17056

Социальная защита населения. Социальные трансферты

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В подобном контексте рассматриваемое понятие неизбежно связано с политикой обеспечения прав и гарантий в области уровня и качества жизни: на минимально достаточные средства для жизни; на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери кормильца; на защиту от безработицы, охрану здоровья...

Русский

2014-09-23

186 KB

4 чел.

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

1. Учебные цели лекционного занятия по 4 теме

Дать студентам целостные знания о социальной защите населения в государственном секторе.

Научить использовать полученные теоретические знания при решении практических задач, поставленных перед организациями и службами системы МЧС России.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Направления и формы системы социальной защиты

2. Социальные трансферты

3. Социальное страхование и пенсионное обеспечение

4. Система медицинского страхования

5. Финансирование социального страхования

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

35

30

35

35

35

5

4. Литература

Основная

  1.  Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.
  2.  Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  3.  Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.
  4.  Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.
  5.  Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебн. пособие. СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная

  1.  Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.
  2.  Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.
  3.  Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М.: Наука, 2006.
  4.  Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. упр.» / Н.И.Глазунова; Гос. ун-т упр-я. – М.: Проспект, 2006.
  5.  Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. М.: Наука, 2006.

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Под социальной защитой понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий каждому гражданину. Эта важнейшая функция государства и общества по отношению к населению в любое историческое время - в условиях нормального развития экономики или в кризисный период. В последнем случае значение социально-экономической функции, естественно, резко возрастает.

Иногда понятие “социальная защита” ограничивают исключительно социальным вспомоществованием государства уязвимым категориям граждан. Более широкое толкование этого понятия включает защиту всех граждан от негативного влияния постоянно действующих и периодически возникающих негативных факторов, в том числе обусловленных рисками рыночной экономики, которые приводят к утрате или недостаточности дохода, а следовательно, к снижению личного и семейного потребления.

В подобном контексте рассматриваемое понятие неизбежно связано с политикой обеспечения прав и гарантий в области уровня и качества жизни: на минимально достаточные средства для жизни; на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери кормильца; на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище и т.п. Такое толкование наиболее полно соответствует ст. 25 Конвенции МОТ № 117 “Об основных целях и нормах социальной политики”, провозгласившей норму о том, что человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения выступают как отношения между собственниками средств производства и наемными работниками.

Таким образом, категория “социальная защита” тесно связана с категориями “уровень жизни” и “доходы” и включает в себя по рекомендации Организации Объединенных Наций несколько элементов. Среди них здоровье, в том числе демографические условия существования человека, пища, одежда, условия труда и занятости, организация труда (режимы труда и отдыха), образование, жилище, включая его благоустройство, социальное обеспечение, человеческие свободы.

Вопрос 1. Направления и формы системы социальной защиты

Сложившиеся в современной России направления и формы социальной защиты населения образуют следующий комплекс.

1. Социальные гарантии по доходам и их индексация. Главная среди таких гарантий - прожиточный минимум. Законом о прожиточном минимуме 1997 г. предусмотрено, что минимум зарплаты и пенсий будет постепенно выведен на обусловленный нормативный уровень. На основании Закона «Об индексации доходов и сбережений населения» сохранение реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с ростом цен должно проводиться или путем прямых пересчетов, или каким-либо иным путем изменения минимальных размеров заработной платы. Тем категориям, которые не имеют нужного на проживание дохода, устанавливается право на адресную государственную социальную помощь.

2. Регулирование социальной сферы с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов. Это прежде всего минимальные расходы бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание нетрудоспособных и т.п. Эти нормативы действуют в бюджетном планировании и регулировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям указанных сфер. Расходы на социальные цели находятся в совместном ведении центра и регионов, для поддержки которых существует система специальных финансовых вливаний и компенсаций из федерального бюджета. Очевидно, должен быть принят специальный закон о государственных минимальных социальных стандартах.

3. Предоставление льгот (скидок и субсидий). Льготой называется особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу населения. Примеры льгот: бесплатные или со скидкой лекарства для инвалидов, участников Великой Отечественной войны; бесплатный или льготный проезд пенсионеров на транспорте; скидка на квартплату для ветеранов труда.

Главная проблема, связанная с предоставлением льгот, - их финансовая необеспеченность, поэтому просматривается тенденция перевода льгот в форму адресных денежных субсидий гражданам.

Один из новых видов таких субсидий - жилищная субсидия, призванная снизить бремя растущей квартирной платы для малообеспеченных граждан в городах.

4. Обязательное социальное страхование. Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества; его основная задача - поддержание уровня жизни и заработка в случае утраты трудоспособности по основаниям, предусмотренным законом (старость, болезнь, травма, материнство, утрата кормильца, безработица). Средства, предусмотренные сегодня на обязательное социальное страхование, примерно равны социальным расходам консолидированного государственного бюджета.

В системе социального страхования наметился ряд новых аспектов - введение критерия малообеспеченности при предоставлении выплат и услуг по страхованию; увеличение участия самих застрахованных в формировании источников (фондов) страхования; переход либо к накопительным элементам (в пенсионном обеспечении), либо к бюджетному финансированию (при предоставлении пособий по безработице); объединительные тенденции по разделам (единое медико-социальное страхование) и пр.

5. Социальное обеспечение и социальная помощь. Социальное обеспечение направлено на содержание нетрудоспособных членов общества (престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей) и осуществляется из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются нетрудоспособные, престарелые, не имеющие трудового стажа, дети, инвалиды с детства, а также отдельные профессионально-статусные категории (военнослужащие, государственные служащие, чернобыльцы). За счет страховых средств выплачиваются прежде всего трудовые пенсии. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей (дома престарелых и инвалидов, различные центры временного пребывания, реабилитации, медицинские услуги, протезирование, бесплатные лекарства).

В отличие от социального обеспечения социальная помощь носит сугубо конкретный, временный характер, предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости (доход ниже прожиточного минимума). Во многих развитых странах социальная помощь оказывается также в кризисных ситуациях, нарушающих жизнедеятельность гражданина (безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, потребность в постороннем  уходе, алкоголизм и наркомания и т.п.).

6. Социальное партнерство между работодателями и работниками. Комплекс коллективных договоров всех уровней (генеральные, отраслевые, территориальные, на конкретных предприятиях) усиливает систему социальной защиты работников и членов их семей сверх предусмотренных на государственном уровне социальных гарантий. Значение социального партнерства в адаптации населения к рыночным условиям возрастает и будет возрастать по мере становления социальной ответственности бизнеса, осознания работниками своих экономических интересов, развития социального партнерства.

