ручками  «↔»  и  «↕»  вывести точку в центр экрана;

г) включить генератор развертки на 100 Гц.

3.  Подключить фотоэлемент к вертикально отклоняющим пластинам осциллографа (на вход «y»).

4.  Соединить оправу анализатора с электромотором с помощью резинового шнура.

5.  Включить электромотор.

6.  С помощью ручек  «x» , «y»  и «Частота»  получить на экране осциллографа устойчивую кривую, наглядно подтверждающую зависимость    , или закон Малюса   для интенсивности света, прошедшего через поляризатор и анализатор.

7.  Зарисовать наблюдаемую осциллограмму.


Упражнение №5. Наблюдение явления двойного лучепреломления в одноосном кристалле

Описание лабораторной установки

Оптическая схема установки представлена на рис.2.7. На оптической скамье устанавливают осветитель  S  с диафрагмой  D , поляроид  Р  , кристалл исландского шпата  К  , собирающую линзу  L , экран для наблюдения  Э .

Практическая часть

  1.  Собрать установку по схеме рис.2.7 без поляроида  Р  и кристалла исландского шпата  К .
  2.  Получить на экране четкое изображение отверстия диафрагмы  D .
  3.  Поместить кристалл исландского шпата  К  между диафрагмой  D  и собирающей линзой  L . Тщательно центрируя кристалл и диафрагму, получить на экране два отчетливых светлых пятна (изображения отверстия диафрагмы) - обыкновенный и необыкновенный лучи.
  4.  Вращая кристалл  К  вокруг оси светового пучка, наблюдать за поведением светлых пятен, соответствующим  о-  и   е-лучам.
  5.  Между кристаллом  К  и линзой  L  поставить поляроид  Р  . Постепенно поворачивая поляроид вокруг оси светового пучка на 90о , наблюдать за изменением интенсивности световых пятен, соответствующих   о-  и   е-лучам.
  6.  Сделать выводы из полученных наблюдений и занести их в тетрадь.


Контрольные вопросы

  1.  Чем отличается поляризованный свет от естественного?
  2.  Какие волны являются плоско (линейно) поляризованными?
  3.  В чем выражается явление Брюстера?
  4.  Как вычислить угол Брюстера для пары прозрачных диэлектрических сред?
  5.  Что такое степень поляризации света?
  6.  Вычислить степень поляризации преломленной волны при падении естественного света из воздуха на плоскую стеклянную пластинку под углом Брюстера.
  7.  Как работает стопа Столетова?
  8.  Описать явление двойного лучепреломления.
  9.  Что такое дихроизм?
  10.   Получите соотношение интенсивностей световых потоков, прошедших поляризатор и анализатор (закон Малюса).
  11.   Как устроена призма Николя?
  12.   Где используется явление двойного лучепреломления?

Библиографический список

  1.  Матвеев А.Н. Оптика. - М.: Высшая школа, 1985. §16, с.95-103; §42, с.272-275.
  2.  Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. - М.: Изд. МГУ, 1998. Лекция 20, с.511-519; Лекция 21, с.527, 541-549.
  3.  Ландсберг Г.С. Оптика. - М.: Наука, 1976. Гл.XVI, c.370-379; гл. XVII, с.380-384.


Рис.2.1. Оптическая схема установки

D

S

Э

P

З

L

Б

Рис.2.2. Измерение

угла Брюстера

С

Э

P

L

Рис.2.3. Оптическая схема установки

D

S

А

P

L

Рис.2.4. Оптическая схема установки

D

S

μА

ФЭ

Рис.2.5. Декартовы (а) и полярные (б)

координаты для построения графиков

i, μА

i0 , μА

α

0

α, град

i, μА

0

а)

б)

Осциллограф

x

y

А

D

L

ФЭ

P

S

Рис.2.6. Оптическая схема установки

Э

е

о

К

D

L

P

S

Рис.2.7. Оптическая схема установки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16410. Практическое задание: использование функции вертикального просмотра (ВПР) 65.5 KB
  Практическое задание: использование функции вертикального просмотра ВПР Функция ВПР ищет значение в крайнем левом столбце справочной таблицы и возвращает значение в той же строке из указанного столбца таблицы. Синтаксическая форма ВПРискомое_значение;таблица;...
16411. ФУНКЦИИ EXCEL. ВВОД ФУНКЦИЙ В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ EXCEL 133.75 KB
  Лекция 1. ФУНКЦИИ EXCEL Функции Excel это специальные заранее созданные формулы которые позволяют легко и быстро выполнять сложные вычисления. Их можно сравнить со специальными клавишами на калькуляторах предназначенных для вычисления квадратных корней логарифмов и про...
16412. Емпіричне дослідження гендерних особливостей міжособистісної взаємодії у ранній юності 403.5 KB
  Проблема стосунків жінки і чоловіка в суспільстві прадавня. Сьогодні вона набула особливої гостроти оскільки в світі активізується боротьба за ствердження демократичних норм і принципів. У цьому контексті гендерне партнерство (рівні відносини статей), гендерна рівність набувають все більшої актуальності.
16413. Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Национальный проект «Демография» 1.23 MB
  Причины депопуляции в ошибках конкретных государственных правителей — Депопуляция процесс объективный, исторически заданный. Для России низкая рождаемость, ведущая к депопуляции, будет иметь катастрофические последствия. — Депопуляция нежелательна, но не катастрофична; противостоять ей можно.
16414. Планирование, как функция управления 113.5 KB
  Планирование как функция управления Понятие функции управления. Функция планирование. Процесс стратегического планирования. I. Суть любого управления это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. ...
16415. Функция организация 166 KB
  Функция организация Сущность функции организация Построение организации Делегирование полномочий I. Организация как функция управления нацелена на то чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь. Ранее мы рассматривал...
16416. Функция мотивация 108 KB
  Функция мотивация Сущность функции мотивации Теории мотивации I. Руководителю чтобы эффективно двигаться к намеченной цели необходимо координировать работу и заставить персонал выполнять ее. Функция мотивации состоит в побуждении перс
16417. Функция контроль 107.5 KB
  Функция контроль Цели задачи и содержание функции контроль Процесс контроля I. Контроль процесс обеспечения достижения организацией своих целей постоянное сравнение того что есть с тем что должно быть. Функция контроль состоит в наблю...
16418. Антропоцентрический подход в исследовании текстов (на основе документов официально-делового стиля) 201 KB
  В данной работе рассматривается жанровая организация официально-делового дискурса на примере объяснительных записок с целью многоаспектного исследования их коммуникативно-прагматических характеристик. В работе преобладает антропоцентрический подход, что находится в русле современных лингвистических исследований.