16494

Искусство Среднего царства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Искусство Среднего царства На время VII–X династии приходится первый Период распада страны. По свидетельству Манефона 70 царей VII династии правили 70 дней. Эта образная характеристика воссоздает перед нами картину смут которые наступили после деце

Русский

2013-06-22

76 KB

4 чел.

PAGE  2

Искусство Среднего царства

На время VII–X династии приходится первый Период распада страны.
По свидетельству Манефона, 70 царей VII династии правили 70 дней. Эта образная характеристика воссоздает перед нами картину смут, которые наступили после децентрализации Египта, повлекшей за собой экономический упадок и запустение ирригационных сооружений. Зато значительно возрастает роль частных хозяйств, что привело к усовершенствованию орудий труда и увеличению численности рабочих рук с возрастанием количества рабов в личных владениях знати. К началу Периода распада номархи стремились обособиться и по возможности обрести самостоятельность. Однако со второй половины этого периода выступает прослойка так называемых «неджесов» — «малых людей», которые приобрели уже достаточный вес и в противоположность «уру» — «большим, знатным» были заинтересованы
в единстве страны. В процессе объединения возникло два крупных очага: область севера, Дельты (IX–X династии) и юга с центром в Фивах, где местные правители образовали XI династию, восстановившую централизованную власть фараонов и объединившую Египет в одно государство.

От Периода Распада дошло сравнительно малое число памятников. С утратой фараонами былого могущества их образы совершенно исчезают в изобразительном искусстве той поры. Фигуры теряют персонификацию. Скульптура целиком ограничивалась пластикой малых форм. В статуэтках ощущается стремление сохранить традиции прошлого, выражавшиеся в следовании принятым композиционным типам. Но в то же время установленная каноном соразмерность между всей фигурой и отдельными ее частями нарушается, благодаря чему одни изображения приобретают тяжеловесность, массивность и нерасчлененность форм, другие — чрезмерную вытянутость. Отступление от принятой системы пропорций даже при наличии канонизированных по статуэток лишает их характерных черт.
Со вступлением на престол правителей XI династии начинается эпоха Среднего царства. Фараоны, происходившие из Фив, делают свой родной город столицей. Ментухотеп I около 2050 года до н. э. вновь объединил Египет после его территориальной раздробленности, положив начало строительству в Фивах. На западном берегу Нила, против столицы, на скальных террасах, окаймляющих
с запада долину Дейр эль-Бахари, возведен его заупокойный храм. Этот архитектурный комплекс явился новым типом погребальных сооружений. Продолжая традиции Древнего царства и учитывая возросшую со времени V–VI династий роль заупокойных храмов, зодчие Среднего царства находят новое решение ансамбля, сочетая в одном сооружении тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды.

По дошедшим руинам храма Ментухотепа I ученые пытаются реконструировать его первоначальный облик. Некоторые исследователи ставят под сомнение существование пирамиды в комплексе, однако остатки фундамента на второй террасе, характер сплошной кладки квадратного основания позволяют предположить наличие ее. Возможно, что ярусное построение совмещало в себе нижний и верхний храмы, входившие в заупокойный ансамбль еще со времени Древнего царства. Однако здесь вместо традиционной протяженности планировки по горизонтали зодчий располагает оба сооружения вертикально, совмещая их в единой конструкции. Портики, идущие вдоль стен пирамидных храмов Древнего царства, вынесены в ансамбле Ментухотепа на внешние стороны террас, обрамленных сдвоенными рядами колонн. Колоннады помимо портиков использованы в гипостильных залах, первый из которых помещался на верхней террасе, второй следовал за открытым двором. Все сооружения непосредственно примыкали одно к другому, определяя общее направление к святилищу, вырубленному в скале. Пандусы, соединяющие террасы, поставлены несимметрично, что придает живой пластичный ритм композиции храма, раскинувшегося у подножия причудливо выветренных скал. Насаженные правильными рядами вдоль стен аллеи зеленых сикомор оживляли архитектуру, вторя вертикальному ритму колоннад.

