17060

Метод анкетного опроса как инструмент диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь

Курсовая

Педагогика и дидактика

Переход от одного типа общества к другому не бывает скоротечным и мгновенным. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий исследований с целью выявления слабых сторон системы для дальнейшего анализа и совершенствования.

Украинкский

2014-05-10

324 KB

4 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

[0.1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[0.2]
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

[0.2.1] Функции института образования в обществе и их образовательные модели

[0.2.2] Типы учебных заведений в Республике Беларусь

[0.2.3] 1.3 Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

[0.2.4] Виды опросов

[0.2.5] Сферы применения методов опроса

[0.2.6] Анкетный опрос

[0.2.7] 3.1 Портрет современного учащегося ВУЗа.

[0.2.8]
3.2 Мотивы выбора учебного заведения

[0.2.9]
3.3 Источники информации о специальности

[0.2.10] 3.4 Ожидания и планы учащихся, связанные с приобретением специальности

[0.2.11] 3.5 Удовлетворенность учащихся различными сферами своей жизни

[0.2.12] 3.6 Отношение к учебе и оценки удовлетворенностью  преподаванием

[0.2.13] 3.7 Престиж профессии и авторитет систем профессионально-технического и среднего специального образования

[0.2.14] 3.8 Общие выводы исследования

[0.3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[0.4]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[0.5]
ПРИЛОЖЕНИЕ А

[0.6]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ВВЕДЕНИЕ

Образование является не только неотъемлемой частью жизнедеятельности человека как личности, но и выступает как одна из важнейших сфер всего общества. Со временем у любого общества появляется необходимость в изменении – как всей системы, так и каждого отдельно взятого индивида. Чаще всего эта потребность происходит из-за внешних факторов, с которыми сталкивается данное общество. Под их влиянием происходят значительные социокультурные изменения.

Благодаря переменам в геополитике дальних и ближних стран, экологическим, культурным и другим преобразованиям, социокультурные изменения охватили весь мир. Беларусь эта тенденция также коснулась.  Появилась необходимость оперативно реагировать и приспосабливаться к новым способам организации жизнедеятельности, отношений человека с природой, а также друг к другу [5, с. 56].

Ситуация в Беларуси характеризуется постепенным переходом от индустриального (с сохранившимися элементами традиционного) общества к постиндустриальному, более динамичному. Подобного рода общество характеризуется повышением эффективности процесса функционирования, развитием способностей индивида к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса [5, с. 57].

Образовательная задача общества отныне не направлена только на трансляцию прежних ценностей, историко-культурного опыта и наследия, а заставляет индивида сознательно меняться во взглядах, самостоятельно создавать ценности  и заниматься саморазвитием, формировать способность к оперативному реагированию на новые условия жизнедеятельности и решению новых задач. Подобная тенденция подвигла к изменению и систему образования не только как источника научных знаний, но и места формирования ценностных установок и воспитания отдельно взятого индивида.

Переход от одного типа общества к другому не бывает скоротечным и мгновенным. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий исследований с целью выявления слабых сторон системы для дальнейшего анализа и совершенствования.

В своей курсовой работе я хотела бы изучить особенности изменения  образовательной системы Беларуси и определить наилучший способ для исследования проблем образования, чтобы в дальнейшем иметь возможности для его совершенствования. Для этого будет рассматриваться  метод опроса как предположительно наилучший инструмент для выявления проблем в образовании.  

Объектом курсовой работы выступает метод анкетного опроса.

Предмет: специфика использования анкетного опроса как инструмента выявления проблем в системе образования Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: выявление специфики использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

- изучить функции института образования в различных типах общества.

- рассмотреть типы учебных заведений в Республике Беларусь.

- разобрать виды опросов и их сферы применения.

- рассмотреть метод анкетного опроса в рамках исследования, направленного на выявление проблем в образовании в Республики Беларусь.  

Для подготовки курсовой работы были использованы следующие методы:

-  сравнительный анализ специальной литературы для теоретической части курсовой работы

-  индивидуальный анкетный опрос студентов разных учебных заведений на тему профессиональной ориентации, качества преподавания и перспектив трудоустройства.

Гипотезы:

  1.  Система образования в Республике Беларусь на сегодняшний день нуждается в исследовании с целью выявления проблем и их решения.
  2.  Метод анкетного вопроса является наиболее подходящим инструментом для выявления проблем в образовании.


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

  1.  Функции института образования в обществе и их образовательные модели

Каждый тип общества задает свое направление для восприятия образования и его становления в иерархии приоритетов в обществе. Для традиционного типа характерно воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. Приоритетом для динамично развивающегося индустриального и постиндустриального общества является организация процесса развития личности, общественного сознания и, как следствие, общества в целом [3, с. 56].

В Республике Беларусь на сегодняшний день можно наблюдать переход от одного типа общества к другому: от индустриального с элементами традиционного – к постиндустриальному. Однако изменение общества и переход от одних стандартов к другим не является мгновенным. Это долгий и трудоемкий процесс, который должен охватить все сферы общества от жизненно необходимых до менее существенных.  

На данный момент систему образования в Республике Беларусь еще не коснулись масштабные изменения и образование по сей день реализует функции воспроизводства культуры, трансляции культурных образцов и знаний, которые в прошлом формировали опыт предшествующих поколений.

Таким образом, система образования в стране готовит учащихся на основе устарелых, неактуальных и противоречивых принципов. Общество вынуждено на основе этих принципов жить в новых условиях, которые требуют развития личности и общества в целом.  Это является основным противоречием, которое присутствует в системе образования Республики Беларусь, однако встречается и в других странах постсоветского пространства.

Устранить сложившееся противоречие возможно лишь при реорганизации  педагогического процесса и изменении в системе образования страны.

Чтобы реализовать подобные революционные изменения в системе образования и педагогических процессах, следует изначально более детально разобраться в следующем вопросе: каким образом должна выстраиваться система образования в современном обществе в отличие от традиционного?

Образование может выполнять две функции [8, с. 35]:

  1.  Развития (личности и, как следствие, общества).
  2.  Воспроизводства (культуры, деятельности общества и его опыта).

Первой функции присуща универсальная модель образования (деятельностная или способностная). Подобная модель ставит своей целью формирование личности, развитие мышления и создание инноваций, а также подготовку человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Модель базируется не на создании каких-то конкретных знаний и навыков, которые должны освоить учащиеся, а на развитии своих универсальных личностных способностей.

В динамично меняющемся обществе для людей характерно умение приспосабливаться к неожиданно меняющимся условиям, оперативное решение новых задач и достижение поставленных целей новыми средствами. Также важно для каждого индивида самостоятельно развиваться и быть готовым к изменению собственных взглядов и формированию нового мировоззрения.

Отличительной чертой данной модели также является возможность для самоопределения индивида – как культурного, так и социального. Тем самым получается, что можно выделить определенные личностные универсальные  способности, при помощи которых индивид имеет возможность самостоятельно осуществлять выбор и строить свои убеждения и жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы и мировоззрение.  

