16593

Сравнение строения тканей многоклеточных организмов (на примере: растений, грибов, животных и человека).Типы тканей и их функции

Лабораторная работа

Биология и генетика

Лабораторная работа № 3 Тема: Сравнение строения тканей многоклеточных организмов на примере: растений грибов животных и человека.Типы тканей и их функции. Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество объединенные общим строением функцией и происхождение...

Русский

2013-06-22

1.21 MB

186 чел.

Лабораторная работа № 3

Тема: Сравнение строения тканей многоклеточных организмов (на примере: растений, грибов, животных и человека).Типы тканей и их функции.

Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную.

Цель: научиться находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой; изучить строение различных типов ткани и определить их функции; владеть терминологией темы.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных, микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной тканитаканы с водой, лист растения элодеи, дрожжи, культура сенной  палочки.

Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

ХОД РАБОТЫ

Работа 1.

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к своему  рисунку.

1. мембрана 
2.хлоропласты 
3.цитоплазма 
4.ядро 
5.вакуоль

4. Рассмотрите рисунок 1.

5.Сделайте вывод о форме, размерах клеток разных органов растений

Рис. 1. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений

Строение клетки арбуза

о - клеточная оболочка; п - зернистый постенный слой протоплазмы; т - тяжи протоплазмы; як - ядерный кармашек (скопление протоплазмы, в котором лежит ядро (я) с ядрышком и пластидами); в - вакуоли (по Ростовцеву и Комарницкому).

Живая клетка из скорлупы кокосового ореха с ветвистыми каналами и очень толстой одревесневшей оболочкой: 1 - поровые каналы, заполненные цитоплазмой; 2 - ядро; 3 - слоистая оболочка клетки; 4 - цитоплазма. 

Клетка мякоти листа растений

Жгучий волосок листа крапивы:

1 - основание волоска, 2 - жгучая клетка, 3 - ядро, 4 - вакуоль, 5 - цитоплазма, 6 - обломившийся кончик жгучей клетки.

Работа 2.

1.Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.  

2. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами.    Накройте препарат покровным стеклом.                                                   

3. Рассмотрите препарат  под микроскопом.

Работа 3

Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного организма.

Сопоставьте увиденное  на уроке с изображением объектов на таблицах.

Бактериальная клетка

Имеет плотную капсидную оболочку, рибосомы, свободную спираль ДНК.

Растительная клетка

Имеет целлюлозную оболочку, вакуоль, пластиды, сформированное ядро и другие организмы.

Животная клетка

Имеет гликогенную оболочку, отсутствие пластидов и вакуолей, запасающее вещество гликоген.

Сравните между собой эти клетки.

Результаты сравнения занесите в таблицу 1

Черты сравнения

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

Функции органоидов (не надо дополнительно)

Ядро

Нет

Есть

Есть

Хранение наследственной информации, синтез ДНК

Клеточная мембрана

Есть

муреиновая

Есть

Целлюлозная

Есть

гликогенная

Транспортная, барьерная,

Механическая, рецепторная, энергетическая

Капсула

Есть

Нет

Нет

Дополнительная защита защита от фагоцитоза

Клеточная стенка

Есть

Есть

Есть

гликокаликс

Полисахаридная мембрананад клеточной мембраной, регуляция воды и газов в клетке

Контакты между клетками

Нет

Есть плазмодесмы

Есть Десмосомы

Связывает клетки между собой, транспорт питательных веществ между клетками

Хромосома

Нуклеотид

Есть

Есть

Нуклеопротеиновый комплекс ДНК

Плазмиды

Есть

Нет

Нет

Хранение геномной информации

Кодирование ДНК

Цитоплазма

Есть

Есть

Есть

Содержит в себе органеллы и комплекс питательных веществ

Митохондрии

Нет

Есть

Есть (кроме бактерий)

Осуществляют дыхание и синтез АТФ

Аппарат Гольджи

Нет

Есть

Есть

Синтез сложных белков и полисахаридов

Эндоплазматическая сеть

Нет

Есть

Есть

Синтез и транспорт белков и липидов

Центриоль

Нет

Есть

Есть

Во время мейоза образует веретено деления

Пластиды

Нет

Есть (лейкопласты хлоропласты хромопласты)

Нет

Структуры в которых происходит фотосинтез и которые придают окраску

Рибосомы

Есть

Есть

Есть

Осуществляют синтез белка

Лизосомы

Нет

Есть

Есть

Расщепление различных веществ

Пероксисомы

Нет

Есть

Есть

Транспорт липидов

Вакуоль

Нет

Есть

Нет

Запас воды

цитоскелет

Только у некоторых

Есть

Есть

Опорно – двигательная система клетки

Пили

Есть

Нет

Нет

Служат для прикрепления к другим организмам

Органеллы для перемещения

Есть

Есть

Есть

Перемещение клеток

Ответьте на вопросы:

В чем заключается сходство и различие клеток?