Фараоны XII династии продолжали строительство пирамид, которые значительно уступали древним и по размерам и по конструкции. Сооруженные из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусерта I в Лиште и Сенусерта II в Лахуне не сохранились. При первом из них на восточном берегу Нила в Фивах было положено начало строительству храма Карнака. Сенусерт I возвел святилище главному Богу Фив, богу солнца Амону, культ которого получил с эпохи Среднего царства широкое распространение. Тот же фараон соорудил в Карнаке молельню, предназначенную для церемоний, сопряженных с ритуалом хеб-седа. Рельефы, покрывающие столбы молельни, изображают Сенусерта I вместе с богами — Атумом и Пта, иконография которых имеет много общего с иконографией фараона.

Эпоха XII династии отмечена монументальным строительством не только
в столице, но и в пограничных областях. В отдаленных провинциях в связи
c непрекращавшимися междоусобными столкновениями возводились крепостные сооружения, строились города, имевшие четкую планировку.

В зодчестве этого периода появляются новые конструктивные решения, получившие широкое использование в египетской архитектуре на протяжении всего последующего пути ее развития: оформление входа в виде двух массивных башен-пилонов; в дальнейшем этот прием будет закреплен в канонической системе планировки древнеегипетских храмов, а также колонн с хаторическими капителями.

Сооружения эпохи Среднего царства постигла печальная участь — почти все памятники того времени полностью разрушены. Однако по дошедшим руинам археологи пытаются восстановить их первоначальный облик. Интересные материалы получены в результате раскопок «пирамидного города» — поселения ремесленников, возникшего около пирамиды Сенусерта II в Лахуне. Его план дает представление
о гражданском зодчестве времени XII династии и имущественном положении жителей, расселявшихся по кварталам соответственно роду занятий.

Расцвет строительства приходится на годы правления Аменемхета III. Сохранилось упоминание о сооружении грандиозного заупокойного храма фараона, не уступавшего по своим масштабам пирамидам Древнего царства и известного под названием «Лабиринт», происхождение которого традиционно связывают с тронным именем Аменемхета III — Нимаатра, в греческой транскрипции — «Лабир».

Скульптура во времена Среднего царства претерпевает значительные стилистические изменения. Это объясняется, в частности, непрекращавшимся соперничеством столичной и провинциальных школ, которые еще в Период распада определились как самостоятельные, хотя и не изолированные направления.
С XII династии расширяется назначение ритуальных статуй. Они исполнялись
не только для помещения их в закрытых сердабах, но и устанавливались в храмах наряду с изображениями богов.

Фиванские фараоны, желая подчеркнуть преемственность престолонаследия, продолжают традиции Древнего царства. Среди ритуальных композиций ведущее место по-прежнему отводилось изображениям обряда хеб-сед. Первые этапы церемонии были связаны с символическим убиением престарелого фараона. Обряды совершались над его статуей, где царь представлен сидящим на троне в застывшей позе. К этому типу памятников принадлежит статуя Ментухотепа-Небхепетра, обнаруженная в его заупокойном храме. Белое ритуальное одеяние окутывает фигуру, по контрасту с которым обнаженные части тела и лицо кажутся почти черными. Красная корона вносит яркий акцент в строгую цветовую гамму. Вся статуя Ментухотепа трактована жестко; массивные формы тела тяжеловесны и скованны. Нижняя часть фигуры заметно утяжелена: согнутые под прямым углом ноги словно срослись с постаментом. Лицо статуи портретно в пределах той условности, которая требовалась для хеб-седных изображений. Обобщенная передача крупных черт, слабая моделировка поверхности, низкая посадка головы, круглый овал лица, условная улыбка и остановившийся взгляд — все эти приемы характеризуют стиль исполнения памятников XI династии. На протяжении XII династии в скульптурном портрете происходит интенсивная эволюция стиля. Ранние памятники времени Сенусерта I, тяготевшие больше к традициям предшествующего периода, отличались суммарной моделировкой объемов, массивностью форм, придававших образу внешне застывшее маскообразное выражение. В то же время статуи частных лиц моделированы значительно тоньше. По сравнению с мало расчлененными формами скульптурных изображений Сенусерта I статуи его приближенных исполнены в более пластичной манере. Особенно это касалось моделировки женских фигур, среди которых изображения Сенуи и царицы Нофрет, жены Сенусерта II, представляют собой переходный этап к стилю исполнения портретов Сенусерта III — Аменемхета III.

