17192

Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции

Научная статья

Религиоведение и мифология

Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции. Вопрос об отношении между философией и богословием между верой и разумом достаточно старый и решался он в зависимости от культурной и исторической ситуации поразному. Для нас важно что в полемике по этом

Русский

2013-06-30

42.51 KB

2 чел.

Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции.

Вопрос об отношении между философией и богословием, между верой и разумом достаточно старый и решался он в зависимости от культурной и исторической ситуации по-разному. Для нас важно, что в полемике по этому вопросу сторонники диаметрально противоположных взглядов периодически прибегают к авторитету Священного Писания и к святоотеческому наследию. По этой причине представляется полезным внимательно рассмотреть, безусловно, авторитетные для каждого православного христианина мнения святых отцов и учителей Церкви относительно философии, а также причины побуждавшие их  ее критиковать. Тем более это актуально, что в связи с реформированием духовного образования в Русской Церкви и повышением внимания к философским дисциплинам в семинариях и академиях, мы постоянно сталкиваемся не в теории, а на практике с предрассудками не церковного и атеистического сознания, которые привились и православным. Пример такого предрассудка – ставшее расхожим противопоставление Афин и Иерусалима, под которым понимается противопоставление философии и богословия, научного знания и веры.

Известно, что в основе этого противопоставления – знаменитый вопрос Тертуллиана в сочинении “О прескрипции [против] еретиков”: “Итак: что Афины – Иерусалиму? Что Академия – Церкви? Что еретики – христианам? Наше установление – с портика Соломонова, а он и сам передавал, что Господа должно искать в простоте сердца (Прем. 1,1). Да запомнят это все, кто хотел сделать христианство и стоическим, и платоническим, и диалектическим. В любознательности нам нет нужды после Иисуса Христа, а в поисках истины – после Евангелия”. Для Тертуллиана языческая философия – мать всех ересей, а философы – патриархи еретиков.

Подобную непримиримую позицию по отношению к античной философии занимал Татиан, который считал всю греческую культуру порочной по своей сути.

Действительно, христианство с самого начала своего бытия противопоставило себя “мудрости мира сего”. Об этом говорил уже апостол Павел: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (1 Кор. 2, 4 — 5). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: “Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие …” (1 Кор. 1, 20 – 21).

Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному ее отрицанию. Уже во II веке христианские апологеты, желая представить христианство в форме, приемлемой для греко-римского мира, использовали понятие Логоса из пролога Евангелия от Иоанна, для того, чтобы представить христианство как собственно философию. Так, по мнению Иустина мученика, греческие философы обладали только частицей Логоса, тогда как христиане владеют Логосом – совершенным Разумом, воплощенном в Сыне Божием. Если философ живет согласно Разуму, то христианство можно назвать подлинной философией, ибо христиане живут согласно с божественным Логосом. Еще сильнее тенденция представить христианство как философию и усвоить достижения античности проявилась в III веке в трудах Климента Александрийского и Оригена. Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки.

Но если в адрес Оригена и Климента порой адресуют вполне обоснованные упреки в неортодоксальности их взглядов, то жизнь великих Каппадокийцев вполне может являтся примером христианского отношения к наследию античной культуры.

Любовь Григория к учености, в особенности – к словесным наукам и философии, была не менее горячей, чем его преданность христианской вере. Такое отношение, впрочем, характерно для того круга, в котором он всю жизнь вращался. Его ближайшие друзья – Василий Великий и Григорий Нисский – оба внесли значительный вклад в пропаганду античной учености на христианской почве. Первый, в частности, написал пространные “Советы юношам” о пользе чтения языческой литературы: основная мысль этого сочинения заключается в том, что “внешние науки не бесполезны” для христианина, но, напротив, он должен заимствовать из них все, служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту.

