16903

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Римский Корсаков Николай Андреевич [618.3.1844 Тихвин 821.6.1908 усадьба Любенск близ Луги ныне Ленинградской области] русский композитор педагог дирижёр общественный деятель музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе по окон

Русский

2013-06-27

39.5 KB

0 чел.

Римский - Корсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Римского-Корсакого большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность Римского-Корсакого значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Римского-Корсакого тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакого, а также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг. творчество Римского-Корсакого приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени проявилось и в величественной опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), и в двух операх-сказках: «Кащей бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907).

Творчество Римского-Корсакого глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Римского-Корсакого выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакого ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

Основная область творчества Римского-Корсакого — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакого не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

Симфоническое творчество Римского-Корсакого представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.

Творчество Римского-Корсакого — ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакого, благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Римского-Корсакого. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакого явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, — ценный исторический документ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37295. Проект информационной системы Автоматизированная информационная система предприятия по изготовлению корпусной мебели «АИС Корпусная мебель» 2.91 MB
  Описание потоков данных и бизнес процессов. Описание потоков данных и бизнес процессов. Функциональный блок Изготовление частей изделия получает в качестве входных данных согласованный проект в управлении участвуют характеристики материалов методики изготовления ГОСТы по изготовлению мебели а также согласованный проект. В качестве выходных данных выступают части изделия готовые к сборке Рисунок 1.
37297. МЕТОД ПРОЕКЦИЙ. Центральные проекции и их основные свойства. 902.5 KB
  Перпендикуляр к плоскости перпендикулярен любой прямой проведенной в этой плоскости. Плоскости перпендикулярны если прямая принадлежащая одной плоскости перпендикулярна другой плоскости. Если прямая линия параллельна прямой лежащей в плоскости то она параллельна этой плоскости.
37298. Теория обучения и воспитания 481 KB
  Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины 13 Описание учебнометодического комплекса дисциплины Теория обучения и воспитания 15 Виды учебной работы 16 Тематический план курса 16 8. Задачи: Вооружить студентов системой научных знаний о сущности и особенностях процессов обучения воспитания и развития; Раскрыть потенциалы образовательной среды и ее возможные модификации для обеспечения качества образования; Активизировать развитие у студентов профессиональнопедагогического мышления умения видеть и анализировать...
37299. Перехідна характеристика об’єкта керування 101.5 KB
  Користуючись теоремою розкладення та стандартною функцією перетворення Лапласа розрахувати та побудувати перехідні характеристики об'єкта керування. Перехідну характеристику ht будуємо за допомогою стандартної операції зворотного перетворення Лапласа програмного середовища Mthcd. Спочатку знаходимо перетворення за Лапласом вихідної величини hp Задаємо початкові умови: Знайдемо перехідну функцію за допомогою теореми розкладення. Спочатку знаходимо перетворення за Лапласом...
37300. Общие требования к курсовой работе (для юридических дисциплин) 190 KB
  Структура и содержание курсовой работы Тема курсовой работы избирается студентом исходя из его интересов и согласовывается с научным руководителем. После утверждения темы студентом разрабатывается план работы который также должен быть согласован с научным руководителем. В дальнейшем при написании работы студенту рекомендуется обсуждать с руководителем наиболее принципиальные и спорные вопросы темы. Структура и содержание курсовой работы должны в полной мере раскрывать избранную тему.
37301. Физиология центральных и периферических эндокринных органов 57.54 KB
  Все процессы жизнедеятельности организма строго согласованы между собой по скорости, времени и месту протекания. В организме человека эту согласованность на периферии осуществляют внутриклеточные и межклеточные механизмы регуляции, важнейшую роль в которых играют гормоны.
37302. Инженерный анализ моделей технических систем с помощью MathCAD 72.5 KB
  Освоить программу MathCAD и получить практические навыки ее использования при инженерном анализе моделей технических систем.
37303. Провести анализ напряженно-деформированного состояния конструкции балочного типа с заданным поперечным сечением, при статическом нагружении 512 KB
  Ввод координат 2 Задание материала Для задания характеристик материала выберем пункт меню Model= Mteril Модель= Материал. Рисунок 2 – Задание материала и его свойств Для сохранения введенного материала в библиотеке нажмем кнопку Sve ответив при этом утвердительно на запрос о подтверждении занесения Ст. Рисунок 3 – Выбор типа конечных элементов Нажмем кнопку Shpe Форма для задания формы и размеров поперечного сечения балки. Рисунок 4 – Задание формы поперечного сечения балки Выберем из списка Shpe сечение Chnnel C Section...