16428

ОБРАБОТКА ДАННЫХ МЕТЕОСТАНЦИИ

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБРАБОТКА ДАННЫХ МЕТЕОСТАНЦИИ Цели работы: закрепить навыки по использованию функций Excel; научиться решать типовые задачи по обработке массивов с использованием электронных таблиц; познакомиться с логическими функциями Excel. Постановка зад

Русский

2013-06-22

133.5 KB

79 чел.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОБРАБОТКА ДАННЫХ МЕТЕОСТАНЦИИ

Цели работы:

закрепить навыки по использованию функций Excel;

научиться решать типовые задачи по обработке массивов с использованием электронных таблиц;

познакомиться с логическими функциями Excel.

Постановка задачи.

Имеется таблица, содержащая количество осадков в миллиметрах, построенная на основе наблюдений метеостанции г. Екатеринбурга (рис.1).

А

В

С

D

  1.  

Количество осадков (мм) (таблица 1)

Таблица построена на основе наблюдений метеостанции г. Екатеринбурга.

  1.  

  1.  

  1.  

1992

1993

1994

  1.  

январь

37,2

34,5

8

  1.  

февраль

11,4

51,3

1,2

  1.  

март

16,5

20,5

38

  1.  

апрель

19,5

26.9

11,9

  1.  

май

11,7

45,5

66,3

  1.  

июнь

129,1

71,5

60

  1.  

июль

57,1

152,9

50,6

  1.  

август

43,8

96,6

145,2

  1.  

сентябрь

85,7

74,8

79,9

  1.  

октябрь

86

14,5

74,9

  1.  

ноябрь

12,5

21

56,6

  1.  

декабрь

21,2

22,3

9,4

Рис. 1

определить для всей таблицы в целом:

  1.  минимальное количество осадков, выпавшее за 3 года;
  2.  суммарное количество осадков, выпавшее за 3 года;

среднемесячное количество осадков по итогам 3-летних наблюдений;

4)максимальное количество осадков, выпавшее за 1 месяц, по итогам 3-летних наблюдений;

количество засушливых месяцев за все 3 года, в которые выпало меньше 10 мм осадков.

Данные оформить в виде отдельной таблицы (рис. 2).

E

F

G

  1.  

Данные за 1992-1994 годы (таблица 2)

  1.  

  1.  

  1.  

Макс. кол-во осадков за 3 года (мм)

  1.  

Мин. кол-во осадков за 3 года (мм)

  1.  

Суммарное кол-во осадков за 3 года (мм)

  1.  

Среднемесячное кол-во осадков за 3 года (мм)

  1.  

Кол-во засушливых месяцев (<10 мм ) в году

Рис. 2

Те же данные определить для каждого года и оформить в виде отдельной таблицы 3 (рис 3).

Дополнительно для каждого года определить:

I) количество месяцев в году с количеством осадков в пределах (>20; <80)мм;

2) количество месяцев с количеством осадков вне нормы (<10; >100) мм (см. рис. 3).

E

F

G

  1.  

Данные за один год   (таблица 3)

  1.  

  1.  

Введите год:

1992

  1.  

Макс, кол-во осадков в году (мм)

129,1

  1.  

Мин. кол-во осадков в году (мм)

11,4

  1.  

Суммарное кол-во осадков за год (мм)

531,7

  1.  

Среднемесячное кол-во осадков в году (мм)

44,3

  1.  

Кол-во засушливых месяцев (<10 мм ) в году

0

  1.  

Кол-во месяцев в пределах   (>20; <80) мм

4

  1.  

Кол-во месяцев вне нормы   (<10; >100) мм

1

Рис. 3

При вводе года в таблице должны отражаться данные именно за этот год, в случае некорректного ввода должно выдаваться сообщение "данные отсутствуют".

Структура электронной таблицы позволяет использовать ее для решения задач, сходных с задачами обработки массивов. В качестве одномерных массивов можно рассматривать строки или столбцы электронной таблицы, заполненные однотипными числовыми или текстовыми данными. Аналогом двумерного массива является прямоугольная область таблицы, также заполненная однотипными данными.

