16511

Основы эмбриологического рисунка

Лекция

Биология и генетика

Основы эмбриологического рисунка Современные способы получения изображений биологических объектов становятся все более привычными для специалистовбиологов. Так классический фотопроцесс вытесняется методами видеомикроскопии объект исследования все чаще фотограф...

Русский

2013-06-22

180.61 KB

4 чел.

Основы эмбриологического рисунка

Современные способы получения изображений биологических объектов становятся все более привычными для специалистов-биологов. Так, классический фотопроцесс вытесняется методами видеомикроскопии, объект исследования все чаще фотографируют с помощью цифровых фотокамер высокого разрешения; компьютерные методы обработки цифровых изображений не только облегчают работу исследователя, но и дают много новых возможностей для анализа результатов эксперимента. Однако, несмотря на все технические достижения, ценность биологического рисунка не пропадает, так как он является не просто упрощенным изображением объекта, а результатом анализа, выполненного самым сложным на сегодняшний день анализатором изображений —человеческим мозгом. Студентам важно заниматься именно зарисовкой биологических объектов: выполняя эту работу, они внимательно всматриваются в препарат и замечают такие детали строения, на которые не всегда обратили бы внимание при беглом просмотре препарата.

Рисунок в течение нескольких столетий был одним из основных инструментов в руках исследователей и фактически единственным способом регистрации собственных наблюдений. В результате на грани науки и изобразительного искусства сформировалась традиция научного рисунка, частью которой является биологический рисунок. В настоящее время большинство художников —создателей современного биологического рисунка —являются по образованию биологами. Студент, имеющий художественные способности, может стать мастером биологического рисунка и даже профессиональным иллюстратором научных и научно-популярных работ. Но даже те, кто не находит у себя такого таланта, могут научиться рисовальной технике, с самого начала следуя достаточно простым рекомендациям.

Основные требования к научному рисунку —информативность, четкость, лаконичность и, что самое главное, научная достоверность. В биологическом рисунке важна также четкая прорисовка всех деталей, а хорошее художественное оформление служит дополнением к тщательно выполненной работе и делает рисунок более наглядным.

Прежде чем приступать к рисунку, надо понять общее строение эмбриологического объекта, расположение клеточных пластов и зачатков органов. В классическом эмбриологическом рисунке принято изображать ооциты и эмбрионы на стадиях дробления анимальным полюсом вверх —для видов, имеющих телолецитальное расположение желтка в ооците (рис. 1, А). На последующих стадиях развития (начиная

Вегетативный полюс

А

Рис. 1. Примеры эмбриологического рисунка:

I —рекомендуемое положение анимального и вегетативного полюсов на рисунке; > —поперечная (/) и фронтальная (2) плоскости прохождения гистологических резов эмбриональных объектов; сагиттальный срез проходит в плоскости листа

с ранней гаструлы) принято указывать расположение дорсальной и вентральной сторон зародыша, а на более поздних стадиях развития (начиная с нейрулы) рисовать эмбриологические объекты дорсальной стороной вверх (рис. 1, Б).

Бумагу для рисунка лучше всего выбирать максимально белую, плотную, гладкую и не мелованную. Начинать рисунок нужно с прорисовки общих контуров объекта, при этом линии замкнутых контуров должны быть сплошными и не обрываться. Следует избегать повторного обведения контура. Так называемая «опушенность», или «волосатость», линий не только делает рисунок неаккуратным и менее точным, но и иногда как бы создает дополнительные несуществующие структуры.

При зарисовке объекта на ранних стадиях развития (стадии дробления и до ранней гаструлы включительно), когда эмбрион состоит из небольшого числа крупных клеток, принято прорисовывать каждую клетку, обращая внимание на ее форму, размер и детали внутриклеточного строения: расположение ядер, вакуолизацию, распределение гранул пигмента. Для более поздних стадий развития следует прорисовывать расположение клеточных пластов и зачатков, а не отдельные клетки. При более детальной прорисовке объекта следует сразу же дифференцировать линии по толщине (основные контуры рисуются более толстыми, а структурные детали —более тонкими линиями). Для этого следует либо изменять силу нажима на карандаш, либо применять для тонких линий карандаш с более тонким и твердым грифелем.

На рисунках гистологических срезов эмбриологических объектов возможно применение разных типов штриховок для выделения различных деталей строения зародыша. Такая техника не позволяет показать детали строения зачатков и клеточных пластов, но дает возможность четко и быстро выделить значимые области.

При изображении тотальных препаратов форму и объем эмбриологического объекта часто передают с помощью особой техники рисунка, при которой контур изображения заполняется точками. На те участки, где рисунок должен быть темнее, ставится много точек как можно ближе друг к другу, а там, где объект имеет более светлые области, точек ставится мало. На самые светлые области рисунка точки вообще не наносятся. Наиболее темные внутренние контуры рисунка можно выделить точками более крупного размера. Такая техника трудоемка, занимает много времени и на студенческом практикуме, как правило, не применяется, однако ее элементы могут быть использованы в рамках предлагаемого практикума при зарисовке тотальных препаратов куриных зародышей.

