16398

Условная функция и логические выражения в Ехсеl

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Практическое занятие по информатике Тема: Условная функция и логические выражения в Ехсеl Цели занятия: образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражени

Русский

2013-06-20

130.5 KB

10 чел.

Практическое занятие по информатике

Тема: «Условная функция и логические выражения в Ехсеl»

Цели занятия:

образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах;

развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Оборудование: компьютеры, лазерный проектор; программное обеспечение - презентация по теме урока, индивидуальные карточки с заданиями, подготовленные демонстрационные файлы.

Ход занятия

I. Сообщение темы и постановка целей урока

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Актуализация знаний и умений учащихся

Устный опрос:

1. Что обозначает принцип относительной адресации?

Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.

2. К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?

Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.

3. Если копировать содержимое С15 в С20, то какая формула будет занесена в С20 (рис. 1)?

Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке С20 будет формула  =A20*В20.

A

B

C

D

15

4

9

=A15*B15

16

6

8

17

8

7

18

10

6

19

12

5

20

14

4

Рис. 1

4. Таблица та же (см. рис. 1). Если копировать содержимое С15 в D18, то какая формула будет занесена в D18?

Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке D18 будет формула =В18*С18.

5. Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?

Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $.

6. Дан фрагмент электронной таблицы (рис. 2). Если копировать содержимое С1 в ЕЗ. то какая формула будет занесена в ЕЗ?

A

B

C

D

E

1

7

5

=$B$2+A1

2

10

7

3

20

4

Рис. 2

Ответ. =$В$2+СЗ.

III. Создание проблемной ситуации

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

Задача.

Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.

Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рис. 3.

A

B

K

L

M

1

Фамилия

Вопрос 1

Вопрос 10

Общая сумма

Зачет/незачет

2

3

4

5

6

Рис.3

В ячейки А2:К6 заносим данные (1 - «зачет», 0 - «незачет»), а в ячейки L2:M6 - формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6.

Какую формулу надо задать в ячейке М2?

Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

IV. Ознакомление с новым материалом

Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и лазерного проектора.

Слайд 1: общий вид условной функции

ЕСЛИ (<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.

Слайд 2: построение логических выражений (общий случай).

Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, >, <= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Слайд 3: особенности записи логических операций в электронных таблицах.

Сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Пример:

ЕСЛИ (И(А5<=40; А5>=18); "Да"; "Нет").

Вернемся к решению задачи 1: в ячейку М2 надо занести формулу =ЕСЛИ(L2>=6; "зачет"; "незачет"). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки МЗ:М6.

Слайд 4: простой пример с подробным объяснением учителя.

Даны коэффициенты а, b, с квадратного уравнения (а ≠ 0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни.

Решение.

Исходной информацией являются коэффициенты а, b, с. Готовим таблицу, представленную на рис. 4.

В ячейки А2:С2 заносим числовые значения коэффициентов.

В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения =В2^2-4*А2*С2.

A

B

С

D

E

1

a

b

c

d

Есть действительные корни?

2

=B2^2-4*A2*C2

=ЕСЛИ(D2>=0; "Да"; "Нет")

Рис. 4

В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ(D2>=0; "Да"; "Нет"). Таким образом, если выполняется условие D2>=0 (т.е. если дискриминант неотрицателен), то в ячейке Е2 будет отображаться текст «Да», в противном случае - «Нет».

Слайд 5: простой пример, объяснить который должны ученики.

Даны коэффициенты k, b уравнения прямой у = k + b и координаты (х, у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой.

Решение.

Если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки в уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 5.

A

B

С

D

E

1

k

b

x

y

Точка принадлежит прямой?

2

Рис. 5

В ячейки А2, В2 заносим численные значения коэффициентов k, b; в ячейки С2:С6, D2:D6 - координаты пяти точек; в ячейку Е2 - формулу =ЕСЛИ($А$2*С2+$В$2=D2; "Да"; "Нет"). Далее копируем эту формулу для ячеек ЕЗ:Е6. Таким образом, если условие у = kx + b выполняется для данной точки с координатами (х, у), то в соответствующей ячейке столбца Е будет отображаться текст «Да», в противном случае - «Нет». В ходе решения этой задачи с учениками необходимо обратить их внимание на то, почему использованы абсолютные ссылки на ячейки А2 и В2.

Слайд 6: более сложный пример с подробным объяснением учителя.

