16490

Искусство домонгольской Руси

Доклад

История и СИД

Искусство домонгольской Руси Киевское государство возникшее в IX веке достигло своего могущества в XXI столетиях. При князе Владимире жившем в конце Xначале XI столетия Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего разви...

Русский

2013-06-22

17.5 KB

27 чел.

Искусство домонгольской Руси

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества
в X–XI столетиях.

При князе Владимире, жившем в конце X–начале XI столетия, Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом, социальном, так и в культурном отношении. При Ярославе Мудром (в первой половине XI века) Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу.

Во времена преемников Ярослава начинается постепенное дробление Киевской державы на отдельные княжества — процесс, типичный для раннефеодальных государств. Все большее значение  в политической и культурной жизни приобретают земли Новгорода, Ростова, Владимира, Полоцка, Смоленска, Галича и других городов. Это, однако, не влечет за собой снижения художественного уровня искусства, хотя в известной мере меняет его облик и характер. Не случайно в конце XII века возникает величайшее литературное произведение Древней Руси — “Слово
о полку Игореве”. В искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых находят выражение общерусские идеалы. Процесс этот прерывается татаро-монгольским нашествием в первой половине XIII века, которое катастрофически сказывается на всех сторонах жизни страны.

Восприняв от Византии христианскую религию, Киевское государство взяло и то ценное, чем обладало это самое передовое в X–XII веках государство Европы. Культурные связи с Византией во многом определили облик древнерусского искусства. Но еще в дохристианский период у восточных славян существовало достаточно развитое искусство. Оно-то и стало фундаментом для дальнейшего культурного развития.

Одной из сфер искусства, где прослеживается воздействие вкусов и навыков дохристианского периода на художественную культуру Киевского государства, несмотря на основополагающее значение образов и канонов византийского искусства, является архитектура. Так, например, в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный храм “о тринадцати верхах”, не имеющий аналогий
в византийском зодчестве.

До нас не дошла Десятинная церковь Успения Богоматери, сооруженная
в 989–996 годы. Рухнувшая при взятии Киева монголами, она была главным храмом столицы князя Владимира. Это было величесвтенное крестовокупольной сооруженные с пятью нефами, украшенное мозаиками и фресками.

До наших дней сохранились другие храмы времени Ярослава Мудрого. Один из них — собор Святой Софии — самый величественный и роскошный храм XI века. Правда, теперешний его вид далеко не соотвествует первоначальному. Но и сейчас собор производит огромное впечатление. Храм поражает огромной протяженностью. Вместе с тем он заключен в строгие рамки определенных пропорций. Ощущение грандиозности особенно ощутимо, когда входишь внутрь собора. Множество перспектив открывается с различных точек зрения — из боковых нефов, с обширных хор. София Киевская — сооружение сложное по композиции своего внутреннего пространства. Находящемуся внутри церкви человеку оно предстает то исполненным величавой торжественности, то таинственным, то ясным и открытым. София Киевская — это памятник торжества первого древнерусского государства, символ его могущества, величия и силы.

Со смертью Ярослава в 1054 году строительная деятельность в Киеве не утихает, хотя этот год является рубежом в развитии зодчества. Преемники князя оказываются от возведения колоссальных соборов. С тем большим рвением они начинают заниматься сооружением монастырей, центральное место в которых занимают большие храмы. Таковы соборы Дмитриевского (1060), Печерского
(1073–1078), Выдубицкого (1070–1088) монастырей. Большим своеобразием отличался храм Спаса на Берестове, где был сооружен монастырь сыном Ярослава — Святославом.

Немного сохранилось памятников живописи эпохи расцвета Киевского государства. И прежде всего это мозаики и фрески Софии Киевской. Живописное украшение храма в целом следует византийским образцам.

Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря
(1111–1112) — следующий этап в развитии живописи Киева. В композиции “Евхаристия” обращает на себя внимание гораздо большая свобода в расположении фигур, нежели в Софии Киевской. Линейный ритм здесь более сложный и изысканный.

В XI веке на севере и северо-западе Руси наметилосья

Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышеннуб эмоциональную выразительность.

Об этом говорят миниатюры XII века, в частности изображения евангелистов в Мстиславском евангелии, являющемся вольной копией Остромирова евангелия.

Свое оригенальное лицо новгородская живопись обретает во второй половине XII века. Уже во фресках Аркажской церкви и росписи храма Георгия в Старой Ладоге выступают характерные омобенности новгородсеой живописи – конкретность трактовки различных священных событий, предельная выразительность образов святых, отцов церкви, пророков. Скупыми средствами достигаются живописные эффекты, о чем свидетельствуют, например, композиция “Чудо Георгия о змие” в церкви Геогия в Старой Ладоге.

Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице представляли собой законценный и полный живописный ансамбль, дающий проедставление о составе, композиционном строе, характере украшений древнерусской церкви домонгольского времени. Фрнески покрывали нередицкий храм свыерху донизу. Нерерывными лентами они стелились по стенам, не считаясь с архитекиурнымичленениями храма, что придавало им характер цветистого ковра. Последовательности и система соблюдались лишь в местонахождении определенных композиций. Особенный итерес представляло изображение Страшного суда, находившееся на западной части церкви. Эта монументальная композиция включала многочислкнные рдробности, свидетельствовавшие о конкрктности художественного мышдения его автора.

Сложная ро своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной и живописной цельностью. От нее веет мужаственным духом, непреклонной суровстью, енпримирипостью. Образы ее исполненны душевной твердости.

