1679

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Русский

2013-01-06

787.13 KB

217 чел.

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)


Вопросы:

  1.  Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений
  2.  Законодательная база
  3.  Нормативная база ГСИ
  4.  Метрологический надзор
  5.  Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений


1. Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью.

Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:

  1.  определение и реализация оптимальных принципов управления метрологической деятельностью;
  2.  регламентация основных понятий в области метрологии;
  3.  установление системы физических величин, единиц их измерения, а также шкал измерения;
  4.  разработка, утверждение, применение, поддержание и совершенствования эталонной базы в стране;
  5.  установление общих метрологических требований к средствам, методам и методикам измерений, необходимых и достаточных для ОЕИ;
  6.  создание и совершенствование нормативно-правовой, технической и организационной базы метрологической деятельности;
  7.  организация и проведение фундаментальных научных исследований в области метрологии;
  8.  осуществление государственного метрологического контроля и надзора в сферах, определенных законодательством;
  9.  аттестация методик измерения;
  10.  калибровка и сертификация средств измерений;
  11.  аккредитация субъектов метрологической деятельности;
  12.  участие в работе международных организаций в области метрологии;
  13.  информационное обеспечение по вопросам метрологической деятельности;
  14.  совершенствование и развитие ГСК

Назначение ГСИ - управление, контроль и координация деятельности по ОЕИ в масштабах страны, направленные на охрану прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также государства путем защиты их от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

До принятия в 1993 г. ФЗ ОЕИ основными НДами ГСИ были государственные стандарты. Разработка ГСИ началась в 1960-х гг. Первые основополагающие стандарты были приняты в 1970 г., например ГОСТ 16263-70 «ГСИ. Метрология. Термины и определения».

После этого в 1970-1980-х гг. было разработано и утверждено более 20 стандартов, которые создали нормативную базу ГСИ. Однако до 1993 г. отсутствовала законодательная база метрологии, хотя во многих зарубежных странах такая база уже существовала. Так, метрологическая деятельность в Японии регламентируется законом «Об измерениях», в США - Конституцией, законами «О фасовке и хранении товаров» и «О метрической системе», во Франции - Законом «О метрической системе и поверке средств измерений», в Великобритании - Законом «О мерах и весах», в Германии - Законом «Об измерительном деле и поверке» и т.д.

Необходимость применения законодательного принципа управления была обусловлена в определенной мере переходом к рыночным отношениям, на первом этапе развития которых провозглашалась полная свобода предпринимательской деятельности. В этих условиях чрезвычайно важным было сохранение государственного управления и контроля за ОЕИ.

В июне 2008 г. был принят новый ФЗ ОЕИ, в который включены новые нормы и требования, в том числе и к структуре ГСИ.

Таким образом, структура ГСИ представлена федеральными законами, составляющими законодательную базу, основополагающими государственными стандартами и другими НДами, определяющими нормативную базу. Структура ГСИ приведена на рис. 2.10.

Государственная система ОЕИ включает три подсистемы: правовую, техническую и организационную.

Правовая подсистема имеет законодательную и нормативную базы, которые устанавливают обязательные требования, а также требования на добровольной основе к объектам, субъектам, средствам, методам метрологической деятельности необходимым для ОЕИ.

Нормативная база ГСИ насчитывает почти 3000 НД, а законодательная - три закона (см. рис. 2.10).

Техническая подсистема состоит из межгосударственных, государственных эталонов и шкал измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, средств измерений, используемых при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора, научно-исследовательских, испытательных, эталонных, калибровочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими службами: государственными и юридических лиц.

2. Законодательная база ГСИ представлена Конституцией РФ, ФЗ ОЕИ, ФЗ (ст. 6, 7), а также Гражданским кодексом РФ (ст. 465, п. 1), с помощью которых реализуется законодательный принцип управления.

Важнейшее значение в совершенствовании ГСИ играет ФЗ ОЕИ, который устанавливает правовые основы ОЕИ в России, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон направлен на защиту интересов и прав граждан и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Цели и сфера действия названного Закона определены в ст. 1 (самостоятельно)

«1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ ОЕИ в РФ;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.

2. ФЗ ОЕИ регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по ОЕИ, предусмотренной законодательством РФ об ОЕИ, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по ОЕИ.

3. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

З) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществления производствен контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатация опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций;

9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

4. К сфере государственного регулирования ОЕИ относятся также измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ и законодательством РФ о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по ОЕИ устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ.

7. Особенности ОЕИ при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаются правительством РФ».

Объектами ФЗ ОЕИ являются:

- общие положения, раскрывающие основные понятия и законодательство РФ в области метрологии, а также устанавливающие приоритетность правил международного договора по отношению к правилам, которые содержатся в законодательстве РФ (гл. 1);

требования к единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений (гл. 2);

государственное регулирование в области ОЕИ, которое включает формы госрегулирования ОЕИ (гл. 3);

- калибровка средств измерения (гл. 4);

- аккредитация в области ОЕИ (гл 5);

- Федеральный фонд по ОЕИ (гл. 6);

- организационные основы ОЕИ (гл. 7);

- ответственность за нарушения законодательства об ОЕИ (гл. 8);

- финансирование в области ОЕИ (гл. 9).

Многие из указанных объектов ФЗ ОЕИ рассмотрены в предыдущих тема, так как они одновременно являются и объектами метрологической деятельности. В этой теме будут рассмотрены метрологические НД, государственный контроль и надзор за ОЕИ.

В ФЗ ОЕИ четко определяется компетенция органов государственного управления ОЕИ: Ростехрегулирования и органов Государственной метрологической службы. Вводится понятие «метрологические службы», устанавливается область их компетенции (подробно эти вопросы были рассмотрены ранее).

Кроме того, наряду с ранее регламентируемыми обязательными видами метрологической деятельности (поверки, метрологической аттестации, утверждения типа средств измерений, контроля и надзора) ФЗ ОЕИ более подробно установлены требования к калибровке (гл. 4) и метрологической экспертизе (гл. 3) как к добровольным видам деятельности. Впервые были разграничены сферы применения поверки и калибровки, определен порядок аккредитации в области ОЕИ.

Гл. 8 ФЗ ОЕИ регламентирует ответственность:

- юридических лиц, их руководителей и работников, а: также индивидуальных предпринимателей (ст. 23);

- должностных лиц (ст.24).

Юридические лица, их руководители и работники, а также индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства РФ об ОЕИ, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и/или не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За нарушения законодательства РФ об ОЕИ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области ОЕИ, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Конкретные санкции в отношении нарушителей определяются соответствующими кодексами, а также подзаконными актами.

Финансирование работ по ОЕИ, согласно ФЗ ОЕИ, подразделяется на обязательное государственное и добровольное заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Обязательному государственному финансированию подлежат:

• разработка, совершенствование, хранение и применение государственных первичных и рабочих эталонов единиц величин;

• фундаментальные исследования в области метрологии;

• работы, связанные с деятельностью государственных научных метрологических центров (Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов);

• содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов Государственной метрологической службы;

• разработка утверждаемых Ростехрегулированием НДов по ОЕИ;

• выполнение работ по государственному метрологическому надзору.

За счет средств федерального бюджета финансируются расходы:

• на проведение сличения Государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;

• уплату взносов РФ в международные организации по метрологии

• создание и ведение Федерального информационного фонда по ОЕИ;

• оплату работ привлекаем на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области ОЕИ, экспертов но аккредитации (ст. 25).

Оплате метрологических работ и услуг, оказываемых государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Ростехрегулирования, подлежат следующие их виды:

• испытания для последующего утверждения типа средств измерений;

• поверка и калибровка средств измерений;

• лицензирование деятельности по изготовлению ремонту, продаже и прокату средств измерений;

• аттестация методик выполнения измерений;

• экспертиза НДов;

• аккредитация метрологических служб и лабораторий;

• прочие услуги и работы.

Ст. 465 «Количество товаров» ГК РФ гласит: «Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерений или в денежном выражении».

В ст. 6 ФЗ указывается, что одной из целей разработки технических регламентов является ОЕИ, а в ст. 7 в перечне обязательных требований наряду с различными видами безопасности указывается единство измерения.

Кроме того, согласно ФЗ в сферу законодательной метрологии будет включено ОЕИ при разработке и реализации технических регламентов.