В нашей задаче область В5:D16 исходной таблицы на рис. 1 можно рассматривать как двумерный массив из 3 столбцов и 12 строк, а данные по каждому году В5:В16; С5:С16; D5:D16 как одномерные массивы по 12 элементов каждый.

Возможности электронной таблицы Excel: использование формул и большой набор встроенных функций, абсолютная адресация, операции копирования позволяют решать типовые задачи по обработке одномерных и двумерных массивов.

ХОД РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1. Создайте новый файл MS Excel, лист «встроенные_функции».

ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу согласно рис. 1 и оформите ее по своему усмотрению.

ЗАДАНИЕ 3. На том же листе создайте и оформите еще 2 таблицы, как показано на рис. 2 и 3.

ЗАДАНИЕ 4. Заполните формулами ячейки G4 :G8 табл. 2 для обработки двумерного массива В5:D16 (данные за 3 года).

Используя мастер функций, занесите формулы:

4.1. В ячейку G4=MAКС(B5:D16)

4.2. В ячейку G5=МИН(B5:D16) и так далее в соответствии с требуемой обработкой двумерного массива B5:D16

4.3. Определите количество засушливых месяцев за 3 года.

Для определения воспользуйтесь функцией СЧЕТЕСЛИ, которая подсчитывает количество непустых ячеек, удовлетворяющих заданному критерию внутри интервала.

Формат функции: СЧЕТЕСЛИ (<интервал>;<критерии>).

Воспользуйтесь мастером функций, на 2 шаге укажите интервал B5:Dl6 и критерий <10.

ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с логическими функциями пакета Excel.

5.1. Воспользуйтесь мастером функции, нажав на кнопку fx 

5.2. В диалоговом окне мастера функций выберите функцию Логические.

5.3. Посмотрите, какие логические функции и их имена используются в русской версии Excel.

Логические функции

В Excel имеются логические функции, список которых можно увидеть, нажав на кнопку fx и выбрав в диалоговом окне функцию Логические.

При решении ряда задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов в зависимости от того, выполняется или нет некоторое условие или несколько условий. Так, в нашей задаче в зависимости от введенного года в табл. 2 должен обрабатываться тот или иной столбец табл. 1. Для решения таких задач применяют логическую функцию ЕСЛИ.

Формат функции: ЕСЛИ (<логическое выражение>,<выражение 1>;<выражение2>)

Первый аргумент функции ЕСЛИ – логическое выражение (в частном случае условное выражение), которое принимает одно из двух значений: "Истина" или "Ложь". В первом случае функция ЕСЛИ принимает значение выражения 1, а во втором случае – значение выражения 2.

Пример.

В ячейке H6 нужно записать максимальное из двух чисел, содержащихся в ячейках Н2 и H5.

Формула, введенная в ячейку Н6:

= ЕСЛИ (Н2>Н5; Н2; Н5)

означает, что если значение ячейки Н2 больше значения ячейки Н5, то в ячейке Н5 будет записано значение из Н2, в противном случае – из Н5.

В качестве выражения 1 или выражения 2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Число вложенных ЕСЛИ не должно превышать семи. На месте логического выражения можно использовать одну из логических функций И или ИЛИ.

Формат функции: И(<логическое выражение1>;<логическое выражение 2>,...)

Формат функции: ИЛИ(<логическое выражение ]>;<логическое выражение 2>,....)

В скобках может быть указано до пятидесяти логических выражений. Функция И принимает значение "Истина", если одновременно все логические выражения истинны. Функция ИЛИ принимает значение "Истина", если хотя бы одно из логических выражений истинно.

Пример.

Определить, входит ли в заданный диапазон (5;10) число, содержащееся в ячейке Н10, Ответ 1 ( если число принадлежит диапазону) и 0 (если число не принадлежит диапазону) должен быть получен в ячейке H12.

В ячейку H12 вводится формула:

= ЕСЛИ ( И (Н10>5; Н10<10); 1; 0)

В ячейке H12 получится значение 1, если число принадлежит диапазону, и значение 0, если число вне диапазона.

ЗАДАНИЕ б. Заполните формулами табл. 3 для обработки одномерных массивов (данные по каждому году).

6.1. Ячейку G11 отведите для ввода года и присвойте ей имя “год”

(команда Вставка, Имя, Определить)

Именованная ячейка будет адресоваться абсолютно. При вводе в формулу имени ячейки необходимо выбрать это имя в списке и щелкнуть на нем. Excel вставит указанное имя в формулу.

