16654

РОССИЙСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ ЗАКОН

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

РОССИЙСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ ЗАКОН Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 декабря 2001 года В.А. БЕЛОВ Белов Вадим Анатольевич доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат юридических на...

Русский

2013-06-25

22.83 KB

0 чел.

РОССИЙСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ ЗАКОН

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 декабря 2001 года

В.А. БЕЛОВ

Белов Вадим Анатольевич, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон N 120-ФЗ, внесший существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" <*>, был принят 7 августа 2001 г. На страницах "ЭЖ-ЮРИСТ" мы уже проводили анализ отдельных законодательных новелл (см., например, "Новый Закон об акционерных обществах" (N 33), "Открытый вопрос о закрытом обществе" (N 41) Марголин А.М.). Однако не все изменения были освещены, и некоторые из них не нашли своего отражения в опубликованных материалах. С учетом того, что основной массив изменений и дополнений начнет действовать с 1 января 2002 г., считаем целесообразным акцентировать внимание читателей на иных правовых институтах Закона именно сейчас.

--------------------------------

<*> Далее - Закон.

Приобретение и выкуп размещенных акций

Подход к праву АО на приобретение собственных акций принципиально изменен. Ситуация, в которой общество является акционером самого себя, окончательно признана законодателем аномальной, и в соответствии с этим сделано все, чтобы максимально затруднить обществам скупку собственных акций.

Во-первых, само право приобретения собственных размещенных акций теперь существует только у таких акционерных обществ, для которых оно прямо предусмотрено их уставами (п. 2 ст. 72 Закона). Ранее это право существовало у обществ всегда, если только не было ограничено уставом (то есть ранее существовавший подход заменен на противоположный).

Во-вторых, решение о приобретении акционерным обществом собственных размещенных акций теперь принимается, по общему правилу, общим собранием акционеров. Чтобы оно могло приниматься советом директоров, необходима прямая запись об этом в уставе (п. 2 ст. 72 Закона). Ранее такое решение принималось, по общему правилу, советом директоров, причем уставом могло быть передано и в ведение исполнительного органа. Собрание требовалось лишь тогда, когда приобретение акций планировалось осуществлять с целью последующего их погашения (способ уменьшения уставного капитала).

Наконец, в-третьих, теперь АО обязано приобретать любые свои акции по цене, определенной в соответствии со ст. 77 Закона, т.е. по их рыночной стоимости. Ранее такая обязанность была установлена только в отношении обыкновенных акций.

По-прежнему приобретенные обществом собственные размещенные акции могут находиться на балансе общества не более года с даты приобретения. Если в течение этого года акции не будут реализованы, то общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения приобретенных и просроченных реализацией акций (абз. 2 п. 3 ст. 72 Закона). Существовавшая ранее альтернатива - принятие решения об увеличении номинальной стоимости остальных акций за счет погашения приобретенных акций с сохранением прежнего размера уставного капитала - теперь снята; более такого решения принимать нельзя.

Изменения в этом вопросе минимальны и носят главным образом технический и уточняющий характер, а именно:

- в связи с изменением взгляда на крупные сделки как сделки, требующие одобрения собрания или совета, а не заключения их указанными органами, в абз. 2 п. 1 ст. 75 Закона слова "решение о совершении" заменены словами "решение об одобрении" (сделки);

- там же исправлена давно замеченная правоприменителями опечатка: ошибочное указание на ст. 89 заменено правильной отсылкой к ст. 79;

- в пункте 2 ст. 75 указание на "список акционеров" заменено словами "список лиц" (выше уже говорилось об этом терминологическом изменении);

- цена выкупа акций по-прежнему определяется советом директоров, но не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 75 Закона);

- из пункта 2 ст. 76 Закона исключена норма о семидневном сроке направления акционерам, не имеющим права на участие в общем собрании, информации о наличии у них права требовать выкупа акций (по смыслу Новой редакции Закона акционеров, которые не имели бы права участия в собрании, просто не бывает; другое дело, что голосовать могут далеко не все);

- уточнено (п. 6 ст. 76 Закона), что выкупленные акции должны быть реализованы эмитентом по их рыночной стоимости.

Консолидация и дробление

Статья 74 - о консолидации и дроблении акций - также подверглась техническим изменениям. Так, в абз. 1 п. 1 уточнено, что по результатам консолидации акций вносятся изменения в устав в части не только объявленных, но и размещенных акций (ранее шла речь только об объявленных акциях); аналогичное уточнение сделано в п. 2 данной статьи.

Естественно, что в связи с введением института дробных акций (см. выше) из п. 1 ст. 74 исключен абз. 2 - об обязанности АО выкупить дробные части акций, образовавшиеся при консолидации.

Рыночная стоимость имущества

Статья 77 Новой редакции, несмотря на сохранение у нее прежнего наименования ("Определение рыночной стоимости имущества"), описывает, по сути, прежнее содержание новой терминологией, разделяя понятия:

- цены имущества;

- цены размещения эмиссионных ценных бумаг;

- цены выкупа (приобретения) эмиссионных ценных бумаг.

По Старой редакции Закона все три понятия объединялись одним термином - "рыночная стоимость имущества". В Новой редакции этот всеобъемлющий термин снят; изъято из Закона и его определение. "Рыночная стоимость" используется теперь как термин, определение значения которого не входит в задачи акционерного закона. Связано данное изменение в законодательстве с тем, что рыночная стоимость - имущества или акций - определяется советом директоров не произвольно, а исходя либо из объективных данных, которые легко могут быть получены и проверены любым интересующимся лицом, либо из результата оценки, проведенной профессиональным независимым оценщиком (уж он-то не может не знать, что такое рыночная стоимость). Итак, в случаях, когда в соответствии с акционерным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяется решением совета директоров общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости (абз. 1 п. 1 ст. 77 Новой редакции).

Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик; в случаях, предусмотренных Законом (см. п. 3 ст. 34, п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 77), его привлечение обязательно (п. 2 ст. 77 Новой редакции).

При определении цены размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно публикуется в печати, привлечение независимого оценщика необязательно, а для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание цена покупки или цена спроса и предложения (п. 2 ст. 77 Новой редакции).

Решения совета директоров об определении цены имущества, а также цен размещения и выкупа (приобретения) ценных бумаг принимаются членами совета, не заинтересованными в совершении сделки (п. 1 ст. 77 Новой редакции), для которой (которых) определяется цена, а в обществе с числом акционеров 1000 и более - независимыми директорами, не заинтересованными в совершении сделки (абзац 2 п. 1 Новой редакции ст. 77). О том, кто такой "независимый директор" и чем он отличается от "директора, не заинтересованного в совершении сделки", - см. п. 3 ст. 83 Новой редакции.

Привлечение к процессу определения цен имущества и эмиссионных ценных бумаг государственного финансового контрольного органа (п. 3 ст. 77 Закона) продолжает оставаться обязательным, но в несколько ограниченном количестве случаев: лишь тогда, когда государство и (или) муниципальное образование владеет более чем 2% голосующих акций АО. Ранее его участие в оценке было обязательно независимо от количества и типа принадлежащих публичному образованию акций.

Крупные сделки

Определение понятия крупной сделки (п. 1 ст. 78 Закона) уточнено в том смысле, что сопоставление стоимости (цены) приобретаемого или отчуждаемого (возможно отчуждаемого) имущества осуществляется с данными о балансовой стоимости его активов, содержащимися в бухгалтерской отчетности общества на последнюю отчетную дату (ранее было на дату принятия решения о совершении сделок). При этом цена имущества, для целей ее сравнения с балансовой стоимостью активов АО, по-прежнему определяется советом директоров по правилам определения рыночной стоимости имущества (п. 2 ст. 78 Закона).

Определение также дополнено перечнем сделок, которые могут быть признаны крупными, - заем, кредит, залог, поручительство. Перечень этот не является исчерпывающим.

В число крупных по-прежнему не попадают сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также (и это является принципиальным новшеством) сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделки, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Исключение данных сделок из категории крупных объясняется тем, что самая возможность и будущие условия их совершения безотносительно к их сумме определяются решениями совета директоров или даже собрания акционеров. В повторных решениях тех же самых органов об одобрении отдельных сделок, совершаемых в процессе размещения, именно как сделок крупных просто нет необходимости.

Как уже было отмечено, совет и собрание теперь не совершают крупных сделок, а лишь одобряют таковые - как планируемые, так и уже совершенные единоличным исполнительным органом сделки (п. 1 ст. 79 Новой редакции).

Данное глобальное изменение законодательства, отразившееся прежде всего в ст. ст. 78 и 79 Закона, являет собой последовательное воплощение принципа разграничения компетенции волеобразующих и волеизъявляющих органов юридического лица. Собрание акционеров и совет директоров - ныне целиком волеобразующие органы, органы, формирующие волю юридического лица, но не выражающие ее вовне. Органами, общающимися с контрагентами юридического лица, выражающими эту волю вовне, являются его исполнительные органы (директор и правление).

