1674

Контроль качества продукции и услуг

Контрольная

Маркетинг и реклама

Основные понятия в области контроля. Значение контроля качества, его место в оценке соответствия. Государственный и муниципальный контроль качества: сфера применения, правовая база, органы государственного контроля и их полномочия – практическая работа.

Русский

2013-01-06

2.98 MB

249 чел.

Контроль качества продукции и услуг


Вопросы:

  1.  Основные понятия в области контроля. Значение контроля качества, его место в оценке соответствия
  2.  Испытания, их назначение и классификация
  3.  Контроль качества продукции и услуг, его назначение, этапы, классификация
  4.  Государственный и муниципальный контроль качества: сфера применения, правовая база, органы государственного контроля и их полномочия – практическая работа

1. Основные понятия в области контроля. Значение контроля качества, его место в оценке соответствия

Испытания - определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Контроль - процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой (Руководство ИСО/МЭК 2).

Контроль качества - проверка соответствия действительных значений показателей качества продукции или услуг установленным НДами требованиям.

Контроль и испытания согласно ст. 7 ФЗ являются разными формами оценки соответствия наряду с подтверждением соответствия, аккредитацией, регистрацией и т.п. При этом испытания могут выступать как одна из важнейших операций контроля, так и самостоятельной формой.

Значение контроля невозможно переоценить, т.к. с его помощью создается уверенность в обеспечении надлежащего качества продукции и услуг на большинстве этапов их технологического жизненного цикла - от проектирования до потребления. Благодаря такому контролю удается достичь прослеживаемости продукции, а в случае обнаружения каких-либо дефектов - осуществить корректирующие мероприятия в виде устранения несоответствий или снятия продукции с производства, а товара - с реализации.

С помощью своевременно проведенного контроля можно предотвратить нерациональное использование природных, материальных, трудовых и иных ресурсов, затрачиваемых при производстве определенной продукции или оказании услуг.

2. Испытания, их назначение и классификация

Назначение испытаний - определение действительного значения одного или комплекса показателей качества продукции и услуг.

Объектом испытаний служат показатели качества продукции или услуг, измеряемые или оцениваемые компетентными лицами с помощью установленных методик.

Субъектами, осуществляющими испытания, могут быть сотрудники испытательных лабораторий, эксперты, члены дегустационных комиссий, товароведы и другие компетентные специалисты.

Испытания принято подразделять по двум классификационным признакам: испытываемым свойствам и назначению (рис. 3.8).

Испытания на функциональное назначение - испытания, предназначенные для определения пригодности объекта к использованию по его основному назначению. Например, при экспертизе новых сложно-технических товаров проводят их опытную эксплуатацию для выявления пригодности к использованию по назначению. Результатом таких испытаний может стать регламентация товаров на следующие градации: пригодный к использованию по назначению, условно пригодный и непригодный.

Испытания на надежность - испытания, проводимые для определения показателей надежности в заданных условиях. К таковым относятся испытания, которые осуществляются при механических воздействиях на товар (на излом, трение и т.п.).

Например, испытания на износостойкость обуви, тканей и пр. Разновидностью испытаний на надежность служат испытания на прочность, устойчивость, сохраняемость.

Испытания на прочность - испытания, проводимые для определения значений воздействующих факторов, вызывающих выход значений свойств объекта за установленные пределы или его разрушение. Примером таких испытаний служит определение твердости свежих плодов и овощей с помощью специального прибора, который прокалывает кожуру испытуемого объекта в случае приложения силы, большей, чем прочность кожуры.

Испытания на устойчивость испытания, проводимые для определения способности объекта сохранять значение параметров в пределах установленных норм во время действия на него определенных факторов, например определение механической устойчивости посуды, металлических изделий.

Испытания на сохраняемосать - испытания, проводимые с целью определения значений показателей сохраняемости (сроков хранения, выхода стандартной продукции, потерь и т.п.). Испытания на сохраняемость чаще производят на новые продовольственные товары, чтобы определить их оптимальные условия и сроки годности или сохраняемости. Кроме того, испытания на сохраняемость продукции необходимы для установления влияния условий хранения, упаковки, способов размещения и методов обработки товаров.

Испытания на безопасность - испытания, проводимые для определения показателей безопасности и/или их изменений в процессе производства, хранения, реализации и потребления (эксплуатации). Такие испытания являются неотъемлемой операцией при обязательной сертификации, декларировании соответствия и государственном контроле качества выпускаемых и реализуемых товаров.

Приемо-сдаточные испытания - испытания, проводимые при приемочном контроле. Эти испытания проводят перед выпуском продукции на предприятиях-производителях. Они являются важнейшей операцией приемки по качеству в торговых организациях при поступлении товаров. Требования к этим испытаниям устанавливаются технологическими или иными инструкциями, например Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству.

