16511

Основы эмбриологического рисунка

Лекция

Биология и генетика

Основы эмбриологического рисунка Современные способы получения изображений биологических объектов становятся все более привычными для специалистовбиологов. Так классический фотопроцесс вытесняется методами видеомикроскопии объект исследования все чаще фотограф...

Русский

2013-06-22

180.61 KB

5 чел.

Основы эмбриологического рисунка

Современные способы получения изображений биологических объектов становятся все более привычными для специалистов-биологов. Так, классический фотопроцесс вытесняется методами видеомикроскопии, объект исследования все чаще фотографируют с помощью цифровых фотокамер высокого разрешения; компьютерные методы обработки цифровых изображений не только облегчают работу исследователя, но и дают много новых возможностей для анализа результатов эксперимента. Однако, несмотря на все технические достижения, ценность биологического рисунка не пропадает, так как он является не просто упрощенным изображением объекта, а результатом анализа, выполненного самым сложным на сегодняшний день анализатором изображений —человеческим мозгом. Студентам важно заниматься именно зарисовкой биологических объектов: выполняя эту работу, они внимательно всматриваются в препарат и замечают такие детали строения, на которые не всегда обратили бы внимание при беглом просмотре препарата.

Рисунок в течение нескольких столетий был одним из основных инструментов в руках исследователей и фактически единственным способом регистрации собственных наблюдений. В результате на грани науки и изобразительного искусства сформировалась традиция научного рисунка, частью которой является биологический рисунок. В настоящее время большинство художников —создателей современного биологического рисунка —являются по образованию биологами. Студент, имеющий художественные способности, может стать мастером биологического рисунка и даже профессиональным иллюстратором научных и научно-популярных работ. Но даже те, кто не находит у себя такого таланта, могут научиться рисовальной технике, с самого начала следуя достаточно простым рекомендациям.

Основные требования к научному рисунку —информативность, четкость, лаконичность и, что самое главное, научная достоверность. В биологическом рисунке важна также четкая прорисовка всех деталей, а хорошее художественное оформление служит дополнением к тщательно выполненной работе и делает рисунок более наглядным.

Прежде чем приступать к рисунку, надо понять общее строение эмбриологического объекта, расположение клеточных пластов и зачатков органов. В классическом эмбриологическом рисунке принято изображать ооциты и эмбрионы на стадиях дробления анимальным полюсом вверх —для видов, имеющих телолецитальное расположение желтка в ооците (рис. 1, А). На последующих стадиях развития (начиная

Вегетативный полюс

А

Рис. 1. Примеры эмбриологического рисунка:

I —рекомендуемое положение анимального и вегетативного полюсов на рисунке; > —поперечная (/) и фронтальная (2) плоскости прохождения гистологических резов эмбриональных объектов; сагиттальный срез проходит в плоскости листа

с ранней гаструлы) принято указывать расположение дорсальной и вентральной сторон зародыша, а на более поздних стадиях развития (начиная с нейрулы) рисовать эмбриологические объекты дорсальной стороной вверх (рис. 1, Б).

Бумагу для рисунка лучше всего выбирать максимально белую, плотную, гладкую и не мелованную. Начинать рисунок нужно с прорисовки общих контуров объекта, при этом линии замкнутых контуров должны быть сплошными и не обрываться. Следует избегать повторного обведения контура. Так называемая «опушенность», или «волосатость», линий не только делает рисунок неаккуратным и менее точным, но и иногда как бы создает дополнительные несуществующие структуры.

При зарисовке объекта на ранних стадиях развития (стадии дробления и до ранней гаструлы включительно), когда эмбрион состоит из небольшого числа крупных клеток, принято прорисовывать каждую клетку, обращая внимание на ее форму, размер и детали внутриклеточного строения: расположение ядер, вакуолизацию, распределение гранул пигмента. Для более поздних стадий развития следует прорисовывать расположение клеточных пластов и зачатков, а не отдельные клетки. При более детальной прорисовке объекта следует сразу же дифференцировать линии по толщине (основные контуры рисуются более толстыми, а структурные детали —более тонкими линиями). Для этого следует либо изменять силу нажима на карандаш, либо применять для тонких линий карандаш с более тонким и твердым грифелем.

На рисунках гистологических срезов эмбриологических объектов возможно применение разных типов штриховок для выделения различных деталей строения зародыша. Такая техника не позволяет показать детали строения зачатков и клеточных пластов, но дает возможность четко и быстро выделить значимые области.

При изображении тотальных препаратов форму и объем эмбриологического объекта часто передают с помощью особой техники рисунка, при которой контур изображения заполняется точками. На те участки, где рисунок должен быть темнее, ставится много точек как можно ближе друг к другу, а там, где объект имеет более светлые области, точек ставится мало. На самые светлые области рисунка точки вообще не наносятся. Наиболее темные внутренние контуры рисунка можно выделить точками более крупного размера. Такая техника трудоемка, занимает много времени и на студенческом практикуме, как правило, не применяется, однако ее элементы могут быть использованы в рамках предлагаемого практикума при зарисовке тотальных препаратов куриных зародышей.

Рекомендаций для студентов, которые помогут выполнить все рисунки за время занятия.

  1.  Выполнять рисунок на белой бумаге тонко отточенным простым карандашом. Для передачи цвета препаратов использовать цветные карандаши.
  2.  Объект, имеющий асимметричное строение (например, сагиттальный срез эмбриона), должен быть прорисован полностью.
  3.  Часто срезы эмбриологических объектов имеют большое количество различных деталей строения. В этом случае можно сначала сделать схематическую прорисовку объекта при малом увеличении микроскопа, а затем при большем увеличении прорисовать
    наиболее значимые области
    .
  4.  При рисовании билатерально-симметричного объекта (например, поперечного среза эмбриона) можно заполнить деталями строения только половину рисунка, а вторую половину оставить в виде контурных линий.
  5.  На препаратах эмбриологических объектов есть области (например, желток), где клеточные границы практически не видны или отсутствуют. Такие области лучше обозначить точками по полю, а не заштриховывать.
  6.  Кроме клеточных структур на препаратах встречаются и внеклеточные образования (например, оболочка оплодотворения) и полости (например, целом). В этом случае на рисунке лучше выделять штриховкой толщину клеточных и внеклеточных слоев, а
    полости оставлять незакрашенными.
  7.  Подписи к рисункам выполнять печатными буквами. Перед выполнением подписей к рисункам,  необходимо внимательно изучить неизвестные термины.
  8.  Концы указательных стрелок должны указывать объект с максимальной точностью.
  9.  Располагать рисунки свободно, с учетом возможности размещения дополнительных подписей, комментариев,  указаний  и т. д.
  10.  Завершенный рисунок  необходимо предъявить для контроля преподавателю. Студенты , не получившие зачёт по всем лабораторным работам, к сдаче зачёта по дисциплине «Биология размножения и развития» не допускаются.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...
32365. Методы исследования в психологии 14.05 KB
  Метод это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...
32366. Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Конфликты в семье, их профилактика и разрешение 13.51 KB
  Функции семьи. Функции семьи деятельность членов семьи направленная на удовлетворение потребностей. Генеративная продолжение рода первичной социализации экономическая накопление богатства гедонистическая здоровый секс рекреационная совместный отдых рождение и воспитание детей; сохранение развитие передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребностей в психологическом конфликте эмоциональной поддержке чувство безопасности значимости собственного Я; создание условий для развития личности...
32367. Классификация методов психологического исследования 14.31 KB
  Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка группа...
32368. Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии 16.83 KB
  Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...
32369. Метод наблюдения 13.94 KB
  Достоинства наблюдения: Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения. Недостатки наблюдения: Выявление настроения предупреждения положения наблюдателя на результаты Многочисленность мешающих факторов Невозможность обобщений при однократном наблюдении. Большие ресурсные затраты Виды наблюдения: По характеру объекта: Внутреннее наблюдение объектом наблюдения является сам наблюдатель Внешнее наблюдение объект исследования наблюдается извне со стороны.
32370. Метод беседы (интервью) 13.89 KB
  Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...
32371. Взаимодействие детей со взрослыми на различных возрастных этапах 14.64 KB
  Основа органические нужды ребенка которые заставляют первоначально выделить взрослого в окружающем мире. Взаимодействие с членами расширенной семьи бабушки дедушки дяди тети обогащает внутренний мир ребенка и вписывает новые соц. в психике ребенка формируется новообразование самооценка учится оценивать свою деятельность.
32372. Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и ее задачи на разных этапах развития личности 14.9 KB
  Стилизованный субкультура Межличностный Психолгический подражание идентификация рефлексия Периодизация развития личности: В младенчестве главную роль в жизни ребенка играет мать она кормит ухаживает дает ласку заботу в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления хорошем сне ребенка нормальной работе кишечника умение ребенка спокойно ждать мать не кричит не зовет ребенок как бы уверен что мать придет и сделает то что нужно. Сильно выраженный дефицит...