16485

Аскетика

Шпаргалка

Религиоведение и мифология

Пон об аскетизме. термин аскет определенное искусство людей которые делали из грубых металлов что то благородное затем атлеты их упражнения аскеза. В философии стяжания добродетели. В священном писании аскет у ап. Павла упражнение в добродетели по аналогии с упраж

Русский

2013-06-22

54.5 KB

2 чел.

Пон об аскетизме. термин аскет - определенное искусство людей, которые делали из грубых металлов что - то благородное, затем атлеты - их упражнения - аскеза. В философии - стяжания добродетели. В священном писании аскет, у ап. Павла упражнение в добродетели по аналогии с упражнениями атлетов. У свв. Оо. Философская терминология и упражнение в добродетели – философия, любомудрие. Термин аскет стал применяться для обозначения монашеских подвигов для личного совершенствования  в богословской литературе этот термин употребляется как синонимичес...в широком смысле. Аскеза - подвиг и аскетом добжен быть любой человек, способы могут быть различны.  Этот термин в разных конфессиях имеет разный смысл: католики - аскеза - евангельские советы, отожд аскезы с монастырем. Протестанты - аскеза как монашеский подвиг отвергнута. Но с  19 и 20 в к аскезе и монашеству начинают относится неоднозначно: в англиканской ц - кажд чел должен в мон некоторое время.

2. Знач учения о спасении для прав опр аскетизма. Провославн аскеза: в истор разв может быть ложный аскетизм - не ясна цель или внимание на ненужных условиях. Истинный аскетизм направлен ко спасению. В Прав Уч аскетизм-усвоение спасения. Нельзя принимать аскетизм без раскрытия учения оспасении. У свв. Оо. учение о спасении-основание для аскетизма......? в ветхом завете пророки, ап. Павел, и в  Новом завете - спасение человека - обетование, которое уже исполнилось. В деле спасения 2 стор: обьективная - божественная. Субьективная - стремление человека ко спасению и если человек не хочет то и он и не может двигаться ко спасению свв.оо. взгляд в прошлое и осмысляли историю с самого создания человека и грехопадения и - спасение как освобождение от чего то отрицательного следовательно спасение отвлеченное понятие. Спасение от сотириа, соо, сози, соос = здоровый сотирия - оздоровление, исцеление от порчи в результате грехопадения. Свв.оо-субьективная стор-чтобы человек все усилия употреблял ко спасению. Аф. Вел: Он пришел, чтобы дать нам не только жизнь, а жизнь с избытком, т.к. привести не только в бытие, но и благобытие. сотиреология - возвращение целости, здоровья. Созо - получить исцеление. Сотирия избавл от дух смерти, погибели, от греха. Сотирия - возв чел в первонач сост. "не здоровые имеют нужду во враче, но больные .... Я пришел призвать не праведников , а грешников на покаяние". Чтобы человек получил избавление от смерти. Пон вечной жизни выражает отношение Б к человеку которое для человека имеет исходное наначение. Вечная жизни - венец веры в Б. Св. Феофан: великое благо - вечная жизни, а великое зло - вечная смерть. Б обладает полнотой жизни и в зависимости от сопричастности ей человек получает эту жизнь. Человек призван к жизни более полной и близкой к божественной жизни и путем богоуподобления он должен был развивать это. Этот союз возможен тогда, когда имеются черты сходства  человека с Б. Требование святости - согласие с жизнью Бога выражается в ветхом завете - будте святы ибя Я свят. В Новом завете - без святости никто не увидит Господа. Через подражание Божественному бесстрастию человек может  утвердить в душе образ Б. И может уподобится Б и преобразоваться. Т.е. в условиях нашего бытия чел может стать сопричастником с вечной жизнью.

3. Следств утраты чел богообщ. человек сознательно нарушил отношение с Б, т.к.  он решил стать богом. Перестал осознавать Б как обс ценность жизни. Человек счел возможным прожить без связи с Б и центр жизни человек перенес на себя. это стремлен-заблуждение, которое касалось ума и воли чел. Если чел отрывается от полноты бытия то он лишается этой силы и начинает жизнь нездоровая т.к. человек находится в состоянии постоянных страданий. Иоанн Дамаскин: очутившись во грехе человек лишился бесконечной жизни и оказался во грехе. В результате грехопадения переменилась и внутр природа человека он стал неспособным к непосредственному общению с Б.

4. восстановление богочел союза. Но Б не допустил окончательной смерти. Высшим благом для человека является вечная жизни и она была разорвана грехом  то она достается путем освобождения от греха - надо восстановить этот союз. Это возраждение, восстановление прир чел. Свв.оо. новое творение - благо бытие человека - дар. Св.оо. - избавление человека от греха и восстановление человеческой природы может быть совершено только Б и искупительным подвигом Иисуса Христа. Поскольку отчуждение от Б - зло т.о. необходимо врачевание - восстановление союза с Б. Господь возвращает человека в то, что согласно с природой человека, чтобы соделать людей причастным Б жизни. Свв.оо. представл искупл ИХ как подвиг и победу над злом. Он начало и совершитель нашего спасения. Главный смысл жизни Христа -  откровение Божественной жизни. Сущность искупительного дела Христа Иоанн Дамаскин: через страдание и воскресение ИХ человек освободился от греха, возвращает нам участие в его Божестве. Иоанн Д выражает свв. оо. взгляд на искупление ИХ он положил основание. При сотворении ИХ привел в единое общение человеческую природу с Б и обожил ее. Афанасий Вел: Б стал человекам чтобы человек стал Б. Ап. Павел: Бог по своей богатой милости...оживил нас со Христом и посадил одесную Бга. Когда ап. Павел говорит о двух Адамах (Адам, Иисус Христос) хоть они и отождествляются, но и одновременно являются диаметрально противоположными, т.к. Адам внес грех а ИХ искупил нас.

