16425

Функции Excel. Логические функции

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 6Функции Excel. Логические функции Цель работы: изучение понятия и видов логических функций в Excel и приобретение навыков работы с логическими функциями Программа работы Ознакомление с понятием логических функций и их видами. Приобретение

Русский

2013-06-22

122.5 KB

405 чел.

Лабораторная работа № 6
Функции Excel. Логические функции

Цель работы: изучение понятия и видов логических функций в Excel и приобретение навыков работы с логическими функциями

Программа работы

  1.  Ознакомление с понятием логических функций и их видами.
  2.  Приобретение навыков работы с простой функцией ЕСЛИ.
  3.  Приобретение навыков работы с логической функцией И.
  4.  Приобретение навыков работы с логической функцией ИЛИ.
  5.  Приобретение навыков работы с вложенными логическими функциями ЕСЛИ.

Краткие сведения

Понятие логических функций и их виды

К логическим функциям относятся такие функции, которые позволяют выбрать то или иное решение в зависимости от того, выполняется или нет одно или несколько условий.

С помощью этих функций в Excel можно предпринять одно действие, если условие выполняется, и другое - если условие не выполняется.

Под условием в Excel понимается запись:

Выражение № 1, условный оператор, выражение № 2

К условным операторам относятся:

Оператор

Значение

Пример

<

меньше, чем

B1<C4

<=

меньше или равно

B1<=С4

>

больше, чем

В1>С4

>=

больше или равно

B1>=C4

=

равно

B1=C4

<>

не равно

B1<>C4

Выражением могут быть адрес или имя ячейки, функция, число, текст и их комбинация. Например:

А2="Прибыль"

СУММ(А1:А5)>20/2

К основным логическим функциям относят:

ЕСЛИ (бывает простая и сложная);

И;

ИЛИ ;

HE.

Простая функция ЕСЛИ

Формат записи:

=ЕСЛИ (условие; выражение В; выражение С)

Эта запись означает:

1) если условие выполняется, то происходит действие, определенное в выражении В;

2) если условие не выполняется, то происходит действие, определенное в выражении С. Выражениями В и С могут быть:

числовое выражение;

функция;

ссылка на клетку таблицы или ее имя;

заключенный в кавычки текст.

Пример 1. Пусть у ряда работников имеется задолженность по потребительскому кредиту, которая отражена в диапазоне СЗ:С7 (рис. 6.1). Нужно найти в списке таких работников и удержать с них в счет погашения кредита 10% от начисленной им суммы.

Для нашего примера логическая функция будет иметь следующий вид:

=ЕСЛИ (С3>0; В3 *0.1; " ")

Данная логическая функция означает следующее: если задолженность по потребительскому кредиту больше нуля, то необходимо удержать 10% с начисленной суммы, в противном случае необходимо вывести пробелы.

Запишем ее в ячейку ЕЗ, а затем скопируем в ячейки Е4:Е7.

Рис. 6.1 Пример простой логической функции ЕСЛИ

По диапазону СЗ:С7 отыскиваются работники, у которых есть задолженность по потребительскому кредиту, а в диапазоне ЕЗ:Е7 указывается размер удержанной суммы. В случаях, когда задолженности по потребительскому кредиту нет, напротив фамилий соответствующих работников в диапазоне ЕЗ:Е7 выводятся пробелы.

В результате в диапазоне ЕЗ:Е7 (рис. 6.2) получим размер удержанной суммы с работников, у которых имеются задолженности по потребительскому кредиту.

Напротив фамилий работников, не имеющих задолженности по потребительскому кредиту, будут выведены пробелы.

Достоинства даже этой простой логической функции станут более наглядными, если расчет будет производиться не для пяти работников, а для нескольких сотен.

Рис. 6.2 Результат выполнения простой логической функции ЕСЛИ

Логическая функция И

Формат записи:

И (условие №1;условие №2)

Результат является истинным, если два условия истинны.

В противном случае результат ложен.


Условие №1

Условие №2

Результат

истина

истина

истина

истина

ложь

ложь

ложь

истина

ложь

ложь

ложь

ложь

Функция И входит в состав функции ЕСЛИ, которая в этом случае имеет следующий формат:

=ЕСЛИ(И(усл.№1;усл.№2);выражениеB;выражениеC)

Пример 2. Найти работников, у которых одновременно имеются задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство, и удержать от начисленной им суммы 20% (рис. 6.3).

