16398

Условная функция и логические выражения в Ехсеl

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Практическое занятие по информатике Тема: Условная функция и логические выражения в Ехсеl Цели занятия: образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражени

Русский

2013-06-20

130.5 KB

10 чел.

Практическое занятие по информатике

Тема: «Условная функция и логические выражения в Ехсеl»

Цели занятия:

образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах;

развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Оборудование: компьютеры, лазерный проектор; программное обеспечение - презентация по теме урока, индивидуальные карточки с заданиями, подготовленные демонстрационные файлы.

Ход занятия

I. Сообщение темы и постановка целей урока

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Актуализация знаний и умений учащихся

Устный опрос:

1. Что обозначает принцип относительной адресации?

Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.

2. К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?

Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.

3. Если копировать содержимое С15 в С20, то какая формула будет занесена в С20 (рис. 1)?

Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке С20 будет формула  =A20*В20.

A

B

C

D

15

4

9

=A15*B15

16

6

8

17

8

7

18

10

6

19

12

5

20

14

4

Рис. 1

4. Таблица та же (см. рис. 1). Если копировать содержимое С15 в D18, то какая формула будет занесена в D18?

Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке D18 будет формула =В18*С18.

5. Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?

Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $.

6. Дан фрагмент электронной таблицы (рис. 2). Если копировать содержимое С1 в ЕЗ. то какая формула будет занесена в ЕЗ?

A

B

C

D

E

1

7

5

=$B$2+A1

2

10

7

3

20

4

Рис. 2

Ответ. =$В$2+СЗ.

III. Создание проблемной ситуации

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

Задача.

Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.

Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рис. 3.

A

B

K

L

M

1

Фамилия

Вопрос 1

Вопрос 10

Общая сумма

Зачет/незачет

2

3

4

5

6

Рис.3

В ячейки А2:К6 заносим данные (1 - «зачет», 0 - «незачет»), а в ячейки L2:M6 - формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6.

Какую формулу надо задать в ячейке М2?

Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

IV. Ознакомление с новым материалом

Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и лазерного проектора.

Слайд 1: общий вид условной функции

ЕСЛИ (<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.

Слайд 2: построение логических выражений (общий случай).

Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, >, <= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Слайд 3: особенности записи логических операций в электронных таблицах.

Сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Пример:

ЕСЛИ (И(А5<=40; А5>=18); "Да"; "Нет").

Вернемся к решению задачи 1: в ячейку М2 надо занести формулу =ЕСЛИ(L2>=6; "зачет"; "незачет"). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки МЗ:М6.

Слайд 4: простой пример с подробным объяснением учителя.

Даны коэффициенты а, b, с квадратного уравнения (а ≠ 0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни.

Решение.

Исходной информацией являются коэффициенты а, b, с. Готовим таблицу, представленную на рис. 4.

В ячейки А2:С2 заносим числовые значения коэффициентов.

В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения =В2^2-4*А2*С2.

A

B

С

D

E

1

a

b

c

d

Есть действительные корни?

2

=B2^2-4*A2*C2

=ЕСЛИ(D2>=0; "Да"; "Нет")

Рис. 4

В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ(D2>=0; "Да"; "Нет"). Таким образом, если выполняется условие D2>=0 (т.е. если дискриминант неотрицателен), то в ячейке Е2 будет отображаться текст «Да», в противном случае - «Нет».

Слайд 5: простой пример, объяснить который должны ученики.

Даны коэффициенты k, b уравнения прямой у = k + b и координаты (х, у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой.

Решение.

Если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки в уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 5.

A

B

С

D

E

1

k

b

x

y

Точка принадлежит прямой?

2

Рис. 5

В ячейки А2, В2 заносим численные значения коэффициентов k, b; в ячейки С2:С6, D2:D6 - координаты пяти точек; в ячейку Е2 - формулу =ЕСЛИ($А$2*С2+$В$2=D2; "Да"; "Нет"). Далее копируем эту формулу для ячеек ЕЗ:Е6. Таким образом, если условие у = kx + b выполняется для данной точки с координатами (х, у), то в соответствующей ячейке столбца Е будет отображаться текст «Да», в противном случае - «Нет». В ходе решения этой задачи с учениками необходимо обратить их внимание на то, почему использованы абсолютные ссылки на ячейки А2 и В2.

Слайд 6: более сложный пример с подробным объяснением учителя.

Даны координаты вершин прямоугольника (х1, у1), (х1, у2), (х2, у2), (x2, y1), расположенного в первом квадранте, со сторонами параллельными осям координат (0 < х1 < x2, 0 < у1 < у2) и даны координаты точки (х, у) (рис. 6). Определить, лежит ли эта точка внутри прямоугольника (включая его границы).

Решение.

Если точка с координатами (х, у) лежит внутри прямоугольника или на его границе, то должны выполняться следующие условия:

xx1  И  xx2  И  yy1  И  yy2    (1)

Рис. 6

Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 7.

A

B

С

D

E

F

G

1

x1

x2

y1

y2

x

y

Точка внутри прямоугольника

2

Рис. 7.

