16737

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗВЛЕЧЕНИЮ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ НАНОРАЗМЕРНОЙ КРУПНОСТИ

Научная статья

География, геология и геодезия

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗВЛЕЧЕНИЮ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ НАНОРАЗМЕРНОЙ КРУПНОСТИ Усманова Н.Ф. ИХХТ СО РАН В последнее время возрастающая роль в золотодобыче отводится корам выветривания. По данным информационноаналитического центра Минеральные ресурсы мира на 2007 год на ...

Русский

2013-06-25

27 KB

2 чел.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗВЛЕЧЕНИЮ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ НАНОРАЗМЕРНОЙ КРУПНОСТИ

Усманова Н.Ф. (ИХХТ СО РАН)

В последнее время возрастающая роль в золотодобыче отводится корам выветривания. По данным информационно-аналитического центра «Минеральные ресурсы мира» на 2007 год на долю кор выветривания приходится 11,6% мировых запасов золота. В России золотоносные коры выветривания широко распространены в Сибири, на Дальнем Востоке, Алтае, Урале. Проявлений различного масштаба золотоносных кор выветривания выявлено в Казахстане. Золоторудные месторождения в корах выветривания известны в Австралии, Бразилии, в странах Африки и Южной Америки.

В Красноярском крае расположено одно из крупнейших рудных месторождений коры выветривания - Олимпиадинское, которое дает основную часть добываемого в крае золота. Кроме того, на территории Енисейского кряжа, в корах выветривания выявлены, а некоторые уже отработаны, довольно многочисленные небольшие, но богатые россыпи золота [1].

В то же время попытки освоения золотосодержащих россыпей приуроченных к корам выветривания сопряжены с многочисленными проблемами. Основная часть запасов этих месторождений, стоящих на балансе было разведано еще во времена Советского Союза. Тогда проявления золота в россыпях кор выветривания, были оценены как труднообогатимые из-за высокого содержания глины и охарактеризованы как перспективные, с освоением «в ближайшем будущем». Традиционная гравитационная технология обогащения, применяемая в россыпной золотодобыче, не позволяет получать высоких технологических показателей. Порядка 40-50% золота остается в отходах добычи. Технология кучного выщелачивания, широко пропагандируемая в последние годы, при обогащении сырья с повышенным содержанием глинистой фракции связана с рядом трудностей.

Как показывает практика освоения такого рода месторождений, наряду с гравитационным золотом в песках присутствует металл наноразмерной крупности. Сведений об этом в геологических отчетах того времени нет. Соответственно и запасы месторождений занижены. С другой стороны современные методы обогащения не позволяют эффективно извлекать золото наноразмерной крупности. Весь этот металл остается в хвостах обогащения, формируя новый пласт техногенных месторождений с труднообогатимым сырьем. Образуется замкнутый круг, требующий новых технологических решений.

В настоящее время нижний предел крупности благородных металлов, который можно извлечь составляет 1-3 мкм. Для извлечения металла крупностью ниже 1 мкм флотационными методами необходимы новые подходы к формированию реагентных режимов для извлечения ценного компонента. В настоящее время, с использованием достижений супрамолекулярной химии [2], появилась возможность конструировать реагентные смеси для флотационного обогащения, где снимается принципиально нижнее ограничение на крупность разделяемых частиц. Это позволяет более целенаправленно подойти к выбору и синтезу необходимых для технологии реагентов.

Необходимо пересматривать подходы к разработке эффективной и экологически чистой технологии извлечения ценного компонента. При разработке технологии необходимо учитывать естественные механизмы преобразования и переноса благородных металлов в процессе гипергинеза. Например, в последние годы установлены явления выщелачивания и переноса золота и металлов платиновой группы в поверхностных условиях в форме стабилизаторов коллоидов и комплексов с природными органическими соединениями. Это открывает возможности для разработки экологически чистых технологий, химия которых несущественно отличается от геохимии коры выветривания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цыкин Р.А. Гипрегенные золотоносные системы центральной Сибири // Золотоносные коры выветривания Сибири. Красноярск, КНИИГиМС, 2002. - С.26-30.

2. Ж.-М. Лен. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы // Пер. с англ.. - Новосибиск: Наука. 1998. 334 c.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55850. Самоосвіта – одна із акмеологічних умов професійного росту вчителя 51.5 KB
  Самоосвіта вчителя є необхідною умовою професійної діяльності педагога. Не секрет що багато батьків приводячи дитину до школи просяться в клас до конкретного вчителя предметника або класного керівника.
55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка - оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.
55853. Відомості із синтаксису і пунктуації 237.5 KB
  3 З досвіду роботи 4 Фотофрагменти уроків 14 Серія уроків з української мови в 5му класі за темою: Відомості із синтаксису і пунктуації. 70 Анотація Матеріали розкривають методи і прийоми роботи над науково методичною проблемою:Самореалізація особистості учня у процесі вивчення української мови. За ці роки працювала вихователем групи продовженого дня учителем початкових класів а з 1997 року учителем української мови та літератури. Тому працюючи учителем української мови я обрала для...
55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...
55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.