В конечном счете универсальная модель сочетает в себе достоинства обеих образовательных моделей: она способствует приобретению учащимися историко-культурного опыта, а также развивает у них личностные способности к освоению новых знаний, ценностей и способов мышления.  

В различных источниках можно найти иные названия этой модели образования – деятельностная, универсальная, способностная, инновационная или личностно-ориентированная.

Вторая из указанных функций образования в обществе реализуется при помощи теоретической (знаниевой) модели образования. Эту модель еще называют традиционной или предметно-ориентированной.

В советские времена в школах использовалась именно теоретическая модель образования, которая характеризовалась ориентацией на формирование у учащихся марксистско-ленинских мировоззрений, а также образование коммунистических ценностей и взглядов в сознании учеников.

Данная модель образования способствует трансляции  историко-культурного опыта от одного поколения к другому, а также обеспечивает исполнение вложенных в сознание учеников знаний и навыков для реализации важных для общества функций, таких как социальная, культурная и т.д.

Использование подобной образовательной модели приводит к воспитанию определенного типа личностей с одинаковыми ценностями, идеалами, образами жизни, знаниями и навыками.

  1.  Типы учебных заведений в Республике Беларусь

Каждому гражданину в Беларуси конституционно гарантировано право на получение образования. Реализовать это право дает сложившаяся в Республике Беларусь многоступенчатая образовательная система [9].

Дошкольное образование. В структуру дошкольного образования входит целая сеть дошкольных учреждений. Они различаются по профилю и типам работы с детьми.

По профилю они делятся на: дошкольные центры развития ребенка,  учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, санаторные дошкольные учреждения [9].

В республике для детей до 6 лет предусмотрены такие типы дошкольных учреждений, как: ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

Общее среднее образование. Школьное образование – следующая ступень в получении образования в стране. Общеобразовательная школа включает в себя несколько этапов. Начальный этап – это общее начальное образование.  Период обучения  продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Следующий этап - общее базовое образование. Период обучения длится с 5 по 9 классы.

Третий этап - общее среднее образование. Длится этот этап с 10 по 11 классы. Этап не является обязательным. Общее среднее образование можно получить в профессионально-технических учебных заведениях, а также средних специальных, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы [9].

Профессионально-техническое образование. Этот тип образования включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании [9].

Среднее специальное образование. Данный тип учебного заведения  предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на очной, заочной и вечерней формах.  Срок продолжения обучения варьируется от 2 до 4 лет. Стать обладателем диплома среднего специального образования можно в техникумах (училищах), колледжах, школах-колледжах искусств, гимназиях-колледжах искусств, профессионально-технических колледжах, лингвистических гимназиях-колледжах, высших колледжах [9].

Высшие учебные заведения. В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности. 

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые [9].

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре ВУЗов и научных организаций Министерства образования Республики Беларусь.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  •  внешкольное воспитание и обучение;
  •  повышение квалификации и переподготовку кадров [9].

1.3 Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

При проведении реформы в системе высшего образования в Республике Беларусь  перед уполномоченными органами стоят следующие цели:

  •  повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
  •  формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
  •  воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества [14].

Исходя из выделенных целей, можно обозначить ключевые направления реформирования системы высшей школы: разработка и внедрение следующих составляющих образовательного процесса.

  1.  Содержательно-технологические инновации, которые включают в себя создание новых образовательных стандартов, учебных планов и т.п., а также новых учебно-методических комплексов (лекции, учебники и т.д.).
  2.  Структурно-организационные изменения, включающие в себя поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру, диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет и интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее-специальное учебное заведение (ССУЗ) – вуз).
  3.  Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Оно может проявляться в следующих сферах:
  •  Нормативно – правовой (например, принятие Закона о высшем образовании)
  •  Кадровая сфера (организация курсов повышения квалификации для педагогов).
  •  Материально-техническая (организация доступа в сеть Интернет для студентов и преподавателей).
  •  Финансовая (например, расширение образовательных и коммерческих услуг) [14].

Рассмотрев систему образования как сферу оказания услуг населению, следует определить наилучший инструмент для выявления проблем в образовательной системе с целью ее дальнейшего совершенствования.

Согласно гипотезе моей курсовой работы, опрос выступает как наиболее подходящий для этих целей метод. Далее я предлагаю подробно рассмотреть специфику этого метода и определить его преимущества.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ОПРОСА

  1.  Виды опросов

Опрос – это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте [13, с. 53].

При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.

Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.

Данный метод можно классифицировать по следующим критериям:

  1.  По характеру опрашиваемой совокупности:
  •  Индивидуальные
  •  Групповые
  1.  По форме проведения:
  •   Устные
  •   Письменные
  1.  По частоте проведения:
  •   Повторные
  •   Бесповторные
  1.  По месту проведения:
  •  По месту жительства
  •  По месту работы или учебы
  •  И т.д.

  1.  По способу получения информации:
  •  Анкетный опрос
  •  Интервью [2, с. 37].

Анкетный опрос отличается от интервью тем, что не требует обязательного общения с респондентом лицом к лицу. Ключевым инструментом данного метода выступает – анкета.

  1.  Сферы применения методов опроса

Сфера применения методов опроса обширна. Использование данных методов служит инструментом для решения социальных, экономических, политических, культурных проблем жизнедеятельности общества [13, c. 42].

Опрос принимает своеобразные формы при использовании в различных отраслях. Работники силовых структур опрашивают подозреваемых и выясняют обстоятельства дела и их отношение к нему. Главный врач в больнице, обходя своих пациентов, использует данный метод для выяснения необходимой для него информации.

Этим методом также пользуются журналисты, педагоги и многие другие. Однако вышеизложенные примеры являются лишь бытовым эквивалентом применения социологического метода.

Ключевыми направлениями применения метода опроса в социологических исследованиях являются:

  •  Выявление факторов, тем или иным образом влияющих на социальный объект.
  •  Определение отношений между различными социальными группами, а также их отношение к социальному объекту.
  •  Выяснение ценностных ориентаций общества.
  •  Диагностика состояния общества.
    1.  Анкетный опрос

Анкетный вопрос является наиболее популярным методом социологического исследования, чем наблюдение, эксперимент или анализ документов. В рамках моей курсовой работы я использовала именно этот метод.

Анкетный опрос делится на следующие виды [2, c. 57]

  1.  По распространению:
  2.  Раздаточный
  3.  Прессовой
  4.  Почтовый.
  5.  По охвату:
  6.  Индивидуальный
  7.  Групповой.

Анкета – ключевая составляющая анкетного опроса.

Анкета – это упорядоченная система вопросов (с возможными вариантами ответов и без), которая полностью опирается на цели, задачи и гипотезы исследования.

Вопросы в анкете делятся на:

  1.  Содержательные (получение информации о предмете)
  2.  Функциональные (упорядочивают ход заполнения) [2, c. 57].

В свою очередь функциональные вопросы бывают: контрольные (служат для проверки правдивости ответов респондентом), вопросы-фильтры (используются для того, чтобы «отфильтровать» адресата), а также функционально-психологические, целью которых является осуществление перехода от одного смыслового блока вопросов к другому, а также для того, чтобы снизить напряжение респондента и «сломать» его установки.

