16880

Сложность сознания - не продукт самоорганизации

Научная статья

Биология и генетика

Сложность сознания не продукт самоорганизации Отрывок из книги Кризис эволюционизма. Киев 2003 гл. Происхождение видов. В механизме мутаций всё для теории эволюции видов. Если он недееспособен то естественному отбору нечего подхват

Русский

2013-06-26

64.07 KB

0 чел.

Сложность сознанияне продукт самоорганизации

 В механизме мутацийвсё для теории эволюции видов. Если он недееспособен, то естественному отбору нечего «подхватывать»; теория становится бессильной, утрачивая источник появления новых полезных структур и систем.

       Оценим действенность механизма мутаций (случайных изменений ДНК) на примере сложности мозга. 

       Такая вещь, как нервная система, мозгнеужели это тоже продукт мутаций? Тогда значит и сознаниепродукт мутаций?

               Цельность сознания 

       Ещё Зенон Элейский (490-430 до н.э.) и Демокрит (460-371 до н.э.) принципиально разграничивали чувственное и рассудочное (аналитическое). Всё же, вопреки имеющейся принципиальной разнице, природа их сходна, поскольку аналитическое в глубине напоминает своего рода чувственное. Сознание базируется, с одной стороны, на системах чувствования и, как их следствие, эмоциях. С другой стороны, оно опирается на внутреннеевидение” (анализ, синтез, наблюдение, абстрагирование, распознавание категорий, идентификация отношений и т.п.), которое также можно назвать своеобразным чувством: мы ощущаем, что один предмет больше другого, что одно качество/мера выше другого и т.п. 

     Умственное и чувственное тесно переплетены в сознании. Даже интуицияразве это тоже не своеобразное чувство, не распознавание/чувствование наиболее глубинных принципов и (мета)образов? Сознание является единым целым, оно есть приёмником, настроенным на детектирование/распознавание всех моментов действительности, на распознавание действительности как целого. (Единое целое, настроенное на распознавание единого целого.) Одни участки сознания распознают более грубые моменты (“знаки”) действительности, другиеболее тонкие. Причём, высшие каскады принимают на входпервично-обработанные знакисо выхода предыдущих (низших) каскадов, вырабатывая более сложные “(мета)знаки, так что имеется распределение образов/знаков навнешниеивнутренние” (по источнику происхождения). Чувствование примитивныхобразов, как, например, теплое/холодное, ичувствованиевысочайших абстракций, как, например, справедливое/несправедливое, принципиально подобны. Разделение единого целого на чувственное, рассудочное и интуитивное весьма условно. 

               Сравнение по сложности с компьютером 

       Разумеется,аналитическое чувствоне является обычным чувством. Привидениисознание оперирует образами и ситуациями [1],и решение вырабатывается тоже в виде образа или ситуации. Если бит является единицейкомпьютерной/техническойинформации, то единицейприроднойинформации является элементарный образ/знак, минимальная единицаситуационной информативности. 

       Аналитическая часть мозга и компьютер во многом подобны между собой. Различие между ними состоит в кардинальном отличии основополагающих механизмов и алгоритмов. Мозг обрабатываетза один тактнесколько образов, целую ситуацию, а компьютервсего несколько бит, пару чисел [2] . С компьютером всё значительно примитивнее, чем могло казаться: элементная база арифметико-логического блока микропроцессора может состоять всего из двух функциональных элементовИ-НЕТ/ИЛИ-НЕТ, а все операции над числамисведены к операциям логического сложения, логического вычитания и инверсии. В случае же мозга, аналитические процессы так тонко спрятаны и настолько далеки от всего известного, что даже подступиться к себе не дают. Как происходит оперирование образами и каксамо собойвырабатывается решение ситуацийэто большая тайна, сверхсложный алгоритм. 

               Глубина сознания человека 

       Психика и сознаниецелая отдельная Вселенная с психическими состояниями, категориями, понятиями, желаниями, целями и идеями. Что такое Я? Кто когда-либо видел собственное Я? Как его себе вообразить? Трудность для нашего сознания вопроса оформеиместонахождениисамого себя является огромным парадоксом, свидетельствующим о чрезвычайной сложности устройства. И очевидно,неслучайного, не самоорганизационного устройства. А что такое сон? Существенного прогресса в подобных размышлениях не видно.Так сложны мозговые процессы!

       Психологи с нейрофизиологами топчутся на месте в пониманиимеханизма чувствования, равно как физикив пониманииструктуры поля. (Можно лишь посочувствовать, ведь это наифундаментальнейшие вещи в соответствующих областях.) — Настолько сложным есть устройство человеческого интеллекта!

               Сложность мозга животных 

       То, что животные имеют меньший мозг, не означает слабость их мозга. Просто у каждого своя специализация. Щукавысококлассный специалист по карасям, а зайцымастера экстра класса по бегу на пересечённой местности. Паук (можно ли разглядеть его крохотный мозг?) очень хорошо умеет плести паутину и дежурить на ней. А для описания коллективно-координированных умений пчел и муравьёв просто не хватает тут места. Полноценного понятийного мышления животные не имеют, но они способны ко всем другим типам мышления:         

“И чувственно-образное, и техническое мышление, очевидно имеются и у высших животных (обезьян, собак, котов, дельфинов и т.п.). Доказано, что высшие животные пользуются всеми известными обычной (то есть формальной) логике методамидедукцией, индукцией, синтезом, анализом, экспериментом, абстрагированием и т.п.вплоть до образования родовых понятий, то есть всеми теми методами, которыми используется человек.” [3]

       Все животные рождаются чему-тонаученнымиили готовыми к успешному овладению определённойнаукой. Они все много чего знают и умеют. Нотолько то, что им предназначено. Обезьяна, к примеру, никогда не заговорит, поскольку ей не дано соответствующего речевого участка мозга. Она может понять внешнее слово (иногда даже предложение), но сама не сможет составить предложениеей недосягаемы понятия синтаксис и грамматика. То же и сречьюпопугая. 

               Выводы 

       Неужели сложность мозга есть продуктом мутаций? А кровеносной и нервной системами далеко не исчерпывается перечень систем организма. И все они работают очень слаженно: та же кровеносная система тесно сотрудничает с дыхательной, эндокринной, лимфатической [4], пищеварительной и, конечно, нервной системами. 

       Происхождение настолько высоко организованных систем никак не может быть самоорганизационным, ведь, чем выше сложность системы, тем меньше вероятность её самообразования. Происхождение мозга интеллектуально. 

                        Ссылки: 

       [1] Совокупность образов и связей/отношений между ними. 

       [2] Проф. И.И. Клетченков, частный разговор (1995). 

       [3] Енгельс Ф. Діалектика природи.К., 1977.С. 201-202, как перефразировано в: Кочерган М.П. Загальне мовознавство.К.: Академія, 1999.С. 39-40. 

       [4] Лимфатические сосуды собираютлишнююкровяную сыворотку и пульсациями направляют её к венам. У многих животных есть специальные лимфатические сердца.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80042. Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две судьбы, две личности, два пути великих сыновей украинского народа 134.5 KB
  В своих исследованиях, представленных на конференции по заявленной теме, учащиеся проследили, как среда и время определили разницу в судьбах и литературных путях двух великих украинцев Н.Гоголя и Т.Шевченко. Прилагается электронная презентация темы в формате Pover Point.
80043. Декоративна таця 473 KB
  Необхідність таці люди зрозуміли дуже давно, саме тому її почали використовувати як столове приладдя вже в стародавні часи. Перші таці були зроблені не з каменя, як можна було припустити, а з обпаленої глини, оскільки їм не була потрібна міцність. Представляла вона собою напівкулю.
80044. ПІДПРИЄМЛИВІСТЬ – ОСНОВА КОНКУРЕНТНОСПРОМОЖНОСТІ ВИПУСКНИКА 211.5 KB
  З учнями: діагностика: Виявлення характерних рис дитини Виявлення нахилів і здібностей школярів Виявлення спрямованості учнів 811 класів; анкетування: Мої успіхи і невдачі Формування життєвої компетентності особистості Настрій і його зображення Розуміння почуттів іншої людини...
80045. Громадянське виховання як метод правової соціалізації учнів 74 KB
  Виховання адаптованої людини, тобто людини, здатної пристосуватися до вимог суспільства. Прищеплення дітям з раннього віку національних цінностей: патріотизм, людяність, працелюбство, соціальна справедливість, правосвідомість.
80046. Я И МИР ПРОФЕССИЙ 62.5 KB
  Формирование у школьников представлений о мире профессий и о факторах, обуславливающих рациональный выбор профессии; активизация учащихся в профессиональном самоопределении; познакомить учащихся с учебными заведениями города...
80048. Все работы хороши. Защита профессий 58 KB
  Подготовительная работа: Игре предшествуют беседы с родителями экскурсии к ним на работу выпуск газеты Наши родители на работе с фотографиями рисунками краткой информацией о том что они делают чем занимаются на работе какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.
80050. Путешествие в страну Профессий. Брейн-ринг 240 KB
  Учитель: За одну минуту каждая команда должна придумать и записать на листе бумаги как можно больше названий профессий на букву П. Мне нужны такие вещи: Молоток тиски и клещи Ключ напильник и ножовка А всего нужней сноровка Слесарь Учитель: А какие орудия труда помогают людям разных профессий Отгадайте.