16544

Религия и мифология

Шпаргалка

Религиоведение и мифология

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев...

Русский

2014-03-24

76.33 KB

10 чел.

  1.  (Мифология как форма мировоззрения современного человека) Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах. В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались. Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
  2.  (Роль религии в формировании мировоззрения) Формирование правильного, т.е. соответствующего реальности, мировоззрения – первое условие развития духовной культуры человека. Невозможно эффективно управлять собой и развивать свои внутренние способности, если представления о себе изначально не соответствуют реальности. Специфика религии заключается в том, что она объясняет, как устроен мир и человек с учетом тех аспектов реальности, которые человек не может воспринимать в своем обычном состоянии. В этом и заключается «опережающий» характер религиозной информации. Она дает более широкое представление о реальности, чем способен воспринимать обычный человек, и с учетом этого объясняет, что представляет собой сам человек и как он должен развиваться. Если мы отвлечемся от частных отличий различных религиозных учений друг от друга, то можно увидеть весьма целостную и органично взаимосвязанную картину мира, в которой ясно определено место человека, цель и смысл его жизни. Таким образом, религиозное мировоззрение определяет длительную перспективу существования человека, выводя ее за пределы данной жизни. Это позволяет ему правильно определить жизненные ценности и приоритеты, понять, что действительно важно в этой жизни и от чего будет зависеть дальнейшая судьба его души, отбросить несущественное и сосредоточиться на главном.
  3.  (Философия и наука) Историческая связь философии и науки носит генетически содержательный характер. Философия при этом «экранизирует» науку от непосредственной связи с мифологией и религией (Б.Рассел). Философия, как осмысление собственного бытия, не может быть получена извне или заимствована у других. Философствование обязательно для человека, если он хочет быть человеком, так как философствование при всех обстоятельствах есть борьба за собственную внутреннюю независимость.Наука и философия как определенные формы сознания противоположны, взаимоисключают друг друга. Наука, абстрагируется от индивидуальности жизни и от способа переживания ее, она ищет всеобщее. Объекты науки познаваемы, хотя никогда фактически не бывают познанными до конца. Философия же находится вне познания. Она представляет собой расшифровку мира, экзистенции и трансценденции путем переживания, а не познания17.Отличие науки от философии состоит в том, что наука учит нас ориентироваться в мире, а философия обучает коммуникации, дает возможность разобраться в пограничных ситуациях. В философии невозможно отделить человека от философского мышления, а в науке исследователь и содержание познания отделены друг от друга. Наконец, научное познание прогрессирует, а в философии прогресс не имеет места; философия иррациональна, а наука – сфера рационального. Философский характер науки – ее атрибутивная характеристика, поэтому появление научной философии – это знаковое событие, после которого философия приобретает зрелые черты научного знания, а наука углубляет философский характер своего содержания. Категориальный аппарат науки формируется под влиянием философии, которая будучи рефлексией над культурой, относительно независима от научного знания, выявляя тип объекта, которого в науке еще нет. Философия, осознавая достижения не только науки, но и культуры в целом, создает новые категориальные структуры бытия, выражая потребности в целостном мировоззрении.Философия, отличаясь от науки, вместе в тем, саморазвиваясь в тесном контакте с последней, как центр научного мировоззрения все более выявляет в науке ее человеческое измерение, своего рода «человеческой» смысл.
  4.  (Предмет философии в истории философии) Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек» Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
  5.  (Диалектический и метафизический методы философии) Диалектический и метафизический методы философствования. Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. диалего – искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия. Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля подчиняется аподиктике как форме дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода. Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники ицивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования. Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
  6.  (Основные тенденции развития современной философии) Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв., с возникновения и развития неклассических форм мышления, которые, несмотря на продолжающиеся развитие традиционных идей и концепций (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и другие), становятся определяющим фактором в развитии европейской и мировой философской мысли. Основными тенденциями в развитии современной философии выступают сциентизм и антропологизм. Первая проявляется в позитивизме, "философии науки", структурализме и других. Вторая представлена экзистенциализмом, "философией жизни", персонализмом. Существуют также направления, не поддающиеся жесткой дифференциации — прагматизм, феноменология, фрейдизм и некоторые другие. Через взаимодействие указанных тенденций рассматриваются различные проблемы развития философского знания.