Ко времени XII династии существенно меняется трактовка официальной скульптуры — идея прославления могущества царя находит отражение в конкретном образе фараона — человеческое начало превалирует в нем над уподоблением его божеству. И хотя статуи по своему назначению продолжают оставаться ритуальными, новое осмысление образа придает им большую индивидуальность по сравнению с памятниками предшествующего периода. В этой связи вырабатываются и характерные стилистические приемы — объемная моделировка поверхности, детализация лиц, но без излишней дробности, использование светотеневой среды и фактурных возможностей материала.

Расцвет скульптуры официального направления эпохи Среднего царства приходится на время Сенусерта III. Статуи изображают фараона в различном возрасте — от юного до зрелого. Во всех памятниках выявлены индивидуальные черты, на основе которых складывается иконография образа. Важную роль играет контраст светотени, усиливающий пластическую лепку лица, что придает ему суровое и подчас даже скорбное выражение. Эти приемы исполнения распространялись на всю группу портретов фараона, среди которых голова из обсидиана по праву может считаться вершиной портретного искусства Среднего царства. В этом памятнике, исполненном в сравнительно редком для египетской скульптуры материале, с удивительной пластической свободой переданы соотношения выступающих и впалых частей, позволяющих почувствовать живую структуру поверхности лица и его костяк. Глянцевая поверхность камня, воспринимающая и отражающая световые блики, усиливает контрастность сопоставления объемов.

Не менее значительны и другие статуи Сенусерта III, большинство из которых дошли лишь во фрагментах, но по счастью головы сохранились — это портреты из Британского музея, Берлина, Каира.

В портретах Аменемхета III, сына и преемника Сенусерта III, объемная светотеневая моделировка сочетается с графической разработкой поверхности. Статуи царя из собраний Эрмитажа и ГМИИ передают суровый, мужественный облик фараона-властителя. Его черты трактованы в несколько жесткой манере благодаря четко обозначенным складкам, идущим вдоль щек, и контурной обводке глаз. Для воплощения величественного образа фараона использовались камни твердых пород, которые допускали детализированную разработку поверхности. Пластичная трактовка фигуры юного царя в тронной статуе Аменемхета III полностью соответствует характеру материала — мягкому известняку.

В портретной скульптуре Среднего царства находят отражение поиски новых путей осмысления человеческой личности. Новые веяния затронули все области культуры и общественной жизни. В портретах того времени художник передал мироощущение эпохи, более динамичной в своем развитии, подвергавшей сомнениям прежние доктрины, о чем повествуют такие литературные произведения, как «Разговор разочарованного со своей душой» или «Песнь арфиста», где отчетливо проступают пессимизм и скепсис в оценке окружающего мира. И хотя высказываемые в них мысли не имели прямого отношения к личности фараона, новые тенденции, проявившиеся в особенностях художественного стиля, коснулись и памятников официальной скульптуры.

Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной деспотической властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Отсюда существенно меняется и иконография царей. Портретные образы лишены того гармоничного покоя, которым обладают царские статуи Древнего царства. Если в образах Древнего царства человеческое и духовное сливалось воедино, то во внешнем облике статуй Среднего царства конкретные, индивидуальные черты становятся превалирующими.