По форме вопросы можно разделить на:

  •  Открытые
  •  Закрытые
  •  Полузакрытые  

В сравнении с другими методами социологического исследования, метод анкетного опроса является наиболее приемлемым для исследования различного рода социальных, политических, экономических и культурных проблем.

Преимущества анкетного опроса:

  •  Низкие материальные затраты
  •  Отражает полную картину
  •  Полученную информацию легко обрабатывать, систематизировать и проанализировать.
  •  Не требует большого штата, в том числе профессионального.
  •  Дает возможность собрать и обработать большое количество информации.
  •  Достаточно прост в организации.
  •  Т.к. опрос является анонимным, склоняет респондента давать более честную информацию [2, с. 76].

Для проверки гипотезы о том, что метод опроса является наиболее подходящим для выявления проблем в образовании, далее приведено исследование, в котором приняли участие 1037 учащихся в учреждениях ПТО и ССУЗах.


ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В БЕЛАРУСИ.

3.1 Портрет современного учащегося ВУЗа.

Из-за социокультурных изменений, вызванных переходом от индустриального типа общества к постиндустриальному, у белорусского общества появляется необходимость проводить анализ всех систем жизнедеятельности этого общества, таких как культурные, политические, экономические и социальные сферы жизни.  

В рамках курсовой работы я провела исследование наиболее значимой сферы – образовательной. Приоритетность данной сферы заключается в том, что при помощи этого инструмента формируется отдельно взятый индивид, и, как следствие, само общество.

Целью данного исследования было проведение анализа восприятия условий получения образования в современном учебном заведении учащимися республиканских ПТО и ССУЗов, профессионального самоопределения и оценки своих жизненных перспектив, по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, перспективах трудоустройства.

Исследование показало, что контингент учащихся ПТО составляют возрастные когорты от 15 до 20 лет. При этом наибольшими являются две возрастные группы: 17 лет – 32,3 и 18 лет 31,7%.

Еще, 15,8% – в возрасте 16 лет. Только 1,7% старше 20 лет: возможно, это те, кто решил получить вторую специальность после армии. В  ССУЗах старше 20 лет – 16,7% (таблица 1).

Таблица 1. Возрастной состав учащихся

Возраст

ПТО

ССУЗ

15 лет   

4,2 % (24 чел.)

4,2% (21 чел.)

16 лет   

4,2% (24 чел.)

11,5% (53 чел.)

17 лет   

32,2% (183 чел)

16,3% (76 чел.)

18 лет   

31,7% (181 чел.)

28,6% (133 чел.)

19 лет   

9,0% (51 чел.)

22,7% (106 чел.)

20 лет   

5,1% (29 чел.)

12,1% (56 чел.)

Старше 20 лет   

1,7% (9 чел.)

4,6% (21 чел.)

В учреждениях среднего специального образования и несколько иное распределение и основной возраст учащихся от 17 до 20 лет – 79,7%.

Что касается образования родителей ПТО (таблица 2), то оно в целом типичное для белорусского общества, за исключением несколько меньшей представленности высшего образования среди отцов.

В отношении ССУЗ оно соответствует общему по стране. Как и во всем населении у женщин (матерей) образование заметно выше, чем у мужчин. Вместе с тем, из этого не следует вывод, что недостаточное образование родителей является определяющим фактором выбора учащимися именно профессионально-технической формы получения специальности.

Интересно, что среднее специальное образование имеет порядка 50% родителей всех учащихся. И довольно значительна доля родителей с высшим образованием, особенно у учащихся в ССУЗах.

Таблица 2. Образование родителей, в %

Какое образование у Ваших родителей?

Отец - ПТО

Мать - ПТО

Отец-ССУЗ

Мать-ССУЗ

Высшее

12,3

18,6

24,7

31,3

Среднее спец.

49,9

51,9

50

50,9

Проф.- тех.

26,9

19,0

19

11,3

Среднее общее

8,5

8,6

5,3

5,5

Среднее базовое

2,4

1,8

0,9

1

Исследование показало, что значительная доля учащихся в ПТО являются выходцами из полных и больших семей. Так, 40,9% учащихся ПТО признали, что в их семье 4 человека, включая и самих учащихся (44,8% – ССО), 17,9 – пятеро, 6,4 – шестеро, 5,9 – семеро и больше. В то время как неполных семей только 7,0 (два человека, скорее всего мать-одиночка), и 21,6% – три человека, т.е. так называемые нуклеарные семьи (мать, отец и один ребенок). И в этом отношении каких-то специфических особенностей нет.


3.2 Мотивы выбора учебного заведения

Выбор профессии – один из важнейших жизненных шагов молодого человека. Правильный выбор имеет серьезное судьбоносное значение, закладывает основу оптимистического восприятия будущего, позитивных настроений, уверенности в себе, стремления к личному росту и самореализации, фундаментального чувства долга и патриотизма.

С психологической точки зрения, правильный выбор – это выбор по призванию, он исключает такие легкомысленные варианты, как «за компанию», «случайно» и «надо было где-то учиться». Профессиональное призвание основывается на понимании, прежде всего, самого себя: своих внутренних влечений, интересов, тяготения к чему-то, а также трезвого представления о своих способностях, включая волевые качества – терпение, настойчивость, самодисциплину и др.

С социологической точки зрения призвание опирается на ясное представление о социальной значимости профессии, ее престиже в обществе, о материальных и моральных стимулах, культурных возможностях.

Обращаясь к таблице 4, мы видим, что на первое ранговое место учащиеся поставили именно мотив призвания: «Мне нравится профессия» – 51,1% опрошенных в ПТО и 61,3% в ССУЗ.

«Имею реальную возможность трудоустройства» – 17,5%  опрошенных в ПТО и  16,2% - в ССУЗ. В сумме прямая мотивация призвания характерна для 68,6% учащихся  ПТО и 77,5%  - в ССУЗ.

Следующая группа – это мотивы влияния: семьи – 15,1% (ССУЗ – 25%), друзей и знакомых – 12,4% (ССУЗ – 6,2%), учителей в школе – 3,4% (ССУЗ- 5,3%), СМИ (пресса) – 0,7 и 0,6%.

В целом мотивация влияния присутствовала у 42,7%  опрошенных в ПТО и 64,7% в ССУЗ.

Разумеется, «качество» влияния существенно зависит от того, какие слова говорил коммуникатор, на что обращал внимание, насколько он лично знаком с профессией и т.д.  Однако, учитывая реакцию учащихся, прислушавшихся к таким советам, можно считать все названные виды влияния положительными.

Таблица 4. Мотивы выбора учебного заведения, в %

Почему Вы поступили именно в это учебное заведение?

