16490

Искусство домонгольской Руси

Доклад

История и СИД

Искусство домонгольской Руси Киевское государство возникшее в IX веке достигло своего могущества в X–XI столетиях. При князе Владимире жившем в конце X–начале XI столетия Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего разви...

Русский

2013-06-22

17.5 KB

25 чел.

Искусство домонгольской Руси

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества
в X–XI столетиях.

При князе Владимире, жившем в конце X–начале XI столетия, Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом, социальном, так и в культурном отношении. При Ярославе Мудром (в первой половине XI века) Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу.

Во времена преемников Ярослава начинается постепенное дробление Киевской державы на отдельные княжества — процесс, типичный для раннефеодальных государств. Все большее значение  в политической и культурной жизни приобретают земли Новгорода, Ростова, Владимира, Полоцка, Смоленска, Галича и других городов. Это, однако, не влечет за собой снижения художественного уровня искусства, хотя в известной мере меняет его облик и характер. Не случайно в конце XII века возникает величайшее литературное произведение Древней Руси — “Слово
о полку Игореве”. В искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых находят выражение общерусские идеалы. Процесс этот прерывается татаро-монгольским нашествием в первой половине XIII века, которое катастрофически сказывается на всех сторонах жизни страны.

Восприняв от Византии христианскую религию, Киевское государство взяло и то ценное, чем обладало это самое передовое в X–XII веках государство Европы. Культурные связи с Византией во многом определили облик древнерусского искусства. Но еще в дохристианский период у восточных славян существовало достаточно развитое искусство. Оно-то и стало фундаментом для дальнейшего культурного развития.

Одной из сфер искусства, где прослеживается воздействие вкусов и навыков дохристианского периода на художественную культуру Киевского государства, несмотря на основополагающее значение образов и канонов византийского искусства, является архитектура. Так, например, в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный храм “о тринадцати верхах”, не имеющий аналогий
в византийском зодчестве.

До нас не дошла Десятинная церковь Успения Богоматери, сооруженная
в 989–996 годы. Рухнувшая при взятии Киева монголами, она была главным храмом столицы князя Владимира. Это было величесвтенное крестовокупольной сооруженные с пятью нефами, украшенное мозаиками и фресками.

До наших дней сохранились другие храмы времени Ярослава Мудрого. Один из них — собор Святой Софии — самый величественный и роскошный храм XI века. Правда, теперешний его вид далеко не соотвествует первоначальному. Но и сейчас собор производит огромное впечатление. Храм поражает огромной протяженностью. Вместе с тем он заключен в строгие рамки определенных пропорций. Ощущение грандиозности особенно ощутимо, когда входишь внутрь собора. Множество перспектив открывается с различных точек зрения — из боковых нефов, с обширных хор. София Киевская — сооружение сложное по композиции своего внутреннего пространства. Находящемуся внутри церкви человеку оно предстает то исполненным величавой торжественности, то таинственным, то ясным и открытым. София Киевская — это памятник торжества первого древнерусского государства, символ его могущества, величия и силы.

Со смертью Ярослава в 1054 году строительная деятельность в Киеве не утихает, хотя этот год является рубежом в развитии зодчества. Преемники князя оказываются от возведения колоссальных соборов. С тем большим рвением они начинают заниматься сооружением монастырей, центральное место в которых занимают большие храмы. Таковы соборы Дмитриевского (1060), Печерского
(1073–1078), Выдубицкого (1070–1088) монастырей. Большим своеобразием отличался храм Спаса на Берестове, где был сооружен монастырь сыном Ярослава — Святославом.

Немного сохранилось памятников живописи эпохи расцвета Киевского государства. И прежде всего это мозаики и фрески Софии Киевской. Живописное украшение храма в целом следует византийским образцам.

Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря
(1111–1112) — следующий этап в развитии живописи Киева. В композиции “Евхаристия” обращает на себя внимание гораздо большая свобода в расположении фигур, нежели в Софии Киевской. Линейный ритм здесь более сложный и изысканный.

В XI веке на севере и северо-западе Руси наметилосья

Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышеннуб эмоциональную выразительность.

Об этом говорят миниатюры XII века, в частности изображения евангелистов в Мстиславском евангелии, являющемся вольной копией Остромирова евангелия.

Свое оригенальное лицо новгородская живопись обретает во второй половине XII века. Уже во фресках Аркажской церкви и росписи храма Георгия в Старой Ладоге выступают характерные омобенности новгородсеой живописи – конкретность трактовки различных священных событий, предельная выразительность образов святых, отцов церкви, пророков. Скупыми средствами достигаются живописные эффекты, о чем свидетельствуют, например, композиция “Чудо Георгия о змие” в церкви Геогия в Старой Ладоге.

Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице представляли собой законценный и полный живописный ансамбль, дающий проедставление о составе, композиционном строе, характере украшений древнерусской церкви домонгольского времени. Фрнески покрывали нередицкий храм свыерху донизу. Нерерывными лентами они стелились по стенам, не считаясь с архитекиурнымичленениями храма, что придавало им характер цветистого ковра. Последовательности и система соблюдались лишь в местонахождении определенных композиций. Особенный итерес представляло изображение Страшного суда, находившееся на западной части церкви. Эта монументальная композиция включала многочислкнные рдробности, свидетельствовавшие о конкрктности художественного мышдения его автора.

