16326

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА ПРИ ПОМОЩИ МИКРОСКОПА

Лабораторная работа

Физика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА ПРИ ПОМОЩИ МИКРОСКОПА Теоретическая часть В основе определения показателя преломления стекла в данной работе используется один из фундаментальных законов геометрической оптики: закон преломления света. Согласно ...

Русский

2013-06-20

137.5 KB

25 чел.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ

СТЕКЛА ПРИ ПОМОЩИ МИКРОСКОПА

Теоретическая часть

В основе определения показателя преломления стекла в данной работе используется один из фундаментальных законов геометрической оптики: закон преломления света. Согласно этому закону отношение синуса угла падения света (угол   ) к синусу угла преломления (угол   ) равно постоянной величине:

.                                       (1)

Здесь   и  - абсолютные показатели преломления сред; предполагается, что свет падает из среды  1  в среду  2 .

Рассмотрим, как данный закон используется при построении изображения в очень простом случае: небольшой предмет рассматривают через стеклянную плоскопараллельную пластинку, при этом угол зрения перпендикулярен плоскости пластинки. На рис.1 наблюдатель рассматривает крупинку (точка  А ), лежащую под стеклянной пластинкой. Видимое изображение точки  А формируют лучи света, отраженные крупинкой и выходящие из стекла в воздух. Проведем сначала луч  АВ  от точки  А  перпендикулярно границе раздела; этот луч не испытывает преломления и попадает в глаз наблюдателя. Луч  АС направим под произвольным углом     к поверхности пластинки. При выходе из стекла в воздух луч  АС преломится; при этом угол преломления    >   . Чтобы преломленный луч  CD  попал в глаз наблюдателю, углы     и    должны быть очень малы. В результате наблюдатель увидит изображение на пересечении лучей: продолжения луча  CD   и луча  АВ (точка  А' ).


Экспериментальная часть

Определение показателя преломления стекла в данной работе основано на несовпадении положений предмета и его изображения при рассматривании предмета через стекло. Изображения (действительное и кажущееся) рассматриваются через микроскоп. Для проведения необходимых измерений к тубусу микроскопа прикреплен специальный индикатор. Для большей точности в работе применяются три различных способа определения показателя преломления.

Способ 1

Методика эксперимента

Для определения показателя преломления используются две стеклянные пластинки с нанесенными на них штрихами. Обе пластинки ( Р1  и  Р2 на рис.2) складывают вместе так, чтобы штрихи (точки  А  и  В  на рис.2) были на верхних поверхностях пластин. Обе пластины помещают на предметный столик микроскопа; верхние поверхности при этом должны быть обращены к объективу.

Сначала в поле зрения микроскопа получают четкое изображение штриха  А  , находящегося на верхней грани пластины  Р1. Затем тубус микроскопа перемещают (опуская вниз) до тех пор, пока не появится отчетливое изображение В'  точки  В . Зная толщину пластинки  h и измерив перемещение тубуса микроскопа  d , показатель преломления  n  стекла находят из следующих соображений.

Запишем закон преломления света (1) для нашего случая:

,                                              (2)

поскольку показатель преломления воздуха можно принять за 1.  Ввиду малости углов     и    , можно считать    и  . Тогда формула (2) примет вид   . Отношение тангенсов углов находим из прямоугольных треугольников  В'CD  и  BCE . Учитывая, что   В'D = ВЕ , имеем:

.

Итак, окончательная формула для вычисления показателя преломления стекла:

.                                                      (3)