Великие Каппадокийцы подчеркивая превосходство христианства над эллинизмом, тем не менее, считали необходимым полностью усвоить все лучшее, что было накоплено человеческой цивилизацией вне христианства. Язычество и идолопоклонство должны быть отвергнуты. Однако все то, что может послужить нравственному совершенствованию человека, должно быть с благодарностью воспринято христианством из языческой учености: “Я думаю, -- говорит святитель Григорий Богослов, --  что всякий имеющий ум, признает ученость первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу (ученость), которая, ставя ни во что изысканность и пышность в слове, имеет (своим предметом) одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане, по невежеству, гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога… (В науках) мы восприняли исследовательскую и умозрительную (сторону), но отвергли все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в бездну погибели; мы извлекли из них полезное для благочестия, через худшее научившись лучшему, и переделав их немощь в твердость нашего учения. Поэтому не должно уничижать ученость, как некоторые делают, но нужно признать глупыми и необразованными тех, кто, придерживаясь такого (мнения), желал бы, чтобы все были подобны им, чтобы в общей массе была незаметна их собственная (глупость) и чтобы избежать обличения в невежестве”. В соответствии с этими представлениями Григорий выдвигал идею о том, что языческая культура и эллинская мудрость не принадлежат язычникам: будучи языческими по происхождению, они теперь принадлежат христианству, так как оно оказалось способным творчески воспринять и усвоить их. Григорий гневно обличал Юлиана Отступника за то, что тот хотел лишить христиан возможности получать хорошее светское образование, отсутствие которого и должно было, по мысли Юлиана, превратить христианство в маргинальную секту, состоящую из малограмотных и малокультурных людей. К сожалению, сейчас некоторые порой готовы сами лишить себя полноценного образования, считая его ненужным для христианской жизни.

Наряду с благожелательным в целом отношении к наследию античной культуры у многих святых отцов, и у тех же каппадокийцев, можно встретить отрицательные суждения о философии, которые, как правило, были вызваны полемикой с еретиками.

Если обратиться к истории Церкви мы увидим, что многие византийские отцы говорили о том, что источником ереси является философия. Действительно, ереси “большого стиля”, как правило, создавались людьми, весьма искушенными в философии, прежде всего платонической. Достаточно вспомнить Ария вобравшего принципы раннего Оригена. Но это дерзновение всегда порождало ответную реакцию святых отцов, ибо запрещением иной раз, и чаще всего, просто не справиться. Уже Великие Каппадокийцы начинают философствовать как бы “поневоле”, ибо их богословский импульс рождался из живой угрозы для Церкви. Часто в писаниях святых отцов можно встретить слова сожаления о том, что из-за бесчинства еретиков им приходится оставлять уединение пустынной жизни и обращаться к полемике. Ярким примером этого являются святоотеческие творения периода Вселенских Соборов, а также творения поздневизантийских отцов, например, “Триады в защиту священно-безмолствующих” святителя Григория Паламы. Если появление “Сумм теологии” в эпоху Средневековья, порой содержащих псевдо-систематические построения, часто продиктовано попыткой “служения славе Божией”, то для византийских отцов догматика есть, прежде всего, жизнь и исповедание. Именно поэтому в Византии достаточно продолжительное время не появлялось привычных для нас ныне курсов “Догматического богословия”, ибо из любопытства никто в церковной ограде богословием не занимался. Святые отцы не ставили перед собой задачи построить законченную богословскую систему, но стремились только отвести угрозу от Церкви.

Конечно, трудно не согласиться с утверждением, что с приходом христианства философия потеряла прежнее свое значение, ибо философский дискурс заменило христианское богословие. Но если часть христиан стала представлять христианство как философию в подлинном смысле слова, то это стало возможным не потому, что практикуемая христианством экзегеза и созданное им богословие аналогичны языческим экзегезе и теологии, а потому, что, как и античная философия, оно есть определенный стиль жизни и образ бытия”. Это обстоятельство особенно важно помнить сейчас, когда некоторые пытаются представить философию как сугубо рационалистическую область человеческого познания забывая, что современные “Догматики” отнюдь не являются плодом молитвенных созерцаний.

Вообще, ставшее традиционным сейчас утверждение о том, что вера и разум начала трудно сочетаемые, вряд ли найдет сколько-нибудь обстоятельное подтверждение в святоотеческой литературе. Основание, предпосылка веры – Священное Писание, а также тварный мир являются двумя этапами единого Божия Откровения и поэтому не могут противоречить друг другу. Отношение к тварному миру как к символическому тексту Творца и необходимость понимать его в духовном смысле ставит перед богословом задачу правильного понимания и истолкования Откровения. Конечно, при интерпретации Священного Писания разум должен подчинить себя вере, иначе на каждом шагу он будет встречать противоречия, но когда мы резко разводим диалектику и богословие, последнее, как правило, оказывается жертвой неосознанной философии. Характерно, что великие ненавистники разума Тертуллиан и Татиан так и не смогли удержать “царского пути” между верой и разумом.

