16486

Византология

Шпаргалка

Религиоведение и мифология

1. Византийское наследие в оценке русской общественнофилософской мысли. Константин Леонтьев: Византия – идеал но оставляет место для жизни тех кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии вс

Русский

2013-06-22

30.5 KB

1 чел.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69976. ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА 141.5 KB
  Анализируются идеи формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Отмечается значимость историко-педагогического наследия актуализация которого способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального...
69977. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 90 KB
  В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.
69978. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 117.5 KB
  Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...
69979. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 61 KB
  Содержит описание специфики профессиональной деятельности инженера. С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов характеристики профессиональной компетентности: гностическая когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных...
69980. МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 70.5 KB
  В данной статье анализируется проблема профессиональной направленности и ее влияние на мотивационный профиль студента-психолога. Эмпирически доказывается что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности активнее стремятся к познанию и развитию себя своих возможностей и способностей.
69981. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 117 KB
  Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1 способность к анализу и синтезу; 2 способность к организации и планированию; 3 базовые знания в различных областях; 4 тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5 письменная и устная коммуникация на родном языке...
69982. Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход 32.47 KB
  Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...
69983. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 97 KB
  Использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам и репозиториям университетов показано как одно из важных направлений реализации системного подхода к организации разработки ЭУМК.; использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам...
69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.