5. Благодатные средства богообщения. через таинства  подаются человеку дарования необходимые для спасения. Таинства приводят к богообщению. Это принадлежит двум таинствам: крещению и причащению.Живя во грехах человек – духовно мертв, ему надо переродиться и эта перемена должна проникнуть всю его сущность. "если кто не родится от воды и духа не может внити в царство небесное…". В крещении проявл. и осущ. такая божественная деятельность которая характеризуется сообщением новых свойств  природе чел. И поэтому оно называется баней пакибытия. Оно будучи рождением в духовную жизнь осуществляет действительное вступление возрожд. Чел. В тесную связь со Хр. "елицы во Христа крестистеся…"Получив это человек должен поддерживать посресдтвам причащения. В этом таинстве христианин действительно, а не символически прин в себя тело и кров Хр приобщаясь к его чел природе и в силу неразрывного соед Хр с этой природой он стан общником Его божества. Ин. Дамаскин: через прич мы прич божества Иисуса. Через нее мы вступаем в общение со Хр прин участие как в плоти, так и в Его божестве. Поэтому человек может стать причастником вечной жизни. которая касается не только души человека, но и всего его существа.

6. Необходимость произволения в усвоении спасения. Мистический момент не является единственным для усвоения правды Хр. Наряду с ним должно осуществляться уподобление Хр сознательно, путем личного самоотверженного подвига христианина, хотя и при помощи благодати св. Духа. Участие в оправдании должно сопровождаться личными стремлениями. Т.к. все люди сознательно участвовали в грехопадении Адама, потому что существовали в Нем в виде общечеловеческой природы. По отношению ко Хр каждый чел существует как отдельная личность и поэтому его участие должно быть личным. Поэтому, по словам Феофана "дело примирения в лице Господа совершилось вполне, но усвоение его людям должно было совершаться  не механически, а требовало от чел личных усилий. Мистическая сторона нашего спасения состоит в действительном осуществлении теснейшего, непосредственного  общения с Богом вол Хр. Это общ предполагает в человеке существование и совершенствование любви, как свободного, религиозно-нравсеенного стремления к соединен со Хр. Мак ег. : вечной жизни достойны только те души, кот имеют в себе пламенную любовь к Господу". Т.о. любовь – движущий нерв настроения христианина. Любовь Духа не может возникать в чел по принуждению, а предпол добровольное внутреннее влечение к объекту любви. Т.о. любовь ко Хр соединена с подвигом всей жизни, с коренной переработкой всей личности и требует уподобления верующ Хр. Сущность всех трудов христианина состоит в воплощении в своей жизнедеятельности правды Хр и уподоблении Ему всецело. Последование Хр, подражание христиан Богу основывается на том, что они по отношению к Богу являются "чадами возлюбленными". Внутреннее, глубокое общение любви со Хр невозможно без тождества нравственн настроения. Цель желаний христианина -  то, что во Хр. Цель его поступков – Хр. И через это хр-н становится отражением Спасителя. И все это отражается и на сознательно свободной жизнедеятельности.  Т.о. единение со Хр в союзе живой любви с Ним имеет своим последствием новую жизнь, без греховного самоугодия и усвоение Хр правды и приобщение вечной жизни через отражение ее в своем нравств существе. Т.к. праведность Хр была совершенным осуществлен святой воли Б, то плодом  христианского подвига  усвоения правды Хр для приобщения жизни вечной является святость.

7. Взаимодействие божественной благодати и чел сил. Вся жизнь христиан – и мистич и нравств определ неразрывным единением с Б. Это ее нормальное сост и сущность. След, истинно- христ жизнь – богочел жизнь т.к. сов она в неразрывном взаимодействии бож и чел начал и обусловлена 2 факторами объективным и субъективным. Объективн – благодать Б. Субъективн – естественн – силы чел. Все это должно осуществляться в союзе для достижения вечности. "благодатью Б я есть то, что есть…".  Необходим синергизм благодати и чел свободы. Понятием благодати обнимается излияние преизобильной любви Б на людей, в виде живой, реальной силы, которая усвояет людям все блага искупления,  приводя их в действительное общение с Б во Хр. Т.о. под бл разумеется все дело искупления со всеми его плодами. Носитель и источник благодати – Господь ИХ. Но сообщается бл по воле БО через св. Духа-посредник. Он явл освятит людей по преимуществу. Поэтому Он и наз Дух Христов. И Он привлекает нас ко Хр. Несмотря на то, что бл воздействует на все важнейшие силы и способн  чел. Однако у него остается свободная воля. Спас чел совершается при пом взаимодействия свободной воли чел и бл. Цель сознательно-свободной деятельн чел должно быть уподобление Хр. И для достиж этого надо, чтобы чел явленную миру во Хр бож жизнь  признал и оценил, пожелал усвоить себе. но деятельность чел в сторону добра никогда не может достигнуть совершенства и укрепить чел волю  может благодать. Св. Дух действует не только на чел а в человеке в сердце. Действия благодати уподобляют действию закваски, которая с самого детства действует в чел. Через сердце благодать распространяет свое действие на всего чел, но не уничтожая его свободы.