ПТО

ССУЗ

1. Мне нравится профессия

51,1

61,3

2. Имею реальную возможность трудоустройства

17,5

16,2

3. Здесь легче учиться

15,3

3,7

4. Здесь учиться ближе к дому

15,2

13,5

5. Влияние семьи

15,1

25

6. Надо было где-то учиться

14,9

10,6

7. Влияние друзей и знакомых

12,4

6,2

8. Не поступил(а) в ВУЗ, ССУЗ

12,2

10,9

9. Случайно

11,9

10,4

10. Это престижное учебное заведение

11,1

27,8

11. Здесь был меньше конкурс

3,5

3,6

12. Влияние учителей в школе

3,4

5,3

13. Другое

2,4

3,1

14. Повлияла пресса

0,7

0,6

Всего о «легкомысленных» мотивах упомянули 75,4%  опрошенных в ПТО, но  практически на треть меньше  - 55,8% в ССУЗ.

Важно учитывать, что чисто количественные сравнения ответов в данном случае некорректны. Респонденты могли назвать несколько мотивов, и в среднем каждый из них отметил два. Из этого следует, что только мотивы призвания в количественном отношении близки к реальности.

На мой взгляд, тот, кому нравится профессия, вряд ли мог мотивироваться тем, что «легче учиться» или «меньше конкурс» и т.п.

Подведем небольшие итоги по разделу:

Во-первых, имеется твердый костяк (около 60% опрошенных), осуществляющих свой выбор на основе мотивов профессионального призвания. Этим определяется их отношение к учебе, практической работе, поведение в учебном заведении и вне его, общая позитивная настроенность.

Во-вторых, выявляется неоднозначная по своим установкам категория мотивированных в выборе учебного заведения под внешним влиянием. Но,  можно сказать, что большинство из них определяется правильно в процессе учебы, теперь уже под позитивным правильным воздействием всей обстановки: коллектива, преподавателей, досуговых увлечений, получаемых знаний и т.д.

В-третьих, спонтанно мотивированные учащиеся должны пройти внутреннюю перестройку – найти личностный смысл, полюбить свою профессию, или хотя бы найти в ней достойные материальные стимулы, возможности самоутверждения, престижа. Здесь особенно важна индивидуальная работа, пример старших – учителей, мастеров, кураторов и т.д. Именно эти учащиеся больше других заражены стереотипами относительно профессионально-технического образования, которые необходимо преодолеть, как устаревшие и не соответствующие современным условиям жизни.

В-четвертых, к сожалению, среди мотивов влияния нет самих учебных заведений: их рекламы, пиар-акций, конкурсов – всего того, что используют, например, ведущие ВУЗы страны.


3.3 Источники информации о специальности

О своей специальности узнали во время «Дня открытых дверей» 18,3         (5 место), в Центре профориентации – 4,8 (8 место), в кружке – 2,1 (12 место). Как видим, по оценкам учащихся система профессионально-технического образования, профориентационная работа проводится слабо в соответствующих центрах, кружках, самих учебных заведениях, да и в школах – только 30,1%, т.е. менее чем, в одной из трех. А «дни открытых дверей» оказались эффективными инструментами (таблица 5).

Таблица 5. Источники информации о специальности, в %

Назовите все источники, из которых Вы узнали о своей специальности?

ПТО

ССУЗ

1. От друзей и знакомых

48,5 (276 чел)

34,3 (159 чел)

2. В семье

30,7 (175 чел)

39,4 (183 чел)

3. В школе

30,1 (171 чел)

27,8 (129 чел)

4. Из интернета

29,9 (170 чел)

45,4 (211 чел)

5. Во время «Дня открытых дверей»

18,3 (104 чел)

15,3 (71 чел)

6. Из газет

10,4 (59 чел)

11 (51 чел)

7. Телевидения

9,2 (52 чел)

13,2 (61 чел)

8.  В центре профориентации

4,8 (27 чел)

3,6 (16 чел)

9.  Из журналов

4,2 (24 чел)

6,3 (29 чел)

10. Из литературы

3,5 (20 чел)

12,2 (56 чел)

11. По радио

3,1 (17 чел)

3,9 (18 чел)

12. Занимался в кружке

2,1 (12 чел)

7,8 (36 чел)

13. Другое

1,8 (10 чел)

3,7 (17 чел)

3.4 Ожидания и планы учащихся, связанные с приобретением специальности

В числе будущих профессий учащихся ПТО: штукатур-облицовщик – 9,9% ответивших, повар – 8,6%, автослесарь – 7,2%, сварщик – 6,6%, электромонтажник – 6,5%, швея – 3,9%, маляр – 3,3%, продавец, товаровед – 3,1%. Среди вторых профессий наиболее распространенными являются водитель – 15,5%, сварщик – 7,9%, облицовщик – 7,0%, маляр – 4,7%, тракторист – 4,1% и др. Получение второй профессии выгодно и производству, и работнику, поскольку расширяется диапазон возможностей, мобильность и  повышает гарантии занятости и, соответственно, заработок.

Анализируя оценки учащимися возможностей получаемой профессии, нельзя не отметить их достаточную взвешенность, обоснованность, зрелость (таблица 6).

Так 57,2 опрошенных в ПТО считают, что профессия позволяет иметь хороший заработок, 41,8% – быть самостоятельным, 31,6% – сделать карьеру, 28,5% – чувствовать себя профессионалом, 28,3% – продолжить образование, 25,6% – иметь хорошие условия работы, 14,4% – завоевать уважение окружающих. Все эти ожидания не только личностно значимы, но и общественно оправданы т.к. отражают фундаментальные ценности белорусского государства и общества.

Таблица 6. Оценка возможностей профессии, в %

Какие возможности может дать Ваша профессия?

ПТО

ССУЗ

Иметь высокий заработок

57,2 (326 чел)

37,1 (172 чел)

Быть самостоятельным

41,8 (238 чел)

41,2 (192 чел)

Сделать карьеру

31,6 (180 чел)

35,5 (163 чел)

Чувствовать себя профессионалом

28,5 (162 чел)

36,3 (169 чел)

Продолжить образование

28,3 (161 чел)

39,8 (185 чел)

Иметь хорошие условия работы

25,6 (146 чел)

36,7 (171 чел)

Завоевать уважение окружающих

14,4 (82 чел)

28,5 (132 чел)

Другое

1,8 (10 чел)

3,4 (15 чел)

Никакие

0,3 (1 чел)

0

Что же нужно, чтобы стать настоящим профессионалом? Ответы на этот вопрос представлены в таблице 7. Самое главное, по мнению опрошенных, -большое желание. Так считают 67,0%, что на мой взгляд, абсолютно справедливо. Далее, трудолюбие, упорство – 62,2%, хорошие условия для учебы – 30,5%, хорошие преподаватели (можно добавить – учителя жизни) – 28,7%, хорошая специальная подготовка – 26,0%, долго и много работать – 24,6%, хорошее здоровье – 17,4%.

Таблица 7. Оценка необходимых качеств настоящего профессионала, в %

Что нужно для того, чтобы стать настоящим профессионалом?