Уставом конкретного общества правила Закона о порядке одобрения крупных сделок могут быть распространены и на случаи совершения обществом иных сделок. Ранее подобного разрешения не было.

Распределение компетенции одобрения крупных сделок между собранием и советом осталось прежним: сделки ценой от 25 до 50% балансовой стоимости активов одобряются советом директоров, свыше 50%, а также сделки, решение об одобрении которых не было принято советом директоров, - собранием акционеров (п. п. 2 и 3 ст. 79 Новой редакции). Несколько иным (хотя и основанным на ранее действовавших нормах) стал порядок принятия решений об одобрении крупных сделок:

- совет директоров принимает решение об одобрении единогласно всеми членами совета (кроме выбывших);

- собрание акционеров по общему правилу принимает решение кворумом в три четверти от числа присутствующих <*>;

--------------------------------

<*> С 1 января 2002 г. Таким образом, в течение небольшого промежутка времени - от вступления в силу изменений к ст. 49 и до вступления в силу изменений к ст. 79 (с 9 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г. включительно) - вопрос об одобрении собранием акционеров крупной сделки ценой свыше 50% балансовой стоимости активов АО вполне может быть решен простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

- вопрос об одобрении крупной сделки, не решенный советом директоров по причине отсутствия единогласия, собрание акционеров решает простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Совершенно новыми являются нормы п. п. 4 - 7 Новой редакции ст. 79 о содержании решения об одобрении крупной сделки, соотношении норм глав X и XI Закона, оспоримости крупных сделок и применимости норм ст. 79 к обществам с одним акционером. Воспроизведем эти нормы Закона. В особых комментариях они не нуждаются.

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

В случае если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения главы XI настоящего Федерального закона (ранее применялись положения обеих глав - см. п. 7 ст. 83 Старой редакции).

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера <*>.

--------------------------------

<*> Один из немногих случаев, когда сделка, не соответствующая требованиям Закона, рассматривается не как ничтожная, а как оспоримая (см. ст. 168 ГК РФ).

Положения ст. 79 Закона не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

Приобретение 30 и более % обыкновенных акций

Регулирование данной процедуры не имеет непосредственного отношения к вопросу о порядке совершения крупных сделок, но помещено именно в этой, X главе Закона (ст. 80).

Новации в порядке ее осуществления суть следующие:

- урегулированная ст. 80 процедура применяется только в том случае, если предметом сделки являются акции общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 1000 (ранее было иначе - нормы п. п. 2 - 7 применялись во всех случаях, независимо от числа акционеров в обществе);

- урегулированная ст. 80 процедура распространяется на приобретение каждых 5% размещенных обыкновенных акций свыше 30% размещенных обыкновенных акций общества <*> (ранее единого мнения по этому вопросу не было) (п. 7);

--------------------------------

<*> И все равно данная норма может вызвать различное толкование. Следует ли ее понимать в том смысле, что, купив 30% акций с соблюдением требований ст. 80, лицо вправе докупать еще по 4,99% без соблюдения требований ст. 80, либо в том, что для всякой сделки, которая приведет к увеличению размера участия в АО более чем на 5% (независимо от количества акций в самой сделке), необходимо соблюдение процедуры ст. 80? Очевидно, имелось в виду второе толкование - для крупных акционеров весьма нежелательное. Несложно предсказать, что скоро вокруг данной формулировки развернутся настоящие баталии.

- лицо, намеревающееся приобрести указанное количество акций, обязано направить в общество письменное уведомление о данном своем намерении не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения (ранее не было 90-дневного ограничения) (п. 1);

- лицо, которое уже приобрело указанное количество акций, обязано в течение 30 дней с даты приобретения предложить акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции, по рыночной цене, но не ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате приобретения (ранее речь шла только об акциях, а цена не называлась рыночной) (п. 2);

- лицо, предложение которого о продаже акций принято акционером, обязано приобрести и оплатить такие акции не позднее 15 дней с даты принятия акционером предложения (ранее такой обязанности не было; похожая норма о 120-дневном сроке приобретения акций, который отсчитывался от даты направления обществу извещения о намерении, содержалась в п. 6 Старой редакции, который теперь исключен) (п. 4).