Искусство Среднего царства в стилистическом отношении так и оставалось неоднородным в связи с тем, что его развитие шло в двух направлениях: столичной школы и местных центров. Номархи стремились подражать дворцовому официальному стилю, возводя свои гробницы наподобие царских заупокойных храмов. В пластике и рельефе мастера местных художественных школ нашли оригинальные композиционные решения. К новому типу заупокойных статуй принадлежит изображение фигуры, заключенной в блок камня, — так называемая кубообразная композиция.

Великолепные памятники стенописи сохранились в номах Среднего Египта, расположенных к северу от Фив: Бени-Хасан, Меир, Берше и других. Гробницы были вырублены в скалах, так что наземной части принадлежал только вход, оформленный в виде портика с протодорическими колоннами. Колоннады продолжались и
в интерьере залов, которые обычно делились двойным рядом колонн на три нефа, из которых центральный иногда был выше боковых. Потолок в виде свода, опиравшегося на колоннады, покрывался росписью, причем традиционная раскраска имитировала небо.

Многоярусные композиции росписей строились по регистрам, внутри которых художник пластично размещал фигуры людей, животных и птиц. Ритуальные циклы повторяли темы, встречавшиеся еще со времени Древнего царства. К числу новых сюжетов следует отнести привод пленных с захваченными трофеями, изображение воинских поединков.

Техника исполнения росписей осталась прежней. Мастера делали эскизы, которые при помощи сетки квадратов переносились на стену в соответствии
с заданным масштабом. Если в Древнем царстве росписи играли подчиненную роль по отношению к рельефу, то в Среднем они приобретают самостоятельное значение. Художники тонально связывают фон с цветовой гаммой композиции, линии контура приобретают различную интенсивность, становятся тоньше, а иногда и вовсе отсутствуют. Активность контурной обводки, свойственной изображениям Древнего царства, сменяется мягкой и тонкой прорисовкой, благодаря чему рельефность уступает место живописным приемам. Значительно расширяется красочная палитра художников, использующих оттенки основных цветов путем примеси белил. Таким образом получились нежные голубые, светло-зеленые и бледно-желтые тона.

Лучшие образцы стенных росписей Среднего царства сохранились в некрополе Бени-Хасан, в скальной гробнице правителя Антилопьего нома Хнумхотепа II. Изображения сопровождаются текстами, в которых помимо культового содержания имеются биографии номархов, сообщающие их родословную.

Традиционные сюжеты охоты, ловли птиц развертывались поясами вдоль стен, причем каждая из сцен обладает поразительной завершенностью композиции. Виртуозно написано дерево с певчими птицами. Его пластично раскинувшиеся кружевные ветви унизаны трясогузками, горихвостками; ярким оперением выделяется удод. Птицы изображены в профиль, причем хвосты, а у некоторых и крылья развернуты в фас. Таким приемом мастера достигали максимальной выразительности силуэта.

Изображения животных отмечены живой наблюдательностью: в напряженном ожидании застыла дикая кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Вся поза ее выражает настороженность чуткого хищника. Удивителен живописный колорит росписи: зеленовато-голубые цветы папирусов сочетаются с золотистой шерстью кошки, местами густонасыщенной до коричневого цвета и высветленной на груди и животе. Мягкими штрихами передана ее пушистая фактура. Подобные живописные приемы использованы и в расцветке оперения птиц и чешуи рыб.

В раскраске человеческих фигур мастера придерживаются обычной традиционной манеры. Цветные линии контуров вписываются в общую колористическую гамму. Различная степень интенсивности цвета и мягкое кругление объемов, пересечение одних изображений другими создают впечатление нескольких пространственных планов. Рельефы, происходящие из провинциальных центров, имеют ряд принципиальных отличий сравнительно с произведениями столичной школы или аналогичными по сюжету сценами из гробниц Древнего царства.
В изображении охоты мастера Среднего царства допускают большую динамичность в передаче отдельных деталей. Так, например, в рельефе из гробницы Сенби фигура номарха, стреляющего из лука, передана в стремительном движении: нога, согнутая
в колене, усиливает напряженность позы, стрела в натянутой тетиве перерезает лицо.

