16486

Византология

Шпаргалка

Религиоведение и мифология

1. Византийское наследие в оценке русской общественнофилософской мысли. Константин Леонтьев: Византия идеал но оставляет место для жизни тех кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии вс

Русский

2013-06-22

30.5 KB

1 чел.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.

1. Византийское наследие в оценке русской общественно-философской мысли.

Константин Леонтьев: Византия – идеал, но оставляет место для жизни тех, кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии, все качества в равновесии; 2. Раскрытие: некоторые способности развились, другие угасли, иерархичность общества. 3. Одряхление: младенчество, но без потенций. Сейчас (капитализм) – одряхление, т.к. стремление всё уравнять. Византия: грех действует, зло неизбывно до кончины истории, человеческими силами не преодолеть (это эстетизация). Возможность монашества для любого. Владимир Соловьев: Византия подменила идеал христианского благовестия внешними формами, поэтому и пала. Она коснела в систематическом нарушении христианских законов своими законами, нет уважения к человеческой личности. Политика не христианская. Цезаропапизм. Но это – излишний схематизм, т.к. цезаропапизм не был системой, императоров часто смиряли (имп. Михаил и п. Арсений). Соколов: Канонов и догматов императоры не смели касаться; Соловьев: но нравственные выводы догматов извратили; Леонтьев: но законами нельзя гарантировать исчерпывающую реализацию нравственных начал, поэтому в истории всё может быть. Соколов: о молитве за тех, которые примирились от вражды.

2. Основание Византии: важнейшие мотивы византизации Римской империи. Когда вскрываем вопрос о происхождении Византии, то приоткрываем и ответ на вопрос о сущности. 395 – самостоятельность восточной части империи (имп. Аркадий) от западной (имп. Гонорий) – сыновья Феодосия Великого (но власть мыслилась ещё как единая). 476 – низложен варварами последний западный император Августул Ромул (на Востоке – имп. Зенон). 800 – коронование Карла Великого. 330 – основание КП. 313 – легализация христианства – глубинная посылка – сопряжение единства, универсальности веры и универсальности, единства или вселенскости империи. Возвышение КП кафедры – титул "Вселенского". Здесь происходили Вселенские Соборы. Милли,ум – четырехколонный павильон в центре КП – центр Империи. Эллинизация империи.

3._Типология царской власти в древности. Восток: Месопотамия и Египет. Власть есть реальность божественная, но божественность мыслится различно (Месоп.: не вполне и не всецело отождествляется с лицом, Египет: вполне). Совмещает жреческую (религиозную), военную и юридическую (судейскую) функции (+ строительную) – понтифекс – мостостроитель. "Rex" – проведение прямой черты, внятной границы (функция жреческая: отделение профанного от сакрального). Греко-римская. Патриархальное попечение об общине. Граждане – жители города – отграниченность, охватывается взором (божество предела – Termin). VExousi,a – обнаружение сущности, а сущность – усмотрение целостности, отсюда коллегиальность власти или разделение властей. Только в войне basili,a-regnum проявлялась как деспотизм – за поме,риумом. Но с Александра Македонского – стремление к вселенскому господству, которое вполне осуществляется Октавианом Августом – провозглашен божеством (как в Египте) – не хватало только отождествления указа императора и закона, что почти произошло при имп. Веспасиане, и полностью произошло в области толкования законов. Влияние стоиков: имп. отождествлялся с судьбой, он – одушевленный закон. Дион Хризостом: образ просвещенного монарха. Т.о. постепенно власть преобразуется из республиканской в имперскую. ВЗ. 2 параллельных текста. А. 1Цар.8 – "как у прочих народов" – послушай, ибо не тебя отвергли, но Меня – права царя – деспотия. Б. Втор.17 – "поставь царя" – корректировка 1Цар.: "из среды братьев" +поставлены пределы вожделению царя – не умножал себе колесниц, не уклонялся от закона. Намечена реализация власти, которая спасает – вся перспектива ВЗ истории – мессианская задача. Царь – Помазанник. Осуществится в ИХ. Именно так должна была себя осуществлять византийская власть.

4._Обращение Константина Великого. Мотивы: явление Креста, личная встреча со Христом (часто отодвигается в тень). Некоторые мотивировали политическими причинами, но это неверно (язычество было сильно), некоторые – он – гений. Церковная традиция расценивает обращение как призвание. Власть императора теперь должна соответствовать божественному образцу. До Константина император – pontifex maximus, боги вписывались в космос, теперь этого быть не могло. Царь д.б. сыном Церкви, источник благословения власти – в Церкви.

5._Эволюция церемониала возведения императора в достоинство власти и его смысл. Первое упоминание – 457 – восхождение Льва Великого: патриарх Анатолий венчал диадемой. Совмещены 2 традиции: армейская (на щите) и благословение Церкви. Помазание возникло, вероятнее всего, в IX веке (нек. говорят, что в XIII в Никейском царстве). К XIV столетию – завершенный вид. Император – дефензор или э,гдик – судебный защитник Церкви; послеиконобор. + эпистимонарх – блюститель монастырского уклада, т.е. духовный надзор (но не формирует сам устав – только блюдет), затем +депутат – освобождает путь архиерея. В чине происходит постепенное смещение акцента с воинского избрания на благочестие, в возношении на щите участвует патриарх. Кадит, причащается в алтаре. В конце в VII: из какого куска мрамора воздвигнуть Вам надгробный памятник? с VII: сосуд с костями + клок льна.

