16712

Абсорбшен-костинг: учет, калькулирование и принятие решений

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Абсорбшенкостинг: учет калькулирование и принятие решений Определение себестоимости производства единицы продукции одна из основных учетных задач так как себестоимость служит базой для установления цены и информация о ней се лежит в основе управлен...

Русский

2013-06-25

59.5 KB

1 чел.

Абсорбшен-костинг: учет, калькулирование и принятие решений

Определение себестоимости производства единицы продукции – одна из основных учетных задач, так как себестоимость служит базой для установления цены и информация о ней се лежит в основе управления и прогнозирования производства.

Зачастую интерес представляет не только общая величина себестоимости, но и ее структура. В зависимости от того, какой элемент затрат преобладает в ней принято различать: материалоемкие, трудоемкие, топливоемкие, энергоемкие производства. По структуре себестоимости судят о том, за счет каких издержек можно достигнуть наиболее существенного снижения себестоимости. Для целей управления затратами иногда полезно отслеживать динамику структуры себестоимости, определяя тенденции изменения удельного веса различных видов затрат в себестоимости продукции. Так, многие предприятия и организации отмечают, что затраты на приобретение информации и информационные коммуникации – ранее малозначимый элемент себестоимости – сегодня следует более тщательно планировать и анализировать.

Абсорбшен-костинг и директ-костинг (см. стр. 2) – два различных метода производственного калькулирования. Основное их отличие заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.

Абсорбшен-костинг – калькуляция с полным распределением затрат – подразумевает определение себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товара. Причем в рамках этого метода может вычисляться производственная или полная себестоимость.

Калькуляция с полным распределением затрат подразумевает расчет производственной себестоимости на основе прямых (трудовых и материальных) и косвенных общепроизводственных расходов, распределяемых в себестоимость продукции. Общехозяйственные косвенные расходы либо используются для вычисления полной себестоимости, либо подсчитываются как затраты периода, то есть, не связываются с физическими единицами готовой продукции и списываются за период.

Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости плюс общехозяйственные (управленческие, сбытовые) расходы.

 

Схема формирования прибыли для системы абсорбшен-костинг:

1.

Выручка от реализации.

2.

Прямые производственные затраты:

  •  основные материалы;
  •  основная заработная плата.

3.

Общепроизводственные расходы

4.

Валовая прибыль. (4) = (1) – (2) – (3)

5.

Общехозяйственные расходы (коммерческие и административные)

6.

Операционная прибыль. (6) = (4) – (5)

 

В зависимости от выбранной базы распределения косвенных расходов себестоимость получается различной.

 

База распределения затрат

Типовые базы распределения затрат:

  •  заработная плата основных производственных рабочих;
  •  время работы оборудования (ставка распределения именуется в этом случае коэффициентом машиночаса);
  •  время работы основных производственных рабочих;
  •  выпуск продукции в натуральном выражении;
  •  сумма затрат на основные материалы;
  •  сумма прямых затрат.

Чаще всего (до 60% случаев) и отечественными, и зарубежными предприятиями используется единая база распределения для всех косвенных затрат – зарплата рабочих. В основе лежит предположение, что производство является трудоемким. Ранее это было оправданным. Но сегодня эта база не всегда адекватна ситуации и не отражает реального положения дел. Поэтому в некоторых случаях для более точного расчета себестоимости целесообразно использовать иные базы или прибегнуть к более сложным расчетам.

В отдельных случаях достаточно в качестве базы распределения выбрать фактор, в наибольшей степени соответствующий общепроизводственным затратам. Например, для машиноемкого производства – машиночасы, для материалоемкого – величину прямых материальных затрат и т.п.

Иногда для подбора подходящей базы распределения переменных косвенных затрат используют корреляционный анализ. Ставки могут быть едиными для всего предприятия и дифференцированными по подразделениям или видам затрат. В зависимости от принятой методики распределения получаются различные значения себестоимости (см. Пример 1).

 

Структура себестоимости

В некоторых случаях требуется тщательное определение и изучение структуры себестоимости. Для этого прибегают к более сложным методикам. Например, если интерес представляет анализ структуры себестоимости в разрезе подразделений, то можно прибегнуть к ступенчатому распределению затрат.

 

Порядок ступенчатого распределения

 косвенных затрат:

1.

Распределение общехозяйственных издержек на производственные и обслуживающие и вспомогательные подразделения

2.

Распределение затрат обслуживающих и вспомогательных подразделений на производственные

3.

Расчет ставок распределения косвенных затрат для производственных подразделений и распределение косвенных затрат по продуктам или видам работ

 

Другие методики

Можно использовать и другие методики расчета себестоимости, например, процессное (АВС-калькулирование), суть которого заключается в определении затрат на процессы, протекающие на предприятии, и себестоимости продукции в зависимости от потребляемых при ее производстве процессов.

Для отдельных предприятий вполне достаточен простейший расчет себестоимости видов продукции с единой базой распределения учитываемых котловым методом косвенных затрат.

Если есть необходимость более точного установления себестоимости по видам продукции, и предприятие вынуждено прибегнуть к разработке более сложной методики калькулирования, то должны быть организованы планирование и учет различных категорий затрат и величин соответствующих баз распределения. Предприятия, организующие такой учет, стараются выбирать учетные элементы (категории затрат, базы распределения) уже имеющиеся в традиционной отчетности, в противном случае требуется введение дополнительных регистров отчетности специально для учета управленческого, что повышает затратность самой учетной системы.