Рекомендаций для студентов, которые помогут выполнить все рисунки за время занятия.

  1.  Выполнять рисунок на белой бумаге тонко отточенным простым карандашом. Для передачи цвета препаратов использовать цветные карандаши.
  2.  Объект, имеющий асимметричное строение (например, сагиттальный срез эмбриона), должен быть прорисован полностью.
  3.  Часто срезы эмбриологических объектов имеют большое количество различных деталей строения. В этом случае можно сначала сделать схематическую прорисовку объекта при малом увеличении микроскопа, а затем при большем увеличении прорисовать
    наиболее значимые области
    .
  4.  При рисовании билатерально-симметричного объекта (например, поперечного среза эмбриона) можно заполнить деталями строения только половину рисунка, а вторую половину оставить в виде контурных линий.
  5.  На препаратах эмбриологических объектов есть области (например, желток), где клеточные границы практически не видны или отсутствуют. Такие области лучше обозначить точками по полю, а не заштриховывать.
  6.  Кроме клеточных структур на препаратах встречаются и внеклеточные образования (например, оболочка оплодотворения) и полости (например, целом). В этом случае на рисунке лучше выделять штриховкой толщину клеточных и внеклеточных слоев, а
    полости оставлять незакрашенными.
  7.  Подписи к рисункам выполнять печатными буквами. Перед выполнением подписей к рисункам,  необходимо внимательно изучить неизвестные термины.
  8.  Концы указательных стрелок должны указывать объект с максимальной точностью.
  9.  Располагать рисунки свободно, с учетом возможности размещения дополнительных подписей, комментариев,  указаний  и т. д.
  10.  Завершенный рисунок  необходимо предъявить для контроля преподавателю. Студенты , не получившие зачёт по всем лабораторным работам, к сдаче зачёта по дисциплине «Биология размножения и развития» не допускаются.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71227. Измерение коэффициента трансформации трансформатора тока 25.7 KB
  У встроенных трансформаторов тока коэффициент трансформации проверяется на всех ответвлениях. В случае, когда ответвления встроенных трансформаторов тока не имеют маркировки или она недостаточно четка, необходимо проверить ее и маркировать на основании результатов...
71228. Изучение испытательных стендов и измерительных приборов 157.11 KB
  Для пуска электродвигателя и регулирования нагрузки реостат с пультом управления. На щетке приборов вмонтирован тахометр об термометр воды тв манометр масла м и циферблат цф показывает силу торможения испытываемого двигателя кг датчик тахометра соединен с карданным валом...
71229. Створення проекту у середовищі Visual Fox Pro 9.0. Проектування бази даних, таблиць у складі бази даних та вільних таблиць 71.72 KB
  Мета: Засвоїти методи створення баз даних. Вивчити типи полів таблиць. Хід роботи Створіть новий проект за допомогою майстра. Створено проект під назвою KompShop за допомогою майстра.
71230. Исследование битовых полей машинного кода с помощью дизассемблера 110.46 KB
  Например запись команды UBFX R1 R0 0 1 в дизассемблере будет выглядеть следующим образом 0100 а hexфайле 0001 Исследование назначения битовых полей машинного кода заданной команды. Задана команда UBFX. Возьмем для примера команду UBFX продублируем ее с разным размером извлекаемого...
71231. Создание и компиляция проекта в среде IAR. Написание простейшего модуля на языке Assembler 139.57 KB
  Целью данной работы является ознакомление с одной из популярнейших сред разработки программ для микроконтроллеров IAR Embedded Workbench IDE. Последовательность действий при создании проекта: Создадим новый проект Project=>Create New Project.
71232. Исследование влияния величины внешнего давления горной породы на крепь ствола обсадной колонны во временном интервале 37.27 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов взаимодействия крепи ствола обсадной колонны и горной породы во времени. Исходные данные: Внутренний радиус трубы м Внешний радиус трубы м Внешний радиус цементной оболочки...
71233. Исследование влияния факторов процесса установившейся циркуляции бурового раствора по трубам и затрубном пространстве на величину суммарных гидравлических потерь 98.47 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов движения жидкости по трубам и затрубном пространстве скважины. Исходные данные: Плотность, кг/м3 Динамическое напряжение сдвига, Па Пластическая вязкость...
71234. Исследование влияния оттока (протока) бурового раствора через стенку скважины на величину гидравлических потерь в затрубном пространстве скважины 44.06 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов движения жидкости по трубам и затрубном пространстве скважины с возможным оттоком и притоком бурового раствора. Исходные данные: Подача насосов м3 с Объемная проницаемость...
71235. Статистическая сводка и группировка 20.94 KB
  Цель работы: овладеть методикой проведения группировок для определения взаимосвязи изучаемых признаков и изучения состава однородной совокупности. Порядок выполнения работы Осуществить аналитическую группировку статистических данных для определения взаимосвязи...