16493

Подмосковная усадьба Кусково

Доклад

Культурология и искусствоведение

Тема: Подмосковная усадьба Кусково В круг памятников архитектуры нельзя не ввести ряд подмосковных усадеб некогда располагавшихся близко от границ столицы а ныне вошедших в ее территорию. Среди них имеются как очень большие типа дворцовых рези

Русский

2013-06-22

37 KB

1 чел.

\PAGE3

Тема: "Подмосковная усадьба Кусково"

В круг памятников архитектуры нельзя не ввести ряд подмосковных усадеб, некогда располагавшихся близко от границ столицы, а ныне вошедших в ее территорию. Среди них имеются как очень большие - типа дворцовых резиденций (Кусково, Останкино), так и небольшие, предвещающие те дачи, которые в изобилии появятся во второй половине XIX века (таковы Братцево и Люблино). Помимо этого, особенности художественной культуры второй половины XVIII столетия вызвали к жизни оригинальные по своему облику усадьбы, выполненные в стиле, который получил наименование псевдоготики. К их числу принадлежат и такие царские дворцы, как Царицыно и Петровский поездной дворец. Возникнув на романтической основе, этот стиль одновременно впитал в себя декоративные формы древне-русского зодчества. Усадьбы подобного рода возводились из красного неоштукатуренного кирпича и получали декоративные белокаменные
детали.

Усадьба как специфический вид архитектурного ансамбля, состоящего из жилого дома хозяев, флигелей для гостей и хозяйственных построек, появилась еще в эпоху русского средневековья в вотчинах, то есть землях, составлявших личную собственность владельцев. В поместьях же, дарованных своим дворянам великими князьями, иначе говоря в угодьях, жалованных лишь на время службы, усадебные постройки носили, если можно
так сказать, временный характер, поскольку владельцы могли меняться.

Хотя большинство поместий к XVIII веку уже перешло в личную собственность дворянству, все же особо развитого строительства в них
не велось. Усадебные дома во многом походили на рядовые постройки,
отличаясь от простых изб декоративными деталями и стекольчатыми окнами. Такое положение со строительством усадеб объясняется также и
тем, что дворянство было обязано нести военную и гражданскую службу и, следовательно, проживало в своих усадьбах только часть года. Екатерина II освободила дворянство от обязательной службы, поощрив тем самым
занятие сельским хозяйством, промышленным производством и даже торговлей. Тогда и стали появляться одна за другой усадьбы - то каменные, то деревянные. Год от года росло их число, заметно улучшалась архитектура, поскольку для постройки стали приглашать видных архитекторов, планировавших и усадебные парки. Именно со второй половины XVIII века возникла специфическая усадебная архитектура, во многом оказавшая влияние даже на архитектуру городского жилого дома.

Естественно, что богатые владельцы начали обстраивать свои
усадьбы. Из известных подмосковных усадеб первым должно быть названо Кусково. Оно создавалось в основном в 50-70-х годах XVIII века, преимущественно по проектам крепостных архитекторов Ф. Аргунова,
П. Аргунова и других. Сейчас трудно сказать, почему владельцы усадьбы - Шереметевы выбрали для строительства это весьма неудобное место.
По-видимому, этот выбор был предопределен тем, что сильно заболоченная почва позволяла вырыть перед дворцом огромный пруд, вернее, озеро. Оно было усложнено добавочными прудами как соединявшимися с ним, так и обособленными. На берегу большого пруда, примерно по его центру, был поставлен дворец (1769-1777), а по другую сторону вырыт канал, замыкавшийся в перспективе силуэтом церкви в Вешняках. В его начале стояли два "маяка" - фароса в виде колонн. Сравнительно небольшое дворцовое деревянное здание сопровождало большое число как деревян-  ных (не сохранившихся), так и каменных "увеселительных" садовых павильонов.

Однако строительство Кускова как усадьбы-резиденции началось
не с постройки дворца, на месте его, по-видимому, стоял раньше куда более скромный дом. Наиболее "старым" зданием следует считать церковь (1737), затем Голландский домик (1749) и другие садовые павильоны, а также Оранжерею, построенную в 1761-1762 годах. В ней, как и в Гроте (1756-1775), сказываются еще барочные мотивы (картуши, изгибы сложно скомпонованных объемов, муфтированные колонны и т.д.). В Гроте они приобретали особую выразительность, отражаясь в воде.

