16486

Византология

Шпаргалка

Религиоведение и мифология

1. Византийское наследие в оценке русской общественнофилософской мысли. Константин Леонтьев: Византия идеал но оставляет место для жизни тех кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии вс

Русский

2013-06-22

30.5 KB

1 чел.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5924. Определение основных количественных характеристик показателей надежности 78 KB
  Определение основных количественных характеристик показателей надежности Исходные данные: Выборка случайных чисел для определения основных количественных характеристик показателей надежности...
5925. Русская иконопись. Икона как живописное призведение 31.32 KB
  История эволюции иконописи Начиная с X века - времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии - тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных...
5926. Специфіка художньо – педагогічного аналізу творів на уроках музики в початковій школі 109 KB
  Специфіка художньо - педагогічного аналізу творів на уроках музики в початковій школі Пізнавально- творчі можливості учнів розвиваються у спілкуванні з музикою, в процесі цілеспрямованого аналізу музичних творів. Адже тільки власна діяльн...
5927. Організація навчального та виховного процесу у ЛНТУ та на факультеті бізнесу 27.9 KB
  Організація навчального та виховного процесу у ЛНТУ та на факультеті бізнесу. Студентське самоврядування Вища освіта є необхідною для влаштування на роботу в сучасний час. ВНЗ повинні готувати кадрів для забезпеч...
5928. Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация 82 KB
  Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация Сегодня является общепризнанным положение о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной...
5929. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров 12.69 MB
  Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров В учебнике изложены теоретические аспекты товароведения и экспертизы непродовольственных товаров.Основное внимание уделено формированию качества,методам анализа ...
5930. Воспитательные системы: общая характеристика 38.68 KB
  Воспитательные системы: общая характеристика. Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются совместной деятельности людей, её реализующих самих людей ка...
5931. Динамические и частотные характеристики САУ 165.9 KB
  Динамические и частотные характеристики САУ Цель работы: Ознакомление с динамическими и частотными характеристиками систем автоматического управления (САУ) и получение навыков исследования линейных динамических моделей. Постановка задачи: В качестве...
5932. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива 156 KB
  Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива Данный коллектив существует первый год. Всего в классе - 26 учащихся: девочек - 17 , мальчиков - 9. Был создан из учащ...