8.Возрожд. чел. Знач. покаянн. веры. Достиж. христ. святости им. степени:начало, продолжение и завершение.Нач. христ. жизни-«обращение». Выражается проникающим личность человека настроением, кот. наз. спасающей верой. еп. Феофан:вера-сочетание не только убеждения и расположения.Ап. Павел: всё почитаю тщетой ради превосх –ва познания Христа… След. самоотречение в том, чтобы чел. покорился праведности Божьей, в отнош. неё показ. своё полное повиновение. Центр в жизни смещается на Христа в себе (если принял). Спасающ. вера включ любовь, т. к. любовь «не ищет своего». Вера приходит через покаяние. Свет Жизни произв. суд над личн. Озарённый пережив. переворот. Т.к. покаяние и вера друг при друге, то состояние обращения обозн. «покаянная вера».Осн. знач.веры при волевой решимости. Феофан еп.: решение бросить грех и нач. святую жизнь – в деле обращения момент коренной, источный».

9.Проявл. и укрепл. свободы в чел. «Итак христиане в крещении умирают для греха, освобождаются от него, так что он над ними уже не господствует».(Рим.VI,2,7,14). Однако их свобода от греха не безусл. независимость от обязательной нормы, чуждая опр. обязанностей. Она непр. осущ. тот или иной принцип, -или духовной или плотской жизни, но тольк. в 1случ. это свобода в подлинном смысле, т. к. выраж. истинн. сущность, настоящ. предназн. чел. его идея и нравственная необходимость.Ин.Злат.по (Рим.VIII,4)для спас. чел. недост. крещ., если после него он не обнаруживает жизни, достойной дара.Благодать крещ. не стесняет свободы и самоопр.Если обративш. перемест. центр волевой с себя на Христа, то необх. праведности относит. т.к. осущ. в сфере чел. своб. воли. По крещении  цель-подчинить всех сил и личности свободному духу.Проникн. благодатью всей личности и деятельн. – цель, тольк. благодать Св. Духа вводит в общ. с Богом.

10.Знач. веры и добр. дел. «Без веры угодить Богу невозможно». «Всё, что не по вере, грех»(Рим.XIV,23). При чувстве безгр. преданности Богу все чувства напряжены. Это предполаг. нравств. подвиг человека. В этом деятельном моменте любви вера реализ. своё знач. в деле усвоения человеком спасения. «Исполнитель дела блажен будет в своём действовании» (Иак.I,25).Добр. дела-частные моменты веры, которыми с помощ. благодати хочет усвоить правду Христову, добр. дела-частичн., конкретн. моменты сознат.-свободн. нравственного личного участия человека. На все периферии распростр. благодатная реализация веры, так что в конце концов вера обнимает всю внутр. и внешн. жизнь чел. Все силы чел. напр. на осуществление осн. стремл. веры-уподобить жизнь Христовой жизни, через чть прославить Бога. Все силы такогого, весь он сам облагодатствованы. Важна способность чел. к общению с Богом, которая при обращении даётся благодатью. Внутр. делание – причина или венец души, или мук и наказаний.Св.Иустин цитирует Господа : «В чём застигну, в том и  сужду». «Покаяние ценится не по продолжительности, но по душевному располож. чел» (св.Ин.Злат.).

11.Вечная жизнь и блаженство. Два царства:Бога и диавола. Человек может носить в себе одно из них. «Всё заключается в святилище души». Сущн. бож. Царства-знание истины и любовь к добродетелям. Духовные плоды у Ап.(Рим.XIV,17). В буд. жизни достиг-ся только совершенства, которым начало здесь. Христианин предвкушает блаженства здесь, имея залог соединения со Христом. препод. Макарий: «Что доброго приобрёл кто здесь, то самое и в тот день будет для него жизнью». Григ.Богосл.: по смерти те блага получает прав. христианин, которых потоки достигали ещё на земле, ради искреннего стремления к ним.Блаженство не цель, но Богообщение во Христе. Следствие этого – блаженство. Бог – источник благ, общение с Ним приобщ. их.

12.Знач. страха Бож. и надежды. Страх перед мучениями, ненависть к возбудителям поступка. «Покаяние – корабль, страх-его кормчий, любовь – божественная пристань»(прп.Исаак С.). Для немощного добродетель трудна, стимул к ней – награда(Ин. Злат.). Мысли о наказ. или о блаженст. полезны. Христианин созревая меняет побуждения. «В любви нет страха, но соверш. любовь изгоняет страх, т.к. в страхе – мучение; боящийся не совершен в любви.»(I Ин. IV,18). Три побужд.: страх мучиться, надежда не блага, любовь к самому благу.

13.Аскетич. учен. о природе и характ. страстей. Истинная жизнь господств. вытеснив ложное наличное состояние в чел. Душа чел. отчужд. от Бога страстным расположением. В происх. прир. чел. отмечена чертами совершенства, стремиться к Богу. Причина обратного-страсти по которым имеем ложное напр. жизнедеят. лишение богообщения. Тяжесть искушений испыт. не те кто живёт в стихии греха, но кто испыт. отвращ. к ним. Главн. источн. страстей – воздейств. демонской силы. На высш. ступ.дух. разв. страсти из периферий чел. прир.