ПТО

ССУЗ

Большое желание

67 (382 чел)

72,3 (336 чел)

Трудолюбие, упорство

62,2 (355 чел)

76,5 (356 чел)

Хорошие условия для учебы

30,5 (174 чел)

31,2 (145 чел)

Хорошие преподаватели

28,7 (163 чел)

40,2 (187 чел)

Хорошая специальная подготовка

26 (148 чел)

28,7 (133 чел)

Долго и много работать

24,6 (140 чел)

34 (158 чел)

Хорошее здоровье

17,4 (99 чел)

21 (97 чел)

Другое

0,7 (4 чел)

1,3 (6 чел)

О высокой оценке избранной профессии можно судить по данным таблицы 8. Как можно заметить, 89,5% опрошенных (сумма ответа «Да» и «Скорее да») уверены, что их профессия востребована сегодня на рынке труда, в ССУЗах – 80,9%. При этом только 2,1% опрошенных ответили «Нет» и 3,5% – «Скорее нет», а сумма этих отрицательных ответов в  ССУЗах – 13,5%.  При 4,9% – «Затрудняюсь ответить» в ПТО и 5,6% в ССУЗах.

Таблица 8. Восприятие значимости и

востребованности своей профессии, в %

На Ваш взгляд, востребована ли сегодня Ваша профессия на рынке труда?

ПТО

ССУЗ

Да

61,0 (348 чел)

45,9 (214 чел)

Скорее да

28,5 (163 чел)

35 (164 чел)

Скорее нет

3,5 (20 чел)

9,9 (46 чел)

Нет

2,1 (12 чел)

3,6 (16 чел)

Затрудняюсь ответить

4,9 (28 чел)

5,6 (26 чел)

3.5 Удовлетворенность учащихся различными сферами своей жизни

Удовлетворенность – один из важнейших показателей социального самочувствия индивида и, как следствие, всего общества. В свою очередь социальное самочувствие оказывает большое влияние на выбор жизненных стратегий и повседневное поведение людей. Данные таблицы 9 показывают высокий уровень удовлетворенности учащихся по всем пяти выделенным сторонам жизни.

Для того, чтобы уменьшить объем цифровых данных, сравним только положительные оценки. Удовлетворенность выбранной профессией в первой почтовой группе 84,5%, во второй – 81,2%; своим коллективом, соответственно, 85,7% и 83,8%; учебой – 87,6% и 84,4%, состоянием здоровья – 86,9% и 83,6%, организацией досуга – 84,4% и 82,7%.

Существенных различий между данными почтового и личного опроса не выявлено, хотя ряд вопросов являются, безусловно «чувствительными» для руководства учебных заведений.

Таблица 9. Удовлетворенность разными сторонами своей жизни, в %

Стороны жизни

Почтовый опрос

Личный опрос

ПТО

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Не

знаю

Да

Скорее

да

Скорее нет

Нет

Не знаю

Выбранной профессией

55,1

29,4

8,1

3,7

3,7

49,2

32,0

9,1

5,1

4,6

Коллективом

55,8

29,9

7,4

3,2

3,7

54,2

29,6

9,2

3,5

3,5

Учебой

54,0

33,6

6,9

1,6

3,9

46,2

38,2

9,4

2,2

4,0

Состоянием здоровья

57,8

29,1

8,7

2,1

2,3

56,1

27,5

11,3

2,4

2,7

Организацией досуга

50,7

33,7

8,3

2,4

4,9

47,3

35,3

9,1

2,8

5,5

Таблица 10. Удовлетворенность разными сторонами своей жизни, в %

Стороны жизни

Почтовый опрос

Личный опрос

ССУЗ

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Не

знаю

Да

Скорее

да

Скорее нет

Нет

Не знаю

Выбранной профессией

49,4

34,6

8,6

3,1

4,3

50,1

35,1

7,5

3,3

4.0

Коллективом

51,2

34,8

8,1

3,4

2,5

51,2

31,5

10

4

3,3

Учебой

44,9

42,2

8,3

2,7

1,9

42,1

43,7

10,3

1,9

2,1

Состоянием здоровья

44,5

36,5

13,4

3,6

2,0

46,5

34

14,4

4,7

0,5

Организацией досуга

46,5

32,2

12,4

5,9

2,9

46,8

32,4

13,5

5,2

2,1

Итак, разница между подгруппами в ответах ССУЗ по данным показателям статистически не значима, т.е. не выходящая за пределы погрешности равной ±5%, но и значительно меньше. Данные по ПТО и ССУЗам сопоставимы.

Обратим внимание на достаточно высокий уровень удовлетворенности здоровьем учащимися.  

3.6 Отношение к учебе и оценки удовлетворенностью  преподаванием

Проведенный опрос показал, каким образом учащиеся оценили свое отношение к учебе (таблица 11). Оценку «отлично» поставили себе 20,7 в почтовом опросе и 19,8 – в личном опросе; «хорошо», соответственно 59,8 и 56,3; «удовлетворительно» (т.е. «среднее») – 18,8 и 22,4; «неудовлетворительно» – 0,7 и 1,5%. Если перевести самооценки учащихся в средние баллы по пятибалльной шкале, то в группе почтового опроса будет 4,0, личного – 3,95.

Таблица 11. Самооценка отношения к учебе (работе на практике),

в %, ПТО

Оцените Ваше отношение к учебе (работе)

Почтовый опрос

Личный опрос

Отличное

20,7

19,8

Хорошее

59,8

56,3

Среднее

18,8

22,4

Неудовлетворительное

0,7

1,5

Средний балл по пятибалльной шкале

4,0

3,95

Показатели в ССУЗах оказались практически идентичными.

Теперь оценка уровня преподавания. Высокий уровень признали 49,0 в почтовом опросе  и 49,9 – в личном опросе, средний, соответственно, 49,0 и 47,8; низкий – 1,5 и 2,0; неудовлетворительный – 0,5 и 0,3% (таблица 12).

Перевод в баллы здесь не целесообразен, но и так ясно, что 98,0% оценивает уровень преподавания в своих учебных заведениях  в пределах между «высоко» и «средне», т.е. на четыре с плюсом.

Существенных различий между данными почтового и личного опроса опять не выявлено, хотя этот вопрос являются, безусловно, особенно «чувствительными» для руководства учебных заведений.

Таблица 12. Оценки уровня преподавания, в % (ПТО)

Оцените уровень преподавания в Вашем учебном заведении

Почтовый опрос

Личный опрос

Высокий

49,0

49,9

Средний

49,0

47,8

Низкий

1,5

2,0

Неудовлетворительный

0,5

0,3

3.7 Престиж профессии и авторитет систем профессионально-технического и среднего специального образования

Под престижем конкретной профессии понимается ее социальная значимость, определяемая по объективным показателям, таким как время подготовки специалистов, ответственность, оплата труда и др., а также по месту (рангу) среди других профессий в оценках общественного мнения.

Учащимся было предложено назвать (записать) профессии, которые каждый из них считает самыми престижными. Наибольшее число в системе ПТО голосов собрали следующие профессии, назовем первые 10  мест:

1

Медик

2

Водитель (международник)

3

Строитель, архитектор

4

Юрист

5

Программист, IT - специалист

6

Повар, бармен, ресторатор, кондитер

7

Экономист

8

Инженер

9

Милиционер, МЧС, военный

10

Сварщик

В числе наиболее престижных 10 профессий те, обучение по которым осуществляет система профессионально-технического образования. Это говорит о правильной самооценке и адекватной профессиональной идентификации большинства учащихся.