В эпоху Среднего царства создавались сюжетные композиции и в скульптуре малых форм. Статуэтки и предметы, связанные с заупокойным культом, предназначались для совершения различных символических обрядов: посмертного плавания на ладьях, принесения жертвенных даров и т. п. Фигурки вырезались из дерева, покрывались слоем грунта и затем расписывались. Изображения отличались красочностью, изысканной декоративностью формы. Подобно тому как в рельефах Древнего царства развертывались шествия с жертвенными приношениями, мастера XI–XII династий создавали аналогичные многофигурные сцены в круглой скульптуре. Композицию строит ритм расположения фигурок с учетом декоративного сочетания ярких одежд и красочно орнаментированных предметов или же чередования светлых и темных пятен в окраске стада.

Во всей своей полноте декоративные принципы искусства Среднего царства воплотились в произведениях художественного ремесла и ювелирных изделиях. Сосуды и статуэтки отличались яркостью цвета, иногда воспроизводили стилизованные формы животных и птиц. Применение новых форм значительно расширило технические приемы обработки материалов, среди которых большое распространение получил расписной фаянс. Растительные мотивы — цветы лотоса и папируса, символические изображения божеств покрывают фигурки животных. Из камня изготовлялась различная погребальная утварь, в том числе и ритуальная мебель. В деревянных изделиях обычно применялась техника инкрустации слоновой костью; резные фигурки выразительны по живости схваченных в движении поз.

Совершенства формы мастера достигают в произведениях ювелирного искусства, повторяющих в миниатюре портал храма. Пекторали с именами фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III имеют сложную композицию, где все элементы, используемые в качестве орнаментальных средств, заключают в себе символику. Вкрапления самоцветов создают декоративную цветовую гамму. Яркие сочетания бирюзы, сердолика, лазурита объединяются преобладающим тоном золота. Форма портала передается только обрамлением, так как все изображения вырезаны на сквозном фоне. Орнаментальные мотивы не абстрактны, каждый связующий элемент дан в символическом осмыслении, являясь иероглифическим знаком. Имя фараона, заключенное в картуш, используется как основной декоративный мотив, симметрично которому располагаются остальные элементы композиции — увенчанные коронами соколы, сокологоловые львы и т. п. Верхняя часть пекторалей оформлена в виде характерного вогнутого карниза, под которым помещается изображение богини Нехебт в образе грифа с распростертыми крыльями, украшенного яркими самоцветами и золотом (пекторали Сенусерта III и Аменемхета III). Синтез монументальной формы и декоративного решения композиции проявился в произведениях ювелирного искусства особенно наглядно. Сравнивая символический язык ритуальной сцены, изображенной на притолоке двери храма Монту Сенусерта III в Медамуде, и знаковую орнаментику пекторали Аменемхета III, можно обнаружить общность стилистических приемов, основанных
в первую очередь на ритуальном осмыслении памятника.

Среднее царство по сравнению с другими крупными эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период времени. Фараонам XII династии, чье правление отмечено успешной завоевательной политикой и расцветом культуры, так и не удалось прочно объединить страну. Наметившийся при последних фараонах XII династии социальный кризис повлек за собой переворот около 1750 года, положивший конец Среднему царству. С XIII–XIV династий начинается второй Период распада Древнего Египта. О первых его фараонах имеются лишь отрывочные сведения, восходящие к списку Туринского папируса. Памятников изобразительного искусства сохранилось мало, масштабы строительства сократились. Известны руины трех пирамид в Дашуре, первая из которых носит имя Хенджера.