Периодические испытания - испытания, проводимые с целью проверка стабильности качества продукции и подтверждения возможности продолжения ее выпуска в установленном объемё. Эти испытания проводят через определенные, заранее регламентируемые периоды. На предприятиях-производителях отбор готовой продукции и/или полуфабрикатов осуществляют работники испытательных лабораторий.

Некоторые торговые сети, например «Ашан», периодически (примерно один раз в полгода) проводят испытания образцов определенных поставщиков товаров, для чего отобранные образцы направляют в собственную испытательную лабораторию или лаборатории экспертных сторонних организаций.

Квалификационные испытания - испытания установочной серии или первой промышленной партии с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа. Чаще всего их проводят при выпуске новой продукции.

Типовые испытания - испытания для оценки и целесообразности вносимых изменений в конструкцию, рецептуру, технологический процесс. Такие испытания проводятся в основном при производстве продукции или оказании услуг, чтобы оценить эффективность применяемых технологий, рецептур и конструкций, а также для целей сертификации и декларирования соответствия.

Рабочим документом при испытаниях служит программа испытаний, а конечным документом протокол испытаний.

Рабочий документ - организационно-методический документ, устанавливающий цели, задачи, объекты, средства и методы испытаний, виды и последовательность измерений параметров, номеров ГОСТов, ГОСТ Р и других НДов. Рабочий документ обязателен для исполнения в организации, его принявшей.

Протокол испытаний - документ, отражающий результаты измерений и другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Протокол испытаний служит основанием для выдачи: сертификатов соответствия; деклараций соответствия; актов экспертизы и контроля.

Результатом испытаний являются определенные действительные значения показателей, которые заносятся в протокол испытания, достоверность результатов испытаний в значительной мере определяется выбранными методами испытаний.

Методы испытаний - способы получения действительных значений показателей качества объекта. В их основе лежат измерения и обнаружения физических величин с применением неметрических и метрических шкал измерения.

В зависимости от применяемых средств измерения методы испытаний подразделяются на следующие группы: измерительные; органолептические; регистрационные.

Измерительные методы испытаний - способы получения результатов испытаний с помощью технических средств измерений, в т.ч. и простейших приспособлений.

Например, с помощью мер длины измеряют длину рыбы, наибольший поперечный диаметр свежих и переработанных плодов и овощей, размер одежды, обуви, тканей и т.п., а с помощью лактоденсиметра - относительную плотность молока.

Органолептические методы испытаний - способы обнаружения органолептических показателей качества с помощью органов чувств оценщика (дегустатора) и ранжирования их в убывающем или возрастающем порядке.

Так, эти методы применяются для определения внешнего вида всех товаров, включая и их цвет, форму, состояние поверхности; запаха (аромата) большинства продовольственных товаров, парфюмерно-косметических изделий, многих товаров бытовой химии; вкуса пищевых продуктов и табачного дыма.

Регистрационные методы испытаний - способы получения результатов испытаний путем наблюдения, подсчета и учета показателей качества определенных объектов по заранее оговоренным признакам.

Например, при определении нестандартной продукции и отхода плодов и овощей проводят их сортировку по конкретным дефектам, относящимся к допускаемым или недопускаемым отклонениям. Затем учитывают их по массе или счету (только для сушеной продукции), рассчитывают в процентах и после снятия допусков определяют соотношение нестандартной продукции и отхода в процентах. Одним из показателей качества обслуживания в организациях розничной торговли и общественного питания является количество положительных отзывов (благодарностей) и жалоб в книге отзывов посетителей, определенных регистрационным методом

Более подробно эти методы испытаний, их деление на подгруппы, а также достоинства и недостатки рассматриваются в дисциплине «Теоретические основы товароведения».

Критериями выбора методов испытаний служат достоверность результатов, требуемая точность измерения, время проведения испытаний, нормативные требования (например, при сертификационных испытаниях по показателям безопасности четко регламентируются стандарты на методы испытаний).

Испытания являются общей для многих видов оценки соответствия технической операцией, результаты которой анализируются и по ним принимаются соответствующие решения, оформляются заключения, акты, сертификаты и декларации соответствия. Контроль качества товаров также обязательно включает этап проведения испытаний одним из вышеуказанных методов.

3. Контроль качества продукции и услуг, его назначение, этапы, классификация

Назначением контроля качества является проверка соответствия действительных значений показателей качества установленным НДам требованиям.

Контроль качества включает следующие этапы:

  1.  определение целей, задач, объектов и номенклатуры показателей качества, средств и методов контроля;
  2.  обследование объектов контроля и отбор образцов;
  3.  испытание образцов по заранее выбранной номенклатуре показателей качества;
  4.  анализ результатов обследования и испытаний путем сопоставления действительных значений показателей качества с базовыми, регламентируемыми НДами значений тех же показателей;
  5.  оформление технических документов (актов контроля, товаросопроводительных документов, записи в журналах и т.п.).

