1673

Правила проведения сертификации и декларирования

Контрольная

Архивоведение и делопроизводство

Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Порядок проведения декларирования соответствия.

Русский

2013-01-06

1.24 MB

110 чел.

Правила проведения сертификации и декларирования


Вопросы:

  1.  Обязательная сертификация
  2.  Добровольная сертификация
  3.  Порядок проведения декларирования соответствия

1. Обязательная сертификация

Порядок проведения сертификация продукции в РФ утверждается федеральным органом исполнительной власти и применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он также может быть применен при добровольной сертификации продукции.

Общие требования к порядку сертификации соответствуют руководствам ИСО и МЭК.

При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

• провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и т.п.;

• полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех НДах для этой продукции, а также другим требованиям, которые должны проверяться.

Обязательные требования должны нормироваться в технических регламентах. До их принятия они могут устанавливаться в СанПиН, стандартах и иных документах.

Обязательная сертификация продукции включает основные этапы, представленные на рис. 3.6.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Подача заявки на сертификацию осуществляется заявителем в соответствии с правилами системы. Вместе с заявкой установленной формы представляется необходимая для идентификации нормативная и техническая документация, если это требуется в соответствии с принятыми формами и схемами сертификации. Заявитель обращается в орган по сертификации по своему выбору, где получает необходимую информацию, консультации и бланки заявок на сертификацию.

В зависимости от выбранных формы и схемы сертификации в орган по сертификации представляются разные комплекты товаросопроводительных документов. В этих комплектах общим документом является заявка на проведение испытаний образцов или сертификацию производства (сертификацию системы качества производства) и/или выдачу сертификата. Заявка направляется в соответствующий аккредитованный орган по сертификации однородной продукции.

Информация о действующих в системе органах по сертификации пищевой продукции или непродовольственных товаров и аккредитованных испытательных лабораториях предоставляется по запросу заявителей территориальными органами Ростехрегулирования или Государственным реестром Ростехрегулирования. При наличии нескольких органов по сертификации заявитель может подать заявку в любой из них при условии, что в область аккредитации органа по сертификации включен заявляемый объект.

Если орган по сертификации не проводит сертификационных испытаний, заявителю предоставляется информация об испытательных лабораториях, которые испытывают конкретную продукцию.

Если сертификация осуществляется по Правилам Системы сертификации ГОСТ Р, заявитель должен подать следующие документы:

  1.  заявку на проведение сертификации, зарегистрированной в орган по сертификации;
  2.  акт отбора проб (образцов);
  3.  протокол испытаний (при наличии);
  4.  санитарно-эпидемиологическое заключение;
  5.  ветеринарное свидетельство на партию продукции животного происхождения;
  6.  документы, подтверждающие соответствие использованной упаковки (тары и упаковочных материалов) требованиям безопасности;
  7.  документы, подтверждающие законность производства (например, лицензии на алкогольную продукцию);
  8.  копии товарно-сопроводительных документов (счета-фактуры, товарно-транспортны накладные);
  9.  сертификаты страны происхождения (при наличии).

Акт отбора образцов представляется в тех случаях, когда орган по сертификации проводит и испытания. Акт составляется лицами, участвующими в отборе проб. Такими лицами могут быть представители органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра), эксперта или организации, которой орган по сертификации делегирует соответствующее право на договорной основе. Акт отбора образцов вместе с образцами передается в орган по сертификации, если он будет проводить испытания, или в. испытательный центр.

Протокол испытаний представляется в орган сертификация, если испытания уже проведены испытательной лабораторией, в которую были доставлены отобранные образцы (пробы) вместе с актом отбора проб. При положительных результатах протокол испытаний направляется органу по сертификации и/ют заявителю. Если заявитель получает подлинник протокола испытаний, он обязан представить его в орган по сертификации, так как протокол испытаний является одним из необходимых и главных оснований для выдачи сертификата.

Другим необходимым документом для выдачи сертификата соответствия на продовольственные и некоторые непродовольственные товары является санитарно-эпидемиологическое заключение.