3. Нормативная база ГСИ - комплекс НДов, устанавливающих метрологические нормы, правила и характеристики по ОЕИ, имеющие обязательную силу на территории РФ.

Основу нормативной базы ГСП составляет согласно ст. 20 ФЗ ОЕИ Федеральный информационный фонд по ОЕИ. Он образуется нормативными правовыми актами РФ, НДами, информационными базами данных, международными документами, международными договорами РФ в области ОЕИ, сведениями об аттестованных методиках (методах) измерений, единым перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования ОЕИ, сведениями государственных эталонах единиц величин, а также об утвержденных типах стандартных образцов и результатах поверки средств измерений. Ведение этого фонда организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в области ОЕИ.

НДы по ОЕИ - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке межгосударственные стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

НДы ГСИ утверждаются в основном Ростехрегулированием, но допускается их утверждение и заинтересованными государственными органами управления, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Стандарты ГСП подразделяются на основополагающие организационно-технические или базовые, и рабочие. Все они относятся к категории национальных стандартов (государственных - ГОСТ Р и межгосударственных - ГОСТов).

Объектами основополагающих стандартов ГСИ являются термины и определения в области метрологии, физических величин, нормируемые метрологические средств измерений классы точности, например: ГОСТ Р. 8.000-2000 «Государственная система ОЕИ. Основные положения»; ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методика выполнения измерений»; ГОСТ 8.579-2002 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте».

Объектами рабочих стандартов ГСИ служат методики выполнения измерений, математическая обработка их результатов, поверочные схемы и др., например ГОСТ 8.563-96.

Правила (ПР) - НДы, устанавливающие обязательные метрологические требования и утверждаемые Ростехрегулирования.

Объекты правил - порядок осуществления метрологического надзора, поверки средств измерений, проведен испытаний утверждение типа средств измерений, а также аккредитации метрологических служб. Правилам по метрологии присваивают следующие обозначения: ПР 50.2…, например:

- ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений Организация и порядок проведения»;

- ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций».

Рекомендации (МИ) - НДы, устанавливающие метрологические нормы и характеристики, разрабатываемые государственными научными метрологическими центрами и утвержденные руководством этих центров. В отличие от правил рекомендации носят необязательный, рекомендательный характер.

Объекты рекомендаций - термины и определения в области метрологии, система сертификации средств измерений, метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц, критерии выбора методов и средств измерений, метрологическая экспертиза технических документов и др., например:

- МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ»;

- МИ 2267-93 «ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации».

Правила по метрологии разрабатываются при необходимости детализации обязательных требований основополагающих стандартов, а рекомендации - при целесообразности предварительной проверка на практике неустоявшихся, не ставших типовыми положений, порядков, методов до разработки соответствующих правил или стандартов. Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования стандартов.

4. Метрологический надзор

Государственный метрологический надзор (ГМН) - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения установленных обязательных метрологических требований.

Обязательные метрологические требования - метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами РФ и обязательные для соблюдения на ее территории РФ (ФЗ ОЕИ, п. 15, ст. 2).

Метрологический надзор является одной из форм государственного регулирования в области ОЕИ. К другим формам относятся рассматриваемая ранее проверка средств измерений, а также утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, метрологическая аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридически лиц и индивидуальных предпринимателей для выполнения работ или оказания услуг в данной области.

Последние из перечисленных форм не рассматриваются, так как эти сведения для студентов нашего профиля не имеют практической значимости.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

• за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования ОЕИ к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию РФ, продаже и применении на ее территории;

• наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

• соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения. ( ФЗ ОЕИ, п. 1, ст. 15).

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляет с учетом требований ГОСТ 8.579-02.

Под фасованными товарами в упаковках следует понимать товары, которые упаковываются в отсутствие покупателя. При этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащего в упаковке товара, должны быть обозначены на упаковке. При проведении надзора проверяют соответствие действительных значений количественных характеристик фасованных товаров аналогичной информации, указанной на их маркировке с учетом допускаемых отклонений. Допускаемые отклонения по массе, объему, длине и другим величинам некоторых фасованных товаров устанавливаются в стандартах и иным НДах. Однако такие нормы допускаемых отклонений установлены не на все группы фасованных товаров, поэтому стоит задача разработка недостающих норм.