Этот этап не проводится, если по принятому технологическому циклу товародвижения не требуется оформления документов, например когда при текущем контроле хранящейся продукции не обнаружено несоответствий режима хранения, качества и т.п.

Однако чаще всего определенную фиксацию результатов контроля (даже при положительных результатах) все же необходимо делать, так как в дальнейшем при выявлении несоответствия можно определить, с какого момента они могли возникнуть.

Классификационными признаками контроля качества служат этапы производства, полнота охвата контроля по времени и объему, влиянию на объект контроля, стадии жизненного цикла продукции, субъектам контроля.

Классификация контроля качества продукции и услуг показана на рис. 3.9.

Приемочный контроль - контроль, осуществляемый при сдаче-приемке товаров.

Этот вид контроля проводится при приемке сырья, при выпуске продукции из производства и направлении ее на склад, отпуске со склада получателям, а также в торговых организациях при приемке от поставщика или отпуске получателю сторонней организации. Приемочный контроль должен осуществляться и при сдаче (отпуске) материального результата услуги или работы заказчику (например, при пошиве одежды или обуви, изготовлении фотографий, слайдов, кинофильмов, приготовлении продукции общественного питания и т. д.).

На предприятиях общественного питания разновидностью приемочного контроля является бракеражный контроль.

Характерным признаком приемочного контроля является его обязательность при передаче товара от одного владельца к другому. При проведении контроля этого вида применяются приемочно-сдаточные испытания.

Текущий контроль - контроль, осуществляемый на промежуточных операциях технологического цикла товародвижения. Поэтому этот вид контроля при производстве продукции зачастую называют операционным, так как он является своего рода завершающей операцией на каждом промежуточном этапе, включающем несколько технологических операций.

Например, при выпечке хлеба операционный контроль проводят на предварительном этапе при приемке, а затем после подготовки сырья, на основном этапе после замеса и окончания брожения теста.

В торговых организациях текущий контроль проводят при сортировке (разбраковке) товаров, при этом выявляют и отсортировывают товары разных категорий качества (например, стандартные, нестандартные или отход) либо отделяют дефектные экземпляры (например, брак обуви, посуды, одежды и т.п.). Кроме того, текущий контроль качества проводят периодически при длительном хранении продовольственных товаров, совмещая его с контролем за режимом хранения.

Систематическое проведение текущего контроля позволят своевременно выявить различные несоответствия и устранить их с помощью различных корректирующих мероприятий.

Инспекционный контроль - контроль, осуществляемый уполномоченными лицами инспекторами. Инспекционный контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний инспекционный контроль может осуществляться инспекторами вышестоящих организаций, экспертами органов по сертификации, франчайзерами, представителями органов управления саморегулируемых организаций, а также организаций-получателей, если это предусмотрено условиями контрактов.

Например, многие торговые сети, заказывая предприятиям-производителям товары под собственной торговой маркой, в договорах поставки заранее оговаривают периодичность проведения на этих предприятиях инспекционного контроля. При этом конкретные сроки контроля не устанавливаются, что позволяет торговым сетям. обеспечивать стабильность качества товаров, производимых с собственной торговой маркой, и предупреждать возможное ухудшение качества.

Разновидностью внешнего инспекционного контроля можно было бы считать и государственный контроль, осуществляемый госинспекторами.

Однако в силу особого статуса его выделяют как самостоятельную форму контроля.

Внутренний контроль проводится уполномоченными руководством организации сотрудниками отдельных структурных подразделений (например, испытательных лабораторий, отделов технического контроля, отделов качества, товароведных служб и т.п.). По назначению этот вид контроля можно отнести к самоконтролю организации, предназначенному для выявления недостатков политики в области качества и скрытых резервов для его улучшения.

Летучий контроль - контроль, осуществляемый внезапно, в незапланированное время. Он является разновидностью инспекционного контроля.

Например, летучий контроль может осуществляться франчайзером, представившим право другой организации выпускать и/или реализовать продукцию под своим товарным знаком, чтобы убедиться в соответствии качества продукции установленным им требованиям.

Непрерывный контроль - контроль, осуществляемый постоянно.

Проведение непрерывного контроля облегчается при его автоматизации. Например, при поточном методе производства питьевого молока осуществляется непрерывный контроль за кислотностью поступающего молока, температурой и продолжительностью пастеризации или стерилизации. Этот вид контроль применяется и при сортировке товаров, если она является обязательным этапом технологического цикла товародвижения.

Правилами продажи отдельных видов товаров также предусмотрено проведение непрерывного сплошного контроля качества товаров перед их отпуском покупателю.

