16517

ПРОСТЕЙШИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

ПРОСТЕЙШИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ при гармоническом воздействии Методические указания к лабораторной работе №2 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопа

Русский

2013-06-22

141 KB

31 чел.

простейшиЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ цепИ

при гармоническом воздействии

Методические указания к лабораторной работе №2

по курсам «Основы теории цепей», «Теория электрических цепей»

для студентов направлений «Радиотехника», «Телекоммуникации», «Информационная безопасность»

ПростейшиЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ цепи при гармоническом воздействии: Методические указания к лабораторной работе №2  по курсам «Основы теории цепей», «Теория электрических цепей»  /Е. В. Вострецова, Ю. В. Шилов.

Указания включают в себя описание лабораторной работы, посвященной экспериментальной проверке метода комплексных амплитуд на примере простых цепей.

Описания работ содержат краткие сведения из теории, задания для выполнения расчетной части, методики проведения эксперимента, рекомендации по оформлению отчета.

Библиогр.: 4 назв. Рис. 2.

Подготовлено кафедрой «Теоретические основы радиотехники».

©УГТУ-УПИ, 2008

1. Цель работы

Освоение метода комплексных амплитуд и экспериментальная проверка амплитудных и фазовых соотношений в линейных цепях при гармоническом воздействии.

2. Основные теоретические положения

Гармонические колебания – одна из наиболее распространённых форм тока и напряжения в электрических цепях. При гармоническом воздействии на линейную цепь реакция цепи  - также функция гармоническая.

Для анализа цепей при гармоническом внешнем воздействии практически всегда применяется метод комплексных амплитуд. Комплексная амплитуда – величина, несущая информацию об амплитуде и начальной фазе гармонического колебания. Законы Кирхгофа формулируются не только для мгновенных значений токов и напряжений, но и для комплексных амплитуд и комплексных действующих значений токов и напряжений.

В рамках метода комплексных амплитуд участок цепи можно характеризовать его комплексным сопротивлением (закон Ома в комплексной форме).

Задача анализа цепи в этом случае решается в следующем порядке:

  •  Формирование эквивалентной схемы цепи:
    •  переход от мгновенных значений токов и напряжений к их комплексным амплитудам (комплексным действующим значениям);
    •  определение комплексных сопротивлений элементов.
  •  Расчёт эквивалентной схемы:
  •  составление системы уравнений электрического равновесия на основе законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме;
  •  решение системы уравнений и определение комплексных амплитуд искомых величин;
  •  проверка полученных решений с использованием векторных диаграмм, баланса мощностей, законов Кирхгофа.
  •  Переход от комплексных амплитуд к функциям времени (мгновенным значениям токов, напряжений).

Метод комплексных амплитуд подробно изложен в [1, с. 63-111],            [2, с. 76-118], [3, с. 115 – 142].

Основные расчетные соотношения:

  •  Связь мгновенного значения напряжения (тока) и комплексной амплитуды:

где u(t) – мгновенное значение напряжения;

Um – амплитуда напряжения, [B];

w  – круговая частота, [рад/с];

fU  – начальная фаза, [рад];

– комплексная амплитуда, [В].

  •  Связь амплитудных и действующих значений гармонического напряжения (тока):

,

где U – действующее значение напряжения;

– комплексное действующее значение напряжения.

  •  Комплексное сопротивление двухполюсника Z:

где  – комплексная амплитуда напряжения на зажимах двухполюсника;

– комплексная амплитуда тока, протекающего через двухполюсник.

  •  Комплексная проводимость цепи Y:

  •  Закон Ома в комплексной форме:

.

  •  Соотношения между токами и напряжениями в идеализированных элементах цепи при гармоническом воздействии:

R

L

C

  •  Энергетические характеристики цепи:

PS – полная мощность, PS = UI;

S – комплексная мощность, S = PS ejf = PS cosf + j PS sinf =

= I2Z = P + jQ = ;

P – активная мощность, P = PS cosf = I2r;

Q – реактивная мощность, Q = PS sinf = I2x.

3. Подготовка к эксперименту

Данные для расчета находятся в Приложении и в таблице в лаборатории.

3.1. Для последовательной RL-цепи (рис.1) определите:

  •  комплексные сопротивления элементов ZL ,ZR:

ZR = R

ZL = RL + jXL,

  •  входное сопротивление цепи Z,
  •  комплексное  действующее значение тока I,
  •  комплексные действующие значения напряжений на элементах UR, UL
  •  разность фаз между током и приложенным напряжением (начальную фазу источника ЭДС примите равной 0):
  •  активную Р, реактивную Q и полную S мощности.

Расчет проведите для двух частот – f1 и f2.

Рис. 1. Схемы исследуемой цепи: а) принципиальная, б) эквивалентная

3.2. Постройте векторные диаграммы:

  •  напряжений на элементах и тока в цепи,
  •  мощностей Р, Q, S, развиваемых в исследуемой цепи.

Векторные диаграммы строятся для каждой частоты в своей координатной сетке.

3.3. Для последовательной RLC-цепи (рис. 2) определите:

  •  комплексные сопротивления элементов ZR, ZL, ZС,
  •  входное сопротивление цепи Z,
  •  комплексное действующее значение   тока   I,
  •  комплексные действующие значения напряжений на элементах UR, UL, UC,
  •  разность фаз между током и приложенным напряжением,
  •  активную Р, реактивную Q и полную S мощности.

Расчет схемы проведите для двух частот - f1 и f2.

3.4.  Постройте векторные диаграммы:

  •  напряжений на элементах и тока в цепи,
  •  мощностей, развиваемых в исследуемой цепи.

Рис. 2. Схемы исследуемой RLCenи: a) принципиальная, б) эквивалентная

3.5. Для RLC-цепи рассчитайте частоту f3, при которой модули реактивных сопротивлений индуктивности и емкости равны:

XL = XC,

и повторите пп. 3.3, 3.4 для частоты  f3 приложенного напряжения.

3.6. Ознакомьтесь с указаниями по выполнению экспериментальной части лабораторной работы.

3.7.  Нарисуйте  и  объясните  схемы  измерения фазового сдвига между током и входным напряжением в исследуемых цепях (используйте для этого описание к лабораторной работе N 1.)

4. Лабораторное задание

Работа выполняется на блоке "Простые и сложные цепи".

4.1. Измерьте величины сопротивлений R5 и RL1 сравните их с заданными в таблице.

4.2. Соберите схему (рис. 1, а).

4.3. После проверки схемы преподавателем установите заданную частоту воздействия (U, f). Подключите вольтметр параллельно генератору и установите величину напряжения генератора, равную заданной.

4.4. Измерьте действующие значения напряжений на элементах и тока в цепи при помощи вольтметра.

4.5.  Измерьте разность фаз между током (напряжением на R5) и приложенным к цепи напряжением U при помощи осциллографа.

Примечание. Переключатель TRIGER SOURCE установите в положение CH1; переключатель MODE в положение DUAL

4.6. Повторите измерения пп. 4.3 - 4.5 при частоте  f2.

4.7. Соберите схему (рис. 2, а).

4.8. Повторите измерения пп. 4.3 - 4.5 для частот  f1,  f2,  f3.

5.  Обработка результатов

5.1. По экспериментальным данным рассчитайте мощности Р, Q, S для исследуемых схем.

5.2. Составьте таблицу сравнения результатов   расчетов   и экспериментов (см. форму).

5.3. По результатам экспериментов постройте векторные диаграммы токов, напряжений и мощностей в одних системах координат с диаграммами домашнего задания.

6. Требования к содержанию отчета

Отчёт должен содержать:

  1.  цель работы;
  2.  расчётную часть (исходные данные, расчётные формулы с пояснениями, результаты расчётов);
  3.  схемы измерений;
  4.  таблицу экспериментальных и расчётных результатов (см. форму);
  5.  векторные диаграммы токов и напряжений;
  6.  выводы.

Результаты расчёта и эксперимента

Величина

Цепь

RL

RLC

f1

f2

f1

f2

f3

р

э

р

э

р

э

р

э

р

э

Im, мА

UmR, В

UmL, В

UmC, В

f, град

S, мВ∙А

P, мВт

Q, мвар

Примечание. р - рассчитанное значение; э – значение, полученное в результате эксперимента.

7.  Контрольные вопросы

  1.  Укажите условия, от которых зависит выбор эквивалентной схемы замещения индуктивной катушки, конденсатора, резистора.
    1.  Поясните термины "начальная фаза", "сдвиг фаз между током и напряжением".
    2.  Чем вызван сдвиг фаз между током и напряжением в индуктивности и ёмкости?
    3.  Каковы фазовые соотношения между током и напряжением в индуктивности и емкости?
    4.  Зависит ли разность фаз между током и напряжением в индуктивности и емкости от частоты внешнего воздействия?
    5.  В каких пределах может изменяться разность фаз между током и напряжением на зажимах пассивного двухполюсника?
    6.  Поясните методику построения векторных диаграмм.
    7.  Объясните суть баланса мощностей в электрической цепи.
    8.  Поясните методику измерения тока в данной работе.
    9.  Поясните, как связаны между собой векторные диаграммы напряжений и токов в цепи с векторной диаграммой полной мощности.
    10.  Поясните термины "принципиальная схема электрической цепи" и ''эквивалентная схема электрической цепи".


Библиографический список

  1.  Попов В.П. Основы теории цепей. - М.: Высшая школа, 2003.
  2.  Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. - М.: Высшая школа, 2003.
  3.  Бакалов В.П., Воробиенко П.П., Крук Б.И. Теория электрических цепей. – М.: Радио и связь, 2001.
  4.  Гоноровский И.С., Демин М.П. Радиотехнические цепи и сигналы. - М.: Радио и связь, 1994.
  5.  Бирюков В.Н., Попов В.П., Семенцов В.И. Сборник задач по теории цепей. - М.: Высшая школа, 1998.
  6.  Баскаков С. И. Радиотехнические цепи и сигналы: Руководство к решению задач: сборник задач. Высшая школа, 2002.

Методические разработки кафедры

1. Вострецова Е.В. Основы теории цепей. Методические указания по выполнению лабораторных работ. Часть 1. г. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

2. Вострецова Е.В. Основы теории цепей. Методические указания по выполнению лабораторных работ. Часть 2. г. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

3. Вострецова Е.В, Ковалев Е.И. Основы теории цепей. Методические указания к лабораторным работам 9,10. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. г. Екатеринбург, 2005.

4. Ковалев Е.И., Лучинин А.С., Мальцев А.П. Исследование нелинейных цепей: Методические указания к лабораторным работам. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002.

5. Лысенко Т.М. Анализ линейной активной цепи: Мет. указ. к курсовой работе. Екатеринбург, Изд-во УГТУ, 2007.

6. Зраенко С.М. Теория электрических цепей: Мет. указ. к практическим занятиям. Ч. 1. Екатеринбург, Изд-во УГТУ, 2006.


U(t)

R5

L1

ГЕН

U(t)

R5

L1

L1

а)

б)

u(t)

R5

RL1

ГЕН

u(t)

R5

L1

L1

а)

б)