Учащимся ССУЗов было также предложено назвать (записать) профессии, которые каждый из них считает самыми престижными. И вот результаты:

1

Медик

2

Юрист

3

Программист, IT- специалист

4

Учитель, преподаватель

5

Строитель, архитектор

5

Экономист

6

Инженер

7

Банкир

8

Милиционер, МЧС, военный

9

Бизнесмен, ИП

10

Менеджер

Нет сомнения, что и в общественном мнении всего населения происходят серьезные изменения по вопросу престижа профессии.

Характерно, что во время устного опроса среди тех стереотипов и предрассудков о системе профессионально-технического образования, которые давно пора отбросить, учащиеся назвали такие:

– что это не престижно;

– что выпускаются невостребованные специалисты;

– что это плохие, нищие учебные заведения;

– что ПТУ надо закрыть.

Действительно, как заметили учащиеся, не все понимают, что современные профессионально-технические заведения – «это уже не «хабза».

Вопрос о том, как повысить авторитет системы профессионально-технического образования, может показаться слишком сложным для учащейся молодежи. Однако, было высказано немало предложений, заслуживающих серьезного внимания. Видно, что молодёжь это волнует.

Так, 10,9% считают, что нужна хорошая материальная база, современное оборудование, хорошие условия; 8,6% – информирование, реклама в СМИ; 6,8% за повышение стипендий; 5,8% – предлагают поднять конкурс, повысить проходной балл; 4,5% – поднять авторитет и статус рабочего; 4,3% – поднять зарплату рабочим; 3,8% – внедрение новых технологий.

Респонденты пишут и о питании, и о бесплатном проезде, и о ремонте общежитий, и о льготах при поступлении в ВУЗы и др.

Немало предложений внесено учащимися также и о повышении престижа преподавателей системы профессионально-технического образования. Здесь на первом месте и с большим отрывом -  предложение повысить зарплату преподавателям (49,3%).

Далее идут такие предложения, как укрепление материальной базы, создание благоприятных условий, предоставление жилья – 8,9; повышение квалификации, в т.ч. за границей – 7,2; внедрение новых технологий и методов обучения – 5,1%. Отдельные записи касаются, видимо, конкретных ситуаций.

Например, «не отчитывать учителей перед учащимися» (школьная заповедь), «каждому преподавателю – ноутбук», «ввести строгий вид одежды», «строгость, дисциплина», «защищать преподавателей от учащихся», «проявлять уважение» и др.

Стоит особо обратить  внимание на факт, что на вопрос: «Какие меры следует предпринять для повышения авторитета среднего специального образования?» «затруднилось ответить» ответить только 10% учащихся.

Все эти предложения, высказывания – порой сумбурные, но искренние, – могут стать предметом широкого обсуждения руководства учебных заведений с учащимися.

В этой связи, также стоит обратить внимание на вопрос: «Какие представления людей о среднем специальном образовании стоило бы опровергнуть?».

Учащиеся ССУЗов дали 45 вариантов ответов и только 12,6% «затруднились ответить».

1

это плохое образование

2

невостребованные специальности, не трудоустроиться

3

что это не престижное образование

4

здесь легко учиться

5

здесь учатся тупые, глупые, слабые

6

ничего

7

не сравнивать с пту, среднее - выше

8

что низкая з\п

9

нет карьеры, нельзя работать на высоких должностях

10

поступающие в ссузы, не могли поступить в ВУЗ

11

тяжело учиться

На аналогичный вопрос, учащиеся ПТО ответили  (всего 31 вариант) в порядке убывания, 26,3% от числа опрошенных «затруднилось ответить», но не намного меньше ответов на втором месте:

1

затрудняюсь  ответить

2

здесь учатся тупые, глупые, слабые

3

плохое образование

4

что это не престижно

5

здесь легко учиться

6

ничего

7

невостребованные «спецы», не трудоустроить

8

тяжело учиться

9

что низкая з\п

10

что здесь есть, что - то позитивное

11

что нет практики

12

правильно назвать, они уже не «хабза»

13

плохие, нищие учебные заведения

3.8 Общие выводы исследования

Проведя итоги исследования, можно выделить следующие основные моменты:

  1.  По социально-демографическим характеристикам учащиеся профессионально-технического и среднего специального образования представляют достаточно типичную часть белорусской молодежи.
  2.  Порядка 50% родителей учащихся, получающих среднее специальное образование, владеют дипломом об окончании ССУЗа, что может быть доминирующим фактором выбора учебного заведения. Развитие интереса к профессии возможно через профсоюзные организации и Ассоциации выпускников.
  3.  Мотивы выбора учебного заведения и профессии относятся к трем типам:

1) мотивы профессионального призвания;

2) мотивы внешнего влияния (советы, подсказки и др.);

3) мотивы спонтанные («за компанию», случайно ит.п.).

Исследование показало, что доминирующим мотивом выбора является призвание (интерес к профессии), который характерен для более 60% учащихся. Стоит шире пропагандировать в СМИ обучение в ССУЗах и ПТО,  развивать конкурсы «Лучший по профессии», рассказывать о передовиках производства и т.д.

  1.  Среди источников сведений о своей специальности преобладают неформальные каналы: от друзей и знакомых, в семье, в школе. По сравнению с ними менее значимы такие источники, как ТВ, радио, пресса, интернет, и совсем мало заметны центры профориентации, кружки,  специальная литература. Только на 5-м месте «День открытых дверей», т.е. тот канал, за который отвечают и могут сделать эффективным сами учебные заведения. Следует разработать тематические концепции социальной рекламы и шире использовать в разных каналах СМИ, в т.ч. в Интернете и различного рода рекламных носителях.
  2.  Ожидания и планы учащихся, связанные с приобретением профессии, достаточно взвешены, обоснованы и, можно сказать, социально зрелы.  
  3.  Свое отношение к учебе учащиеся оценили достаточно высоко (по пятибалльной системе на 4 балла в среднем).  Также высоко, на 4 балла с плюсом, оценили уровень преподавания.
  4.  Среди 20-ти наиболее престижных в глазах молодежи ПТО профессий, названных в опросе, 8 – это те, по которым происходит их обучение в системе профессионально-технического образования. Это важный момент профессиональной ориентации, высокой самооценки и профессиональной гордости.
  5.  Во время опроса учащихся высказано немало дельных предложений по повышению авторитета образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов и совсем конкретных, типа введения дресс-кода и пр. Все они заслуживают того, чтобы стать предметом совместного обсуждения с руководством системы профессионально-технического, среднего специального образования и любого другого учебного заведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря влиянию внешних факторов, белорусское общество созрело для того, чтобы начать переход от одного типа общества к другому, от индустриального – к постиндустриальному. Этот процесс начат уже давно и постепенно охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Немаловажным условием существования любого общества является образование. Оно затрагивает каждого индивида и в результате способно изменить все общество в целом, т.к. главная ее задача – воспитание.