Периодический контроль - контроль, осуществляемый через определенные промежутки времени.

Периодичность внутреннего контроля в большинстве случаев устанавливается технологическими инструкциями, стандартами организаций, методическими указаниями, а также организационно-распорядительными документами, утверждаемым руководством организации.

При внешнем контроле его периодичность может устанавливаться особыми условиями договоров (франшизы, поставки и т.п.). Периодичность планового государственного контроля устанавливается ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Сплошной контроль - контроль всех обследуемых товаров. Этот вид контроля возможен только при условии сохранения целостности товара. Поэтому чаще всего его осуществляют визуальным методом, а также с помощью специальных технических приспособлений или приемов (например, сплошной контроль электроламп проводят путем их вворачивания в патрон электросети, целостность стеклянной посуды - постукиванием целостность укупорки напитков с винтовой пробкой - прокручиванием и т.п.). Сплошной контроль проводится при сортировке и перед отпуском товаров.

Достоинством данного вида контроля является его высокая эффективность при выявлении и отбраковке дефектных экземпляров, а недостатком - высокая трудоемкость. Этот недостаток в значительной мере устраняется при выборочном контроле, который является антиподом сплошного контроля.

Выборочный контроль - контроль, осуществляемый на специальным образом отобранной выборке (пробе, образце и т.п.) (изучаются в дисциплине «Теоретическое основы товароведения»). Его применяют в ситуациях, если:

  1.  товар частично или полностью утрачивает свое качество (например, целостность);
  2.  невозможно проверить качество всех единичных товаров, особенно в больших товарных партиях, из-за повышенной трудоемкости и значительных материальных затрат.

Достоинством выборочного контроля являются низкие по сравнению со сплошным контролем затраты (материальные, трудовые), недостатком - снижение достоверности результатов и объективности, так как любой отбор проб, образцов и выборок, осуществляемый людьми, несет элементы субъективизма. Поэтому для контроля данного вида характерен повышенный риск ошибки от неправильно взятой выборки, которая может обойтись предприятию в тысячи, а иногда и миллионы рублей.

Например, приемка плодов и овощей проводится только выборочным контролем. Снижение стандартной части яблок всего на 2 % из-за неправильно отобранной объединенной пробы при закупочной цене 50 тыс.руб. за 1 т приведет к потерям плодоовощной базы 1000 руб. за каждую тонну, а в партии могут быть десятки тонн.

Разрушающий контроль - контроль, после проведения которого образцы товаров утрачивают свою целостность.

Данный вид контроля применяют в тех случаях, когда его обязательной операцией являются испытания, при которых в результате физических, химических и иных воздействий утрачивается целостность или другие свойства товаров. Например, при испытаниях на безопасность, осуществляемом при государственном контроле, из выборки или объединенных образцов отбирают навески, при этом нарушается целостность товара, а навески полностью расходуются в процессе испытаний.

Разрушающий контроль используют только в тех случаях, когда невозможны методы неразрушающего контроля.

Неразрушающий контроль - контроль, при проведении которого испытываемая продукция не утрачивает своего качества и количества. Отобранные при этом образцы или выборки могут быть после испытаний присоединены к товарной партии и реализованы.

Данный вид контроля имеет следующие достоинства:

• отсутствие затрат продукции на проведение испытаний;

• возможность проведения повторных испытаний на тех же образцах;

• применение в большинстве случае относительно недорогих методов испытаний, хотя есть методы, требующие дорогостоящего оборудования и компетентного персонала;

• невысокие затраты времени на проведение испытаний.

Благодаря этим достоинствам неразрушающий контроль предпочтительнее разрушающего. К недостаткам неразрушающего контроля относится ограниченная сфера его применения.

Разрушающий и неразрушающий контроль применяется для продукции, а также для материальных результатов услуг и работ.

Производственный контроль - контроль, осуществляемый в процессе производства и/или реализации продукции либо оказания услуг или выполнения работ. Этот вид контроля проводится на определенных этапах технологического цикла производства или реализации продукции либо оказания услуг и является важнейшими элементом системы менеджмента качества на производстве.

Типичным примером такого контроля является система ХАСПП, изложенная в директиве Совета Европейского сообщества 93/43.

Требования к контролю за соблюдением санитарных правил регламентируется СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля и соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Соблюдение этих правил является обязательный для юридических и физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Указанные Санитарные правила предназначены:

• для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортирование и реализацию продукции, а также выполняющих работы и услуги;

• для органов и учреждений Роспотребнадзора осуществляющих государственный надзор.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять контроль, в том числе посредством проведения лабораторных испытаний, за соблюдением санитарных правил при производстве, хранении, транспортировании и реализации продукции, а также оказании услуг.

Целями производственного контроля являются обеспечение безопасности и/или безвредности для человека и среды обитания объектов этого контроля.

