16880

Сложность сознания - не продукт самоорганизации

Научная статья

Биология и генетика

Сложность сознания не продукт самоорганизации Отрывок из книги Кризис эволюционизма. Киев 2003 гл. Происхождение видов. В механизме мутаций всё для теории эволюции видов. Если он недееспособен то естественному отбору нечего подхват

Русский

2013-06-26

64.07 KB

0 чел.

Сложность сознанияне продукт самоорганизации

 В механизме мутацийвсё для теории эволюции видов. Если он недееспособен, то естественному отбору нечего «подхватывать»; теория становится бессильной, утрачивая источник появления новых полезных структур и систем.

       Оценим действенность механизма мутаций (случайных изменений ДНК) на примере сложности мозга. 

       Такая вещь, как нервная система, мозгнеужели это тоже продукт мутаций? Тогда значит и сознаниепродукт мутаций?

               Цельность сознания 

       Ещё Зенон Элейский (490-430 до н.э.) и Демокрит (460-371 до н.э.) принципиально разграничивали чувственное и рассудочное (аналитическое). Всё же, вопреки имеющейся принципиальной разнице, природа их сходна, поскольку аналитическое в глубине напоминает своего рода чувственное. Сознание базируется, с одной стороны, на системах чувствования и, как их следствие, эмоциях. С другой стороны, оно опирается на внутреннеевидение” (анализ, синтез, наблюдение, абстрагирование, распознавание категорий, идентификация отношений и т.п.), которое также можно назвать своеобразным чувством: мы ощущаем, что один предмет больше другого, что одно качество/мера выше другого и т.п. 

     Умственное и чувственное тесно переплетены в сознании. Даже интуицияразве это тоже не своеобразное чувство, не распознавание/чувствование наиболее глубинных принципов и (мета)образов? Сознание является единым целым, оно есть приёмником, настроенным на детектирование/распознавание всех моментов действительности, на распознавание действительности как целого. (Единое целое, настроенное на распознавание единого целого.) Одни участки сознания распознают более грубые моменты (“знаки”) действительности, другиеболее тонкие. Причём, высшие каскады принимают на входпервично-обработанные знакисо выхода предыдущих (низших) каскадов, вырабатывая более сложные “(мета)знаки, так что имеется распределение образов/знаков навнешниеивнутренние” (по источнику происхождения). Чувствование примитивныхобразов, как, например, теплое/холодное, ичувствованиевысочайших абстракций, как, например, справедливое/несправедливое, принципиально подобны. Разделение единого целого на чувственное, рассудочное и интуитивное весьма условно. 

               Сравнение по сложности с компьютером 

       Разумеется,аналитическое чувствоне является обычным чувством. Привидениисознание оперирует образами и ситуациями [1],и решение вырабатывается тоже в виде образа или ситуации. Если бит является единицейкомпьютерной/техническойинформации, то единицейприроднойинформации является элементарный образ/знак, минимальная единицаситуационной информативности. 

       Аналитическая часть мозга и компьютер во многом подобны между собой. Различие между ними состоит в кардинальном отличии основополагающих механизмов и алгоритмов. Мозг обрабатываетза один тактнесколько образов, целую ситуацию, а компьютервсего несколько бит, пару чисел [2] . С компьютером всё значительно примитивнее, чем могло казаться: элементная база арифметико-логического блока микропроцессора может состоять всего из двух функциональных элементовИ-НЕТ/ИЛИ-НЕТ, а все операции над числамисведены к операциям логического сложения, логического вычитания и инверсии. В случае же мозга, аналитические процессы так тонко спрятаны и настолько далеки от всего известного, что даже подступиться к себе не дают. Как происходит оперирование образами и каксамо собойвырабатывается решение ситуацийэто большая тайна, сверхсложный алгоритм. 