Естественно, что наличие осевой композиции предопределило
разбивку парка на "французский манир", то есть на прямоугольники, охваченные липовыми аллеями со стоящими вдоль скульптурами. Эти прямоугольные "карты" по диагонали пересекались дополнительными аллеями, образуя столь любимые лучевые звезды дорожек, замыкавшихся то садовым павильоном, то архитектурной деталью самого дворца. Центральная ось (дворец - оранжерея) представляла собой два параллель-ных ряда прямоугольных "карт" - партер с разбитым газоном, оттенявшим причудливый рисунок картушеобразных цветочных клумб. Вновь статуи и обелиски подчеркивали геометризм планировки. Боковые части сада также имели аллеи, обрамленные стриженными липами, отвечавшими своими геометризированными формами общей "регулярности" кусковского сада.

Казалось, что столь последовательная и четкая геометрическая планировка должна была внести известное однообразие в общий вид этой усадьбы-резиденции. Однако этого не происходило, поскольку перед прогуливающимися по аллеям парка все время представали все новые и новые "картины", где зелень, архитектура и скульптура не только сливались
в определенный неразрывный синтез, но, как говорилось в те времена, "веселили взор", создавая незабываемое общее живописное впечатление, которое дало право поэту XVIII века И. Долгорукому сказать:

"Земли лоскуток драгоценный

Кусково милый уголок,

Эдема сколок сокращенный..."

Очевидно, что парк Кускова с его многочисленными павильонами и открытым "воздушным" театром был менее всего предназначен для удовлетворения лишь нужд семьи Шереметевых, никогда не бывшей многочисленной. Все эти павильоны, аллеи, пруды и озера были рассчитаны на то,
чтобы быть наполненными нарядной толпой. Но как бы ни были часты празднества различного рода в те времена, когда знать веселилась
по любому поводу, все же, при всей притягательности Кускова, нельзя было ожидать, что гости будут пребывать там постоянно. Именно поэтому Шереметев распорядился в воскресные и праздничные дни открывать
ворота усадьбы для посещения ее частными лицами, лично даже незнакомыми владельцу. Тем самым парк наполнялся многочисленными посетителями, а их праздничные одежды усиливали общую декоративность сада, на что последний и был рассчитан.

Присматриваясь к принципам планировки и устройству сада в Кускове, нетрудно заметить, что его основой стало гармоническое сочетание зелени
и воды. Эта особенность осталась за русскими парками и тогда, когда существенно изменился их общий характер.

Переход от внешнего облика кусковского дворца к его комнатам и
залам не был резким. Архитектура вестибюля с гладкими "холодноватыми" по тону стенами, расчлененными пилястрами и украшенными нишами
с вазами, как бы продолжает архитектурную композицию и пространство входного портика. Но анфилада празднично и разнообразно убранных комнат имеет иной характер. Они теснее связаны с миром семьи, говорят
о радушном гостеприимстве. Постепенно комнаты становятся все меньше и меньше, как, например, библиотека, голубая гостиная, спальня. Но вдруг этот интимный мир прерывается огромным белым танцевальным залом, размеры которого кажутся еще больше благодаря зеркалам в простенках. Люстры из хрусталя, бело-золотая гамма отделки стен, обилие света, льющегося из вереницы окон, обращенных в сад, как и переплетающиеся круги узорного паркета, приглашающие невольно к танцам, - все это относится к художественным особенностям не только Кускова, но и всего
русского искусства классицизма. Здесь, в Кускове, можно постигнуть развитие русской архитектуры от середины XVIII века и до начала 80-х
годов, когда достигли зрелости ее неповторимые приемы и высокая гармония прекрасного.

Использованная литература:

"Москва. Памятники архитектуры XVIII-первой трети XIX века".

Текст вступительной статьи М. Ильина.

Москва "Искусство" 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19979. Я здоровье сберегу сам себе я помогу 78 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно ______________________________________________________________________ 1й участник.
19980. Я, ТЫ, МЫ И ЗОЖ 10.02 MB
  Нужно чтоб каждый сказал вместе с нами каждому кто рядом: ДАЖЕ НЕ ПРОБУЙ Люблю свою семью друзей этот город и Россию. Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала.
19981. Я в 21 веке здоров 39 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна
19982. Минздрав предупреждает 42.5 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно
19983. Не оступись – от наркотиков откажись 60 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно
19984. Наркотики не принимал но хочу попробовать 13.49 KB
  Анализ: если имеются зеленые и красные карточки, то для данного контингента детей эта проблема является актуальной. Подготовить карточки для разбивки на группы. Всего пять групп: родители, подростки, обыватели, врачи, научные работники. Таблички для столов по названиям групп.