Для того, чтобы стать достойными представителями современного, динамического общества и быть готовым к любым социальным, политическим, экономическим или культурным изменениям, необходимо провести реформу в системе образования. Дабы четко определить пробелы и найти выход из сложившихся проблем, необходимо проанализировать образовательную систему и поспособствовать ее совершенствованию.

Для исследования проблем в социологии существует множество инструментов, но, на мой взгляд, наилучшим  оказался метод опроса.

В моей курсовой работе были приведены преимущества данного метода и реальное его использование в исследовании восприятия условий получения образования в современном учебном заведении учащимися системы профессионально-технического образования и в учреждениях среднего специального образования; профессионального самоопределения и оценки своих жизненных перспектив, по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, перспективах трудоустройства.

Исследование проблем в образовании в учреждения ПТО и ССУЗах показало, что предложенные гипотезы в моей курсовой работе подтвердились:

  •  Система образования в Республике Беларусь на сегодняшний день нуждается в исследовании с целью выявления проблем и их решения.

Во время опроса учащихся было высказано немало замечаний и предложений по повышению авторитета образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов и пр.

  •  Метод анкетного вопроса является наиболее подходящим инструментом для выявления проблем в образовании.

Данный метод позволил полно рассмотреть проблемы в образовательной системе, получить откровенные ответы учащихся (благодаря анонимности) и потребовал минимум затрат.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом/ И. А. Бутенко. – М: Изд-во Наука, 1989. – 312 с.
  2.  Васильева, Л. А. Делаем новости! / Л. А. Васильева. – М: Изд – во Аспект пресс, 2002. – 190 с.
  3.  Горшков, М. К. Как провести социологическое исследование / М.К. Горшков. -  М: Изд-во Политиздат, 1990. – 126 с.
  4.  Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие / А.Н. Джуринский. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 86 с.
  5.  Жук А.И. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения \ А. И. Жук, Н. Н. Кашель; под ред. А. И. Жук. – Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. – 86 с.
  6.  Кравченко, А.И. Социология / А. И. Кравченко. - М: Изд-во Москва, 2007. – 320 с.
  7.  Лавриенко, В.Н. Социология / В. Н. Лавриенко. - М: Издательство Москва, 2006. – 136 с.
  8.  Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н. И. Латыш. – Мн.: НИО, 2000. – 126 с.
  9.  Об образовании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002г. № 95-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 янв. 2014 г. – Минск: НЦПИ, 2014. – 400 с.
  10.  Осипов, Г.В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипова. – М: Изд-во Наука, 1985. – 480 с.
  11.  Павленок, П. Д. Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. – М: Изд-во ИНФРА , 2000. – 148 с.
  12.  Погодин, Г.В., Обработка и анализ данных социологического анкетного опроса: Методические рекомендации / Г. В. Погодин. - Мн: ИНБ Республики Беларусь, 2004. - 17 с.
  13.  Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии / Г. П. Смеханова. - М: Изд-во Москва, 2009. – 124 с.
  14.  Сайт кафедры педагогики и проблем развития образования [Электронный ресурс] / Кафедра педагогики и проблем развития образования. – Минск. – Режим доступа: http://www.kafped.bsu.by/– Дата доступа: 26.02.2014.
  15.  Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций / Ю. Н. Толстова. - М: Изд-во ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
  16.  Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М: Изд-во Москва, 2003. – 260 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Программа исследования

Актуальность исследования заключается в том, что ввиду социокультурных изменений, вызванных переходом от индустриального типа общества к постиндустриальному, у белорусского общества появляется необходимость проводить анализ всех систем жизнедеятельности этого общества, таких как культурные, политические, экономические и социальные сферы жизни.  

Наиболее приоритетной сферой является образование, т.к. при помощи этого инструмента формируется отдельно взятый индивид, и, как следствие, само общество.

Цель исследования: провести анализ восприятия условий получения образования в современном учебном заведении учащимися республиканских ПТО и ССУЗов, профессионального самоопределения и оценки своих жизненных перспектив, по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, перспективах трудоустройства.

Задачи:

1. Выявить, по оценкам учащихся, доминирующие мотивы выбора профессии в системе ССУЗов и ПТО.

2. Оценить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами своей жизни в учебном заведении: учебой, выбором профессии, коллективом, организацией досуга и здоровьем.

3. Охарактеризовать ожидания и планы учащихся, связанные с приобретение специальности.

4. Раскрыть жизненные планы учащихся, как они представлены в их самоописаниях.

5. На основе самооценок учащихся, определить их отношение к учебе и оценке уровня преподавания.

6. Замерить мнения учащихся о престиже профессии и авторитете системы высшего образования.

7. Собрать предложения о повышении авторитета профессионально-технического образования и в учреждениях среднего специального образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов о качестве и условиях подготовки специалистов в данной системе.

Объект: белорусские студенты ССУЗов и ПТО.

Предмет: отношение студентов к  образованию в Беларуси.

В качестве метода моего исследования было выбрано дескриптивное генеральное обследование, т.к. оно способно предоставить обобщенную «описательную» информацию, которая характеризует генеральную совокупность в целом.

Используется один источник информации в виде высказываний представителей генеральной совокупности.

Полученная в результате генерального обследования информация будет точной, т.к. образуется в результате обобщенных данных, полученных о каждом из членов генеральной совокупности.  

Выборка является сплошной.

Для проведения исследования был использован такой метод сбора информации, как опрос, методика анкетного опроса. Выбор обусловлен тем, что:

  •  Данная методика позволяет обеспечить анонимность респондента.
  •  Анкетный опрос позволяет исключить влияние внешних факторов (в том числе интервьюера) на опрашиваемого.
  •  Позволяет сэкономить средства при проведении исследования.
  •  Позволяет провести исследование в короткие сроки.

Опрос был проведен посредством рассылки по почте анкет в администрации учебных заведений для дальнейшего распространения анкет учащимся. Распространением занималась администрация учебных заведений. Заполненные анкеты возвращались по почте.

Также был применен метод индивидуального анкетирования  лицом к лицу с респондентом. Этот метод был выбрал в силу того, что, по сравнению с рассылкой анкет, вероятность получения отказов от участия в опросе была меньше, а заполненная информация была искреннее. Данный метод был применен как в Минске, так и в регионах.

Опрос был проведен в период с октября 2013 г. по март 2014 г.

В ПТО  19,7% опрашивались интервьюерами непосредственно, в ССУЗах - 26,6%,  80,3 % ответов получены путем почтового возврата заполненных анкет в ПТО и 73,4% в ССУЗах.

Для проведения исследования, меня интересовали конкретные учебные заведения в каждом областном центре страны (ведущие ССУЗы и ПТО).

Был взят список всех ССУЗов и ПТО Республики Беларусь. Из них были выбраны ведущие учебные заведения по версии Министерства образования Республики Беларусь.  

В их состав вошли (ССУЗы):

Минск: Минский государственный машиностроительный колледж.

Гродно: Гродненский государственный политехнический колледж.

Гомель: Гомельский государственный политехнический колледж.

Брест: Брестский государственный политехнический колледж.

Витебск: Витебский государственный индустриально-строительный колледж.

Могилев: Могилевский государственный политехнический колледж.