Объекты контроля – производственные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает:

  1.  наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля по указанным объектам;
  2.  осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний объектов;
  3.  организацию медицинских осмотров, профессионально гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, бытовым обслуживанием населения;
  4.  контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, медицинских книжек и иных обязательных документов;
  5.  обоснование безопасности новых видов продукции и технологии ее производства;
  6.  ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  7.  визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
  8.  своевременное информирование населения, органы местного самоуправления, органы и учреждения Роспотребнадзора об аварийных ситуациях, нарушениях технологического процесса, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Организации самостоятельно разрабатывают программу (план) производственного контроля, которая согласовывается с главными врачами центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается руководителем организации. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые несут дисциплинарную ответственность за своевременность его организации, полноту и достоверность результатов.

Производственный контроль, осуществляемый для проверки соответствия технических, технологических и иных требований, кроме санитарных, регламентируется стандартами организаций, технологическими инструкциями и другими нормативно-техническими документами.

Разновидностью производственного контроля является логистический контроль.

Логистический контроль - контроль, осуществляемый при транспортировании и хранении продукции. Этот контроль проводится в транспортных или логистических организациях, на складах оптовых баз, распределительных холодильников, а также в магазинах. Основное назначение контроля данного вида - проверка обеспечения сохраняемости продукции в процессах транспортирования, погрузочно-разгрузочных работ, хранения, товарной обработки (подготовки к продаже) и реализации.

Достаточно часто контроль качества совмещается с контролем за условиями и сроками перевозки, хранения и реализации, необходимыми для поддержания качества на заданном уровне. Поэтому логистический контроль можно рассматривать как комплексный контроль, для которого должна быть характерна систематичность. Отдельные составляющие такого контроля могут быть автоматизированными (например, контроль за режимом хранения: температурой, относительной влажностью) и неавтоматизированными (контроль качества продукции).

Эксплуатационный контроль - контроль, осуществляемый в процессе эксплуатации товаров. Такой контроль проводят пользователи этих товаров - юридические и физические лица. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обеспечивать эксплуатационный контроль более компетентно с проведением соответствующих испытаний, чем физические лица - конечные потребители товаров. В процессе эксплуатации контроль качества чаще всего проводится по свойствам надежности и безопасности, при этом конечные потребители могут воспользоваться услугами сторонних организаций (например, станций обслуживания автомобилей, мастерских т. п.), в том числе сервисных организаций, которые на договорных началах осуществляют периодический эксплуатационный контроль бытовой техники, например стиральных машин, автомашин и других сложно-технических товаров.

Внутрифирменный контроль - контроль, осуществляемый персоналом организации. В производственных организациях его проводят технологи, контролеры, сотрудники собственных испытательных организаций, другие уполномоченные сотрудники организации.

В торговых организациях этот вид контроля проводят товароведы, менеджеры, если они обладают соответствующей компетенцией, сотрудники испытательных лабораторий (например, такие лаборатории есть в оптовых торговых предприятиях, а также в некоторых торговых сетях).

Внешний контроль - контроль, осуществляемый органами государственного контроля (надзора) или уполномоченными представителями сторонних организаций в пределах их компетенции. Внешний контроль имеет следующие разновидности: государственный и муниципальный контроль, а также контроль сторонних организаций.

4. Государственный и муниципальный контроль качества: сфера применения, правовая база, органы государственного контроля и их полномочия.

В декабре 2008 г. был принят новый ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (следовательно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» утратил силу).

В новом Законе в зависимости от уровня субъектов, осуществляющих мероприятия по контролю, выделяют два вида: государственный и муниципальный.

Государственный контроль (надзор) в свою очередь подразделяется на два подвида: федеральный и региональный.

Определение перечисленных видов и подвидов контроля даны в ст. 2 указанного Закона. Ниже приводятся определения терминов в сокращенном варианте.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на выявление пресечение и устранение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц.

Эта деятельность включает и систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния их исполнения при осуществлении предпринимательской деятельности. Государственный контроль должны осуществлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерация. Кроме того, для проведения мероприятий по контролю могут привлекаться эксперты и экспертные организации аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности.

Свою деятельность органы госконтроля осуществляют в пределах своей компетенции, а их должностные лица должны быть уполномочены на проведение мероприятий по контролю.

Федеральный государственный контроль (надзор) - контроль, осуществляем федеральными органами исполнительной власти, уполномочен на проведение контроля на всей территории России.

Региональный государственный контроль (надзор) - контроль,. осуществляемый органами исполнительной власти субъекта Федерации, которые уполномочены на проведение контроля на территории этого субъекта.

Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок на территории муниципального образования.

