16944

Биотест веществ ауксиновой природы

Лекция

Биология и генетика

Биотест веществ ауксиновой природы. Объект: Капуста краснокочанная Brassica okvacea сорт Мехневская. Цель: Сравнить физиологическое действие искусственных аналогов ауксина 24D и aНУК и естественного ауксина ИУК на прорастающие семена капусты. Выполнение работы. Рабо

Русский

2013-06-28

89 KB

6 чел.

Биотест веществ ауксиновой природы.

Объект: Капуста краснокочанная (Brassica okvacea) сорт Мехневская.

Цель: Сравнить физиологическое действие искусственных аналогов ауксина (2,4-D и a-НУК) и естественного ауксина (ИУК) на прорастающие семена капусты.

 Выполнение работы.

Работу выполняем, разбившись на три группы. Каждая группа исследует влияние только одного вещества на прорастающие семена, результаты затем объединяются. Проростки выращиваем из семян на среде MS. Влияние веществ исследуем в следующих концентрациях в среде: 0,002 мг/л, 0,02 мг/л, 0,2 мг/л и 2 мг/л против контроля, не содержащего этого вещества. Все вещества ауксиновой в природы вносим в среду для выращивания проростков в виде растворов в ДМСО, поэтому необходимо сделать так, чтобы во всех пробах (включая контроль) концентрация ДМСО была одинаковой. Во избежание инфицирования среды для выращивания проростков все работы проводим в ламинар-боксе, используя стерильную посуду и инструменты.

Наша группа работала с ИУК.

Ход работы.

  1.  Готовим раствор ИУК в ДМСО с концентрацией 20 мкг/мл в количестве 1мл. Для этого при помощи микропипеткой в эппендорф наливаем 995 мкл ДМСО и 5 мкл раствора ИУК концентрацией 4 мг/мл.
  2.  Плавим среду MS на водяной бане.
  3.  Отмеряем с помощью мерного цилиндра 50 мл среды MS, переливаем в стакан.
  4.  Микропипеткой в стакан вносим один из растворов ИУК (4 мг/мл или 20 мкг/мл) и если необходимо ДМСО в соответствии с таблицей 1. В случае контроля – только ДМСО.
  5.  Содержимое стакана переливаем в чашку Петри, закрываем, ставим застывать в течение 15 минут. Чашку Петри маркируем – указываем концентрацию ИУК в среде.

Пункты 3 – 5 повторяем для каждой концентрации ИУК в среде, т.е. 5 раз. Таким образом, у нас получается по одной чашке Петри – каждая со своим содержанием ИУК, плюс одна контрольная.

  1.  Проводим поверхностную стерилизацию семян. Для этого на дно чашки Петри кладем два слоя фильтровальной бумаги, сверху насыпаем семена. Обрабатываем стерилизующим раствором (5% раствор H2O2 в 96% этаноле), при этом следим, чтобы все семена оказались смоченными, но не «плавали».
  2.  Ждем, пока поверхность семян не станет сухой (примерно 3 минуты).
  3.  Переносим семена в чашки Петри с застывшей средой MS, приготовленной в пунктах 3 – 5. В каждую чашку помещаем по 30 семян. Следим, чтобы семена прилипли к среде.
  4.  Проводим герметизацию чашек Петри и окончательную маркировку, включающую дату постановки эксперимента и указание внесенного вещества ауксиновой прроды.
  5.  Ставим на инкубацию на 14 дней. Условия инкубации t = 20ºC , 7000 люкс люминесцентные белые ламппы, 16 часов день, 8 часов ночь.
  6.  По окончании инкубации проводим измерение длины корня и длины гипокотиля проростков. Результаты заносим в таблицу 2.

Таблица 1. Приготовление среды для постановки эксперимента.

Концентрация ИУК в среде, мг/л

0

0,002

0,02

0,2

2

Объем среды MS, мл

50

50

50

50

50

Содержание ИУК в чашке, мг

0

10- 4

10- 3

10- 2

10- 1

Объем р-ра ИУК (4 мг/мл), мкл

0

0

0

0

25

Объем р-ра ИУК (20  мкг/мл), мкл

0

5

50

500

0

Объем ДМСО, мкл

500

495

450

0

475

Таблица 2.1. Экспериментальные данные по длине корня.

Таблица 2.2. Экспериментальные данные по длине гипокотиля.

Данные, полученные тремя группами по всем веществам (ИУК, 2,4-D и a-НУК), объединяем и заносим в таблицы 3 и 4. По этим данным строим графики зависимости относительной длины корня и гипокотиля (разности между матожиданием длины, полученной в эксперименте при данной концентрации ауксиноподобного вещества, и матожиданием в контроле) от десятичного логарифма концентрации ауксиноподобного вещества.

Таблица 3. Объединенные данные по влиянию веществ ауксиновой природы на длину корня 14-тидневного проростка капусты.

Таблица 4. Объединенные данные по влиянию веществ ауксиновой природы на длину гипокотиля 14-тидневного проростка капусты.

Кроме того, у растений, выращенных на среде, содержащей от 0,02 мг/л и более, наблюдаем нарушение геотропизма: в случае 0,02 мг/л и 0,2 мг/л – слабое, в случае 2 мг/л – сильное.

Обсуждение результатов.