  1.  (Основные направления и идеи Античной философии) в античном мире и, прежде всего в Древней Греции, сложились все основные гносеологические предпосылки. Античная проблематика стала проблематикой всей европейской философии на тысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различных формах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения и она же составила главную проблему рационализма и классической философии. В самом античном мире гносеология содействовала развитию математики. Хотя занятия мыслителей были шире, чем вмещает современная философия. Фактически, философия вмещала в себя все науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ. Но главное заключается в том, что греческий миф о единстве и целостности бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях. Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога. Но как только научный прогресс привел к возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования. Диалектика Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания. Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.
  2.  (Основные направления и идеи Средневековой философии) Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. - 1972. .Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и ᴨȇрвой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов. Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже ᴨȇрестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!" Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. - 1972..Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие ло-гики и гносеологии, особенно на учения таких крупных фи-лософов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номина-лизма встречаются также у Спинозы, а техника номиналисти-ческой критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человече-ском сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологи-ческой независимости универсалий ᴨȇрешло в немецкий клас-сический идеализм.Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рациональ-ного, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
  3.  (Основные направления и идеи философии Нового времени и Просвещения) Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц. Для философии данного периода характерен ряд установок: 1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон). 2. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс). 3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).
  4.  (Основные идеи русской философии) Сродность человека с природой и соборность с миром; софийность в системе «человек, общество, природа, Бог»; всеединство человека и мира на базовой основе религии, философии и науки; общее дело как высшая цель и организация человеческой деятельности; антропокосмизм как воплощенный диалог человека и мира, коэволюция общества и природы. Софийность — мудрое сотворчество мира и человека. Сродность — начало, объединяющее род человека и природу. Соборность — олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, их согласие и диалог.
  5.  (Основные направления восточной философии) Наиболее древней является философия, которая возникла в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. Традиционные учения Востока сосредоточены на Человеке: даосизм – на отношении человек – природа; конфуцианство – на отношении человек и человек – общество; буддизм – на психике, сознании. Самая древняя философская традиция – индийская традиция. Согласно памятникам индийской философской культуры, это произошло в конце 2 – начале 1 тыс. до н. э.Прежде чем говорить об особенностях древнеиндийской философии, подчеркнем, что все они имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии.1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не как любознательность, которая удовлетворяется умом.2. Им присуще стремление понять истинную природу мира и смысл человеческой жизни.3. Для них характерна вера в вечный нравственный миропорядок или карму, который действует и на богов и на людей, и на небесные тела. 4. Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности. Отсюда такое уважение к познанию реальной природы мира и самого себя.Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед, в котором нашло выражение древнее религиозное мировоззрение. Учение Йогов. Мудрец Патаджали систематизировал учение йогов, философско-этическую концепцию, которая требует исполнения предписаний Вед, наставления брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги – освобождение ума от всего ложного, достижения его ясности путём физических и психических тренировок. Спокойствие ума достигается с помощью преодоления порочных стремлений, повышением уровня культуры, дисциплины тела и контроля ума над чувствами, вниманием, контролем над дыханием, созерцание объекта и сосредоточение.К неортодоксальным системам, которые не признают авторитет Вед, относятся 3 основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм.
  6.  (Проблема материи в науке и философии) Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория “материя” обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение, как форма существования материи, ее важнейший атрибут. Движение в самом общем виде – это всякое изменение вообще. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен.Все материальные объекты обладают внутренне упорядоченной, системной организацией. Истоки идеи структурности материи отнесены к античной философии и, в частности, к атомистике Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Сама идея оказывала чрезвычайно стимулирующее воздействие на развитие естествознания. В современной философии она оформилась в достаточно объемную и научно обоснованную концепцию системной организации материи. В последней обычно выделяют три структурных уровня материи:мегамир — мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики); .макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов);микромир — мир атомов и элементарных частиц, где не применим принцип «состоит из».