14.Сущн. грехопадения. Попытка тварной природы утвердиться в своей автономии.  Центр жизни с Бога на себя. Бог теперь «оберегает свои преимущества от законный притязаний». Теперь чел. оправд. себя и винит Бога. Низменные стремл. чел. приобр. хар. безмерности.

15.Страсти, их деление и определение. Они выраж. отпад. союза с Богом. Страсть указывает на одностор. негармоническое и несвободное состояние сил человека, от которого страдает и его объективное достоинство и субъективное благосостояние. Единичный интерес в ущерб другим подчиняет волю. Телесные (греч. соматика карналиа) и душевные (психика спириталиа).1-е имеют почву в телесн. потр. инстинктах, 2-е – в душевных. 1-е –не физиологич. акт, но состояние психофизич. Центр их также как и 2-х лежит в душе. Страсть – сильное и длительное желание, кот. властно управл. разумным существом, проявляясь при условии слабости разума или духа.

16.Помысл-исходное начало страстей. «Худое делание разума» явл. почвой происхожд. развития и укрепления страстей. Сущн. нравств. зла в том, что люди уклонились от достодолжного помысла(прп.Макарий). Набл. помыслов-гл. подвиг. «Победа человека и одоление его, и сокровище, и защита его, и всё у подвижника приводися помыслом его (пр.Исаак С).

17.Анализ постепенного развития страстей. Только появление помысла в сознании человека не зависит от человека. От субъективного отклика зависит судьба помысла. 2-й момент разв. страсти – сдружение с ней. 3-й момент когда воля всё более увлекаетя помыслом, склоняеся к нему, так что появл. решимость осуществить.

18.Плотские страсти. Центр их тяжести в душе. Причина – сластолюбие и сладострастие в душе. Тело имеет движение естественное, прирожденное ему, но не действует, если душа не хочет – и показывает в теле движение бесстрастное.Подавление страсти чревоугодия состоит в том,  что чел. сознательно принятие пищи допускает не для удовольствия , но уступая непреодолимой потребности тела. В страстях пл. характ. чел. естеств. потребн. превращает  сознательно и свободно в повод и источник к самоуслаждению.Самолюбие!

19.сребролюбие- отцами поставляется сразу после плотских страстей,т.к., видимый предмет вожделения – что-то конкретное. Но это страсть душевная; св. Григорий Палама говорил, что основа этой страсти – не в  естестве, а в худом произволении. Хотя человеку и свойственно приобретать что-то, чтобы поддерживать свою жизнь, но эта потребность при греховном состоянии человека перерастает в противоестественную.

20.Гнев. Человеку свойственна такая сила "o` qumo,j" – дает возможность человеку реагировать правильно на то, что происходит и в самом человеке, и вокруг него, позволяет человеку различать, что есть добро и что есть зло, и помогает бороться со злом. Однако, в поврежденной человеческой природе происходят перестановки центра тяжести, и эта естественная сила перерастает в противоестественную и проявляется в виде страсти гнева. Есть и праведный гнев – когда эта сила проявляется естественным образом. Но обычно это агрессивное состояние, которое Евангелие называет "кратковременным бешенством". По-гречески проявление гнева обычно обозначается термином "ovrgh,", но в греческом иногда этим же словом именуется и естественное проявление гнева.

21.Печаль и уныние. проявляются тогда, когда утихают страсти – состояние "печального устроения", когда человек начинает понимать, что его собственное несовершенство послужило причиной аффекта, а не недостатки со стороны окружающих людей. Это  во благо человеку. остояние печали может иметь двоякий характер. Если осознаёт свое недостоинство, то это "печаль яже по Богу", кот., соделывает спасение. Если же в  сердце раздражительность, то приводит к пагубному состоянию.  Авва Дорофей: уголек обрастает пеплом, продолжает тлеть, и достаточно незначительного дуновения в виде действия или слова со стороны, и это мгновенно раздувается. Такое состояние печали приводит человека в состояние вечного недовольства. Печаль как страсть особенно гибельна, потому что постоянно мысли, навеваемые пороком печали, отвлекают человека. Такие последствия проистекают из того, что эта страсть угнетает душу человека и подавляет все его волевые устремления. Если печальное настроение направляется на свои недостатки, является тогда печалью о Боге. Иное- когда человек себя признаёт центром самодовлеющего бытия.Тогда печаль б. иметь характер безнадежной тоски, которая приводит человека к апатии, бездеятельности в духовном отношении и парализует всю деятельность человека. Отсюда крайняя степень– уныние – последняя точка в развитии данной страсти, она иногда именуется одним из проявлений печали, у некоторых отцов характеризуется как отдельная страсть – окончательное развитие печали. Человек всецело парализуется в своих духовных устремлениях. В состоянии уныния человек нередко решается на самоубийство.

22.Тщеславие и гордость. 

