16492

Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737–1799)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Василий Иванович БАЖЕНОВ 1737-1799 Баженов Василий Иванович художникархитектор сын священника одной из придворных кремлевских церквей. Родился 1 марта 1737 года в Москве. Баженов имел природный талант к искусству который обнаружил еще в детстве срис

Русский

2013-06-22

21.78 KB

3 чел.

2

Василий Иванович

БАЖЕНОВ

(1737–1799)

Баженов Василий Иванович — художник-архитектор, сын священника одной из придворных кремлевских церквей. Родился 1 марта 1737 года
в Москве. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще
в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть
к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешел
в Академию художеств. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько,
что учитель этого искусства С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора.
В сентябре 1759 года Баженов был отправлен для окончательного развития таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, например, со строгой пропорциональностью частей сделал он модель Луврской галереи, а в Риме модель храма святого Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектора Витрувия, напечатанный
в 1790–1797 годах в Петербурге. Основательно знакомый со своим искусством теоретически Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом своем возвращении в отечество,
к торжеству “инавгурации” здания Академии художеств (29 июня 1765 года). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы.

Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение было признано советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен
в звании академика, которое было получено им три года раньше, в бытность
за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение
от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице, здание арсенала в Москве, в Кремле, здание сената на Знаменке, дом Пашкова,
а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым — его помощником. В Кремле вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка по воле Екатерины II, на самом деле и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана была тема, которая на модели была им разработана
с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение было отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла и Царицынский дворец Баженова. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение, занялся частными постройками. В 1792 году он вновь был принят
на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург.

Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовив собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог бы сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73325. Дискусія: «Дон Кіхот: «за» і «проти» 136.58 KB
  Маршака та інших присвячених Дон Кіхоту. Мозковий штурм Хто такий Дон Кіхот: благородний лицар чи божевільний написати свої ідеї Оголошення теми та мети уроку. Три погляди на образ Дон Кіхота.
73326. Правописание приставок на з-, с 195.2 KB
  Правописание какой части слова мы сейчас изучаем В самом слове приставка тоже есть приставка как объяснить ее написание присоединение. В раздаточном: Какие приставки живут в этих домах Что общего
73328. Додавання і віднімання дробів з різними знаменниками 1.06 MB
  Познайомитися з правилом додавання і віднімання звичайних дробів з різними знаменниками, формувати навички застосування правила при вирішенні типових вправ ; удосконалювати вміння приводити дроби до НСЗ, скорочувати їх, виділяти цілу частину з неправильного дробу;
73330. Урок з математики з елементами українознавства. Розв’язування рівнянь 75.5 KB
  Тема уроку: Розвязування рівнянь. Мета уроку: Навчальна: узагальнити і закріпити знання учнів про рівняння; Вдосконалювати вміння і навики розвязувати рівняння на основі залежностей між компонентами арифметичних дій; Розвивальна: Розвивати обчислювальні навики; Розвивати логічне мислення уважність та спостережливість пізнавальний інтерес; Виховна: виховувати почуття любові до України до рідної мови;виховувати інтерес до предмета; Виховувати працелюбність наполегливість...
73331. Повторення складу чисел 5 і 6. Складання рівностей за малюнками. Обчислення значень виразів, що містять додавання, за допомогою предметних малюнків 279.77 KB
  Мета: повторити всі варіанти складу чисел 5 і 6; вправляти у складанні прикладів за малюнками, у розпізнаванні геометричних фігур; вдосконалювати обчислювальні навички; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
73333. Створення нумерованих та маркованих списків. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів 860.57 KB
  Мета уроку: сформувати поняття: нумерований і маркований списки; колонтитули; розглянути: способи створення нумерованих маркованих та багаторівневих списків; особливості настроювання параметрів сторінок; формувати вміння: створювати нумеровані й марковані списки; створювати колонтитули; застосовувати набуті знання на практиці; розвивати: творчі здібності; критичне та аналітичне мислення; навчити: застосовувати вміння створювати списки при оформленні тексту; настроювати параметри сторінки. Очікувані...