Для нашего примера логическая функция будет иметь следующий вид:

=ЕСЛИ(И (C3>0:D3>0); ВЗ*0.2; " ")

Данная логическая функция означает следующее: если одновременно задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, в противном случае необходимо вывести пробелы.

Запишем её в ячейку Е3, а затем скопируем в ячейки Е4:Е7.

В столбцах С и D (рис. 6.4) будет найден только один работник, у которого есть задолженность по двум видам кредита. В столбце Е у него будет удержано 20% от начисленной суммы. Напротив остальных работников в столбце Е будут выведены пробелы.

Рис. 6.3 Логическая функция И в сочетании с функцией ЕСЛИ

Рис. 6.4 Результат выполнения логической функции И
в сочетании с функцией ЕСЛИ

Логическая функция ИЛИ

Данная функция истинна, если истинно хотя бы одно из двух входящих в нее условий. Формат записи:

= ИЛИ (условие №l; условие №2)

Лишь в случае, когда оба условия ложны, то функция ИЛИ также ложна.

Условие №1

Условие №2

Результат

истина

истина

истина

истина

ложь

истина

ложь

истина

истина

ложь

ложь

ложь

Данная функция используется вместе с логической функцией ЕСЛИ, которая в этом случае имеет следующий формат:

= ЕСЛИ(ИЛИ (усл. №l; усл. №2);выражен.В;выражен.С)

Пример 3. Найти работников, у которых имеется либо задолженность по потребительскому кредиту, либо по кредиту на жилищное строительство, либо по обоим видам кредита сразу, и удержать с них в счет погашения кредита 10% от начисленной им суммы (рис. 6.5).

Логическая функция в нашем примере будет иметь вид:

= ЕСЛИ(ИЛИ (С3>0;D3>0);B3*0/1;» «)

Данная логическая функция означает следующее: если одновременно или по отдельности задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство больше нуля, то необходимо удержать 10% с начисленной суммы, в противном случае необходимо вывести пробелы.

Запишем ее в ячейку ЕЗ, а затем скопируем в ячейки Е4:Е7.

Рис. 6.5 Логическая функция ИЛИ в сочетании с функцией ЕСЛИ

В столбцах С и D (рис. 6.6) будут найдены работники, у которых есть задолженность хотя бы по одному виду кредита, и в столбце Е с них будет удержано 10% от начисленной им суммы. Один работник не имеет задолженности по кредиту и в столбце Е напротив его фамилии будут выведены пробелы.

Рис. 6.6 Результат выполнения логической
функции ИЛИ в сочетании с функцией ЕСЛИ

Вложенные логические функции ЕСЛИ

Формат записи:

=ЕСЛИ (усл.№1;выраженнеВ;ЕСЛИ(усл.№2;выражение C;ЕСЛИ(...)))

Число вложенных функций в принципе может быть любое, но общая длина строки не должна быть слишком большой, это затрудняет ее чтение, кроме того, необходимо следить за тем, чтобы число открытых скобок в точности равнялось числу закрытых скобок.

Пример 4. Найти работников, у которых имеются одновременно задолженности по обоим видам кредита, и удержать от начисленной им суммы 20% в счет погашения кредитов (рис. 6.7). С остальных работников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от начисленной им суммы. Работникам, не имеющим задолженность по кредиту, проставить в графе "Удержано" - "б/к".

В нашем примере логическая функция будет иметь следующий вид:

=ЕСЛИ (И(С3>0;D36>0);В3*0.2;ЕСЛИ (И (С3=0;D3=0):"б/к"; ВЗ*0.1))

Данная логическая функция означает следующее: если одновременно задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, если обе задолженности одновременно равны нулю, то необходимо вывести «б/к», в противном случае необходимо удержать 10% от начисленной суммы.

Запишем ее в ячейку Е3, а затем скопируем в ячейки Е4:Е7 (см. рис. 6.7).

Рис. 6. 7 Вложенная логическая функция ЕСЛИ

В столбцах С и D (рис. 6.8) будут найдены работники, у которых есть задолженности по двум видам кредита, и с них будет удержано 20% от начисленных им cумм. Напротив фамилии работника, у которого нет задолженности по кредиту, в столбце Е будет выведено «б/к». Наконец, с остальных работником будет удержано 10% от начисленных им сумм.