“Непобежденный скептицизм”, по его мнению, неизбежно ведет к раздвоению мыслей, к возведению сомнения в принцип и норму, и в конечном счете к богословской прелести. “Для современного религиозного декаденства, отстаивающего свободу аффекта против мысли, - писал Е. Н. Трубецкой, - подчинение религиозного чувства твердым логическим определениям абсолютно не приемлимо” [44. С. 124].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36710. Исследование и расчет режимов распределительной сети 6 - 10 кВ 92.5 KB
  Воспроизведите модель распределительной сети на расчетном столе переменного тока. Определите параметры установившихся режимов распределительной сети для следующих схем: полной; разомкнутой вблизи точки естественного потокораздела; послеаварийной рассмотрите наиболее тяжелый случай. В каждом режиме измерьте: напряжения в центрах питания и в узлах нагрузки; токи в линиях; активные и реактивные мощности в начале и конце каждого участка сети; выполните анализ полученных установившихся режимов.
36711. Кластерный анализ. Агломеративные методы 22.56 KB
  Решение поставленной задачи: 1Центрируем и нормируем: 2Рассчитаем матрицу расстояний: 1 2 3 4 5 6 Далее поскольку матрицы будут симметричными будут записаны полученные данные только над главной диагональю 3По методу дальнего соседа: Объединим 1 и 2 с расстоянием 0.84 1 3 4 5 6 Объединим 1 и 3 с...
36712. Имитационное моделирование случайных событий. Компьютерное моделирование 214.5 KB
  Оценить надежность системы в соответствии с вариантом состоящей из трех узлов и устройств B C D E F. Рассчитать аналитически вероятность безотказной работы всей системы. Построить имитационную модель системы. Оценить вероятность безотказной работы системы с помощью имитационной модели.
36713. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ» И ОСНОВЫ РАБОТЫ В НЕЙ 223 KB
  Задание № 2 Сформируйте структуру таблицы АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ для хранения в ней справочных сведений о районах Ставропольского края. Структура таблицы АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ Признак ключа Имя поля Тип поля Размер поля Ключ Код района Текстовое 3 Название района Текстовое 20 Плотность населения Числовое С плавающей точкой Число населенных пунктов Числовое Длинное целое Площадь территории Числовое Длинное целое Численность населения Числовое С плавающей точкой Технология работы В окне базы данных перейдите к объектам ТАБЛИЦЫ. Таблица...
36714. Исследование схем усилителей в программной среде PSpice 190 KB
  Усилитель собран на биполярном транзисторе, который нагружен на двухконтурный полосовой LC-фильтр. Этот фильтр настроен на частоту 36 МГц и имеет характеристическое сопротивление 100 Ом. Фильтр состоит из двух параллельных контуров
36715. Имитационное моделирование случайных событий 117.5 KB
  В каждой задаче в соответствии с вариантом построить имитационную компьютерную модель имитирующую предлагаемое событие или события. С помощью имитационной модели оценить вероятность данного события событий и рассчитать необходимое количество экспериментов. Рассчитать аналитически вероятность предлагаемого события событий и сравнить с расчетами полученными методами имитационного моделирования. Постройте модель имитации данного события.
36716. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ И СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ 193.5 KB
  Задание № 3 Использую возможности фильтрации данных постройте следующие фильтры для выборки данных в соответствии с приведенными критериями. С помощью Расширенного фильтра из таблицы Административные районы выбрать те районы в которых численность населения превышает 50 тыс. Удалить фильтр. В меню Записи выберите команду Фильтр Расширенный фильтр.
36717. Гидрологический режим реки Амазонки и ее устьевой области 1.61 MB
  Географическое положение бассейна реки (географическая зона, высотный пояс, удаленность от океанов, государственная принадлежность, координаты центра и крайних точек, основные морфометрические характеристики (площадь, длина, ширина бассейна, длина реки), основные притоки – карта-схема бассейна)
36718. Моделирование случайных величин 176 KB
  Три стрелка стреляют каждый по своей мишени делая независимо друг от друга по одному выстрелу. Рассматриваются три случайные величины: число попаданий первого стрелка; число попаданий второго стрелка; число попаданий третьего стрелка; Пусть случайная величина. Три стрелка стреляют каждый по своей мишени делая независимо друг от друга по одному выстрелу. Рассматриваются три случайные величины: число попаданий первого стрелка; число попаданий второго стрелка; число попаданий третьего стрелка; Пусть случайная величина.