У всех этих клеток есть клеточная мембрана, цитоплазма, наследственный материал в виде хромосом, рибосомы, включения. У эукариот (всех, кроме бактерий) есть митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, ядро, центриоли. Растительные клетки в отличие от животных имеют вакуоли, пластиды и целлюлозную мембрану. Самое примитивное строение имеют бактерии, состоящие из муреиновой оболочки, капсулы, рибосомы.

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

В том, что любой живой организм состоит из клеток, но клетки выполняют разные функции.

Работа 4

I. Эпителиальная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисовать.


2. Назвать виды эпителиальной ткани.

Классификация эпителиальных тканей:

  1.  покровные эпителии - образующие внешние и внутренние покровы;
  2.  железистые эпителии - составляющие большинство желез организма.
  3.  Мерцательный эпителий – образующие внутренние покровы дыхательных путей (задерживает пыль и другие инородные тела с помощью подвижных ресничек).

Морфологическая классификация покровных эпителиев:

  •  однослойный плоский эпителий, эндотелий - выстилает все сосуды; 
  •  мезотелий - выстилает естественные полости человека: плевральную, брюшную, перикардиальную;
  •  однослойный кубический эпителий - эпителий почечных канальцев;
  •  однослойный однорядный цилиндрический эпителий - ядра располагаются на одном уровне;
  •  Однослойный многорядный цилиндрический эпителий - ядра располагаются на разных уровнях (легочный эпителий);
  •  многослойный плоский ороговевающий эпителий - кожа;
  •  многослойный плоский неороговевающий эпителий - полость рта, пищевод, влагалище;
  •  переходный эпителий - форма клеток этого эпителия зависит от функционального состояния органа, например, мочевой пузырь.

Железистый эпителий образует подавляющее большинство желез организма. Он состоит из: железистых клеток - гландулоцитов; базальной мембраны.

Классификация желез по количеству клеток:

  1.  одноклеточные (бокаловидная железа);
  2.  многоклеточные - подавляющее большинство желез.

По способу выведения секрета из железы и по строению:

  •  экзокринные железы - имеют выводной проток;
  •  эндокринные железы - не имеют выводного протока и выделяют инкреты (гормоны) в кровь и лимфу.

По способу выделения секрета из железистой клетки:

  •  мерокриновые - потовые и слюнные железы;
  •  апокриновые - молочная железа, потовые железы подмышечных впадин;
  •  голокриновые - сальные железы кожи.

3. Перечислить функции эпителиальной ткани.

Функции эпителиальной ткани:

  •  защитная функция от механических повреждений
  •  участвует в обмене веществ, на начальном и конечном этапах
  •  регулируют постоянство внутренней среды организма, обмен веществ и т.д.

II. Соединительная ткань

  1.  Рассмотреть препарат соединительной ткани. Зарисовать.
  2.  


2. Назвать виды соединительной ткани.

Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной (от лат. fibra — волокно): состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань — единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах — волокнистом (связки), твёрдом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости).

3. Перечислить функции соединительной ткани.

Функции соединительной ткани:

1) придает прочность органам, образуя основу сухожилий и кожи

2) выполняет опорную функцию

3) обеспечивает транспортировку по организму питательных веществ и кислорода.

4) содержит запас питательных веществ

III. Мышечная ткань

  1.  Рассмотреть микропрепарат мышечной ткани. Зарисовать.

  1.  Назвать виды мышечной ткани.

Виды мышечной ткани

  •  Гладкая мышечная ткань – клетки одноядерные, располагаются слоями в стенках кровеносных сосудов, воздухоносных путей, мочевого пузыря, пищеварительного тракта и других полых внутренних органов.
  •  Поперечно - полосатая скелетная мышечная ткань – клетки многоядерные, образуют мышцы тела, приводя в движение скелет человека.
  •  Поперечно - полосатая сердечная мышечная ткань – образует мышцы сердца, которая непроизвольно сокращается.

3. Перечислить функции мышечной ткани.

Функции мышечной ткани:

Двигательная. Защитная. Теплообменная. Так же можно выделить еще одну функцию - мимическую (социальную). Мышцы лица, управляя мимикой, передают информацию окружающим.