  7.  (Проблема пространства и времени в философии и науке) Диалектический материализм исходит из того, что пространство и время являются атрибутами материи, формами её бытия, характеризуют материю в единстве.Пространство — фил. категория, которая выражает протяжённость, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.Время — фил. категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.Абсолют пространства и времени заключается в том, что являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке не известно бытиё материальных систем вне пространства и времени.Но пространству и времени присуща и противоположенная характеристика — относительность, которая указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.Относительность проявляется в специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности А. Эйнштейна. СТО — при приближении скорости движения тела к скорости света линейные размеры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. ОТО подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство время характеризуют бытиё материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движения материи, а зависимость пространства и времени от движения материи и друг от друга.Специальные свойства: для времени — одномерность и необратимость, для пространства — трёхмерность и обратимость.Две концепции пространства и времени: 1. Субстанциональная берёт начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как то место, где ещё нет атомов. Его мысль продолжил Ньютон: пространство и время рассматриваются как сущности (субстанции), существующие вне материи, рядом с ней. 2. Релятивисткая концепция идёт от Аристотеля и получила дальнейшее развитие у Лейбница, который считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Т.о. пространство и время являются объективно независимыми ни от человека, ни от человечества формами бытия движущейся материи. На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственные сферы жизнедеятельности человека. Происходит стремление к планетарному пространству. Материальных мир не исчерпаем, а поэтому неисчерпаема и пространственно-временная форма его существования.
  8.  (Проблема бытия и небытия в философии) Проблема бытия в философии Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия: * Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон). * Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга. * Есть только небытие (Чанышев).
  9.  (Плюрализм теоретических представлений о сознании и его причины)
  10.  (Человек и его сознание как миропроявление) Миропроявление наиболее полно воплощено в человеке, ибо лишь в нем идеальное начало природы выступает в виде познания, сознания, самосознания, самопознания. С этим связано принципиально новое качество, характеризующее человека, - миропонимание и относительная самостоятельность субъективности и субъективного. Миропонимание никогда в полной мере не может соответствовать миропроявлению, поскольку им принципиально не может быть схвачено все богатство и неисчерпаемость последнего. Однако, поскольку в миропонимании выражается и реализуется идеальное начало природы, можно говорить о самосознании природы посредством человека. Природа в этом случае рассматривается как исходное начало, а человеческий уровень оказывается производным.Это позволяет исходить из природы в ее объективном смысле, а не из человека в его субъективном качестве.Только в конце XX века созрели условия для принципиально нового философского, мировоззренческого подхода, исходящего из открытости мира, миропроявления. С миропроявлением связано понятие активности природы.Она из инертного, косного объекта превращается в активное первоначало. Активность природы нельзя понимать упрощенно, как деятельную активность по аналогии с активностью человека. Эта активность связана с заложенными в основании природы сущностями, в малой мере известными, в большей - неизвестными. На уровне сегодняшних научных представлений можно утверждать, что активность природы выражает исходное единство ее материального и идеального начал. Активность природы на мегауровне наблюдаема во взрывах старых и рождении новых галактик, в аннигиляции многомиллиардотонных масс звездной материи в черных дырах и т.д. На макроуровне активность природы проявляется в деятельности человека, в предметной и познавательной сторонах которой реализуются ее материальное и идеальное начала. На микроуровне природная активность - это превращение вещества и энергии. Однако на этом уровне она все больше ускользает от наблюдателя во многом благодаря неплодотворности поиска первичного кирпичика вселенной в материальном или идеальном обличий. Мировоззренчески миропроявление представляет собой процесс, включающий материальное и идеальное начала на исходном уровне и различные формы реализации этого единства. Человек - одна из таких форм, которой впервые свойственно миропонимание. В дочеловеческих природных формах материальное и идеальное начала реализуются в других формах.
  11.  (Научная картина мира и её особенности) Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое. Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам. Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности. Главная особенность НКМ состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
  12.  (Философские проблемы познания) Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.С точки зрения философии познание бывает:
  13.  чувственное;
  14.  рациональное;
  15.  житейское;
  16.  научное;
  17.  интуитивное;
  18.  художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