Обязательная сертификация продукции по документам Системы должна проводиться по схемам 2-5 и 7 (практическая работа, приложение 6). От этого зависит перечень документов, необходимых для выдачи сертификата соответствия. При выборе схем 2, 3 и 4 достаточно вышеперечисленных документов с учетом особенностей конкретного объекта сертификации. Для выдачи сертификата по схеме 5 необходимо представить документ о сертификации производства или системы качества на производстве, а также результатов сертификационных испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории в процессе инспекционного контроля.

Сертификат соответствия на партию продукции по схеме 7 выдается при наличии акта отбора образцов (проб) органа по сертификации или уполномоченной им организации. Отбор образцов продукции для сертификационных испытаний должен проводиться третьей стороной в соответствии с требованиями, установленными стандартами или другими НДами.

Рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации (ОС) рассматривает представленные документы и на основании их, а также принятых технических регламентов выбирает наиболее приемлемую схему обязательной сертификации с учетом особенностей продукции, сроков ее годности. Схему сертификации может выбрать и заявитель, это предусмотрено определенным техническим регламентом.

Срок рассмотрения заявки на все виды пищевой продукция кроме скоропортящейся, должен быть не позднее трех дней после ее получения, а для скоропортящейся продукции решение принимается незамедлительно и сообщается заявителю в день обращения. На другие группы продукции срок рассмотрения заявки должен быть не более одного месяца.

Одним из обязательных условий впервые импортируем продукции является наличие санитарно-эпидемиологического заключения. Для импортируемой продукции допускается проведение сертификации поставляемых партий до их прибытия в Россию, основанной на анализе представленных документов, а также контрольных испытаний специально привезенных образцов.

Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению, определяет ст. 29 ФЗ (самостоятельно).

Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным им лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документ об их признании в соответствии со ст. 30 ФЗ. Представление указанных документов требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

Для целей таможенного оформления списки продукции, помещаемой под таможенный режим, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов.

Отбор, идентификация и испытания образцов. 

Отбор проб для испытаний осуществляет, как правило, орган по сертификации. Количество проб от каждой фиксированной товарной партии однородной продукции устанавливает органом, проводящим сертификацию, и должно соответствовать, как правило, требованиям действующих стандартов на методы отбора проб и испытаний. Орган по сертификации вправе корректировать массу отбираемой пробы с учетом определяемых показателей безопасности, если это документально обосновано. Отбор проб оформляется актом установленной формы.

Отобранные пробы изолируются от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Представляемые в орган по сертификации пробы продукции по сырью, рецептуре, технологии изготовления и другим идентифицирующим признакам должны быть такими же, как и у продукции, поставляемой потребителям.

Орган по сертификации может включить в отбираемую выборку дополнительно по одному контрольному образцу для хранения его у себя или в испытательной лаборатории на случай возникновения разногласий или подачи апелляций либо для других целей. Срок хранения этих образцов должен соответствовать сроку годности продукции или сроку действия сертификата, по истечении которого образец возвращается заявителю.

Перед проведением сертификационных испытаний орган по сертификации проводит идентификацию продукции на соответствие указанному наименованию (вид, класс, сорт, категория) и информации, размещенной на этикетке путем анализа представленных заявителем документов на продукцию и оценки органолептических показателей. Кроме того, проводится партионная идентификация продукции.

Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

При недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заказчиком назначает проведение дополнительных испытаний по органолептическим и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний за счет заявителя. В Правилах проведения сертификации однородных групп пищевой продукции установлены перечни показателей, используемых при их идентификации.

При отрицательном результате ассортиментной и информационной идентификации орган по сертификации извещает заявителя, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся. Для возобновления работ по сертификации необходимо устранение выявленных нарушений или переоформление заявки и всех необходимых документов. Результаты идентификации рекомендуется оформлять отдельным протоколом или отражать в акте отбора.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Испытания образцов осуществляется в испытательных лабораториях, аккредитованных на их проведение.

Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия. Сертификационные испытания образцов, как отмечалось, проводит орган по сертификации или испытательная лаборатория. Результатом испытаний является подтверждение соответствия или несоответствия, которое отражается в протоколе испытаний. При подтверждении соответствия и анализе всех необходимых документов орган по сертификации принимает решение о возможности выдачи сертификата. При этом результаты испытаний должны полно и достоверно подтверждать соответствие продукции установленным требованиям.

При подготовке решения орган по сертификации учитывает наличие и срок действия санитарно-эпидемиологического заключения, выданного на стадии разработки и постановки на производство новых видов продукции, внедрения новых технологических процессов, при применении пищевых добавок и закупке продукции за рубежом, а также на серийно выпускаемую продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. для продукции животноводства учитывается наличие ветеринарного свидетельства, выданного Федеральной службой РФ в установленном порядке, а для продукции растительного происхождения - заключения агрохимической и карантинной служб (фитосанитарный сертификат).

Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов соответствующих федеральных служб РФ, подтверждающих безопасность, документов соответствующих служб других государств, с которыми Россия заключила соглашение о взаимном признании документов или признала их в одностороннем порядке.

Результаты анализа полученных результатов отражаются в заключении эксперта, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата.

При отрицательных результатах сертификации выпускаемой продукции орган по сертификации должен довести их до заявителя с указанием причин отказа, а также должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя или продавца продукции для принятия необходимых мер по предупреждению ее реализации.

Выдача сертификата, дающего право на применение знака соответствия или знака обращения на рынке. Соответствие продукции требованиям технических регламентов или иных НДов удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификаты соответствия оформляются на бланках установленной формы, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Сертификат соответствия включает (рассмотреть на практике):

  1.  наименование и место нахождения заявителя;
  2.  наименование и место нахождения изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
  3.  наименование и место нахождения органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
  4.  информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
  5.  наименование технического регламента или иного НДа, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  6.  информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
  7.  информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов или иных документов;
  8.  срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата и порядок его продления определяется соответствующим техническим регламентом.

Срок действия сертификата устанавливается с учетом:

  1.  срока годности продукции - для сертификата, выданного на партию продукции;
  2.  срока действия сертификата на серийный выпуск продукции или сертификата на систему качества;
  3.  срока действия санитарно-эпидемиологического заключения, устанавливаемого для вида продукции (включая импортную), - до пяти лет, на опытную партию продукции - до одного года, на партию импортной продукции, поступающей на территорию России, - на срок, не превышающий срока годности данной продукции.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом указанных факторов, но не более чем на три года. При поставке продукции в госрезерв срок действия сертификата устанавливается на весь период ее хранения. Вместе с подлинником сертификата орган по сертификации может выдать любое количество копий, оформленных в установленном порядке.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.

Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат напартию продукции или изделие.

Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. Сертификат может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата и содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется действие сертификата. Приложение без сертификата недействительно. Сертификаты соответствия при обязательной и добровольной сертификации имеют разные формы. В сертификате указываются все документы, служащие основанием для его выдачи.

Бланки сертификатов соответствия и приложения к ним являются защищенной от подделок полиграфической продукцией высокого уровня защиты.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют органы по сертификации, проводящие сертификацию этих объектов. При необходимости они могут привлекать к инспекционному контролю сторонние компетентные организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган по сертификации.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, сроки и способы проведения которых устанавливаются органом по сертификации и фиксируются в договоре. Цель инспекционного контроля - проверка соблюдения правил обязательной сертификации путем определения состояния сертифицированной продукции и/или производства и/или систем качества, а также соблюдения условий и правил применения сертификата и знака соответствия.

Критериями для определения периодичности и объема и инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска и др.

В зависимости от схемы инспекционный контроль может включать: отбор образцов и их испытаний по полной или час1ичной программе в аккредитованной лаборатории; анализ информации о рекламациях на продукцию в проверяемый период; анализ информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей; анализ применения знака соответствия; проверку на месте состояния производства или системы качества; анализ на месте внесенных изменений в продукцию и/или технологический процесс; другие действия.