6._Ц. и гос-во при преемниках Константина Великого. Более радикальное отношение к язычеству – спасти их против их воли. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке.

7._имп. Феодосий_I и Ц. Был языческий соблазн помыслить политическое и религиозное как однородное, и нужно было устроять политическое так, чтобы оно содействовало реализации Божьего замысла о человеке. Феодосий благочестив. Имп. призван соучаствовать в домостроительстве спасения – особенно проявлялось в критических ситуациях – постился, молился, обращался к авторитетным подвижникам. Лишил язычников и еретиков гражданства (издал 17 эдиктов против еретиков).

8. Юстиниан. Всё более внешние дела Церкви становились изнутри актуальными для власти императора как хранителя Предания, защитника Церкви. Всё менее корректнее постановка вопроса о взаимоотношении Церкви и гос-ва, ибо и то, и другое состоит из одних членов, и обе власти представляет император как глава политии и защитник Церкви. 6-я новелла Юстиниана – как хиротонисать епископов, пресвитеров и диаконов – регулирует осуществление, а не само священнодействие. Прописана теория симфони,и, обе власти восходят к одному божественному началу, недалек риск подмены одной власти другой. XII Исаак Ангел: между Богом и царем нет никакого расстояния – осуществится в связи с темой пользы.

9-10._Иконоборчество и послеиконобор. Противостояние монашеской аскезы и государственной пользы (боролись с монастырями и монахами). Господь поручил императору пасти стадо "по слову, сказанному апостолу Петру" – император и священник в одном лице – осуществилась подмена вплоть до участия в поставлении патриарха. Ввели для иерархии присягу на верность императору. Как противодействие этому проявились и тенденции папоцезаризма. Яркое переживание общих границ Церкви и государства – вне империи нет Церкви – в связи с 800 годом, имп. Никифор: "они – франки – вне империи, следовательно вне Церкви". П. Николай Мистик пишет царю Симеону Болгарскому: кто пытается силой присвоить себе императорское достоинство, тот больше не христианин. П. Антоний русскому князю Василию I: "император только один". Эпанагога (IX) пытается восстановить былое равновесие властей. Царь имеет огромное значение, но только в пределах закона, ограничена мирским обществом. Символ этого – изображение над царскими вратами Софии: император, преклоненный перед Христом – царская власть в аспекте служения. Симеон Солунский удивлялся, что возобладал идеология, не соответствующая Эпанагоги и называл безумством толкование Вальсамона (царь не подлежит законам и правилам, имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать их от митрополий), который соотносит императора уже не с иконоборцами даже, а с pontifex’ами maximus’ами – входит в алтарь когда хочет, украшается архиерейскими дарованиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63258. Римська імперія в III ст. нашої ери 26.11 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями господарського розвитку і політичного життя Римської імперії в III ст. Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів; показувати на карті територію Римської імперії в III ст. територію розселення варварських племен...
63259. Пізня Римська імперія IV—V ст. нашої ери 26.17 KB
  Мета: розглянути основні положення реформ Діоклетіана і Константина простежити процес поділу Римської імперії на Західну і Східну; удосконалити навички встановлення причиннонаслідкових звязків порівняння однотипних історичних явищ.
63260. Християнська церква 27.44 KB
  Що спільного було в політиці Діоклетіана і Константина У яких сферах суспільного життя Константин проводив політику що відрізнялася від політики Діоклетіана Порівняйте системи управління що існували в Римській імперії принципат і домінат.
63261. Падіння Західної Римської імперії 27.25 KB
  Мета: дати уявлення про варварські племена Велике переселення народів падіння Риму й утворення варварських королівств на території імперії; зясувати причини розпаду Римської імперії; ознайомити учнів з останніми десятиліттями існування Західної Римської імперії...
63262. Урок узагальнення з теми «Пізня Римська імперія» 20.76 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів реформ Діоклетіана і Константина прийняття християнства як державної релігії Римської імперії вторгнення гунів дати поділу Римської імперії на Західну і Східну падіння Західної...
63264. Слов’яни напередодні Великого переселення народів 31.24 KB
  Мета: ознайомити учнів із джерелами з історії словян, сформувати уявлення про суспільне, господарське життя і духовний світ давніх словян, розглянути різні наукові підходи до визначення прабатьківщини словян.
63265. Сусіди давніх слов’ян 33.53 KB
  Мета: розглянути господарське, суспільне та духовне життя міст-держав північного Причорноморя в римський період їхньої історії; ознайомитися з особливостями історичного розвитку сусідів словян та простежити, який вплив мали словяни та їхні сусіди один на одного.
63266. Слов’яни під час Великого переселення народів 21.63 KB
  Мета. Показати напрямки розселення словян, розглянути різні наукові підходи до визначення витоків українського народу. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: називати час Великого переселення народів, вторгнення готів, гунів, народи, що населяли територію України...