  1.  на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
  2.  на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.

Проблемы, которые изучает теория познания: 

  1.  природа познания;
  2.  возможности и границы познания;
  3.  отношение знания и реальности;
  4.  соотношение субъекта и объекта познания;
  5.  предпосылки познавательного процесса;
  6.  условия достоверности знания;
  7.  критерии истинности знания;
  8.  формы и уровни познания и др.

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

  1.  (Формы и уровни познавательного процесса) Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно - в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предмет познания); субъект познания; средства, методы познания - его орудия (материальные и духовные).Элементы структуры научного познания: 1)фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; 2) результаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «вырастающие» из них законы, принципы и теории (в т.ч. альтернативные); 5) философские установки; 6) социо-культурные основания; 7) методы и нормы научного познания; 8) стиль мышления и некоторые другие элементы.
  2.  (Эмпирический и теоретический уровни научного знания)На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерные признаки эмпирического познания - сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и иная деятельность.Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм. Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д.Основные структурные компоненты: проблема, гипотеза и теория.Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Основные элементы теории: 1) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.; 2) идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверждений, выдвинутых из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.Закон - есть связь (отношение) между явлениями, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Любой закон есть конкретно-исторический феномен. Открытие законов главная задача научного познания. Основные функции научной теории:1. синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. 2. объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п. 3. методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
  3.  (Проблема объективности научного знания) Философские позиции нельзя жестко оценивать как либо истинные, либо ложные и понимать их как зеркальное отражение классового размежевания.Ценные завоевания философской мысли делались не только материалистами. Так, в рамках идеализма была разработана концепция диалектики (Гегель). В. И. Философские учения принадлежат породившему их обществу и несут на себе отпечаток его культуры, уклада жизни. Не случайно Гегель назвал философию духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи. Влияние на философию характера той или иной эпохи дополняется воздействием па нее многообразных и разнородных тенденций исторического процесса, интересов, настроений, склада мышления участвующих в нем социальных слоев. Через все эпохи проходит противоборство прогрессивных и консервативных или реакционных общественных сил, приобретая драматически острый характер в периоды социальных революций. Позиции противоборствующих сторон во многом диктуются выбором ценностей, ориентацией на те или иные тенденции общественного процесса. Это проявляется и в современном мире конца XX столетия.Социальный смысл философских учений может выражаться как в самих взглядах, идеях, так и в той роли, какую они играют в процессе общественного развития. Как правило, одно связано с другим. Например, учение диалектики критично и революционно по своему содержанию, сути. Поэтому понятно обращение к нему общественных сил, заинтересованных в изменении существующего порядка вещей, в реализации прогрессивных идеалов и тенденций социального развития.
  4.  (Концепции истины в истории философии) В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин8. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны: 1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека. 4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир. 6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. 
  5.  (Концепции роста научного знания)

Переход от дотеоретической стадии науки к первичной теории.

Переход от одной теории к другой (альтернативной) теории (так называемая научная революция = “смена парадигмы”.

Переход от двух отдельно возникших и параллельно развивавшихся частных теорий к одной универсальной теории (интеграция теорий).

Переход от наглядной, основанной на чувственном опыте теории к абстрактной ненаглядной теории с тотальной сменой основных понятий.

Отвечая на вопросы, как следует тогда понимать структуру истории науки: как революцию или эволюцию, Эзер замечает, что “в результате непрерывного процесса не возникает ничего нового. Новое появляется лишь вследствие прерывности”, т.е. революции. “Однако, это не означает, что у прерывности нет своей предыстории, причем каждая содержит свои маленькие прерывности”. В то же время, “...это не означает, что в истории науки совсем нет внезапных и неожиданных фазовых переходов. Согласно попперовскому понятию интегративного роста теорий такой переход имеет место всякий раз, когда две самостоятельно развивавшиеся теории интегрируются в одну новую.” Таким образом, можно утверждать, что развитие научного знания происходит скорее эволюционным, чем революционным, путем, но эволюция эта происходит через “квазиреволюции”.

  1.  (Корреляция философских идей и научного знания в культуре)
  2.  (Проблема соотношения биологического и социального в человеке) Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.
  3.  (Понимание смысла жизни в религии и в философии) С точки зрения религии смысл жизни - в следовании заповедям ради стяжания Св. Духа.. . В отличие от религии философия считает, что смысл жизни каждый человек должен искать самостоятельно...
  4.  (Развитие представлений о природе и сущности человека в истории философии) Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями. Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии. Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека - приметная тенденция философских исследований последней трети XX века у нас. Большую роль при этом сыграли такие понятия, как "предметно-практическая деятельность" и человеческие "сущностные силы" (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории). Немалое значение имело истолкование уникальности человеческого бытия, оценка его природных (биологических) предпосылок и понимание того, как человек выделился из природы. Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.
  5.  Проблема личности в истории философии) Начинать изучение проблемы личности надо с индивида —неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин — «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений. Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего, возникает вопрос: когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и какиндивидуальности, т. е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
  6.  (Личность: грани свободы и ответственности) Свобода имеет много различных граней : 1. Сочетание внутренней свободы ( свободы намерения ) и внешней свободы ( условий реализации ). 2. Соответствие внутренней мотивированности и внешней причинности. 3. Соответствие знания о причинности ( внутренней и внешней ) и реального содержания причинности. 4. Соответствие суммарных векторов индивидуальной свободы и общего вектора социальной справедливости. 5. Совпадение вектора самореализации личности и вектора социального развития. 6. Зависимость свободы индивида от свободы остальных граждан. 7. Мера соотношения безграничности человечес кой свободы и ее внутренних самоограничений. 8. Соотношение совокупных внутренних самоограничений свободы и ее внешних ( социальных ) границ. 9. Соответствие развитости социальной структуры общества ( социальные институты власти ) и раз витости человеческого самосознания. 10. Соответствие гарантии свободы правом, вы ражающим общий вектор социальной справедливо сти. 11. Соотношение выражения индивидом воли общества и обществом воли индивида. Ответственность может проявляться в разных характеристиках поведения действия человека. Это дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность прогнозу. Это самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.
  7.  (Понимание личности в психоанализе) В психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.Доминантой жизни личности в психоанализе является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Фрейд описал три вида влечений в психоанализе:

1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);

2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

31.(Теория этногенезеза Н.Гумилева) Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видовэтнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов. Итак, этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определённый порядок взаимоотношений в своём коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трёх параметров достаточно, чтобы охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идёт за счёт четвёртого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определённых участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами . Этногенез – инерционный процесс, где первоначальный заряд энергии расходуется вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишённом творческих сил. Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов. Импульсы пассионарности как биохимической энергии живого вещества, преломляясь в психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только слабеет пассионарное напряжение.В заключение необходимо уточнить, в какой степени предложенная Гумилёвым концепция этногенеза соответствует теории диалектического и исторического материализма. Она соответствует ей полностью. Развитие общественных форм – спонтанно; смена общественно-экономических формаций – явление глобальное, несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение общественной формы материи – поступательно и прогрессивно; направление его – спираль. Следовательно, это – философская теория об общих законах развития, и, значит, она на целый порядок выше, нежели антропосфера, взятая как целое, и на два порядка выше, чем этносфера – мозаика этносов во времени и пространстве

32.(Общество и природа в философских идеях) Проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.Поэтому исследование отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей - через посредство общественных связей с другими людьми.Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу.КАК человек увидит природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.Но это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.Не случайно, что в античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.Не случайно, что позже интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения -- начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.Костры Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление». Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе природы ввел человека как особый вид homo sapiens - человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия».В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом».Рассмотреть отношения человека и природы - значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту

33.( Глобальный характер экологических проблем в современном мире) 1. Резкое ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.

2. Рост численности населения Земли. Он поставил перед человечеством ряд проблем, прежде всего, проблему обеспечения продовольствием и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.

3. Проблема ядерного оружия и ядерной катастрофы.