С3

С3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25679. центральный орган лимфо. 45.5 KB
  Из костномозговых предшественников Тлимфоцитов в нем происходит антигеннезависимая дифференцировка их в Тлимфоциты разновидности которых осуществляют реакции клеточного иммунитета и регулируют реакции гуморального иммунитета. Удаление тимуса тимэктомия у новорожденных животных вызывает резкое угнетение пролиферации лимфоцитов во всех лимфатических узелках кроветворных органов исчезновение малых лимфоцитов из крови резкое уменьшение количества лейкоцитов и другие характерные признаки атрофия органов кровоизлияния и пр. На 1112...
25680. Ткань 34 KB
  Эпителиальная ткань образует кожные покровы и выстилает изнутри полые внутренние органы выполняя защитную функцию функцию обмена веществ между организмом и внешней средой. Соединительная ткань состоит из клеток и неклеточного вещества с преобладанием последнего. В эту группу входят: собственно соединительная ткань костная жировая а также хрящ сухожилия связки кровь и лимфа. Хрящ состоит из разнообразных плотных волокон и клеток вместе с костной тканью придает прочность позвоночнику и другим частям скелета.
25681. Толстая кишка 38.5 KB
  Одной из функций толстой кишки является выделительная. Через слизистую оболочку этой кишки выделяется ряд веществ например кальций магний фосфаты соли тяжелых металлов и т. Эпителий ободочной кишки и тазовой части прямой кишки развивается из энтодермы. В кожной и промежуточной зонах анальной части прямой кишки эпителий имеет эктодермальное происхождение.
25682. Тонкая кишка 57.5 KB
  Клетки кишечного эпителия у 4недельного эмбриона не дифференцированы и характеризуются высокой пролиферативной активностью. В это время среди эндокриноцитов преобладают переходные клетки с недифференцированными гранулами выявляются ЕСклетки Gклетки и Sклетки. В плодном периоде преобладают ЕСклетки большинство из которых не сообщается с просветом крипт закрытый тип; в более позднем плодном периоде появляется открытый тип клеток. Крипты содержат камбиальные элементы эпителия и дифференцирующиеся из них клетки.
25683. солевом обмене веществ. 44.5 KB
  Кроме того эти ткани принимают участие в водносолевом обмене веществ. Хрящевые ткани входят в состав органов дыхательной системы суставов межпозвоночных дисков и др. В свежей хрящевой ткани содержится около 7080 воды 1015 органических веществ и 47 солей.
25684. Эмбриогенез 239.5 KB
  Вместе с тем появляются особенности отличающие развитие человека от развития других представителей позвоночных. Процесс внутриутробного развития зародыша человека продолжается в среднем 280сут 10 лунных месяцев. Эмбриональное развитие человека принято делить на 3 периода: начальный 1я неделя зародышевый 2 8я неделя плодный с 9й недели развития до рождения ребенка.
25685. Эпителиальные ткани. Поверхностные эпителии 36 KB
  Питание эпителиоцитов осуществляется диффузно через базальную мембрану со стороны подлежащей соединительной ткани с которой эпителий находится в тесном взаимодействии. В соответствии с формой клеток составляющих однослойный эпителий последние подразделяются на плоские сквамозные кубические и призматические столбчатые. 1Однослойный эпителий может быть однорядным и многорядным. Такой эпителий называют еще изоморфным.
25686. Яички 60 KB
  В постнатальном периоде в семенных канальцах гоноциты размножаются а эпителий половых шнуров сохраняется в качестве поддерживающих клеток. Базальный слой внутренний волокнистый слой расположенный между двумя базальными мембранами сперматогенного эпителия и миоидных клеток состоит из сети коллагеновых волокон. Непосредственно к миоидному слою примыкает неклеточный слой образованный базальной мембраной миоидных клеток и коллагеновыми волокнами. За ними расположен слой состоящий из фибробластоподобных клеток прилежащий к базальной...
25687. Яичники 58.5 KB
  Около половины овогоний с 3го месяца развития начинает дифференцироваться в овоцит первого порядка период малого роста находящийся в профазе мейоза. К моменту рождения число овогоний прогрессивно уменьшается и составляет около 45 большая часть клеток подвергается атрезии основные клетки представляют собой вступившие в период роста овоциты 1го порядка. 2 стадия период роста протекает в функционирующем яичнике и состоит в превращении овоцита 1го порядка первичного фолликула в овоцит 1го порядка в зрелом фолликуле. 3 стадия ...