Первое, что бросается в глаза, это наличие оптимума концентрации ауксиноподобных веществ, при котором длина корня и гипокотиля равна или больше таковой контрольных растений. При других концентрациях наблюдается подавление роста этих органов. Для корня этот оптимум лежит в районе 0,02 мг/л, для гипокотиля – в районе 0,02 – 0,2 мг/л. Исключение составляет 2,4-D, который действует угнетающе на рост корня во всех исследованных в данной работе концентрациях. Между тем, известно, что ауксины являются стимуляторами роста растений путем растяжения клеток. Ингибирующий эффект у ауксинов тоже есть, но он заключается не в подавлении роста, а подавлении дифференцировки, как, например, в случае апикального доминирования.Тем не менее, мы наблюдаем подавление роста особенно  при высоких концентрациях веществ ауксиновой природы. Это можно объяснить тем, что высокие концентрации ауксинов запускают синтез гормона-антагониста этилена. Последний угнетает рост побегов в длину и ингибирует рост главного корня. Именно эти эффекты мы и наблюдаем в опыте.

Ингибирующий эффект при высокой концентрации веществ ауксиновой природы (2 мг/л) наиболее сильно проявляется у искусственных аналогов ауксина: сильнее всего в случае 2,4-D, затем идет a-НУК, и еще слабее у ИУК – естественного ауксина. Объяснить это следует так. Естественные ауксины могут переводиться в физиологически неактивное состояние за счет обратимого гликозилирования и необратимого окисления. Синтетические аналоги ауксина (2,4-D, a-НУК) хорошо связываются с ауксиновыми рецепторами, но практически не подвергаются деградации и гликозилированию. Поэтому эти вещества в высокой концентрации вызывают более интенсивный синтез этилена, чем естественные ауксины в той же концентрации, что и обуславливает их ингибирующий эффект. Более сильное действие 2,4-D по сравнению с a-НУК можно связать с тем, что 2,4-D,вероятно, более эффективно взаимодействует с системой ауксинзависимого синтеза этилена, а так же, возможно, с тем, что a-НУК несколько легче подвергается дезактивации в растительных тканях.

Мы видим, что действие экзогенных ауксинов на корень сильнее, чем на гипокотиль. Это, по всей видимости, связано с тем, что гипокотиль покрыт кутикулой, а корень – нет. Кутикула затрудняет проникновение ауксинов извне, поэтому в тканях гипокотиля концентрация ауксинов возрастает в меньшей степени, чем в тканях корня.

При высоких концентрациях веществ ауксиновой природы наблюдается нарушение положительного геотропизма корня. Известно, что за геотропизм корня отвечает ауксин. При отклонении корня от вертикального положения потоки ауксинов перераспределяются таким образом, чтобы концентрация этих гормонов была больше в верхней части корня, что ведет к усиленному растяжению клеток в этой области и загибанию корня вниз. Экзогенные ауксины при высоких концентрациях распределяются по корню равномерно. На этом фоне, вероятно, естественные градиенты этих гормонов незначительны, и все области корня растут одинаково независимо от их пространственного расположения, что, по-видимому, и объясняет нарушение геотропизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39758. Понятие эмоций и чувств 297.09 KB
  Понятие эмоций и чувств. Роль эмоций и чувств в жизни человека Терминологические расхождения Соотношения понятий эмоция чувства эмоциональные состояния Место эмоций и чувств в структуре психики Основные качества эмоций и чувств Эмоции и деятельность Теории эмоций и чувств II. Физиологические теории эмоций и чувств Теория Джемса Лонге ее критика Таламическая теория эмоций КеннонаБарда Эксперименты Олдса Д. Павлова роль коры больших полушарий головного мозга Роль ретикулярной формации и второй сигнальной...
39759. Виды мышления 36.5 KB
  Это: нагляднодейственное нагляднообразное словеснологическое мышление. Нагляднодейственное мышление существует и у высших животных. Нахождение этого способа называется нагляднодейственным мышлением см. В психологии выделяется так же как самостоятельный вид нагляднообразное мышление.
39760. Определение внимания 129.5 KB
  Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Физологические основы внимания. В исследовании физиологических основ внимания особенно большая заслуга принадлежит отечественным физиологам: И.
39761. Понятие воли 131 KB
  Само же понятие воли как стороны сознания формировалось медленно. Сложность изучения проблемы воли состоит в том что как в обыденном так и в научном сознании воля понимается поразному. Пушкина: волю первую твою я исполню как мою или в обыденном языке делать чтото насильно означает делать против своей воли как проявление силы характера противопоставление: волевой безвольный.
39762. Воображение 149.5 KB
  Сходства и различия воображения с восприятием памятью и мышлением; 3 Функции воображения. Физиологические и психологические механизмы воображения воображение и органические процессы 1. Связь воображения с реальностью: а закон двойного выражения чувств б закон общего эмоционального знака в закон эмоциональной реальности 4. Психологический механизм воображения а диссоциация б ассоциация.
39763. ВОСПРИЯТИЕ 73.5 KB
  Физиологической основой восприятия являются процессы проходящие в органах чувств нервных волокнах и центральной нервной системе. Следовательно ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры...
39764. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) 104.5 KB
  Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения. Движения – это механизмы посредством которых осуществляются действия выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет на орудие как средство труда.
39765. Индивидуальный стиль деятельности 33 KB
  Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъекта. Сочетание объективных и субъективных условий однозначно детерминирует лишь общее направление деятельности и некоторые наиболее общие характеристики операций и движений.
39766. Качества ума 31 KB
  Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...