Эти и некоторые другие проблемы затрагивают не только отдельно взятые регионы или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.К региональным проблемам относится круг острых вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.Понятие "локальный" относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.С другой стороны, поскольку глобальные проблемы, как правило, не решаются сами по себе, и даже при целенаправленных усилиях не всегда достигается положительный результат, в практике мирового сообщества их стремятся по возможности перевести в локальные (например, законодательно ограничить рождаемость в ряде отдельных стран при демографическом взрыве), что, безусловно, исчерпывающе не решает глобальную проблему, но зато дает определенный выигрыш во времени до наступления катастрофических последствий.Таким образом, глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, наций, стран, континентов, но могут повлиять на перспективы будущего развития мира; они не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, а требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенные глобальные проблемы могут привести в будущем к серьезным, даже к необратимым последствиям для человека и среды его обитания. Общепризнанными глобальными проблемами являются: загрязнение окружающей среды, проблема ресурсов, демографии и ядерного оружия; ряд других проблем.Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Исследователи предложили множество разнообразных вариантов классификации.

34. (Формационный подход к пониманию исторического процесса) Формационный подход к пониманию исторического процесса предполагает смену формаций, существование которых зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Хотя на современном этапе развития общества существует неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, поскольку в формации экономические отношения определяют все другие отношения (это понимание – в духе экономического материализма).

35. (Цивилизационный и культурологический подходы к пониманию исторического процесса) Цивилизационный подход, в отличие от формационного, ображает внимание не только на экономические моменты, но и на социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Он говорит о непрерывности и эволюционности развития. Цель культуры – соответствуя высшему назначению разума, сделать людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами природы, своего естества.Культурологический подход в истории есть изучение человека в истории и культуре, человечества вообще и человечности в человеке и обществе. Ещё К. Маркс подчёркивал, что развитие способностей к познанию, творчеству, универсальному общению кроется в условиях человеческого существования 

36.( Определения культуры в философии и антропологии )Эпистемологическое значение терминов «философская антропология» очевидно. Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством рационального мышления самую сущность человека, ту последнюю реальность, из-за которой мы и говорим, что вот это существо есть человеческая личность.Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы получить подлинное и удовлетворительное определение философской антропологии. Содержание этой науки было и остаётся очень насыщенным, а также спорным и проблематичным.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.[3]

1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2 Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

37. (Понятие ценности. Виды ценностей) Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Применяют следующие классификации видов ценностей: по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;

по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;

по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;

по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

38. (Проблема свободы и ответственности в истории философии) Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.</p>Лишение свободы в демократическом обществе и государстве допускается лишь по приговору суда, а временное лишение свободы (арест или полицейское задержание) - только на определенный срок (обычно 2-3 суток) и с соблюдением процедур, установленных законом. Здесь особенно большую роль играет существующий в большинстве демократических стран институт "habeas corpus", согласно которому каждый задержанный имеет право требовать немедленно быть доставленным к судье с тем, чтобы он решил вопрос об обоснованности лишения свободы.

39.( Философские проблемы техники и способы их решения) Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, и также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижение человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением органов человеческого тела их усовершенствование (глаз, мозга), определенные технические средства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Т.о., техника как «производственные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Цель и функции техники - преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе нужд и желаний. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории. Человеческие существа могут реально воспроизводить лишь себя, и в этом самовоспроизведении индивидуальные параметры и функции остаются аналогичными, даже если они возрастают или уменьшаются экстенсивно или интенсивно. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. По Хайдеггеру, техника не просто конструирует «технический мир», она подчиняет своему императиву едва ли не все пространство социального бытия, оказывая влияние на осмысление истории.Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудие ручного труда, машины, автоматы, искусственный интеллект. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека. По словам немецкого философа А. Хунига, техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени.