Тщеславие – kenodoxi,a.– и гордость поставляются обычно на последнем месте как самые пагубные. Если человек не освободится от эгоизма (лежит в основе любой страсти), то и в добродетельной жизни иногда обнаруживается эгоистическое начало. добродетель получается показной. В результате получается проявление тщеславия, которое может перерасти в гордость. Эти страсти заканчивают собой схему главных пороков, и они достигают высшей степени опасности для человека по тонким проявлениям в душе человека.Эти пороки проявляются при условии определенного успеха, достигнутого результата. Это мы видим на ярком примере евангельского фарисея. Его мысли здесь опирались на уверенность в собственной праведностинаиболее опасное духовное настроение человека. Страсть это тонкая, и порок бывает незаметным. Свв. отцы: чем меньше добродетельным становится человек, тем больше проявляется тщеславие. Эта грань определяет поражение человека. Отцы подчеркивают необходимость совершать всё во славу Божию. Если добродетель получает иное направление, то это уже и не является добродетелью. В этом и заключается особенность страсти тщеславия. Св. Григ. Богослов называет это суетной славой, тщетной славой – "fainodoxi,a" (бесславие).

Наиболее выдающиеся черты тщеславия ещё более интенсивны в гордости: u`perhfani,a – "надмение", "гордость". Гордость утверждает свою независимость от кого бы то ни было. Авва Дорофей о степенях гордости: 1) игнорируется авторитет того или иного человека. 2) стремление найти более высокий авторитет. 3) Постепенно нисходя по ступеням падения в состояние гордости, человек начинает отвергать и авторитет божественности. Человек не может уже восстать самостоятельно, если ему не окажется деятельная помощь. Гордость свидетельствует о высшей степени падения человека. При наличии гордости человек находится в очень опасном состоянии и в религиозном, и в этическом отношении. Только на высшей ступени развития гордости есть чисто религиозное противление Богу, а на начальных ступенях касается только людей.

23. себялюбие-основа страстей. бесстрастие. В основе всех страстей лежит эгоизм или себялюбие. На эгоизме вырастают все страсти, заимствуя от эгоизма соки. Но не будучи самобытным, человек не может быть источником жизни в себе самом, поэтому если человек отвергает Бога, то центром для него становится тот предмет, которым удовлетворяются какие-либо из его страстных потребностей. Такой человек впадает в грубые формы идолопоклонства. св. ап. Павел: для многих людей чрево является их богом. Это касается и других пороков и страстей, которые становятся для человека идолом. Прп. Макарий Египетский: чем бывает связан в этом веке, на то обменивает Царство Небесное и, что самое страшное, его именно признаёт богом. Св. Григорий Нисский: "Неблагодарное употребление создания служит поводом к страсти". Исаак Сирин: чистота души – первоначальное дарование нашей природы, и она обеспечивает здоровье души, позволяет приблизиться к видению Божию, а кто ещё не победил страсти, тот не может видеть Бога. Прп. Иоанн Кассиан: как невозможно, чтобы видел кто лицо свое в мутной воде, так и душа, если не очистится от мутных помыслов, то не сможет беседовать с Чистым. Прп. Иоанн Дамаскин: подвижническая жизнь служит тому, чтобы христиане свергли с себя чуждый и противный природе грех. Этим достигается освобождение от страстей и бесстрастие. Нужно иметь ввиду, что "бесстрастие" – это условное состояние, т.к. человек не может достигнуть совершенного освобождения от страстей; для человека бесстрастного легко отражать страстные помыслы.

Это бесстрастие не заключает только отрицательный момент. Бесстрашие означает не только отсутствие страха, но и наличие самообладания. У отцов можно найти положительные определения бесстрастия. Авва Дорофей:  можно различать 3 состояния:

- действует по страсти

- сопротивляется ей

- искореняет её.

Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, сопротивляется ей – кто не действует по страсти, но не отсекает, имея её в себе. Искореняет тот, кто подвизается и делает противное страсти. Т.е. наряду с отрицательным есть и положительный момент.

24. любовь- средство богообщения. Прп. Иоанн Лествичник в конце поучений, которые располагаются по тридцати ступеням, говорит о вере, надежде, и в последнем слове о любви как о венце всех добродетелей. наиболее важная заповедь в законе – любовь к Богу и ближнему. любовь – это совокупность совершенств, любовь – это венец добродетелей. Любовь является началом реального богоподобия и средством действительного богообщения. Бог есть любовь – т.е. любовь – это основное свойство Бога, и стремление уподобиться Богу проявляется в стяжании этого свойства. "Мы научены из СП, что Бог есть любовь, отсюда если душа достигнет любви, то не имеет надобности в другом" (Григ.Нис.). "Преимущественные наименования Бога – мiр и любовь" (Григ.Бог.) "Если кто нашел любовь, тот день и ночь вкушает Христа" (прп.Исаак). "Любовь есть корень, источник и мать всего доброго", она – "начало и конец добродетелей", "царица добродетелей" (Ин.Злат.).

25. понятие о сердце.Учение о сердце занимает одно из видных мест. Очень часто у отцов-аскетов встречаются понятия "yuch,", "pneu/ma", "kardi,a", и они часто взаимозаменяемые. Душа имеет в духе свой богоподобный принцип, а в сердце свой орган, концентрирующий и объединяющий в себе свои состояния 

Прп. Макарий:  в сердце человеческом может вмещаться и Бог, и ангелы, и все добрые помышления, стремления. Но в том же сердце может гнездиться и сопротивная сила. Поэтому отцы-аскеты обращают внимание на чистоту сердца. Требуется определенная аскеза, чтобы в сердце обитал Бог, а не Его противник. Сердце – сосредоточие деятельности духа, употребляется ещё и термин nou/j (ум). Сердце – начало господствующее и подчиняющее себе действия ума. Вот почему очень важно добиваться чистоты сердца, потому что от чистого сердца исходят чистые помыслы. По учению св. Григория Богослова, ум является начальником всем. Св. Григорий Нисский – для него синонимы – nou/j, kardi,a и пpneu/ma.