Практическая часть

  1.  Измерить толщину  h  одной из пластин микрометром. Измерения произвести не менее трех раз в различных местах пластинки. Вычислить  . Результаты занести в табл.1.
  2.  Положить пластинку известной толщины на другую стеклянную пластинку. Штрихи (специально нанесенные царапины на одной из поверхностей каждой пластины) должны располагаться на верхних поверхностях пластин. Чтобы изображения штрихов не перекрывались, пластинки разворачивают таким образом, чтобы штрихи были перпендикулярны друг к другу. Обе пластины помещают на предметный столик микроскопа; верхние поверхности при этом должны быть обращены к объективу.
  3.  Глядя в окуляр микроскопа, медленно перемещать тубус микроскопа, вращая винты грубой наводки, получить изображение одного из штрихов. Иногда при поиске штриха следует медленно перемещать пластину рукой, пока в окуляре не мелькнет тень от царапины.
  4.  Не перемещая пластин, вращая только винт грубой наводки, опуская или поднимая тубус микроскопа, получить изображение второго штриха. Убедиться, что в поле зрения окуляра попадают изображения то одного, то другого штриха.
  5.  Получив четкое изображение одного из штрихов, сделать с помощью индикатора первый отсчет  l1  . Результат занести в табл.1.
  6.  Плавно перемещая тубус микроскопа, получить отчетливое изображение другого штриха и произвести отсчет  l2  . Результат занести в табл.1.
  7.  Повторить измерения   l1  и  l2  три раза, каждый раз занося результат в табл.1. Найти средние значения.
  8.  Вычислить перемещение тубуса  .
  9.  Вычислить показатель преломления стекла по средним значениям , используя формулу (3):

.

  1.  Результаты вычислений занести в табл.1. Оценить погрешности.

Таблица 1

Номер

опыта

h,

мм

l1,

мм

l2,

мм

,

мм

n

Δ n

εn,

%

1

2

3

, мм

, мм

, мм

Способ 2

Методика эксперимента

Для определения показателя преломления используются две стеклянные пластинки; на поверхности одной из них нанесен штрих. Пластину (Р1 на рис.3) со штрихом (точка  А на рис.3) помещают на предметный столик микроскопа; поверхность со штрихом при этом должна быть обращена к объективу. Получают четкое изображение штриха.

Если теперь на пластину  Р1  положить другую прозрачную пластинку, то при рассматривании в микроскоп изображение штриха вследствие преломления лучей в стекле сместится в точку  А' . Используя закон преломления (при малых углах падения и преломления), можно получить формулу для определения показателя преломления стекла:

,                                               (4)

где  h  - толщина верхней пластинки,  d - перемещение тубуса микроскопа.

Практическая часть

  1.  Положить на предметный столик микроскопа стеклянную пластинку со штрихом. Штрих должен располагаться на верхней поверхности пластины; при этом  верхняя поверхность должна быть обращена к объективу.
  2.  Глядя в окуляр микроскопа и медленно перемещая тубус, получить отчетливое изображение штриха. Сделать первый отсчет  l1 . Результат занести в табл.2.
  3.   Измерить толщину  h  второй пластины микрометром. Измерения произвести не менее трех раз в различных местах пластинки. Вычислить  . Результаты занести в табл.2.
  4.  Положить вторую пластину на первую. Плавно перемещая (вверх) тубус микроскопа, получить отчетливое изображение штриха. Сделать отсчет  l2 . Результат занести в табл.2.
  5.  Повторить измерения по пп. 2 и 4 три раза, каждый раз занося результаты в табл.2. Вычислить средние значения.
  6.  Вычислить перемещение тубуса  .
  7.  Вычислить показатель преломления стекла по средним значениям , используя формулу (4):

  1.  Результаты вычислений занести в табл.2. Оценить погрешности.

Таблица 2

Номер

опыта

h,

мм

l1,

мм

l2,

мм

,

мм

n

Δ n

εn,

%

1

2

3

, мм

, мм

, мм

Способ 3

Методика эксперимента

Для определения показателя преломления используется стеклянная пластинка, одна поверхность которой зеркально отражает свет. На поверхности стекла нанесен штрих (точка  А  на рис.4). Сначала в микроскоп рассматривают сам штрих, а затем, перемещая тубус, находят его изображение (точка А' ), получающееся в результате отражения лучей света от зеркала и последующего их преломления на поверхности стекла. Используя закон преломления (при малых углах падения и преломления), можно получить формулу для определения показателя преломления стекла:

 ,                                                (5)

где  h  - толщина зеркальной пластинки,  d  - перемещение тубуса микроскопа.