Согласно указанному стандарту, номинальное количество Фасованного товара, в том числе и отдельных его частей (твердой и жидкой - заливочной жидкости) должно быть указано на маркировке фасованного товара. Продавец обязан проставлять цену не только за единицу фасованного товара, но и за килограмм.

В ГОСТ 8.579-02 вводится понятие «фальшивой упаковки», к которой относится упаковка более чем на 30 % незаполненная товаром, однако своим внешним видом создающая ложное представление о действительном количестве содержимого. По нашему мнению, фальшивая упаковка фасованных товаров может быть идентифицирована как количественная фальсификация. Наиболее часто такие упаковки встречаются у шоколадных наборов конфет, парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии. Кроме того, в стандарте введено понятие «предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто упаковочной единицы (Т)». Это максимальное количество недовложений продукта в упаковочную единицу, при которой возможна ее реализация Значение Т устанавливается в зависимости от номинального количества нетто (М). Чем больше масса нетто, тем ниже значение Т. Так, при М от 100 до 200 г (или мл) Т = 4,5 %, при М от 1000 - Т = 1,5 %.

Предел допускаемых отклонений (+) устанавливается также в соответствующих стандартах на отдельные виды пищевых продуктов (алкогольные, безалкогольные и слабоалкогольные напитки; свежие овощи, предназначенные для реализации и т.п.).

Объектом метрологического надзора служат отдельные упаковки, а также партии фасованных товаров. К последним предъявляются следующие требования:

  1.  средняя масса или объем нетто партии должны быть не менее номинального количества, указанного на упаковке;
  2.  в партии фасованных товаров в упаковках не должно быть ни одной упаковочной единицы, у которой отрицательное отклонение содержимого нетто от номинального количества превышает двойной предел допускаемых отрицательных отклонений, регламентируемый стандартом;
  3.  недовложения могут иметь только не более 2,5 % всего количества упаковок более допускаемых отрицательных погрешностей.

Соответствие количества фасованных товаров в упаковках установленным требованиям может быть подтверждено знаком «Ф». Однако из-за непроработанности процедуры подтверждения соответствия и маркирования эта норма практически не работает.

Метрологический надзор за количеством фасованных товаров осуществляют органы Государственной метрологической службы (чаще всего ЦСМ) в порядке плановых проверок. При этом орган ГСМ информирует проверяемое предприятие не позднее, чем за трое суток о календарных сроках проведения проверок. Внеплановые (внеочередные) проверки проводятся без предварительного уведомления предприятия. После принятия соответствующих технических регламентов этот надзор будет осуществляться с учетом их требований.

Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, проводят должностные лица органов ГМС в форме контрольных закупок.

Нарушениями метрологических правил и норм считаются:

1) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным количеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей средств измерений, применяемых продавцом и госинспектором;

Заявлением является любое утверждение как устное, так и письменное, относящееся к количеству товара, выраженному в единицах величин.

2) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене (обсчет).

При осуществлении контрольной закупки госинспектор обязан брать не менее трех наименований товара. Правильность отпуска товаров и произведенных расчетов проверяется после получения кассиром или продавцом денег, выдачи кассового чека и передачи товара покупателю. После этого госинспектор должен предъявить служебное удостоверение, распоряжение о проверке и объявить о проведении контрольной закупки.

Товары, приобретенные госинспектором и объявленные контрольной закупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевешивании (перемеривании) они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации.

Контрольные измерения проводятся на исправных, поверенных средствах измерений совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого средства измерения.

ГМН за количеством товаров может преследовать и другие цели: проверку состояния средств измерений, контроль за правильностью выполнения измерений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование средств измерений, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

Орган ГМС, осуществляющий данный вид надзора, вправе проводить проверку без предварительного уведомления предприятия.

Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В них также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и ее контроля, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.

Утверждение типа стандартных образцов и типа средств измерений - деятельность по определению параметров и характеристик средства измерений путем испытаний и подтверждение требованиям, утвержденным в техническом задании на его разработку.

Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования ОЕИ, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Испытания средств измерений для утверждения их типа проводятся юридическими лицами Ростехрегулирования, аккредитованными в установленном порядке. Для проведения испытаний средства измерений соответствующему юридическому лицу должны быть представлены соответствующие нормативные и - эксплуатационные документы. При успешных результатах испытаний документация представляется в органах Ростехрегулирования.

Решение об утверждении типа средства измерения принимается органом Ростехрегулирования и удостоверяется сертификатом об утверждении его типа. Утвержденный тип средства измерения вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Ростехрегулирование. На эксплуатационные документы средства измерений утвержденного типа наносится знак его утверждения установленной формы.

На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводитель документы к ним и сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции не позволяют нанести знак непосредственно на средство измерений, он наносится на сопроводительные документы.

Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по ОЕИ.

5. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

Государственный метрологический надзор осуществляют должностные лица Ростехрегулирования - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по ОЕИ. Выполнение этой деятельности может быть поручено государственным инспекторам по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, прошедших аттестацию в области ОЕИ.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного метрологического надзора заключаются в следующем: (самостоятельно ст. 17 ФЗ ОЕИ):

1. Обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и их территориальных органов.

2. Должностные лица, проводящие проверку, при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный метрологический надзор, вправе:

• посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей;

• получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

3. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, обязаны:

• проверять соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в РФ;

• проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям;

• проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

• проверять соблюдение обязательных требований к измерениям и обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения;

• проверять соблюдение установленного порядка уведомления о своей деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

• соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

4. При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее государственный метрологический надзор, обязано:

• запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию РФ и продажу предназначенных для применения в сфере государственного регулирования ОЕИ стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования ОЕИ стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввоза на территорию РФ стандартных образцов иди средств измерений, предназначен для проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа);

• запрещать применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования ОЕИ;

• наносить на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;

• давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством РФ обязательных требований;

• в случаях, предусмотренных законодательством РФ, направлять материалы о нарушениях требований законодательства РФ об ОЕИ в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области ОЕИ;

• применять иные меры в соответствии с законодательством РФ.

5. Форма знака непригодности средств измерений и порядок его нанесения устанавливаю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области ОЕИ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35963. Неогей 92 KB
  Башкирский антиклинорий сложен почти не метаморфизованными терригеннокарбонатными отложениями рифеявенда общей мощностью 1014 км среди которых в эрозионном окне выступает глубокометаморфизованный дорифейский фундамент отложения которого объединяются в тараташский гранулитовый комплекс мощностью более 5 км сложенный гиперстеновыми плагиогнейсами и амфиболитами. Рифейсковендский комплекс парастратотипический для рифея разделяется на 3 эратемы снизу вверх: бурзяний R1 общей мощностью 34 км залегающую на архее и сложенную в...
35964. Внимание и его свойства 89 KB
  Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на какомлибо объекте предмете деятельности не отвлекать и не ослаблять внимание. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 910 годам. Сосредоточенность внимания – степень концентрации внимания на объекте.
35966. Типы восприятия эфирной информации 87 KB
  Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует с одной стороны умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории выбирать темы и содержание актуальные для нее а с другой – особого стиля общения: доверительномежличностного уважительного по отношению к собеседнику. Пространственная и психологическая рассредоточенность аудитории Аудитория радио не просто...
35967. Понятийный аппарат АХД предприятия 85.5 KB
  Сам термин анализ происходит от греческого слова nlyzis что в переводе означает разделяю расчленяю . Следовательно анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части элементы для изучения их как частей целого. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета соединяет их в единое целое. под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды основанный на расчленении целого...
35968. Схема алкогольного брожения. Влияние основных и вторичных продуктов брожения на формирование органолептических качеств вина. Технохимический и микробиологический контроль брожения. Оформление результатов 84.69 KB
  Влияние основных и вторичных продуктов брожения на формирование органолептических качеств вина. Глюкоза Фосфоенолпируват Пируват Альдегид Этанол Пируватдекарбоксилаза Алкогольдегид рогеназа CO2 NDHH ND Из биологических процессов протекающих в сусле и винах при участии микроорганизмов главным является спиртовое брожение. глицерин влияет на вкус вина придавая ему ощущение сладости и мягкости. Лимонная кислота будучи малоустойчивой в вине может быть источником летучих кислот которые являются показателем наличия пороков у вина.