               Глубина сознания человека 

       Психика и сознаниецелая отдельная Вселенная с психическими состояниями, категориями, понятиями, желаниями, целями и идеями. Что такое Я? Кто когда-либо видел собственное Я? Как его себе вообразить? Трудность для нашего сознания вопроса оформеиместонахождениисамого себя является огромным парадоксом, свидетельствующим о чрезвычайной сложности устройства. И очевидно,неслучайного, не самоорганизационного устройства. А что такое сон? Существенного прогресса в подобных размышлениях не видно.Так сложны мозговые процессы!

       Психологи с нейрофизиологами топчутся на месте в пониманиимеханизма чувствования, равно как физикив пониманииструктуры поля. (Можно лишь посочувствовать, ведь это наифундаментальнейшие вещи в соответствующих областях.) — Настолько сложным есть устройство человеческого интеллекта!

               Сложность мозга животных 

       То, что животные имеют меньший мозг, не означает слабость их мозга. Просто у каждого своя специализация. Щукавысококлассный специалист по карасям, а зайцымастера экстра класса по бегу на пересечённой местности. Паук (можно ли разглядеть его крохотный мозг?) очень хорошо умеет плести паутину и дежурить на ней. А для описания коллективно-координированных умений пчел и муравьёв просто не хватает тут места. Полноценного понятийного мышления животные не имеют, но они способны ко всем другим типам мышления:         

“И чувственно-образное, и техническое мышление, очевидно имеются и у высших животных (обезьян, собак, котов, дельфинов и т.п.). Доказано, что высшие животные пользуются всеми известными обычной (то есть формальной) логике методамидедукцией, индукцией, синтезом, анализом, экспериментом, абстрагированием и т.п.вплоть до образования родовых понятий, то есть всеми теми методами, которыми используется человек.” [3]

       Все животные рождаются чему-тонаученнымиили готовыми к успешному овладению определённойнаукой. Они все много чего знают и умеют. Нотолько то, что им предназначено. Обезьяна, к примеру, никогда не заговорит, поскольку ей не дано соответствующего речевого участка мозга. Она может понять внешнее слово (иногда даже предложение), но сама не сможет составить предложениеей недосягаемы понятия синтаксис и грамматика. То же и сречьюпопугая. 

               Выводы 

       Неужели сложность мозга есть продуктом мутаций? А кровеносной и нервной системами далеко не исчерпывается перечень систем организма. И все они работают очень слаженно: та же кровеносная система тесно сотрудничает с дыхательной, эндокринной, лимфатической [4], пищеварительной и, конечно, нервной системами. 

       Происхождение настолько высоко организованных систем никак не может быть самоорганизационным, ведь, чем выше сложность системы, тем меньше вероятность её самообразования. Происхождение мозга интеллектуально. 

                        Ссылки: 

       [1] Совокупность образов и связей/отношений между ними. 

       [2] Проф. И.И. Клетченков, частный разговор (1995). 

       [3] Енгельс Ф. Діалектика природи.К., 1977.С. 201-202, как перефразировано в: Кочерган М.П. Загальне мовознавство.К.: Академія, 1999.С. 39-40. 

       [4] Лимфатические сосуды собираютлишнююкровяную сыворотку и пульсациями направляют её к венам. У многих животных есть специальные лимфатические сердца.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Комп’ютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції комп’ютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною комп’ютерів при викладанні предмету €œЗахист Вітчизни€. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб комп’ютеризації навчання.
56350. Основные литературные направления 17.29 KB
  Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов
56351. Is it easy to be a teenager? 86 KB
  Last year 2009 is declared the year of young people. Youth is a very important period in the life of a man. This is the time when a person discovers the world and tries to determine the place in the universe.
56352. Французский символизм 17.05 KB
  Французский символизм - первое направление модернизма. Окончательно оформился как единое литературное движение в 1886 году, когда вышел манифест символизма, и само это слово стало широко употребляться
56353. Використання новітніх технологій під час викладання української мови та літератури 35 KB
  Використання інформаційних технологій на заняттях української мови та літератури може відбуватися різними способами це залежить від низки факторів найважливішими з яких вважаємо такі: потреби конкретного заняття рівня володіння різними програмами та наявністю сертифікованих програм у системі освіти.
56354. Творчество Ибсена 18.96 KB
  дна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас