16423

СОЗДАНИЕ МАКРОСОВ-ФУНКЦИЙ В EXCEL

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

СОЗДАНИЕ МАКРОСОВФУНКЦИЙ В EXCEL Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Информационные технологии для студентов технических специальностей Методические указания предназначены для проведения лабораторных работ по дисциплине Инфо

Русский

2013-06-22

162.5 KB

79 чел.

СОЗДАНИЕ МАКРОСОВ-ФУНКЦИЙ В EXCEL

Методические указания к выполнению лабораторных работ

по дисциплине «Информационные технологии»

для студентов технических специальностей

Методические указания предназначены для проведения лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии» для специальностей технического профиля. Предлагается набор заданий к лабораторным занятиям и краткие методические указания к их выполнению. Целью лабораторных работ является использование макросов Excel для решения задач, часто встречающихся в инженерных расчетах.

Печатается по решению методической комиссии факультета «Информатика и вычислительная техника»

Лабораторная работа № 1

Тема: Программирование макросов для функций, задаваемых с условиями.

Цель работы: Научиться использовать макросы Excel для упрощения вычислений.

Форма отчета: Выполнение индивидуального зачетного задания.

Примеры выполнения лабораторной работы

Пример 1. Вычислить для произвольно заданного значения переменной x значение функции

Решение с помощью формулы Excel. Создадим новый файл в программе Excel. Оформление решения показано в таблице 1.

На Лист1 в ячейках A1 и B1 введем обозначения x  и y.

Присвоим ячейке A2 имя x. Для этого выполним команду «Вставка — Имя — Присвоить — x».

Пусть значение переменной x равно 0,5. Запишем число 0,5 в ячейке A2, а значение функции y вычислим в ячейке B2. Для этого введем в B2 формулу

=ЕСЛИ(x<=1;x^3+1;ЕСЛИ(x<=3;SIN(x);EXP(-x)*x))

Таблица 1

A

B

1

x

y

2

0,5

=ЕСЛИ(x<=1;x^3+1;ЕСЛИ(x<=3;SIN(x);EXP(-x)*x))

В результате вычисления в ячейке B2 появится значение 1,125.

Введем в ячейку A2 значение 1,5. Тогда в B2 появится значение 0,997494987. Если введем в ячейку A2 значение 3,5, то в B2 появится значение 0,105690842.

Решение с помощью макроса Excel. Создадим в программе Excel пользовательскую функцию y(x) для вычисления данной функции, пользуясь встроенным языком Visual Basic.

Приведем алгоритм создания пользовательcкой функции-макроса:

1) Выполним команду меню «Сервис — Макрос — Редактор Visual Basic». Откроется окно «Microsoft Visual Basic».

2) Выполним команду меню «InsertModule» и введём текст программы-функции (Комментарий после апострофа вводить не надо)

Function y(x)           ' Заголовок описания функции y(x)

If x <= 1 Then        ' если x <= 1 то

  y = x ^ 3 + 1       '        y = x ^ 3 + 1

ElseIf x <= 3 Then   ' иначе если x <= 3 то

  y = Sin(x)             '        y = Sin(x)

Else                         ' иначе

  y = Exp(-x) * x      '        y = Exp(-x) * x

End If                      ' конец оператора если

End Function            ' конец описания функции

Теперь в ячейках любого листа данной книги (файла) программы Excel можно в формулах использовать созданную функцию.

Например, введем в ячейки С2, С3 и С4 соответственно формулы   =y(0,5),  =y(1,5),   =y(3,5). В этих ячейках получим значения 1,125, 0,997495, 0,105691.

Пример 2. Построить таблицу значений и график функции из примера 2 на отрезке  с шагом 0,2.

Решение с использованием макроса. Мы будем использовать макрос-функцию y(x), созданную в примере 1, поэтому откроем файл примера 1 и перейдем на Лист2.

В ячейках A1 и B1 введем обозначения x и y.

Введем в A2, A3 значения 0 и 0,2. Выделим ячейки A2:A3 и протянем маркер заполнения (правый нижний угол) до ячейки A12.

Введем в B2 формулу =y(A2). Протянем ячейку B2 маркером заполнения вниз до  B12. Оформление решения показано в таблице 2.

Таблица 2

A

B

1

x

y

2

0

1

3

0,2

1,008

4

0,4

1,064

5

0,6

1,216

6

0,8

1,512

7

1

2

8

1,2

0,932039

9

1,4

0,98545

10

1,6

0,999574

11

1,8

0,973848

12

2

0,909297

Выделим диапазон A1:B12 и щелкнем указателем мыши на панели инструментов ярлык «Мастер диаграмм». Выберем тип «Точечная» и кнопку «Готово».

Задания к лабораторной работе №1.

Построить таблицу значений и график данной функции в указанном диапазоне с заданным шагом. Вариант задания выбрать из таблицы 3.