IV. Нервная ткань

  1.  Рассмотреть микропрепарат нервной ткани. Зарисовать.

  1.  Назвать виды нервной ткани.

Нейроны - выполняют основную функцию. 
Нейроглии - выполняют вспомогательную функцию (окружают нейроны, защищают их и обеспечивают им опору, защиту и питание, их в 10 раз больше чем нейронов).

3. Функция нервной ткани.

Функции нервной ткани:

  •  Возбудимость и проводимость. Возбуждение, появляющееся под воздействием различных раздражителей окружающей среды, передается ЦНС. Затем она обеспечивает реакцию организма на это раздражение.

Вопросы

  1.  К какой ткани относятся железы?

Железы относятся к эпителиальной ткани.

  1.  В чем состоит особенность строения соединительной ткани?

Особенность: межклеточного вещества гораздо больше, чем клеточных элементов. 

  1.  В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?

Располагаются слоями в стенках кровеносных сосудов, воздухоносных путей, мочевого пузыря, пищеварительного тракта и других полых внутренних органов.

4. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляется движение?

Благодаря сокращению скелетных мышц.

5. Для какой ткани характерны электрические сигналы?

Для нервной ткани.

Проблемные вопросы

  1.  Какие ткани участвуют в заживлении ран?

Соединительная ткань, а также эпителиальная

2. Какие ткани лишены кровеносных сосудов?

Эпителиальные ткани. Эпителий выстилает поверхность тела человека, внутреннюю поверхность полых органов и образует большинство желез организма. Эпителий бывает ороговевающий и неороговевающий. Эпителий представляет собой пласты клеток, которые расположены на базальной мембране. Они лишены кровеносных сосудов и обладают высокой способностью к регенерации. Хрящ, хрусталик, роговая оболочка лишены кровеносных и лимфатических сосудов.

Вывод:

Рассмотрели строение прокариотических и эукаритотических клеток. Научились находить различия между клетками разных организмов и выделять их сходства, изучили строение и функции органелл клетки и самой клетки в целом.

Рассмотрели строение различных видов тканей животного организма. Изучили строение и функции нервной, эпителиальной, мышечной и соединительной ткани и место расположения их в организме человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах доярки†називаються. Василина – Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга – не дуже у фуфайці.
53263. Свято гумору і здоров’я 50.5 KB
  Ведучий 1. Добрий день шановні учні вчителі та гості нашого свята Ведучий 2. Вітаємо Ведучий 1. Ми раді новій зустрічі і вітаємо всіх вас на святі гумору Ведучий 2.
53264. Розробка заняття гуртка по темі: Птахи прилетіли 75 KB
  Розширити знання дітей про птахів; ознайомити із сезонними явищами в їхньому житті та особливостями гніздування; вчити дітей вдумливо дбайливо уважно ставитися до оточуючого середовища замислюватись над наслідками своїх дій; Розвиваюча. розвивати уміння порівнювати птахів різних екологічних груп та рядів розпізнавати їх у природі; уміння спостерігати і використовувати набуті знання у повсякденному житті; розвивати цікавість до фауни країни; Виховна. виховувати бережливе ставлення до птахів дикої природи та тих які...
53265. Заняття гуртка математики на тему «Михайло Васильович Остроградський – видатний український математик» 244.5 KB
  Спочатку юний Остроградський вчився неохоче. Поступово Остроградський починає вчитися з величезним захопленням і невдовзі вже дивує свого вчителя успіхами. університет Остроградський рік живе у батька.
53266. Душа – се конвалія ніжна… 89 KB
  Додаток 12 Виступи супроводжуються демонстрацією зображень квітки а також виробів в різних техніках конвалії 2. Обговорення компонентів виробу Дітям пропонується розглянути ілюстрації обговорити в групах та відповісти на питання: Із яких частин складається квітка конвалії Матеріали яких кольорів знадобляться нам для виготовлення квітки 2. Самостійна робота виготовлення панно Конвалія Кожній групі необхідно розподілити обов’язки для виконання роботи: Підібрати паперові смужки та фон; Виготовити елементи квітів;...
53269. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ 165 KB
  План занятия: Разминка Решение задач Физкультминутка Решение практических задач Самостоятельное решение задач Итог занятия Ход занятия: Разминка проводится в виде устных упражнений на отгадывание чисел. Решение задач Задачи с логическим содержанием требуют систематизации данных в условии. с помощью таблицы с помощью графов На этом занятии мы рассмотрим решение задач с помощью таблиц.