Мероприятие по контролю - действия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, связанные с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Сферой применения госконтроля является проверка соблюдения только обязательных требований к качеству в пределах компетенции должностных лиц, осуществляющих этот контроль, что регламентируется двумя федеральными законами: новым ФЗ и ФЗ (гл. 6). Указанные законы, а также стандарты, если они содержат обязательные требования, технические документы, правила, нормативные правовые акты, составляют правовую базу государственного контроля.

В новом ФЗ устанавливаются:

  1.  основные понятия, используемые в данном Законе;
  2.  принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  3.  полномочия федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
  4.  полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль;
  5.  требования к организации и проведению проверок: порядок их проведения, ограничения при проведении проверок, порядок оформления результатов проверок, порядок оформления результатов контроля;
  6.  права и обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при проведении проверок;
  7.  принимаемые должностными лицами органов государственного и муниципального контроля меры по фактам нарушений, выявленных при проверках;
  8.  права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля;
  9.  государственная и общественная защита лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок;
  10.  ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение нового ФЗ.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» (гл. 6) устанавливаются:

  1.  органы государственно контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  2.  объекты госконтроля (надзора);
  3.  полномочия органов госконтроля;
  4.  ответственность органов госконтроля и их должностных лиц при проведении проверок.

Объектами госконтроля является продукция на стадии ее обращения и процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения технических регламентов.

В сфере обращения госконтроль за соблюдением гигиенических требований к безопасности продукции осуществляет Роспотребнадзор. Госконтроль за пожарной безопасностью процессов при производстве, хранении, перевозке и реализации продукции проводят должностные лица Пожарной службы России, за электрической безопасностью - Росэнергонадзор за охраной труда на предприятиях - Инспекция по труду.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представлены в ст. 3 нового ФЗ (списать самостоятельно).

Полномочия органов государственного контроля (надзора). В соответствии с ФЗ органы госконтроля (надзора) вправе (ст. 34 п.1 ФЗ – самостоятельно)

Обязанности органов государственного контроля (надзора) (ст. 34 п.2 ФЗ – самостоятельно):

Наряду с правами и обязанностями органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность в случае (ст. 35 ФЗ): ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору); совершения противоправных действий (бездействия).

В ст. 4, 5 и 6 нового ФЗ определены полномочия разных субъектов, осуществляющих разные подвиды государственного, а также муниципального контроля.

В новом ФЗ предусмотрен следующий порядок проведения проверок. Должностное лицо органа по госконтролю обязано предъявить представителю проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя два документа - распоряжение (приказ) руководителя или заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля и служебное удостоверение.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия контролю указываются:

  1.  номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  2.  наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3.  фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю, а также привлекаем экспертов;
  4.  наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых производится;
  5.  цели, задачи и предмет проверки и сроки ее проведения;
  6.  правовые основания проведения проверки, в том числе обязательные требования, подлежащие проверке, и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  7.  перечень мероприятий по контролю, необходимый для достижения целей и задач проведения проверки;
  8.  перечень документов, представление которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверок;
  9.  перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  10.  дата начала и окончания проведения проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия вручаются под роспись должностным лицом, осуществляю мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверение

При проведении мероприятий по контролю должны соблюдать следующие требования:

  1.  осуществлен мероприятий только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении;
  2.  продолжительность мероприятия не должна превышать 20 рабочих дней (для малого предприятия - 50 ч, для микропредприятия - 15 ч в год). В исключительных случаях на основании мотивированного предложен должностного лица срок выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней;
  3.  мероприятия по контролю должны быть оформлены и учтены соответствующим образом;
  4.  мероприятия по контролю разных видов должны иметь определенные обоснования.

Как видно из рис. 3.10, проверки могут быть плановыми, которые проводятся не чаще чем один раз в три года, и внеплановыми, периодичность для которых не устанавливается. Предприятия могут проверяться в плановом порядке не ранее чем через три года с момента их государственной регистрации. Более частые проверки (два и более раза в три года) могут проводиться в сфере здравоохранения, образования, а также в социальной сфере.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения таких проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся, только если для них возникает основания, указанные на рис. 3.10. Однако заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездной или документарной проверки.

Предметом документарной проверка являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя. К ним относятся документы, устанавливающие организационно-правовую форму указанных лиц, их права и обязанности; документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, регламентируемых муниципальных правовых актов.

В процессе документарной проверки вначале рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного или муниципального контроля: уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в указанных документах, вызывают обоснованные сомнения или они недостаточны для оценки исполнения проверяемыми лицам обязательных требований или требований муниципальных правовых актов, контрольный орган вправе направить в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием предоставить необходимые дополнительные документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя контрольного органа.