Сложная ро своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной и живописной цельностью. От нее веет мужаственным духом, непреклонной суровстью, енпримирипостью. Образы ее исполненны душевной твердости.

Особый раздел древнерусского искусства домонгольской эпохи представляет иконопись. Из литературных источников известно о существованиии В Киеве конца XI- начала XII века иконопсца Алимпия. Надо сказать, что до нас дршло вообще моло икон XI- начала XIII столетия, что объясняется в первую очередь разгромом многих художественных центров во увремя нашествия Батыя. Новгороду  в этом отношении повезло. Он не был взят Батыем подобно многим другим городам. Поэтому здесь сохранилось и больше всего икон той эрохи.

В XII- начале XIII столетия в Новгорде работало немало иконописцев. Под их кистью возникли образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Таковы большие иконы “Устюжские Благовещание”, “Спас Нерукотворный”, Успение”, “Голова Архангела”, “СВ. Георгий” и др. ЧЕканная форма этих роизаедений свидетельствует с зрелости большого искусства, а их монументальный строй как нкльзя лучьше отвечает характеру художемтвенной культуры того времени. Великодепным памятником неовгородской иконописи является “Устюжское Благовещение”. Богоматерь и архангел Гавриил представленны худоржником в спокойных позах, соответствующих торжественности изображенного момента. Фигуры эти отличаются стройностью пропорций, их одеяния ложатся мягкими, мерными и в то же время изящными складками. В самой моделировке фигур, а также ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, какое художник уделяет силуэтам фигур, уже свидетельствует о гомподстве принципа плоскостности, свойственности древнерусской жвописи.  

Икона “Устюжское Благовещание” являет собой пример сложной и глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произаведение дает возможность постичь особенности древнеруссеой иконописи домонгольского времени, ппрникпуться его торжественным монументальным строем. Свидетельствует эта иеона и о том, как органически и плодотворно были использованны и по-свому истолкованны новгородским мастером высокие традиции византийской живописи. А они несомненно играли основополагающую роль в сложении древнерусской живописи.

Наряду с этими византиризующими тенденциями в древнерусском  

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4367. Скриптовой язык программирования JavaScript 43.5 KB
  Скриптовой язык программирования JavaScript Способы функционального применения скриптов 1) гипертекстовая ссылка (схема URL) 2) обработчик события (handler) 3) вставка (элемент SCRIPT). Гипертекстовая ссылка. Применяется в следующих элементах: А...
4368. SSI (Server Side Include) - Включения на стороне сервера 39.5 KB
  SSI (Server Side Include) - Включения на стороне сервера - набор команд, позволяющий включить в страницу информацию, недоступную средствами HTML. Веб-сервер обрабатывает HTML-документ cSSI-директивами, выполняет их, результат возвращает клиент...
4369. Создание статических сайтов с помощью PHP 74.5 KB
  Создание статических сайтов с помощью PHP Статические сайты представляют собой совокупность HTML страниц, связанных между собой ссылками. Страницы заранее создаются разработчиками, помещаются на сервер и выдаются клиентам в ответ на запрос. В отличи...
4370. PHP циклы и функции пользователя 93 KB
  PHP Циклы В РНР реализованы два типа циклов: while и for. Цикл while бывает двух типов Проверяющий условие перед проходом цикла while (условие) блок операторов Проверяющий условие после прохода цикла do блок операторов while ус...
4371. Создание динамических сайтов средствами PHP и MySQL 80.5 KB
  PHP и MySQL. Основным достоинством динамических сайтов, по сравнению со статическими, является возможность отделения данных от кода, отвечающего за их визуальное представление. Благодаря такому подходу, можно создавать сайты, формирующие страницы в...
4372. Программирование на языках высокого уровня, лабораторный практикум 305.5 KB
  Программирование на языках высокого уровня, включающей алгоритмизацию задач и изучение подмножества языка Си в средах программирования Borland C++ и Microsoft Visual C++, а также в приобретении практических навыков работы с персональным компьютером.
4373. Управление памятью на уровне пользователя 129.5 KB
  Управление памятью на уровне пользователя На этапе постановки задачи программист должен решить, какую программу он должен создать, что и какими данными она должна оперировать. То есть возникает вопрос о количественной оценке используемых данных. Есл...
4374. Знакомство со средой разработки Borland C++3.1. Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. 42.51 KB
  Знакомство со средой разработки BorlandC++ Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. Напишите программу, запрашивающую у пользователя фамилию, имя и отчества(например: Whatisyourname?, или ...
4375. Введение в программирование на языке Си 33.45 KB
  Введение Добро пожаловать в мир языка программирования Си, который за время своего существования – порядка 40 лет – уже успел стать классическим, однако его актуальность несомненна и по сей день. Язык Си популярен как среди профессионалов...