Практическая часть

  1.  Измерить толщину зеркала микрометром. Измерения произвести не менее трех раз в различных местах зеркальной пластинки. Вычислить  . Результаты занести в табл.3.
  2.  Положить на предметный столик микроскопа зеркальную пластинку. Штрих должен располагаться на прозрачной поверхности пластины; при этом  прозрачная поверхность должна быть обращена к объективу.
  3.  Вращая винт грубой наводки микроскопа, получить в поле зрения окуляра отчетливое изображение штриха на поверхности зеркала.
  4.  Сделать первый отсчет  l1 . Результат занести в табл.3.
  5.   Плавно перемещая (вниз) тубус микроскопа, получить отчетливое изображение штриха. Сделать отсчет  l2 . Результат занести в табл.3.
  6.  Повторить измерения по пп. 3 -  5 три раза, каждый раз занося результаты в табл.3. Вычислить средние значения.
  7.  Вычислить перемещение тубуса  .
  8.  Вычислить показатель преломления стекла по средним значениям , используя формулу (5):

.

Таблица 3

Номер

опыта

h,

мм

l1,

мм

l2,

мм

,

мм

n

Δ n

εn,

%

1

2

3

, мм

, мм

, мм

Контрольные вопросы

  1.  Сформулировать законы отражения и преломления света.
  2.  Что такое показатель преломления света?
  3.  Почему в методике выполняемых упражнений в данной работе углы преломления и отражения считаются малыми? Насколько малыми?
  4.  Вывести расчетные формулы, которые используются при определении показателя преломления вторым и третьим способами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32875. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПИФАГОР, СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР 64.08 KB
  Подобно тому как математик ставит вопрос что такое единица и дает довольнотаки сложное определение этого казалось бы простейшего понятия так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие что значит быть Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том почему и когда философия возникает. Философ ставит все это под сомнение но делает это для того чтобы докопаться до подлинных корней из которых растет сама данная традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть что такое бытие А...
32876. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОТЦЫ ЦЕРКВИ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ, ФОМА АКВИНСКИЙ, ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ 45.65 KB
  которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала а весь окружающий мир Его творения. 50 Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм главной причиной всего сущего высшей реальностью основным предметом философских исследований являлся Бог; изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; господствовали догматы истины не нуждающиеся в доказательствах о творении всего Богом и откровении...
32877. Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении 41.93 KB
  Географическая среда в развитие общества. В более узком смысле это часть материи за исключением общества т. Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Географическая среда является важным фактором развития общества: Она влияет на разделение труда на размещение отраслей производства что изучается экономической географией; Она влияет на темпы развития общества может быть боле или менее благоприятной; Она опосредованно влияет на характер политических систем что изучается...
32878. Материальное производство. Труд. Производительные силы. Технологический способ труда. Технократическое направление в обществоведении 41.14 KB
  Технологический способ труда. Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. ознаменовался новым сдвигом в социальном статусе и образе труда.
32879. Производственные отношения. Социальная закономерность. Фатализм и волюнтаризм 30.27 KB
  Производственные отношения. Производственные отношения совокупность материальных и экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. В процессе труда складываются отношения обусловленные потребностями технологии и организации производства например отношения между рабочими различных специальностей между организаторами и исполнителями связанные с...
32880. Общественно-экономическая формация и цивилизация 38.11 KB
  Общественноэкономическая формация в марксизме стадия общественной эволюции характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений. Как ступени исторического развития человечества следующие за варварством. Как уровень ступень...
32881. Социальная структура. Классы и классовая борьба. Интеллигенция 42.81 KB
  Устойчивые связи между любыми элементами общества устойчивые взаимозависимости корреляции; 2. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами экономикой политикой культурой и др. В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы системы устойчивых связей между ними а также внутренняя структура различных социальных общностей. В европейской философии XVIIXVIII...
32882. Государство. Монархия и республика. Право 45.02 KB
  Государство. Государство ядром полит. Государство это соц. Теории происхождения государство: 1.
32883. Общественное сознание и его структура. Ценности, нравственность, искусство 39.97 KB
  Общественное сознание и его структура. Общественное сознание воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке творениях духовной культуры социальных нормах и взглядах соц. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. 3 Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.