Несколько иначе урегулированы последствия нарушения ст. 80 Закона. Теперь лицо, которое приобрело акции с нарушениями требований этой статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество которых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований ст. 80 Закона. Ранее количество голосующих акций у такого лица никогда не могло превысить 30%.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

(Перечень ссылок подготовлен специалистами

КонсультантПлюс)

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ

"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27023. Синтетический учет поступления и выбытия целевых средств 16.06 KB
  предписывают учет поступления и расходования средств целевого финансирования на счете 86 Целевое финансирование. К сожалению приходится констатировать тот факт что действующая в области бухгалтерского учета законодательнонормативная база не включает в себя какоголибо отдельного правового акта содержащего четкое определение целевого финансирования и детальной методологии его бухгалтерского учета в некоммерческих организациях4. Таким образом в настоящее время некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет целевого...
27024. Содержание, задачи и источники информации анализа исполнения сметы расходов 13.26 KB
  Содержание задачи и источники информации анализа исполнения сметы расходов В бюджетных и научных учреждениях учет расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей сметы которые обобщены в двух основных статьях: текущие расходы и капитальные расходы. Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных трудовых и финансовых ресурсов выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений а также количественная оценка влияния факторов...
27025. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 14.14 KB
  Сравнительная характеристика аудита и ревизии 1.Основная цель ревизии заключается в выявлении недостатков и нарушений для их устранения и наказания виновных. Акт ревизии представляет собой документ в котором излагаются выявленные недостатки и нарушения. Акт и другая информация передаются вышестоящим и другим контролирующим органам для принятия решений по результатам проведенной ревизии .
27026. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета 13.51 KB
  учете потребителями информации являются работники упр. В финансовом учете информация формируется и отражается в отчетности в целом по организации. учете информация формируется и составляется отчетность по центрам ответственности видам деятельности отдельным изделиям и другим позициям. В финансовом учете обязательно используются все элементы метода бухгалтерского учета документация и инвентаризация оценка и калькуляция счета и двойная запись бухгалтерский баланс и отчетность.
27027. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ИЗМЕНЕНИЯ В РАСЧЕТНЫХ РАСЧЕТАХ 12.11 KB
  Компоненты чистой прибыли убытка за период: 1 прибыль убыток от операционной деятельности. Под обычной деятельностью понимают деятельность осуществляемую предприятием как часть его бизнеса а такие относящиеся к ней виды деятельности которые осуществляются впоследствии присущи обычной деятельности или возникают в ее результате; 2 чрезвычайные статьи. Это доходы или расходы возникающие в результате событий или операций которые четко можно отделить от обычной деятельности предприятия и в отношении которых можно предположить что они...
27028. План счетов бюджетного учета. Учетные регистры 19.05 KB
  План счетов бюджетного учета. План счетов бюджетного учета Бюджетный учёт основывается на едином плане счетов. Единый план счетов бюджетного учёта можно рассматривать в двух аспектах. Вовторых понятие единый план счетов предполагает наличие плана счетов в котором систематизированы балансовые счета по всем объектам бюджетного учёта.
27029. Анализ состава, структуры и состояния ОС 13.29 KB
  Анализ состава структуры и состояния ОС В бюджх учрях наиболее интересной явлся группировка ОС по их видам которая устанна формой поясной записки № 0503168 Сведения о движении нефинх активов где отражся инфия о балансой стти и сумме начислой амортии в разрезе аналх счетов к счетам 010100000 010400000 010800000. Это обусловлено тем что не все ОС в одинаковой степени влияют на выполние функций бюджх учрий. К пассивной части отнся объекты здания сооружия транс срва которые призваны создавать благоприятные условия...
27030. Анализ технико-организационного уровня производства 27.19 KB
  Анализ техникоорганизационного уровня производства Прежде чем приступать к анализу отдельных направлений деятельности организации и показателей эффективности характеризующих то или иное направление работы организации необходимо в соответствии с теорией системности и комплексности изучить техникоорганизационный уровень производства и управления в организации. Основными направлениями для оценки состояния техникоорганизационного уровня производства являются: 1 Анализ научнотехнического уровня производства: техническое...
27031. Аудиторское заключение 13.49 KB
  Аудиторское заключение Аудиторское заключение – это официальный документ предназначенный для пользователей бух отчетности проверяемого субъекта. Оно содержит мнение аудитора о достоверности бух отчетности проверяемого эк. субъекта и о соответствии порядка ведения им бух учета закву. порядка ведения бух учета и подготовки бух отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений ведения бух учета и подготовки бух отчетности.