7. Нормы прямого действия социально-трудового законодательства. Эти нормы в основном связаны с защитой трудовых прав: приема, увольнения, режима рабочего времени, заработной платы и т.д. Наиболее существенный законодательный источник в этой области - Трудовой кодекс РФ. Примерами норм прямого действия являются его требования об оплате сверхурочных работ, праздничных и выходных дней в строго фиксированных размерах.

Для конкретных потребителей меры социальной защиты реализуются в трех формах:

• денежные наличные и безналичные выплаты (социальные трансферты - пенсии, пособия, стипендии, денежные субсидии, дотации и льготы разного рода);

• натуральные поступления (бесплатные столовые, раздача промтоваров, временное жилье, протезы и др.);

• бесплатные и льготные услуги (прежде всего образование, здравоохранение, социальное обслуживание).

В перспективе экономический рост может «перевести стрелки социальной защиты» с минимальных норм на более высокие стандарты, с прямой помощи - на косвенные методы содействия самозащите, в области материального благосостояния - на более широкие принципы социальной безопасности и свобод личности. Однако эта функция государственного сектора остается в любых координатах цивилизованного общественного устройства.

Вопрос 2. Социальные трансферты

Под социальными трансфертами понимают передачу гражданам ресурсов в денежной или натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе. К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов семей. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

Определяя цели и задачи, решаемые посредством системы социальных трансфертов, можно выделить:

• обеспечение населения социально значимыми вспомоществованиями и услугами;

• сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс;

• смягчение негативных внешних факторов периода адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности, а в ряде случаев и нищеты);

• обеспечение необходимого качества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты принято осуществлять в следующих видах и формах: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхования (государственное, обязательное и добровольное, корпоративное).

Социальная помощь - предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг уязвимым категориям населения на основе проверки нуждаемости. Механизм ее осуществления сводится, по существу, к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения и реализует концепцию гарантированного минимального (базового) дохода. Система социального вспомоществования включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности социально незащищенным группам за счет средств профессиональных союзов, общественных и других организаций.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых услуг всем гражданам без учета их трудового вклaдa и степени нуждаемости. Набор и уровень этих гарантий изменяются в зависимости от конкретно-исторических условий национальной экономики. Эта форма базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расходов на социальные цели.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население в случае наступления различных социальных рисков: болезни, производственной травмы, профессионального заболевания, несчастного случая, рождения ребенка, потери работы, старости, потери кормильца.

Наиболее распространенными формами социальных трансфертов являются пособия, пенсии, стипендии. В последние годы складывается устойчивая тенденция их роста.

Пособия - регулярные или разовые денежные выплаты, предоставляемые гражданам в случаях частичной или полной нетрудоспособности, поддержки семей с детьми, а также в случае смерти родственников. В законодательстве РФ предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

На уровень жизни и формирование доходов семей существенное влияние оказывают социальные выплаты в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей; пособия по беременности и родам; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка и начисление “материнского капитала”; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка; компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей в возрасте до 3 лет.

Кроме названных пособий и выплат в число мер по государственной поддержке и социальной защите материнства и детства включаются льготы, предоставляемые детям дошкольного возраста (например, погашение расходов на содержание ребенка в детском саду), государственные гарантии для обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; дополнительные льготы для одиноких родителей, дополнительные льготы для многодетных семей, налоговые льготы.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, аккумулированы прежде всего в выплате пособий по безработице. Пособие по безработице - денежная помощь, предоставляемая безработным при наличии трудового стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но не более заработка по прежнему месту работы.

В случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя законодательство гарантирует, кроме того, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, возможность участвовать в общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Стипендии - регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства. Хотя размеры этих выплат относительно невелики, они выполняют свою роль в формировании семейного дохода граждан.

Помимо прямых выплат в денежной форме, к социальным трансфертам могут быть отнесены и иные расходы государства. Например, су6сидирование предприятий и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению (субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту). Нередко формы предоставления социальной помощи дополняют друг друга или применяются одновременно. Например, социaльные льготы и компенсации инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат. Помимо выплаты пенсий, государство производит расходы на содержание домов инвалидов, на закупку протезов, медикаментов и специального транспорта, а также на частичную оплату услуг, предоставляемых частными домами инвалидов и престарелых. Законодательством предусмотрено также предоставление субсидий и налоговых льгот предприятиям, использующим труд инвалидов и производящим специфические товары, в которых нуждаются инвалиды.

Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., вступивший в действие с 1 января 2005 г., заменил льготы денежными компенсациями. Важный момент новых подходов к предоставлению льгот и компенсаций состоит в разграничении полномочий и ответственности между центром и субъектами РФ, а также усилении финансового обеспечения предоставляемых компенсаций денежными средствами, предусмотренными на эти цели федеральным и региональными бюджетами. Денежные компенсационные выплаты гpaжданам, пользовавшимся до 2005 г. льготами, устанавливаются в дифференцированном размере в зависимости от того, к какой категории относится получатель. Кроме того, для значительной части льготников предусмотрено предоставление “социального пакета” - набора услуг, в который входят: проезд в пригородных электропоездах со скидкой; получение бесплатных лекарств в аптеках; санаторно-курортное лечение (по медицинским показаниям) - одна путевка раз в три года и проезд к месту отдыха и обратно. Стоимость “соцпакета” - 450 руб. в месяц. С января 2006 г. льготникам предоставлено право отказаться от “соцпакета” или какой-то его части, в этом случае взамен будут предоставляться соответствующие денежные выплаты.

Принятым Законом установлено, что суммы ежемесячных денежных выплат с 1 января 2006 г. подлежат индексации в зависимости от изменения стоимости набора предоставляемых услуг той или иной категории льготников. С 1 января 2007 г. размер социального пакета установлен в 513 руб. в месяц. Все остальные натуральные льготы отменены и заменены денежными выплатами, размеры которых зависят от категории льготников.

К числу федеральных льготников отнесены: герои войны и труда; инвалиды войны и участники войны; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, и некоторые другие категории. К числу региональных льготников отнесены: ветераны труда; труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от политических репрессий. Общее число льготников, интересы которых затронул Закон № 122-ФЗ, - более 30 млн человек, причем ветеранов труда, которые сегодня пользуются льготами в России, около 10 млн человек - это каждый третий льготник в стране.