26. значение богопознания. В заповеди сказано, что нужно возлюбить Бога не только всей душой, но и всем разумением. В зависимости от совершенства любви находится и познание Бога, но если это знание не подкрепляется опытом, то оно остается внешним для человека. В этом отношении печальный пример показали аномеи, которые считали, что Бога можно познать в Его сущности – это лишь мыслительная деятельность, не связанная с нравственной жизнью. Подлинное христианское познание Бога возникает и развивается на почве христианской любви. Обозначается это познание термином gnosis. Это древний термин. Гносис в СП означает познание именно в смысле опыта. Гносис – это духовное, моральное познание, а не просто внешнее знание посредством мыслительной деятельности. Это познание имеет своим объектом Бога, и оно предполагает непосредственное воздействие Бога на человека. Апостол Иоанн Богослов прямо указывает, что только любящий Бога может познать Бога.  ап. Павел говорит в 1Кор.: "кто любит Бога, тому дано знание от Него».Степень и истинность познания обусловливается личным опытом духовной жизни, богообщением, только в таком случае можно говорить о реальном, а не о ложном гносисе.

27. различные виды богопознания. Ап. Павел сказал в Ареопаге: "...дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17,27-28). все отцы говорят, что религия всеобща, человеку свойственно стремиться к богопознанию. Тертуллиан: душа по природе христианка – т.е. в человеческой природе вложено стремление, которое побуждает человека идти навстречу Богу. Созерцание Бога в природе имеет назидательное значение как предварительная ступень богопознания. Григ.Бог.: "В мире отражается величие Божие, как отражение в водах показывает славу солнца". Другая аналогия: весь мир – великая книга, которую открывает Господь. В мире нет ничего такого, что не приводило бы к богословскому созерцанию. Нельзя оставаться на видимом, а надо переходить к Божеству. Прп. Исаак Сирин: удаление души от мира и безмолвие приводит к постижению твари, а оттуда к созерцанию Бога. Есть более действенное средство для познания Бога – молитва, беседа ума с Богом без всякого посредничества. Т.о. созерцание находится в самой тесной связи с молитвой, и одно переходит в другое.

28. молитва – средство единения с Богом. Святые отцы говорят о необходимости молитвы как главной обязанности христианина. Св. Феофан Затворник: не всякое молитвословие – молитва, ибо недостаточно только прочитать… Здесь требуется сердечное участие. Ап. Петр: нужно бодрствовать. Ап. Павел: нужно молиться непрестанно. Молитва понимается в общем смысле как известное нравственное состояние или в более узком смысле – определенное практическое выражение этого настроения. Может быть молитва, которая обнаруживается не в словах, а в состоянии человека – молитвенное благоговейное предстояние пред Богом без слов и даже без внутренних движений, но это – на известной степени духовно-нравственного развития человека. Ап. Павел был восхищен до 3-го неба и слышал неизреченные глаголы. Прп. Исаак: всякое размышление о духовном – молитва. Богомыслие тоже является проявлением молитвенного настроения. Климент Александрийский: истинный гностик прославляет Бога не в определенном только месте, а во всяком месте возносит хвалы Бога: и возделывая землю, и море переплывая. Отсюда естественный переход к мысли о том, что молитва может быть постоянной. Поэтому святые отцы-аскеты говорили о необходимости умной молитвы.

Ап. Павел днем работал, но день и ночь всеусердно молился Богу. Св. Вас.Вел.: не в словах молитва, а в душевном расположении и добродетельных делах, проходящих через всю жизнь. Отцы говорят и о других добродетелях, которые необходимы, чтобы находиться в непрестанном молитвенном отношении.

29. Смиренномудрие- (смирение) ап.Павел- Истинная Любовь не превозносится и не гордится. Истинно христ смирение- я сам по себе ничего не значу. Авва Дорофей- если нет смирения, то чел-к приходит к мысли что может быть независимым от Бога. Вас Вел- что бы не сделал ъхристианин доброго, должен приписывать успех Богу. Мак Егип- смирение связано с христ любовью к Богу. Чем ближе к Богу, тем более скудным считает себя чел-к. Смирен- показатель нрав преуспевания. Прп Исаак Сир- С- важный компонент созерцат мысли. Это не униженность перед людьми или Богом, но осознание своей недостаточности. Ап.Павел- недостоин называться ап-лом, он меньший из апп.

30. Созерцат и деят жизнь оба направления им свои недостатки и достоинства. Живущие в миру полезны обществу, но у них недостаток в созерцат ж, отшельник преуспевает в личной ж, но полезен только себе. Григ Бог-в- средн (царский) путь- взял у одних собранность ума, у др- старание быть полезным об-ву. Необходимо любить Бога и ближ-х. Вас Вел- ничто так не свойственно нашей природе, как иметь общение друг с другом. Полезного для себя мы находим когда заботимся о др-х. Любовь- дорога с 2-ним движением. НЗ треб не о себе только заботиться- 1 Кор 10. Прп Нил Синай- преимущество любви в том, что она объединяет.