Проверяемое лицо должно в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в контрольный орган указанные в нем документы, а должностное лицо контрольного органа, проводящего документарную проверку, обязано рассмотреть их. В случае выявления несоответствия ими ошибок в проверяемых документах запрашиваются пояснения и/или документы, подтверждающие достоверность сведений в ранее представленных документах.

При проведении документарной проверки орган государственного или муниципального контроля не вправе требовать проверяемого лица документы и сведения, не относящиеся предмету проверки.

Предметом выездной проверка являются содержащиеся документах проверяемого лица сведения, а также соответствия его работников, состояния используемых при осуществлении предпринимательской деятельности средств (зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспорта, товаров том числе выполняемых работ, предоставляемых услуг и т.п.) обязательным требованиям или требованиям муниципальных правовых актов.

Выездная проверка проводится при невозможности уде вериться при документарной проверке в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных в контрольный орган документах, а также невозможности оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям или требованиям муниципальных правовых актов без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Плановая или внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица, которое обязано предоставить возможность должностным лицам контрольного органа ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки. Кроме того, этим лицам и привлеченным экспертам должен быть обеспечен доступ на территорию, используемую проверяемым лицом для осуществления предпринимательской деятельности, а также возможность обследования объектов, средств и методов этой деятельности.

В ФЗ определены ограничения при проведении мероприятий по контролю. Согласно этому ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1.  проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого они действуют;
  2.  осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей или их представителей;
  3.  требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4.  требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний) или экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными НДами;
  5.  распространять информацию, составляющую, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  6.  превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятий по контролю должностное лицо органа госконтроля составляют акт установленной формы в двух экземплярах. В акте проверки указываются;

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного или муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного органа;

4) фамилии, имена, отчества и должности лиц (или лица), проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, а также руководителя или иного уполномоченного должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки, и их должность;

6) дата, время, продолжительность и время проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и лицах, допустивших нарушения;

8) сведения об ознакомлении и отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или иного должностного лица проверяемой организации или индивидуального предпринимателя;

9) подписи должностного лица (лиц), проводившего проверку.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю (либо индивидуальному предпринимателю) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

При выявлении административного правонарушения должностным лицом органа госконтроля составляется протокол и выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, в котором должностным лицом органа госконтроля производится запись о проведенной проверке с указанием необходимых сведений (наименования органа государственного или муниципального контроля, даты, времени проведения мероприятия по контролю, правовых оснований, целей, задач и предмета проверки, выявленных нарушений, составленных протоколов, выданных предписаний, а также фамилии, имени, отчества, должности лица, осуществившего мероприятие и ею подпись). При отсутствии журнала учета проверок в акте делается соответствующая запись.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с предписаниями проверяемое лицо может в течение 15 суток со дня получения акта представить свои возражения в письменной форме в контрольный орган.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений обязательных требований должностные лица контрольных органов должны принять следующие меры:

  1.  выдать предписания проверяемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  2.  установить контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждением с целью предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу;
  3.  привлечь лиц, допустивших нарушения, к ответственности;
  4.  довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), а также о способах предотвращения возможного вреда.

Если выявлено, что деятельность проверяемого лица представляет непосредственно угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, в том числе животным и растениям, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, контрольный орган обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности.

Кроме того, в ст. 18 и 19 нового ФЗ, регламентируются обязанности и ответственность должностных лиц, органов государственного и муниципального контроля при проведении проверки.

К числу таких обязанностей относятся:

  1.  своевременное и в полной мере исполнение предоставленных полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2.  соблюдение законодательства РФ, прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3.  проведение проверок на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного и муниципального контроля;
  4.  посещение проверяемых объектов только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного или муниципального контроля, а также копии документа о согласовании проведения выездной проверки с прокуратурой;
  5.  предоставление возможности представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки, получать разъяснения и необходимую информацию, относящиеся к предмету проверки;
  6.  знакомить руководителя, иное должностное лицо проверяемой организации или индивидуального предпринимателя с результатами проверки;
  7.  соблюдать установленные срока проведения проверка;
  8.  осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
  9.  учет соответствия мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и сохранности и имущества, недопущение необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  10.  доказывание законности своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Ответственность органов государственного и муниципального контроля и их должностных лиц возникает:

  1.  при ненадлежащем исполнении своих функций и служебных обязанностей при проведении проверка;
  2.  при совершении противоправных действий (бездействия).

Наряду с этим ст. 21 и 22 нового ФЗ устанавливает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля:

  1.  непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2.  получать информацию о проводимых мероприятиях по контролю и их результатах;
  3.  знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними;
  4.  обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке;
  5.  требовать возмещения убытков, понесенных при проведении контроля, если действия контролеров будут признаны неправомерными.

Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на государственную и общественную защиту, в том числе путем обращения в прокуратуру или суд.