Особый раздел древнерусского искусства домонгольской эпохи представляет иконопись. Из литературных источников известно о существованиии В Киеве конца XI- начала XII века иконопсца Алимпия. Надо сказать, что до нас дршло вообще моло икон XI- начала XIII столетия, что объясняется в первую очередь разгромом многих художественных центров во увремя нашествия Батыя. Новгороду  в этом отношении повезло. Он не был взят Батыем подобно многим другим городам. Поэтому здесь сохранилось и больше всего икон той эрохи.

В XII- начале XIII столетия в Новгорде работало немало иконописцев. Под их кистью возникли образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Таковы большие иконы “Устюжские Благовещание”, “Спас Нерукотворный”, Успение”, “Голова Архангела”, “СВ. Георгий” и др. ЧЕканная форма этих роизаедений свидетельствует с зрелости большого искусства, а их монументальный строй как нкльзя лучьше отвечает характеру художемтвенной культуры того времени. Великодепным памятником неовгородской иконописи является “Устюжское Благовещение”. Богоматерь и архангел Гавриил представленны худоржником в спокойных позах, соответствующих торжественности изображенного момента. Фигуры эти отличаются стройностью пропорций, их одеяния ложатся мягкими, мерными и в то же время изящными складками. В самой моделировке фигур, а также ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, какое художник уделяет силуэтам фигур, уже свидетельствует о гомподстве принципа плоскостности, свойственности древнерусской жвописи.  

Икона “Устюжское Благовещание” являет собой пример сложной и глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произаведение дает возможность постичь особенности древнеруссеой иконописи домонгольского времени, ппрникпуться его торжественным монументальным строем. Свидетельствует эта иеона и о том, как органически и плодотворно были использованны и по-свому истолкованны новгородским мастером высокие традиции византийской живописи. А они несомненно играли основополагающую роль в сложении древнерусской живописи.

Наряду с этими византиризующими тенденциями в древнерусском  

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36858. Построение двумерных графиков 396 KB
  plotxy[xcpycpcption] x массив абсцисс; y массив ординат; xcp ycp cptionподписи осей X Y и графика соответственно. Затем воспользуемся функцией plotxy для построения кривой и выведем с ее же помощью подписи координатных осей X Y а также имя графика plot function y=sincosx Листинг 4. Построение графика функции y = sincosx с помощью функции plot x=2pi:0.
36859. РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL 88.5 KB
  РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL Цель работы: рассмотреть возможности обработки больших массивов данных средствами MS Excel научиться создавать сводные таблицы и управлять данными. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Чтобы создать сводную таблицу на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите раздел Сводная таблица а затем пункт Сводная таблица. На экран будет выведено диалоговое окно Создание сводной таблицы. На отдельном листе будет...
36860. Функция plot2d 690.5 KB
  Функция plot2d plot2d[logflg]xy[key1=vlue1key2=vlue2. Следует отметить что вовсе не обязательно использовать полную форму записи функции plot2d со всеми ее параметрами. В простейшем случае к ней можно обратиться кратко как и к функции plot. Создавать массив Y необязательно следует лишь в качестве аргумента функции plot2d указать математическое выражение функции.
36861. Форматирование графиков функций 724 KB
  Visibility отображение графика переключатель принимающий значения on и off. Figure nme имя графика это последовательность символов которые выводятся в строке заголовка графического окна. По умолчанию графическому окну присваивается имя Scilb Grphic d где d это порядковый номер графика Figure id.
36862. Word: Работа с таблицами 80 KB
  Выполните подготовительные действия для работы с таблицами: выполните команду меню Таблица и в меню этой команды установите команду Отображать сетку если в этой строке установлена команда Скрыть сетку то выделите эту строку и нажмите на левую кнопку мыши после чего там появится команда Отображать сетку; выведите на экран панель инструментов Таблицы и границы что проще всего сделать нажатием на кнопку Панель границ на Стандартной панели инструментов но можно также или использовать контекстное меню в области панелей...
36863. Работа со сводными таблицами. Создание сводных таблиц 681.5 KB
  Сохраните документ в своей папке под именем Сводные таблицы. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Выберите команду Данные Сводная таблица. Во втором диалоговом окне проверьте правильно ли выделен диапазон данных для создания сводной таблицы или задайте диапазон данных если диапазон не был выбран Рис. Третье диалоговое окно предлагает выбрать лист для размещения сводной таблицы оставьте принятую по молчанию установку Новый лист Рис.
36864. Исследование недвоичных счетчиков 72.5 KB
  При построении счетчиков с дешифратором состояния наиболее целесообразно использовать счетчики интегрального состояния например 74191 см. Счетчик с дешифратором состояния. D; счетный вход ─ CLK; вход направления счета ─ U суммирование активен высоким уровнем ─ D вычитание активен низким уровнем; вход управления предварительной установкой ─ LOD; выход переноса ─ RCO выход дешифратора состояния активен низким уровнем при достижении последнего состояния счетчика. При выполнении этой части работы необходимо снимать временные диаграммы...
36865. Построение трехмерных графиков в Scilab 676.5 KB
  Функции plot3d и plot3d1 В Scilb поверхность можно построить с помощью функций plot3d или plot3d1. Их отличие состоит в том что plot3d строит поверхность и заливает ее одним цветом а plot3d1 поверхность каждая ячейка которой имеет цвет зависящий от значения функции в каждом соответствующем узле сетки. Обращение к функциям следующее: plot3dxyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] plot3d1xyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] здесь x векторстолбец значений абсцисс; y векторстолбец значений ординат; z матрица значений...
36866. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ 64.5 KB
  ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ Цель работы: рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Вопросы компетенции навыки для освоения: Изучить элементы интерфейса MS Excel служащие для подготовки документа к печати. Освоить технологии и рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Подготовить к печати документ большого объема.