Новые меры социальной поддержки россиян практически в массовом порядке лишают льготников бесплатно предоставлявшихся услуг; следовательно, в определенной степени негативно влияют на социально-экономическое положение граждан, которым законодательством до 1 января 2005 г. были предоставлены натуральные льготы.

Период, прошедший с момента введения в действие положений Федерального закона № 122, показал, что нововведения далеко не всегда и не везде были адекватно восприняты населением и адаптация к ним проходит с определенными трудностями. Замена льгот денежными компенсациями потребует большой работы по созданию нового механизма их предоставления. Это процесс сложный, может носить длительный характер и не сразу вызовет доверие населения. Ностальгия по льготам может сохраняться длительное время.

Вопрос 3. Социальное страхование и пенсионное обеспечение

 

Социальное страхование - форма социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей работы, здоровья, жизни, трудоспособности и доходов. Особенностью страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Социальное страхование направлено на решение двух основных групп задач: обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий по охране труда и обеспечению безопасности его условий; реализацию мер, гарантирующих материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Специфика регулирования системы социального страхования исходит из необходимости сочетания рыночных механизмов саморегулирования этой сферы с развитой системой государственного воздействия на нее. В результате в странах с развитыми государственными системами социального страхования последние имеют следующие признаки:

• основные виды социального страхования носят обязательный характер и организованы по однородным группам социальных рисков (болезнь; старость, инвалидность и смерть кормильца; безработица; производственная травма и профессиональное заболевание);

• социальное страхование финансируется за счет страховых взносов работодателей и наемных работников с дополнительным участием государства;

• страховые взносы аккумулируются в специальных внебюджетных фондах, которые выплачивают пособия и пенсии, оплачивают социальные услуги;

• средства от поступлений, превышающие расходы на выплату пенсий и пособий, оплату социальных услуг, инвестируются в экономику с целью получения дополнительных доходов;

• право на социальные выплаты зависит от уплаты страховых взносов, страхового стажа; минимальные пенсии и пособия связаны с прожиточным минимумом;

• размер страховых взносов зависит от заработка или дохода застрахованного, ограниченного определенным потолком;

• несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания финансируются обычно за счет взносов работодателей;

• в дополнение к обязательному социальному страхованию существуют различные формы добровольного социального страхования.

В качестве современных форм социального страхования могут быть названы: обязательное, добровольное и корпоративное.

Обязательное социальное страхование - разновидность социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в связи с утратой доходов (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости), жизни или места работы. Финансовые источники их предоставления страховые взносы работодателей и работников, а также средства государственного бюджета. Правовая природа этого вида страхования - замещение утраченной заработной платы и других трудовых доходов. В его основе лежит солидарность страхователей и застрахованных.

Добровольное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (бюджетов всех уровней). Оно может быть личным и коллективным и предполагает защиту от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение. Финансовые источники этого вида страхования - взносы (добровольные) работников и работодателей. Определяющая характеристика - наличие страхового договора. Отличительными чертами добровольного страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, а также зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Фонды добровольного социального страхования принято рассматривать как дополнение к обязательному страхованию, а не как альтернативу ему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинcтвaми другого.

Корпоративные системы страхования - системы социальной защиты работников, организуемые работодателями за счет доходов, направленных на удовлетворение социальных потребностей работников (медицинскую и оздоровительную помощь, оплату жилищных, транспортных, учебных услуг, услуг в области культуры, фирменные пенсионные выплаты и т.п.).

Основным среди названных видов страхования по объему финансовых средств, массовости охвата и разнообразию услуг являeтcя обязательное социальное страхование (прежде всего пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве, в связи с безработицей и другими социальными рисками). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-20% ВВП. В России в начале 2000-х гг. на долю всех внебюджетных социальных фондов приходилось около 45% затрат на цели социальной защиты и чуть больше 7% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Весьма важным в этой связи является правовое признание затрат по социальному страхованию работников общественно необходимыми для воспроизводства рабочей силы и включение их в себестоимость продукции (т.е. признание налогового характера данных затрат).

Исходя из того что СТ. 7 Конституции РФ определила, что Россия - социальное государство, уже в ближайшей перспективе предстоит законодательно закрепить решение ряда принципиальных вопросов, обеспечивающих правовое поле становления социального страхования. Среди этих вопросов: какие из социальных гарантий обеспечиваются за счет бюджета Федерации и бюджетов ее субъектов, а какие - за счет средств обязательного социального страхования; в каких размерах необходимо повысить заработную плату и другие трудовые доходы и понизить налоги с физических лиц, чтобы передать часть страховой нагрузки на работников и снизить ее, соответственно, для работодателей; какие меры следует предпринять в направлении повышения управления системой социального страхования полномочными представителями работников и работодателей.

В ближайшей перспективе в целях совершенствования системы обязательного социального страхования предстоит сформировать организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования: укрепление солидарной ответственности страхователей и застрахованныx за обеспечение социальных гарантий и реальной защиты застрахованных; повышение личной ответственности работников за формирование своего статуса как застрахованных; реализация в должной мере ответственности государства за состояние и соблюдeние социальных гарантийных прав работающих по найму от социальных (в том числе профессиональных) рисков; разграничение полномочий основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) по организации и управлению системой и отдельными видами страхования исходя из четкого определения ролевых функций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов.

Особенно важно реализовать систему мер по совершенствованию методов и принципов социального страхования применительно к пенсионному обеспечению престарелых граждан, пенсионному обеспечению и социальной поддержке инвалидов, социальной защите лиц, потерявших работу.

Безусловную важность имеет четкое определение экономической природы пенсий и их места в поддержании и формировании семейных доходов.

Пенсия - гарантированная законом денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной и частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Трудовая пенсия формируется из трех частей - базовой (которую обеспечивает государство на равных для всех пенсионеров условиях), страховой (она формируется за счет отчисления взносов с заработной платы, а потому напрямую зависит и от заработка, и от трудового стажа) и накопительной (которая также финансируется путем перечисления страховых взносов из заработка). При этом первые два платежа поступают в “общую копилку” (федеральный бюджет и Пенсионный фонд) и немедленно перераспределяются для выплаты текущих пенсий нынешним 38 млн пенсионеров. А на индивидуальных пенсионных счетах фиксируется, сколько конкретно человек заплатил, чтобы знать, из какой суммы в дальнейшем рассчитывать его пенсию.