Информация о себестоимости с полным распределением затрат используется в различных целях: в финансовой отчетности, для анализа рентабельности, исчисления стоимости заказа в условиях единичного производства, для установления цены с целью обеспечения покрытия издержек и т. д.

Однако в ряде случаев при принятии решений на основе информации о себестоимости с полным распределением затрат могут возникнуть искажения, поскольку распределение постоянных затрат по объектам калькулирования (заказам, продуктам и др.) всегда носит условный характер (см. Пример 2). Поэтому наряду с системой учета и калькулирования себестоимости с полным распределением затрат используют систему калькулирования по переменным издержкам (директ-кост) (см. стр. 2).

 

ПРИМЕР 1.

Составить плановые калькуляции себестоимости изделий А и В, распределяя косвенные расходы двумя способами:

1. пропорционально основной зарплате ОПР;

2. с учетом затрат машино-часов на одно изделие.

 

Исходные данные:

 

Показатели:

Изделие А

Изделие В

 

Объем производства, шт./год

150

250

Стоимость материалов и комплектующих, д.е./шт.

410

280

Основная заработная плата

основных рабочих, д.е./шт.

450

150

Дополнительная зарплата и

отчисления на социальные нужды, % от основной зарплаты

50

50

 

Потребность в машино-часах

на одно изделие, маш.-час./ шт.

70

20

 

Суммарные косвенные общепроизводственные расходы составляют 1080000 д.е. в год, в том числе расходы, связанные с работой оборудования 280000 д.е./ год.

Решение:

Себестоимость изделий при распределении расходов пропорционально заработной плате ОПР:

SА=410+450×1,5+450 ×[1080000/( 450 ×150 + 150 ×250)] = 5716 д.е.

SВ=280+150×1,5+150 ×[1080000/( 450 ×150 + 150 ×250)] = 2049 д.е.

Себестоимость изделий А и В при распределении косвенных расходов с учетом затрат машино-часов на одно изделие:

SА=410+450×1,5+70·[280000/(70·150+20·250)]+450·[(1080000–280000)/(450·150+150·250)]=5778 д.е./шт.;

SВ=280+150×1,5+20·[280000/(70·150+20·250)]+150·[(1080000–280000)/(450·150+150·250)]=2009 д.е./шт.

 

 

ПРИМЕР 2.

У предприятия есть возможность дополнительно произвести 10 шт одного из выпускаемых изделий: или А, или В. Нужно решить, дополнительное производство каких изделий будет выгоднее.

 

Исходные данные:

 

Показатели:

Изделие А

Изделие В

 

Плановый объем производства шт./мес

100

50

Затраты на материалы и комплектующие, д.е./ шт 7570 д.е./ шт.

200

100

Заработная плата на всех операциях при изготовлении изделия д.е/шт.

100

200

Косвенные постоянные затраты фирмы, выпускающей эти изделия, д.е./мес

60 000

 

Цена изделий, д.е/шт

800

900

 

Решение:

Если для принятия решения будет использоваться расчет себестоимости с полным распределением затрат, а в качестве базы распределения будет принята наиболее распространенная – заработная плата производственных рабочих, то получим следующее:

Коэффициент распределения постоянных затрат:

k р пост..= 60000/ (100 ×100+50×200)=3 (д.е. пост. затрат)/(д.е. з/п).

Себестоимость изделия А:

SА = 200+100+3×100 = 600 д.е./шт. (при цене 800 д.е./шт)

Себестоимость изделия Б:

SБ = 100+200+3×200=900 д.е./шт (при цене 900 д.е./шт).

Получается, что выгоднее производить изделия А, но этот вывод ошибочен. Попробуем просчитать и сравнить прибыль при производстве дополнительного количества одних и других изделий.

Прибыль при производстве дополнительных изделий А:

ПдА = 800·(100+10)+ 900·50-[(100+200)·(100+10)+(200+100)·50+60000]=25000 д.е./мес

Прибыль при производстве дополнительных изделийВ:

ПдВ=800·100+900·(50+10)-[(100+200)·100+(200+100)·(50+10)+60000]=26000 д.е./мес

ПдВ > ПдА

В этом случае принятию правильного решения способствовало бы определение так называемой усеченной или частичной себестоимости только по прямым затратам, ведь то, что косвенные затраты были распределены в себестоимость продукции так, а не иначе (например, по материальным затратам) – весьма условно.

Частичная себестоимость изделий:

S'А=200+100=300 д.е./шт (при цене 800 д.е./шт);

S'Б=200+100=300 д.е./шт (при цене 900 д.е./шт).

То есть в покрытие косвенных постоянных расходов и получение прибыли производство одного дополнительного изделия А вносит 500 д.е., а изделия В – 600 д.е.


Надежда Иванова, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и организация производства МГТУ им. Н.Э. Баумана, сотрудник «Института контроллинга»



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22081. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34 KB
  Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.
22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем это 1517 лет однако есть много и таких которые...
22083. Педагогика творчества 94.5 KB
  Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...
22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.
22088. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ 84.5 KB
  Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.
22089. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 57.5 KB
  Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.