В ячейки A2:F2 заносим соответствующие данные. В ячейку G2 заносим формулу =ЕСЛИ (И(Е2>=$А$2; Е2<=$В$2; F2>=$C$2; F2<=$D$2); "Да"; "Нет").

Здесь мы использовали логическое выражение (1) и учли особенности записи логических операций в табличных процессорах.

При занесении формулы в ячейку G2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве ее аргумента указать другую встроенную функцию И. Выясним, как это сделать. Вызываем Мастер функций, выбираем функцию ЕСЛИ. Вводим значение «Да» в поле Значение_если_истина, вводим значение «Нет» в поле Значение_если_ложь. Устанавливаем курсор в поле Логическое_выражение, вставляем в это поле логическую функцию И, но не с помощью панели инструментов, а через дополнительный список слева вверху. Далее заполняем соответствующие поля ввода для логической функции И.

V. Этап закрепления знаний

Слайд 7: более сложная задача для самостоятельного решения учащимися (фронтальная работа).

Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.

Решение.

Используем заранее подготовленную таблицу (рис. 8).

A

B

С

D

E

F

G

1

Полный тариф (руб. за мин)

6

Льготный тариф (руб. за мин)

3

2

Фамилия

Дата перего-воров

День недели

Празд-

ник

Время начала перего-

воров

Длитель-

ность перего-воров

Оплата

3

Зверева

1/05

среда

да

12

7

4

Сомов

12/07

четверг

нет

21

6

5

Котова

13/07

пятница

нет

4

10

6

Ильин

17/07

вторник

нет

11

20

7

Яшков

14/07

суббота

нет

18

15

8

Львов

15/07

воскресенье

нет

22

3

Рис.8.

Если звонок идет по льготному тарифу, то должно выполняться условие:

День недели = "суббота" ИЛИ День недели = "воскресенье" ИЛИ Праздник = "да" ИЛИ Время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8.

Поэтому в ячейку G3 заносим формулу

ЕСЛИ (ИЛИ(С3="суббота"; С3="воскресенье"; D3="Да"; Е3>=20; Е3<=8); $D$1*F3; $B$1*F3)

Ссылки на ячейки D1 и В1 абсолютные, так как при копировании формул имена этих ячеек не должны меняться.

При решении этой задачи закрепляются умения учащихся записывать логические выражения в табличных процессорах, использовать вложенные функции.

Для проверки решения учащимся демонстрируется заранее подготовленный файл с результатами решения.

VI. Самостоятельная работа учащихся за компьютерами

Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

Задача (уровень 1).

Стоимость абонемента на посещение бассейна в воскресенье на 10% выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость 10 проданных абонементов, если цена абонемента в будний день составляет 50 рублей.

Задача (уровень 2).

Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.

Задача (уровень 3).

Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превышает 6 месяцев, но не достигает 10 месяцев, то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.

VII. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

VIII. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.

IX. Домашнее задание

Каждому ученику выдается карточка, домашнее задание комментируется. Предлагаются задачи трех уровней сложности.

Задача (уровень 1).

Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Задача (уровень 2).

Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт/ч, но не превышает 500 кВт/ч; 1,2 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Задача (уровень 3).

К предыдущему уровню сложности добавляются следующие задания: подсчитать суммарную плату всех клиентов; определить, сколько клиентов потребляют свыше 500 кВт/ч.


0

1

y2

y

x1

x2

x

 (x, y)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70489. Проблема регуляции социального поведения личности. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения 36.5 KB
  Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему вершину которой составляют ориентации на ценности. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий основополагающий элемент культуры...
70490. Социальная установка: понятие структура и функции формирования социальных установок 44.5 KB
  После открытия феномена аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда много противоречивых его определений. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия.
70491. Просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования 43.5 KB
  Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей научить...
70492. Социальная психология асоциального поведения человека 172 KB
  Асоциальное (от греч. «а» – отрицательная частица) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам...
70493. Агрессивность как социально-психологическая проблема 29.5 KB
  Агрессия приобретаемая посредством: Биологических факторов например гормоны нервная система Научения например непосредственный опыт наблюдение Агрессия провоцируется: Воздействием шаблонов например возбуждение внимание Неприемлемым обращением например нападки фрустрация...
70494. Малая группа как социально-психологическое образование 38 KB
  Именно в малых группах происходит формирование личности проявляются ее качества поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность личность воздействует на общество сильнее...
70495. Шунты 83 KB
  Шунты применяются для расширения пределов измерения амперметров при этом большую часть измеряемого тока пропускают через шунт а меньшую – через измерительный механизм ИМ прибора. Шунты на малые токи выполняются в виде катушек или спиралей из манганинового провода шунты на большие...
70496. Приборы электростатической системы 61 KB
  Приборы электростатической системы бывают двух разновидностей: с изменяющейся площадью пластин; с изменяющимся расстоянием между пластинами рис. Приборы с изменяющимся расстоянием между пластинами состоят из двух неподвижных пластин одна из которых при измерениях заряжается...
70497. Приборы ферродинамической системы 90.5 KB
  Схемы включения определяются видами измеряемых величин и аналогичны включению амперметра вольтметра и ваттметра электродинамической системы. Приборы ферродинамической системы используют для измерений в цепях переменного тока в качестве ваттметров частотомеров фазометров...