Государство последовательно проводит политику повышения пенсий.

В 2009 г. средний размер социальных пенсий повышен до прожиточного минимума пенсионера. С учетом инфляции средний размер трудовых пенсий в 2009 г. увеличился на 23,9%.

По своей экономической природе и назначению пенсии как элемент системы социального страхования призваны решать задачу замещения потери (полной или частичной) заработка или семейного дохода в связи с названными выше страховыми случаями.

Пенсии могут рассматриваться либо как форма содержания нетрудоспособных обществом и за счет общества, либо как особая форма оплаты за прошлый труд.

Очевидно, более последовательно признание двойственного характера природы пенсии. При таком толковании она должна отражать как необходимость паритетного обеспечения нетрудоспособных граждан в меру утраты трудоспособности, так и величину заработка и продолжительность стажа как основных элементов оценки прошлого трудового вклада человека, выходящего на пенсию.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения не зависит от трудового вклада и возраста по мере утери трудоспособности и увеличения потребности в помощи со стороны общества.

В сложившейся в России в 1990-е гг. системе пенсионного обеспечения с прошлым трудовым вкладом связана пенсия по старости, размер которой увязывается при ее назначении с заработком, стажем работы и достижением определенного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). При работе в тяжелых и вредных производственных условиях и суровых природно-климатических условиях труда и проживания возраст, дающий право на получение пенсии по старости, снижается на 5-10 лет. В этих случаях пенсии принято называть льготными или профессиональными.

Исчисление размера пенсии в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21 июня 1997г. “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, по существу, закрепило два самостоятельных подхода к определению трудовой пенсии по старости. При первом - пенсия рассчитывалась путем умножения среднемесячного заработка работника (за последние 24 месяца перед обращением за пенсией или 60 месяцев подряд за любой период работы) на размер пенсии в процентах, получающийся в зависимости от продолжительности стажа: 55% заработка при достижении минимально-необходимого стажа (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин). При этом за каждый год работы сверх минимального стажа исчисленная пенсия увеличивалась на 1%. Второй подход предполагал применение индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который отражает трудовой стаж каждого конкретного пенсионера, поскольку рассчитывается исходя из продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника и среднемесячной заработной платы в стране.

Пенсии по инвалидности с полной или частичной потерей трудоспособности принято увязывать по своим размерам с продолжительностью профессионального стажа и мерой утраты трудоспособности. Различают три группы инвалидности: 1-я группа - полная потеря трудоспособности, требующая постоянного ухода; 2-я группа - трудоспособность утрачена, но нет нужды в постоянном уходе; 3-я группа - трудоспособность утрачена частично. Минимальный размер пенсии при l-й и 2-й группах инвалидности устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а при 3-й группе - половины минимальной пенсии. Максимальный размер пенсии инвалидам l-й и 2-й групп соответствует максимальной пенсии по старости, а 3-й группы инвалидности минимальной пенсии по старости.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Ее минимальный размер не может быть ниже социальной пенсии, а максимальный устанавливается на уровне минимального размера по старости на каждого иждивенца. В число иждивенцев, которым установлен данный вид пенсии, включаются: родители и вдовы (вдовцы) умершего или погибшего вследствие военных действий кормильца, а также один из родителей или супругов, занятый уходом за детьми, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет и не работающими, независимо от того, состояли ли они на иждивении или нет.

Социальная пенсия устанавливается инвалидам 1-й и 2-й групп (в том числе инвалидам с детства), а также инвалидам 3-й группы; детям - инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей; гражданам, достигшим 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам) и не имеющим необходимого трудового стажа. Размер выплат этим лицам (в зависимости от категории тех, кому она устанавливается) варьирует в пределах от минимальной пенсии по старости до половины этого размера.

Пенсия за выслугу лет, нередко называемая профессиональной, устанавливается в связи с длительной работой в подземных условиях, другой работой с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также некоторыми иными видами профессиональной деятельности - управлением воздушным транспортом и воздушным движением, педагогической деятельностью в общеобразовательной школе, творческой работой на сцене театра, арене цирка и др. (по специальным спискам профессий, утверждаемых Правительством РФ). Размер этой пенсии имеет диапазон от 55 до 75% заработка, минимальный и максимальный размеры пенсионных выплат аналогичны пенсии по старости.

Профессиональные пенсии начисляются и выплачиваются гражданам, продолжающим работу в названных сферах деятельности, даже до достижения возраста, дающего право на пенсию по старости.

В настоящее время в России осуществляются меры, направленные на реформирование пенсионного обеспечения. Суть их сводится к переходу на трехуровневую систему, включающую социальную пенсию, трудовую пенсию и негосударственную пенсию, выплачиваемую через каналы профессионального и личного пенсионного страхования.

Социальная пенсия призвана обеспечивать минимальные государственныe гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от наличия трудового стажа.

Трудовая пенсия выплачивается всем наемным работникам, самозанятым, подлежащим обязательному пенсионному страхованию.

Как социальная, так и трудовая пенсия устанавливаются и начисляются за счет средств государства, аккумулируемых в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Дальнейшее реформирование пенсионной системы в РФ обусловлено кризисом традиционной распределительной системы, финансируемой за счет текущих взносов работающих, в условиях старения населения страны, роста числа пенсионеров при незначительном росте численности занятых в официальном секторе экономики.

Выход из кризиса связан с переходом к распределительно- накопительной системе пенсионного страхования, который обусловлен принятием в 2001 г. новой Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и пакета федеральных законов: “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” (№ 166-ФЗ от 15 декабря 2001г.), “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001г.), “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (№ 167-ФЗ от 15 декабря 2001г.), “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (№ 111-ФЗ от 24 июля 2002г.), реализующих данную программу с 2002 г.

Реформирование пенсионной системы в РФ исходит из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны обязательствам государства.

В этой связи отличительными чертами новой пенсионной системы в процессе ее преобразования являются введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих: а) базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме; б) страховой - дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации; в) накопительной - части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. При этом сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период его трудовой деятельности; пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты; индексация соответствующих частей трудовых пенсий граждан осуществляется с учетом уровня инфляции (базовая и страховая части), показателей роста средней заработной платы в стране (страховая часть) и уровня инвестиционного дохода (накопительная часть).

Новая пенсионная система, создаваемая в РФ, состоит из следующих частей.

Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет единого социального налога, поступающего в госбюджет, предоставление базовой части трудовых пенсий; за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф), финансируемых на нестраховой основе.

Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий по старости и инвалидности наемным и самозанятым работникам, страховой части трудовой пенсии и пенсионных накоплений умершего кормильца иждивенцам (вдовам и сиротам), а также социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет - мужчинам и 60 лет - женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии по старости, и в других установленных законодательством случаях для нетрудоспособных граждан.

Помимо социальных пенсий, в системе государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии за выслугу лет, по cтaрости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Наемные и самозанятые работники, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, cтpаховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в РФ. Страховая часть трудовой пенсии по старости исчисляется из расчетного пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии по следующей формуле:

СЧ=ПК/Т,

где СЧ - размер страховой части пенсии; ПК - расчетный пенсионный капитал; Т-ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (в месяцах).

Последний показатель установлен Федеральным законом о трудовых пенсиях и составляет 19 лет (228 месяцев). Однако он вводится постепенно, составляя в 2002г. 12 лет, и увеличивается на 6 месяцев каждый год до 2010 г., затем на 1 год до 2013г., когда он достигнет 19 лет.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости исчисляется из накопленных сумм взносов и инвестиционного доходa, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой ее получателям на уровне базовой (или 0,5 базовой) части трудовой пенсии по старости, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, нормативной продолжительности его страхового стажа и от числа нетрудоспособных членов его семьи. Выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет расчетного пенсионного капитала умерших застрахованных лиц. Накопления умершего кормильца, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются его родственникам в равных долях или лицам, указанным в заявлении кормильца в Пенсионный фонд РФ.

Трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей: базовой части, устанавливаемой ее получателям в зависимости от базовой части трудовой пенсии по старости и степени ограничения трудоспособности (I, II, III); страховой части, устанавливаемой по формуле расчета страховой части трудовой пенсии по старости с применением поправочного коэффициента к периоду выплаты пенсии, зависимого от нормативной продолжительности страхового стажа инвалидов. При этом расчет страховой части пенсии по инвaлиднocти осуществляется по формуле

СЧ = ПК/(Т х К),

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К - поправочный коэффициент, представляющий собой отношение нормативной продолжительности трудового стажа инвалида (в месяцах) к 180 месяцам.

Размер накопительной части трудовой пенсии по инвалидности определяется по аналогии с расчетом данной части трудовой пенсии по старости.

Согласно Программе пенсионной реформы пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в перспективе должны быть переведены из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом уровня инфляции и поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера. Страховая часть трудовой пенсии увеличивaeтcя посредством индексации в зависимости от роста потребитeльcкиx цен не менее чем на 6% и средней заработной платы в стране. Размер накопительной части пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования пенсионных накоплений и изменения периода выплаты пенсии.

Накапливаемые пенсионные права работающих лиц, в том числe работающих пенсионеров, увеличиваются в зависимости от поступивших страховых взносов и соответствующего инвестиционнoгo дохода.

Трудовая пенсия, состоящая из базовой и страховой частей, не должна быть ниже установленного законом минимального размepa.

В отношении пенсионеров и лиц, приобретших страховой стаж до введения в действие новой пенсионной системы, производится преобразование их ранее приобретенных прав в расчетный пенсионный капитал.

Тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлены Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (2001) с учетом дифференциации их размеров в зависимости от возраста застрахованных лиц и величины их заработка. С введением данного Закона в 2002 r. базовая ставка единого социального налога, направляемого на выплату базовой части трудовой пенсии, составила 14%, а базовый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также составил 14% при совокупном заработке работника до 100 тыс. руб. При этом была установлена аналогичная единому социальному налогу четырехступенчатая регрессивная шкала тарифов страховых взносов. Однако для мужчин 1952 г. рождения и женщин 1956 г. рождения и старше взимание взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии не предусматривалось и целиком шло на финансирование страховой ее части. для средней возрастной категории - мужчины с 1953 по 1966 г. рождения и женщины с 1957 по 1966 г. рождения - базовые тарифы взносов составили 12% на cтpаховую и 2% на накопительную часть трудовой пенсии. для лиц 1967 г. рождения и моложе в 2002-2003 гг. базовые тарифы взносов составляли 11% на страховую и 3 % на накопительную часть трудовой пенсии, в 2004 г. соответственно - 10 и 4%. В 2005-2007 гг. данное соотношение сохранялось. Суммы пенсионных накоплений отражаются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ. Предусматривается ежегодное информирование застрахованного лица о размерах его пенсионных накоплений.

Право на получение накопительной части трудовой пенсии приобретают застрахованные, имеющие средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета.

Обязательное профессиональное пенсионное страхование. Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видaми профессиональной деятельности, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, сохраняется право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста.

В дальнейшем в отношении указанных лиц будет введено обязaтeльнoe профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Обязательное профессиональное пенсионное страхование должно осуществляться преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд РФ был создан резерв, который призван обеспечить выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменении демографических и макроэкономических условий. Данный резерв формируется при профиците бюджета Пенсионного фонда РФ. В целях осуществления контроля за деятельностью Пенсионного фонда РФ образован наблюдательный совет, который формируется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Инвестирование индивидуальных пенсионных накоплений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (№ 111-ФЗ от 24 июля 2002 г.). Закон вводит плюрализм в систему управления и инвестирования пенсионных накоплений граждан в системе обязательного пенсионного страхования в РФ. В частности, начиная с 2003 г. застрахованные граждане вправе передать свои пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, на основе подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в доверительное управление одной из негосударственных управляющих компаний, отобранной на конкурсной основе, или оставить их в доверительном управлении государственной управляющей компании - Внешэкономбанке. Также можно передать свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда РФ в один из негосударственных пенсионных фондов, удовлетворяющих требованиям, установленным федеральным законом.

В новой системе обязательного пенсионного страхования участвуют также специализированный депозитарий - акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющее соответствующие лицензии и отобранное в результате конкурса, и страховые компании, страхующие в обязательном порядке ответственность управляющих компаний и специализированного депозитария за неисполнение своих обязательств. Взаимоотношения между участниками новой системы обязaтeльнoгo пенсионного страхования устанавливаются на договорной основе.

В соответствии с новым Законом расширился круг разрешенных объектов инвестирования пенсионных накоплений. Они могут быть размещены в государственные ценные бумаги РФ и субъектов Федерации, облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, ипотечные ценные бумаги, денежные средства и депозиты в рублях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Государственное регулирование, контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений в новой пенсионной системе осуществляется Минфином РФ, общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, Счетной палатой РФ и аудиторами.