Среди ПТО были выбраны:

Минск:  Минский государственный профессионально-технический колледж торговли.

Гродно: Гродненский государственный профессиональный технологический колледж.

Гомель: Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей.

Брест: Брестский государственный профессиональный лицей строителей.

Витебск: Витебский государственный технологический колледж.

Могилев: Могилевский государственный профессиональный лицей № 2.

Для обеспечения репрезентативности результатов исследования в выборочную совокупность включены 1037 респондентов. При исследовании было опрошено 511 мужчин и 526 женщин.

Обработка и анализ полученных данных производился при помощи программы статистической обработки SPSS.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета исследования системы образования Республики Беларусь.

Нам интересно Ваше мнение по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, а также перспективах трудоустройства.

Анкета анонимная и конфиденциальность гарантируется.

Заполнить анкету просто: необходимо обвести кружком цифру напротив того варианта ответа, с которым Вы согласны. Если таких вариантов нет, напишите свой ответ в свободной строке, где это возможно.

  1.  Ваш пол:                                                     2. Ваш возраст: ________ лет.
  2.  Мужской                2) Женский

3. Какое образование у Ваших родителей?

Высшее

Среднее

специальное

Профессионально-техническое

Общее среднее

Общее базовое

  1.  Отец

1

2

3

4

5

  1.  Мать

1

2

3

4

5

4. Ваша будущая специальность _____________________________

5. Вторая специальность ___________________________________

6. Ваша будущая профессия востребована на рынке труда?

1) Да      2) Скорее да      3) Скорее нет     4) Нет     5) Не знаю

7. Оцените уровень преподавания в Вашем учебном заведении?

1) Высокий     2) Средний    3) Низкий    4) Неудовлетворительный

8. Какие профессии Вы считаете наиболее престижными?

1) ____________________________  2) _________________________

9. На Ваш взгляд, что нужно сделать для поднятия престижа профессии преподавателя системы образования?

10. Какие меры следует предпринять для повышения авторитета профессионально-технического и среднего специального образования?

11. Какие представления людей о профессионально-техническом и среднем специальном образовании стоило бы опровергнуть?

    ______________________________________________________________

12. Почему Вы поступили именно в это учебное заведение? (несколько ответов)

1) Влияние семьи

2) Влияние учителей в школе

3) Влияние друзей и знакомых

4) Случайно

5) Надо было где-то учиться

6) Не поступил(а) в другое учебное заведение

7) Имею реальную возможность трудоустройства по профессии

8) Мне нравится профессия

9) Это престижное учебное заведение

10) Здесь легче учиться

11) Близко с домом

12) Здесь был меньше конкурс

13) Повлияла пресса

14) Другое _______________________________________________

13. Назовите все источники, из которых Вы узнали о своей специальности?

1) В школе

2) В семье

3) От друзей и знакомых

4) Занимался в кружке

5) В центре профориентации

6) Во время «Дня открытых дверей»

7) Из 1. Литературы

         2. Газет

         3. Журналов

         4. Радио

         5. ТВ

         6. Интернета

8) Другое _____________________________________________

14. Какие возможности может дать Ваша профессия? (несколько вариантов)

1) Иметь высокий заработок

2) Быть самостоятельным

3) Иметь хорошие условия работы

4) Чувствовать себя профессионалом

5) Сделать карьеру

6) Продолжить образование

7) Завоевать уважение окружающих

8) Другое _______________________________________________

15. Что нужно для того, чтобы стать настоящим профессионалом?   

1) Хорошие условия для учебы

2) Большое желание

3) Трудолюбие и упорство

4) Долго и много работать

5) Хорошие преподаватели

6) Хорошее здоровье

7) Хорошая специальная подготовка

8) Другое _______________________________________________

16. Удовлетворены ли Вы различными сторонами жизни?

Удовлетворен

Скорее

удовлетворен

Скорее не

удовлетворен

Совсем не

удовлетворен

Не знаю

1)Учебой

1

2

3

4

5

2)Здоровьем

1

2

3

4

5

3)Досугом

1

2

3

4

5

4)Выбранной профессией

1

2

3

4

5

5)Коллективом

1

2

3

4

5

Спасибо за участие!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34951. Понятие основных и оборотных средств на предприятии 44.5 KB
  Оборотными средствами называется постоянно находящаяся в непрерывном движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения. Следующая таблица отражает структуру основных и оборотных средств: Производственные фонды Фонды обращения Основные Оборотные Средства труда Предметы труда Рабочая сила Готовая продукция Денежные средства Дебиторская задолженность Пассивные Активные Сырье топливо энергия материалы Здания земля Машины оборудование Основные фонды Оборотные средства.
34952. Понятие предпринимательства и его этапы становления в России 39.5 KB
  Этапы предпринимательства: Зарождение предпринимательства В конце 9 века помимо товарообмена появились денежные отношения. С 16 века в Московской Руси начинается рассвет торговопромышленного предпринимательства. Эпоха Петра как стремительное развитие предпринимательства Эпоха Петра 1 в начале 18 века.
34953. Понятие собственности и ее формы 41 KB
  Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности т. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью с управлением производством с повседневными отношениями между людьми. Формы: Индивидуальная собственность.
34954. Понятие эластичности. Прямая и перекрестная эластичности спроса 43 KB
  Прямая и перекрестная эластичности спроса. Эласти́чность численная характеристика изменения одного показателя например:спроса или предложения к другому показателю например: цене доходу и показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1. Товары с эластичным спросом по цене: Предметы роскоши драгоценности деликатесы Товары стоимость которых ощутима для семейного бюджета мебель бытовая техника Легкозаменяемые товары мясо фрукты Товары с неэластичным спросом по цене: Предметы первой...
34955. Понятие эластичности. Эластичность спроса по доходу и прямая ценовая эластичность 44 KB
  Эластичность спроса по доходу и прямая ценовая эластичность. Эласти́чность численная характеристика изменения одного показателя например:спроса или предложения к другому показателю например: цене доходу и показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1. Товары с эластичным спросом по цене: Предметы роскоши драгоценности деликатесы Товары стоимость которых ощутима для семейного бюджета мебель бытовая техника Легкозаменяемые товары мясо фрукты Товары с неэластичным спросом по цене:...
34956. Понятие, показатели и цели экономического роста 50 KB
  Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития экономический рост количественный показатель. Изучение экономического роста проходит в рамках теорий экономического роста Общепринятой количественной мерой экономического роста являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения: где t индекс времени.
34957. Понятия и задачи экономической теории 31.5 KB
  Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки микроэкономики макроэкономики международной экономики эконометрики теории игр. Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений поэтому ее определения различны.
34958. Потребительский выбор и потребительская корзина 38.5 KB
  Потребительская корзина набор товаров и услуг необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год в среднем. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие потребительская корзина куда вошло 156 наименований товаров и услуг.
34959. Признаки и функции фирм 36 KB
  Фирма – основная хозяйственная единица экономики, зарегистрированная в соответствии с правовой формой, имеющая название, юридический адрес, устав, печать, баланс и счет в банке