40.( Понятие общества, его типы и структура) Философский анализ общества не должен вести к узурпации прав и территории других наук об обществе. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни - с позиций выявления не частных, а общих законов движения и развития общества и т.д. Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности. Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей.Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. В рамках марксистской концепции к ним относятся категории деятельности, производства, общественных отношений, базиса и т.д.Таким образом, в философском понятии общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

41. (Трактовка отношений личности и общества в истории философии) Человек-личность действует иначе. Для него функциональное место это лишь направление деятельности, но в этом направлении он, вырабатывает программу своей деятельности сам. Для личности характерно состояние творчества.Таким образом, личность развивает деятельность, в то время как функционер лишь воспроизводит ее, т. е. консервирует ее во времени.Творческая деятельность в своём основном деле это лишь одна характеристика личности. Другая её важная характеристика – творческая включенность не только в своё дело, но и во се основные , причем сообразно природе этих отношений.История показывает нам, что личностей было мало, но было всегда много людей, которые стремятся быть личностью. Здесь возникает противоречие между человеком, который стремиться стать личностью и обществом, которое стремиться закрепить его за определенным функциональным местом. Это противоречие разрешалось на протяжении истории двумя способами: действительным и иллюзорным.Действительный способ это качественное изменение общественных отношений.Вместе с тем, поскольку данное противоречие являлось исторически стабильным, то внутри общества сформировался иллюзорный способ его разрешения. Действие этого способа основывается на механизмах, которые дают человеку стойкое представление о себе как личности. Что это за механизмы?Первый механизм. Идея Бога. В реальности человек может быть функционером, но в своей религиозной деятельности он приобретает ощущение личности, которая хотя и через Бога, т. е. опосредовано, но всё же включается в социальную систему и влияет на ход событий в общественной жизни.

Второй механизм. Это деньги. в мире товаро-денежных отношений есть универсальное средство для вступления в любые социальные отношения и влияние на них. Это деньги. С помощью денег человек может купить идеи и творчество других людей, присвоить их себе. У него будет стойкое впечатление, что это он личность. Но как только он лишается денег, его иллюзия исчезает.

Третий механизм компенсации – это искусство.

Религия и богатство могут создавать у человека иллюзорное впечатление о себе как о личности. А природа искусства такова, что, приобщаясь к нему человек, делает творчество своим внутренним качеством. Кроме того, через жизнь персонажей искусства человек в сознании включается в любые социальные отношения и, так же в сознании действует в них по типу их изменения и развития. Но тем самым он делает качества своих героев своими собственными качествами и тем самым развивает себя как личность. Искусство формирует у человека ту субъективную его сторону, которая характеризует его как личность.

Почему же искусство является компенсирующим механизмом?

Личность в данном случае развивается лишь для себя и в себе. Личность же в социальном смысле проявляется лишь тогда, когда человек реально, практически включается в жизнь социальной системы и творчески действует в ней.

Итак, проявление человека как личности лишь частично зависит от самого человека, в большой степени это зависит от социальной системы, а точнее от тех возможностей, которые она предоставляет человеку.

42. (Философские подходы к определению культуры )Ключевым понятием в культурологическом подходе к образованию выступает понятие «культура». Анализ научной литературы свидетельствует о многообразии подходов ученых к трактовке данного многоаспектного и многофункционального явления, каким является культура. Чтобы разобраться во всем многообразии научных и философских трактовок культуры обратимся к исследованию Г.И.Гайсиной, которая выделяет четыре основные тенденции в понимании культуры [1].Согласно первой тенденции, культура рассматривается как сумма общественных достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации. Вторая тенденция в определении культуры отделяет культуру от общества, рассматривая ее как совокупность способов организации жизнедеятельности человека, как набор образцов и норм деятельности, которые задают своеобразную социальную технологию. Третья тенденция видит в культуре не результаты или способы деятельности, а саму продуктивную силу деятельности, творческую способность, присущую человеческой сущности. Четвертая тенденция формируется в связи со становлением семиотики, и в ней культура трактуется как специфический язык или как знаковая система. Все отмеченные трактовки культуры, по мнению автора, дополняют друг друга и создают достаточно полную и объемную картину культуры.Раскроем сущность ведущих философских подходов, определяющих место человека в культуре, опираясь на результаты вышеуказанного исследования.Прежде всего, выделим ценностный (аксиологический) подход к культуре, согласно которому она предстает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.Деятельностная концепция интерпретирует культуру как совокупность устойчивых форм и способов деятельности, закрепившихся в человеческой практике и общественном сознании. Согласно данной концепции, фундаментальным свойством культуры, выражающим ее суть и интегрирующим все остальные характеристики, является ее способность быть средством деятельности людей.Следующей концепцией в понимании культуры является личностно-творческая, особенность которой состоит в понимании под культурой тех человеческих качеств, которые определяют сущностные силы человека, меру его развития в качестве субъекта творческой деятельности. Сторонники личностно-творческой концепции подчеркивают факт становления индивида творческим источником самой деятельности - субъектом культуры. В данном контексте культуры человеческая деятельность рассматривается с точки зрения того, как и насколько она служит развитию, совершенствованию и самореализации человека. Тем самым эта концепция акцентирует внимание на гуманистической, личностно-развивающей сущности культуры.Каждая из рассмотренных концепций культуры имеет свою методологическую ценность для изучения педагогических проблем с позиций культурологического подхода. В рамках нашего исследования особую значимость приобретает личностно-творческий подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры, способного к саморазвитию, самореализации, творческой активности.( Семиотический подход, Деятельностный подход, Личностный подход , Ценностный подход)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