Необходимо отметить, что пока из государственной системы обязательного пенсионного страхования в негосударственные управляющие компании и пенсионные фонды перешла незначительная часть застрахованных граждан.

В России в настоящее время уже действует около 300 негосударствeнныx пенсионных фондов, среди участников которых более 2,5 млн человек. Перспективы развития в России негосударственных пенсионных фондов связаны с усилением их реального вклада в развитие сферы дополнительного социального обеспечения, с экономическими и социальными результатами их деятельности.

Вопрос 4. Система медицинского страхования

Граждане России имеют право: на обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача; медицинскую помощь на всей территории России; предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Оно является составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинcкoгo страхования (базовой и территориальных).

Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (№ 1499-1 от 28 июня 1991 г.) связан с реформой здравоохранения в РФ. Данный федеральный закон обеспечивает конcтитyциoннoe право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено добровольное медицинское страхование (1991) и обязательное медицинское страхование (с 1993 г.) в России.

Страхователями в системе обязательного медицинского страхования являются:

• для неработающего населения - государство и местные органы власти;

• для работающего населения - предприятия и организации (работодатели).

Смешанная экономическая система здравоохранения в РФ включает следующие составляющие: государственную и муниципальную системы медицинского обслуживания; государственную систему обязательного медицинского страхования; негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующих врачей.

Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются: для финансирования целевых программ (федеральных, региональных, местных); обеспечения профессионального образования медицинского персонала; финансирования научно-исследовательских про грамм и проектов; развития материально-технической базы медицинских учреждений; субсидий регионам на улучшение условий медицинского обслуживания; оплаты катастрофических медицинских расходов (трансплантология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия и др.); финансирования медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, а также в случаях массовых заболеваний в регионах, где складываются чрезвычайные ситуации и происходят катастрофы.

Государственная политика обязательного медицинского страхования образует федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как государственные автономные финансово-кредитные учреждения. Эти фонды не уплачивают налогов по доходам от основной деятельности.

Страховые медицинские компании имеют право заниматься обязательным и добровольным медицинским страхованием, исключая другие виды страхования.

Контроль за деятельностью страховых медицинских организаций в РФ осуществляется государственными органами по надзору за страховой деятельностью, которые также выдают лицензии на деятельность в области медицинского страхования. Разрешается деятельность негосударственных медицинских учреждений. Государственная аккредитация является формой контроля за их соответствием установленным профессиональным медицинским стандapтaм. Государство контролирует их деятельность с помощью выдачи лицензий и аккредитаций.

Обязательное медицинское страхование в России реализуется на основе федеральных и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы.

С 1998 г. Правительством РФ ежегодно утверждается Программа гocударственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, составной частью которой является Базовая программa обязательного медицинского страхования.

Цены на медицинские услуги в системе обязательного медицинcкoгo страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций.

Становление системы государственных внебюджетных фондов социального страхования в Российской Федерации в 1990-е гг. обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальной защиты населения. При этом фонды обязательного социального страхования играют ведущую роль в системе социальной защиты населения РФ. На их долю приходится более 69% общих расходов на социальную защиту населения страны.

Важная проблема Фонда социального страхования РФ связана с его традиционными функциями в системе социального страхования, которые очень близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования РФ. Эти функции связаны со страхованием однородных видов социальных рисков - болезнью и обусловленной ей временной нетрудоспособностью, не вызванными профессиональными рисками.

В зарубежных странах с развитыми системами социального страхования данные риски страхуются в рамках одной отрасли обязательного страхования на случай болезни. При этом институционально данные риски, взносы и фонды объединены. Раздельное существование фондов социального и обязательного медицинского страхования в России обусловлено историческими условиями развития страны и имеет сегодня негативные последствия: финансовый дефицит фондов обязательного медицинского страхования; дублирование органов управления и рост административных расходов в системе обязательного страхования на случай болезни; трудности в реализации единой политики социального страхования и здравоохранения в стране.

Экономические проблемы российского медицинского здравоохранения связаны с переходом от государственно-бюджетной системы к бюджетно-страховой модели его организации и финансирования. Начиная с 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицинского страхования в РФ, наблюдаются тенденции сократить государственный бюджет здравоохранения. Сегодня более 85% бюджетных расходов на здравоохранение финансируются из региональных и местных бюджетов. Система обязательного медицинского страхования в РФ включает Федеральный фонд, территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации, 1020 их филиалов и более 350 страховых медицинских организаций различных форм собственности.

Помимо этого, существует проблема ценообразования на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. Механизм формирования цен должен носить противозатратный характер для стимулирования экономии финансовых ресурсов в данной системе. Опыт развитых стран показывает, что данная система не обязательно связана с установлением цен на медицинские услуги; это скорее разработка механизма возмещения расходов на медицинское обслуживание, носящего противозатратный характер. В качестве примеров можно привести расчет перспективного бюджета стационара в системе обязательного медицинcкoгo страхования, а также подушевое финансирование медицинских расходов в системе первичной медицинской помощи (в расчете на одного пациента, обслуживаемого у семейного врача).

Вопрос 5. Финансирование социального страхования

Общие финансовые проблемы государственных внебюджетных фондов социального страхования в РФ связаны с противоречием между растущими социальными потребностями населения и ограниченными ресурсными возможностями экономики и государства в условиях нестабильного экономического развития.

В условиях наличия “серых” зарплатных схем и значительного сектора теневой экономики в РФ фонд оплаты труда, с которого взимаются страховые взносы, существенно ниже суммы фактически выплачиваемых заработков. При этом официальная численность работающего населения в РФ сократилась за 1991-2001 гг. с 73,8 млн. до 65,0 млн. человек. Однако уровень тарифов социальных cтpаховых взносов оставался практически неизменным. В результате общие доходы фондов социального страхования в РФ в реальном выражении значительно сократились (не менее чем на треть).

Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости страховых взносов с предпpиятий и организаций РФ. В Бюджетном кодексе РФ установлено, что сбор и контроль за поступлением обязательных страховых платежей в государственные внебюджетные фонды должны осуществлять налоговые органы, а исполнение их бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Принятие данного законa означало развитие налогово-фискальных принципов в социальном страховании России.