Ответственность проверяемых лиц, их работников и уполномоченных представителей возникает в следующих случаях:

  1.  при необоснованных препятствиях проведению проверок
  2.  при неисполнении в установленный срок предписаний, постановлений органов государственного или муниципального контроля об устранении выявленных нарушений.

Согласно ст. 20 нового ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований муниципальных правовых актов. Результаты такой проверки подлежат отмене Вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления проверяемого лица.

К грубым нарушениям относятся:

  1.  отсутствие оснований для плановой проверки или уведомления о сроках ее проведения;
  2.  недостаточность оснований для проведения выездной внеплановой проверки;
  3.  отсутствие согласования с органами прокуратуры при проведении внеплановой выездной проверка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4.  нарушение сроков и времени проведения проверок субъектов малого предпринимательства;
  5.  проведение проверок без приказа или распоряжения руководителя (или заместителя) контрольного органа;
  6.  требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  7.  превышение установленных сроков проведения проверок;
  8.  непредоставление акта проверки.

Таким образом, рассматриваемый новый ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении указанных видов контроля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78253. Острая ревматическая лихорадка у детей 146 KB
  Рекомендации по изменению термина ревматизм на ОРЛ в последнем X пересмотре МКБ имеют определенную цель и логику так как в большей степени привлекают работников здравоохранения к инфекционному фактору который лежит в основе заболевания которое характеризуется преимущественным поражением сердца и сосудов. Хроническая ревматическая болезнь сердца это заболевание характеризующееся поражением сердечных клапанов в виде поствоспалительного краевого фиброза клапанных структур и порока сердца недостаточности или стеноза сформировавшихся...
78254. Ювенильный ревматоидный артрит у детей 156 KB
  В группу коллагеновых заболеваний входит значительное количество патологических состояний, общим признаком которых является системная прогрессирующая дезорганизация...
78255. Другие коллагенозы у детей 128.5 KB
  Изучение роли очаговой латентной инфекции при СКВ показало что ангины и хронический тонзиллит при этом заболевании встречаются не так уж часто а терапия антибиотиками не только уменьшала количество больных а наоборот нередко выявляла латентно протекающее заболевание....
78256. Неотложные состояния у детей 141.5 KB
  У детей, особенно первого года жизни, многие заболевания, такие как пневмония, вирусные, кишечные инфекции, сепсис, сахарный диабет часто сопровождаются нарушением микроциркуляции, обменных процессов, развитием тяжелой интоксикации с возникновением состояний
78257. Периоды детского возраста 91 KB
  Ребенок - это не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими, биохимическими и иммунологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Для дифференцированного подхода к ребенку все детство разделено на периоды.
78258. Естественное вскармливание 128 KB
  Рациональное питание отвечающее физиологическим потребностям растущего организма обеспечивает гармоничное развитие ребенка повышает его иммунитет выносливость при воздействии неблагоприятных факторов. Для обеспечения ребенка рациональным питанием в его рацион должны входить все основные пищевые вещества: белки жиры углеводы витамины минеральные вещества и вода в необходимом количестве и правильном соотношении. Органы пищеварения ребенка характеризуются незавершенностью морфологического строения и функционального состояния.
78259. Смешанное и искусственное вскармливание 197.5 KB
  Эти затруднения могут происходить как со стороны матери так и со стороны ребенка. Существуют абсолютные и относительные противопоказания к кормлению ребенка грудью. Установлено что ВИЧинфицированная женщина с вероятностью 15 заражает ребенка через грудное молоко поэтому в Российской Федерации ребенка рожденного от ВИЧинфицированной матери рекомендуется кормить адаптированными молочными смесями. Не должны кормить ребенка матери страдающие алкогольной и наркотической зависимостью.
78260. Дистрофии у детей 123 KB
  Строится с учетом происхождения типа степени тяжести и этиологии заболевания: По времени возникновения: врожденные дистрофии пренатальные приобретенные дистрофии постнатальные смешанного происхождения. В зависимости от соотношения массы и длины тела то есть по типу: гипотрофия 123 степени паратрофия. Выделяют 3 степени тяжести гипотрофии: 1 степень легкая 2 степень среднетяжелая 3 степень тяжелая. Клиническим выражением степени нарушений при дистрофии является состояние аппетита.
78261. Энзимопатии у детей 122.5 KB
  Это наследственная болезнь обмена тирозина характеризующаяся развитием дистрофии цирроза печени рахитоподобным изменением костей и поражением почечных канальцев. Острый тирозиноз развивается в первые дни жизни ребенка и проявляется рвотой поносом задержкой физического развития увеличением размеров печени и селезенки дыхательной недостаточностью. Кожные покровы постепенно приобретают желтушный оттенок развивается цирроз печени. Особенно тяжело повреждаются клетки центральной нервной системы печени почек развивается помутнение...