6.2. В ячейку G12 с использованием Мастера функций введите формулу:

=ЕСЛИ(год=1992;МАКС(В5:В16);ЕСЛИ(год=1993;МАКС(С5:С16);ЕCЛИ(год=1994;MAKC(D5:D16);" данные отсутствуют")))

Проанализируйте формулу. Несмотря на сложный синтаксис, смысл ее очевиден. В зависимости от года, который вводится в именованную ячейку «год», определяется максимум в том или ином диапазоне табл. 1. Диапазон В5:В16 - это одномерный массив данных за 1992 г.; С5:С16- массив данных за 1993 г.; D5:D16 - за 1995г,

6.3. Замените в формуле в ячейке G12 относительную адресацию ячеек на абсолютную.

Для выполнения следующих выборок эту формулу можно скопировать в ячейки G13:G16 и отредактировать, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу.

Но прежде необходимо заменить относительную адресацию ячеек на абсолютную, иначе копирование формулы будет производиться неправильно.

Можно легко изменить тип адресации, если в формуле установить курсор на адрес изменяемой ячейки и нажать клавишy[F4].

=ЕСЛИ(год=1992;МАКС($В$5:$В$16);ЕСЛИ(год=1993;МАКС($С$5:$С$16);ЕСЛИ(год=1995;MAKC($D$5:$D$16); "данные отсутствуют" )))

Внимание! Все массивы в формуле адресованы абсолютно, ячейка ввода года также адресована абсолютно.

6.4. Скопируйте формулу из ячейки G12 в ячейки G13:G16.

6.5. Отредактируйте формулы в ячейках G13: G16, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу.

6.6. В ячейке G16 смените функцию МАКС на функцию СЧЕТЕСЛИ и добавьте критерий " <10 ".

После редакции функция должна иметь вид:

=ЕСЛИ(год=1992;СЧЕТЕСЛИ($В$5:$В$16;"<10");ЕСЛИ(год=1993;СЧЕТЕСЛИ($С$5:$С$16;"<10");ЕСЛИ(год=1995;СЧЕТЕСЛИ($D:$D16;"<10");"данные отсутствуют" )))

6.7 Введите в ячейку G11 год:1992.

6.6. Проверьте правильность заполнения табл. 3 значениями (рис..3).

ЗАДАНИЕ 7. Сохраните результаты работы в личном каталоге.

ЗАДАНИЕ 8. Представьте данные табл. 1 графически, расположив диаграмму на отдельном рабочем листе.

8.1. Выделите блок A5:D 16 и выполните команду меню Встав ка, Диаграмма, На новом листе.

8.2. Выберите название листа и диаграммы, тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.

ЗАДАНИЕ 9. Вернитесь к рабочему листу с таблицами.

ЗАДАНИЕ 10. Подготовьте таблицу к печати, воспользовавшись предварительным просмотром печати:

10.1. Выберите альбомную ориентацию и подберите ширину полей так, чтобы все 3 таблицы умещались на странице.

10.2. Уберите сетку.

10.3. Укажите в верхнем колонтитуле фамилию, а в нижнем — дату и время.

ЗАДАНИЕ 11. Сохраните результаты работы в личном каталоге.

ЗАДАНИЕ 12 (дополнительное). Определите количество месяцев в каждом году с количеством осадков в пределах (>20 ;<80) мм и в пределах {< 10; >100) мм.

12.1. Создайте вспомогательную таблицу (рис.4) для определения месяцев с количеством осадков в пределах (>20;<80) мм.

А

В

С

D

  1.  

Вспомогательная таблица для определения месяцев в году с количеством осадков в пределах (>20; < 80).

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Сумма

1

0

0

0

0

0

1

0

  1.  

0

1

0

  1.  

0

1

0

  1.  

0

1

0

  1.  

0

1

1

  1.  

0

1

1

  1.  

1

0

1

  1.  

1

0

0

  1.  

0

1

1

  1.  

0

0

1

  1.  

0

1

1

  1.  

1

1

0

  1.  