Даны координаты вершин прямоугольника (х1, у1), (х1, у2), (х2, у2), (x2, y1), расположенного в первом квадранте, со сторонами параллельными осям координат (0 < х1 < x2, 0 < у1 < у2) и даны координаты точки (х, у) (рис. 6). Определить, лежит ли эта точка внутри прямоугольника (включая его границы).

Решение.

Если точка с координатами (х, у) лежит внутри прямоугольника или на его границе, то должны выполняться следующие условия:

xx1  И  xx2  И  yy1  И  yy2    (1)

Рис. 6

Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 7.

A

B

С

D

E

F

G

1

x1

x2

y1

y2

x

y

Точка внутри прямоугольника

2

Рис. 7.

В ячейки A2:F2 заносим соответствующие данные. В ячейку G2 заносим формулу =ЕСЛИ (И(Е2>=$А$2; Е2<=$В$2; F2>=$C$2; F2<=$D$2); "Да"; "Нет").

Здесь мы использовали логическое выражение (1) и учли особенности записи логических операций в табличных процессорах.

При занесении формулы в ячейку G2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве ее аргумента указать другую встроенную функцию И. Выясним, как это сделать. Вызываем Мастер функций, выбираем функцию ЕСЛИ. Вводим значение «Да» в поле Значение_если_истина, вводим значение «Нет» в поле Значение_если_ложь. Устанавливаем курсор в поле Логическое_выражение, вставляем в это поле логическую функцию И, но не с помощью панели инструментов, а через дополнительный список слева вверху. Далее заполняем соответствующие поля ввода для логической функции И.

V. Этап закрепления знаний

Слайд 7: более сложная задача для самостоятельного решения учащимися (фронтальная работа).

Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.

Решение.

Используем заранее подготовленную таблицу (рис. 8).

A

B

С

D

E

F

G

1

Полный тариф (руб. за мин)

6

Льготный тариф (руб. за мин)

3

2

Фамилия

Дата перего-воров

День недели

Празд-

ник

Время начала перего-

воров

Длитель-

ность перего-воров

Оплата

3

Зверева

1/05

среда

да

12

7

4

Сомов

12/07

четверг

нет

21

6

5

Котова

13/07

пятница

нет

4

10

6

Ильин

17/07

вторник

нет

11

20

7

Яшков

14/07

суббота

нет

18

15

8

Львов

15/07

воскресенье

нет

22

3

Рис.8.

Если звонок идет по льготному тарифу, то должно выполняться условие:

День недели = "суббота" ИЛИ День недели = "воскресенье" ИЛИ Праздник = "да" ИЛИ Время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8.

Поэтому в ячейку G3 заносим формулу

ЕСЛИ (ИЛИ(С3="суббота"; С3="воскресенье"; D3="Да"; Е3>=20; Е3<=8); $D$1*F3; $B$1*F3)

Ссылки на ячейки D1 и В1 абсолютные, так как при копировании формул имена этих ячеек не должны меняться.

При решении этой задачи закрепляются умения учащихся записывать логические выражения в табличных процессорах, использовать вложенные функции.

Для проверки решения учащимся демонстрируется заранее подготовленный файл с результатами решения.

VI. Самостоятельная работа учащихся за компьютерами

Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

Задача (уровень 1).

Стоимость абонемента на посещение бассейна в воскресенье на 10% выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость 10 проданных абонементов, если цена абонемента в будний день составляет 50 рублей.

Задача (уровень 2).

Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.

Задача (уровень 3).

Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превышает 6 месяцев, но не достигает 10 месяцев, то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.

VII. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

VIII. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.

IX. Домашнее задание

Каждому ученику выдается карточка, домашнее задание комментируется. Предлагаются задачи трех уровней сложности.

Задача (уровень 1).

Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Задача (уровень 2).

Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт/ч, но не превышает 500 кВт/ч; 1,2 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Задача (уровень 3).

К предыдущему уровню сложности добавляются следующие задания: подсчитать суммарную плату всех клиентов; определить, сколько клиентов потребляют свыше 500 кВт/ч.


0

1

y2

y

x1

x2

x

 (x, y)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32540. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ 398 KB
  Типизация учебнотренировочных задач Напомним что основным средством контроля знаний в ЭС служат УТЗ результаты и ход выполнения которых оцениваются автоматически. Целесообразно чтобы программа включала в себя единое множество УТЗ из которого выбирались задачи используемые в том или ином контрольном блоке в зависимости от представления в нем содержания курса и требований к знаниям обучаемых. Необходимо чтобы уровень тематического деления множества УТЗ соответствовал минимальному охвату учебного материала блоком контроля. Таким образом...
32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...