Внеплановые проверки проводятся при поступлении информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, органов контроля.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации в течение срока действия сертификата, а его копии направляются заявителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о приостановке или аннулировании сертификата соответствия или права применять знак соответствия. Эта информация доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, всех заинтересованных участников системы сертификации, а также контрольных органов.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов и их копий, а также зарегистрированных деклараций соответствия. Документальное основание для их выдачи хранится в течение срока действия сертификатов и деклараций соответствия, а сертификаты хранятся в течение одного-двух лет и декларации - не менее трех лет.

Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном приме нении знака соответствия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

  1.  приостанавливает действие сертификата;
  2.  информирует заинтересованных участников сертификации;
  3.  устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
  4.  контролирует выполнение изготовителем (продавцом) к ректируюших мероприятий.

Изготовитель (продавец):

  1.  определяет масштаб выявленных нарушений (количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер размер партии);
  2.  уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

После того как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:

  1.  указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;
  2.  информирует заинтересованных участников сертификации. При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.

2. Добровольная сертификация включает в основном аналогичные обязательной сертификации этапы за исключением инспекционного контроля.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и/или индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическим лицами и/или индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация; правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, а также определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации в федеральный орган исполнительной власти представляются:

• свидетельство о государственной регистрации юридического лица и/или индивидуального предпринимателя;

• правила функционирования системы добровольной сертификации;

• изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок его применения;

• документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация данной системы осуществляется в течение пяти дней с

момента представления документов, необходимых для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством РФ. Плата за регистрацию подлежит зачислению в федеральный бюджет.

3. Порядок проведения декларирования соответствия

Порядок проведения декларирования соответствия определяется ФЗ (ст. 24), в котором устанавливаются две схемы декларирования:

• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

• принятие декларации соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и/или аккредитованной испытательной лаборатории либо центра (далее - третьей стороны).

В качестве собственных доказательств заявитель-декларант представляет при регистрации техническую документацию, протоколы испытаний собственных аккредитованных лабораторий или иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия обязательным требованиям. Состав доказательных материалов для декларирования определяется техническим регламентом. Доказательства третьей стороны могут быть представлены в виде протокола испытаний аккредитованных лабораторий и/или сертификатов систем качества предприятия изготовителя, если в техническом регламенте не предусмотрены иные формы подтверждения соответствия.

Процедура декларирования состоит из нескольких этапов (рис. 3.7).

Основные этапы декларирования - отбор образцов и их испытание в собственной или независимой аккредитованной испытательной лаборатории - аналогичны этапам сертификации. При декларировании продукции изготовителем отпадает необходимость в ее идентификации.

Оформление доказательных материалов, предусмотренных техническим регламентом, относится к числу операций, характерных только для декларирования.

Доказательством третьей стороны могут служить сертификат системы качества (ст. 24 ФЗ) или ранее выданные сертификаты на серийное производство, срок действия которых не истек. В дальнейшем эта процедура может быть уточнена в организационно-методических документах.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать (на практическом занятии):

• наименование и место нахождения заявителя;

• наименование и место нахождения изготовителя продукции;

• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

• указание на схему декларирования соответствия;

• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

• сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также о документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

• срок действия декларации соответствия;

• иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Форма декларации соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, а срок ее действия определяется техническим регламентом.

Для регистрации декларации соответствия заявитель представляет ее, оформленную согласно установленным требованиям, в федеральный орган исполнительной власти; уполномоченный Правительством РФ на ведение Единого реестра деклараций соответствия.

Порядок ведения Единого реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления и порядок платы за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством РФ.

Декларация соответствия и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока ее действия. Второй экземпляр декларации хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Зарегистрированная декларация о соответствии должна содержать сведения о ее регистрации: наименование и адрес органа по сертификации, дату регистрации и регистрационный номер, печать и подпись руководителя органа по сертификации. Зарегистрированная декларация служит основанием для маркировки продукции знаком обращения на рынке в установленном порядке.