4

9

6

Рис. 4

12.2. В ячейку В21 занесите формулу:

=ЕСЛИ(И( В5>20; В5<80);1;0)

12.3. Заполните этой формулой ячейки В22; В32. В ячейках, где условие выполняется, появляется 1.

12.4. В ячейке B33 подсчитайте сумму месяцев за  1992 г., удовлетворяющих этому условию.

12.5. Выделите ячейки В21.-ВЗЗ и скопируйте формулы в область C21:D33.

В ячейках СЗЗ и D33 получилось количество месяцев за 1993 и 1995 гг., удовлетворяющих условию (>20; <80).

12.6. Аналогично создайте вспомогательную таблицу для определения числа месяцев с количеством осадков в пределах(<10; > 100) (формулу необходимо изменить в соответствии с условием).

12.7. В ячейку G17 занесите формулу:

=ЕСЛИ(год=1992;ВЗЗ;ЕСЛИ(год=1993;СЗЗ;ЕСЛИ(год=1995;D33:" данные отсутствуют")))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13907. УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ Ч.1. КАК УЗНАТЬ СЕКТУ 3.09 MB
  УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ Ч.1. КАК УЗНАТЬ СЕКТУ На примере рериховского движения Ни разу в жизни я не отказывал себе в удовольствии поспорить с теософом. Гилберт Честертон. ОТ АВТОРА Гл. 1. О ЧЕМ СПОР Знаток Востока не знающий языков. Рерих просит себе Но
13908. ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ И ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ 67.5 KB
  УРОК 4 ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ И ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ 1. Запишите на слух ряд чисел и повторите их по записи: 2. Повторите следующие имена собственные выражающие индивидуальные понятия в любом порядке: 3. Повторите в любом порядке существительные выражающие абстрактн
13909. О.П. Довженко «Україна в огні», її справедлива критика «культу особи». Особливості сюжету й композиції. Проблеми «людина і війна», «історична пам’ять народу». Образ Запорожця як символ нескореності свого народу 49.5 KB
  Урок української літератури 11 клас ТЕМА: О.П. Довженко Україна в огні її справедлива критика культу особи. Особливості сюжету й композиції. Проблеми людина і війна історична пам’ять народу. Образ Запорожця як символ нескореності свого народу. МЕТА: ознай
13910. Урок. У чому виявляється істинний патріотизм? (За поезією Тараса Шевченка «Минають дні, минають ночі) 30.99 KB
  Тема. У чому виявляється істинний патріотизм За поезією Тараса Шевченка Минають дні минають ночі Мета: допомогти учням поглибити знання про творчу діяльність великого митця зосередити увагу на ідейнохудожньому аналізі поезії Минають дні минають ночі засвої
13911. Зарождение демократии в Афинах 57 KB
  Конспект урока по истории Древнего мира в 6м классе Тема: Зарождение демократии в Афинах. Цель: дать представление о зарождении демократии в Афинах реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э. ознакомить с рефо...
13912. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи 15.22 KB
  Урок русского языка в 9Б9В классах Тема урока: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Цель урока: углубить знания учащихся о знаниях препинания в сложных предложениях. Задача: формировать навыки и умения пунктуационной и орфографической гра...
13913. Обработка больших массивов числовых данных 1.62 MB
  Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов Задачи урока: Образовательные: научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функци...
13914. Кіномистецька спадщина Олександра Довженка. Кіноповість як новий жанр у літературі, його характерні ознаки. Проблеми народу та війни, історичної пам’яті в кіноповісті «Україна в огні» 66 KB
  Урок літератури 11 клас Тема. Кіномистецька спадщина Олександра Довженка. Кіноповість як новий жанр у літературі його характерні ознаки. Проблеми народу та війни історичної пам’яті в кіноповісті Україна в огні. Мета: ознайомити учнів з творчим д
13915. Урок. Я НАРОДИВСЯ І ЖИВ ДЛЯ ДОБРА І ЛЮБОВІ (життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 115.5 KB
  Урок української літератури 11 клас Я НАРОДИВСЯ І ЖИВ ДЛЯ ДОБРА І ЛЮБОВІ життєвий і творчий шлях Олександра Довженка Мета уроку: поглибити знання учнів про життєвий і творчий шлях Довженка словесно намалювати живий образ письменника славного сина нар