102. Расчет строительства жилого помещения и его энергосбережение 309 KB
  Эффективность действия отопительных установок обеспечивается путём оптимизации проектных решений с применением ЭВМ, придания установке надежности в эксплуатации автоматического поддержания необходимой температуры теплоносителя.
103. Санітарно-гігієнічні вимоги до планування, благоустрою, експлуатації загальноосвітніх шкіл 174 KB
  Більшість дітей дотримуються тих гігієнічних вимог, що є необхідними для даного віку. Гігієнічна оцінка фізичного розвитку і стану здоров`я учнів. Складання плану гігієнічного виховання учнів класу.
104. Организация работ по строительству производственного цеха по ремонту механизмов 827.5 KB
  Определение продолжительности строительства, объёмов и трудоёмкости работ. По конструктивному решению здание представляет собой рамную, каркасную конструкцию. Прямые затраты на выполнение проекта.
105. Технические характеристики электропогружчиков логистического предприятия 339 KB
  Определение потребности в ресурсах при проведении работ по разгрузке и приемке товара. Выводы по состоянию охраны труда на предприятии и предложения по улучшению организации службы охраны труда. Напольное, стеллажное и мелкоячеистое хранение.
106. Теорія електричних та магнітних кіл 575 KB
  Розрахунок вторинних параметрів та А-параметрів електричної лінії. Аналіз частотного електричного фільтра. Типовими вузлами тракту передачі є лінія зв‘язку, якою сигнал розповсюджується з пункту передачі до пункту прийому, і електричний фільтр.
107. Економічне обґрунтування рішення щодо налагодження власного виробництва і реалізації на вітчизняному ринку електрогрилів 614.5 KB
  Вибір товару для просування на ринок і оцінювання його конкурентоздатності. Розрахунок витрат на виробництво по роках життєвого циклу проекта виробництва і реалізації товару. Розрахунок узагальнюючих показників ефективності реалізації бізнес-ідеї.
108. Особливості роботи редакторів растрової та векторної графіки 615.5 KB
  Редактор растрової графіки Adobe Photoshop, програма верстки Adobe PageMaker, редактор векторної графіки Corel DRAW. Найбільш широке поширення на комп’ютерах IBM PC одержали монітори типу MDA, CGA, Hercules, EGA і VGA.
109. Загальна теорія лінійних операторів 598.5 KB
  Лінійні оператори в комплексному Евклідовому просторі. Основний вигляд матриці лінійного оператора. Одним з найважливіших моментів у створенні основ цих математичних дисциплін є введення поняття функція.
110. Расчёт технологии прокатки листа 16х2000х5000 из стали 3 на стане 2800 ОАО АМК 518 KB
  Расчет режима обжатий в черновой и чистовой клетях. Расчет скоростного режима прокатки на клети Кварто. Определение допустимого момента при прокатке на клети Дуо. Определение допустимых усилий на валках.