Таблица 3

№ варианта

Функция

Отрезок

Шаг

1

[0; 3]

0,1

2

[1; 3]

0,2

3

[0; 3]

0,3

4

[1; 5]

0,2

5

[0; 3]

0,1

6

[2; 5]

0,25

Продолжение табл. 3

№ варианта

Функция

Отрезок

Шаг

7

[3; 5]

0,25

8

[0; 3]

0,1

9

[1; 3]

0,4

10

[0; 3]

0,05

11

[1; 5]

0,4

12

[0; 4]

0,2

13

[2; 5]

0,3

Окончание табл. 3

№ варианта

Функция

Отрезок

Шаг

14

[0; 5]

0,4

15

[1; 6]

0,5

16

[0; 3]

0,1

17

[1; 3]

0,2

18

[0; 3]

0,3

19

[0; 5]

0,2

20

[0; 3]

0,1

Лабораторная работа № 2

Тема: Программирование макросов для функций, параметрами и/или значениями которых являются массивы.

Цель работы: Научиться использовать макросы Excel для упрощения вычислений с матрицами и векторами.

Форма отчета: Выполнение индивидуального зачетного задания.

Пример выполнения лабораторной работы

Пример 3. Вычислить таблицу значений вектор-функции
U(t) = U(x, y, z), где x = x(t) = t 2, y = y(t) = sin t, z = z(t) = cos t,

для  значений переменной  t = 0; 0,1; …, 1.

Решение с помощью макроса. Создадим макрос-функцию U(t), которая вычисляет значение данной вектор-функции.

1) Выполним команду меню «Сервис — Макрос — Редактор Visual Basic». Откроется окно «Microsoft Visual Basic».

2) Выполним команду меню «InsertModule» и введём текст следующей программы-функции

Option Base 1       ‘ Нижнее значение индекса в массивах равно 1

Function U(t)

Dim uu(3)                 ‘ Описание вектора из трех элементов

x = t ^ 2: uu(1) = x   ‘ вычисление компонент вектор-функции

y = Sin(t): uu(2) = y

z = Cos(t): uu(3) = z

U = uu                      ‘ присваивание имени U функции вектора uu

End Function

3) Перейдем из редактора Visual Basic в Excel и введем в ячейках A1:D1 обозначения, как показано в табл. 4.

Таблица 4

A

B

C

D

1

t

x

y

z

2

0

0

0

0

3

0,1

0

0,01

0,099833

4

0,2

0

0,04

0,198669

5

0,3

0

0,09

0,29552

6

0,4

0

0,16

0,389418

7

0,5

0

0,25

0,479426

8

0,6

0

0,36

0,564642

9

0,7

0

0,49

0,644218

10

0,8

0

0,64

0,717356

11

0,9

0

0,81

0,783327

12

1

0

1

0,841471

Введем в ячейки A2, A3 значения 0 и 0,1. Выделим ячейки A2:A3 и маркером заполнения протянем вниз до A12.

Выделим ячейки B2:D2, введем формулу =U(A2) и удерживая нажатыми клавиши Ctrl и Shift нажмем Enter. В ячейках B2:D2 появятся числовые значения.

Выделим ячейки B2:D2 и маркером заполнения протянем вниз до строки B12:D12.

Пример 4. Вычислить суммы элементов строк матрицы, содержащей 4 строки и 3 столбца (табл. 5).

Таблица 5

1

-1

9

2

2

4

3

3

1

4

5

3

Решение с помощью встроенных функций Excel. Создадим файл программы Excel.

Запишем элементы данной матрицы в диапазоне A1:C4 (табл. 6).

В ячейку D1 введем формулу =СУММ(A1:C1).

Выделим ячейку D1 и протянем маркером заполнения вниз до ячейки D4. В столбце D1:D4 получим суммы элементов соответствующих строк матрицы.

Решение с помощью макроса. Создадим макрос-функцию Sum_str(x), которая для заданной матрицы x, содержащей M строк и N столбцов, вычисляет вектор-столбец из M элементов, содержащий суммы элементов соответствующих строк матрицы.

1) Выполним команду меню «Сервис — Макрос — Редактор Visual Basic». Откроется окно «Microsoft Visual Basic».

2) Выполним команду меню «InsertModule» и введём текст следующей программы-функции

Option Base 1

Function Sum_str(x)

Dim y()

Dim M As Integer, N As Integer

M = x.Rows.Count

N = x.Columns.Count

ReDim y(M)

For i = 1 To M:

y(i) = 0:  For j = 1 To N:  y(i) = y(i) + x(i, j):  Next j

Next i

Sum_str = Application.Transpose(y)

End Function

3) Выделим диапазон ячеек E1:E4, введем формулу =Sum_str(A1:C4) и удерживая нажатыми клавиши Ctrl и Shift нажмем Enter. В ячейках E1:E4 появятся числовые значения, совпадающие со значениями в D1:D4.