Основанием для регистрации новой декларации до окончания срока действия ранее выданной служат изменение требований НДов, реорганизация юридического лица, изменения условий производства, сырья, рецептур, а также прекращение действия зарегистрированной ранее декларации при выявлении контрольными органами несоответствия продукции установленным требованиям, а также устранение этих несоответствий.

При ликвидации или реорганизации юридического лица зарегистрированная в установленном порядке декларация о соответствии действительна для ранее выпущенной продукции при ее поставке и продаже в течение срока годности (хранения). При выявлении несоответствия продукции установленным требованиям изготовитель (продавец, исполнитель), принявший декларацию, обязан сообщить в трехдневный срок о прекращении действия декларации в зарегистрировавший ее орган по сертификации.

В заключение необходимо указать на важную роль оценки и подтверждения соответствия в форме сертификации или декларации для обеспечения безопасности здоровья, жизни и имущества потребителей, охраны окружающей среды, а также конкурентоспособности товаров и услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75306. Средневековое цеховое ремесло и его характер 39 KB
  Средневековое цеховое ремесло и его характер. Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. хотя окончательное оформление цехов получение специальных хартий от королей запись цеховых уставов и т.
75307. Производительные силы Западной Европы в V-XV веков 43.5 KB
  Производительные силы средневекового общества это люди с присущими им особенностями сознания трудовыми навыками природная среда их обитания и созданные ими в процессе жизнедеятельности орудия технологии и формы организации труда. Его характеризовали ручные орудия и низкая производительность труда отсутствие скольконибудь значительных материальных ресурсов простое нерасширенное воспроизводство. Даже крупные владения феодалов чаще всего представляли собой конгломерат более или менее значительных усадеб деревень или их групп...
75308. Культура Западной Европы в V-XI веках 43 KB
  Культура Западной Европы в VXI вв. Искусство Западной Европы в средние века. Книга представляет собой очерки истории искусства стран Западной Европы в средние века. Сюда были приглашены наиболее образованные люди тогдашней Европы.
75309. Международные связи в Западной Европе в XI-XV веков 40.5 KB
  Однако международные отношения этого периода не приняли еще достаточно регулярного характера: не было постоянных послов и дипломатических представительств не сложилось еще и международное право; само это понятие в целом едва ли применимо к этому времени развивались лишь отдельные его элементы и прежде всего право войны и морское право например Барселонское морское право оформившееся в XII в. Однако неожиданно монголотатары основательно истощенные к этому времени героическим сопротивлением Руси повернули в степи Причерноморья и...
75310. Возникновение, сущность и эволюция средневекового государства 34.5 KB
  Возникновение сущность и эволюция средневекового государства. Процесс образования централизованного феодального государства в России имел в своей основе те же общие закономерности исторического развития что и процесс образования централизованных феодальных государств в странах Западной Европы. Формы феодального государства были различными но классовая его сущность оставалась одна и та же. Характеризуя основные черты государства в средние века В.
75311. Происхождение термина «средние века» 28 KB
  Происхождение термина средние века. Термин средние века перевод с латинского выражения medium evum средний век 1 был впервые введен итальянскими гуманистами. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира как время испорченной кухонной латыни. Келлер ввел термин средние века в общую периодизацию всемирной истории разделив ее на античность средневековье и новое время.
75313. Отечественная историография о феодализме 39.5 KB
  Гуревича многих других исследователей продвинулось вперед выяснение отдельных явлений и событий истории средневекового мира прогрессировало теоретическое осмысление проблематики феодализма. Конрад хотя он сам как и другие востоковеды сталкивался с трудноразрешимыми проблемами при рассмотрении феодализма во всемирноисторическом масштабе. Но подобное понимание феодализма оказывается крайне обедненным сводимым к малосодержательной социологической абстракции....
75314. Периодизация истории средних веков и феодализма в отечественной и зарубежной историографии 34.5 KB
  Западной Римской империи. Встреча двух миров античного грекоримского и варварского германского кельтского славянского стала началом глубокого переворота который открыл новый средневековый период в истории Западной Европы. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную революцию общеевропейского значения английскую революцию 1640-1660х годов положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевропейской Тридцатилетней войны 16181648 гг....