Однако финансовое положение фондов обязательного социального страхования в РФ в конце 1990-х гг. являлось нестабильным, что было связано с финансовым кризисом 1998г., старением населeния и неустойчивостью переходной экономики России, проблемой сбора страховых взносов. При высоком уровне совокупной ставки страховых взносов, которые платили в основном работодатели, уровень выплачиваемых пенсий и пособий был крайне низок, особенно в 1999-2000 гг. Это требовало реформы системы социального страхования.

В 2000г. была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, включавшая главу 24 “Единый социальный налог” (ЕСН). С введением ЕСН в 2001 г. произошла консолидация страховых взносов, уплачиваемых страхователями в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, в единый платеж, собираемый налоговыми органами и распределяемый затем по отдельным фондам в соответствии с установленными ставками. При этом произошло снижение его совокупной ставки с 39,5% фонда оплаты труда до 35,6% (базовая ставка) с отменой платежа на обязательное страхование на случай безработицы и 1 % взноса в Пенсионный фонд РФ с наемных работников.

Ставки данного налога были установлены отдельно для работодателей (юридических и физических лиц), индивидуальных предпринимателей и адвокатов. При этом налоговой базой при уплате единого социального налога является заработная плата (доходы) каждого отдельного работника, учитываемая нарастающим итогом с начала года.

Плательщики ЕСН должны были представлять налоговую декларацию по нему ежегодно не позднее 30 марта за истекший год. Однако при этом сохранилась система дифференцированных по классам профессионального риска взносов работодателей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, введенная в 2000 г.

Опыт реализации Концепции модернизации системы ОМС в РФ показал, что модернизация без существенного увеличения объемов финансирования здравоохранения страны не дает положительных результатов в плане повышения доступности и качества медицинской помощи, роста технической оснащенности здравоохранения и квалификации медицинского персонала, улучшения показателей здоровья населения.

Одной из важных причин ухудшения финансового положения в системе обязательного социального страхования в целом и в ОМС в частности явилось принятие летом 2004 г. Федерального закона “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” (№ 70-ФЗ от 20 июля 2004 г.). Данный Закон был принят с целью снижения совокупного налогового бремени работодателей и привел к следующим изменениям начиная с 2005 г.

Была изменена шкала заработной платы для взимания БСН и взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС): вместо четырех ступеней шкалы было введено три ступени с сохранением ее регрессивного характера (до 280 тыс. руб., от 280 до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб.).

Произведено значительное снижение базовой совокупной ставки ЕСН - с 35,6 до 26% от совокупного заработка работника. При этом были снижены базовые ставки ЕСН во все отрасли обязательного социального страхования.

Наиболее пострадал Пенсионный фонд РФ, совокупный тариф платежей в который сократился с 28 до 20%. Базовая ставка ЕСН, перечисляемого в данный фонд, снизилась с 14 до 6%, что привело к необходимости выделения значительных субсидий из федерального бюджета на покрытие образовавшегося дефицита Пенсионного фонда РФ - прежде всего в связи с необходимостью выплаты базовой части трудовой пенсии.

Базовая ставка взносов на обязательное пенсионное страхование осталась неизменной (14% от совокупного заработка работника). Однако новым законом из накопительной системы ОПС были исключены граждане средней возрастной группы: мужчины с 1953 по 1966 г. рождения и женщины с 1957 по 1966 г. рождения. С 2002 по 2004 г. базовая ставка взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии для них составляла 2% от заработка, в новых условиях они лишились данной части трудовой пенсии, что подрывает доверие граждан к новой системе ОПС.

Базовая ставка ЕСН в Фонд социального страхования в РФ согласнo вышеуказанным поправкам в 2005 г. была снижена с 4% заработка до 3,2%, что также не способствовало эффективному выполнению данным фондом возложенных на него функций по выплате социальных пособий и оплате льготных путевок соответcтвующим категориям граждан.

Совокупная базовая ставка ЕСН в фонды ОМС в 2005 г. была снижена с 3,6% от заработка работника до 2,8%. При этом в соответствии с Концепцией модернизаций системы ОМС в РФ произошла централизация доходов в Федеральном фонде ОМС, базовая ставка ЕСН в который возросла с 0,2% заработка до 0,8%. Это повысило его возможности по выравниванию условий финансирования базовой программы ОМС в регионах РФ. Однако базовая ставка ЕСН в территориальные фонды ОМС снизилась с 3,4 до 2%. Последнее обстоятельство обострило финансовое положение территориальных фондов ОМС, которые испытывали хронический недостаток финансовых ресурсов из-за неполной уплаты платежей за неработающее население из региональных бюджетов.

В 2006г. политика изменения ставок ЕСН в отдельные фонды обязательного социального страхования продолжалась. В декабре 2005 г. был принят Федеральный закон № 158-ФЗ “О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”. В 2006 r. осуществлялась дальнейшая централизация ресурсов в Федеральном фонде ОМС путем повышения базовой ставки ЕСН, зачисляемого в него, с 0,8% заработка до 1,1%. При этом одновременно была снижена базовая ставка ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, с 3,2 до 2,9% заработка. Базовые ставки ЕСН в другие государственные внебюджетные социальные фонды не изменились, и его совокупная ставка осталась на уровне 26% от заработка работника до 280 тыс. руб. Таким образом, в 2006 г. произошло перераспределение доходов от ЕСН. зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, в пользу Федерального фонда ОМС. При этом необходимо отметить, что с 2006 г. пособия по временной нетрудоспособности работникам (за исключением пособий, выплачиваемых в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями) первые два дня временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателей, а в остальной период - за счет средств Фонда социального страхования РФ. Одновременно в последние годы законодательно устанавливаются и ежегодно индексируются потолки выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также их минимальный размер, максимальные размеры единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, на фонды обязательного социального страхования РФ в 2005 г. возложены функции финансирования государственной социальной помощи льготным категориям граждан в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 122 ФЗ от 22 августа 2004 г. и постановлением Правительства РФ № 864 от 29 декабря 2004 Г., расходы по предоставлению которых осуществляются из федерального бюджета. В частности, на Пенсионный фонд РФ возложена функция осуществления ежемесячной денежной выплаты льготным категориям граждан взамен ранее предоставлявшихся социальных льгот. На Федеральный фонд ОМС возложена функция реализации мер социальной поддержки льготных категорий граждан по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение их необходимыми лекарственными средствами. В ее осуществлении в регионах участвуют также территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС. Фонду социального страхования РФ предписана реализация мер по предоставлению льготным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Важное значение в повышении уровня финансирования и эффективности здравоохранения в РФ имеет последовательная реализация приоритетного национального проекта “Здоровье”. Активное участие в его финансировании принимают фонды обязательного социального страхования, в том числе Фонд социального страхования РФ.

