16492

Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737–1799)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Василий Иванович БАЖЕНОВ 1737–-1799 Баженов Василий Иванович художникархитектор сын священника одной из придворных кремлевских церквей. Родился 1 марта 1737 года в Москве. Баженов имел природный талант к искусству который обнаружил еще в детстве срис

Русский

2013-06-22

21.78 KB

2 чел.

2

Василий Иванович

БАЖЕНОВ

(1737–1799)

Баженов Василий Иванович — художник-архитектор, сын священника одной из придворных кремлевских церквей. Родился 1 марта 1737 года
в Москве. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще
в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть
к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешел
в Академию художеств. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько,
что учитель этого искусства С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора.
В сентябре 1759 года Баженов был отправлен для окончательного развития таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, например, со строгой пропорциональностью частей сделал он модель Луврской галереи, а в Риме модель храма святого Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектора Витрувия, напечатанный
в 1790–1797 годах в Петербурге. Основательно знакомый со своим искусством теоретически Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом своем возвращении в отечество,
к торжеству “инавгурации” здания Академии художеств (29 июня 1765 года). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы.

Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение было признано советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен
в звании академика, которое было получено им три года раньше, в бытность
за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение
от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице, здание арсенала в Москве, в Кремле, здание сената на Знаменке, дом Пашкова,
а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым — его помощником. В Кремле вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка по воле Екатерины II, на самом деле и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана была тема, которая на модели была им разработана
с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение было отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла и Царицынский дворец Баженова. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение, занялся частными постройками. В 1792 году он вновь был принят
на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург.

Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовив собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог бы сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45693. Разговорная речь в СМИ 27.5 KB
  Просторечие РР Публицистический стиль РР находится между просторечием и публицистическим стилем Особенности РР. Терминологический аппарат разработанный для книжной речи не подходит для изучения РР. Ее природа отлична от письменной книжной речи поэтому ее выводят из классификации стилей речи. Используется много слов которые вообще не имеют словоформ Междометноглагольные формы бряк шмяк туту Высказывания выражающие оценку Так себе не ахти ничего Словареакции релятивы Ерунда Подумать только Какое там Ну и что...
45695. Средства выражения личностного начала в журналистском тексте 35 KB
  Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы – дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.
45698. Речевые особенности художественно-публицистических жанров 24.5 KB
  Художественно-публицистические: Очерк сюжетный описательный Фельетон Памфлет Принцип: Образность документальность. Художественный образ – образ единичного конкретного чувственно воспринимаемого объекта. Образ создается с помощью предметной лексики. Образ = Изобразительность Выразительность.
45699. Речевые особенности модульных текстов. Приемы выражения комического в СМИ 52 KB
  Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат – слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических. В речи используются две группы иронических слов и выражений: 1.