31. Покаяние- с П (метанойа) начинается религ-нрав жизнь чел-ка. Мф 4- покайтесь, тбо приблизилось Ц Неб. Апп с покаян начин проп-ть. В Еванг П- не просто перемена жизни, но вступление в отношение с Богом, кот не противоречат Ему, оно определяется целостным- мысли и желания+ поступки. Страх наказания отступает на 2 план, на 1-й вера в Бога, кот простит и помилует. Самоосуждение  Положит осознание высшего идеала.  Стремление изменить свою жизнь.  Ин. Дам- П- возвращение от того, что противно природе, к тому, что согласно с природой, от дьявола к Богу. Отвергнуться себя- отвергнуться от греха.

32. Самоотречение- отсечение грех воли. Фактически это послушание. Это отрицание самолюбия и самый важный признак любви. Прп Исаак Сир- в самоотвержении обретается любовь. Преданность Христу- чел-к, отрекщийся от греховного, стремится стяжать соответствующий добродетели.

33. Самопринуждение- ап. Павел- в чел-ке продолжают действовать 2 з-на и 1 надо поддерживать, другой искоренять. Свт. Феофан Затв- грех возненавиден в духе, но тело идуша сочувствуют ему, добро возлюблено в духе, но тело и душа отвращаются его.

34. Верность- не только сохранение  естественных и благодатных даров, но и раскрытие и преумножение талантов, леность и нерадение парализуется. Ревность- прп Исаак Сир- Р горячностью своей уподобляется огненным углям. Свт Феофан- добродетель, без кот не производится доброе. Это боязнь лишиться тех благ Богообщения, кот дарованы чел-ку

35. Сердце, как объект аскет делан- влиян духа на личн жизнь христ-на проявл при участии «Сердца», т.е. способности чувствования. «серце» явл центром жизни физ и дух. Феофан Затв «оно почитается корнем существа человеч, фокусом всех его сил дух, душевн и и животно-телесных». Это же применимо к религ-нрав деят чел-ка. Дух возд на псих жизнь чел-ка, в сфере эмоциональной, в области сердца. Поэтому «С» и «дух» находятся в тесной связи между собой, иногда свв их не различают. Нужно приобрести соответств настроение сердца: враждебное ко греху.

36. «Пребывание в Сердце»- Вас Вел говорил о трезвении, устранении ненорм условий деят христ-на. Позже, трезвение- пребывание «ума» в сердце. Признак пребывания- бодрствование ума. Разумн силы контролирует сердце, наблюдает за происходящим в нем. Внимание своим непосредственным объектом им сердце, поэтому назыв «сердечным вниманием». Цель деят вниман- хранение сердца от дурных помыслов. Пребывание в сердце гораздо важнее, чем другие виды аскетического делания. Это – главн. Подвиг.  

37. Самоиспыт и самопозн. Обеспечивает наилучшее прохожден подвига "трезвения". Самоиспыт -  одно из главнейших аскетич воспитат средств. Цель самоиспыт. – глубокое и точное определен. Наличного состояния сил и способностей хр-на, его достоинств и недостатков, в видах целесообразного напревления дальнейшей работы аскетич усовершенств. Самопознан – исходный пункт в деле освящения. Всегда надо самоиспытывать себя. Для этого подходящее время утро и вечер. (авв. Дорофей – каждые 6 час). Себя надо испытывать при помощи совести. Вместе с очищением духа и ума у чел очищается и совесть. (совесть неподкупна, однако ограничена, т.к. чел природа тоже огранич). Нормативность совести не может  утверждаться на автономии чел. Кроме совести на чел. Душу воздействуют также слово Бож и молитвы.

38. Аскетич значен чтения СП и молитвы. Оно имеет высшее значен в деле аскетич усовершенствов чел. Т.к. его источник – Б который есть источник и чел души и всилу этого СП-жизнь для духа человеч. Воздействие СП – явление духа и силы". "слово благодати""слово жизни". оно служит семенем духовно-благодатн жизни - возрождение освящение, очищение чел. СП действует и на совесть. СП утончает совесть чел в смысле самоанализа. – СП маяк освещ путь человеку в его жизни. СП способствует тому, что душа сохр в себе достойные Б воспоминания. Через чтение СП  в чел обновляется стремление к добру. Оно открывает путь к тонкому созерцанию, способствует собранности помыслов.

Молитва-общеобязат для всех хр-н. Она служит для укрепления любви христианина к Б, средством воспитания сомоотверженного настроения и послушан воле Б."род сей изгоняется…" исходный пункт свв.оо. анализа М – понятие о существе М – "беседа с Б" "бож-ная беседа". Через это чел восходит к вечн жизн – "жизнь души сост в служении Б". М укремляет все добродетели. М – источник познания Б. М должна сочетаться с изуч СП, т.к. М получает пищу из СП.

39. Аскетич значен труда. Для искоренения страстей недостаточно только напряжения ума а нужен труд. Труд – средство самооблад, господство чел духа на низшими силами путем употребл их на служен идее и реализ ее во внешнем мире. Всякий труд сводится к переработке вещества по идее. Через труд чел может искоренить эгоизм. Лучшее средство для подавления греха и ослабление его власти. Труд – помощник добродетелей. Подвижники рекомендуют это занятие.

40. воздержание. Ап. Пав ! Кор. 9,27 говорит о борьбе  с чувственностью – добровольное ограничение. В др местах ап. Говорит о воздержании как об общеобязат требовании – "бегущие на ристалище" – те и др должны соблюдать строгое воздержание. Ап. Возд поставляет среди плодов духа восстановленного в хр-не силой благодати. Свв.оо. – тоже важное значение. Истинное В возможно только в христианском подвижничестве. В захватывает не только "внешнего чел" но и "внутр". Вас Вел – подвиг В касается не только пищи, но всего вообще, что препятствует богоугодной жизни – это уничтожение греха, отчуждение о страстей. Оно не только искореняет пороки (отриц), но и приобретение добродетели (положит). Границы: 2 направления 1 – по отношению ко грехам В должно прим без ограничения. 2- при естественных потребностях чел прир. – значительные ограничения, т.к. необходимые потребности необходимо удовлетворять.

41. умеренность. Правильное отношение к телу – подчинение всех его потребностей разуму. Это, конечно идеал, и для его достижения человеку надо употреблять различные аскетич. средства. Чувственность стремится к тому, чтобы занять господствующее положение в душе человека и господствовать над телом, что двольно часто и случается. Задача христианина с одной стороны – не допустить подобного, а с другой – добиться того, чтобы тело стало гибким, послушным орудием духа. По св. Григ. Нисскому, для этого необходима умеренность. При этом очень важно не впадать в крайности: ни в чрезмерное увлечение удовольствиями, ни в противоположное – переусердствовать в борьбе с удовольствиями не менее вредно, т.к. человек впадает в печальное или раздражённое состояние духа. Так получается потому, что всё внимание переносится на борьбу с телом. Человек теряет направленность к Богу, забывает  о созерцании. Если угождать телу, то оно становится необузданным и непослушным, а если его чрезмерно подавлять, то оно оказывается болезненным и бессильным. Телесный аскетизм – это правильная настройка тела: и подчинение его и забота о нём. Цель тел. аскетизма – подчинить тело душе, а душу – духу. (Авва Исайа.) Различали 2 вида аскетизма: божественный и  мучительный, демонский. Ослабление тела, упадок сил  приводят к  ослаблению всякой деятельности, в т.ч. и духовной. Вас. Великий : все примеры, в т.ч. и Спасителя говорят о том, что лучше иметь крепкое тело.

42. пост. Имеет своей целью приспособление телесной жизни к созерцательному подвигу. Созерцанию наиболее способствует лёгкая, не обременительная пища. Начало христ-го поста от Спасителя и апостолов. 1 Кор. 7,5 : о постах, как о деле обычном. Пост спопобствует господству духовной  жизни. Подрывает физиологические основы телесных страстей. Каждый конкретный человек должен подобрать для себя пост в соответствии со своими возможностями, здоровьем и т. д. Пост не должен осляблять тело !! При нормальном течении поста тело укрепляется. Отцы рекомендуют в посте делать акцент на духовную сторону воздержания. св. Иоанн Злт.: пост есть лекарство. Господь не требует от человека поста сверх его сил. Пост не должен быть ни постоянным, ни даже чересчур продолжительным (кроме случаев уединённого созерцательного жития). Иногда пост бывает даже предосудителен, и тогда его полезно опустить. Главное – пост не цель, а средство – средство достижения чистоты сердца


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32351. Юридическая техника - это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов 25.5 KB
  В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов т. Это понятно ибо нормативноправовые акты являются основой для создания иных правовых актов; от содержания нормативных актов будет зависеть и содержание иных документов; все термины юридические конструкции правовые символы и т. Требований предъявляемых к техническому совершенству нормативных актов гораздо больше чем правил относящихся к иным видам правовых актов.
32352. Понятие системы (структуры) права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития 45.5 KB
  Понятие системы структуры права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура строение организация которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
32353. Методы правового регулирования (авторитарный и автономный) способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве 37 KB
  Методы правового регулирования авторитарный и автономный способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения специально предназначенные для их непосредственного регулирования.
32354. Понятие правосознания. Структура правосознания 30 KB
  Правосознание это совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей социальных общностей классов наций народа к действующему и желаемому праву. Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность правосознание с одной стороны представляет форму вид общественного сознания наряду с нравственным политическим религиозным эстетическим и др. Право и правосознание связаны неразрывно. Алексеев правосознание неизбежный спутник права.
32355. Педагогическая деятельность, ее структура и специфика. Требования к личности учителя 16.92 KB
  Требования к личности учителя. Содержание определяется соцфакторами место и функция учителя в обществе требования общества к учителю и соцпсихологическими факторами ожиданиями окружающих общественными ожиданиями и установками. Коммуникативный – установление и поддержание отношений с учащимися родителями администрацией учителями. Учитель должен знать и учитывать особенности ученика которые мешают или помогают ему и соответственно реагировать на них медлительность ученика связанная с его темпераментом требует терпения и такта...
32356. Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения 17.22 KB
  Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...
32357. Общее понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении 16.91 KB
  Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности особенности приспособления к окружающей среде. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой учебной трудовой рекреационной: Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Пластичность – легкость гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним...
32358. Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе 18.56 KB
  Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...
32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...