Выводы

1. Социальная защита граждан представляет собой систему общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий гражданина в связи с тем, что по причинам, от него не зависящим, он потерял источники к существованию.

2. Принципиальные направления и формы системы социальной защиты включают индексацию доходов населения; обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам; регулирование социальной сферы с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов, предоставления льгот (скидок и субсидий); обязательное социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь, социальное партнерство между работодателями и наемными работниками; нормы социально-трудового законодательства.

3. Передача гражданам ресурсов в денежной или натуральной формe преимущественно на безвозмездной основе опирается на социальные трансферты, выступает в форме социальной помощи и социальных гарантий: пособий, пенсий, стипендий, а также в виде субсидий гражданам и организациям.

4. Основной формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов, выступает социальное страхование (обязательное, добровольное, корпоративное).

5. Принципы организации социального страхования включают: сочетание обязательности и добровольности; социальное партнерство; общественную солидарность и индивидуальную ответственность; компенсацию ущерба; использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного и рыночного регулирования страховой деятельности; некоммерческий статус страховщиков; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; профилактику социальных рисков и реабилитацию; частичную капитализацию страховых взносов.

6. Задачи регулирования государством социального страхования включают формирование его правовой базы; разработку системы социальных нормативов и программ; осуществление политики финансирования; разработку механизмов согласования интересов его субъектов; определение форм и методов осуществления государственного и общественного контроля; установление форм и степени участия в социальном страховании государственных и частных страховщиков; защиту прав застрахованных граждан.

7. В последние годы в Российской Федерации осуществляется переход государственного пенсионного обеспечения на трехуровневую систему, включающую базовую (социальную), трудовую и накопительную пенсии.

8. Наряду с переходом от распределительных к накопительным системам пенсионного обеспечения, расширяется применение негосударственных пенсий, Формирующихся за счет добровольных дополнительных средств, отчисляемых как самими работниками, так и работодателями.

Термины

Социальная защита (поддержка) населения

Формы системы социальной защиты

Социальные трансферты

Пособия

Пенсии

Стипендии

Социальное страхование

Виды социального страхования

Распределительная пенсионная система

Накопительная пенсионная система

Негосударственные пенсионные системы

Вопросы для самопроверки 

1. Каковы основные социально-экономические факторы, определяющие необходимость системы социальной защиты населения и характеризующие механизмы ее формирования?

2. В чем состоит экономическая природа социальных трансфертов и каковы их основные формы?

3. В чем состоят принципиальные изменения в системе социальной защиты населения России, внесенные Федеральным законом № 122-Ф3 от 22 августа 2004г.? Каковы позитивные и негативные стороны принятых решений?

4. Охарактеризуйте содержание и основы построения системы социального страхования в современной России.

5. Каковы основы формирования пенсий гражданам, предусмотренного действующим в Российской Федерации законодательством?

6. В чем состоит существо реформирования пенсионного обеспечения граждан в последние годы (после 2002г.)? Охарактеризуйте механизмы формирования социальных (базовых) пенсий, трудовых и накопительных пенсий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53607. Компоненты оборотных активов 30 KB
  Оборотные средства (current assets) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
53608. Сложение и вычитание смешанных чисел 139 KB
  Высота Тайницкой башни м Благовещенской м. На сколько первая выше второй 2 Высота Водовзводной башни м Комендантской башни м Петровской башни м а Первой Безымянной м. Какая высота четырёх башен вместе 3 Высота Никольской башни до звезды м. Какова высота Угловой Арсенальной башни 4 Высота Боровицкой башни 54 м а Беклемишевской м.
53609. Основные теории структуры капитала: традиционная, Модильяни-Миллера 27 KB
  Соотношение между собственными и заемными источниками средств является одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие
53610. Парные звонкие глухие согласные 174 KB
  Развивающие цели: Развитие художественных представлений и умений творческой деятельности. Развитие восприятия: Развитие целостности предметности осмысленности восприятия. Развитие речи: Развитие диалогической и монологической речи развитие содержательности понятности и выразительности речи. Развитие памяти: Развитие образной эмоциональной памяти.
53611. Пространственные представления 55.5 KB
  Образовательная: продолжать работу по формированию пространственных представлений у детей; 2. Сколько предметов сдала дама в багаж ответ детей Ребята а сейчас мы с вами поиграем в игру. Вы готовы ответ детей Для игры нам понадобятся: 2 красных круга 1 желтый и 2 зеленых треугольника 2 синих и 2 красных квадрата.
53612. Балет. Становление башкирского балета 73.5 KB
  Какие как вы думаете Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос На доске учитель рисует балерину Слайд 1. Рассматривают рисунок записывают тему урока Слайд 2. Размышления над вопросом запись имен в таблице дома Слайд 3. Медичи Тальони Слайд 4.
53613. Абсолютные и относительные ссылки. Решение задач 604.5 KB
  Учитель вводит новые понятия абсолютная адресация и относительная адресация в ходе выполнения Задания к уроку. Учитель с учащимися обсуждает как найти периметр прямоугольника затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку С3. Учитель вводит понятие Относительная ссылка. Учитель с учащимися обсуждает как найти стоимость туристической путёвки затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку D5.
53614. План – конспект урока по баскетболу 191 KB
  Учить остановке мяча в 2 шага. Учить остановке мяча в 2 шага. объяснение и показ выполнение остановке без мяча: а короткий шаг левой правой с разворотом стопы и постановкой на внешнюю часть; б длинный шаг правой левой с разворотом стопы и постановкой на внутреннюю часть; в выполнение под счет 12 с места; г выполнение остановке в 2 шага при беге по сигналу; остановка после ведения: а с места после удара; б при движении шагом по сигналу; в при движении бегом по сигналу 2. Учить броску одной рукой от плеча в движении после ловли...
53615. Школа дорожных наук 76.5 KB
  Ход учебного занятия I этап учебного занятия: приветствие Цель Настроить на восприятие учителя и нового учебного материала Учитель: слайд 1 Здравствуйте ребята Я снова рад видеть вас у себя в классе на уроке Основы безопасности жизнедеятельности. Поставить перед учащимися цель урока Учитель: Учитель загадывает учащимся загадки. Дорога Учитель: Наверное каждый из вас уже догадался о том о чем мы сегодня будем говорить.