На первом этапе этого периода искусство продолжало традиции предшествующей эпохи. С вторжения гиксосов открывается второй его этап
(1720–1600/1580 гг. до н. э.), приходящийся на XV–XVI династии. Пришельцы внесли в культуру страны ряд новшеств военно-технического характера; в области изобразительного искусства они оставили великолепные образцы глиптики.

Гиксосы, со своей стороны, восприняли обычаи египетского ритуала и стали именовать своих царей «сыновьями солнца». Власть завоевателей, простиравшаяся
на северные области страны, не была прочной. Вдали от столицы гиксосов, города Авариса в дельте Нила, фиванские правители, не обладавшие сильной властью,
во многом способствовали тому, что местные традиции не прерывались. Гиксосское владычество было для Египта временем расширения контактов с Передней Азией и Критом, что содействовало привнесению новых стилистических черт в искусство.

Конец гиксосскому игу был положен при фараонах XVII династии. Фараоны, занятые восстановлением авторитета Фив и укреплением своей власти, не вели крупного строительства. Стремясь наглядно показать законную преемственность
от правителей Среднего царства, они обращаются к традициям прошлого. Дошедшие от XVII династии памятники большей частью представлены статуарными и рельефными композициями. Беря за основу лишь внешние формы, мастера утрачивают каноническую структуру пропорций. Статуя Камеса (из собрания Эрмитажа), последнего фараона этой династии, и изображения его приближенных, исполненные в традиционном типе тронной фигуры, отличаются тяжеловесностью и массивностью форм, что сразу выделяет их из круга классических древнеегипетских композиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6500. О двух типах условного рефлекса 118 KB
  О двух типах условного рефлекса Работа Скиннера о двух типах условного рефлекса представляет значительный интерес в качестве попытки внести больше ясности и точности, чем было ранее сделано, в ту старую и часто обсуждаемую тему условного рефлек...
6501. Психологическое влияние окружающей среды 319.5 KB
  В данной работе речь пойдет лишь о психологическом влиянии окружающей среды. Это не означает, что физическое воздействие окружения, например воздействие питания или климата, не имеет психологического значения. Напротив, мы считаем, что ребенок...
6502. Намерение, воля и потребность 503 KB
  Намерение, воля и потребность Предисловие Основная часть данной работы представляет собою расширенный вариант доклада, предназначавшегося для XI Конгресса по экспериментальной психологии (Мюнхен, 1925 г.), от участия в котором мне пришлось отказатьс...
6503. Психологическая ситуация награды и наказания 620.5 KB
  Психологическая ситуация награды и наказания Проблему награды и наказания мы будем обсуждать здесь не во всей ее полноте. Ибо в качестве педагогической проблемы вопрос о том, возможно ли вообще избежать наказания и вознаграждения, является частью...
6504. Интеллектуальное поведение животных 100.5 KB
  Р. Лурия. Интеллектуальное поведение животных В прошлом занятии мы дали характеристику двух типов поведения животных: один мы назвали типом сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально...
6505. Корреляционный анализ 43.88 KB
  Корреляционный анализ Исходные данные Построим выборку, состоящую из 20 значений двух случайных величин (xi, yi). В качестве случайной величины X была выбрана средняя заработная плата стран мира, за Y размер внешнего долга (таблица 1). Таблица 1. Ст...
6506. Регрессионный анализ 40.01 KB
  Регрессионный анализ Исходные данные Пусть y-случайная переменная, x-неслучайная переменная. - выборка значений (xy), полученная в эксперименте. xi- количество населения в миллионах, yi- число городов в России соответствующие данно...
6507. Подбор закона распределения по опытным данным и проверка его согласия по критериям χ2 и Колмогорова 73.39 KB
  Подбор закона распределения по опытным данным и проверка его согласия по критериям. Выборка случайной величины объёмом...
6508. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954-1959 гг. 42.17 KB
  Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954-1959 гг. Одним из самых сложных мероприятий Н. С. Хрущева в области сельского хозяйства стала политика освоения целинных и залежных земель. Это была грандиозная программа, которая вплоть до нача...