Рис. 6.8 Результат выполнения вложенной логической функции ЕСЛИ

Задание. Составьте логическую функцию для взимания подоходного налога с физических лиц, если дана шкала налогообложения:

до 12 млн руб. - 12%

от 12 до 24 млн руб. - 1440 тыс. руб. + 20% с суммы > 12 млн руб.

от 24 до 36 млн руб. - 3840 тыс. руб. + 25% с суммы > 24 млн руб.

от 36 до 48 млн руб. - 6840 тыс. руб. + 30% с суммы > 36 млн руб.

свыше 48 млн руб. 10440 тыс. руб. + 35% с суммы > 48 млн руб.

Порядок и методика выполнения работы

Изучить понятие логических функций и их виды.

Изучить работу в Excel с простой логической функцией ЕСЛИ.

Изучить работу в Excel с логической функцией И.

Изучить работу в Excel с логической функцией ИЛИ.

Изучить работу в Excel вложенной логической функцией ЕСЛИ.

Содержание отчета

Цель работы.

Привести определение понятия логических функций.

Перечислите условные операторы.

Перечислите основные логические функции.

Приведите форматы записи логических функций в Excel.

Привести распечатку листа рабочей книги Excel с выполненными образцами функций в режиме отображения формул.

 Контрольные вопросы

Понятие логических функций.

Что понимается под условием в Excel.

Назовите условные операторы.

Назовите основные логические функции.

Каков формат записи простой функции ЕСЛИ в Excel.

Каков формат записи логической функции И в Excel.

Каков формат записи логической функции ИЛИ в Excel.

Каков формат записи вложенной логической функции ЕСЛИ в Excel.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68044. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» 52 KB
  Вступительное слово Сегодня 3-Б класс приглашает вас на сказку. А о чем она подумайте сами. Не зря говорится: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Занавес раздвигается. Декорации – избушка с окошком. Из трубы дым идет. Вдали лес. Звучит музыка «В гостях у сказки».
68045. Монотипія «Світ комах» 184.5 KB
  Актуалізація опорних знань Діти сьогодні ми з вами здійснимо подорож до дивовижного світу найменших створінь природи світу комах. Яких комах ви знаєте Чим комахи відрізняються від інших істот Чим вони корисні та чим вони шкідливі Як слід ставитись до комах.
68046. Конфликт, конфликтные ситуации, компромисс 50 KB
  Цель: Изучить основные понятия: конфликт конфликтные ситуации компромисс; Ознакомить учащихся и родителей с разными стилями реагирования в конфликтных ситуациях; Учить применять навыки конструктивного решения конфликтов; Развивать в учениках способность к формированию собственных способов...
68048. Регіональний конкурс «Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» 36.5 KB
  Матеріал до підготовки: мікрофон музика книжкові виставки: Книги які знають усе Сучасна дитяча проза формуляри читачів 4 та 5 класів. Щоб дізнаємося які книги подобаються нашим конкурсантам ми заглянемо у їхні формуляри. Запитання для читачів: Яка книга залишила у твоїй памяті...
68049. Виховний захід: «Інформація» 173 KB
  Після того як перший учасник закінчив розповідь він займає місце в аудиторії слухачів. Визначте хто яке місце зайняв якщо відомо що Галя зайняла друге місце Наталя хоч і не стала переможцем але в призери попала а Віра програла Ані. Аня Віра Галя Наталя 1 місце 2 місце 3 місце...
68050. Конкурс кмітливих та винахідливих «Мій розпорядок дня» 36 KB
  - Heute haben wir Wiederholungsstunde zum Thema «Unser Tageslauf». - Sagt, an welchem Thema haben wir gearbeitet? - Woruber haben wir zu diesem Thema gesprochen? - An welchem grammatischen Stoff haben wir in dieserZeit gearbeitet (Perfekt)?
68051. Конкурс юних філологів (сценарій виховного заходу для учнів 8 класу) 54.5 KB
  Наша мова найважливіша частина не лишень нашої поведінки а й нашої особистості нашої душі розуму Сьогодні тут зібралися справжні українці шанувальники мови знавці рідного слова. Сьогодні я пропоную вам демонструючи свої знання з мови ще й зібрати з нашого незвичайного фруктового дерева...
68052. “Птахи - наші вірні друзі.” Зустрічаємо птахів 77.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про світ птахів вчити дітей вдумливо дбайливо ставитися до навколишнього середовища замислюватися над наслідками своїх дій. Виховувати любов до природи бажання оберігати птахів інтерес до усної народної творчості.