Таблица 6

A

B

C

D

E

1

1

-1

9

9

9

2

2

2

4

8

8

3

3

3

1

7

7

4

4

5

3

12

12

Задания для самостоятельной работы.

Написать макрос-функцию для вычисления

1. Столбца из произведений элементов строк матрицы.

2. Строки из произведений элементов столбцов  матрицы.

3. Столбца из максимальных элементов строк матрицы.

4. Столбца из минимальных элементов строк матрицы.

5. Строки из максимальных элементов столбцов матрицы.

6. Строки из минимальных элементов столбцов матрицы.

7. Суммы положительных элементов  матрицы.

8. Суммы отрицательных элементов  матрицы.

9. Числа положительных элементов  матрицы.

10. Числа отрицательных элементов  матрицы.

11. Суммы поддиагональных элементов  квадратной матрицы.

12. Числа элементов  квадратной матрицы, по модулю меньших единицы.

13. Числа элементов вектора, по модулю меньших единицы.

14. Числа элементов вектора, по модулю больших единицы.

15. Вектора из диагональных элементов квадратной матрицы.

16. Матрицы, элементы которой задаются формулой xij = i + j.

17. Вектора, элементы которого задаются формулой xi = i .

18. Матрицы, элементы которой задаются формулой xij = 2i + 5j 2.

19. Вектора, элементы которого задаются формулой xi = i 2.

20. Матрицы, элементы которой задаются формулой xij = i * j.

Рекомендуемая литература

1. Ричард Шеферд. Создание макросов для Microsoft Excel. — М.: НТ Пресс, 2007, — 352 с.

2. Б. В. Соболь, Б. Ч. Месхи, И. М. Пешхоев. Практикум по вычислительной математике. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

Составители: д. т. н., проф. Б. В. Соболь, к. ф.-м. н., доц. И. М. Пешхоев

СОЗДАНИЕ МАКРОСОВ-ФУНКЦИЙ В EXCEL

Методические указания и задания для лабораторных работ
по дисциплине «Информационные технологии»

Редактор А. А. Литвинова

ЛР №             от                                    В набор

В печать                                               Офсет. Бумага тип.№3.

Формат 6084/16.     Объем 0,6 усл.п.л.,   0,5 уч.-изд.л.

Заказ №                 Тираж                Цена

Издательский центр ДГТУ.

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344010, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75589. Відвідування театру естради, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 65.5 KB
  Активізувати в мові учнів вживання ЛО теми «Відвідування театру». Підготувати учнів до самостійного висловлювання про відвідування театру естради на основі плану. Практикувати у діалогічному мовленні: конструюванні діалогів за заданою ситуацією та з урахуванням міжрольових взаємодій комунікативних партнерів...
75590. Музичні захоплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 90.5 KB
  Обладнання: підручник вікторина Pop Music Quiz НО1 текст для читання My fvourite singer Elvis Presley king of rock nd roll HO2 Fill in the tble HO3 Write biogrphy of your own fvourite pop strrdquo;HO4 тексти 1 2 для позакласного читання з серії Pop rt з молодіжних журналів НO5 НO6. Т: We re going to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups By the end of the lesson you should be ble: to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups; to conduct your own dilogues using the given one s n...
75591. Музичні захоплення. Мій улюблений співак 63.5 KB
  Обладнання: підручник текст і запис пісні Yesterdy групи Betles НО1 текст цієї пісні з пропускамНO2 текст для аудіювання The Betles НО3 True or Flse HO4 HO5. Предявлення тексту для аудіювання The Betles. Т: Wht do you think Do you know the fmous group The Betles Wht hits of the Betles do you like re the Betles still populr in Englnd Why 2 WhileListening ctivities. Н03: The Betles The Betles becme ntionlly fmous in Englnd in October 1962 when their first single record Love me do entered the Hit Prde t number 27.
75592. Музичні захплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 59.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (scanning) та з метою точного й повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (skimming). Навчати висловлюванню за змістом прочитаного тексту.
75593. Шекспір — видатний англійський письменник 69 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Shkespere HO1 True or Flse H02 nswer the questions H03 Strip story H04 текст для позакласного читання про англійських або американських акторів на вибір учителя. Т: The topic of our tody\'s lesson is Shkespere the gretest English writer...
75594. Відвідування кінотеатру 71 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning).
75595. Відвідування кінотеатру в Англії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру», «Кіно». Практикувати в аудіюванні та читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Практикувати учнів у спілкуванні в формі діалогу-розпитування, діалогу-обміну думками.
75596. Кіно в Британії. Моє відвідування кінотеатру 58.5 KB
  Обладнання: підручник Keyfcts bout film HO1 Trueorflse H02. T: In your notebook write 9 types of films. I will cll out one type of films t time. If you her one of your type of films put your hnd up nd cross the word out.
75597. Театри в Великобританії. Бесіда по телефону, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 70 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування театру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Повторити навчальний матеріал про ведення бесіди по телефону.